Группа геометрических тел трех проекциях. Комплексный чертеж и аксонометрическая проекция группы геометрических тел

Итак, вы уже знаете, что форма большинства предметов представляет собой сочетание различных геометрических тел или их частей. Следовательно, для чтения и выполнения чертежей нужно знать, как изображаются геометрические тела.

11.1. Проецирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Куб располагают так, чтобы его грани были параллельны плоскостям проекций. Тогда они изобразятся на параллельных им плоскостях проекций в натуральную величину - квадратами, а на перпендикулярных плоскостях - отрезками прямых (рис. 76).

Проекциями куба являются три равных квадрата.
На чертеже куба и параллелепипеда указывают три размера: длину, высоту и ширину.

На рисунке 77 деталь образована двумя прямоугольными параллелепипедами, имеющими по две квадратные грани. Обратите внимание, как нанесены на чертеже размеры. Плоские поверхности отмечены тонкими пересекающимися линиями.
Благодаря условному знаку □ форма детали ясна и по одному виду.

11.2. Проецирование правильных треугольной и шестиугольной призм. Основания призм, параллельные горизонтальной плоскости проекций, изображаются на ней в натуральную величину, а на фронтальной и профильной плоскостях - отрезками прямых. Боковые грани изображаются без искажения на тех плоскостях проекций, которым они параллельны, и в виде отрезков прямых на тех, которым они перпендикулярны (рис. 78). Грани, наклоненные к плоскостям проекций, изображаются на них искаженными.

Размеры призм определяются их высотой и размерами фигуры основания. Штрихпунктирными линиями на чертеже про-ведены оси симметрии.

Строить изометрические проекции призмы начинают с основания. Затем из каждой вершины основания проводят перпендикуляры, на которых откладывают отрезки, равные высоте, и через полученные точки проводят прямые, параллельные ребрам основания.

Чертеж в системе прямоугольных проекций также начинают выполнять с горизонтальной проекции.

11.3. Проецирование правильной четырехугольной пирамиды. Квадратное основание пирамиды проецируется на горизонтальную плоскость Н в натуральную величину. На нем диагоналями изображаются боковые ребра, идущие от вершин основания к вершине пирамиды (рис. 79).

Фронтальная и профильная проекции пирамиды - равнобедренные треугольники.

Размеры пирамиды определяются длиной b двух сторон ее основания и высотой h.

Изометрическую проекцию пирамиды начинают строить с основания. Из центра полученной фигуры проводят перпендикуляр, откладывают на нем высоту пирамиды и соединяют полученную точку с вершинами основания.

11.4. Проецирование цилиндра и конуса. Если круги, лежащие в основаниях цилиндра и конуса, расположены параллельно горизонтальной плоскости Н, их проекции на эту плоскость будут также кругами (рис. 80, б и д).

Фронтальная и профильная проекции цилиндра в этом случае - прямоугольники, а конуса - равнобедренные треугольники.
Заметьте, что на всех проекциях следует наносить оси симметрии, с проведения которых и начинают выполнение чертежей цилиндра и конуса.

Фронтальная и профильная проекции цилиндра одинаковы. То же можно сказать о проекциях конуса. Поэтому в данном случае профильные проекции на чертеже лишние. Кроме того, благодаря знаку 0 можно представить форму цилиндра по одной проекции (рис. 81). Отсюда следует, что в подобных случаях нет необходимости в трех проекциях. Размеры цилиндра и конуса определяются их высотой h и диаметром основания d.

Способы построения изометрической проекции цилиндра и конуса одинаковы. Для этого проводят оси х и у, на которых строят ромб. Стороны его равны диаметру основания цилиндра или конуса. В ромб вписывают овал (см. рис. 66).

11.5. Проекции шара. Все проекции шара - круги, диаметр которых равен диаметру шара (рис. 82). На каждой проекции проводят центровые линии.
Благодаря знаку диаметр шар можно изображать в одной проекции. Но если по чертежу трудно отличить сферу от других поверхностей, добавляют слово «сфера», например: «Сфера дмаметр 45».

11.6. Проекции группы геометрических тел. На рисунке 83 даны проекции группы геометрических тел. Можете ли вы сказать, сколько геометрических тел входит в эту группу? Какие это тела?

