Мораль, ее категории. Мораль и моральные нормы К категориям морали относятся такие понятия как

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тема: Сущность и происхождение морали. Основные категории

морали

Выполнил(а): студент(ка)

Экономического факультета

  1. Мораль.
  2. Роль морали в жизни человека.
  3. Прогресс морали.
  4. Мораль и приличия.

Это слово пришло из Франции, а во Францию - из Древнего Рима, но понятие о морали, т.е. о правилах поведения человека среди других людей, существовало задолго до того, как появилось это слово. Пояснение в словаре В.Даля: «правила для воли, совести». Но можно сказать еще проще: мораль - это общепризнанное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. Правда, надо уточнить: когда и кем признано… Нравы общества и понятие о нравственном поведении, мораль формируются в конкретных исторических условиях.

Скажем так: наша современная мораль предполагает, что к детям надо относится бережно, ласково, а уж тем более - к детям больным или имеющим какой-нибудь физический недостаток. Позорно, просто подло сказать “хромой” мальчику, который хромает, или “очкарик” тому, кто вынужден носить очки. Это общепризнано. В транспортной толкучке даже пожилой человек, как бы он ни устал, уступит место больному ребенку. Таковы нравы сегодняшнего общества, таковы моральные нормы (то есть, проявляя заботу о больном ребенке, человек не совершает какой-то исключительный по доброте поступок, а ведет себя нормально, естественно, как должно). Но всегда ли эти нормы были таковыми? Нет. Например, согласно закону Ликурга, по которому древняя Спарта жила не одно столетие, дети подвергались специальному осмотру, и, если у ребенка обнаруживался физический недостаток, который мешал впоследствии стать полноценным воином, его убивали, сбрасывая в Апофеты - глубокую расщелину в горах Тайгета.

По книгам и фильмам мы знаем о подвиге царя Леонида и предводимых им 300 спартанцев, которые все до единого погибли, преграждая дорогу захватчикам-персам возле Фермопил. Благодарные потомки увековечили их подвиг в мраморе, начертав на нем, что воины погибли, «честно исполнив закон». Но тот же закон разрешал убивать детей, не считая это чем-то зазорным.

Еще пример.

Застрелить человека - преступление, убийство. Но в годы войны снайпер не только стреляет по врагу, но и ведет счет погибшим от его руки. В этой ситуации один человек (снайпер) как бы выносит другому человеку (солдату-врагу) приговор и сам приводит его в исполнение. Мораль войны разрешает ему выступать в роли обвинителя, судьи и исполнителя приговора, что совершенно невозможно в условиях мирного времени. Здесь действуют другие нормы отношений между людьми. Приговор преступнику может вынести только суд, а любой самосуд, каким бы справедливым ни был, наказуем.

Молодогвардейцы в чрезвычайных условиях войны и оккупации по заслугам вынесли приговор и казнили полицая Игната Фомина. Но, допустим, предатель Фомин избежал возмездия, и спустя годы молодогвардеец Радик Юркин встречает его на улице и опознает. Ударить негодяя - и то нельзя: меру наказания определяет только народный суд.

Следовательно, общественная мораль, нравственные нормы конкретно-исторически обусловлены: война может «разрешить» человеку то, что мир категорически воспрещает.

Однако мораль - не только конкретно-историческое понятие, но и классовое. Кто такой Герцен? С нашей точки зрения, революционный демократ, издатель «Колокола», борец против самодержавия. А с точки зрения российского царя, правящих классов царской России, с точки зрения обывателя? Реакционный журналист Катков во всеуслышанье называл Герцена отщепенцем и предателем. Как видим, мораль Каткова и мораль Герцена, двух современников и соотечественников, вовсе не одинакова.

С токи зрения официальной морали, русский офицер Андрей Потебня, друг и единомышленник Герцена, с оружием в руках перешедший на сторону польских повстанцев и сражавшийся против царских карателей, совершил тягчайшее преступление - нарушил присягу и предал отечество. С точки зрения подлинных патриотов России, чей голос в 1863 году был едва-едва слышен и только через десятилетия зазвучал в полную силу, Потебня совершил гражданский подвиг во имя спасения чести России. Сейчас его могила в окрестностях Кракова бережно охраняется поляками - так же бережно, как и могилы советских воинов, погибших в борьбе за освобождение Польши от фашистского ига, - и каждый русский человек, стоя подле нее, поклонится памяти этого русского патриота, павшего от пули… Чьей пули? Пули русского солдата, который считал себя, надо полагать, защитником «царя, веры и отечества» (а иначе бы не стрелял в повстанцев)…

Мораль на словах и мораль на деле - вовсе не одно и то же.

