Откуда берутся бесчестные люди литературные аргументы. Помощь в подготовке к ЕГЭ

Русский язык - это довольно сложный предмет, но без его изучения никак не обойтись. По окончании школьного образования обязательно каждый ученик проходит единый государственный экзамен.

Наиболее трудная часть экзамена - сочинение. Нужно готовиться к ЕГЭ ежедневно, для легкости написания творческой работы необходимо выучить клише, тогда и работа будет минимальной. Как известно, в сочинении необходимо приводить аргумент, проблема чести очень часто встречается. Именно по этой причине мы подробно разберем эту тему.

"Капитанская дочка"

Это знаменитое произведение Александра Сергеевича Пушкина, где встречается по заданной теме аргумент. Проблема чести в «Капитанской дочке» выходит на первый план. Даже если вспомнить эпиграф этой повести, то вспомним такие слова: «Береги честь смолоду».

Для начала проясним, Порядочность героев произведения, нравственные качества их. Кто ее олицетворяет? Примером могут служить и Гринев, и родители этого героя, и семья Миронова. С какой еще стороны можно рассмотреть эту проблему? Приведем аргумент (проблема чести) с точки зрения любви к своей Родине: Гринев в повести является человеком слова и чести. Это отражается как в отношении Маши, так и в отношении верности своей Родине.

Кроме того, в произведении «Капитанская дочка» приведено противопоставление героев (Гринев и Швабрин), это полные антиподы. Первый - человек чести, а вот второй не имеет ни чести, ни совести. Это очень грубый и которому ничего не стоит нагрубить девушке или переметнуться на сторону противника. Швабрин обладает таким качеством, как эгоизм, что несовместимо с понятием «честь».

Как же формируется такое самое высокое нравственное качество личности, как честь? Приводя аргумент "проблема чести", необходимо выделить, что такое качество формируется еще с самого детства. Мы это видим на примере Гриневых, честь - это основа характера этой семьи.

"Тарас Бульба"

Где же еще встречается проблема чести? Аргументы можно подобрать и в знаменитом произведении Николая Васильевича Гоголя.

У главного героя есть два сына, которые полностью противоположны по своим нравственным качествам. Остап был честным и отважным. Он не боялся взять вину на себя, например, оборванный сад. Ему не свойственно предательство, умер Остап в ужасных муках, но остался героем.

Другое дело - Андрий. Он по своей натуре легок и романтичен. Всегда думает о себе в первую очередь. Он без зазрения совести сможет обмануть или предать. Самое большое предательство Андрия - переход на сторону врага из-за любви. Он предал всех своих близких людей, умер он с позором от рук своего отца, который не смог пережить и простить сыну его поступок.

Чем же поучительно произведение? Очень легко поддаться своим чувствам, но не стоит забывать о тех людях, которым ты дорог. Предательство на войне - это самый ужасный поступок, а человеку, совершившему его, нет прощения и пощады.

"Война и мир"

Проблема аргументы мы сейчас приведем, встречается в романе Льва Николаевича Толстого. Роман посвящен самой страшной войне, когда воевала Россия против Наполеона. Кто же здесь стал олицетворением чести? Такие герои, как:

  • Андрей Болконский.
  • Пьер Безухов.
  • Наташа Ростова.

Это качество проявили все эти герои в определенных случаях. Первый отличился в Бородинском сражении, второй - своим желанием убить противника, а Наташа Ростова помогала раненым. Все были в одинаковом положении, каждому были даны свои особые испытания. Но люди чести, патриоты своей страны смогли одержать верх над противником.

"Два капитана"

Проблема аргументы которой мы сейчас приведем, встречается нам на страницах повести В. Каверина. Стоит сразу обратить внимание на то, что произведение написано в тысяча девятьсот сорок четвертом году, во время войны с фашистами.

