Литературный шоколад поэты и писатели серебряного века. Смотреть что такое "Русские поэты Серебряного века" в других словарях

Смотря на судьбы русских поэтов серебряного века с трудом понимаешь, что происходит....

Анна Ахматова /настоящ.фамилия Горенко/ 1889-1966гг
практический феномен женской русской поэзии, бышая жена Николая Гумилёва, и несмотря на то, что она и её творчество подвергалось при советской власти осуждению народно-трудовых масс Анна Ахматова никогда не репрессировалась и смогла остаться не только живой, но и в русской литературе,стала как основа современной поэзии.

Константин Бальмонт 1867-1942гг,
несмотря на своё декадентство, занимался революционной деятельностью, ему пришлось бежать от полиции в 1905г, после полит.амнистии 1913г вернулся в Россию. переворот большевиков в 1917г не признал, считая, что террор и диктатура не нужна России, и после многочисленных трений с большевиками эмигрировал во Францию в 1920г, переживая за Россию и не признавая белую иммиграцию Бальмонт в 1932г психически заболел, умер в больнице в 1942г.

Андрей Белый /Борис Бугаев/ 1880-1934г
как и Блок признал в революции 1917г: дух святого безумия мистико-очистительную силу освобождения Руси.
что позволило ему служить Пролеткульту, но испугавшись народных песен об уничтожении буржуазии и воспевания паровозов уезжает осенью 1921г на Запад, где совместно с Горьким, Ходасевичем выпускает в 1923г журнал "Беседа", несмотря на то, что его много публикуют, он душевно одинок, поэтому по предложению тов.Менжинского возвращается в советскую Россию, ему разрешают писать и ставить драму по его роману "Петербург", предоставляют поездку по Грузии и Армении в 1927-29гг, но в связи с тем, что он не полностью раскрывает строительство коммунизма, Белый получает критику от тов.Л.Каменева. 10 января 1934г Андрей Белый умирает от внезапного удара испугавшись рев.пролетарской критики раб.масс его творчества /совет.медики определили, что это следствие перенесённого солнечного удара летом 1933г в Коктебели.../

Александр Блок 1880-1921гг
признание революции 1917г, сотрудничество в следственной комиссии по преступлению Николая Второго и большевиков, не признал большевисткий переворот в окт.1917г и отказался сотрудничать с ними, ибо считал, что большевики виновны в кровопролитии братоубийственной гражданской войны, умер от голода.

Валерий Брюсов 1873-1924гг
один из немногих поэтов полностью принявший большевиков, активно участвуя и признавая однопартийный диктат для блага России и людей, работал в Наркомпросе /закрывая всех неугодных издателей и запрещая писателей/, работал в Госиздате, член Гос.Учен.Совета, заведовал худ.образованием /Охобр/ ректор Высшего лит.худ.института /ВЛХИ/, но неожиданно умер 9 окт.1924г.

Максимилиан Волошин 1877-1932гг
один из немногих поэтов, и художников, который создавал сам шедевры, но и помогал развивать себя в искусстве другим /если не было бы его - не было бы Цветаевой, и Ходасевича итп../
единственный, который осуждал белых и красных, спасая и тех и других от репрессий у себя, при большевиках практически не публиковался, хотя были и исключения, которые быстро подавлялись /как со сборником Демоны глухонемые в 1919г/, слишком рано умер, чтоб быть откровенно отправленным в концлагерь, слишком известным, чтоб облить грязью.
" я боюсь, что на Руси все человечесткие жертвы опять обернуться жадным хамом, продешевившего свой дух за рабство комфорта и мещанства".

Зинаида Гиппиус 1869-1945гг
не признала большевиков и их красный террор, но сотрудничала с ними, как Д.Мережковский, поэтому имела возможность получить командировку в декабре 1919г для чтения лекций красноармейцам об совр.поэзии, во время командировки она, Мережковский, Философов,Злобин воспользовались услугами еврейских контрабандистов перешли линию польской границы, и убежали на Запад, благодаря оставшейся собственности Париже, Гиппиус-Мережковский смогли вести жизнь не в про-голод, что возможно способствовало, тому что Гиппиус приветствовала дучу Муссоллини, а Мережковский приветствовал не только Муссоллини, но и Гитлера, даже перед самой смертью приветствовал нападение Гитлера на своего союзника Сталина..

Сергей Городецкий 1884-1967гг
друг Есенина и Клюева, от которых он потом постоянно отказывался, чтоб задобрить советскую власть, один из немногих символистов, имаженистов, акмеистов оставшийся жить и писать поэмы ком.партии и дому /1962г песнь о партии,1931,1958 стихи о парт.съезде/ преподавал в лит.институте Горького с Москве, но Орден Ленина так и не получил, хотя и дожил до 84 лет

Николай Гумилёв 1886-1921гг
один из немногих русских поэтов, который будучи офицером и путешественником создавал сам по себе целое течение в поэзии, сегодня трудно говорить, как это было возможно, но его творчество окончилось простым расстрелом в обвинении контр.революционной деятельности в августе 1921г, т.е Гумилёв просто не донёс в ВЧК, что ему знакомые офицеры предложили стать заговорщиком против большевисткого насилия, о которого он отказался и забыл, но славные чекисты не забыли - напомнив о том, что есть другое в чести и достоинстве.

Сергей Есенин 1895-1925гг
самый большой русский поэт русской среды /деревни/, но, его жизнь всегда сталкивала с властью имущих, то с царём, то с большевиками. к нему ластились, дарили и он брал, но слишком был русским, чтоб его терпеть /от пьяного мордобоя инородцев до насмешки правителям/. Есенин внезапно умер в гостинице, напившись до бездвижения, но при этом вскрыв себе вены обоих рук, и при этом написать текущей кровью прощальное стихотворение, потом с порванными венами на обоих руках закинуть на трубу верёвку, затянуть на шеи, нанести себе увечия на лице, чтоб после всего умиреть в самоубийстве..

Вячеслав Иванов 1866-1949гг
вроде революцию признал, как светлое в участи родины, пошёл работать в Наркомпрост, но летом попал в псих.больницу из за переутомления на работе, выйдя из больницы поехал работать в Кисловодск, а потом в Баку /в 1922г стал там доктором наук /, в 1924г предложили вернуться в Москву, где ему оформили командировку в Венецию, в Венеции он стал невозвращенцем /имел советский паспорт и встречался с советскими деятелями искусств Мейерхольд итд/, только в 1935г по просьбе дуче Муссоллини принял гражданство Италии, принял католичество, ибо верил, что Церковь Христова должна быть едина, как В. Соловьёв..
приветствовал фашизм, но очень критиковал национал-социализм, особенно, когда Германия оккупировала Италию /римский дневник.1944г/
умер в Риме будучи признанным профессором по Восточной культуре и дописывая своего малочитаемого "Светомира".

Георгий Иванов 1894-1958гг
вроде советскую власть признал, правда не очень, единственный эгофутурист доживший до старости, сотрудничал со всеми совет.изданиями до 1922г, и получив командировку в Берлин, там бежал - оставшись на Западе, жил вначале в Берлине, потом в Париже, затем в Риге описывая в антисовет.изданиях сладкую жизнь Мандельштама, Ахматовой, Северянина, Цветаева, которые потом его поймали на неточностях и ошибках. благодаря наследству жены Одоевцевой они жили не бедно, что в принципе окончилось с началом войны, к этому времени Иванов-Одоевцева жили во Франции. умер Г.Иванов в больничной койке, чего боялся всю свою жизнь.

Василий Каменский 1884-1961гг
его скорее всего не помнит никто, кроме специалистов, хотя он блестал в компании своих друзей кубо-футуристов Бурлюков и Хлебникова, признал революцию 1917г, и проституцию Маяковского с 1918г, в 1919г как поэт работал в Красной армии культ.рабом, но попав в белогвардейскую тюрьму решил потом себя посвятить путешествиям, чем образованию красноармейцев, сотрудничал с ЛЕФ, написал пьесы о Пушкине и Разине, Пугачёве и тов.Сталине, умер в Москве, до сих пор не понятно почему он не оказался в концлагере, наверно много пел о советской власти, вот и забыли..