Наглядный урок злоключений морали преподает история фашизма. В книге и фильме «Семнадцать мгновений весны» запоминаются характеристики из личных дел эсесовцев: хороший семьянин, спортсмен, с товарищами по работе ровен, порочащихсвязей не имеет…

Конечно же, ни один фашист не сказал о себе: я негодяй, я палач, я аморален. Формируя идеологию и мораль «третьего рейха», нацисты пытались создать иллюзию подражания жестоким и суровым нравам Древнего Рима, который виделся им «первым рейхом». И камуфляж действовал. Выбрасывая руку в фашистском приветствии, гитлеровцы копировали знаменитый жест Юлия Цезаря; символика их знамен, орденов, военных эмблем призывала воскресить в памяти времена римских легионов, по-хозяйски попирающих чужие земли, возрождение варварства окутывалось высокопарными фразами. Но сама природа и логика изуверского строя окарикатуривала нравы и мораль нацистов, порождала чудовищную, во все поры общества проникающую безнравственность, аморальность.

А ведь наша жизнь состоит из «данных конкретных» случаев. О, если бы мораль высчитывалась как «дважды два - четыре»! Но нет: правила нравственного поведения каждый человек вырабатывает самостоятельно, еще и лично для себя.

2. РОЛЬМОРАЛИВЖИЗНИЧЕЛОВЕКАИОБЩЕСТВА

Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать.

Мораль ставит оценки . Все наши поступки, а также всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет - хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, - это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают - зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость - несправедливость; честь - бесчестие; благородство, порядочность - низость, непорядочность, подлость и т. д. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок, мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т. д.

Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем в качестве добра, то это означает, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла - этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, мировоззрение.

Мораль регулирует деятельность людей . Вторая задача морали - регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от государственного регулирования. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает оно это с помощью разных учреждений, организаций (парламентов, министерств, судов и т. д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, служащих, милиции, полиции и т. д.).

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т. д. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни двумя способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждения личности, совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причем оно основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

Ноне должно складываться убеждение, что общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно, более истинно, чем мнение отдельных личностей. Это не так. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

В комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов показал, что мнение всех этих скалозубов, фамусовых, молчалиных, княгини Марьи Алексеевны может быть силой темной, мрачной, направленной против всего живого и умного, что один человек может быть прав, в то время как все окружающие находятся во власти предрассудков, невежества, тупости, корысти. “Злые языки страшнее пистолета” - в этих словах великого писателя выражено его ощущение беспощадной мощи такого общественного мнения и вместе с тем его убийственной тупости, ограниченности.

Человек - не раб обстоятельств . Общественное мнение, конечно, - большая сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться один человек, может ошибаться и большинство. Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек - существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором живет, но и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто бы перестало развиваться, загнило бы и погибло.

Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно - протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, гуманизм.

Внутренние духовные убеждения личности . Где же берет силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения, против реакции, предрассудков?

Он берет их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения, т. е. на свое понимание морального долга, моральных идеалов. Духовные убеждения морального человека ориентируются на общечеловеческие моральные ценности и идеалы. Моральный человек подчиняет им свою деятельность, свои поступки, всю свою жизнь.

Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих, нои под самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можно освободиться, от нечистой, запятнанной совести - никогда.

И человек постоянно критикует, переделывает себя, так велит ему совесть. Человек находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного мнения - так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Но совесть человека будет чиста, душа спокойна, если он действовал в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.

Воспитательная роль морали . Воспитание всегда идет двумя путями: с одной стороны через влияние на человека других людей (родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), через целенаправленное изменение внешних обстоятельств, в которые ставится воспитуемый, а с другой стороны - через воздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: человек постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

У морали есть свое особое положение в воспитательном процессе. Дело в том, что мораль присутствует везде: она входит составной частью во все виды воспитания - умственное, физическое, эстетическое - и является для них самым высоким ориентиром: выдвигает перед ними моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и ее особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию - способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. умению человека заботиться о других так же, как о себе. Забота человека о себе, с точки зрения морали, - вполне нормальное явление. Правда, когда человек делает это за счет попрания интересов других людей - это уже аморальность. Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг к другу.