В эти тяжелые для всех времена такие понятия, как достоинство и честь, ценятся в людях, прежде всего. Почему повесть так называется? Капитаны, о которых идет речь: Саня Григорьев и Татаринов. Их порядочность объединяет их. Суть произведения заключается в следующем: Саня заинтересовался пропавшей экспедицией Татаринова и отстоял его честное имя. Он это совершил, несмотря на то что оттолкнул от себя Катю, которую он успел сильно полюбить.

Произведение учит читателя тому, что идти всегда надо до конца и не останавливаться на полдороги, тем более, если речь идет о чести и достоинстве человека. Люди, которые живут бесчестно, всегда будут наказаны, нужно только немного времени, справедливость всегда восторжествует.

Средняя общеобразовательная школа № 141

Тема: Тема чести в произведениях русских писателей

Класс: 10 «Б»

Руководитель: Шульман Нина Николаевна

Москва 2003 год

Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во

взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме

в русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периода

в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только

в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-

воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что

этому народу следует опираться.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от

подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в

выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает

людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар

или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и

уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от

его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь

чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие

всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как

отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение

великой русской классической литературы, являющейся нравственным

фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы,

сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают

материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести

Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это

происходит и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в

обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно

относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не

захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына

Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? -

говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да

потянет лямку, да понюхает пороху, да

Будет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркивает

необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся

начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы

не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не

сбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования,

так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, который

однако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своему

господину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушу

грамоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано его

искренней любовью к мальчику.

Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своему

слову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага.

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в

карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от

расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он не

пожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу в

пургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этот

поступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром.

Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. В

Белогородской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой.

Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, который

посмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах.

Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что они

адресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось,

что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гринев

вызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честь

девушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно.

Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородство

Гринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, не

думая о своей выгоде. Швабрин - полная его противоположность.

Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем,

что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанес

ему предательский удар шпагой.

Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу.

Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателя

и тем самым усиливает обаяние и притягательность характера Петра

Андреевича Гринева.

Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевского

бунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом и

поведение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верности

присяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдались

бунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство ради

собственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделить

участь мужа, чтобы не сдаться врагу.

Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с

презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою

собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты.

Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что

сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А

еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него

Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он не

мог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиных

родителей.

Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича,

просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина.

Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долга

оберегать доверенного ему Петрушу.

Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собой

благородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому ему

было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала

влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом у

них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его,

так как тоже имел милосердие и честь.

Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему с

пренебрежением.

Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев из

соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливость

восторжествовала и у повести счастливый конец.

Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с

позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества.

Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его

образованности и социального положения.

Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая

его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о

нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт

М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая

честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который

сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр

Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою

собственной жизни.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих

и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на

земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения

и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную

Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он

был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший

бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных

завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.

История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий,

высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в

дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за

неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание

этого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям

побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и

победить должен правый.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «Евгений

Онегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной

ревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый был

невежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел ее

недостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутить

над ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что дело

заключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить.

Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он был

вовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходом

поединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом,

заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской

Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявший

своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни

было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило

в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.

Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести

«Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердить

свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки.

Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первым

буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал

или свидетелем, или действующим лицом».

Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражение

Сильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировал

презрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противника

действовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желание

доказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Им

владели болезненное самолюбие и эгоизм.

Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он

посвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником и

отомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневно

тренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своей

Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвио

не стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и был

свидетелем его испуга.

Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбрости

обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных

пороков».

В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на

дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким

по причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок.

Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить

только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность

и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению

к девушке и к своему товарищу, которому он завидует.

Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия

дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него

извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает

стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей

Печорина.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная

Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским

размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел

обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку.

Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и

порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову,

поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других.

Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов

опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою

честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы

из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит

Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но

не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.

В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает

собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу.

Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради

своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали

его игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство.

Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшно

раскаивается, но жизнь его уже разбита.

Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и порой

шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была сама

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир»

Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и

счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой

делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека

в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов,

семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг

перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа

он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется,

наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении.

«Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.

Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления,

занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к

карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и

отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству

и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при

Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся

своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость,

независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по

наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде

Курагина, для которого нет понятия чести.

Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при

Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в

бегство войско

Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных

исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи

смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская

любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.

Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с

Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не

вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его

благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет.

Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает.

В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее

неопытность и понимая также, что любит только ее.

Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два

человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав

единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.

Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла

жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный

человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная

внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к

самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты

бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и

естественность многому его научили. Нравственная чистота народа,

способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для

Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его

духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически

творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война

народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным»

становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков,

солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом

навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и

единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не

досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев,

Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.

Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват

чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в

романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел

поработить русский народ и претендовал на мировое господство.

Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь

справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В

этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства

Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к

солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности,

необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те

дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено

патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от

своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В

полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным

учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты

называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской

знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему

свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши

притупляла чувства чести и долга.

В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная

сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же

дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая

честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.

Список использованной литературы.

1. А. С. Пушкин:

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Выстрел»

2. М. Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

«Герой нашего времени»

«Маскарад»

3. Л. Н. Толстой.

Честь и бесчестие… Мы часто слышим эти слова, а задумываемся ли, что они означают? Честь – это достойные уважения моральные качества личности. Это нравственные принципы, которые человек готов защищать до последнего своего вздоха.

Бесчестие – это проявление человеческой слабости, трусости, это гнусные поступки, это безнравственность и беспринципность.

Эти два понятия наиболее полно раскрываются тогда, когда человек попадает в экстремальную ситуацию нравственного выбора.

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме чести и бесчестия. В Быков в повести “Сотников” рассказывает о судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам и сделавшим свой выбор.

Сотников с честью, выдержав все пытки фашистов, готовиться с достоинством встретить смерть. И только одна мысль не дает ему покоя: вместе с ним погибнут неповинные люди. Перед смертью он думает о спасении других. Свою казнь он встречает мужественно и достойно.

Иначе ведет себя Рыбак. Только одна мысль сейчас в его голове: любой ценой остаться в живых. И он сохраняет себе жизнь, встав на путь бесчестия. Рыбак соглашается служить фашистам, он участвует в ликвидации Сотникова. Его путь – путь предателя. И не сойти ему уже с этой дороги. Оказавшись перед выбором, он выбирает бесчестие.

Сейчас, конечно, не военное время. Но жизнь часто ставит нас перед выбором. И какой путь выбрать – зависит от нас. Будет ли это дорога чести или бесчестия. Давайте не будем забывать о чести, долге, высокой нравственности.


Другие работы по этой теме:

  1. В понятие “честь” вложены самые достойные человеческие качества: моральные принципы, гордость, незапятнанная репутация. Человек чести имеет доброе имя, пользуется заслуженным уважением. Бесчестие – полная противоположность...
  2. Слова “честь” и “бесчестие” стали редки в нашем лексиконе, но наверняка каждый задумывался над вложенным в них смыслом. Честь подразумевает достоинство и нравственные принципы, от...
  3. Краткое сочинение Честь и бесчестие Многие любят употреблять слово честь, не все готовы в наше время ее отстаивать. Трусость вызывает бесчестие, неуважение, безразличие и лень,...
  4. Безусловно, при произнесении этого слова у большинства из нас возникает образ смелого, достойного мужчины, идеала общественного сознания, однако существует и женская честь, которая называется целомудрие....
  5. Каждый человек сам создает собственное представление о тех или иных нравственных ценностях. Зачастую представление одного человека может сильно отличатся от понимания сути этого же нравственного...
  6. Люди с древних времен много размышляют о своих личностных качествах. И это полностью оправданно, ведь сделанные при этом выводы формируют наше мировоззрение, исходя из которого...
  7. Прежде всего это не слова, а поступки. Можно тысячу раз говорить, что вы честны, добры и благородны, а на деле быть лживым злодеем. Настоящая честь...
  8. Эпиграф урока: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное” . На доске: Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека. 2. Хорошая,...