Рассмотрев изображения, можно установить, что на нем даны конус, цилиндр и прямоугольный параллелепипед. Они различно расположены относительно плоскостей проекций и друг друга. Как именно?

Ось конуса перпендикулярна горизонтальной плоскости проекций, а ось цилиндра - профильной плоскости проекций. Две грани параллелепипеда параллельны горизонтальной плоскости проекций. На профильной проекции изображение цилиндра находится справа от изображения параллелепипеда, а на горизонтальной - ниже. Это значит, что цилиндр расположен впереди параллелепипеда, поэтому часть параллелепипеда на фронтальной проекции показана штриховой линией. По горизонтальной и профильной проекциям можно установить, что цилиндр касается параллелепипеда.

Фронтальная проекция конуса касается проекции параллелепипеда. Однако, судя по горизонтальной проекции, параллелепипед не касается конуса. Конус расположен левее цилиндра и параллелепипеда. На профильной проекции он частично их закрывает. Поэтому невидимые участки цилиндра и параллелепипеда показаны штриховыми линиями.

20. Как изменится профильная проекция на рисунке 83, если из группы геометрических тел удалить конус?

Занимательные задачи



1.
На столе лежат шашки, как показано на рисунке 84, а. Сосчитайте по чертежу, сколько шашек находится в первых ближних к вам столбиках. Сколько всего шашек лежит на столе? Если вы затрудняетесь сосчитать их по чертежу, попробуйте сначала взять и сложить шашки в столбики, пользуясь чертежом. Теперь попробуйте правильно выполнить задания.

2. На столе в четыре столбика (рис. 84, б) расположены шашки. На чертеже они показаны двумя проекциями. Сколько шашек на столе, если черных и белых поровну? Для решения этой задачи нужно не только знать правила проецирования, но и уметь логически рассуждать.


Рис. 76. Куб и параллелепипед: а - проецирование; б, г чертежи в системе прямоугольных проекций; в, д - изометрические проекции


Рис. 77. Изображение детали в одном виде


Рис. 78. Призмы:
а, г - проецирование; б, д - чертежи в системе прямоугольных проекций; в, е - изометрические проекции

Здравствуйте, уважаемые читатели! Тема нашего сегодняшнего урока – создание проекций группы геометрических тел . Создаю этот урок по просьбе читателя.

Как помните, у нас был урок по созданию . И для развития пространственного воображения предлагается также выполнение комплексного чертежа группы геометрических тел .

Итак, к делу. Задание возьмем из сборника Боголюбова, стр. 81 , вариант 10.

Создание моделей группы геометрических тел

Эскизы для трех моделей будем создавать в плоскости zx (горизонтальной), изометрия xyz. А последний эскиз – шестиугольник, выполним на плоскости xy.

Порядок действий у нас такой – а) создаем четыре независимых друг от друга эскиза, b) формообразующими операциями выдавливания и по сечениям создаем модели тел, c) создаем три проекции группы геометрических тел .

1 Создаем первый эскиз шестиугольник, являющийся основанием пирамиды, плоскость zx.

2 Создаем вспомогательную плоскость, параллельную zx на расстоянии 60 мм. Создаем в этой плоскости точку – вершину пирамиды.

Командой «Операция по сечениям» создаем пирамиду.

3 Создаем эскиз основания усеченного конуса.

4 Аналогично пирамиде, создаем вспомогательную плоскость на расстоянии 60 мм. На этой плоскости делаем эскиз верхнего основания усеченного конуса – окружность диаметром 14 мм.

Операцией по сечениям создаем модель конуса.

5 Создаем эскиз основания цилиндра диаметром 50 мм. Выдавливаем его на 55 мм.

6 Создаем плоскость, параллельную xy на расстоянии 55 мм.

Размещаем на ней эскиз основания призмы.

Выдавливаем его на 65 мм.

Группа геометрических тел построена.

Три проекции группы геометрических тел

Создаем чертеж, в менеджере документов изменяем формат на А3, ориентация горизонтальная.

Тема: «Построение изометрической проекции группы геометрических тел по описанию».

Рассмотрим пример .