3. ПРОГРЕССМОРАЛИ

Существует два взгляда на мораль - научный и религиозный. Точнее, под первым из них обычно подразумевают воззрения науки «строгой», материалистической. Она базируется на постулате, что нравственность развивается вместе с человеческой природой и обществом. Как правило, такое развитие понимается как прогрессивное, поступательное, от низшего, к высшему.

Первыми о прогрессе морали заговорили деятели Просвещения, создавшие саму теорию прогресса. Они считали, что повышение образованности общества, научные достижения будут содействовать улучшению нравов. Средневековая мораль не устраивала просветителей: им казалось, что она полна фанатизма и предрассудков. Впрочем, новую мораль они представляли себе по-разному. Для Мари Франсуа Вольтера (1694-1778) или Шарля Луи де Монтескье (1689-1755) эта нравственность мало отличалась от традиционной. Человека нужно освободить от предрассудков - но не настолько, чтобы он потерял прежние представления о добре и зле в целом, о законе и приличиях.

Иначе думал французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778): подлинно непорочен человек, вернувшийся «назад, к природе», отказавшийся от навязанных ему извне законов и норм приличия. Для такого человека нет никаких правил - он просто удовлетворяет необходимые потребности, не задумываясь о благе и зле. Другой известный просветитель, Дени Дидро (1713 - 1784), не сомневался в том, что следует обязательно ограничить просвещенным законом стихию человеческих чувств. Но при этом закону и новым нормам поведения полагается быть непременно просвещенными, свободными от предрассудков и ложного стыда. Они, по Дидро, не должны препятствовать естественным желаниям человека.

Идеи Руссо и Дидро пользовались популярностью у французских просветителей, а позже - у революционеров. Именно эти идеи взяли на вооружение якобинцы, начавшие строить новое общество в ходе Великой Французской революции конца ХVIIIв. Они мечтали о братстве всех людей -в действительности же развязали жестокий террор. Якобинские вожди оправдывали его тем, что время братской морали еще не пришло и ради будущего, во благо революции поканужно пренебречь любой моралью. Так впервые был сформулирован принцип революционной морали. Страшный след оставила революционная мораль в истории России после прихода к власти большевиков в 1917г.

4. МОРАЛЬИПРИЛИЧИЯ

Наряду с моральными представлениями, общими для разных народов, существует огромное количество правил приличия. И вот здесь различия столь велики, что могут оказаться непреодолимыми. Сфера приличий охватывает всю жизнь человека, вплоть до мелочей. Приличия самым непосредственным образом затрагивают, в частности, манеру одеваться, вести себя за столом, общаться с людьми младше или старше себя по возрасту и положению. Под воздействием тех или иных внешних причин приличия и меняются чаще всего первыми. В глубокие слои морали изменениям проникнуть не так легко.

Некоторые правила приличия можно рассматривать как необходимую принадлежность морали. Например, уважительное отношение к старшим. В одной из библейских «Десяти заповедей» говорится: «Почитай отца своего и мать свою». Конкретные формы почтения к родителям и вообще к старшим по возрасту различны в разных культурах. Где-то, при появлении старших встают, где-то кланяются или преклоняют колени. В одних культурах слово старшего - непреложный закон. Другие допускают возможность выслушать - даже родительскую волю - со смирением, почтением и тем не менее поступить иначе. До последнего времени почитание старших не оспаривалось почти никем. Расходясь в деталях, данное приличие, по существу, относится к общим.

Но некоторых, пусть и основополагающих, правил приличия это не касается. Например, европейская христианская культура с ее преимущественным вниманием к духу отвергла характерное для античности преклонение перед красотой человеческого тела. Более того, в традиционной европейской культуре считается постыдным выставлять обнаженное тело напоказ, а отношения между мужчиной и женщиной окружены некой завесой тайны. Напротив, у первобытных народов они совершенно открыты - вызывающе открыты, на взгляд европейца.Здесь нет античного преклонения перед физической красотой - но нет и желания скрыть тело от посторонних глаз. Схожий же с античным подход находят в развитых культурах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока: Индии, отчасти Китая и Японии. А в исламском мире женщине неприлично демонстрировать любому мужчине, кроме мужа, отца и брата, даже лицо.

Ряд частных приличий имеет религиозное содержание. Так, в христианстве Новый Завет предписывает женщине покрывать голову в храме, мужчинам же - обнажать ее. Делается это в знак почтения к ангелам, которые, по христианскому вероучению, незримо присутствуют на службе в церкви. Несомненно, для верующего человека данное правило не менее важно, чем для любого благонамеренного гражданина быть прилично одетым на официальном приеме. И все же развитые религии не склонны придавать первостепенное значение частным приличиям, поскольку правила подобного рода формируются временем и средой, они свои у каждого народа, у каждого общественного слоя.