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин).

Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.

3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов).

Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. (В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», – бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)

5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров).

Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову. Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях. Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение. Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10). В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.

7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский).

Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон - закон нравственный”, - утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.

Лексическое значение:

1) Совесть – категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания.

2) Совесть – одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к “носителю” совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.

3) Совесть – (совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

4) Совесть – – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

Афоризмы:

«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин

«Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь». А Шопенгауэр.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий

«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой

«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.

«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький

«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Предлагаю 10 аргументов по теме «Честь и бесчестие»:

    А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

    М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

    Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

    А.Н.Островский « Гроза»

    Л.Н.Толстой « Война и мир»

    Е.И.Замятин «Мы»

    М.А.Шолохов «Судьба человека»

    В.Быков « Сотников»

    В.Распутин « Живи и помни»

    А.В.Каверин « Два капитана»

«Береги честь смолоду»,- именно такой эпиграф имеет повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это и порядочность, нравственная чистота героев, таких как П.Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь, верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине.

Противопоставлены в повести Пётр Гринёв и Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв - человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Швабрин (даже фамилия у него какая отвратительная). Он груб с Машей, сиротой, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь(Гринёв: « С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»)

Эгоизм, себялюбие несовместимы с понятием чести.

Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым(он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”).

Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Оно формируется с детства. Читатель видит, как в семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное - человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её и возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин (Гринёв Пугачёву: «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»)

Повесть А.С.Пушкина имеет огромное воспитательное значение. Каким быть, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни- над этим размышляет читатель произведения.

М.Ю.Лермонтов в «Песне» затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих пред человеком,- проблему чести. Как защитить честь свою и своих близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любом ситуации?

Действие разворачивается в далёком 16 веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её - замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом .(«И ласкал он меня, целовал он меня; на щеках моих и теперь горят, живым пламенем разливаются поцелуи его окаянные!..»).

Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж-купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, Калашников пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. Так и произошло. Его казнили, хотя и победил в равном бою Калашников. Смело в глаза говорит купец царю: Я убил его вольной волею, А за что, про что - не скажу тебе, скажу только Богу единому.

Степан Калашников умирает, но остаётся верным своим принципам, человеком чести. Кирибеевич вызывает негативное отношение. Хотя это и «удалой боец», но лживый, эгоистичный, даже царю он способен лгать (говоря о любив к Алёне Дмитриевне, он утаил, что она замужем)

Многому учит это произведение: тому, как нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду. Конечно, сегодня для этого существуют другие, более гуманные средства. Но проходить мимо бесчестного отношения нельзя.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Два сына у главного героя повести «Тарас Бульба»- Остап и Андрий, но как не похожи они. Остап - честный, отважный, открытый человек. Ещё в детстве брал вину на себя, когда они с мальчишками обворовывали сад. Он никогда не предавал своих товарищей, бился до конца с поляками - врагами Родины. И умирает Остап, героически перенося ужасные муки.

Совсем другой Андрий. Это романтическая,нежная натура. Он ласковый, спокойный. Однако прежде всего Андрий думает о себе. И в детстве он мог обмануть, и в Запорожье перешёл в стан врага ради любви к полячке. Он предал Родину, товарищей, брата, отца. Личные интересы, чувства у него на первом плане. Умирает он от рук своего отца, который не смог вытерпеть предательства сына.

Один - человек чести, достоинства. Другой – предатель, бесчестно и бесславно закончивший свою жизнь.Как так произошло? Не может понять этого Тарас Бульба, сам человек чести, преданный Отечеству, товариществу и братству.

Автор даёт понять читателям, как легко поддаться чувствам, особенно любви. Но всегда нужно думать о людях, которые верят тебе, о близких, оставаться честным прежде всего с самим собой. Самый ужасный поступок на войне - предательство своих товарищей, таким людям нет прощения и понимания.

