Могут ли административный протокол подписывать понятые. Кто может быть понятым: его статус и характерные особенности Кто может быть понятым при составлении протокола
Проводя следственное действие по различного вида делам сотрудниками органов следствия и дознания могут привлекаться посторонние субъекты, не заинтересованные в его исходе.
Важность роли понятых для судьбы подследственного
Конечно, без участия того, кто может быть понятым, при проведении обыска не обходится ни одно преступление.
Иногда за незаметной ролью кроется важный смысл.
Ни для кого не секрет, что следствие не всегда проводится чисто.
Несомненно, что в последнее время качество работы работников следственных органов повышается, но не стоит забывать, что существуют работники, которые могут подбрасывать улики и иные компрометирующие вещества.
Вот при этом он и может сыграть большую роль. Например, при обыске, когда он осуществляется несколькими , сложно контролировать все их действия, поэтому возможностей для фальсификации у них масса.
И лучше не рассчитывать на их честность, так как гарантий незаинтересованности дать не сможет никто.
Поэтому, если человеком принято решение принять статус понятого, нужно отдавать себе отчет, что от его действий, в том числе, зависит дальнейшая судьба человека. И приобретая обязательства стороны процесса раскрытия преступления, нужно подходить к ним со всей ответственность.
Так, к примеру, нужно внимательно смотреть, что делают проводящие обыск сотрудники либо внимательно читать составленный протокол. При возникновении возражений или сомнений в законности выполняемых действий, их необходимо вносить с подготовленную к подписи документацию.
Таким образом, если лицо приглашают стать понятым, и такое согласие им дано, не следует относиться к выполнению обязательств безразлично или чего-то бояться, потому что пострадать могут совершенно безвинные люди.
Надо отметить, что законодательство определяет статусу понятого особое значение в силу того, что его присутствие должно восполнять неточности при осуществлении деятельности, связанной со следственными мероприятиями.
А также устранять возникающие противоречия, удостоверять получение доказательств, последовательность предпринимаемых действий соответствующих органов и поведение участвующих в процессе граждан. Помимо этого, с его помощью можно предотвратить попытки избавиться или сокрыть необходимое к изъятию имущество или ценности, отказ или невозможность подписание документации и другое.
О понятых можно посмотреть на видео:
Задайте свой вопрос в форму ниже
Еще по этой теме:
Постановлением мирового судьи Оганнисян признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.12.8 КОАП - Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год и шесть месяцев.
Я, как защитник Оганнисяна во второй инстанции, не согласился с постановлением, просил его отменить по тем основаниям, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Суд, исследовав материалы дела, и выслушав наши доводы, нашел жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Оганесян Ф. вину в совершении административного правонарушения не признал.
Протокол о направлении Оганесян Ф. на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, составлен с нарушениями требований норм административного законодательства, как следствие – процедура прохождения медицинского освидетельствования нарушена. А именно, процедура направления водителя на медицинское освидетельствование предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475 и Кодексом РФ об административных правонарушениях.
На основании ст. 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных КоАП РФ, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результат.
На основании ст. 27.12 КоАП РФ протокол о направлении на медицинское освидетельствование и протокол об отстранении от управления т/с составляются с обязательным участием двух понятых
.
Из материалов административного дела следует, что протокол о направлении Оганесян Ф. на медицинское освидетельствование и протокол об отстранении его от управления т/с составлены без участия понятых.
При таких обстоятельствах протокол о направлении Оганесян Ф. на медицинское освидетельствование и протокол об отстранении его от управления т/с не могут являться допустимыми доказательствами по делу, так как получены с нарушением закона.
Ссылка суда в постановлении о назначении административного наказания на то, что вина Оганесян Ф. подтверждается совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении, который не оспорен Оганесяном Ф., актом освидетельствования на состояние опьянения и актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет т/с, является лишь перечислением составленных документов, дающих понимание об их количественном критерии. Однако подмена качественного показателя количественным показателем доказательств по делу недопустима.
Более того, административным законодательством не предусмотрена обязательная процедура обжалования протокола об административном правонарушении, а значит не оспаривание протокола ни коим образом не подтверждает состояние алкогольного опьянения Оганесян Ф.
Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения так же не доказывает наличие алкогольного опьянения Оганесян Ф., так как освидетельствование на месте не проводилось, что и подтверждается актом.
Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет не может являться допустимым доказательством по делу, так как получен с нарушением требований закона ввиду нарушения процедуры направления на медицинское освидетельствование
как по уголовно-процессуальному, так и по адми-нистративно-деликтному законодательству на территории Российской Федерации законными признаются следственные действия с участием не менее двух понятых.
Понятой исполняет роль одного из гарантов правильности непосредственного восприятия при производстве процессуальных действий того или иного должностного лица, обстоятельств и фактов, имеющих значение для дела, надлежащего их отражения в соответствующем протоколе. Законодателем понятой отнесен к группе так называемых иных участников судопроизводства наряду со свидетелем, экспертом, специалистом, переводчиком. Как и другие участники этой группы (кроме свидетеля), понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо. Но в отличие от них для понятого не требуется присутствия такого признака, как компетентность.
Понятые наделяются рядом процессуальных прав, включая, например, замечания по поводу произведенных действий. Они подлежат занесению » соответствующий протокол. Понятые должны присутствовать при производстве процессуального (следственного) действия в течение всего времени. Если впоследствии у кого-либо из представителей сторон возникнут сомнения в полноте и объективности следственного действия и в полученных при этом доказательствах, то понятые могут быть допрошены в качестве свидетелей.
В судебной практике факт неразъяснения понятым их прав и ответственности признается обстоятельством, лишающим протокол следственного действия, проведенного с их участием, доказательственного значения (см.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1998, №2, с. 11). Выявление личного интереса понятого в исходе дела служит основанием для его устранения от участия в следственном действии. Однако законом не определено, каким образом следователь должен устанавливать личность понятого и место его проживания.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. (далее - КоАП) доказательствами по делу об административном правонарушении служат любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств и вещественными доказательствами.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, можгут быть признаны, в частности, объяснения потерпевшего, свидетеля, лица, привлеченного к ответственности, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции, ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ (прежде всего знаменитое «правило Миранды» - не свидетельствовать против самого себя), а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
составления первого протокола о применении мер обеспече ния производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП;
составления протокола или
вынесения прокурором постановле
ния о возбуждении дела;
вынесения определения о
возбуждении дела при необходи
мости проведения административ
ного расследования, предусмотрен
ного ст. 28.7 КоАП;
оформления предупрежде
ния или с момента наложения (взи
мания) административного штрафа
на месте совершения администра
тивного правонарушения в случае,
если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6
КоАП вместо протокола составляет
ся постановление-квитанция уста
новленного образца.
По аналогии с дореволюционным законодательством в современном протоколе об административном правонарушении указываются дата и место составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, повод для возбуждения дела, данные о наличии события правонарушения, статья КоАП либо закона субъекта РФ, предусматривающая за это административную ответственность. В соответствии со ст. 26.8 КоАП показания специальных технических средств отражаются в административном протоколе, а также указываются наименование измерительного прибора, его номер, дата проведения метрологической проверки, если такой прибор применялся.
Прокурор вместо протокола о совершении административного правонарушения выносит соответствующее постановление о возбуждении дела (ст. 28.4 КоАП).
Часть 1 ст. 28.5 КоАП определяет, что протокол составляется немедленно после выявления деликта. Если необходимо выяснить дополнительные обстоятельства о правонарушителе - то в течение двух суток с момента выявления правонарушения, при проведении административного расследования - после его окончания. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом; ему, а также потерпевшему вручается под расписку его копия. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются.
В соответствии со ст. 25.5 КоАП с момента составления административного протокола для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель последнего.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, гражданином или законным представителем организации, в отношении которых возбуждено дело (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ). В случае их отказа подписать протокол в нем делается соответствующая запись.
В соответствии с п. 2 ст. 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных гл. 27 Кодекса, эта глава содержит исчерпывающий перечень мер обеспечения производства с обязательным присутствием понятых (ст. 27.7, 27.10, 27.13 и 27.14 КоАП РФ).
Но не все так просто, как представляется на первый взгляд.
Так, например, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2006 г. по делу МвАбб-4971/2006 заявление о привлечении некоего Общества с ограниченной ответственностью к административным санкциям за производство и оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, осталось без удовлетворения, так как судом было установлено, что к отбору образцов (проб) и составлению соответствующего акта понятые не привлекались, протокол об изъятии не составлялся.