Бывали, конечно, и исключения. Например, во Флоренции конца ХV в. и Женеве ХVI в местные религиозные лидеры объявляли не просто неприличным, но даже греховным увлечение музыкой, театром, живописью. Грешников ждало наказание за пение, яркие одежды, громкий смех. Правда, эти нововведения у большинства образованных христиан того времени вызывали неприязнь и насмешки, потому что отражали не истины веры, а воззрения того слоя, к которому взывали реформаторы, - невежественных и чуждых высокого искусства тружеников из средневековых городов Запада.

Часто правила приличия вообще трудно как-либо связать с моральными принципами или тем более с религией. Сколь бы неприличным не казалось нарушение подобных правил, оно не будет считаться ни преступным, ни греховным. Такие правила наиболее ограничены в применении и не могут иметь вечной ценности. Например, во многих странах, где не знают вилки, странным выглядит европейско-американское правило класть при накрывании стола вилку слева, а нож и ложку справа от тарелки. Мужская одежда типа фрака, пиджака или смокинга появилась в ХIХ в. Тогда же она стала единственно возможной в «приличном» обществе, будь то на государственном торжестве, на свадьбе или просто на солидной работе. Сейчас же эта обязательная униформа «серьезного мужчины» постепенно уходит в прошлое.

Немало правил приличия кажутся временными и наносными. Но мелочи иногда становятся самыми важными. Захотят ли народы отказаться от своих традиций в пользу новых ценностей? А может быть принятие общей морали вовсе не означает «причесывания всех под одну гребенку» и разница в мелочах сохранится?

Мораль — это в обществознании одна из ключевых характеристик человека, которая определяет не только его поведение, поступки, но и внутренние стремления, мотивы, выбор способов достижения жизненных целей.

Вокруг этого понятия постоянно стоят споры, ведутся горячие дискуссии и возникают недоразумения.

Стоит только случиться где-то какому-нибудь неоднозначному событию, как ту же его участники подвергаются тщательному анализу и обсуждению, и на первый план практически всегда выходят вопросы нравственной морали, человечности.

Ценности человека – это очень сложные вещи, в которых порой непросто разобраться. Приемлемые в обществе правила поведения, общения, способы заработка денег и тому подобное постоянно заставляют философов, социологов и представителей религии снова и снова возвращаться к вопросам морали.

Рассмотрим это понятие более подробно и попытаемся понять, что же это такое – мораль.

Мораль — понятие и происхождение

Сам термин мораль, который на латыни звучит, как moralitas, был введен в обиход великим философом Древнего Рима Цицероном.

В общих чертах под этим термином характеризуются принятые в данном обществе взгляды на то, что хорошо и что плохо, что стоит считать злом, а что относится к добру, какая разница между правильными и неправильными поступками и т. д.

В каждой отдельной социальной группе могут быть совершенно разные представления о морали, поэтому нередко этот термин используется в применении не ко всему обществу в целом, а к отдельным его частям: буржуазная мораль, христианская мораль и тому подобное.

Та часть морали, которая наиболее понятна и близка всем членам ее общества, считается общественной.

Характеристика данного понятия в русском языке тесно переплетается с нравственностью. Чаще всего данные слова считаются синонимами. Происхождение же упомянутого выше латинского слова moralitas обязано понятию mores, что с латыни обозначает общепринятые в обществе традиции.

Когда вопросы нравственности впервые пришли в головы людей – сказать невозможно. Скорее всего, что эта проблема существовала ровно столько, сколько существует человечество. Но постепенно она все более усложнялась и меняла свои формы.

Отличительные признаки

Так как в области психологии у людей существует масса сходных между собой терминов (моральность, религиозность, нравственность и т. д.), то возникает проблема как-то обособить и выделить именно рассматриваемое понятие.

Какой существует отличительный признак именно морали, по которому ее нельзя спутать с другими сходными терминами?

К примеру, если отличительной особенностью искусства является влияние на эмоциональное состояние человека, религии – на ее отношение к всевозможным сверхъестественным явлением, то мораль отличается тем, что поднимает вопросы разделения добра и зла, правильного и неправильного.

Функции морали

Как и другие философские и социологические категории, рассматриваемое понятие имеет не только отличительные характеристики, но и некоторые важные функции. Показатель действенности любого термина – это часто именно те функции, которые под ним имеются ввиду.