Семья. Это опора общества. Именно в семье формируются основы характера и мировоззрения человека. Какими должны быть отношения в семье: мужа и жены, свекрови и невестки, всех родственников? По каким принципам они должны строиться? Что делает семью крепкой, а людей в них счастливыми? На эти вопросы пытается ответить автор, изображая героев пьесы.

По чести и совести, по любви хочет строить свои отношения в семье мужа Катерина. Воспитанная в атмосфере доверия, она думает, что и в семье Кабановых всё будет таким же. Но как она ошиблась! Властная Кабаниха, безвольный муж, обман, стяжательство, ханжество- вот что видит героиня в новой семье. Любовь Бориса- это и радость, и горе для героини. Воспитанной по законам божьим, Катерина понимает, что совершает огромный грех. изменяя мужу («Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.»). Она и наказывает себя ужасной карой- погибает, понимая, что самоубийство- это тоже страшный грех (… быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что.)
Человек нравственной чистоты, Катерина не смогла жить по законам мира Кабановой. Быть бесчестной - это не по её нравственным правилам.

Как легко приспособилась к жизни Варвара !(И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало») А ведь она ровесница Катерины. Для Варвары ничего нет страшного в обмане, когда все вокруг врут. Да и Катерине именно она помогла совершить первый шаг к падению - дала ключ от заветной калитки. Да, в мире Кабановых надо жить, не давая себя в обиду. Но это не значит, что нужно терять своё достоинство, унижать себя., становиться в ряд с такими, как Дикой и Кабаниха. Оставаться в любой ситуации человеком чести, нравственной чистоты- именно этому учит нас пьеса А.Островского.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Роман Л.Н.Толстого « Война и мир» посвящён одной из страшнейших войн, которые пережила Россия, - войне с Наполеоном в 1812 году. По-разному общество отреагировало на войну. Большая часть - независимо от сословного, социального положения - плечом к плечу защищала родину. «Дубина народной войны» поднялась над врагом, изгнав его с нашей земли.

Но были и такие, для которых главное - своя жизнь, свои интересы. Они далеки от народа, да и России чужды.

Люди чести - главные герои произведения : Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый на своём месте совершал свой подвиг, приближая победу: Андрей – в Бородинском сражении («Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате»); Пьер- с его желанием быть рядом с народом во время сражения, стремлением убить Наполеона, Наташа- с её помощью раненым. Как красивы душой они, эти люди чести и достоинства!

Кутузов, Александр 1, Багратион и другие - исторические личности. Они патриоты страны, их талант и дальновидность тоже привели к победе. А сколько людей из народа показано автором! Их нравственная чистота понимание своего долга, незаметная ежедневная работа - всё это привело к победе. Это и артиллеристы капитана Тушина(Андрей о батарее Тушина, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина”); и солдаты капитана Тимохина, и кавалеристы Уварова, и партизаны Денисова, и многие - многие люди России.

А вспомним Анатоля Курагина, растерянного, жалкого после ранения. И в мирное время ему не были свойственны честь и совесть. И на войне он так далёк от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом.

А чем руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, когда они поступали в действующую армию? Далеко не понятиями чести и патриотизма. Карьера, чины - вот что для них основное. А как низок военный чиновник Берг, который в оставленной Москве скупает дёшево вещи. Сравните: он и Наташа, семья Ростовых, отдающая подводы для раненых. Какая пропасть между этими героями!

Всех судьба поставила в одинаковые условия, всем необходимо было пережить испытание. Люди чести, патриоты страны - именно им обязана Россия совей победой над Наполеоном.

Е.И.Замятин « Мы»

Роман Е.Замятина «Мы» был написан в 1920 году. Автор в фантастической форме попытался предостеречь о возможных последствиях начинавшегося формироваться тоталитарного режима в Советской России. Подавление личности, отсутствие свободы может привести к потере индивидуальности, когда люди станут единой массой, живущей по единым правилам с чётко определённым распорядком в течение всего дня. Люди потеряли своё « я», они превратились в «мы» , в котором каждый имеет просто номер.

