Театральная афиша - отзывы о спектакле. Спектакль давным-давно Спектакль давным давно комедия

Огромная пятиконечная звезда — здание театра Красной Армии — является памятником не только театральной архитектуры. Это памятник эпохи тяжелых испытаний и великого энтузиазма. Строили его с 1934 по 1940 год. В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал был сделан по эскизам замечательного графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры.

Механика сцены, спроектированная инженером Иваном Мальциным, по наши дни работает практически без ремонта — вращаются два огромных круга, а двенадцать подъемных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам осуществлять все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей.

14 сентября 1940 года новое здание театра открылось спектаклем «Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского — в Большом зале. Через две недели на Малой сцене зрители увидели «Мещан» Максима Горького. С тех пор эти сцены преподнесли зрителям более трехсот премьер и около сорока пяти тысяч спектаклей.

Руководя театром Армии с 1935 по 1958 год, Алексей Дмитриевич Попов построил его как художественно-самобытный организм, определив творческое кредо и программу. Его страсть к гармонии, к созданию художественной целостности спектакля, его умение располагать в пространстве, поражавшем воображение, народные сцены, где вспыхивали человеческие судьбы, его простота, интеллигентность, глубокая человеческая порядочность, все это на многие годы определило уровень Центрального Академического театра Российской Армии. Поставленные им спектакли — «Полководец Суворов», «Давным-давно», «Флаг адмирала», «Сталинградцы», «Фронт», «Степь широкая», стали классикой в истории русского театрального искусства.

Художественную эстафету от отца принял его сын — народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов, замечательный артист, режиссер и педагог, возглавлявший театр с 1963 по 1973 год.

Главными режиссерами театра в разные годы были Ю. Завадский, А. Дунаев, Р. Горяев, Ю. Еремин, Л. Хейфец, главными художниками — Н. Шифрин, П. Белов, И. Сумбаташвили.

Здесь ставились и имели успех такие замечательные спектакли, как «Учитель танцев», «Океан», «Святая-святых» и «Барабанщица», «Смерть Иоанна Грозного» и «Павел I», «Мандат» и «Деревья умирают стоя», «Много шума из ничего» и «Севастопольский марш», многие другие пьесы — классические и современные. Чехов, Достоевский и Островский, так и Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, Бальзак, Брехт, Драйзер, Эдуарде де Филиппо не сходили с репертуарных афиш Большой и Малой сцен.

Aлександр Гладков

Давным-давно

Действующие лица

Азаров - майор в отставке.

Шура - его племянница.

Ржевский Дмитрий - гусарский поручик.

Иван - камердинер, бывший денщик майора.

Нурин - граф.

Васильев Давыд - гусарский полковник.


Пелымов

Воронец

Вельяминов

Горич

Ершов

Станкевич

Ртищев

Хилков - гусары, уланы, драгуны, казаки - офицеры партизанского отряда Давыда Васильева.


Черемисов

Неплюев - офицеры штаба корпуса.


Кутузов - фельдмаршал.

Балмашов - генерал-адъютант.

Губернатор


Зизи

Надин

Натали

Полина

Мими - кузины Шуры Азаровой


Жермон Луиза - французская актриса.

Сальгари Винценто - лейтенант.

Дюсьер - генерал.


Лепелетье

Арманьяк - офицеры штаба бригады Дюсьера.


Гости на балу, слуги в доме майора Азарова, партизаны, офицеры штаба корпуса, офицеры свиты Кутузова.

Действие происходит в 1812 году.

Гостиная в доме отставного майора Азарова. Старомодная для 1812 года обстановка. На стенах большие портреты Екатерины II и Суворова. Несколько окон и три двери. Вечером в доме должен быть бал в честь дня рождения племянницы и воспитанницы майора Шуры. Накануне сюда съехались многочисленные Шурочкины кузины. Сейчас они примеряют маскарадные костюмы к балу. Весeлое оживление. В воздухе мелькают ленты, шали, мантильи. Мими и Натали вертятся у зеркала. Полина бренчит на клавесине. Надин и Зизи посередине комнаты выделывают замысловатые па. День близится к закату. В комнате весeлые пятна солнца.