Если говорить про мораль, то она традиционно закрепляет за собой такие важнейшие для жизни каждого индивидуума функции, как:

  1. Оценочная. Здесь происходит рассмотрение явления, его анализ и проявляются различия: выступает ли это событие в качестве добра либо же зла, нравственный поступок был совершен или нет, можно ли его считать правильным или же нет и пр.
  2. Регулятивная. Наука о морали не просто констатирует определенные факты и говорит об их качествах, но и устанавливает определенные шаблоны поведения, принципы, правила взаимодействия между людьми. Это очень важно для того, чтобы люди могли жить в одной системе ценностей и составлять цельное общество, а не атомизированное собрание непонятных друг другу людей. Именно регулятивная функция делает огромный вклад в облик человека в любую эпоху.
  3. Контролирующая. Позволяет влиять на поведение человека, заставлять его следовать принятым шаблонам не только внешне, на виду у других людей, но и в своем внутреннем мире, самоощущении и мыслях. В обществе эта функция помогает навести порядок, мир и нормальные дружественные или хотя бы нейтральные отношения.
  4. Интегрирующая. Позволяет людям не просто жить в одной системе ценностей, но и образовывать между собой прочные общины, каждый член которой хорошо понимает друг друга и готов прийти на помощь и оказать поддержку.
  5. Воспитательная , свойства которой заключаются в том, чтобы прививать человеку правильное мировоззрение и ориентиры, заставлять вести себя адекватно общественной ситуации и делать правильный нравственный выбор в любой ситуации.

Это основные функции морали, благодаря которым она регулирует жизнь людей во всем мире.

Морально-этические нормы

Под морально-этическими нормами понимается набор понятий, которые культивируются и приветствуются в данном обществе, так как именно они позволяют добиться мирной жизни, сплоченности, минимизации деструктивного поведения отдельных индивидов и т. д.

Примеры таких норм может видеть каждый: мы уступаем старикам и беременным в метро и трамвае, здороваемся со старшими, подаем руку выходящей из транспорта даме.

Во всем этом нет жизненной необходимости, но воспитанные люди, признающие действующие морально-этические нормы и воспитанные в их парадигме, делают это, чтобы выразить свою принадлежность к культурным людям.

Этика подразумевает, что человек уважает имеющиеся общественные устои и готов им подчиняться, часто даже против собственного желания и в не самых подходящих условиях (особенно актуально для детей).

Предел идеала в этом плане – если человек не отказывается от установленных правил даже в самых экстремальных ситуациях, таких как войны, нахождение в заключении и т. п.

Моральные принципы

Все действовавшие в любые времена жизни людей моральные принципы чем-то схожи между собой и ставили своей задачей достижение максимальной эффективности управления людьми.

Выглядят они следующим образом:

  1. Принцип талиона. Самый первый возникший принцип, который воплотился в виде кровной мести своим обидчикам. Если вам причинили зло, то вы получаете право причинить такое же зло обидчику. До того, как возникло государство и взяло на себя правоохранительную и судебную функции, правило талиона было актуально. Но со временем в нем отпала необходимость, и сейчас оно встречается все реже.
  2. Принцип нравственности. Особенности этого пункта в том, что он проповедует доброе отношение между людьми. Универсальное правило: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», является его ярким воплощением.
  3. Принцип середины. Еще древний философ Аристотель призывал людей всегда соблюдать меру и ни в чем не впадать в крайности. Никогда не нужно допускать никаких перегибов, так как они в любом случае окажутся ошибочной стратегией поведения.
  4. Принцип наибольшего счастья. Универсальное правило, которое философия предложила в 17 веке, гласит, что каждый человек должен жить так, чтобы предоставить себе и окружающим наибольшее количество счастья и позитива. Важно поступать так, чтобы максимум окружающих получили от этого поступка плюсы.
  5. Принцип справедливости. Предложен относительно недавно, в 20 веке. Его суть сводится к тому, что общество должно быть устроено так, чтобы даже самые угнетенные его слои получали какое-то счастье и возможность нормально жить. Люди должны иметь доступ ко всем свободам, возможность продвигаться в социальных лифтах, право на хорошую работу и т. д.

Такие высокие принципы являются идеалом, к которому должен стремиться каждый человек.

Чем отличается мораль от нравственности

Понятия морали и нравственности очень близки и часто школьники, студенты и даже взрослые люди путаются в них.