Однако автор показывает, что полностью задушить человеческое в людях невозможно. Главный герой – Д-503, автор записок, испытывает постепенную духовную эволюцию. Героиня I -330 тайно показывает ему иную жизнь, за пределами их Единого Государстве, где светит солнце, настоящее, ласковое, где цветёт трава, так удивительно пахнут цветы. Так влечёт к себе этот Древний Дом. Борясь с собой, герой соглашается на захват «Интеграла», чтобы покинуть это государство. Но замысел раскрыт, участников подвергают операции по стиранию памяти – по «удалению фантазии».

Д-503 снова спокоен. Однако I -330 не предаёт своих идей, не соглашается на операцию. И она будет по законам государства подвергнута пыткам, как и другие участники заговора. Герой уже спокойно смотрит на их мучения, он абсолютно счастлив. Никакие угрызения совести по поводу того, что именно он выдал всех заговорщиков, его уже не беспокоят.

Как многое читается между строк! Какой глубокий смысл вложил автор в картину этого фантастического сюжета! Всегда были и будут люди чести, готовые до конца бороться с несправедливостью, с беззаконием, пусть даже ценой своей жизни. И, к сожалению, всегда находятся те, кто предаёт свои идеи, кто пойдёт по пути бесчестия, жестокости, безразличия. Как важно, чтобы в огромной массе людей слышался честный голос каждого, чтобы «мы» стало олицетворением единства народа, его сплочённости. «Мы», состоящее из отдельных « я»- личностей, нравственно цельных, порядочных, не допускающих бесчестия. И хотя в романе именно Д-503 произносит слова: « Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен – мы победим, потому что разум доложен победить», – автор выражает свою надежду на победу именно разума в людях, чтобы эта утопия не стала реальностью. Ведь не случайно автор определил жанр своего произведения как антиутопия, подчеркнув тем самым, что такое может произойти, если не предпринять определённых шагов по борьбе с тоталитаризмом. Честь, совесть должны победить в людях.

Как проявит себя человек на войне - тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие?

Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» -обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря и ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу - о человеке во время войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу, на запятнали свою честь .(«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.»)
Каждый день на войне - это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов («Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»)
Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства .(«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»)
К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой - это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя:
«Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.»)
На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм - что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.

В.Быков « Сотников»

Сущность характера человека отчётливо проявляется в трудных ситуациях, когда нужно сделать выбор, и часто это выбор между ложью, предательством и честью, между жизнью и смертью. Сделали свой выбор и герои повети В.Быкова «Сотников»- Рыбак и сотников. Два бойца, воспитанных в одной стране, на единых ценностях, оказались перед лицом врага. Какой выбор сделать – погибнуть, не предав своих товарищей, или совершить героический поступок.

Рыбак стал предателем. Случайность ли это? Сила обстоятельств, огромное желание выжить любой ценой? Да, и это тоже. Однако автор показывает в течение повести, что герой этот слишком эгоистичен, да и за провиантом для партизанского отряда он пошёл потому, что в той деревне жила его бывшая возлюбленная, он хотел встретиться с ней. Как раздражал Рыбака больной Сотников! Он мог бы его, раненого и беззащитного, спокойно оставить на произвол судьбы, но понимал, что перед отрядом придётся держать ответ. Везде ищет выгоду Рыбак, и, попав в плен, решил пойти на сделку со своей совестью. (« Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе?)
Честь, долг - всё это ушло на задний план, главное- выжить любой ценой.(«… здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства.)

Сколько нравственной стойкости в Сотникове! Это человек чести, для него друзья, Родина, защита Отечества - не просто слова- это суть его характера. Почему Сотников, больной, пошёл за продуктами? Да потому, что другие просто не хотели этого сделать .(« Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». )
Он всегда был там, где трудно. Просто, тихо, скромно он совершает свой подвиг человека, не предав никого
.(« Он ничего не боялся, и это давало ему определенное преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже.»)
Сотников совершенно не думает о подвиге, ведь, возможно, о его смерти вообще никто не узнает. Но он, как человек чести, остаётся вере воинскому, человеческому долгу до конца : «…надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.»
Рыбак и сотников оказались по разные стороны: « Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов.»