Зизи

Пастушкой - я!

Надин

Я - Коломбиной!

Но это платье мне длинно...

Мими

Я с этим белым кринолином

Совсем маркиза на панно.

Полина

Смотри, Зизи, а я Пьеретта.

Зизи

Тебе пойдeт ужасно это...

Натали

А я в кокошник наряжусь...

Вот так...

Мими

Венера а ля рюсс!..

Надин

Кажись, я век не танцевала!

Зизи

Ах, поскорей бы этот бал!..

Я, право, даже ждать устала...

Мими

Сам губернатор обещал

Приехать.

Полина

Верно, с адъютантом!

Зизи

Я предлагаю после в фанты

Игру затеять!

Натали

Се тре бьен!

Зизи , скажи, пойдeт мне трен?

Зизи

А где же Шура?

Натали

После чая

Еe не видела.

Зизи

Она в секрете мастерит

Себе костюм необычайный.

Надин

Нет, я видала, как она

Гулять отправилась...

Мими

Надин

Да. Верно, в поле поскакала

Верхом. В казачьем чекмене...

Мими

Ребячество!

Натали

Признаться, мне

Всe это нравится в ней мало...

Полина

Подумайте - почти невеста!

Натали

Шитья и рукоделий вместо

У ней рапира и седло...

Полина

По-моему, с того всe зло,

Что сирота она...

Натали

Ну что же,

Причина эта не резон

Для сумасбродства!

Надин

Вот трезвон

Подняли из пустого тоже!..

По-моему, она мила.

Надин

Ах, как мы с нею славно спелись

(Поeт)

До, ре, соль, ми, ля!..

Натали

Но всe-таки - одна, верхом...

Мими

Хоть не считаю я грехом

Любовь к прогулкам, но, к примеру,

Скажу - пора иметь бы меру

В забавах детских...

Натали

Се тро бэт!

Ей нынче уж семнадцать лет.

Мими

Нет, не известны ей приличья!..

Натали

Ты видела, какое нынче

Ей дядя подарил колье?

Чай, тысяч несколько рублей

Такое стоит!

Мими

Да, от бабки

Оно осталось ей в завет.

Бедны они, но сей предмет

Дороже, чем все наши тряпки...

Надин

Да-с! Тряпками она зовeт

Натали

Девичьих забот

Не признаeт!.. Не правда ль, дура?

Полина

Ах нет, ребeнок наша Шура!..

Надин

Ребeнок - да-с!.. Полина, букли

Вот эти так?.. Скажу всем вам,

Что наша Шура по утрам

Играет в антресолях в куклы.

Видала нынче, вставши рано...

Любимую зовут Светланой,

И с ней чувствительно поeт,

Вздыхает нежно, слeзы льeт...


Общий смех.


Зизи

Стать Жанной д"Арк мечтает новой.

Мими

А как-то увидала мышь, -

Успела только вскрикнуть лишь

И в обморок...

Полина

Ну, коль корова б,

Я понимаю...

Натали

Всe равно!

По меньшей мере это странно

Едва ль мышей боялась Жанна.


Общий смех.


Зизи

Быть смелыми не всем дано...

Натали

Я говорю - она девчонка!

Полина

Но всe-таки хоть амазонку

Надела бы, а то чекмень!

Зизи

Тсс!.. Вот - она!


Вбегает Шура.


Шура

Ах, что за день!

Неужели вам здесь не душно?

Откройте окна!..

(Распахивает окна.)

Право, скучно

Весь день тряпьe перебирать.

Мими

Не всем же по полям скакать!

Шура

Коней для всех в конюшне хватит!

А то сидите, точно в вате...

Идeмте в сад!

Натали

Мон анж, постой!

Ну посиди одну минутку!..

Шура

В лесу сорвала незабудку.

Кто любит сей цветок простой?

Зизи

Дай мне...

Шура

Возьми... Я загорела,

Скажи, Зизи?

Зизи

Тебе к лицу.

Шура

Весной была белее мела...

Мими

Ты больше на коне гарцуй,

Так будешь почерней арапки.