Присутствие понятых во время применения других мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе и направлении на медицинское освидетельствование, Кодексом не предусмотрено. Таким образом, их присутствие в данном случае не является обязательным.
Согласно п. 3 Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов (они утверждены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. № 930) оно проводится на основании соответствующего протокола, составленного в присутствии двух понятых и подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, а также водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера. Следовательно, без протокола, составленного в присутствии двух понятых, медицинское освидетельствование проводить нельзя. Тем не менее законодатель разрешил должностному лицу (т.е. милиционеру) разбираться с водителем без участия понятых, только на основании своего опыта.
Между прочим, Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования от 29 июня 1983 г., утвержденная МВД СССР по согласованию с союзными Минздравом и Минюстом, действует до сих пор. По ней освидетельствование водителя на месте с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости» либо других технических средств должно проводиться в присутствии двух понятых.
Данная процедура является относительно добровольной мерой медицинского характера. Относительной потому, что за отказ от ее прохождения установлена административная ответственность.
Итак, основаниями для медицинского освидетельствования водителя являются;
1) факт дорожно-транспортного происшествия;
2} наличие у водителя признаков опьянения;
3) заявление граждан об употреблении водителем спиртных напитков;
4) признание самого водителя в употреблении спиртных напитков.
Водитель вправе отказаться от медицинского освидетельствования на месте происшествия. В этом случае должностное лицо в присутствии свидетелей и потерпевших, если они имеются, составляет протокол о нарушении правил дорожного движения, в котором указывает визуальные признаки опьянения и факт отказа нарушителя от медицинского освидетельствования.
В соответствии с п. 6.5.7 Наставления по работе дорожно-пат-рульной службы Государственной инспекции безопасности дорожно-ао движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 20 апреля 1999г. №297, сотрудник дорожно-патрульной службы обязан проводить освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших
угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела.
Таким образом, сотруднику ДПС для подтверждения опьянения предоставлено право освидетельствования подозреваемых, если совершенное ими преступление или административное правонарушение повлекло угрозу безопасности дорожного движения. При этом все строится исключительно на добропорядочности сотрудника (чиновника), без обязательного участия понятых или свидетелей. Но при спорной ситуации освидетельство вание должно проводиться в медицинском учреждении. Как правило, это происходит иногда по истечении довольно длительного времени, и организм может очиститься естественным путем. В этом случае медицинское освидетельствование проводить бессмысленно, но остается освидетельствование, проведенное сотрудниками милиции. Поскольку законом не установлен порядок такого освидетельствования, то в п. 25 Методических рекомендаций по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, утвержденных письмом МВД РФ от 18 июня 2003 г. № 13/Ц-72, уточнено, что по результатам освидетельствования, проведенного сотрудниками милиции с применением технических средств, составляется соответствующий акт. В нем результат освидетельствования отражается, как показатель произведенной пробы - положительный или отрицательный. Но только на первый взгляд кажется, что имеются два состояния. На самом деле противоположным трезвому является нетрезвое состояние.
Подробно это освещено в статье Л.В. Астафьева и А.И. Кузьмина «К вопросу о предмете освидетельствования лиц, управляющих транспортным средством» (Адвокат, 2005, №6). По мнению авторов, опьянение представляет собой степень нетрезвого состояния, которую законодатель признал основанием для привлечения к административной ответственности лицо, управляющее транспортным средством. Состояние опьянения не является ближайшим к трезвому. Между трезвым состоянием и состоянием опьянения - значительный промежуток времени. Но разница между употреблением алкоголя и состоянием опьянения остается довольно туманной. Каким образом она учитывается в приказе Минздрава РФ «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» от 14 июля 2003 г № 308, непонятно. Для привлечения к административной ответственности лица, управлявшего транспортным средством, достаточно констатировать наличие опьянения. Получается, что управление транспортным средством лицом, употребившим алкоголь, разрешается!
На фоне вышесказанного, в ситуации, когда водитель остается наедине с инспектором ГИБДД, можно рассмотреть типичное дело о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП (Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), рассматривавшееся в г. Пушкине.