Значение каждого термина уже упоминалось выше, пусть и кратко, а вот отличие здесь состоит в следующем: нравственность связана не с общественными устоями, как рассматриваемое понятие, а с внутренним настроем человека, его духовной сферой.

Мораль в обществе может изменяться прямо на глазах в зависимости от различных событий и обстоятельств, нравственность же составляет базовую характеристику личности, основные черты которой сохраняются в любых условиях, невзирая на пол, возраст и социальное положение.

Следует учесть: нередко нравственность воспринимается как синоним моральности, но это является ошибкой.

Соотношение понятий мораль и этика

Морализм и этика – также понятия достаточно разные и путать их нельзя.

Этика – это набор внешних правил поведения индивида в данном обществе.

Конечно, правила этики напрямую выходят из действующих в обществе моральных принципов и устоев, но это понятие более узкое и к нему выставляются существенно меньшие требования.

Некоторые исследователи даже считают, что главная функция рассматриваемого термина – именно генерация этических норм, но это довольно узкий взгляд.

В качестве заключения стоит отметить, что мораль, а также задачи, которые ставятся перед этим понятием – это сложные общественные и философские вопросы, которые занимают умы лучших людей в течение тысячелетий.

Разные виды сообществ, мировоззрений и психотипов людей могут смотреть на эти вещи по-разному, но все они стремятся к тому, чтобы объединиться в единую систему ценностей и дать человечеству более четкие ориентиры правильного поведения.

В повседневной практике слово «мораль» воспринимается подчас в негативной смысловой окраске — выражения «не надо читать мне мораль» или «аморальный поступок» нередко встречаются при выговорах или словесных перепалках. Эпитет «моралист» люди используют для определения лица, читающего нравоучения, апеллирующего к нравственности. Выслушивать такие менторские речи желают далеко не все, предпочитая «длинные сосиски и короткие проповеди».

В то же время мораль играет чрезвычайно важную регулятивную роль в поведении отдельных людей и общества в целом. На морали базируются такие основополагающие понятия, как норма, справедливость, закон, правильное и неправильное поведение . От общественной морали зависит тип социально-экономических отношений (социализм, регулируемый или нерегулируемый рынок), внутренняя и внешняя политика (миролюбивая или агрессивная), институт брака (наличие многожёнства, гражданских и однополых браков), уровень преступности, величина разброса зарплат и пенсий, а также многие другие параметры жизни людей.

Что же это за понятие мораль, от которого так много зависит? В краткой формулировке мораль (от лат. moralis – относящийся к нраву, привычкам, характеру) — это один из основных способов регуляции действий человека в обществе; форма общественного сознания и вид общественных отношений .

У философов и учёных есть различные трактовки происхождения морали.

Теологическая теория базируется на предположении, что мораль заложена Творцом в сознание и природу людей. Совесть, этические ценности, нравственность – это то, что отличает человека от животного. Сам Бог вручил человеку моральные заповеди, начертанные на скрижалях Завета – об этом повествует Библия.

Культурологическая концепция исходит из иных принципов, оставляя в стороне вопрос веры. Сторонники этой теории считают, что условия формирования культуры становятся определяющими для морали членов общества. Так, Ч. Дарвин, путешествую на корабле «Бигль» и наблюдая туземные племена обнаружил, что некоторые из них в период голодного сезона съедают своих старух и считают это совершенно нормальным, так как им всё равно скоро умирать, а при их поедании выживет всё племя. С точки зрения европейца такой поступок выглядит абсолютно аморальным, с точки зрения туземца – он морален и рационален.

Классовая теория морали основывается на антагонизме (непримиримом противоречии) больших социальных групп населения разделённых по ряду признаков (богатые и бедные, эксплуататоры и угнетённые, свободные и рабы). Привилегированные и бесправные, живущие в нищете и роскоши имеют свою мораль, оценки происходящего, понятия о справедливости. Коммунистическая мораль в этом смысле противостоит морали буржуазной. Известный социалист-утопист Шарль Фурье предлагал сближать моральные устои богатых и знатных с бедными простолюдинами путём совместного проживания в специальном учреждении – фаланстере. Близкое общение должно было изменить ценностные установки тех и других.

Формирование общепризнанных форм морали в современном обществе имеет громадное значение. Хотя и имеются культурно-исторические рамки для каждого государства, этноса или народности, имеются некоторые общепризнанные нормы, которые должны признаваться всеми – это права человека , общечеловеческие ценности , которые не должны попираться никем – ни политическими режимами (диктаторами), ни религиозными сообществами, ни криминальными группировками.