Полина

Как можно выезжать без шляпки!

Натали

Ребячиться уже не след...

Тебе теперь семнадцать лет.

Шура

Но всe-таки не сто семнадцать!..

Довольно дядиных нотаций, -

От них распухла голова...

(Садится за клавесин.)

Давайте лучше танцевать!


Некоторые девушки начинают кружиться в танце.

«Давным-давно» (другое название - «Питомцы славы») - пьеса Александра Гладкова, написанная в 1940 году и впервые поставленная в 1941. Однако известный кинорежиссер Эльдар Рязанов в своей книге воспоминаний рассказывает, что при подготовке экранизации пьесы «Давным-давно» (1962 год) у него возникли сомнения в авторстве пьесы, в том, что именно Гладков является автором пьесы. Вот что пишет Рязанов:
«…И пьеса меня отнюдь не разочаровала. Она была написана превосходными стихами, живыми, разговорными, афористичными, смешными, патетическими. Тут я понял, что вещь создана в первую очередь крупным поэтом. От пьесы возникало ощущение легкости и серьезности, веселья и значительности. И драматургически она была слеплена очень умело и ловко. Конечно, для перевода ее на экран она казалась слишком многословной, но этим грешат почти все произведения, сочиненные для театра.
Итак, я принял решение: буду ставить «Давным-давно». Пырьев, художественный руководитель творческого объединения, отнесся к этой затее с воодушевлением, тогдашний генеральный директор «Мосфильма» тоже не возражал. Директор нашего объединения, мой друг Юрий Александрович Шевкуненко (его пьеса «Сережка с Малой Бронной» была широко известна в начале шестидесятых годов), был, как оказалось, участником постановки пьесы в Театре Красной Армии в 1942 году. Будучи молодым артистом, он играл в постановке роль благородного испанца Винценто Сальгари. Так что вещь для него была близкой, родной. Он был влюблен в пьесу, и поэтому его позиция была однозначной - ставить!
И тут я впервые услышал от него информацию, которой сначала не придал большого значения.
- Договор с Гладковым будем заключать не на самую большую сумму, которая положена, - сказал вдруг Юрий Александрович.
Я удивился, так как он не был прижимистым директором и никогда не обижал авторов.
- Почему?
- У нас в театре, тогда в Свердловске, в 1942 году, во время репетиций, у всех сложилось мнение, что пьесу написал не Гладков.
- Как? - воскликнул я. - А кто же?
- Когда надо было что-то переделать в тексте или написать несколько новых строк, он не мог. Врал что-то. Скрывался куда-то. Так Алексей Дмитриевич и не сумел из него ничего выжать, ни одной строчки, ни одной строфы. У нас никто не сомневался, что «Давным-давно» не его пьеса. Он ее откуда-то раздобыл. Я уверен, он не напишет сценария и нам придется брать доработчика, который и сделает инсценировку. А доработчику надо будет заплатить. А из каких денег? Поэтому я и хочу оставить резерв, не заключать договор на полную сумму.
- Откуда же могла появиться пьеса? Нет, невозможно! Тогда подлинный автор, если только это правда, объявился бы, предъявил претензии. А, по-моему, ничего подобного не происходило...
- Верно. Никто не предъявлял авторства на «Давным-давно».
- Сам видишь! Твоя гипотеза не выдерживает критики, - сказал я. - Это какие-то сплетни.
- Как сказать, - усмехнулся Шевкуненко. - В 1940 году Гладков сидел в тюрьме.
- За что? По политическому делу?
- По уголовному. Он ведь сумасшедший книжник, страстный библиофил. В научном читальном зале Библиотеки имени Ленина заметили, что стали пропадать ценные, редкие книги. Тогда в зал подсадили сыщика, и он «застукал» Александра Константиновича, когда тот засовывал за пазуху какую-то библиографическую редкость. Гладков получил год тюрьмы. Осенью сорокового года он, отбыв срок, вышел из нее, а через короткое время после этого и появилась пьеса «Давным-давно».
- Ты думаешь, он ее вынес из тюрьмы? - спросил я.
- Ничего другого не остается. Обрати внимание - ни до этой пьесы, ни после нее он не написал ни одного стихотворения, ни одной поэтической строфы и вообще ничего в рифму. Во всяком случае, нигде не опубликовал. А человек, который так изъясняется стихами, как автор «Давным-давно», - первоклассный поэт. На голом месте, без большой поэтической работы такого не сочинить.
- И ты полагаешь, что человек, который написал пьесу, не вышел из тюрьмы?!
- Не знаю. Тогда многие не выходили из тюрем, не возвращались из лагерей. История темная...