Сергей Клычков 1889-1937гг
самый известный и любимый поэт с хрустальными песнями о земледельческом труде русских, друг Клюева, Волошина, Гумилёва, Брюсова, Горького.. и как результат арест в лето 1937г, потом исчезновение в Гулаге, как конр-революционер, реабилитирован в 1985г... /т.е в 1956г, но печатать кулачкую поэзию стали в 1985г../

Николай Клюев 1884-1937гг
крестьянский поэт, это когда хаос архаики и пестрядость превращается в стройну песнь русской души.
друг-враг Есенина,песенник слова Мужицкому Спасу-иконостасу.. остаётся непонятным до сих пор, почему его, как врага народа убили только в 1937г, ведь топтали его с 1924г, выслали в 1934г.. ? /реабилитирован в 1960г из за отсутствия состава преступления..../

Михаил Кузьмин 1872-1936гг
русский крестьянин с дворянским происхождением, друг Г.Чичерину, Мейерхольда и старообрядчества, друг Волошина-Ходасевича.. вроде признал совейскую власть, но вроде не очень, ибо в 1923г подписал Манифест "декларация эмоционализма", что вроде бы противоречило диалектике марксизма-ленинизма.
большевики помня многое отказались печатать буржуя, Кузьмин на завод не пошёл, и жил в нищите, тайно продав свой архив в 1933г гослиту, но он-архив там затерялися, и с 1938г исчез. умер Кузьмин практически бомжом в Ленинграде 1 марта 1936г.

Бенедикт Лившиц 1886-1939/?/
он писал, но его больше любили, что его знали, он был вхож к Ахматовой,Блоку, Маяковскому, Георгию Иванову, правда разругался с будетлянским Хлебниковым из за антисемитизма ещё в 1913г, тогда все помнили Лившица во фраке. совейску власть признал, и был обладателем довольно редкой коллекцией рисунков Экстера, Бурлюка, Кульбина, Шагала.
в конце 1920-х стал ходить только к советским писателям: Пастернаку, Шкловскому, Мандельштаму, Маяковскому. в 1930-х стал любить грузинскую поэзию /несколько командировок, 1927,1930,1931ггг/, стал называть Грузию своей второй поэтич.родиной, но его разоблачили, и как врага народа осудили в 1937г, а потом отписали, что помёр от сердеч.приступа 15 мая 1939г у токарного станка /пошутили значит../

Осип Мандельштам 1891-1938 /?/гг
один из самых умных и красивых поэтов в совр.русской поэзии, написал манифест акмеизма /где участвовал в нем с Гумилёвым и Городецким/, он много писал, много организовывал, с приходом большевиков полюбил их революцию всей душой, но видно любил не так, как надо.. слишком любил тов.Троцкого, тов.Свердлова, тов.Дзержинского и тов Луначарского, любил кремлёвские пайки, спец.командировки и приглашения на спец.собрания с буфетами. благодаря тов.Бухарину в 1928г вышел его сборник Стихотворений, он же тов.Бухарин вождь мирового пролетариата помог с дорого оплачиваемой командировкой для Оси Мандельштама на Кавказ, в Армению.
в 1930г удачно поправляя бедственное состояние семьи артистов Мандельштам, тов.Бухарин помогает тов.Мандельштаму с выходом его двухтомника стихов в 1933г, а так же с командировкой в Крым, где Мандельштам сблизился с Андреем Белым, осенью 1933г советское правительство выделило семье Мандельштам двухкомнатную квартиру, но в Москве от Мандельштама сторонились, великим поэтом не славили, как в Ленинграде,ибо во время не понял Осип, что вождь всемирный стал один единственный, стало единобожие в лицесиянии тов.Сталина - друга всех советских писателей..
13 мая 1934г его арестовали по поручению самого тов.Ягоды, но не убили, а только сослали в Воронеж /даже сам выбирал/ с разрешением посещения для жены Надежды, жизнь в Воронеже была тяжёлой для Мандельштама вдали от ласк вождей и спец.буфетов, но давали печататься /в 1935г жур.Подъём /, но в 1936г знакомые на улицах Воронежа начинают отворачиваться.
16 мая 1937г ссылка окончилась и Осип Мандельштамм возвращается в Москву, по его словам люди изменились, он встречается с Ахматовой, Катаевым, те ему объясняют, что вожди Бухарин-Каменев-Зиновьев это прошлое, надо каяться перед вождём Сталиным, и отказаться от стихов, где он критикует тов. Сталина, но злые чекисты Мандельштаму не дали времени понять, милиция вежливо попросила покинуть Москву, начались скитания по Ленинграду, Малоярославцу..
Литфонд наконец то предоставил место в дом отдыхе, но терпение тов.Сталина кончилось.. арест осуществили в ночь на 1-2 мая 1938г, дали пять лет тюрьмы за тунеядство и контр-революцию, последнее письмо от 12 октября с пересылки, а потом следы теряются в Гулаге.
мораль проста для советского писателя не следует ставить на "не того" вождя, и следует сразу каяться и просить прощения у "того" вождя, который надо, тогда будут фонды и спецпаёк и загран.командировки, посмотри на Пастернака, Тихонова, Маршака, и Чуйковского...

Владимир маяковский 1893-1930гг
о нём можно говорить много и долго, он разный в разные эпохи, но он стал символом всего революционного на Западе и Востоке, хотя у него никогда это не было в желании, он больше жил в позе, позе любовника-позе певца поэта.... он умер в самоубийстве, ухитрился выстрелить из револьвера себе в голову два раза и потом в грудь, видно помнили ему любовь к тов.Троцкому и его стихи о 4-м интернационале

Дмитрий мережковский 1865-1941гг
можно сказать, что сегодня его мало знают, но до революции его было всегда много,: в прозе, статьях,поэзии, по историческим и философским поискам, ему отдают определение "символизма" в России и определение грани поэтике в слове... он верил в новое, но революцию Ленина признал, как крушение /один из немногих/, хотя от предложения Керенского о сотрудничестве он тоже отказался ранее. как мы писали ранее о Гиппиус бежал, в Польше обратился к Пилсутскому спасти Россию в 1919г, в конце 1920-х в Париже обратился к Дуче спасти Россию, а в конце 1930-х обратился к Гитлеру спасти Россию /возможно благодаря этому по работе о Данте ему дали денег и средства в Италии, и по Египту помогла Германия../, в тоже время с Бунином-Шмелёвым выдвинут на Нобельскую премию. он твердил об Антихристе идущего на цивилизацию, приветствовал Гитлера с нападением на АНтихриста СССР, и в холодном оккупированном Париже в декабре 1941г умер.., оставив огромное наследство в литературе.

Владимир нарбут 1888-1938гг
один из шестерых основателей акмеизма, но кто теперь его помнит, если не со слов Ахматовой, родственник Мазепы, любитель Гоголя и Сковороды..признавший большевиков и активно работал на них, но попав в плен к Деникинцам, как ком.орг.печати от югРОста написал отречение,.. уже потом был взлёт, стали любить и дали должность редактора в Красной Нови, где случайно наступил на коммисара писателя А.Воронского, и всё замёрзло /1928г/ слишком троцкист, слишком любит роскошь, исключили из ВКП/б, бросился за помощью к великому Горькому, но кому это надо..
арестовали пламенного рев.поэта и отщепенца, врага народа в ночь 26-27 октября 1937г дали пять лет.. писал нежные письма жене, да разве поэт на стройке выживет...

Борис пастернак 1890-1960гг
великий и могучий, в конце жизни написав плохую прозу для романа доктор Живаго. умер в одиночестве брошенный всеми друзьями..
революцию большевиков признал, и активно печатался, до 1930-х, работал а ЛЕФе дружил с Маяковским, Асеевым, Мандельштамом
"я привык видеть в Октябре химическую особенность нашего воздуха, стихию элемента "нашего исторического дня"
1924с 1926г сошёлся близко с Мариной Цветаевой пишет письма ей и Рильке тоже, но в 1927г Пастернак порывает с Маяковским, ибо не может терпеть лицемерие, с 1930-32гг самые мрачные дни-годы для Пастернака, хотя ему помогает партия отправляя его в поездку в Грузию, где он становится любителем всего грузинского и грузия стала второй родиной.. товарищи из Раппа и тов.Бухарин стали после этой любви ко второй родине характеризовать его стихи, как реакция, но потом тов.Бухарин поговорив с тов.Сталиным на 1-м съезде писателей СССР назвал тов.Пастернака, тов Тихонова, тов Сельвицкого поэтами крупного калибра, после чего в 1935г тов.Пастернаку обязали поехать в Париж, чтоб с трибуны защитить советскую культуру от нападок буржуазии /в 1окт.1937г Пастернак писал родителям, что он в угнетении, ибо потерял себя, ибо он раздутая легенда../, хотя у него не было сил отказаться от дачи в Переделкино и квартиры дарованой ком.партией..
в сентябре 1941г с "удивлением" узнаёт, что Цветаева его друг повесилась.., но уже стало некогда, ибо фронт рядом, а потом уже после войны пошли неприятности /в 1947г отказался критиковать Ахматову, перестали за это печатать его стихи к Сталину, но разрешили переводить../ а со смертью тов.Сталина заболел, в 1954г получил инфаркт на фоне всех громогласных разоблачений культа личности, в 1956г закончил вроде Доктора Живаго, но его кто то украл и отдал на Запад, пришлось по просьбе ком.партии отказываться от Нобель.премии в 1958г, но советский народ не простил. Пастернак писал просительные письма, но ему не отвечали "если правду, которую я знал, надо искупить страданием, это не ново, я готов принять любое" из письма к руководителям Союза писателей...

Игорь северянин 1887-1941гг
это он оживил поэзию авангарда, дал Эгофутуризм, и его звали громокипящий, хотя все стихи больше меланхоличны.
его любил Горький, Феофанов, Брюсов, Соллогуб, Блок, это его в 1918г все признали Королём поэтов, но он вроде большевиков не замечал, а они не понимали его стихов /Падучая стремнина, Роса оранжевого часа, Колокола собора чувств/ , потомок Карамзина, наивный лирик по случайной счастливости оказался в Эстонии, которую заняли немцы в лето 1918г, и уже потом в 1930г, когда Раскольников полпред СССР зашёл к нему поговорить об его эмиграции, то Северянин ответил, что он не иммигрант, он дачник, ибо дача его здесь раньше Красной власти.
в 1921г ему дали эстонское гражданство, поехав в Берлин в 1922г, там он встретил Маяковского,Кусикова, Пастернака и долго удивлялся, как власти могут так изменить личность человека, но ему пришлось в 1940г после оккупации Прибалтики Совет.Союзом написать приветствии для 16 республик СССР /Корелия подготавливалась с Финляндией стать республикой СССР/, но с началом Великой Отечественной в 1941г его забыли эвакуировать, и он испугавшись стал жить в Таллинне, где и умер от сердечного удара 22 декабря 1941г..

Федор сологуб /федор тетерников/ 1863-1927гг
он был груб с большевиками, возможно потому, что Гиппиус-Мережковский смеялись над ним, когда заставили взять псевдоним "Сологуб" в 1891г, а может потому, что Мандельштам всегда говорил, что он похож на псевдоним, чем на свою фамилию. его знали все, даже Ленин, и ценили его скептиз к монархии, но не оценили скептиз к большевикам, стали таскать на допросы в ЧКа, он писал Ленину, чтоб его выслали, но Ленин не ответил, жена в сент.1921г покончила самоубийством / вернее нашли труп в реке/?/..
его стали печатать после смерти Ленина, пустили в Союз ленинградских писателей, даже отметили 40 лет его писательства, доверили пред.правление, но он умер не раскаянный в декабре 5-го 1927г.
Эренбург Илья писал о нём потом, что он певец мертвых и навек утомленных миров.

Велимир Хлебников 1885-1922гг
о нём просто невозможно писать, слишком изящный, слишком авангард, слишком русский, слишком умный, слишком независимый /Лиля Брик, 1922г: кто сумашедший - мы или он?/
он председатель председателей земного шара 1917г, он голод пространства 1920г
бросив всё он уезжает в Баку, где наводит ужас на коммиссаров работая в КавРосте, говоря о мире и труде, и раздавая свою зарплату нищим и прохожим бродягам, а поехав весной 1921г с Красной армией "помогать" Персии в рев.борьбе стал рассказывать иранским революционерам о всемирной любви и читать свои футуриские стихи говоря об людях-пчёлах со всеобщим равенством.
"клянёмся золотыми устами Заратустры -
Персия будет советской страной.
так говорил пророк.."
его любили, но убрали от греха подальше отправив в Москву, куда он явился уже зимой в одной рубахе и шубе, Лилия Брик уговорила Маяковского и он выхлопатал место учителя в Новгородской губерни селе Санталово, и Хлебников вроде добрался туда, да потом ноги отказали, а потом руки, и умер он тихо, а мешок его стихов вроде Маяковскому отдали, и вроде они пропали потом, похоронили его в деревне Ручьи, а потом в 1960г перенесли его прах на Новодевичье кладбище от глаз подальше, слишком много было поломников.. несоветское говорили и читали...

Владислав ходасевич 1886-1939гг
его помнят злым и раздражительным, одним словом чахоточный, он много плакал и требовал от любовниц любовной жертвы, а они его бросали. он был тонким эстетом, и умным. в 1922г он эмигрировал с новой женой Ниной Берберовой, как - это не понятно до сих пор, ибо всего боялся: шагов красных, строгих глаз Берберовой, ухмылки Горького, пайка, собрания, субботники и пилку дров...
приехал в Берлин, где сразу же выпустил Еврейскую антологию поэзии, его печатают в Германии, а он бредит Россией - посылает туда свои стихи декадента, чего то не поняв решил развлечь молодую жену поездкой по Европе в 1923г; Прага, Лондон, Рим, Венеция, в Сорренто жил до 1925г у Горького, которого любил больше всех и всегда его защищал за большевизм, к осени осел в Париже и стал печататься в Днях,Последних новостях, Воля России, Современные Записки, Возрождении, в 1927г обнародовал, что грядёт "эсхатологическая катастрофа" человечества, а потом будет странствие свободных душ..
трудно представить кого в белой эмиграции больше любили и читали Бунина или Ходасевича?
в 1938г выходит его сборник стихов "Еврейская ночь", которая имеет бешенный успех во Франции, но Ходасевич подчёркивает, что его единственной родиной является русский язык Пушкина, при этом подчёркивая, что с советизацией русский станет,как латынь - мертвым, он много переводил /польский, идиш, английский, французский../ до сих пор непонятно, как это много
в 1939г вышли мемуары "некрополь"..
в 1932г любвеобильная Нина Берберова видя тихое угасание Ходасевича от чахотки и невростении бросила его, но не его наследство, Ходасевич женился тогда на скромной еврейской девушке Ольге Марголиной, которая ухаживала за ним,как за детём, но не смогла заменить Берберову, обе /Нина и Ольга/ посещали потом в мунициальной больнице поэта, умер он 14 июня 1939г после операции в печали и вдали от родной России.

Марина цветаева 1892-1941г
о ней мы уже писали, хотя описать эту поэтессу просто невозможно

по ней можно оценить женское в русской поэзии,и по ней можно характеризовать развитие всей современной поэзии рус.-совет- литературы, без неё не может быть поэзии сегодня, а ведь могло бы.

Революцию большевиков она просто не заметила, всё шло в " полном безразличие, где и как".. Волошин, Коктебель, Москва, тоска о муже, который стал белым офицером, даже писала "Лебединый стан", где теперь принято считать описывается о трагичности пути Добровольческой армии, но к мужу Цветаева не едит, а работает в Наркомнац /1918г/, детей отдала в Кунцевский детский приют, пишет стихи о Стеньке Разине и ждёт любимого мужа уйдя из Наркомнаца..
и только благодаря И.Эренбургу, который находит её мужа в эмиграции /1921г/, который теперь став совет.патриотом работает на ОГПУ, у Цветаевой начинается переписка с мужем /стихи посвящ. С.Эфрону "благая весть". "георгий"/
, потом эмиграция 11 мая 1922г, Берлин, Прага, встречи с Горьким, Ходасевичем, Ремизовым, Толстым, Берберовой, за границей встретила и познакомилась с Есениным, 1925г рожает сына Георгия, и в этом же году вроде перебралась в Париж, с 1926г переписка с германским орфеем - Рильке, и скорбь в 1930г от смерти Маяковского /Цветаева подготавливала его переводы в Париже в 1928г/, идёт успешная работа в совет.журнале и комитете " За возвращение на Родину"...
в 1937г Ариандна и муж "уезжают домой", потом выясняется из участие в убийстве бывш.совет.шпиона перебежчика, потом Цветаева негодует против гитлеровцев, ибо они напали на Чехословакию, и 12 июня 1939г она с сыном возвращается в СССР,. сначало идёт всё хорошо, дали персон.дачу в Болшево, но 27 августа арестовали дочь за троцкизм отправив в лагерь и ссылку /реабилитирована в 1955г/, в октябре арестовывают мужа Эфрона тоже за троцкизм-контр-революцию... /но, расстреляли в 1941г,а потом в 1956/?/ реабилитировали/
она бегает всюду и уверяет, что она советский патриот и её муж тоже, Пастернак и Тарасенков вроде передают её сборник стихов на цензуру, но тов.К.Зелинский даёт отрицательную рецензию, хотя лично всё понимает и любит стихи Цветаевой, Марина Цветаева "вынуждена" делать стихо-переводы /с французского, польского, болгарского, и др.яз/ но, работать трудно и денег мало, сын всё время критикует "зачем мы сюда приехали?,"
в апреле 1941г Цветаеву принимают в ком.лит Союза Литераторов, она переводит Лорку погибшего от рук фашистов в Гренаде, но, начинается Великая Отечественная Война во Второй Мировой Войне, 8 августа Марину Цветаеву, как ценного совет.работника отправляют в Елабугу на реке Каме, ибо начались бомбежки в Москве, в Чистополе ей предоставили маленькую комнату, но работу не дали, а местный комиссар предложил работать домработницей или посудомойкой, Цветаева не выдержав унижений повесилась 31 августа 1941г, оставив три банальные записки, для сына и друзей, её закопали, и могила потом исчезла, сын Мур-Георгий пошёл на войну, и исчез под Москвой
потом Ахматова сказала:
"я знаю, что существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно..- не верьте этому ее убило время.." первая книга Цветаевой вышла в 1961г /до этого в 1956г вышли стихи в сборнике "Дне поэзии".
Цветаева по каким то непонятным причинам, как и Мандельштам стали "мученникам от Совет.власти" для диссидентов, хотя Цветаева последние года активно работала не только на Совдеп, но и на НКВД...

Саша чёрный /александр гликберг/ 1880-1932гг
всё еврей.юмористы рождаются в Одессе, и Саша Чёрный не исключение, и его можно оценить, как "сам по себе", оставаясь сатириком он не стал большевистким парт.членом, дружил с Куприным и Арцыбушевым.. большевисткую революцию почему то не признал, и уехал в Берлин в 1920г через Литву, там он печатался в Руле, Зелёная палочка,Сполохи, Жар птица, Воля России, в основном стихи для детей, большевиков не критиковал, в 1924г уехал к фашистам в Рим, но что там там не получилось, несмотря на то, что Дуче к евреям благоволил, уехал в Париж, а там он заболел ностальгией, и стал воспитывать юное поколение в любви к русской литературе. последний сборник "несерьёзные рассказы" в основном солдатские сказки. поехав летом 1932г в Прованс Саша Черный попал там на пожар, горел соседский дом, он помогал его тушить, а потом вернувшись очень разволновался и умер от сердечного приступа..

Илья эренбург 1891-1967гг
его сегодня никто не помнить и знать не желает, ибо более гадкого публициста советского периода трудно найти, его мемуары, памфлеты тов.Сталину и всему счастье-советскому это специальный раздел, но начинал он не так..
все еврей.писатели рождаются в Киеве.. Илья тоже родился там, у папы, который не стал следовать еврей.традиции, и был проклят своим папой и дедушкой и соседями по местечку, т.е Илья учился в светской русской гимназии, став атеистом и революционером, сначала соц.деком, потом эссером, прокламации и стихи для рабочих, арест и пять месяцев тюрьмы, высылка в Сибирь, которую по просьбе папеньки заменили на заграницу /1908г/, там в Парижу Илья встретил мирового вождя тов.Ленина, к которому был всей душой, но всё в то время смеялись над его стихами, только Гумилёв в 1911г отметил в них "большие успехи", а в 1912г Мандельштам объяснил ему, что поэту надо иметь переживания. в 1913г Эренбург выпускает сборник "Будни", которые сразу вошел в десятку лучших стихов парижской эротико.эмиграции, из за откровения в эротике эти стихи запретили в Рос.империи., в эту эпоху Илья Эренбург встречается с Аполлионером, Кокто, Леже, Пикассо, Модильяни, Ривера, Шагал, Сутин, Ларионов, Гончаровой /в кафе Ротонда/..
февральская революция 1917г вернула Илью на родину, но сердитые девушки в кафе Арбата удивили и отразили его ощущение в стихах, он встречается с Толстым, Блоком, Короленко, Горьким, Цветаевой, Пастернаком, Мандельштам,Есениным, и В.Дуровым /ибо любил Илья зверей/. в эту эпоху он много печатает стихов о гибели России в эссеровских изданиях, но потом кинув всё уехал в Коктебель к Волошину /прожил там два года/, отход войск Врангеля в Крым толкнули Эренбурга бежать в Грузию, а оттуда в Москву, где его арестовала ВЧКа, но после разобравшись предоставили работу в Наркомпросе, весной 1921г выдали загран.совет.паспорт и отправили в Латвию развивать совет.культуру, потом в Берлин, потом в Париж, но там в Париже его арестовали и выслали, уж очень активно работал для большевиков, вынужден был сидеть в Брюсселе, где написал роман "необыкновенные приключения Хулио Хуренито", который никто никогда не читает: ни тогда - ни сегодня, а ведь большой, как Красное Колесо. Солженицина, правда речь там о другом..
после чего уехал сново в Берлин, где издавал вместе с Э.Лисицким журнал "Вещь" /в основном об авангарде и конструктивизме, где Илье Эренбургу не приходилось теперь прятать свои советские симпатии/ .
ОГПУ доверило Илье путешествие.с 1924г до 1926г он прокатился по Италии, Франции, Германии открывая собрания дебаты в иммигранских кругах вея весть о возвращении и любви к новой совет.власти. весной 1926г он приехал в Москву /Москва, Ленинград, Ростов, Тбилиси, Киев, Днепропетровск... дорогие отели, рестораны/ потом в 1927 сново Париж, Марсель, Афины, Берлин, сново рассказы о величии и благополучии Советской России, в этот период Илья Эренбург понял, что писать стихи больше не надо, теперь он прозаик, который живёт на два дома: СССР и Европа, он едит в Испанию и пишет прозу и статьи, как сражается героическая Испания под руководством тов.Сталина противостоять фашизму, и вроде всё ясно и понятно, но потом приходит германо-совет.договор дружбы, а Эренбург в это время жил в Париже, и напуган и удивлён, что рот закрыли, когда он говорит об фашист. чуме века и о необходимости скорого спасения евро.еврейства..
в июле 1940г уже из оккупированного Парижа вместе с дип.сотрудниками Илья Эренбург подавленный от страха возвращается в Москву, где все смотрят косо и угрюмо, но в апреле 1941г с ним поговорил тов.Сталин по телефону, и всё стало на место: стихи в прессе, спец.пайки и почести, это "звездный час" Ильи Эренбурга, потом он будет говорить об загадке Сталина, который его не послал в Гулаг, и говорить об случайности жребия.
в 1946 вместо с Гроссманом собрал по просьбе тов.Салина материалы к "Черной книг" по делу уничтожения евреев фашистами, но потом было постановление ЦК ВКП/б об журналах Ленинград и Звезда, выпуск отменили, надо было потом писать роман Буря, ибо он в целом понравился тов.Сталину, и потом пошла волна с космополизмом, убили Михоэлся, Маркиша,..
но Эренбург продолжал получать Сталинские премии и был депутатом Верх.Совета СССР, в дек.1949г Эренбург написал в Правде о величии тов.Сталина /статья "большие чувства"/, но тов. Сталин решил собрать подписи совет.евреев, которые одобряли репрессии против космополитов, Эренбург вроде подписал, но написал своё письмо тов.Сталину, как и почему он понимает космополизм и государство Израиль, но Сталин помер, и вопрос был снят..
но и после сталинского жребия, у него мало что изменилось, жребий пал на него и в Хрущёвскую оттепель, ибо талантливую продажность не так просто сыскать. Эренбург пишет так же о стремлении СССР к миру и сотрудничеству со всеми прогресс.силами, пишет повесть "Оттепель" 1954-56г, получает очередные премии..
удивительное в Эренбурге не только его лит.талант, ибо действительно его проза и поэзия хороши, хотя часто грязные в мотиве и в сюжете совести, но и то, что это единственный литератор всегда знавший, когда и на кого поставить из правителей, он всегда "сразу и навсегда" поставил на Сталина, потом, на Хрущёва, даже хотел на Брежнева, но старость своё взяла.. он поставил свою подпись в открытом письме совет.писателей в защиту отщепенцев литераторов Синявский, Даниэль... и ему за это отменили выпуск полного собрания сочинений /уже в 1991г вроде начали выпускать,но дальше трёх томов не пошло, уж слишком пошло и цинично, хотя и красиво, по отношению безвинных погибших миллионов/

ВСЕВОЛОД САХАРОВ

Серебряный век русской литературы… Так принято называть период в истории русской поэзии, который приходится на начало ХХ столетия.

Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира. Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах, а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века. Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году. Чем это обосновано? С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование. Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление. Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.


Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов. Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.

ДЕКАДЕНСТВО

В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.

МОДЕРНИЗМ

Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.


В конце 1870 годов русской литературе серебряного века присуще такое направление, как символизм. Авторы старались сосредоточиться на художественном выражении и использовали для этого интуитивно постигающие символы и идеи. В ход шли самые изощрённые чувства. Они хотели познать все тайны подсознания и увидеть то, что скрыто от взора обычных людей. В своих произведениях они делают акцент на свечную красоту. Символисты серебряного века выражали неприятие буржуазии. Их произведения пропитаны тоской по духовной свободе. Именно ее так не хватало авторам! Разные писатели воспринимали символизм по своему. Одни – как художественное направление. Другие – как теоретическую основу философии. Третьи - как христианское учение. Серебряный век русской литературы представлен множеством символистских произведений.


В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.

ФУТУРИЗМ

Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.

Имажинизм

В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.

Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.

Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.


Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.

Заключение

Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечественной литературы яркими и запоминающимися произведениями.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Доклад:

“Любимые писатели “Серебряного века” и их произведения”.

Преподаватель: Помаз Н. Б.

Студент: Мостяев Н.И. (гр. 19ПВ-901П)

МГКИП

г. Москва 2002г.

“Серебреный век” - большинством читателей воспринимается как метафора, обозначающая хороших, любимых писателей начала XX века. В зависимости от личного вкуса здесь могут оказаться А. Блок и В. Маяковский, Д. Мережковский и И. Бунин, Н. Гумилев и С. Есенин, А. Ахматова и А. Крученых, Ф. Сологуб и А. Куприн.

“Школьное литературоведение” для полноты картины добавляют и названный список М. Горького и целый ряд писателей “знаньевцев”

(художников, группировавшихся вокруг горьковского издательства “Знание”).

При таком понимании серебряный век становится синонимом давно существующего и гораздо более научного понятия “литература конца XIX - начала XX века”.

Поэзию серебряного века можно разделить на несколько основных течении такие как: Символизм . (Д. Мережковский,

К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый), Предакмеизм. Акмеизм .(М. Кузьмин, Н. Гумилев,

А. Ахматова, О. Мандельштам),

Крестьянская литература (Н. Клюев, С. Есенин)

футуристы серебряного века (И. Северянин, В. Хлебников)

Игорь Северянин (И. В. Лотарев 1887 - 1941)

С 1913 г. сборником “Громкокипящии кубок” (переиздавался до 1915 г. 9 раз) входит в большую литературу. За первой последовали другие книги поэзии: “Златолира”(1914), “Ананасы в шампанском ”(1915), “Victoria Regia” (1915), “Поэзоантракт”(1915), “Тост безответный”(1916). В эти годы И. Северянин стал модным “певцом”, но оценил это трезво, назвав “двусмысленной славой”.

Поиски новых поэтических форм (важная часть эстетической программы) у И. Северянина тесно “увязаны” с городскими реалиями:

Друзья! Но если в день убийственный

Падет последний исполин,

Тогда ваш нежный, ваш единственный,

Я поведу вас на Берлин!

В этих стихах поэт был таким, каким его хотела видеть публика. Он растворялся во вкусах определенного контингента любителей экстравагантной, экзальтированной поэзии, людей, отгораживающих себя от надвигающихся бурных событий. Характерное взаимовлияние: публика создавала Северянина, а тот формировал свою аудиторию, далеко не всегда заботясь о качестве своего поэтического воздействия. “… не я ли пел порок/Десятки лет…”, - напишет он в поэме “Солнечный дикарь” (1924), переоценив свое раннее творчество.

Остроумно выражено неприятие мещанской действительности: “Блеск и звон карьеры - рубль, / А паспорт разума - диплом”.

Эти мотивы сближали И. Северянина с кубофутуралистами. Однако сущность своего творчества он считал собственную фантазию - “мои капризы, мои волшебные сюрпризы”. Акцент был поставлен на “эго”, т.е. “Я” поэта. Отсюда пролилась струя его самовозвиличивания: ”Я - гений Северянин”; “Я выполнил свою задачу, литературу покорив”, что и вызвало многие нарекания современников.

Слово “гений” относилось, однако, не столько к личности автора, который ощущал и свою слабость, сколько к нему как носителю “вселенской души”. Главный поиск - поиск естественной красоты: “Иду в природу, как в обитель”. Поэтому жизнь раскрыта им как “сиренью упованье”, ”гимн жасминовым ночам”, единенье с “весенней яблоней в нетающем снегу”.

Лирический герой испытывает никому неведомое: ”Влекусь рекой, цвету сиренью,/Пылаю солнцем, льюсь луной …” А природа дарует свою тайну.

Вот один из главных постулатов северянинской лирики: удивлять - неожиданным поворотам смысла, безграничными возможностями словообразования. И - постоянная претензия на оригинальность, хоть и всегда подкрепленная вкусом и стилистическим разнообразием:

Не терпим мы дешевых копий,

Их примелькавшихся тонов,

И потрясающих утопий

Мы ждем, как розовых слонов …

Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
28.X. (09.XI.)1885—28.VI.1922
Хлебников привлекал к себе внимание и вызывал интерес оригинальным складом личности, поражал мировоззрением и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Знакомится с кругом столичных поэтов-модернистов (в том числе Гумилевым и Кузминым, которого называет «своим учителем»), посещает знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет «баню» Вяч. Иванова, где собирались писатели, философы, художники, музыканты, артисты.
В 1910—1914 были опубликованы его стихотворения, поэмы, драмы, проза, в том числе такие известные, как поэма «Журавль», стихотворение «Мария Вечора», пьеса «Маркиза Дезес». В Херсоне вышла первая брошюра поэта с математико-лингвистическими опытами «Учитель и ученик». Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим трудом. Написаны поэмы «Сельская очарованность», «Жуть лесная» и др., пьеса «Ошибка смерти». Выходят книги «Ряв! Перчатки. 1908 — 1914», «Творения» (Том 1). В 1916 вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». Главными героями его поэзии были Время и Слово, именно через Время, зафиксированное Словом и превращенное в пространственный фрагмент, осуществлялось для него философское единство «пространства-времени». О. Мандельштам писал: «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие...» В 1920 живет в Харькове, много пишет: «Война в мышеловке», «Ладомир», «Три сестры», «Царапина по небу» и др. В городском театре Харькова происходит «шутовское» избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа.
Творчество В. Хлебникова распадается на три части: теоретические исследования в области стиля и иллюстрации к ним, поэтическое творчество и шуточные стихи. К сожалению, границы между ними проведены крайне небрежно, и часто прекрасное стихотворение портится примесью неожиданной и неловкой шутки или еще далеко не продуманными словообразованиями.

