Рубрика: История вещей. История обычных вещей


Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.


Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.


Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.


Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп - приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.


По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.


Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.


Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.


Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.


По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.


Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.


Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.


Сегодня весьма интересно увидеть, какой была .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы, тема «История обыкновенных вещей»

Цели:

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла).
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Развивать мышление, любознательность.
Воспитывать бережное отношение к вещам.

Ход занятия:

Сегодня мы поговорим о вещах, которые нас окружают, которые мы встречаем каждый день.

Загадка про зубную щетку

Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)

Было это давным-давно. Однажды утром в пещере проснулся человек с неприятным вкусом во рту. Он взял прутик, пожевал его конец и начал чистить зубы. Такой была самая первая зубная щетка. Потом щетки были в виде палочек из мягкого дерева. Зубной пасты раньше не было, и люди чистили зубы золой и углем от костра, а потом полоскали рот водой.

Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Но люди придумывают все новые и новые зубные щетки.

А вы знаете, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально для детей. Вы такую щетку видели? У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы зубы чистите правильно, а если зубы чистите не правильно, то музыка не играет. Хитрая зубная щетка! А еще есть электрическая зубная щетка.
А как вы думаете, чем еще можно почистить зубы, кроме зубной щетки? Оказывается, почистить зубы без щетки можно яблоком, только не сладким. Когда мы жуем яблоко, зубы очищаются.

Я вам еще расскажу об одной вещи, которая тоже находится в ванной.

Загадка про мыло

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне:
Пусть помоет руки мне.
(Мыло)

Много-много лет тому назад жил король. Утро короля начиналось с одевания и умывания. Одевание продолжалось очень долго, а вот умывание - нет. Королю подносили большую чашу с водой, он смачивал кончики пальцев, слегка дотрагивался ими до век, и на этом все – умывание окончено. А из вас кто-нибудь так умывается?
Раньше мыла не было, и люди мылись мукой, глиной. А потом стали делать мыло из козьего, бараньего и бычьего жира и добавляли золу. Мыло было твердое, мягкое и жидкое.
Сейчас мыло делают из таких веществ, как жир, масло, ароматические вещества, чтобы мыло вкусно пахло.
Говорят, что в океане есть остров. Его земля состоит из вещества, которое помогает людям этого острова бороться с грязью. Люди берут землю и стирают белье, моются. А когда идет дождь, остров весь покрывается мыльной пеной.
Раньше мыло стоило очень дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Бедные люди стирали и мылись щелоком. Что такое щелок? Брали дре¬весную золу, заливали ее кипятком и ставили в печку. Потом доставали и мылись, так же стирали белье.

Туалетное мыло называют еще умывальным мылом. Какого мыла сейчас только нет. Есть мыло белое, желтое, зеленое, голубое. Мыло может пахнуть земляникой, яблоком. Встречается мыло круглое, брусочками различными фигурками.

А сейчас я вам расскажу еще об одной вещи, которую мы с вами встречаем каждый день.

Загадка про ручку

Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах в твоей тетрадке.
(Ручка)

Давным-давно люди писали настоящими перьями. Брали перья гусeй, воронов, павлинов. Кончик пера сначала очищали, затем обрезали под углом и затачивали, чтобы оно было тоненькое-тоненькое. Когда перо становилось тупым, его опять обрезали под углом и опять затачивали. А потом писали.
Один человек, которому приходилось много писать, придумал перо из стали.
И все стали писать стальными перьями, делали их даже из серебра и золота. Они стоили дорого.
Потом придумали авторучку - её не надо было макать в чернильницу.
Брали трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли соломинку и наливали жидкость. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и тогда трубочкой водили по бумаге.
А еще позже изобрели шариковую ручку с густой пастой, которой мы сейчас с вами и пишем.
Ручек придумано очень много. Есть с календарем, электронными часами и даже с калькулятором.

А теперь поговорим о друге ручки.

Загадка про карандаш

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж …
Что же это?...
(Карандаш)

Физминутка

Чем же люди рисовали раньше, когда у них не было простого карандаша? Они рисовали древесными углем. Брали обгоревший прутик из костра и рисовали.

Из чего же состоит карандаш? Из деревянной рубашки и грифеля. Грифель – это сердечко карандаша. Из чего же делают это сердечко? Берут черный камень графит, мелко-мелко его дробят, пока он не станет таким как мука. Потом добавляют глину. Все перемешивают и кладут в специальную форму и сушат. Сердечко для карандаша готово. А лотом для него делают рубашку из древесины.

Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердый пишет бледно, мягкий - ярко. Каких только карандашей нет. Есть карандаши круглые, шестигранные, восьмигранные, плоские, трехгранные. Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Имеется карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бубенчик позванивает, и писать становится интереснее. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками. Выпускают также ароматические карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.

Карандаши верно и надежно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты. Космонавты тоже пользуются карандашом для записей. На Севере, где всегда стоят сильные морозы, паста в ручках может замерзнуть, а карандаш нет.

Загадка про ножницы

Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
(Ножницы)

Примерно 1000 лет назад одному человеку пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами - вот и получились ножницы.
Ножницы изготовляли из железа и серебра, красиво украшали. У ножниц появились свои специальности – одни предназначались для парикмахеров, другие – для врачей и т.д. Сегодня есть ножницы, с помощью которых стригут кусты на газонах, разделывают птицу, раскраивают ткани, прорезают петли, разрезают торты.
Ножницы часто тупятся. Чтобы их снова заострить, берут в левую руку иголку, а в правую – ножницы и начинают «резать» иголку. Так надо сделать не менее 10-20 раз. И ножницы снова станут острыми. Можно также несколько раз разрезать новую наждачную бумагу.

А теперь еще об одной вещи, без которой нам никак не обойтись.

Загадка про иглу

Всех на свете обшивает,
Что сошьет - не надевает.
(Игла)

Что такое игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце. Раньше иглой была рыбья кость, в тупом конце которой была сделана дырка. Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы, люди стали придумывать новую иглу, потому что костяная игла была очень хрупкой и быстро ломалась. Сегодня иголка сделана из металла, но она также напоминает рыбью кость. Прошло очень много времени, а внешний вид иголки нисколько не изменился.

Изготовить обычную иглу совсем не просто. Сначала берут специальную игольную проволоку, отрезают, сколько нужно (для большой иглы много, для маленькой - поменьше). Потом точат - заостряют конец иглы. Специальная машина пробивает ушко. Вот и получилась игла, но она еще мягкая, ее надолго не хватит. Ее сильно нагревают и сразу резко остужают, закаливают, чтобы придать ей прочность. Потом её тщательно шлифуют и полируют опилками от деревьев лиственных пород. Это очень длительная и кропотливая работа. И лишь в 7 государствах мира изготавливают иглы. Поэтому и ценятся они очень высоко. Несколько кг иголок стоят дороже самой лучшей легковой машины.

Как хранить иголки? Положи на дно коробочки, где лежат иголки, магнит, и они никогда не будут рассыпаться. А чтобы иголки не ржавели, их можно хранить воткнутыми в сухое мыло.

Итог занятия:

Что интересного мы сегодня узнали?
Что вам понравилось?
Что запомнилось?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Ольга Анатольевна Салтанова
Проект «История вещей, которые нас окружают»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА .

В современном мире все меньше людей задаются вопросом : откуда пришли к нам вещи, которые окружают нас в быту . Наша жизнь удобна и комфортна. А что сделало ее такой? Кто и как придумал вещи, которыми мы пользуемся каждый день, не задумываясь об их значимости? Попробуйте обойтись без ложки, тарелки, расчески и прочих бытовых вещей . Что случится, если одна из удобных нам вещей исчезнет из нашего обихода? Это заставит нас задуматься, найти пути к решению проблемы, фантазировать, творить.

Творить, проявлять любознательность – это главная задача данного проекта . Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребенка проявлять интерес к истории , творчеству. Каждая вещь, которую мы держим в руках – история человечества .

Вид проекта : культурно-ценностный.

Время проведения :1 месяц, февраль.

Участники проекта : Дети старшей группы и педагоги, родители.

Воспитатели : О. А. Салтанова, А. В. Ларионова

Возраст детей : старшая группа.

Основная идея : познакомить историей появления бытовых вещей .

Постановка проблемного вопроса : Беседы с детьми «Как придумали вещи, которые нас окружают

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

1. Цели проекта : расширять и закреплять представления детей о том, как человек в процессе эволюции создавал предметы быта (зеркало, посуду, мебель, одежду) ; как изменялись эти предметы в ходе истории , дать понятие о том, что окружающие нас вещи являются результатом творчества многих поколений.

2. Задачи :

1. Обобщить и систематизировать знания о предметах быта.

2. Закреплять классификацию предметов.

3. Развивать логическое мышление и любознательность.