Я передаю наш разговор, конечно, не дословно, но смысл его я запомнил очень хорошо. И, тем не менее, я не очень-то поверил в эту зловещую монтекристовскую историю и отправился знакомиться с Александром Константиновичем Гладковым. Он жил во дворике, который размещался между Гоголевским бульваром и тылом Пушкинского музея изобразительных искусств. Где-то в углу двора притулился старый двухэтажный домик. В квартиру Гладкова, на второй этаж, вела со двора деревянная лестница. Александр Константинович произвел на меня замечательное впечатление. Добродушная, застенчивая улыбка на немного одутловатом лице и добрые глаза опровергали любые нехорошие домыслы в его адрес. Полноватая фигура, сидевший мешком немодный, дешевый костюм, пузыри от колен на брюках и неизменная трубка в руках, - во всем облике чувствовалась неторопливость, спокойствие, обстоятельность. Помню, что в квартирке было действительно очень много книг и какая-то немудреная мебелишка.
Гладков очень обрадовался моему намерению, поставить фильм. Человек он был мало пишущий, очень небогатый (чтобы не сказать, бедный), и это предложение было ему выгодно со всех точек зрения. Его пригласили на студию, где с ним и был заключен договор на написание сценария. Случилось это в апреле 1961 года. Руководство объединения оговорило с автором сроки. Чтобы я не опоздал снять зимнюю натуру, - а до этого требовалось выбрать места съемок, найти исполнителей, создать эскизы декораций и костюмов и, главное, сшить эти сложные костюмы, - я обязан был запуститься в производство не позже сентября. Срок сдачи сценария пришелся на середину июля. У Гладкова имелось три месяца. Учитывая, что сюжет и фабула, образы и характеры, диалоги и песни, в общем, существовали, этого времени было вполне достаточно для писателя, который в данном случае работал не с нуля, а делал своеобразную кинокоррекцию своего готового произведения. Я подробно рассказал ему о своих режиссерских пожеланиях. Я твердо знал, какие новые сцены, о чем, в каких именно местах пьесы понадобится ввести.
Гладков все записал себе на листочках, сказал, что ему все ясно, что максимум через месяц сценарий будет у меня в руках. И мы расстались. Я как-то легкомысленно не спросил Александра Константиновича, где именно он будет трудиться над сценарием. Когда недели через две или три я позвонил Гладкову узнать, как движется работа, телефон не отвечал. Никто не брал трубку ни утром, ни днем, ни вечером, ни ночью. Я поехал в знакомый дворик, звонил и стучал в дверь. Напрасно. Тогда я оставил записку, чтобы Гладков мне отзвонил. Звонка не последовало. Когда я через неделю снова появился у гладковских дверей, моя пожелтевшая записка оставалась на том же месте. Я начал беспокоиться (честно признаюсь, не за судьбу автора - за судьбу сценария), стал узнавать подробности его личной жизни. Выяснилось, что у Александра Константиновича был многолетний роман с ленинградской актрисой Большого драматического театра Эммой Поповой. Я набрался нахальства и позвонил ей, незнакомой мне женщине. Я долго извинялся, прежде чем объяснил цель моего телефонного разговора. Однако в Ленинграде Гладкова не оказалось.
Шевкуненко не злорадствовал. Он только грустно качал головой: я, мол, предупреждал. Потом он сказал:
- Думаю, Гладков в течение нескольких месяцев не покажется. Если ты действительно хочешь ставить «Давным-давно», садись за сценарий сам.
Я еще предпринял кое-какие поисковые мероприятия, но Гладков исчез, растворился, как сквозь землю провалился».
Рязанов Э. А. Неподведённые итоги.
Что можно возразить э.Рязанову? С одной стороны известны стихи высокого уровня, принадлежащие Гладкову. С другой стороны, написать пьесу в стихах намного труднее, чем малую стихотворную форму. Некая легенда, что А. Гладков сидел в тюрьме в 1940м, возможно, также возник не на пустом месте. Ведь в 1948 Гладков был арестован за хранение антисоветской литературы. Что конкретно понималось под "антисоветской" понять сложно, но возможно, это были некие дореволюционные издания, вряд ли Гладков коллекционировал литературу, привезенную из-за рубежа. Есть и другое обстоятельство. в 1934-1937 годах он работал в Театре им. Вс. Мейерхольда. После ареста Мейерхольд в своих показаниях указал на большое количество знакомых, возможно, в их числе был и Гладков. Его могли арестовать, но позднее отпустить (время бериевской амнистии), тем более, если он соглсился быть сексотом НКВД. История запутанная. Кроме того, я выдвигал версию, что фамилия Ржевский была взята Гладковым из уголовных анекдотов про поручика Ржевского (известного афериста Н. Маклакова), а познакомится Гладков с ними мог только в тюрьме.
Так же сам А. Гладков пишет, что до войны к нему в руки попало несколько рукописей молодых авторов. Например, пьесу "Давным - давно" он писал на обратной стороне рукописи молодого писателя Петро Вершигоры, в последствии ставшим известным партизанским командиром. Так что некие неопубликованные рукописи у него имелись.