Построить изометрическую проекцию группы геометрических тел: прямоугольный параллелепипед (с размерами длина 90 мм, ширина 50 мм и высота 30 мм) располагается на своей большей грани. По центру второй большей грани установлен прямой круговой конус (диаметр основания 70 мм, высота 80 мм). Со стороны меньшей грани расположена правильная треугольная призма (тригон вписан в окружность диаметром 40 мм, высота призмы 30 мм).

Алгоритм выполнения задания.

Прежде чем приступать к выполнению изометрической проекции, необходимо представить возможные варианты расположения группы тел для того, чтобы правильно выполнить компоновку чертежа.
Сначала представим каждое тело в отдельности:
Итак, прямоугольный параллелепипед и возможные варианты его расположения:

рис. 2

рис. 3

Какой вариант подходит нам, исходя из условия задачи?

В нашем случае, исходя из условия задания, предпочтительнее вариант расположения параллелепипеда, выполненный на рис. 1а . Но нужно учитывать, что на рис.1а длина параллелепипеда располагается параллельно оси Х, а ведь она может располагаться и параллельно оси Y (рис.1б ).
Теперь представим прямой круговой конус, по условию задачи он может располагаться только вертикально (рис. 4 ), т.к. установлен на вторую большую грань параллелепипеда (рис.4 ), которая располагается в плоскости ХУ. Правильная треугольная призма устанавливается на меньшую грань параллелепипеда.

Какой из представленных вариантов соответствует условию задачи?

Посмотрим внимательно на рис.1а . Меньшая грань параллелепипеда располагаться в плоскости ZY (рис.1а ), следовательно, основание правильной треугольной призмы тоже должно располагаться в плоскости ZY. Таким образом, призма должна располагаться в соответствии с рис. 5б .

Какой из представленных вариантов предпочтительнее? Почему?

Случай на рис. 6б предпочтительней. Оси в изометрии необходимо расположить ближе к правому краю листа. Учитывая размеры прямоугольного параллелепипеда, для расположения центра осей координат необходимо от правого края листа влево отступить 60 мм, а от нижнего края листа - вверх 100 мм.

Пошаговое построение группы геометрических тел

При определении центра грани, желательно полностью диагонали не проводить, чтобы не загружать чертеж лишними линиями построения, на последующих рисунках центр грани будет отмечен лишь штрихами от диагоналей, а также удалим вспомогательные линии построения осей.



Чтобы не перегружать чертеж для обозначения центра грани оставим только два штриха от диагоналей. Построим чертеж тригона (правильного треугольника) согласно условию задачи и введем оси ZY, так как основание призмы располагается на меньшей грани, которая в свою очередь параллельна плоскости ZY.





Линии построения не стирать!

Домашнее задание

Построить изометрическую проекцию группы геометрических тел: прямоугольный параллелепипед (с размерами длина 70 мм, ширина 50 мм и высота 20 мм) располагается на своей средней грани. По центру большей грани установлен прямой круговой цилиндр (диаметр основания 50 мм, высота 65 мм). Со стороны другой средней грани расположена правильная шестиугольная пирамида. Гексагон (правильный шестиугольник) вписан в окружность диаметром 50 мм, высота пирамиды 65 мм.

Тема "Проекции группы геометрических тел."

Цель: Обучение учащихся графической грамоте, развитию пространственного мышления, выявить у учащихся уровень сформированности интеллектуальных качеств.

Задачи:

I. Образовательная: Создать условия для развития зрительной памяти, пространственного воображения и образного мышления; научить определять на чертеже проекции простейших геометрических тел и определении их взаимного расположения; развивать логическое мышление и умение выражать свои мысли графическим языком.

II. Развивающая: : развивать пространственное представление и пространственное мышление, рациональность с учетом индивидуальных способностей. Продолжить формирование общеучебных компетенций учащихся.

III. Воспитательная:Воспитывать аккуратность и точность при выполнении графических работ; воспитывать начала эстетического восприятия окружающей его предметной среды.

Оборудование: модели геометрических тел, слайд «Чертеж группы геометрических тел», тесты на повторение, карточки задания, учебник, линейка, карандаш, формат, циркуль.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы обучения : индивидуальная; дифференцированные, наглядные, практические; метод самостоятельной деятельности.
Ход урока:

I . Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. Раскрытие плана проведения урока.