В практическом русле нормы утверждения морали и общечеловеческих ценностей натыкаются на значительные трудности. Одни мыслители (как, например, Лев Толстой или Махатма Ганди) предлагали концепцию непротивления злу, так как насилие порождает насилие. Другие считают, что «добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем только добрым словом», используя для достижения своих целей террор, силу оружия и принуждение.

На общественную мораль очень существенное влияние оказывают такие институты, как идеология, средства массовой информации, система воспитания и образования, религиозные воззрения, харизма и личный пример вождей. Общественной моралью, как показывает исторический опыт, можно гибко манипулировать, доводя до абсурда простые и понятные нормы о взаимном уважении, веротерпимости, плюрализме мнений. Скатывание к национализму и фашизму может происходить весьма динамично даже в странах с устоявшейся демократией и цивилизованными народами. Так было в Италии, Испании, Германии, Японии. Так, к сожалению, происходит и теперь, когда развитые страны применяют к своим оппонентам тактику «двойных стандартов», подразумевающих различные моральные нормы.

Читайте также:
  1. Вопрос 1. Сущность и функции финансов как экономической категории.
  2. Категоризации преступлений. Основания деления преступлений на категории. Значение категоризации преступлений.
  3. Основные концепции, объясняющие происхождения денег и сущность денег как экономической категории.
  4. Предмет и метод экономической теории. Экономические законы и категории.
  5. Сущность заработной платы как экономической категории. Функции и принципы заработной платы. Регулирование заработной платы.
  6. Сущность и функции финансов как экономической категории.
  7. Сущность и функции финансов как экономической категории. Роль финансов в современной экономике.

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
Развитие норм морали:
табу – обычай – традиция – моральные правила.
Моральные требования и представления:

· нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);

· моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

· нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

· морально-психологические механизмы (долг, совесть);

· высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
Этика
– философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.
Функции морали:
регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.
Нравственная культура личности
– степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.

3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе человека?

А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо».

Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.

Приведенные выше утверждения противоречат друг другу. Так, если Аристотель исходил из естественности социального неравенства, оправдывая существование рабства, то Антифонт, напротив, утверждал идею природного равенства всех людей, независимо от их социального статуса. Рабство для Аристотеля - то, без чего вообще не мыслим никакой строй социально-экономической и государственной жизни. Антифонт же известен как один из самых непримиримых противников рабства. Очевидно, что его взгляды гораздо ближе к постулатам естественно-правовой концепции прав человека, чем позиции Аристотел
Согласно естественно-правовой теории, права человека - это права, присущие самой его природе, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или ликвидировать. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить.
Эта теория основана на безоговорочном признании за человеком права на достоинство и права на свободу. Под достоинством в ней понимается признание обществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека - источник его прав и свобод. Свобода же выступает как самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Сторонники позитивистской концепции прав человека, оппонирующие естественно-правовой теории, напротив, полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство, по их мнению, определяет перечень, содержание прав, которые оно дарует своим гражданам.

Добро - это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Понятию «добро» противостоит понятие «зло». Добро и зло проявляются как нормативно-оценочные понятия и явления, и в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность, и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетелей относят мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, надежды, любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания; добродетели этики ненасилия: толерантность, согласие, понимание. Проявления добра в жизни связаны с ценностями здоровья, мира, идеями альтруизма, добровольности поступка, долженствованием, отношением к человеку как к цели. К проявлениям зла относят различные формы деструктивности и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, греховность и порочность, корыстные ориентации.

Справедливость - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяния за добро.

Счастье. Существует множество его определений в различных словарях и энциклопедиях. Это объясняется емкостью, глубиной, многогранностью этого понятия и неизбежной субъективностью его оценки. «Счастье - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека» (Гусейнов А. А. Счастье // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 3). Наиболее кратким и емким является бытующее определение счастья как отсутствия несчастья, или жизнь без горя, по В. И. Далю.

Совесть - способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполненность долга; феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние.

Долг неотделим от осознания его индивидом как своей внутренней задачи. Осознающим субъектом долг воспринимается как раздвоение сознания на «я хочу» и «я должен». Это раздвоение - необходимое условие его функционирования. Долг обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.