Действующие лица

Азаров - майор в отставке.

Шура - его племянница.

Ржевский Дмитрий - гусарский поручик.

Иван - камердинер, бывший денщик майора.

Нурин - граф.

Васильев Давыд - гусарский полковник.

Пелымов

Воронец

Вельяминов

Горич

Ершов

Станкевич

Ртищев

Хилков - гусары, уланы, драгуны, казаки - офицеры партизанского отряда Давыда Васильева.

Черемисов

Неплюев - офицеры штаба корпуса.

Кутузов - фельдмаршал.

Балмашов - генерал-адъютант.

Губернатор

Зизи

Надин

Натали

Полина

Мими - кузины Шуры Азаровой

Жермон Луиза - французская актриса.

Сальгари Винценто - лейтенант.

Дюсьер - генерал.

Лепелетье

Арманьяк - офицеры штаба бригады Дюсьера.

Гости на балу, слуги в доме майора Азарова, партизаны, офицеры штаба корпуса, офицеры свиты Кутузова.

Действие происходит в 1812 году.

Гостиная в доме отставного майора Азарова. Старомодная для 1812 года обстановка. На стенах большие портреты Екатерины II и Суворова. Несколько окон и три двери. Вечером в доме должен быть бал в честь дня рождения племянницы и воспитанницы майора Шуры. Накануне сюда съехались многочисленные Шурочкины кузины. Сейчас они примеряют маскарадные костюмы к балу. Весeлое оживление. В воздухе мелькают ленты, шали, мантильи. Мими и Натали вертятся у зеркала. Полина бренчит на клавесине. Надин и Зизи посередине комнаты выделывают замысловатые па. День близится к закату. В комнате весeлые пятна солнца.

Зизи

Пастушкой - я!

Надин

Я - Коломбиной!

Но это платье мне длинно...

Мими

Я с этим белым кринолином

Совсем маркиза на панно.

Полина

Смотри, Зизи, а я Пьеретта.

Зизи

Тебе пойдeт ужасно это...

Натали

А я в кокошник наряжусь...

Вот так...

Мими

Венера а ля рюсс!..

Надин

Кажись, я век не танцевала!

Зизи

Ах, поскорей бы этот бал!..

Я, право, даже ждать устала...

Мими

Сам губернатор обещал

Приехать.

Полина

Верно, с адъютантом!

Зизи

Я предлагаю после в фанты

Игру затеять!

Натали

Се тре бьен!

Зизи , скажи, пойдeт мне трен?

Зизи

А где же Шура?

Натали

После чая

Еe не видела.

Зизи

Она в секрете мастерит

Себе костюм необычайный.