II . Проверка домашнего задания : установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания. Какая линия получится в пересечении цилиндра наклонной плоскостью, пересекающие все его образующие? (Если цилиндр рассечь наклонной плоскостью так, чтобы пересеклись все его образующие, то линия пересечения боковой поверхности с этой плоскостью будет эллипсом, величина и форма которого зависят от угла наклона секущей плоскости к плоскостям оснований цилиндра).

III . Повторение материала пройденных тем (тестовое задание).

Вопрос 1: Какие геометрические тела мы изучали? (многогранники и тела вращения).

Вопрос 2: Назовите многогранники…
Вопрос 3: Назовите тела вращения…
Вопрос 4: Почему тела вращения так называют?

1. Потому что, в основании этих тел лежит круг

2. Потому что, эти тела образованы путем вращения плоской фигуры вокруг оси

3. Эти тела можно вращать

Вопрос 5: при вращении какой фигуры мы получили цилиндр.

1. Трапеция

2. Прямоугольник

3. Треугольник

Вопрос 6: Геометрическое тело имеет 2 основания, боковые грани – трапеции, назовите его:

1. Усеченный конус

2. Усеченная пирамида

Вопрос 7: Какими величинами определяется размер шестиугольной призмы?

1. Высотой и шириной

2. Высотой и стороной шестиугольника

3. Высотой и диаметром окружности, описанной вокруг основания

Вопрос 8: Какими величинами определяется размер треугольной пирамиды?

1. Высотой пирамиды и стороной треугольника

2. Высотой пирамиды и размерами основания

3. Апофемой пирамиды и размерами основания

Вопрос 9: Перечислите геометрические формы, имеющие такую фронтальную проекцию

IV . Актуализация субъективного опыта учащихся:

А) Работа по чертежам на определение геометрических тел. Предлагаются на формате А3 поочерёдно чертежи геометрических тел. Если учащиеся называют правильно по проекциям геометрическое тело, то, перевернув формат, убеждаемся в правильности, там наклеено наглядное изображение геометрического тела.

Б) Создание проблемной ситуации. Предлагается чертеж группы геометрических тел. Создается критическая точка: умеем – не умеем.

В) Сообщение темы урока . Формирование целей совместно с учениками. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала. Постановка проблемы. Актуализация субъективного опыта.

V . Этап изучения нового материала . Обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание учащимися нового материала.

Рассмотрим изображения чертежа группы геометрических тел, приведенные на рис. 120. Группа состоит из трех геометрических тел. Первое геометрическое тело (см. слева направо) на плоскостях проекций V и изображено равнобедренным треугольником, а на плоскости проекций Н - кругом. Такие проекции имеет только конус. Ось конуса перпендикулярна горизонтальной плоскости проекций.

Второе геометрическое тело отобразилось на две плоскости проекций (Н, двумя прямоугольниками, а на фронтальную - кругом. Такие проекции присущи цилиндру, ось которого перпендикулярна фронтальной плоскости проекций. Третье геометрическое тело на все плоскости проекций отобразилось прямоугольниками. Значит, это прямоугольный параллелепипед, грани которого параллельны плоскостям проекций. Таким образом, можно прийти к выводу, что на чертеже представлена группа геометрических тел, составленная из конуса, цилиндра и параллелепипеда.

На фронтальной проекции группы геометрических тел проекция цилиндра закрывает часть проекции конуса. Это позволяет предположить, что цилиндр находится перед конусом. Предположение подтверждают и другие проекции. Передняя грань прямоугольного параллелепипеда лежит в одной плоскости с одним из оснований цилиндра - этот вывод можно сделать, рассмотрев горизонтальную проекцию группы геометрических тел.

На основании анализа изображений приходим к выводу, что ближе к нам находятся параллелепипед и цилиндр, а конус расположен за ними (рис. 120). Так читают чертежи группы геометрических тел.
VI . Этап первичной проверки новых знаний. Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления. Провести коррекцию выявленных пробелов.

1.Какие геометрические тела изображены на чертеже" (рис. 121)? Какое тело расположено ближе к нам? Какие тела касаются друг друга? Поочередно найдите все проекции каждого геометрического тела.