Водитель Б. в суде, как на одно из нарушений, указывал, что в силу требований ч. 3 и 4 ст. 25.5 КоАП защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола. В нарушении ч. 6 ст. 28.2 КоАП ему не была вручена копия протокола, в связи с чем инспектор использовал правовую возможность на законном основании отстранить защитника (адвоката, полномочия которого удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием} от участия в рассмотрении дела непосредственно в момент задержания. Однако Конституция РФ (ст. 2, 45 и 48) не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным моментом принятия органом дознания, следствия или прокуратуры какого-либо процессуального акта.
Таким образом, хотя законодатель и указал на возможность привлечения к делу защитника, водитель остался в одиночестве и понял, что все зависит от воли должностного лица и его желания составить или не составить протокол об административном правонарушении.
Судом было установлено, что присутствие понятых при направлении на медицинское освидетельствование КоАП не предусмотрено, т.е. присутствие понятых при применении этой меры не является обязательным. Согласно вышеупомянутым Методическим рекомендациям в бланках протоколов предусмотрены данные о понятых (протоколы об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование). Именно эти, а не иные бланки использовал инспектор.
Однако в протоколах об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование, представленных в суд, инспектор указывает на присутствие понятых, а в копиях, написанных под копирку и выданных водителю Б., упоминание о понятых отсутствует {?!). Что хотел доказать инспектор суду и какими правовыми нормами при составлении протоколов он руководствовался, так и осталось невыясненным. Кстати сказать, понятые, записанные в протоколах, в суд не вызывались из-за их отсутствия по адресам, перечисленным сотрудником ГИБДД!
В соответствии с п. 60 Методических рекомендаций бланки временных разрешений, предупреждений, административных протоколов, протоколов об отстранении от управления транспортным средством, направлении на медицинское освидетельствование, ак-товосвидетельствования участника дорожного движения, проведенного сотрудниками милиции с применением технических средств, протоколов задержания транспортного средства и о запрещении их эксплуатации, постановлений по делу об административном правонарушении, постановлений-квитанций являются документами строгой от-четности и изготавливаются по заказам органов управления ГИБДД. Они должны иметь серию, порядковый номер и код региона. Методические рекомендации предписывают (п. 61), что получение, учет, хранение и выдача бланков осуществляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению с документами строгой отчетности. Учет их поступления и выдачи ведется в специальном реестре. Бланки, испорченные при заполнении, уничтожаются во время очередных проверок, о чем составляются соответствующие акты. В таком же порядке аннулируются временные разрешения, обнаруженные после их утраты, если взамен выданы новые (п. 63 Методических рекомендаций).
Как обычно, суд не нашел оснований не доверять показаниям свидетеля (сотрудника ГИБДД). Основанием для направления водителя Б. на освидетельствование, помне-нию суда, стали выявленные милиционером признаки опьянения. Суд признал несостоятельным и не основанным на законе довод водителя Б. и его защитника о том, что отсутствие понятых при составлении протокола о направлении на медицинское освидетельствование препятствует установлению фактических обстоятельств по делу.
Пушкинский районный суд (вторая инстанция) при рассмотрении апелляционной жалобы, заслушав свидетеля, которого указал в протоколе сотрудник ГИБДД, оставил ее без удовлетворения, отметив, что показания этого свидетеля, сотрудника милиции, не заслуживают доверия, так как он является знакомым защитника водителя Б.(!)В то же самое время Пушкинский районный суд 5 мая 2003 г. постановил прекратить производство по административному делу в отношении гражданина А. по ст. 12.26 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения. Судом было установлено, что некий гражданин Т., указанный в качестве понятого, не может проживать по записанному в протоколе адресу, так как этого адреса в действительности не существует. При таких обстоятельствах протокол о направлении А. на медосвидетель-ствование и протокол об административном правонарушении по ст. 12.26 КоАП не могут расцениваться как достоверные и допустимые доказательства.
Законодателю следовало бы внести поправку о том, чтобы протокол прочитывался лицом, его составившим, всем присутствовавшим при нарушении и ими подписывался. А уж отказ правонарушителя подписать протокол, по аналогии со ст. 167 УПК, должен удостоверяется подписью его составителя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.