Надин

Нет, я видала, как она

Гулять отправилась...

Мими

Надин

Да. Верно, в поле поскакала

Верхом. В казачьем чекмене...

Мими

Ребячество!

Натали

Признаться, мне

Всe это нравится в ней мало...

Полина

Подумайте - почти невеста!

Натали

Шитья и рукоделий вместо

У ней рапира и седло...

Полина

По-моему, с того всe зло,

Что сирота она...

Натали

Ну что же,

Причина эта не резон

Для сумасбродства!

Надин

Вот трезвон

Подняли из пустого тоже!..

По-моему, она мила.

Надин

Ах, как мы с нею славно спелись

(Поeт)

До, ре, соль, ми, ля!..

Натали

Но всe-таки - одна, верхом...

Мими

Хоть не считаю я грехом

Любовь к прогулкам, но, к примеру,

Скажу - пора иметь бы меру

В забавах детских...

Натали

Се тро бэт!

Ей нынче уж семнадцать лет.

Мими

Нет, не известны ей приличья!..

Натали

Ты видела, какое нынче

Ей дядя подарил колье?

Чай, тысяч несколько рублей

Такое стоит!

Мими

Да, от бабки

Оно осталось ей в завет.

Бедны они, но сей предмет

Дороже, чем все наши тряпки...

Надин

Да-с! Тряпками она зовeт

Натали

Девичьих забот

Не признаeт!.. Не правда ль, дура?

Полина

Ах нет, ребeнок наша Шура!..

Надин

Ребeнок - да-с!.. Полина, букли

Вот эти так?.. Скажу всем вам,

Что наша Шура по утрам

Играет в антресолях в куклы.

Видала нынче, вставши рано...

Любимую зовут Светланой,

И с ней чувствительно поeт,

Вздыхает нежно, слeзы льeт...

Общий смех.

Зизи

Стать Жанной д"Арк мечтает новой.

Мими

А как-то увидала мышь, -

Успела только вскрикнуть лишь

И в обморок...

Полина

Ну, коль корова б,

Я понимаю...

Натали

Всe равно!

По меньшей мере это странно

Едва ль мышей боялась Жанна.

Общий смех.

Зизи

Быть смелыми не всем дано...

Натали

Я говорю - она девчонка!

Полина

Но всe-таки хоть амазонку

Надела бы, а то чекмень!

Зизи

Тсс!.. Вот - она!

Вбегает Шура.

Шура

Ах, что за день!

Неужели вам здесь не душно?

Откройте окна!..

(Распахивает окна.)

Право, скучно

Весь день тряпьe перебирать.

Мими

Не всем же по полям скакать!

Шура

Коней для всех в конюшне хватит!

А то сидите, точно в вате...

Идeмте в сад!

Натали

Мон анж, постой!

Ну посиди одну минутку!..

Шура

В лесу сорвала незабудку.

Кто любит сей цветок простой?

Зизи

Дай мне...

Шура

Возьми... Я загорела,

Скажи, Зизи?

Зизи

Тебе к лицу.

Шура

Весной была белее мела...

Мими

Ты больше на коне гарцуй,

Так будешь почерней арапки.

Полина

Как можно выезжать без шляпки!

Натали

Ребячиться уже не след...

Тебе теперь семнадцать лет.

Шура

Но всe-таки не сто семнадцать!..

Довольно дядиных нотаций, -

От них распухла голова...

(Садится за клавесин.)

Давайте лучше танцевать!

Некоторые девушки начинают кружиться в танце.

Зизи

Но как же, Шурочка, одета

Ты будешь?

Надин

Верно, уж блеснуть

Зизи

Не таи секрета!

Шура

Сама не знаю... Как-нибудь...

Костюмы надоели эти!..

(Перестаeт играть.)

Ах, если бы... Вот в прошлом лете

Кузен гостил. Мундир с тех пор

Его остался. В антресолях,

В чулане... Вычистить от моли

И нарядиться!.. Впрочем, вздор!

(Снова играет.)

Мими

Пора решить.

Шура

Успею с лишком.

Ещe не скоро будет съезд.