Рассмотреть «Чертеж группы геометрических тел» и ответить на вопросы:
- из скольких тел состоит группа геометрических тел?
- какое геометрическое тело на плоскости Р изображено прямоугольником, а на плоскости Р3 – кругом?
- как расположена основа пирамиды на плоскости Р2?
- какое тело отобразилось на плоскость Р3 квадратом, а на плоскость Р1 прямоугольником и Р2 – прямоугольниками?
- как расположилась ось цилиндра к плоскостям Р1, Р2, Р3?
- какое тело отразилось на три плоскости в разных формах?
Вывод. На чертеже представлена группа геометрических тел: призма, цилиндр и пирамида.
. Проанализировать чертеж и ответить на вопрос: в каком порядке расположены геометрические тела в группе? Вывод. Ближе к нам находятся призма и, цилиндр и пирамида расположены за ними.

V . Закрепление нового материала: обеспечить закрепление учащихся знаний и способов действий которые им необходимы для работы. Проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний. Выявление пробелов первичного осмысления. Ликвидация неясности осмысления.

Выполнить в тетради чертеж группы геометрических тел поменяв местами тела обозначенные на чертеже цифрами 1 и 2.

VI . Домашнее задание: параграф учебника 3.6, приготовить формат А3, подготовить к работе чертежные инструменты.

VII . Этап подведения итогов урока: дать оценку работы класса и отдельных учащихся.

Рефлексия. Инициировать учащихся по поводу своего эмоционального состояния своей деятельности.

Мобилизация учащихся на рефлексию. Вам урок понравился? Вопросы по новой теме?

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Уфимский лесотехнический техникум»

Методическая разработка урока

по учебной дисциплине «Инженерная графика»

тема: « Комплексный чертеж и изометрическая проекция группы геометрических тел »

для специальности

Маломожнова Светлана Ивановна,

преподаватель специальных

дисциплин

г. Уфа, 2016 г.

Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности 35.02.12. «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Методическая разработка урока содержит материал проведения урока с применением информационно-коммуникативной технологии и технологии развития критического мышления, методов – учебно-мозговой штурм, подводящий диалог. К уроку прилагается сценарий проведения урока, авторская слайд – презентация, раздаточный материал для выполнения индивидуального практического задания. Цель разработки данного урока – развитие общих и профессиональных компетенций, формирование умения читать чертежи, развитие пространственного представления. Может представлять интерес для педагогов специальных дисциплин к проведению занятий.

Разработчик: Маломожнова С.И., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум»

Цели методической разработки

Формируемые профессиональные компетенции

Задачи занятия

Обоснование выбора технологии

Ход занятия

Сценарий урока

Технологическая карта урока

Литература

Приложение А. Карточки индивидуального задания для выполнения графической работы на тему «Комплексный чертеж и изометрическая проекция группы геометрических тел»

Приложение Б. Образец выполненного графического задания

Приложение В.Фотоматериалы открытого урока

Цели методической разработки

Цель методическая: Реализация принципа интеграции, как условия целостной подготовки специалиста.

Формируемые профессиональные компетенции

Приобретаемые умения и навыки

35.02.12. «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

ПК 1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.

ПК 1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ.

Вид занятия:

уметь:

Оформлять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов;

Выполнять основные геометрические построения;

Применять методы и приемы проецирования;

Выполнять комплексные чертежи геометрических тел и моделей;

Строить изображения геометрических тел и моделей в аксонометрических проекциях;

знать:

Методы проецирования, принцип построения аксонометрических проекций;

Практическое занятие

Тип урока:

Комбинированный урок

Мотивация учебной деятельности

что дает возможность в большей степени проявить себя в будущей профессии.

Типология по основному способу проведения

Лекция первичного ознакомления с материалом, беседа, самостоятельная работа обучающихся.

Методы обучения:

дискуссия, «мозговой штурм», объяснение, эвристическая беседа, рефлексия, анализ

Формы учебной

    Фронтальная работа;

    Индивидуальная работа.

Приемы обучения:

    наглядно-визуальный (беседа, слайд - презентация)

    практический (работа с учебно-методическим обеспечением);

    индивидуализация обучения (индивидуальные карточки - задания)

Средства обучения:

Дидактические средства:

слайд – презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал.

Оборудование:

персональный компьютер; проектор; экран, чертежная доска, магнитная доска.

Внутри дисциплинарные связи:

Темы: «Геометрическое черчение», «Проекционное черчение».