Честь (по В. И. Далю) есть внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. В содержание этого понятия входят также умение держать слово и выполнять свой долг. Понимание чести определяется положением человека в конкретной социальной среде, поэтому нет единого, равнозначного для всех кодекса чести. Социально-групповые, сословные, национальные, профессиональные и другие социальные отношения оказывают решающее влияние на формирование кодексов чести (например, дворянский кодекс чести включал в себя сатисфакцию, удовлетворение претензий, связанных с оскорблением достоинства личности; это требовало поединка, дуэли, кончавшихся ранением или гибелью одного из противников).

Рассмотренные понятия морали (или нравственности) вместе с аналогичными ей понятиями составляют важнейшую часть науки этики.

Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 776.). Этика включает в себя, помимо философского анализа морали и истории этических учений, нормативную этику , теорию нравственного воспитания , а также общеметодологические проблемы профессиональной и прикладной этики, вопросы социологии и психологии морали.

Профессиональная этика играет большую роль в жизни людей, в деятельности специалистов-врачей, ученых, инженеров и т. п. В качестве примера профессиональной этики можно рассмотреть этику ученых, которая связана с поиском истины, решением научных проблем, а также с взаимоотношениями между коллегами. Здесь, несмотря на своеобразие, действуют преимущественно общие нравственно-этические принципы, особенно если возникают споры, дискуссии. Имеется немало фактов, свидетельствующих о том, что в рамках научного сообщества принципы морали иногда попираются. Вспомним, к примеру, некогда происходившую дискуссию по проблемам генетики между школой Н. И. Вавилова и взглядами Т. Д. Лысенко и его приверженцев. На одной стороне, как показала история, была перспективная концепция, то есть истина, на другой - концепция механоламаркистского свойства, то есть заблуждение. К сожалению, в 40-е годы победила вторая концепция. Здесь столкнулись нравственные принципы противоположного характера.

Нравственно противоречивые ситуации складываются порой и в научных сообществах западных стран. Профессор Калифорнийского университета Т. Шибутани, например, констатирует своеобразную обстановку, в которой работают представители социальной психологии: «Некоторые из тех, кто занимает ключевые позиции в высоко котирующихся организациях, создают целые интеллектуальные империи... Как и во многих других кругах честолюбивые ученые часто образуют фракции. Иногда расхождения обсуждаются открыто, в достойных критических выступлениях, но рассмотрение альтернативных гипотез, особенно когда доказательства не очевидны, часто выливается в мстительную личную ссору... Садистская критика взглядов, отличающихся от концепций лидеров данной области, часто имеет своим результатом широкое распространение приспособленчества. Те, кто защищают неортодоксальные теории, подвергаются негативным социальным санкциям, во многом так же, как еретики в религиозном мире» (Шибутани Т. Социальная психология . М., 1969, С. 501-502).

Нормальная этическая атмосфера внутри хорошо организованного коллектива включает в себя учет того, что научное творчество по своей природе антиконформистское. Вместе с тем, умеренный конформизм, как утверждают некоторые ученые, всегда нужен. В любом случае нравственность ученого, какое бы место он ни занимал в научной иерархии, должна быть нравственностью не индивидуалиста, не эгоиста, враждебного инакомыслию, а нравственностью честного и порядочного человека. Сложность поиска истины в науке, достижение крупиц истины через системы относительно достоверного знания путем преодоления неизбежных ошибок вызывает необходимость наличия у исследователя таких качеств, как объективность, интеллектуальная честность, доброта, принципиальность, мужественность, самокритичность.

Само понятие «истина» в русском языке не ограничивается разумом (рационалистичностью), но имеет сторону, выводящую его на нравственные представления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля «истина» поясняется как «все, что верно, подлинно, точно, справедливо»; «ныне слову этому отвечает и правда»; «...истинный - истину составляющий; правдивый, справедливый, несомненный, неложный, искренний, непритворный» (Т. 2. С. 60). Правдивость и справедливость должны быть присущи подлинному искателю истины. Первое требование духа науки - объективность как необходимая составляющая развитой нравственности. Академик А. Д. Александров отмечает, что стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям (Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск. 1987, С. 27-35). Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него основы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служили угнетению личности. Неуважение к истине, безразличие к ней выражают неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом вещать им, не заботясь об истине. Само понятие «правда» , пишет А. Д. Александров, охватывает и объективную, и моральную правду, и объективную истину, и моральную правоту. В глубинах народного сознания эти понятия соединились теснейшим образом, и если теперь мы понимаем их глубинное различие, то мы также должны понимать их глубинную связь. Без истины не может быть моральной правоты, и истина не может быть открыта и утверждена без того же условия объективности, которое заключено в серьезной морали.