4. Воспитывать бережное отношение к вещам.

3. Ожидаемые результаты :

1. Воспитание бережного отношения к вещам.

2. Расширять знания об истории вещей .

3. Побуждать проявлять творческий подход к использованию вещей в повседневной жизни.

4. Ход реализации проекта с учетом интеграции образовательных областей

Направления развития Образовательные

области Цели и задачи

Познавательно-речевое Познание

Беседа о вещах, которые нас окружают .

Заинтересовать детей узнать историю изобретения предметов быта.

Рассматривание иллюстраций старинных предметов быта.

Коммуникация

Знакомство с историей изобретения предметов быта;

Рассказать об изобретении посуды, мебели, одежды;

Рассматривание

иллюстраций по теме.

Презентация на тему «История вещей » .

Просмотр м\ ф «Федорино горе» .

Чтение художественной литература Знакомство с книгой Н. Ходза «Дорога жизни»

Чтение глав из книги Т. Н. Нуждиной «Мир вещей » о посуде, мебели, одежде.

Чтение рассказа С. Я. Маршака «Откуда стол пришел» .

социально- личностное

Игры и труд

художественно-эстетическое

Художественное творчество

Рисование на темы : «Хохломская ложка» , «Свет мой зеркальце, скажи» , роспись трафаретов посуды по мотивам гжельской росписи.

Поделка из бросового материала.

Изготовление коллажа на тему «Эволюция вещей » .

Физическая культура Приобщать детей к музыкальной культуре, обогащать музыкальные впечатления детей; вызывать яркий музыкальный отклик при восприятии музыки

разного характера.

Физическое развитие

Формировать потребность в ежедневной двигательной активности.

Разучивание физкультминуток по тематике.

Взаимодействие с семьей

Предложить родителям вместе с детьми изготовить коллаж на тему «Эволюция вещей » .

Презентация на тему «История вещей , которые нас окружают ».

Изготовление поделок из бросового материала.

Открытое занятие.

5. Продукты проекта .

1. Сценарий итогового мероприятия.

2. Презентация и видеоматериал, используемые в ходе реализации проекта .

3. Открытое занятие для родителей.

4. Публичный фотоотчет о ходе мероприятия на сайте ГБДОУ.

5. Альбом коллажей по теме.

6. Поделки из бросового материала.

Публикации по теме:

Конспект занятия «История вещей. Русский платок» Цель: Знакомство детей с историей русского платка. Приобщение детей к русской народной культуре Звучит запись песни «Коробейники», заставка.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «История старинных вещей» Воспитатель: Таранова Л. В. Цель: организовать воспитанников.

Консультация для родителей «Звуки, которые нас окружают» Мир звуков окружает ребёнка с момента рождения (а вернее он живёт в нём ещё до рождения). В безбрежном звуковом море музыкальные звуки.

Музыкальное занятие для старшей группы «Ритмы и звуки, которые нас окружают» Цели: учить ориентироваться в музыке; познакомить с новым репертуаром, развить ритмическое восприятия музыки; поддерживать жизнерадостное.

Проект «Игры, которые лечат» Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Когда.

Проект «История моей семьи» Проект «История моей семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 общеразвивающего вида ст Азовской.

Предметы русского быта – это особый мир. Мы все говорим об истории страны, о ее величии, о великих свершениях. И за пафосом слов как-то забываем, что история начинается у нас дома с простых вещей, мелких предметов, которые мы не замечаем. А между тем, просто оглянитесь вокруг, присмотритесь к вещам, которые окружают Вас в квартире. Если у Вас есть старая дача, дом доставшийся по наследству от бабушки, не поленитесь заглянуть на чердак или в сарай. Вам откроется удивительный мир вещей – история семьи в деталях. Ведь, интересно проследить, как менялся наш быт на протяжении нескольких поколений. И сделать это можно на простом примере – ну тех же утюгов, например.

Предметы русского быта не являются чем-то уникальным. В каждой стране можно найти что-то похожее. Но есть и отличия. Например, самовары. Этот предмет быта был популярен и в 18 и в 19 веках. Сейчас про них почти забыли и если они и есть в жилище, то лишь в качестве экзотики. А ведь как здорово было сидеть за самоваром, который растапливался, а не был лишь большим электрическим чайником.

Патефоны и граммофоны. Мы уже давно забыли, что такое аналоговый звук. Электроника. Есть конечно еще проигрыватели винила, но это для гурманов. А сто лет назад патефон или граммофон были престижным предметом русского быта.