Никогда не будет прощения предателям. Вечная память героям, отдавшим жизни за Родину, народ, оставшимся верным чети и долгу!

В.Распутин « Живи и помни»

Произведение В.Распутина « Живи и помни»- многоплановое. Автор размышляет над многими проблемами, одна из которых - проблема чести и бесчестия. Как сохранить своё человеческое достоинство, не запятнать свою честь в ситуациях, в которых порой так трудно сделать выбор. Что позволяет людям сделать этот выбор?

Герой повести - Андрей Гуськов, хороший боец, храбрый, героически защищавший свою родину, получивший отпуск домой за свои подвиги, дожидавшийся отпуска в госпитале. Однако отпуск отменили. Что же происходит с героем? Почему вдруг он становится изгоем. Предателем, врагом народа? Как получилось, что отважный боец вдруг так изменил сам себе, став позором семьи, причиной гибели своей жены и неродившегося ребёнка? Да, он очень хотел домой, он не был виноват в том, что ему не дали съездить домой, что пора ехать в часть. Но так сильна тоска по дому. Именно она одолела героя, поддавшись ей, Андрей нарушил воинский долг, оказался дома, но уже не как герой, а как предатель. Как страшно герою осознавать, что «никогда больше не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, не пахать этих полей…Теперь раз и навсегда он поймет, что сюда ему ходу

Порой такой зыбкой бывает черта меду честью и бесчестием. Человек даже не замечает, как переходит её. А за ней – позор, стыд, осуждение окружающих. Сколько несчастья принёс Андрей своим родителям, своей жене! Переступив черту дозволенного, он разом отделил себя от людей, став изгоем, и назад дороги уже не было.

Человек, живя, должен помнить, что он в ответе за каждый свой шаг, поступок, а особенно в ответе за близких людей, которые могут пострадать от непродуманного шага. Оставаться в любой ситуации человеком чести, не уронить своего достоинства - только так должен жить человек, таков закон жизни среди людей.

А.В.Каверин « Два капитана»

Повесть В.Каверина «Два капитан» была написана в 1944 году, когда стран вела страшную войну с фашистами. Понятие чести, достоинства, необходимость отстаивания их в любых ситуациях – всё это было как никогда актуально в то время. И сегодня повесть Каверина одна из любимых книг, особенно молодёжи, которая ищет свой жизненный пусть, формирует нравственные установки и ценности.

Два капитана – Саня Григорьев и Татаринов. Их объединяет порядочность, нравственная чистота. Ещё мальчишкой Саня заинтересовался судьбой пропавшей экспедиции Татаринова. Впоследствии он пытается узнать правду о ней, восстановить честнее имя капитана. Он узнаёт, что команда Татаринова открыла новую Северную землю, что виновником гибели людей стал двоюродный брат капитана - Николай Антонович. Именно он недобросовестно подготовил снаряжение для экспедиции, что стало причиной гибели людей.

Восстановить честное имя бывает порой не так и просто. Григорьев своей правдой практически убивает вдову Татаринова, отталкивает от себя его дочь - Катю, которую он так полюбил. Однако Григорьев идёт до конца:

публикует дневник штурмана, находит тело капитана, читает доклад об экспедиции на заседании Географического общества.

До конца в поисках правды шёл Александр Григорьев. Верила своему мужу жена Татаринова. Это произведение учит идти до конца, когда цель - праведная, когда дело идёт о восстановлении чести и справедливости. А бесчестные люди тоже дождутся своего наказания, как наказан мнимый друг Сани - Ромашка, посаженный за свои злодеяния в тюрьму, как изгнан из науки Николай Антонович. При любых испытаниях необходимо не терять человеческого достоинства, оставаться человеком чести, преодолевать препятствия и двигаться вперёд.