Таким образом, видно, что законодатель, стремясь облегчить работу сотрудников ГИБДД, оставил водителя без такой эффективной и объективной защиты, опробованной в России на протяжении столетий, как понятые, которые не имеют в деле личного (прямого или косвенного) интереса. В настоящее время водителям лишь остается уповать на суд и ч. 3 ст. 10 ГК. Эта норма устанавливает, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялис
1. Изменения в протокол внесены без ведома водителя
- Должностные лица не вправе самостоятельно, в одностороннем порядке исправлять процессуальные документы (протоколы, акты и прочие). В п. 4 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" от 24 марта 2005 года сказано, что если протокол об административном правонарушении составлен или другие материалы оформлены неправильно, судья должен вынести определение о возвращении этих документов в орган или должностному лицу, которыми они составлены (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП). Данные протокола не позволяли сделать вывод о конкретном месте совершения правонарушения. В ДПС уточнили адрес, подписав на документах "исправленному верить". Водитель при этом не присутствовал, и в известность его также не поставили - что нарушает требования КоАП РФ (ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2) (дело ВС РФ № 82-АД16-3). Возле приписок стоят печати подразделения ГИБДД и "исправленному верить", а подписей предполагаемого нарушителя - нет. Инспектор ГИБДД самостоятельно "переквалифицировал" нарушение водителя. Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальные акты.
- Копия протокола о правонарушении отличается от документа, представленного ДПС: уже в отсутствие водителя инспектор ДПС вписал в протокол слово "повторно", исправив, соответственно, запись о нарушении - с ч. 1 на ч. 4 ст. 12.8 КоАП. При этом, никаких свидетельств того, что водителю пытались вручить исправленный протокол, нет. Что подтвердилось показаниями сотрудника ДПС.
- Содержание имеющегося в деле протокола об административном правонарушении не соответствует копии этого же протокола, врученной ему сотрудником ДПС, протокол о направлении на медицинское освидетельствование и определение мирового судьи о принятии дела к производству и назначении судебного заседания не подписаны.
- Протокол потерян, а дубликат протокола в присутствии водителя не составляли, в надлежащем порядке известили его о документе, что нарушает нормы КоАП РФ (ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2). Оснований полагать, что дубликат протокола составлен с соблюдением требований кодекса, нет, а значит, имеющаяся в деле копия протокола не может рассматриваться, как доказательство вины водителя (дело № 44-АД16-17).
2. Протокол составлен без понятых
- В ч. 2 ст. 25.7 КоАП сказано, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на аналогичное обследование в медицинское учреждение сотрудники ГИБДД должны осуществлять в присутствии 2 понятых (которые удостоверяют совершение процессуальных действий своими подписями в протоколе) или с применением видеозаписи (о чем также делается запись в протоколе). Если понятые отсутствовали, к материалам дела должно быть приложено видео, снятое автоинспектором. Когда в материалах дела нет такой записи или сведений о понятых, судья обязан вернуть их должностному лицу, составившему протокол (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП);
- Понятой пояснил суду, что сотрудники ДПС не показали ему водителя, который отказался продуть алкотестер, и что он не помнит, говорили ли при нем о том, что данный гражданин отказывается ехать на медицинское освидетельствование в больницу. Второго понятого в суд не вызывали. При этом, в протоколе содержится запись, внесенная инспектором ДПС, "от прохождения медосвидетельствования отказался", не заверенная подписью водителя, и нет пометки "от подписи отказался". Полученные при таких обстоятельствах протоколы об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медосвидетельствование признаны недопустимыми доказательствами по делу как полученными с нарушением требований КоАП РФ.
3. В протоколе нет обязательных сведений
- Инспектор не указал, на каком основании направил водителя на медицинское освидетельствование. Это можно сделать при отказе от прохождения освидетельствования на месте, несогласии с его результатами, наличии признаков опьянения при отрицательных показаниях алкотестера.
- Согласия или несогласия водителя с результатами освидетельствования в акте не оказалось, не было там и ни одной подписи водителя - во всех графах, где ее наличие необходимо, стояла отметка "отказался". Протокол, которым водитель направлялся на обследование в наркодиспансер, не одержал согласие водителя на прохождение этой процедуры, отсутствуют подписи водителя и понятых. При этом по времени протокол составлен раньше, чем акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, в нарушение порядка, установленного п. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ. Приведенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом ГИБДД предусмотренного законом порядка установления факта нахождения лица, которое управляет транспортным средством, в состоянии опьянения, и свидетельствуют о наличии неустранимых сомнений в виновности Э. А. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
По утрам меня нередко останавливают сотрудники Госавтоинспекции и просят быть понятым при составлении протокола о задержании нетрезвого водителя. Уверен, что каждый водитель хоть раз в жизни выступил в роли понятого. Но ведь давно говорили об отмене института понятых, так как появились новые средства видеофиксации, принимаемые судами в качестве доказательства. Появились ли долгожданные изменения в КоАП РФ?