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие дисциплины

ОДБ.01 Русский язык,

Обеспечиваемые профессиональные модули:

ПМ.01 Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства

Целесообразность использования медиа продукта на занятии:

    повышение мотивации и эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений;

    формирование информационной культуры и компетентности учащихся.

Задачи занятия:

    образовательные:

    формирование у студентов понятия о группе геометрических тел;

    формирование у студентов навыков решения задач на нахождение проекций группы геометрических тел;

    формирование у студентов представления о связи теории с практикой;

    развивающие:

    развитие активной мыслительной деятельности;

    развитие логического мышления;

    развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности;

    развитие творческой фантазии;

    развитие умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму;

    развитие логического мышления; внимания; аккуратности.

    воспитательные:

    воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии;

    воспитание внимания, чувства ответственности;

    воспитание начала эстетического восприятия окружающей его предметной среды;

    работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателем, друг с другом;

    методическая:

    создание условий для усвоения нового материала через продуктивные методы обучения;

    деятельностные:

    формирование навыков решения практических задач по теме.

Обоснование выбора технологии

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Создание собственных презентаций к своим урокам обеспечивает разнообразную наглядность и повышает интерес к уроку у учащихся.

Использование технологии критического мышления позволяет научить учащихся самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане полученного знания.

Актуальность данной технологии

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчает его работу, повышает эффективность обучения, позволяет улучшить качество преподавания.

Урок с применением технологии критического мышления способствует формированию самостоятельного творческого мышления.

Повышению качества графической подготовки учащихся в большой степени способствует четкая, целенаправленная и методически продуманная система изложения знаний в часы учебных занятий. В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства обучения.

Повышение эффективности обучения черчению во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов, дидактических игр и компьютерных технологий.

Продолжительность занятия – 90 мин

Ход занятия:

    Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 3 мин.

Цель этапа

2.Повторение и актуализация опорных знаний – 10 мин.

Цель этапа

Цель этапа:

На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:

Тема урока :«Комплексный чертеж и изометрическая проекция группы геометрических тел»

Цель этапа

    работа на магнитной доске;

    работа на чертежной доске;

    работа в тетради.

    Знакомство с практическим применением – 20 мин.

Цель этапа:

    слайд – презентация;

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция - 5 мин.

Цель этапа

Цель этапа : Ориентирование обучающихся:домашнее задание, задание графической работы и инструктаж по ее выполнению.

8. Стадия рефлексия подведение итогов урока – 2 мин.

Цель этапа:

Сценарий урока

1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 3 мин.

Цель этапа : психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    проверка наличия студентов на начало урока;

    проверка готовности рабочих мест (наличие тетрадей, ручек, чертежных инструментов и принадлежностей).

Преподаватель : Здравствуйте ребята! (проверка: отсутствующих, готовность студентов к занятию). Сегодня у нас открытый урок, и к нам пришли гости.

2. Повторение и актуализация опорных знаний – 10 мин.

Цель этапа : повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося;

На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:

    самостоятельно актуализируют имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме;

    систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков.

Преподаватель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, поговорим о том, чем мы занимались на прошлом уроке.

Какую тему мы разбирали? (Построение геометрических тел)

- На какие 2 группы делятся геометрические тела? (Тела вращения и многогранники)

Посмотрите на экран. Мы видим различные геометрические тела. Давайте назовем эти геометрические тела и разобьем их на группы. (1 группа: тела вращения – конус, цилиндр, шар, тор; 2 группа: многогранники – пирамида призма, куб)

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 10 мин.

Цель этапа: сформулировать цель и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирование вопросов, вызова, постановка студентами собственных целей:

1) происходит совместное формулирование темы урока

2) происходит совместное формулирование цели и задач занятия.

На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:

    определяется тема изучения предстоящего учебного материала

    определяется цель изучения предстоящего учебного материала.

Преподаватель: Скажите, а что получится, если я составлю несколько геометрических тел вместе, так, чтобы они как то были взаимосвязаны? (Группа геометрических тел)

Правильно, сегодня мы будем разбирать группу геометрических тел. Запишите тему в тетради «Комплексный чертеж и изометрическая проекция группы геометрических тел»

Как вы думаете, а какова цель сегодняшнего занятия? (Формирование умения читать и выполнять чертежи группы геометрических тел)

Итак, цель урока: Формирование умения читать и выполнять чертежи группы геометрических тел.