В 50-70 годах популярны были приемники с проигрывателями – довольно громоздкие предметы, но если кто помнит, то как здорово было ночью искать с волну с мелодиями зарубежной эстрады – ностальгия.

А такая мелочь как турка. Вот кстати это предметы быта не менялся уже насколько сот лет. Как была турка в 18 веке, такой она и осталась в 21. Кофемолки поменялись и на смену ручным пришли электрические, но насколько приятней молоть кофе самому. Тут дело не в удобстве, а самом процессе.

Предметы быта 19 века – это мелочи, которые говорят о многом. Например, простой саквояж. Вы не задумывались о том, что форма саквояжа не поменялась с тех времен. Вот что отличает предметы быта 19 или 18 века – продуманность и завершенность всех форм.

Именно это и отличает предметы быта прошлого – продуманность. Ведь форма этих предметов отрабатывалась веками. Отсюда и их универсальность и законченность – их авторами были тысячи людей на протяжении поколений. Сейчас же у многих вещей есть один автор или несколько, но не факт, что форма предметов быта будет привлекать всех.

Предметы русского быта 19-20 век фото с выставки









Разработка 3. Тема: Весёлые посиделки

Цель - создать условия для:

Расширенияпредставления детей о знакомых предметах, об истории их происхождения и разнообразии;

Развития памяти, внимания, любознательности, творческого и логического мышления, речи;
- воспитаниябережного отношения к вещам, уважения к своей Родине, еёобычаям и традициям.

Оборудование: класс оформлен под русскую избу: вышитые полотенца, рушники, стол с вышитой скатертью и угощениями, презентация, музыка.

Ход занятия

1. Встреча гостей

Учитель : Пожалуйста, гости дорогие! Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем! Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому-то потешку, кому - правду, кому - песенку, а всем вкусные угощения. У нас для каждого из вас найдётся и местечко и доброе словечко. Всем ли видно, всем ли слышно?

На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Сегодня у нас с вами весёлые посиделки, а говорить мы будем об истории вещей. Каждая вещь как-то попадает в наш дом. А интересно ли вам узнать, откуда вообще берутся какие-либо вещи? Почему?

Дети : узнать народные традиции, обычаи, быт людей.

Учитель : Когда люди устраивали посиделки, за тёплой печкой сидел сверчок и слушал, о чём они говорят. Люба споёт нам песню про сверчка.

Девочка поет песню про сверчка.

2. Как произошли воздушные шары?

Учитель : Вы любите воздушные шары? Кто-нибудь знает, кто их изобрёл?

Самые первые воздушные шары делала еще индейцы в Мексике из кишок и желудков животных. Они сушили их определенным образом, украшали, надували и использовали не для развлечения, а для жертвоприношения. В средневековой Европе с похожими шариками из внутренностей животных путешествовали бродячие артисты и трубадуры. Первый воздушный шар из резины сделал английский ученый Майкл Фарадей в 1824 году. Шар ему нужен был для опытов с водородом. Как игрушки, шары появились год спустя.

Проведём небольшой конкурс. Каждому из вас даётся шарик и верёвочка. Нужно как можно быстрее надуть шарик и завязать верёвочкой. Побеждает тот, кто первый поднимет надутый шар над головой.

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием!

3. Старинные русские хлебные изделия

Учитель : А знаете ли вы, что баранки, бублики, сушки - старинные русские хлебные изделия, без которых раньше не обходилось ни одно чаепитие и в будни, и в праздники. Да и сегодня жители многих городов и деревень охотно покупают бараночные изделия, составляющие значительную группу хлебных продуктов. Выбор большой: баранки сахарные, простые, горчичные, молочные, сдобные, ванильные, чистые, с маком и другие. Непременной часть производства баранок - обварка тестовых колец кипятком. На Украине баранки и сейчас называют «обваринками ». Существует мнение, что эти бараночные изделия попали несколько веков назад из Польши на Украину, а оттуда перекочевали в Россию. Баранки и сушки представляют собой по существу хлебные консервы - они могут храниться долгое время, не теряя потребительских качеств. Воины, уходившие в далёкие походы; гонцы, доставлявшие важные известия; путешественники, открывающие новые земли - все они брали с собой в дорогу лёгкие высушенные ломти хлеба или сухари. На огромных парусниках, бороздившие далёкие моря и океаны, существовали специальные сухарные трюмы, вмещавшие запасы этих продуктов для команды на срок от 6 месяцев до 1 года. К этой группе продуктов относят сухари и различные хлебные палочки, соломка сладкая и солёная. Но всё же сушки и баранки были и остаются любимым лакомством для большинства ребят.