Владимир СОРОКИН.
Еще с 15 ноября 2014 года внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, сообщили в пресс-службе УМВД России
по Магаданской области.
15 октября 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) опубликован Федеральный закон от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который вступил в силу 15 ноября 2014 года.
Федеральным законом с указанной даты вносится ряд существенных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Одно из основных изменений в КоАП РФ, предусмотренных данным федеральным законом, касается исключения обязательности так называемого института понятых. Так, новой редакцией статьи 25.7 КоАП РФ предусматривается, что в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий (за исключением личного досмотра) эти процессуальные действия будут совершаться в отсутствие понятых, о чем будет делаться запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При этом видеозапись совершения процессуальных действий будет прилагаться к протоколу либо акту.
Еще одно из существенных изменений — исключение из статьи 27.13 КоАП РФ такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как запрещение эксплуатации транспортного средства. Данная мера до настоящего времени реализовывалась путем снятия с транспортного средства государственных регистрационных знаков. Однако, поскольку в настоящее время владелец транспортного средства имеет возможность изготовить дубликаты государственных регистрационных знаков на любом предприятии-изготовителе регистрационных знаков, дальнейшее применение данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении признано нецелесообразным.
В статью 11.23 КоАП РФ внесено уточнение, что данная норма применяется как за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа или с неработающим тахографом, так и за выпуск на линию такого транспортного средства. Необходимо отметить, что для должностных лиц за данное правонарушение КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в сумме от 5000 до 10000 рублей.
В связи с тем что для управления мопедами и скутерами в настоящее время требуется получать водительское удостоверение категории «М» (либо иметь водительское удостоверение с любой другой открытой категорией), в примечание к статье 12.1 КоАП РФ вносится изменение, распространяющее на водителей данных транспортных средств все составы административных правонарушений, предусмотренные главой 12 КоАП РФ.
Внесено изменение в часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ, уточняющее, что наказуемым является управление транспортным средством не только с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, но и с видоизмененными государственными регистрационными знаками, а равно с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств или материалов, позволяющих их видоизменить или скрыть. Ответственность за данное административное правонарушение остается прежней — административный штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.
Федеральным законом введена ответственность операторов технического осмотра за выдачу диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также за передачу в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился. За указанные деяния на юридических лиц будет накладываться административный штраф в размере от 100000 до 300000 рублей. Рассматривать дела данной категории будет суд.
Законом устанавливается, что за неуплату административных штрафов в установленный КоАП РФ срок военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов будут нести ответственность на общих основаниях (до настоящего времени указанные лица за неуплату административных штрафов несли дисциплинарную ответственность).
Еще одно изменение в части ответственности за неуплату административного штрафа в установленный срок внесено в статью 20.25 КоАП РФ. Так, к лицу, в срок не уплатившему штраф за правонарушение, которое было зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, теперь не будет применяться наказание в виде административного ареста. Такому лицу будет назначаться наказание в виде удвоенной суммы неуплаченного штрафа либо в виде обязательных работ на срок до 50 часов.
Федеральным законом конкретизируется порядок действий сотрудников полиции в случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, — в этом случае производство по делу об административном правонарушении будет прекращаться только после применения мер обеспечения, необходимых для пресечения противоправного действия, то есть после отстранения указанного лица от управления транспортным средством и задержания данного транспортного средства.
Устанавливается, что экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, могут направляться лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не только по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, но и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных услуг.
Помимо этого, устанавливается, что по истечении срока лишения права управления транспортными средствами водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) возвращается не только после проверки знания Правил дорожного движения, но и после уплаты в установленном порядке всех административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.
Федеральным законом также внесен ряд других изменений в КоАП РФ — как редакционного характера, так и уточняющих отдельные его положения.
Еще раз обращаем внимание, что Федеральный закон от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ вступил в силу 15 ноября 2014 года.