Для достижения этой цели, нам необходимо будет решить несколько задач.

Развитие пространственного воображения и образного мышления;

Нахождение связи теории с практикой;

Развитие умения выражать свои мысли графическим языком.

4. Первичное усвоение новых знаний – 35 мин.

Цель этапа : Последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация работы студентов по его осмыслению и усвоению:

    работа со слайд – презентацией;

    работа на магнитной доске;

    работа на чертежной доске;

    работа в тетради.

Конспект занятия

Посмотрите на экран. Даны четыре геометрических тела: шар, усеченный конус, куб и четырехугольная призма. Составим из этих тел группу.

Проанализируем положение и взаимосвязь этих тел. (Студент выполняет анализ)

- Скажите, а мы можем по аксонометрическому изображению выполнить комплексный чертеж группы геометрических тел? (Да)

На магнитной доске уже имеются готовые проекции тел, кто сможет выйти и составить из этих проекций комплексный чертеж группы геометрических тел, по данному наглядному изображению? (Студент выходит к доске и составляет комплексный чертеж)

Хорошо, молодцы, справились с заданием.

А теперь, посмотрим на другую группу геометрических тел.

Из каких тел она состоит? (Конус, четырехугольная пирамида, четырехугольная призма)

Выполним построение этой группы в тетради.

С чего мы начнем построение? (С осей проекций)

Хорошо, проводим оси проекций x,y,z.

А с какой проекции начинаем построение? (С горизонтальной)

Правильно, молодцы.

Итак, приступаем к построению. Строим сначала горизонтальную проекцию тел, затем фронтальную и профильную в проекционной связи. (Выполняется построение комплексного чертежа группы геометрических тел)

Комплексный чертеж мы построили, переходим к аксонометрическому изображению. Выберем прямоугольную изометрическую проекцию.

Как мы находим положение осей в изометрии? (Под углом 120° или по отношению 5:3)

Верно, проводим оси x,y,z.

Начинаем с построения оснований тел. (Выполняется построение оснований тел)

Теперь, откладываем высоту тел. (Откладывается высота тел)

Мы построили группу тел в тонких линиях, теперь необходимо видимы участки обвести сплошной толстой линией, а невидимые – штриховой. (Выполняется обводка чертежа)

Мы выполнили комплексный чертеж и изометрическую проекцию группы геометрических тел.

5.Знакомство с практическим применением – 20 мин.

Цель этапа: осознание связи темы урока и теоретических знаний с процессом целостной профессиональной подготовки по специальности:

    слайд – презентация;

    анализ форм элементов ландшафтной композиции;

Преподаватель: Скажите, а повседневной жизни, вы встречаетесь с геометрическими телами? (Да, примеры)

Специальность, на которой вы обучаетесь, называется «Садово-парковое ландшафтное строительство». Очень скоро, вы приступите к изучению и выполнению проектирования различных территорий объектов и столкнетесь с тем, что увидите сходство форм элементов сада с геометрическими телами.

Давайте посмотрим несколько слайдов. (Показ слайдов, выполнение анализа форм ландшафтной композиции)

Итак, мы убедились, что геометрические тела окружают нас в повседневной жизни. С помощью отдельных геометрических тел или группы геометрических тел мы получаем формы зданий, сооружений, транспорта, техники, бытовых приборов и даже создание сада может быть подчиненно геометрическим формам.

Посмотрите внимательно на построенную нами аксонометрическую проекцию группы тел.

Можете ли вы представить, что эта основа садовой группы? (Да, нет)

Что вы видите? (Призма – опорная стена или стриженный кустарник, а кону и пирамида – стриженный кустарник или хвойное дерево)

Посмотрите, что увидела я и во что превратила нашу группу геометрических тел. (Слайд с изображением садовой группы)

Возьмите в руки цветные карандаши и тоже превратите группу геометрических тел в садовую группу. (Работа цветными карандашами в тетради)

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция - 5 мин.

Цель этапа : Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за работу на уроке.

Преподаватель: Подведем итог сегодняшнего занятия. В начале урока мы определили и поставили цель и задачи урока.