Нарядные ученики поют частушки.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Если б не было воды,

Не было б и кружки!

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Загуляли две старушки,

Съели хлеба по осьмушке

Съели и не треснули,

Ну, не интересно ли.

Это вовсе ничего,

Дорожает хлебушко,

Всё равно дадим его,

Ближнему соседушке.

Хлеб я ем с утра до ночи,

Булки с ночи до утра.

Очень весело проходят,

У нас с мамой вечера.

Хороши к обеду плюшки,

Хлеб, батоны и ватрушки.

Всех накормит вкусный хлеб,

Лучше хлеба в мире нет.

Учитель: Какие вы знаете пословицы о хлебе? Попробуем объяснить, что значат следующие высказывания?

За обедом хлеб – всему голова.

Красна река берегами, а обед – пирогами.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

4. Конфетное дерево

Учитель : Ответьте на такой вопрос: права ли я, что почти все присутствующие здесь любят шоколад? Конечно, его любят почти все люди. Послушайте, пожалуйста, одну историю.

Когда-то давно мексиканский садовник по имени Кецалькоатль, наделенный талантом разводить чудесные сады, вырастил одно малоприметное деревце, которое назвал «какао». Семена его плодов, внешне похожие на огурцы, имели горький вкус. Зато приготовленный из них напиток был способен придавать силу и разгонять тоску. За эту способность устранять извечного спутника усталости люди и ценили какао на вес золота. Кецалькоатль, получая огромную прибыль от продажи какао, изрядно зазнался и в скором времени возомнил себя равным всемогущим богам. И, переполнив чашу их терпения, был наказан – лишился рассудка. В приступе ярости садовник безжалостно уничтожил все растения, кроме одного – этим деревом оказалось какао. Я рассказала вам легенду, на самом же деле какао были открыты индейцами майя, жившими на полуострове Юкатан, примерно в 1 веке н.э. Считая их божественным даром и поняв чудодейственную силу остро-горького напитка, получаемого из семян этого дерева, майя разбил плантации какао и принялись усердно молиться Эк Чуахе - богу какао, прося у него благосклонности к людям и помощи в выращивании хорошего урожая.

Ребята, чтобы вы не скучали, проведём небольшой конкурс. Соревноваться будем по два человека. Вам нужно с закрытыми глазами определить на вкус сорт шоколада.

5. Самый древний праздник

Итак, напомните мне, пожалуйста, кто первым открыл чудесные свойства шоколада? (Индейцы Майа)

Скажите, пожалуйста, какой праздник у нас не за горами? (Новый год) А вы знаете, что это самый древний из всех существующих праздников? При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года».

На Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января.

6. А, ну-ка, расскажи…

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперед -

Вы смекалистый народ.

История зубной щётки

Было это давным-давно. Однажды утром в пещере проснулся человек с неприятным вкусом во рту. Он взял прутик, пожевал его конец и начал чистить зубы. Такой была самая первая зубная щетка. Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Но люди придумывают все новые и новые зубные щетки. А вы знаете, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально для детей. У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы зубы чистите правильно, а если зубы чистите не правильно, то музыка не играет.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне:

Пусть помоет руки мне.

История мыла

Раньше мыла не было, и люди мылись мукой, глиной. А потом стали делать мыло из козьего, бараньего и бычьего жира и добавляли золу. Мыло было твердое, мягкое и жидкое.Раньше мыло стоило очень дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Бедные люди стирали и мылись щелоком. Что такое щелок? Брали древесную золу, заливали ее кипятком и ставили в печку. Потом доставали и мылись, так же стирали белье. Туалетное мыло называют еще умывальным мылом. Сейчас мыло делают из таких веществ, как жир, масло, ароматические вещества, чтобы мыло вкусно пахло.

Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах в твоей тетрадке.

История ручки

Давным-давно люди писали настоящими перьями. Брали перья гусей, воронов, павлинов. Кончик пера сначала очищали, затем обрезали под углом и затачивали, чтобы оно было тоненькое-тоненькое. Когда перо становилось тупым, его опять обрезали под углом и опять затачивали. А потом писали. Один человек, которому приходилось много писать, придумал перо из стали. И все стали писать стальными перьями, делали их даже из серебра и золота. Они стоили дорого. Потом придумали авторучку - её не надо было макать в чернильницу. Брали трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли соломинку и наливали жидкость. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и тогда трубочкой водили по бумаге. А еще позже изобрели шариковую ручку с густой пастой, которой мы сейчас с вами и пишем. Ручек придумано очень много. Есть с календарем, электронными часами и даже с калькулятором.