Очень чувствуя корни слов, Виктор Хлебников намеренно пренебрегает флексиями, иногда отбрасывая их совсем, иногда изменяя до неузнаваемости. Он верит, что каждая гласная заключает в себе не только действие, но и его направление: таким образом, бык -- тот, кто ударяет, бок -- то, во что ударяют; бобр -- то, за чем охотятся, бабр (тигр) -- тот, кто охотится и т. д.
Взяв корень слова и приставляя к нему произвольные флексии, он создает новые слова. Так, от корня "сме" он производит "смехачи", "смеево", "смеюнчи-ки", "смеянствовать" и т. д.

Как поэт, Виктор Хлебников заклинательно любит - природу. Он никогда не доволен тем, что есть. Его олень превращается в плотоядного зверя, он видит, как на "вернисаже" оживают мертвые птицы на шляпах дам, как c людей спадают одежды и превращаются - шерстяные в овец, льняные в голубые цветочки льна.

Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От матери Мандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка.

Мандельштам будучи евреем избирает быть русским поэтом - не просто “русскоязычным”, а именно русским. И это решение не такое само собой разумеющееся: начало века в России - время бурного развития еврейской литературы, как на иврите и на идише, так, отчасти, и на русском языке. Соединяя в себе еврейство и Россию, мандельштамовская поэзия несет в себе универсализм, соединяя в себе национальное русское православие и национальный практикуляризм евреев.

Посох мой, моя свобода -

Сердцевина бытия,

Скоро ль истиной народа

Станет истина моя?

Я земле не поклонился

Прежде, чем себя нашел;

Посох взял, развеселился

И в далекий Рим пошел.

А снега на черных пашнях

Не растают никогда,

И печаль моих домашних

Мне по-прежнему чужда.

Первая русская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколения совпали со вступлением в жизнь. В этот период Мандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политику ради поэзии.

Мандельштам избегает слов, чересчур бросающихся в глаза: у него нет ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как у Цветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака.

Есть целомудренные чары -

Высокий лад, глубокий мир,

Далеко от эфирных лир

Мной установленные лары.

У тщательно обмытых ниш

В часы внимательных закатов

Я слушаю моих пенатов

Всегда восторженную тишь.

Начало первой мировой войны - рубеж времен:

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Мандельштам отмечает, что прошло время окончательного прощания с Россией Александра (Александра Ш и Александра Пушкина), Россией европейской, классической, архитектурной. Но перед своим концом именно обреченное “величие”,именно “исторические формы и идеи” обступают ум поэта. В их внутренней опустошенности он должен убедиться - не из внешних событий, а из внутреннего опыта усилий сочувствовать “миру державному”, вчувствоваться в его строй. Он прощается с ним по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в порядок, составляя для них средствами поэзии некий каталог. В мандельштамовской системе шифров, обреченный Петербург, именно в своем качестве имперской столицы, эквивалентен той Иудее, о которой сказано, что она, распяв Христа, “окаменела”и связывается со святым богоотступническим и гибнущим Иерусалимом. Цвета, характеризующие базблагодатное иудейство - это черный и желтый. Так вот именно эти цвета характеризуют петербургский “мир державный” (цвета российского императорского штандарта).

Самым значительным из откликов Мандельштама на революцию 1917 года было стихотворение “Сумерки свободы”. Его очень трудно подвести под рубрику “принятия” или “непринятия” революции в тривиальном смысле, но тема отчания звучит в нем очень громко:

Прославим, братья, сумерки свободы,

Великий сумеречный год!

В кипящие ночные воды

Опущен грузный лес тенет.

Восходишь ты в глухие годы, -

О, солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,

Которое в слезах народный вождь берет.

Прославим власти сумрачное бремя,

Ее невыносимый гнет.

В ком сердце есть - тот должен слышать, время,

Как твой корабль ко дну идет.

Мы в легионы боевые

Связали ласточек - и вот

Не видно солнца; вся стихия

Щебечет, движется, живет;

Сквозь сети - сумерки густые -

Не видно солнца, и земля плывет.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,

Скрипучий поворот руля.

Земля плывет. Мужайтесь, мужи.

Как плугом, океан деля,

Мы будем помнить и в летейской стуже,

Что десяти небес нам стоила земля.

В этом докладе я старался рассказать о наиболее интересных писателях и их произведениях. Я намеренно выбрал писателей не столь знаменитых как например: И. Бунин и Н. Гумилев, А. Блок и В. Маяковский, С. Есенин и А. Ахматова, А. Куприн. Но ни чуть не менее гениальных и известных в свое время.

Литература Серебряного века в России, создаваемая на рубеже 19 и 20 столетий, представляет собой важную часть художественного наследия нашей страны. Для этого времени было характерно наличие множества разных направлений и течений, идейная противоречивость, присущая не только различным авторам, но и имеющая место даже в творчестве отдельных писателей, композиторов, художников. В этот период происходило обновление, переосмысление многих видов и жанров творчества. Как отметил М.В. Нестеров, имела место "всеобщая переоценка ценностей".

Даже среди передовых мыслителей и деятелей культуры наблюдалось двоякое отношение к творческому наследию, оставленному революционными демократами.

Декадентство

В целом и литература Серебряного века в России в частности на рубеже 19-20 веков были отмечены широким распространением декадентства ("упадничества"), провозглашавшего веру в разум, утрату гражданских идеалов, уход в личностные, индивидуальные переживания. Таким образом некоторая часть интеллигенции стремилась "уйти" от трудностей жизни в мир ирреальности, грез, а иногда и мистики. Этот процесс имел место быть, поскольку в то время наблюдался кризис в общественной жизни, а художественное творчество лишь отражало его.

Декадентство захватило даже представителей реалистических Однако чаще всего подобные идеи были все-таки характерны для представителей модернистских течений.

Модернизм и реализм в искусстве

Термин "модернизм" применяется по отношению ко многим видам искусства 20 века. Он появился в начале столетия, а его предшественником был реализм. Однако последний к тому времени все еще не ушел в прошлое, благодаря влиянию модернизма в нем возникли новые черты: раздвинулись "рамки" видения жизни, начался поиск средств самовыражения личности в художественном творчестве.

Важнейшей чертой искусства начала 20 века становится синтез, объединение различных форм.

Литература рубежа веков

Еще в 90-е годы 19 века в русской литературе наметились направления, противостоящие господствующему в то время реализму. Главным из них был модернизм. Многие писатели Серебряного века (список, направления и их главных представителей мы рассмотрим далее) так или иначе вышли из реализма. Они продолжили творить, создавая новые течения и направления.

Модернизм

Литература Серебряного века в России открывается модернизмом. В нем были объединены различные поэты и писатели, подчас весьма отличавшиеся в своем идейно-художественном облике. В то время начинаются активные модернистские искания, вдохновителем которых во многом был Ф. Ницше, а также некоторые русские писатели, например А.А. Каменский, М.П. Арцыбашев и другие. Они провозглашали свободу литературного творчества, называли себя ее жрецами, проповедовали культ "сверхчеловека", отказывающегося от общественных и моральных идеалов.

Символизм

Как направление, символизм в России оформился на рубеже 19-20 веков. Выделяют "старших" символистов, к которым относят В. Брюсова, Ф. Сологуба, К. Бальмонта, З. Гиппиуса и других, которые первыми стали творить в этом направлении. К более младшим представителям можно отнести писателей Серебряного века А. Белого, В. Иванова, С. Соловьева, А. Блока и др. Теоретические, эстетические и философские основы этого течения были очень разнообразны. Например, по мнению В. Брюсова символизм являлся чисто художественным направлением, а Мережковский брал за основу христианство; Вячеслав Иванов опирался на эстетику и философию античности в преломлении Ницше, а А. Белый увлекался творчеством Шопенгауэра, Ницше, Канта, В. Соловьева. В основе идеологии "младших" символистов лежит философия В. Соловьева с идеей пришествия Вечной Женственности и Третьего Завета.

Символисты оставили в наследство как поэзию, так и прозу, драму. Но наиболее характерна была поэзия, в различных жанрах которой трудились многие писатели Серебряного века, работавшие в этом направлении.

В.Я. Брюсов

Творчество В.Я. Брюсова (1873-1924 гг.) отмечено множеством идейных исканий. Революционные события 1905 года вызвали его восхищение и положили начало отходу поэта от символизма. Однако новое направление Брюсов выбрал не сразу, как и сформировал свое отношение к революции, которое было весьма противоречиво. Поэт с радостью приветствовал силы, которые, по его мнению, должны были очистить Россию от прежних принципов и убеждений и положить конец старому миру. Однако в своем творчестве он отмечал и то, что эта стихийная сила несет в себе разрушение. "Ломать - я буду с вами! Строить - нет!" - писал В.Я. Брюсов.

Для его творчества характерно стремление к научному пониманию жизни, возрождение интереса к истории, который разделяли и другие писатели Серебряного века (список представителей символизма был указан выше).

Реализм

Идейные противоречия, характерные для эпохи в целом, повлияли и на некоторых писателей-реалистов. Например, в творчестве Л.Н. Андреева отразился отход от реалистических принципов.

Но в целом реализм не исчез. Литература Серебряного века, поэты которой вышли из реализма, сохранила это направление. Судьба обычного человека, различные общественные проблемы, жизнь во многих ее проявлениях по-прежнему находили отражение в культуре. Одним из величайших представителей реализма в то время был писатель А. Бунин (1870-1953 гг.). В непростое предреволюционное время им были созданы повесть "Деревня" (в 1910 г.) и "Суходол" (в 1911 г.).

Акмеизм

В 1910 году произошла полемика вокруг символизма, и наметился его кризис. На смену этому направлению постепенно приходит акмеизм ("акме" в переводе с греческого - высшая степень, цветущая пора). Основателями нового течения принято считать Н.С. Гумилева и В эту группу также входили писатели Серебряного века О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин, В. Ходасевич, А.А. Ахматова, М.А. Зенкевич и другие.

В отличие от некоторой неясности, туманности символизма, акмеисты провозгласили своей опорой земное существование, "ясный взгляд на жизнь". Кроме того, акмеистическая литература Серебряного века (поэты и писатели которой только что были перечислены) привнесла в искусство эстетико-гедонистическую функцию, пытаясь уйти от общественных проблем в поэзию. В акмеизме ясно слышны декадентские мотивы, а теоретической опорой этого течения стал философский идеализм. Некоторые русские писатели Серебряного века пошли дальше в своем творчестве, которое приобрело новые идейные и художественные качества (например, А.А. Ахматова, М.А. Зенкевич, С.М. Городецкий).

В 1912 году на свет появился сборник "Гиперборей", в котором новое впервые заявило о себе. Акмеисты считали себя преемниками символизма, про который Гумилев сказал, что он "закончил свой круг развития", и провозглашали отказ от бунта, борьбы за изменение условий жизни, которые часто выражала литература Серебряного века.

Писатели - представители акмеизма старались возродить конкретность, предметность образа, очистить его от мистики. Однако их образы сильно отличаются от реалистических, как выразился С. Городецкий, они как будто "... рождаются впервые" и предстают как что-то доселе невиданное.

А.А. Ахматова

В творчестве этого направления особое место занимает А.А. Ахматова. Первый сборник ее стихотворений "Вечер" появился в 1912 году. Для него характерны сдержанные интонации, психологизм, камерность тематики, эмоциональность и глубокий лиризм. А.А. Ахматова явно отталкивалась от идеи "первозданного Адама", провозглашенной акмеистами. Для ее творчества характерна любовь к человеку, вера в его возможности и духовные силы. Основная часть работ этой поэтессы приходится на советские годы.

Два первых сборника Ахматовой, вышеупомянутый "Вечер" и "Четки" (1914 год), принесли ей большую славу. В них отражен интимный, узкий мир, в котором угадываются нотки печали и грусти. Тема любви здесь, важнейшая и единственная, тесно связана со страданием, обусловленным биографическими фактами из жизни поэтессы.

Н.С. Гумилев

Велико и значительно художественное наследие Н.С. Гумилева. В творчестве этого поэта главными темами были исторические и экзотические, а также он воспевал "сильную личность". Гумилев развил форму стиха, сделал его более точным и чеканным.

Творчество акмеистов не всегда было противопоставлено символистам, ведь и в их произведениях можно найти "миры иные", тоску по ним. Гумилев, сначала приветствующий революцию, через год уже пишет стихи о гибели мира, конце цивилизации. Он вдруг понимает разрушительные последствия войны, которая может стать губительной для человечества. В своем стихотворении "Рабочий" он как будто предвидит свою кончину от выстрела пролетария, пули, "что меня с землею разлучит". Николай Степанович был расстрелян якобы за участие в контрреволюционном заговоре.

Некоторые поэты и писатели Серебряного века - представители акмеизма впоследствии эмигрировали. Другие так и не смогли этого сделать. Например, Анна Андреевна Ахматова, жена Н.С. Гумилева, не приняла Великую Октябрьскую революцию, однако отказалась покинуть родную страну. Эти события оставили в ее душе большой след, и поэтесса не сразу смогла вернуться к творчеству. Однако начавшаяся Великая Отечественная война снова пробудила в ней патриота, поэта, уверенного в победе своей страны (произведения "Мужество", "Клятва" и другие).

Футуризм

В то же время, что и акмеизм (то есть в 1910-1912 гг.), возникает футуризм. Он, как и другие направления, был неоднороден, выделяляя несколько течений. Наиболее крупное из них, кубофутуризм, объединяло поэтов В.В. Маяковского, В.В. Хлебникова, Д.Д. Бурлюка, В.В. Каменского, и других. Еще одной разновидностью футуризма был эгофутуризм, представленный творчеством И. Северянина. В группу "Центрифуга" входили начинающие в то время поэты и Б.Л. Пастернак, а также другие литераторы и писатели Серебряного века.

Футуризм совершил революцию формы, которая теперь стала независима от содержания, провозгласил свободу слова, полностью отказавшись от литературной преемственности и традиций. Манифест футуристов "Пощечина общественному вкусу", опубликованный в 1912 году, призывал свергнуть с пьедестала таких великих авторитетов, как Толстой, Пушкин и Достоевский.

Писатели Серебряного века русской литературы В.В. Каменский и В. Хлебников сумели провести удачные эксперименты со словом, повлиявшие на дальнейшее развитие русской поэзии.

В.В. Маяковский

В среде футуристов начинал творить великий поэт В.В. Маяковский (1893-1930 гг.). В 1912 году вышли в свет первые его стихи. Маяковский не просто был против "всяческого старья", но и провозглашал необходимость создания нового в общественной жизни. Владимир Владимирович предчувствовал Октябрьскую революцию, обличал царство "жирных", что нашло отражение в его поэмах "Война и мир", "Облако в штанах", "Человек", "Флейта-позвоночник", в которых отрицалась вся капиталистическая система и провозглашалась вера в человека.

Другие поэты и писатели Серебряного века

В годы, предшествовавшие революции, были и другие яркие поэты и писатели Серебряного века русской литературы, которых трудно отнести к тому или иному направлению, например М.А. Волошин и М.И. Цветаева. Для творчества последней характерна демонстративная независимость, а также неприятие общепринятых поведенческих норм и представлений.

Русская культура этого времени была итогом большого и сложного пути. Неотъемлемыми ее чертами неизменно оставались высокий гуманизм, народность и демократизм, несмотря на высокое давление правительственной реакции. Более подробную информацию можно найти в любом учебнике ("Литература", 11 класс), Серебряный век обязательно входит в школьную программу.

Определение «Серебряный век» сначала использовалось для характеристики вершинных проявлений культуры начала ХХ века (Белый, Блок, Анненский, Ахматова и другие). Постепенно этим термином стали называть всю культуру рубежа веков. Серебряный век и культура рубежа веков - явления пересекающиеся, однако не совпадающие ни составом представителей культуры (Горький, Маяковский), ни временными рамками (традиции серебряного века не были оборваны 1917 годом, их продолжили Ахматова, Б.Л.Пастернак, М.Волошин, М.Цветаева).

Далеко не все писатели, художники и мыслители, жившие и творившие в конце Х1Х-Начале ХХ веков, являются представителями культуры именно Серебряного века. Среди поэтов конца Х1Х - начала ХХ века были и такие, чье творчество не вписывалось в существовавшие тогда течения и группы. Таковы, например, И.Анненский, в чем-то близкий к символистам и в то же время далекий от них, искавший свой путь в огромном поэтическом море; Саша Черный, Марина Цветаева.

Общепризнан вклад В.С.Соловьева в философию, эстетику и поэзию Серебряного века, в становление русского символизма и его художественной системы, в то время как сам философ резко критиковал деятельность первых русских символистов и «мирискусников», отмежевывался от модернистской философии и поэзии. Предшественниками, а иногда и представителями поэзии Серебряного века ощущались такие символические фигуры русского «искусства для искусства» как А.Майков, А.Фет, А.К.Толстой, не смотря на их ярко выраженный во многих случаях художественно-эстетический традиционализм, архаизм философских и политических взглядов и поэтических пристрастий.

«Своими» в Серебряном веке нередко представали тенденциозные до предела Ф.Тютчев и К.Леонтьев, даже не дожившие до периода, получившего это название, зато прославившиеся своим консерватизмом, оппозиционностью по отношению к революционной демократии, социалистическим идеалам.

В 1917 году В.В.Розанов обвинил русскую литературу в том, что она погубила Россию, став едва ли не самым главным её «разложителем». Но она лишь зафиксировала исчезновение единой системы отсчета, в рамках которой до сих пор происходила самоидентификация русской жизни.

В литературе продолжало господствовать мощное направление критического реализма, однако также большое распространение получил и модернизм. Свое значение модернистские течения приобретали в меру способностей так или иначе откликнуться на призывы вести беспощадную критику изжившего себя самодержавия, затеянной империалистами мировой войны, принять Февральскую, а затем и Октябрьскую революции 1917 года. Процесс «разложения» начался в лирике с расшатывания поэтического слова и высвобождения в нем множества равноправных значений. Но что касается модернистской ломки русского классического стихосложения, обновления рифмы, экспериментаторства в области стилистики и лексики, то эти формалистические увлечения характеризуют все течения поэзии начала ХХ века и ценность их измерялась способностью отойти от нарочитой заумности в этих исканиях, прийти к той понятности, которая помогала найти читателя, встретить с его стороны взаимное тяготение и поддержку.

В 1890-е годы в Россию стали проникать новые литературные веяния из Западной Европы, а поэзия стала претендовать на роль выразительницы чувств, чаяний и умонастроений молодого поколения, тесня при этом прозу.

Поэты стали называть себя «новыми», акцентируя свою новую к традициям русской литературы Х1Х века идеологию. В эти года течение модернизма ещё не определилось и не оформилось до конца.

После целой эпохи русского реализма Х1Х века, обнажавшего животрепещущие проблемы бытия и, далее, с жестокостью позитивиста-естествоиспытателя наблюдавшего и анализировавшего общественные язвы и болезни, незамутненный эстетизм, поэтическая созерцательность и нравственная цельность, восприятие жизни как «трудной гармонии» пушкинской эпохи казались не такими уж наивными и простыми. Во всяком случае, они представали гораздо более глубокими и непреходящими феноменами культуры, нежели социальные обличения и бытоописательство, теория «среды», демократические и радикальные идеи переустройства общества, сотрясавшие вторую половину Х1Х века.

В явлении «чистого искусства» от Пушкина до Фета деятелей Серебряного века особенно привлекали их художественная многозначность и широкая ассоциативность, позволявшие символически интерпретировать образы и сюжеты, идеи и картины мира; их вневременное звучание, дававшее возможность трактовать их как воплощение вечности или периодической повторяемости истории.

Русский Серебряный век обратился к образцам классической эры русской литературы, а вместе с тем и других культурных эпох, по-своему интерпретируя и оценивая творчество Пушкина и Тютчева, Гоголя и Лермонтова, Некрасова и Фета и других классиков отнюдь не для того, чтобы повторить их в новом историческом контексте. Писатели Серебряного века стремились достигнуть такой же универсальности, совершенства, гармонии в своей системе ценностей и смыслов, чтобы возродить эстетические, религиозные, философско-интеллектуальные идеалы и ценности, выпавшие из культурного обихода русской интеллигенции второй половины Х1Х века, особенно интеллигенции, настроенной радикально.

Соединение творческой ориентации на вершины духовной культуры Х1Х века как на безусловно эталонные ценности и нормы национальной культуры со стремлением радикально пересмотреть, модернизировать ценности прошлого, оттолкнуться от прежних норм, выработать новый, принципиально неоклассический, подход к культуре вызвало к жизни начало острых противоречий, создававших внутреннее напряжение эпохи русского культурного ренессанса. С одной стороны, это была литература, претендовавшая на классичность и восходившая к незыблемой традиции русской классики, с другой - это была «новая классика», призванная заместить собой «старую классику». Перед литературой Серебряного века стояло два пути - либо, продолжая развивать классику, попутно переосмыслить её и преобразить в духе современности (как это делали символисты и их непосредственные преемниками акмеисты), либо демонстративно низвергать её с незыблемого некогда пьедестала, тем самым утвердить себя, отрицателей классики, в качестве поэтов будущего (футуристы).

Однако и в первом случае (символисты), и во втором (акмеисты) «неоклассика» была настолько нова, настолько отрицала собой классику, что уже и не могла считаться классикой (хотя бы и новой) и относилась к настоящей классике скорее как неклассика. Косвенно эта двойственность (модерн - одновременно и классика, и неклассика) отразилась в названии культуры рубежа Х1Х-ХХ веков «Серебряный век»: столь же классична, как и век «Золотой», но классична по-иному, творчески, хотя бы и с демонстративной потерей в цене. Однако для русского авангарда, либо декларировавшего низвержение классики в принципе (В.Хлебников, Д.Бурлюк), либо иронически его стилизовавшего, и этого было мало, и Серебряный век для него не существовал - ни в отношении к веку Золотому, ни сам по себе.

Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В начале ХХ века выдающиеся произведения создали классики русской литературы: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, А.И.Куприн, А.М.Горький, М.М.Пришвин. Десятки звезд первой величины загорелись и на небосводе поэзии: К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, Н.С.Гумилев, совсем молодые М.И.Цветаева, С.А.Есенин, А.А.Ахматова.

Писатели и поэты Серебряного века, в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления: эстетизм О.Уайльда, пессимизм А.Шопенгауэра, символизм Бодлера. Одновременно деятели Серебряного века по-новому взглянули и на художественное наследие русской культуры. Другое увлечение этого времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии - искренний и глубокий интерес к славянской мифологии, к русскому фольклору.

В творческой среде Серебряного века были широко распространены неоромантические настроения и концепции, подчеркивавшие исключительность событий, поступков и идей; разрыв возвышенной поэтической мечты с приземленной и пошлой реальностью; противоречия между внешностью и внутренним содержанием. Ярким примером неоромантизма в культуре Серебряного века является творчество М.Горького, Л.Андреева, Н.Гумилева, С.Городецкого, М.Цветаевой… Однако отдельные неоромантические черты мы видим в деятельности и жизни практически всех представителей Серебряного века от И.Анненского до О.Мандельштама, от З.Гиппиус до Б.Пастернака.

На первый план культуры стали выдвигаться задачи творческого самосознания художников и мыслителей того времени, а вместе с тем - творческого переосмысления и обновления ранее сложившихся культурных традиций.

Таким образом возникла почва для нового культурного синтеза, связанного с символической интерпретацией всего - искусства, философии, религии, политики, самого поведения, деятельности, реальности.

искусство культура литература зодчество