Давайте проверим решили ли мы эти задачи и достигли ли мы цели. (Разбор по пунктам)

Поставленные задачи решены, цель достигнута.

7. Информация о домашнем задании, графической работе и инструктаж по ее выполнению – 5 мин.

Цель этапа : Ориентирование обучающихся: домашнее задание, задание графической работы и инструктаж по ее выполнению.

Дом. задание: Томилова С.В. Инженерная графика § 3.2.7, § 3.3.4,

Графич. работа: Продолжаем работать с карточкой индивидуального задания, ваше задание:

По заданной горизонтальной проекции группы геометрических тел выполнить проекцию фронтальную и профильную;

Построить изометрическую проекцию группы тел;

При помощи цветных карандашей преобразовать изометрическую проекцию группы тел в садовую группу.

8. Стадия рефлексия подведение итогов урока – 2 мин.

Цель этапа: инициировать учащихся по поводу своего эмоционального состояния своей деятельности.

Преподаватель: - Вам урок понравился?

А теперь, я хотела бы попросить вас поставить оценку сегодняшнему занятию в виде в виде довольного и разочарованного смайлика. (Студенты крепят смайлики на магнитной доске)

Урок окончен. До свидания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Цель

Методы и приёмы

Формы организации учебной деятельности

Объект контроля

1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности

Психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Проверка наличия студентов на начало урока;

проверка готовности рабочих мест

Постановка проблемной ситуации, «Эмоциональное вхождение в урок»

Фронтальная

Наличие необходимых дидактических средств и оборудования (оценивает преподаватель)

2.Повторение и актуализация опорных знаний

Повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Проверка знаний основных понятий из изученного учебного материала

Опрос, решение «головоломки»

Фронтальная

Анализ активности и ответов учащихся

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сформулировать цель и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирование вопросов, вызова, постановка целей

«Мозговой штурм», определение темы и цели учебного занятия

Постановка проблемной ситуации

Фронтальная

Оценивание преподавателем работы обучающихся, при решении проблемной ситуации учащихся

4. Первичное усвоение новых знаний

Последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация работы студентов по его осмыслению и усвоению

    работа со слайд – презентацией;

    работа на магнитной доске;

    работа на чертежной доске;

    работа в тетради.

беседа, решение «головоломки», совместная графическая работа

Фронтальная

Оценивание преподавателем активности и работы обучающихся

5.Знакомство с практическим применением

Осознание связи темы урока и теоретических знаний с процессом целостной профессиональной подготовки по специальности

    слайд – презентация;

    анализ форм элементов ландшафтной композиции;

Сравнение, анализ

Фронтальная

Оценивание преподавателем активности и логического мышления обучающихся

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за работу на уроке.

Возврат в начало урока, сравнение поставленной и достигнутой цели

Сравнение, анализ

Фронтальная

Оценивание понимания студентами достигнутой цели и решенных задач

7. Информация о домашнем задании, графической работе и инструктаж по ее выполнению

Ориентирование обучающихся

Домашнее задание, задание графической работы и инструктаж по ее выполнению.

Фронтальная

Оценивание понимания студентами указаний и рекомендаций по выполнению домашней и графической работы

8. Стадия рефлексия подведение итогов урока

Инициировать учащихся по поводу своего эмоционального состояния своей деятельности.

Выявление эмоционального настроя студентов

Опрос, оценка студентами проведенного занятия

Фронтальная

Анализ проставленных студентами оценок

Литература:

Основная:

    Государственные стандарты ЕСКД

    Павлова А.А. Основы черчения. М.: Академия, 2014. – 272 с.

    Томилова С.В. Инженерная графика Строительство. М.: Академия, 2012. -336 с.

    Пуйческу Ф.И.Инженерная графика. М.: Академия, 2012. – 320 с.

Дополнительная:

    Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. 3-е изд., стереотипное. Перепечатка со второго издания 1994г. – М.: ООО ИД «Альянс», 2007. – 368 с.

Приложение А

Карточки индивидуального задания

для выполнения графической работы на тему

«Комплексный чертеж и изометрическая проекция

группы геометрических тел»

Приложение Б

Образец выполненного графического задания

Приложение В

Фотоматериалы открытого урока