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж…

Что же это?...

История карандаша

Раньше люди рисовали древесными углем. Брали обгоревший прутик из костра и рисовали. Карандаш состоит из деревянной рубашки и грифеля. Грифель – это сердечко карандаша. Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердый пишет бледно, мягкий - ярко. Каких только карандашей нет! Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Есть карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками. Выпускают также карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

История ножниц

Примерно 1000 лет назад одному человеку пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами - вот и получились ножницы. Ножницы изготовляли из железа и серебра, красиво украшали. У ножниц появились свои специальности. Одни предназначались для парикмахеров, другие для врачей. Сегодня есть ножницы, которыми стригут кусты на газонах, разделывают птицу, раскраивают ткани, разрезают торты.

Какие молодцы, вы подтвердили свои знания загадок!

7. Музыкальные инструменты.

В 17 веке был создан целый ряд разнообразных механических музыкальных инструментов, воспроизводящих в нужный момент ту или иную мелодию: шарманок, музыкальных шкатулок, граммофонов, патефонов т.д.

Первый аппарат для записи и воспроизводства звука был создан в 1877 году Томасом Эдисоном. Несмотря на его широкое распространение, продолжались попытки создания более совершенных звукозаписывающих аппаратов.

Немецкий конструктор Линдштрем изобрел аппарат, названный парлографом. Это устройство было приспособлено для записи под диктовку речей и переговоров.

Граммофон изобрел в 1888 году американский инженер немецкого происхождения Э. Берлинер.Самым высоким качеством звучания обладали тумбовые граммофоны и стоили баснословных по тем временам денег.

Шарманка. Существует легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций семь дней беспрерывно наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной высоты), считается, что этот механизм изобрел в 1796 году швейцарский механик Антуан Фавр.

В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.

Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку - раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina»). От названия песенки и произошло название инструмента - шарманка.
В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», или «лее шарманка».Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка.
И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных. В России первые шарманки появились в конце XVII века. В народе их называли «катеринками» .

История музыкальных шкатулок начинается в 1796 году. Именно тогда один женевский часовщик изготовил первый музыкальный механизм. Сначала такие простые механизмы встраивали во флаконы для духов и часы.

Ваши бабушки ещё помнят, как звучал патефон. А у некоторых из вас дома есть такой музыкальный инструмент, как музыкальный проигрыватель , а с ним и комплект пластинок.Послушаем, как он звучит.

Сейчас век компьютерных технологий. И музыку мы можем слушать с помощью компьютера.

8. Выставка старинных вещей.

Я рассказала вам историю некоторых вещей, а теперь вы нам расскажете историю вещей, которые находятся у вас дома и имеют для вас семейную ценность. Заглянем на нашу выставку старинных вещей.

Дети демонстрируют старинные вещи, принесенные из дома.

Учитель : Вы стоите на пороге новых открытий. Пока вы ещё школьники, ваша задача - хорошая учёба. Возможно, кто-то из вас станет учёным или изобретателем и создаст какую-либо вещь, о которой узнают все люди, ваши дети, внуки, правнуки. Помните, тот, кто помнит о прошлом, тот беспокоится о будущем! Старайтесь больше узнавать о вещах, которые нас окружают!

Нас окружает мир вещей.

Мы их порой не замечаем.

В них отражения людей,

Былая радость и печали…

Ах, старый хлам, бесценный хлам,

Все то, чем в жизни мы богаты...

Ты иногда напомни нам

О том, кем были мы когда-то.

А наши весёлые посиделки мы заканчиваем сладкими угощениями к чаю. Никогда не унывайте, от нас гостинцы получайте!

Людмила Околович , преподаватель педагогики Славгородского педагогического колледжа Алтайского края, Анастасия Непомнящая , студентка 31 группы, Елена Янцен , студентка 31 группы, победители VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Во вложенном файле – презентация «История письменности»

Презентация «Кладовая игрушек» выложена на файлообменник и доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/62827884001.501573d711a112ca87960a4d216c58e3/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BA.rar.html

Презентация «Веселые посиделки» выложена на файлообменник и доступна для скачивания по ссылке: