Правовой институт. Объединения институтов

Она включает не только анализ моральных норм и моральных ценностей , но и пытается применять результаты такого анализа к совокупности институтов, технологий, сделок, действий и помогает осуществлять то, что мы называем бизнесом.  

Кредитный механизм- это совокупность, институтов, способов и методов кре-  

Совокупность институтов образует институциональную  

В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура . В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи , банки, государственные бюджетные учреждения.  

РЫНОК, совокупность институтов, обеспечивающих взаимодействие между покупателями и продавцами и способствующих обмену.  

ГОСУДАРСТВО - совокупность институтов власти, обслуживающих интересы общества. Вплоть до XX в., пока главной движущей силой развития были  

Во-вторых, в рассматриваемую совокупность институтов входят органы государственного контроля и регулирования. Здесь имеются в виду учреждения по санитарному, эпидемиологическому и экологическому контролю налоговая система органы финансово-кредитной политики государства.  

Используя понятие "института", функциональные экономические системы можно определить как совокупность институтов и институциональных организаций, формирующих механизмы саморегуляции рыночной экономики.  

Собственно, уже структуризация социальной системы , ее представление в виде определенным образом построенной совокупности институтов, учреждений, предприятий и организаций объективно выдвигают их в качестве непосредственного объекта исследования . Вся система официальных, политических, юридических, трудовых, хозяйственных, административных и других отношений ориентирована и реализуется, прежде всего, в соответствии с формой, содержанием, статусом выделенных организаций. Их разграничение и классификация стали необходимой основой построения системы государственного управления , формирования и осуществления процедур корреспонденции и взаимодействия с ними самостоятельных юридических и физических лиц.  

Нужна более энергичная и ясная позиция государства. Я говорю о государстве, как о совокупности институтов. К сожалению, по определению, это монополист. Но монополист, в который могут встраиваться механизмы конкуренции.  

Самый важный вывод из этой главы состоит в том, что институциональная система играет важную роль в функционировании экономики. Об этом свидетельствует приведенный выше пример с продажей жилья. Большая совокупность институтов создает основу для работы массового рынка жилья и рынка капитала . Институты, обеспечивающие права собственности , и многочисленные добровольные организации, облегчающие обмен, имеют очень важное значение для существования сравнительно эффективного рынка жилья в США - более эффективного, чем в странах "третьего мира" и даже когда-то в Соединенных Штатах. Однако я настойчиво подчеркиваю, что некоторые институциональные ограничения повышают трансакционные издержки . Поэтому рынок в целом представляет собой смешение институтов некоторые из них увеличивают эффективность, а некоторые - снижают. Тем не менее, если сравнить институциональную систему в США, Великобритании, Франции, Германии и Японии с институциональной системой в странах "третьего мира" или же в развитых странах, но в прошлом, то мы увидим, что существующая институциональная система имеет критически важное значение для экономического успеха - ив сравнении между развитыми странами и государствами "третьего мира", и в историческом разрезе. Пути и способы развития институциональных ограничений во времени и их влияние на параметры функционирования экономики - это тема последующих частей и глав данной книги.  

Однако было бы ошибкой думать, что успешные траектории развития могут быть повернуты вспять (или наоборот) в результате незначительных событий или ошибок. Вспомните, что возрастающая отдача заложена в природе институциональной матрицы, составленной из комплекса взаимозависимых правил и неформальных ограничений , совокупность которых определяет экономическую деятельность отдельные конкретные изменения формальных и неформальных ограничений могут, конечно, изменить содержание экономической деятельности, но не способны полностью изменить направление траектории экономического развития . Изложенная выше история аграрного вопроса в США ясно показывает, что, хотя некоторые законодательные акты были неэффективными, действующая совокупность институтов ослабляла неэффективные последствия этих актов (институциональная система включала не только Статут северо-западных территорий, но также два предшествующих статута, допол-  

Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов необходимых для управления экономикой , и общественной жизнью. Это организации и учреждения законода- i тельной, судебной и исполнительной власти , обеспечивающие эффективные условия хозяйствования и повседневной жизни.  

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение по каждому показателю функционирования с эталонным аналогом, имеющим лучшие результаты по интегральному показателю . Таким образом, базой получения рейтинговой оценки служат не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из совокупности объектов в соответствующих сферах бизнеса.  

Проводимая в стране радикальная экономическая реформа предполагает значительные изменения совокупности социально-экономических условий функционирования высших учебных заведений. Общепризнанно, что эффективность экономического развития страны по рыночному пути во многом зависит от состояния кадрового потенциала , профессиональной, технической, экономической и научной подготовки специалистов и в меньшей степени - от накопления материальных ценностей . Это обязывает рассматривать высшую школу как институт государства и одновременно как институт рыночной экономики , обеспечивающий непрерывное предоставление широкого спектра образовательных услуг отдельным лицам и хозяйствующим субъектам, побуждая их к совершенствованию предпринимательской деятельности . Имеется взаимосвязь между рынком образовательных услуг (разновидность рынка вообще) и рынками квалифицированной (специалистов) и неквалифицированной рабочей силы .  

Институциональная особенность. С институциональной точки зрения мировой кредитный и финансовый рынок - это совокупность кредитно-финансовых учреждений , через которые осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений . К этим учреждениям относятся частные фирмы и банки, прежде всего ТНК и ТНБ, фондовые биржи (примерно 40% всех операций), государственные предприятия , правительственные и муниципальные органы (более 40%), (около 20%). Институциональная структура мирового рынка ссудных капиталов относительно устойчива в отличие от мировой валютной системы , которая периодически подвергается реорганизации в результате ее структурного кризиса . Операциями на этом рынке занимается примерно 500 крупнейших банков из общего числа банков в мире, достигающего 50 тыс. Они расположены в мировых финансовых центрах разных континентов.  

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства , представляющую собой - совокупность бюджетно-налоговых , иных финансовых инструментов и финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики [Финансы, денежное обращение и кредит, с. 4].  

В рассмотренной выше классификации финансовых рынков отсутствуют рынок страховых полисов и пенсионных счетов, а также ипотечные рынки . Это особые рынки со своими финансовыми инструментами и институтами - сберегательными учреждениями , действующими на договорной основе. Их значимость неуклонно повышается в частности, в США по объему совокупных финансовых активов они более чем в полтора раза превышают совокупные активы коммерческих банков , сберегательных институтов и кредитных союзов.  

Макроэкономика (ma roe onomi s) - наряду с микроэкономикой один из двух основных разделов экономической теории , изучающий национальную экономику на агрегированном уровне как единое целое, состоящее из совокупности институтов, рынков и участников рынка . Макроэкономика опирается на обобщенные показатели, полученные путем суммирования показателей отдельных отраслей и секторов экономики , а также на макроэкономические модели , характеризующие закономерности взаимодействия агрегированных показателей . Макроэкономика служит для анализа влияния государственной экономической политики на такие переменные, как экономичес-  

Одним из важнейших направлений конструкторской унификации является сокращение номенклатуры изделий , имеющих одинаковое или сходное эксплуатационное назначение. Оно реализуется в первую очередь путем создания параметрических рядов (гамм) изделий. Каждый ряд представляет собой совокупность изделий , аналогичных по кинематике, рабочему процессу , но различных по габаритным, мощностным или другим основным эксплуатационным параметрам (грузоподъемность грузового автомобиля или крана, рабочий объем двигателя, производительность компрессора и т. д.). Параметрический ряд, как правило, создается в соответствии с ГОСТ 8032-84 Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел. Обычно пользуются четырьмя десятичными рядами R5 RIO , R20 R40 с соответствующими знаменателями геометрической прогрессии 1,6 1,25 1,12 1,06. Расчет параметрических рядов для выбора экономически рационального разрежения ряда производится по Типовым методикам оптимизации параметрического (типоразмерного) ряда и соответствующей типовой методике для многомерных рядов. Имеются экономико-математические модели их оптимизации, основанные как на классических методах в условиях непрерывности и дифференцируемости функции затрат и функции спроса и наличии экстремума общих затрат , так и неклассических

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации , обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) .

В процессе некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

  • удовлетворение потребностей общества;
  • регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности , которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

  • и , призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность , социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты - разделение труда, биржа, и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Основные социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

- важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

— основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

— социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

— особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

— социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Виды социальных институтов

Деятельность социального института определяется:

  • во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
  • во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
  • в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление .

Важнейшими социальными институтами являются:

  • государство и семья;
  • экономика и политика;
  • СМИ и ;
  • право и образование.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений , а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности :

  • реляционные;
  • регулятивные.

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

Функции социальных институтов

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества .

Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции , соответствующие специфике института.

Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
  • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
  • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

  • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
  • Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
  • Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
  • Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
  • Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
  • Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
  • Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности , т. е. признания целесообразности их действий большинством населения . Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам . Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули .

Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.

В ходе развития от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.

Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.

Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией . Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

Экономика как социальный институт

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

  • взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
  • наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
  • определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
  • регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Деятельность и функции экономики как социального института

Основными функциями экономики как социального института являются:

  • согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;
  • удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
  • укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
  • поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание .

Устойчивость экономики как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики.

Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние на развитие общества и его стабильность как социальной системы.

Как социальный институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы.

Как социальный институт создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создан и и духовного капитала государства.

Невозможно представить себе реальное общество и реальный рынок, где люди руководствовались бы исключительно ориентациями на максимизацию прибыли. Такое возможно только при допущении возможности единичных взаимодействий между персонифицированными контрагентами, т.е. если бы обмен благами, продуктами хозяйственной деятельности не был повторяющимся, тем более регулярным. Распространение рыночных обменов и формирование сетей взаимодействий, основанных на дальних неперсонифицированных связях и повторяющихся, регулярных взаимодействиях, порождает проблемы надежности, уверенности, а также доверия участников, основанного не на личных связях, а на соблюдении единых универсальных норм. Регулярные отношения обмена с предсказуемыми для их участников результатами предполагают существование достаточно устойчивого, прозрачного и разделяемого всеми регулятивного механизма, системы правил, которые позволят минимизировать произвол и случайность.

Если сетевой подход ориентирован на выявление влияния характера структурных связей между участниками рынка на их деятельность, то институциональный подход раскрывает нормативные рамки реализации частных интересов, т.е. базируется на представлении о том, что индивидуальное стремление к прибыли всегда ограничивается правилами, которые устанавливаются для данной сферы рынка. Принятые нормы ограничивают количество вариантов выбора стратегии поведения и образа действий теми из них, которые считаются легитимными, а также предлагают социальным акторам представления об особо желательных, социально одобряе-

мых способах действий. Эти правила и нормы, которыми руководствуются действующие на рынке агенты, и представляют собой институты рынка.

Согласно определению Д. Норта, «институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми».

Для того чтобы отношения рыночного обмена могли устойчиво воспроизводиться, институты должны регулировать:

Доступ к рыночным взаимодействиям, т.е. участие контрагентов в актах обмена;

Права собственности, т.е. порядок присвоения благ в виде перехода прав собственности и права присвоения прибыли как продавцами, так и покупателями;

Характеристики объектов обмена как допустимых, т.е.:

Возможность участия благ в рыночном обмене, наличие или отсутствие ограничений на их свободную куплю-продажу;

Надлежащее качество участвующих в обмене благ (сертификация, торговые марки);

Взаимные обязательства сторон, связанные с различными обстоятельствами совершения обмена (порядок и форма оплаты, сроки, периодичность поставок, транспортные издержки, хранение и т.д.);

Формы и способы взаимодействий (контракты, деловая этика);

Проведение правил в жизнь и системы санкций:

Санкции за нарушение правил;

Системы гарантий соблюдения правил;

Мониторинг порядка на рынках.

Д. Норт подчеркивает, что, поскольку индивидуальные участники рынка не всегда имеют полную информацию о всех обстоятельствах сделки и ограниченные возможности контроля за соблюдением договоров, возникает необходимость в участнике обмена, специализирующемся на утверждении, легитимации и обеспечении соблюдения всех этих правил, которым и становится государство. В то же время никакие формальные правила не способны учесть и урегулировать все возможные в реальной жизни обстоятельства осуществления рыночной деятельности, поэтому они дополняются неформальными правилами поведения, основанными на этических нормах и ценностях, традициях и социокультурной среде. Таким образом, регулирующие рынок институты можно разделить на формальные и неформальные.

Формальные правила представляют собой системы норм осуществления рыночных обменов, зафиксированные в законах и различных актах и предписаниях, имеющих статус законов, т.е. легитимированных государством и опирающихся на его авторитет и силу. Их соблюдение обязательно для всех участников рынка, а за нарушение следуют санкции, также предписанные законом и реализуемые уполномоченными государственными органами (арбитражные суды и т.д.). При обязательности исполнения формальных правил на территории данного государства, можно выделить правила, распространяющиеся:

На всех участников рынка (законы, регламентирующие хозяйственную деятельность);

На участников конкретных сделок (официально оформленные контракты, договоры, за несоблюдение которых могут следовать санкции, осуществляемые на основе судебных решений).

Подчинение участников рынка формальным правилам является результирующей как убеждения в необходимости порядка, ответственности за легитимное ведение дел, возникающих в результате интериоризации правил и норм, так и принуждения со стороны государства, страха санкций и слишком большой цены нарушения норм (пеней, штрафов и т.п.).

Неформальные правила формируются в процессе исторического развития хозяйственной деятельности, в том числе рыночных обменов, в контексте конкретных социокультурных систем. Они могут основываться на этических нормах, обычаях и традициях, уходя корнями в картину мира

данного общества, его менталитет. Неформальные правила, не имея однозначных формулировок, источников и авторитетов, на которые они могли бы опираться, допускают более широкие интерпретации, нежели формальные. Они не подкрепляются четко зафиксированными и неотвратимыми санкциями за нарушение, поэтому могут восприниматься некоторыми участниками рынка как необязательные. Однако действие неформальных правил более долгосрочно, они не могут быть приняты или отменены по требованию каких-либо акторов, и они в меньшей степени связаны с интересами конкретных социальных групп.

Универсальность неформальных норм определяется их укорененностью в культуре и социальных отношениях данного общества и интериоризацией в процессе социализации хозяйственных акторов, претворяющей их в общие стереотипы сознания, реализуемые в конкретных практиках. Так, в западных обществах принято доверять исключительно письменным контрактам, которые составляются таким образом, чтобы максимально точно оговорить все мелкие нюансы сделки. В Японии же считается, что письменный договор должен фиксировать лишь общие намерения сторон, в то время как детали, которые предусмотреть невозможно, остаются на усмотрение участников в зависимости от их интерпретации конкретных ситуаций. Это объясняется в целом феноменологической и ситуативной ориентацией мышления японцев, в противоположность присущей западному сознанию ориентации на жесткие формально-логические рамки.

Как свидетельствуют историки, в дореволюционной России предприниматели больше полагались на «купеческое слово», нежели на формальные договоры. Проводимые в рамках институционального подхода исследования правил, действующих на современных российских рынках, свидетельствуют как о низкой культуре письменного договора, так и о взаимном недоверии участников, обусловленным негативным опытом нарушений договоров.

Действующие на рынках формальные и неформальные правила находятся в отношении сложной динамики. Они не просто дополняют друг друга, но находятся в подвижном состоянии институциональных трансформаций. Эти трансформации предполагают:

Формализацию получивших распространение и закрепившихся в повседневном опыте неформальных правил;

Деформализацию правил в случае их неэффективности, непрозрачности, невыгодности, сложности соблюдения и т.д.;

Взаимное дополнение как встраивание неформальных правил в системы формальных.

Принято считать, что главной проблемой является отсутствие четко зафиксированных, формализованных правил действий, а также несовершенство исполнения существующих участниками рынка, что вносит в их деятельность неопределенность и непредсказуемость и заставляет вырабатывать собственные неформальные правила. Это верно лишь отчасти.

Помимо проблемы формализации правил, не меньшую, если не большую, социальную значимость представляют и противоположные процессы.

Формальные институты являются результатом законотворческой деятельности государства, поэтому ориентированы на установление соответствующего его характеру порядка осуществления хозяйственной деятельности. Они отражают неравномерность распределения властных ресурсов

в обществе в интересах тех социальных групп, которые находятся у власти. Д. Норт подчеркивает: «Начинают приниматься и соблюдаться те законы, которые отвечают интересам власть предержащих, а не те, которые снижают совокупные трансакционные издержки… даже если правители захотят принимать законы, руководствуясь соображениями эффективности, интересы самосохранения будут диктовать им иной образ действий, поскольку эффективные нормы могут ущемить интересы сильных политических группировок»1. Принимаемые формальные правила отражают не столько потребность общества в эффективном регулировании рыночных отношений, сколько стремление находящихся у власти групп контролировать хозяйственную деятельность, причем они осуществляют этот контроль не только в интересах государства и общества, но и в своих собственных интересах - политических и экономических. Нередко формальные правила становятся инструментом давления со стороны чиновников на участников рынка, исследования отмечают высокую степень зависимости предпринимателей от чиновников, что побуждает их искать неформальные пути решения проблем.

К деформализации правил приводит сложность и избыточность формальной регуляции, несовершенство законов и практик их применения, обусловливающая высокие трансакционные издержки. Деформализация принимает вид, во-первых, прямого оспаривания правил и активной Деятельности по их изменению, во-вторых, действий в обход формальных правил.

Деформализация, однако, означает не нарастание хаоса, а рост неформальной регуляции путем установления негласных соглашений; замены формальных платежей неформальными, в том числе взятками, оптимизирующими трансакционные издержки; упрощения ведения дел в виде личных договоренностей, а также формирования сложных сетей личных отношений с чиновниками, представителями контролирующих органов. Такие сети предполагают тонкие системы иерархий и свои собственные нормы организации связей, базирующиеся на взаимовыгодных соглашениях, взаимных уступках и услугах. На материалах формирования российских рынков в 90-х гг. прошлого века эти отношения исследованы В. В. Радаевым. При этом формальные правила не полностью замещаются неформальными, а происходит взаимное врастание и дополнение, что в целом усиливает непрозрачность рынка.

1. Институт как базовое понятие

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.

Этимология слова институт. Institute (англ.) – устанавливать, учреждать.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

Институты – это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Также под институтами Веблен понимал:

Привычные способы реагирования на стимулы;

Структуру производственного или экономического механизма;

Принятую в настоящее время систему общественной жизни.

Другой основоположник институционализма, Джон Коммонс, определяет институт следующим образом:

Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У другого классика институционализма – Уэсли Митчелла – можно найти следующее определение:

Институты – господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики) подобную борьбу различных интересов. Они определяют правила игры, а также цели, которые в этой игре могут быть достигнуты, но не ходы, которые игроки должны делать в течение игры, оставаясь в рамках институционально определенного пространства возможностей, выбора и стимулов. Институты определяют способы, с помощью которых вызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен.

Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

Определенную организацию;

Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках общественного института;

Наличие социально значимых функций института.

Существуют различные классификации общественных институтов. Обычно выделяют два критерия классификации институтов: предметный (содержательный) и формализованный.

На основании предметного критерия выделяются следующие виды институтов:

Политические институты (государство, партии, армия);

Экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т. п.);

Институты родства, брака и семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т. п.).

На основании формализованного критерия институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность формальных институтов основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях. Конституция, законы, распоряжения, постановления, контракты, соглашения о намерениях и т.п. - это формальные правила. Государство, армия, суд, институт брака, школа и т.п. - это формальные институты.

Источником неформальных институтов является культура. В неформальных институтах регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулирующие функции.

Также в экономической литературе выделяют два типа институтов:

1. Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

2. Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).

Финансовая система, как правило, представляет со­бой совокупность финансовых рынков и государствен­ную систему финансов (налоговая система, государствен­ный бюджет, ДКП, система государственных финансовых трансфертов и т.

Принято считать, что, в свою очередь, финансовые рынки представляют собой совокупность денежного рын­ка, а также рынков ценных бумаг и капитала. Четкое раз­деление этих институтов практически невозможно. Тем не менее, доминирует мнение о том, что «денежные рын­ки» - это такие финансовые рынки, на которых краткос­рочные обязательства обмениваются на внешние деньги,
а термин «рынок капитала» охватывает как финансовые рынки, так и рынки, на которых ведутся операции с «реальным» имуществом.

Все составляющие (части) финансовой системы об­ладают определенным сходством: в финансовых опера­циях существует повышенный, по сравнению с нефинан­совыми агентами бизнеса, риск, который, естественно, компенсируется дополнительной премией (дополнитель­ным бонусом) . В экономической теории это явление бы­ло описано моделями формирования цен на капитальные активы в пространстве (CAPM, средняя дисперсия), меж­временными моделями и арбитражной теорией ценооб- разования .

Как нам представляется, финансовая система яв­ляется подсистемой экономики и призвана обеспечивать (1) денежный оборот движения товаров и услуг, (2) пере­распределение средств и (3) трансформацию финансовых
активов. Наше исследование направлено на выявление сути последней, третьей составляющей финансовой системы - финансового посредничества по трансформа­ции активов.

В самом общем виде, финансовые посредники - это предприятия, осуществляющие куплю-продажу финансо­вых активов. Тем самым, финансовые посредники - это главные участники организованных финансовых рын- ков . Финансовый бизнес, в отличие от обычного, и фи­нансовый рынок, в отличие от организованного (мате­риального, нефинансового) рынка, - отрасли неценовой конкуренции, где важное значение имеют качество и ха­рактер предлагаемых услуг (очень часто они дифферен­цированы и конкретизированы по потребителям), тради­ции взаимодействия с клиентами. Исторический опыт по­казал, что неценовые факторы быстро монополизируются или олигополизируются. Экономическая теория исходит из предположения, согласно которому, финансовые опе­рации представляют собой эпифеномены, которые обра­зуют «вуаль», скрывающую от поверхностного наблюда­теля внутреннее содержание реальных процессов. Теоре­ма Модильяни-Миллера подразумевала, что стоимость
финансовых активов в точности равна стоимости тех внешних активов, в отношении которых предъявляют требования владельцы финансовых активов . Однако современная экономика полностью опровергла эти пред­положения: финансовая экономика не только обслужи­вает реальную экономику, но и обладает также свойства­ми самовозрастания и самогенерации. При дальнейшем анализе мы убедимся в том, что по масштабам и прибы­лям финансовая экономика стала существенно опережать нефинансовые корпорации .

Финансовое посредничество является сферой дея­тельности агентов финансовой системы. По мнению не­которых экономистов, посредством финансовой системы осуществляется перевод покупательной способности от экономических единиц с профицитным 6юджєтом (или с профицитными финансами - А.Б.) к экономическим еди­ницам с дефицитным бюджетом. При этом, финансовые посредники преобразуют финансовые требования таким
образом, что те становятся более привлекательными для конечного инвестора. Процесс покупки прямых требова­ний экономических единиц с дефицитом средств, и их преобразование (трансформация) в непрямые требования, и является финансовым посредничесвом . При этом, пе­ревод средств от предприятий с положительным бюдже­том в предприятия c отрицательным бюджетом осуществ­ляется посредством (1) прямого или (2) непрямого финан- сирования .

Это чрезмерно классическое и честное определение. В наши дни все стремительно меняется. Развитие финан­совой системы в мире за последние полтора десятилетия во многом опровергло приведенную выше точку зрения. Во-первых, к началу XX столетия и за первые его 15 лет финансовое посредничество было связано не только с преобразованием требований. Во-вторых, для того чтобы ссужать деньгами необязательно иметь профицит в ба­лансе финансовых потоков (в бюджете). А для того чтобы их заимствовать - необязательно наличие дефицита средств. Наглядным примером являются США и амери­канские компании, у которых есть наибольший дефицит
среди стран-ОЭСР, но именно они занимаются масштаб­ными проектами посредничества.

Д. Блэкуэлл, Д. Кидуэлл, Р. Петерсон под финансо­вым посредничеством понимают такую деятельность фирм, при которой ЭЕПБ покупают финансовые требова­ния ЭЕДБ . С таким подходом можно было бы согла­ситься вполне, если не одно очень важное обстоятельст­во: кто же определяет фирму с профицитным и фирму с дефицитным бюджетами? Некоторые государства сами ис­кусственно создают дефицит или профицит финансовых средств (например, бюджета). Вскоре результаты таких ре­шений сказываются на деятельности финансовых посред­ников, усиливая их дефицитность или профицитность.

Финансовое посредничество Р. Левин идентифици­рует способностью данной подсистемы экономических отношений снижать риски, мобилизовать сбережения, по­вышать информированность хозяйствующих субъектов, стимулировать процессы обмена и т. д . По мнению А. Дарбиняна и Э. Сандояна, финансовое посредничество - это работа по следующим четырем направлениям: вла­дение информацией, сглаживание потребления, делегиро­вание мониторинга за инвестициями и позициирование в

качестве «пула ликвидности» или «коалиции вкладчи-

По мнению других ученых (Помогаева Е.А.), фи­нансовое посредничество - это совместная деятельность совокупности финансовых институтов по обеспечению непрерывности движения капитала между экономически­ми субъектами, реализуемая через двойной обмен долго­выми требованиями и обязательствами . С такой дефи­ницией мы не видим проблем, кроме того, что она являет­ся чрезмерно общей.

По нашему мнению, системой финансового посред­ничества в смысле профессиональных субъектов сле­дует признать совокупность институтов неценовой кон­куренции, призванных трансформировать одни виды тре­бований в другие, одни виды активов в другие (например, внешние активы во внутренние), потенциальные доходы будущего в фактические расходы настоящего, относи­тельные временные финансовые излишки у одних пред­
принимателей в реальные деньги других. Время финансо­вого посредничества пришло: оно выпало на долю второй половины XX столетия и на начало XXI. Развитие финан­совой системы превзошло все ожидания. Поэтому «све­жие» еще вчера утверждения о сути современной систе­мы финансового посредничества оказываются устарев­шими или недостаточными.

Обычно в числе инструментов финансового посред­ничества следует рассматривать такие, как: депозит, кре­дит, сеньораж (эмиссионный доход), обмен валюты, ак­ции, облигации, опционы, ипотека, рынки производных финансовых инструментов (фьючерсы, форварды, опцио­ны), предоставление гарантии и поручительства, страхо­вые контракты (полисы, премии, выплаты), паи, финансо­вый лизинг и факторинг, ломбарды. А институтами фи­нансового посредничества являются банки, казначейства, международные финансовые институты, страховые ком­пании, взаимные и инвестиционные фонды, фондовые рынки, фонды хеджирования, другие фонды производных финансов и т.д. В последнее время в качестве обособив­шегося вида финансовых услуг серьезно анализируются

денежные переводы трудовых мигрантов (ДТМ), достиг-

ших 534 млрд. долларов в 2012г. Не всегда, но чаще

27 Гайдуцкий А.П. Банки и миграционный капитал. К.: ООО «Инфор­мационные системы», 2013. С. 39. По данным ВБ эти переводы в

всего после перевода эти средства также трансформи­руются из одних видов активов в другие. По данным ВБ, денежные переводы практически достигают уровня 50%

от ПИИ в мире и составляют около 0.5% мирового

ВВП, а численность мигрантов за последние 5 лет составляет уже 213 млн. чел. Поэтому, на наш взгляд, ДТМ в наше время также стали инструментом финансо­вого посредничества.

До последнего времени было принято представлять суть финансового посредничества через систему услуг, оказываемых финансовыми посредниками (дробление суммы займа; перевод одной национальной валюты в другую; установление гибкой системы сроков погашения; диверсификация риска неплатежа; обеспечение нелик- видности ). При этом, отмечались такие типы финансо­вых посредников: (1) учреждения депозитного типа (ком­мерческие банки, сберегательные институты , кредитные союзы); (2) сберегательные учреждения, действующие на
договорной основе (компании, занимающиеся страхова­нием жизни; компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев; пенсионные фонды); (3) инвести­ционные фонды (паевые-взаимные фонды; паевые-взаим- ные фонды денежного рынка) и (4) ряд других типов фи­нансовых посредников (финансовые компании по потре­бительским, деловым и торговым кредитам; государст­венные финансовые учреждения и агенства , институты производных финансовых инструментов или деривати- вов) . К этому списку, без сомнения, следовало бы доба­вить страховых брокеров и агентов, валютных дилеров, ломбарды и обменные пункты, платежно-расчетные орга­низации. Перечень видов услуг за последние 20 лет силь­но изменился (в числе новинок можно перечислить фон­ды хеджирования, управление богатством, страхование природных ресурсов и т. д.). В связи с этим, очевидна не­которая путаница в систематизации видов и типов услуг.

Например, у Ф. Фабоцци мы находим следующую систему структуризации институтов финансового посред­ничества: он всю гамму финансовых институтов разде­ляет на 2 лагеря. Первый лагерь он называет «финансовы­
ми институтами», и в т. ч. подразделяет их на (1) страхо­вые компании, (2) депозитарные организации (банки, сбе­регательные учреждения и т.д.) и (3) инвестиционные компании. Во втором лагере он отмечает нефинансовые институты: накопительные фонды, сбережения нефинан-

совых корпораций и т. д.

Конечно, каждый исследователь вправе сам опреде­литься касательно методологии исследования. Но в слу­чае с институтами финансового посредничества есть одно важное обстоятельство: нельзя не заметить, что часть этих институтов связана с процессами накопления средств, вторая часть больше обусловлена трансформа­цией этих накопленных средств в сбережения, третья сбе­режения превращает в инвестиции, и, наконец, самая по­следняя часть трансформирует инвестиции в доходы. Есть также институты финансового посредничества, ко­торые просто одни виды активов превращают в другие виды и, наиболее «модные» из них, доходы будущих вре­мен превращают в расходы настоящего времени. При этом, на наш взгляд, очень важно при структуризации и оценке финансовой системы избежать перекрестного (двойного, тройного и т.д.) учета. Очень часто, иногда на уровне авторитетных международных финансовых орга­низаций, при оценке совокупных активов или финансо-
вых рынков, имеет место механическое суммирование соответствующих активов. Например, МВФ в 2011 г. рын­ки капиталов оценивались суммированием величины ка­питализации фондовых рынков, облигаций публичного и частного долгов и активов банков . В принципе, можно так поступить. Но существенная часть активов банков привязана к облигациям, а около половины покупок ак-

ций осуществляется, следовательно, с помощью капита­лизации фондовых рынков через банковские кредиты.

Схематично основные структурные единицы рын­ка финансового посредничества представлены на Ри­сунке 1.1.

Cхема построена с учетом того, что к инструментам денежного (а также финансового) рынка предъявляются следующие требования: (1) низкий риск неплатежа; (2) низкий риск колебания их стоимости (или короткий срок платежа); (3) высокая реализуемость и (4) низкие тран­сакционные издержки . При этом, процесс вывода вновь выпускаемых финансовых требований со стороны ЭЕДБ называется «первичным размещением».

В связи с этим, мы предлагаем разделить всю сово­купность институтов финансового посредничества на 4
группы: структуры, трансформирующие доходы в накоп­ления и сбережения; структуры, трансформирующие сбе­режения в инвестиции и доходы; структуры, трансфор­мирующие будущие доходы в расходы настоящего вре­мени, и структуры, трансформирующие одни виды акти­вов в другие (Рис. 1.2.). Такой модельный подход к проб­леме вносит определенную четкость и логическую после­довательность изложения.

По источникам происхождения, методам функцио­нирования и целям кредитования финансовая система, как нам кажется, может быть представлена следующим образом:

Рынок корпоративных ценных бумаг;

Рынок деривативов (в т.ч. хеджирование);

Платежные системы;

Пенсионные фонды;

Взаимные фонды и индустрия по управлению активами;

Рис. 1.1. Рынок финансового посредничества и его элементы.

Рынок государственных ценных бумаг;

Банковская система;

Потребительское кредитование (включая кредитные карты, ссуды и ломбарды).

Здесь следовало бы упомянуть также некоторые дру­гие институты финансовой системы. Например, уместно было бы напоминание об денежной системе под контро­лем правительства (бюджет, гарантии, поручительства) и др. Однако, как отмечалось выше, в работе нами будут исследоваться только институты финансового посредни­чества и только профессиональных субъектов. В связи с этим, например, государственные финансы не являются объектом нашего исследования. Наряду с этим, важным институтом финансового посредничества в последнее время стали считаться институты хеджирования. Вся
система хеджирования построена на теориях эффективно­го рынка, альтернативных издержек, гипотезе эффектив­ных рынков (EMH), двойственных понятий доходности и риска, определении цен на близкие субституты при от­сутствии арбитража и т.д . Все это приобретает воз­растающее значение. В нашей работе, однако, институты хеджирования специально не рассматриваются. Их разви­тие связано с наличием созревшей системы финансового посредничества.

Рис. 1.2. Структура институтов финансового посредничества.

Что касается операций по обмену валюты, по про­даже и покупке облигаций, инвестиционно-дилерских контор и т.д., то мы их также не рассматриваем. Валют­ные операции и отчасти сделки по облигациям являются институтами внешней (формальной по отношению к фи­нансовой системе) трансформации активов и как бы инст­рументами финансового посредничества - не менее инте­ресны.

Таким образом, наше внимание будет полностью уделено таким структурным элементам финансового пос­редничества, как: банки и кредитные учреждения, пен­сионные фонды и страховые компании, взаимные и ин­вестиционные фонды (банки), промежуточные заемщики и фондовые рынки.

Наличие в стране специализированной системы фи­нансовых посредников позволяет иметь, как нам кажется, трансформацию активов, денег, средств, которые осу­ществляются более эффективно и быстро. Ведь в этом случае срабатывают: (1) эффект масштаба, (2) экономия средств на трансакции, (3) увеличение быстроты дейст­вий и уменьшение вероятности ошибки для клиентов, (4) возможность систематизации событий и прогнозирования действий участников сделки . Исследования Дж. Тобина показали, что скорость обращения денег, рассчитанная по

ВНП, в экономике США составляет 6–7 раз прироста в год. Но если рассматриваются не только конечные, но и промежуточные операции с товарами и услугами, число оборотов за год может составлять 20 или 30, а в случае с депозитами в банках – даже 500 . И здесь основным ус­корителем является финансовая система.

Возникает вопрос: что определяет объем и масшта­бы современной финансовой системы? По мнению Р. Голдсмита, современная финансовая система является «надстройкой» в экономической системе . Н. Хаканссон считает, что сутью институтов финансового посредни­чества является финансовый рынок, который состоит из таких инструментов, как: акции, облигации, опционы и страховые контракты . Как видим, у этого автора кредит или депозит отсутствуют как инструменты финансового рынка.

Представитель парижской школы экономики Т. Пи- кетти, труд которого вызвал большой интерес в начале 2014г., считает, что влияние финансов на экономический

рост носит циклический характер. Так, по его мнению, за 1700–1820гг. возврат на капитал (прибыль) составлял 5.1%, хотя величина глобального роста была тогда на уровне 0.5%. За 1820–1913гг. цифры изменились: соот­ветственно, 5 и 1.5%, за 1913–1950гг. – 5.2% и 1.9%, за 1950–2012гг. 5.3% и 3.8%. Но, по его мнению, за 2013– 2100гг. произойдет снижение этих показателей, соот­ветственно, до 4.3% и 1.5% . Автор считает, что таким образом наступили времена, когда предельная эффектив­ность вложений и финансового посредничества будет па­дать, как это имело место в позднем Средневековье.

На развитие финансовой системы влияют также тре­бования налогообложения: чем выше развитие финансо­вых институтов государства, тем больше шансов на отно-

сительно низкие налоги.

Подход Р. Голдсмита, возможно, ранее являлся ак­туальным – 28–30 лет тому назад, когда, например, в США стоимость операций на фондовом рынке составляла 1/3 ВНП . Сегодня (2014г.) капитализация фондового рынка этой страны составляет 151,2% от ВВП, а в мире в
среднем - 94,6% (пиковое значение - 114.7% в 2007г.) . Многие начинают уже сомневаться - правомерно ли расс­матривать финансовую сферу как «надстройку»? В 2011г. США производили лишь 9% товаров и услуг, продавае­мых в мире, 22% мирового ВВП (15,09 трлн. долларов из 66.99) и 65% всех финансовых услуг. Потери этой страны в мировом экспорте и в производстве мирового ВВП были компенсированы резким усилением ее доли в финансовых услугах. США - единственная страна в мире, для которой снижение доли в мировом экспорте не грозит ослаблением экономического влияния этой страны. Из-за эффективно организованной финансовой сферы в данную страну вот уже 30 лет возвращаются доллары, «ушед­шие» из-за отрицательного платежного баланса . Мне­ние Т. Пикетти представляет серьезный научный интерес, но пока мы являемся свидетелями безудержного роста сферы финансового посредничества во всем мире.

Теперь ответим на такой вопрос: что определяет ве­личину совокупных активов институтов финансового
посредничества? Как определиться с тем, чтобы более или менее правильно диагностировать: какой уровень фи­нансовых услуг является достаточным на данный (обсуж­даемый, рассматриваемый) промежуток времени? Начи­ная с того, в какой степени дальнейший рост финансовых услуг может навредить развитию реальной экономики? Только за 2007– 2013гг. активы ФРС к ВВП США c 5.5% выросли до уровня 21%, Банка Англии – с 6 до 26% и Банка Японии – с 21 до 45% . Все это порождает необхо­димость переоценки деятельности институтов финансо­вого посредничества (например, банков ). Ведь рост лю­бой отрасли означает расширение потребления ресурсов. Следовательно, рост в одном секторе экономики всегда является упущенным ростом в другом секторе. Отсюда, по нашему мению, чрезмерное разбухание системы фи­нансового посредничества всегда в той или иной степени означает приостановку или замедление роста в реальном секторе экономики. Например, строительство жилого до­ма, конечно же, нужно застраховать и, возможно, перест­раховать. Но «перестраховка перестраховки» означает из­
лишний перелив ресурсов в финансовую сферу. Она, ско­рее, генерирует рост ВВП, но никак не связана с нуждами роста экономики.

По мнению некоторых авторов, пределом роста системы финансового посредничества является субститу­ция внешних активов, а именно: перелив ресурсов из од­ной сферы экономики в другую будет продолжаться до тех пор, пока во всех сферах не появятся равнозначные возможности экономического роста . Так или иначе, по­ведение институтов финансового посредничества всегда было непрогнозируемым. Хорошей иллюстрацией сказан­ного может быть сравнение факта и прогнозов аналити­ков по индексу “S&P composite” за 1985–2009гг. Лишь только в 1998г. аналитикам удалось спрогнозировать ве-

личину индекса.

Процесс замены внешних активов (активы, находя­щиеся вне пределов функционирования того или иного бизнеса) или денег внутренними (деньги «прибывают» в отрасль непосредственного применения) происходит че­рез депозитарные инструменты. Дж. Тобин считает так­
же, что финансовое посредничество позволяет умень­шить товарно-материальные запасы, перераспределяет риски в сторону тех владельцев сбережений, которые больше готовы к этому и, наконец, уменьшает потреб­ность в деньгах путем объединения рисков . Но Тобин, будучи представителем кейнсианской школы, ищет опре­деленное детерминированное объяснение. Монетаристам такой подход не может нравиться. По их мнению, между различными секторами экономики (реальный и финансо­вый) не стоит искать искусственных различий, каждый из них выполняет свою незаменимую роль в деле расшире­ния потребления . Некоторые авторы пошли дальше: по их мнению, вместо системы национальных счетов необ­ходимо использовать систему интернациональных сче­тов, в связи с чем предлагают использование показателя агрегированного финансово-экономического результата внутри отдельных стран, а в международном сравнении в расчет предлагают брать только экспортированную до- бавленнную стоимсоть финансовых компаний .

Итак, где же надо искать границы развития совокуп­ной системы финансового посредничества? Постоянны ли эти границы или же они эволюционируют?

По нашему мнению, в вопросе о границах системы финансового посредничества не может быть единого и постоянного мнения. Исторически, на определенный про­межуток времени, суть финансовой системы менялась. Например, если еще несколько десятилетий назад банки (основные финансовые посредники на тот период) созда­вали определенную стоимость финансовых услуг путем аккумуляции сбережений, то в настоящее время соотно­шение депозитов к кредитам постоянно снижается. Мо­билизация «сбережений» происходит также через инсти­туты облигаций, эмиссию банкнот, залог недвижимости (так называемый “wealth management”), демонетизацию валютных резервов, стерилизацию «излишков» платеж­ного баланса (стерилизация валютных поступлений от продажи нефти, газа, сырьевых ресурсов, трансфертов трудовых мигрантов, превышения экспорта над импор­том). Таким образом, в целом развитие финансового пос­редничества, многократность финансовых услуг (креди­тование, перекредитование, страхование кредитования, перестрахование кредитования, страхование перекреди­тования, перестрахование перекредитования и т. д.) – нор­мальные явления. Нормально и то, что при этом генери­руется определенный объем ВВП и доля финансового
посредничества в экономике постоянно растет. Для достижения определенного экономического роста совер­шенно неважно то, что при этом происходит сильный рост финансовых услуг, снижается удельный вес реаль­ной экономики. Такая финансовая экономика нужна, и с ней нужно считаться. Тем не менее, есть и должны быть определенные границы распространения финансовых ус­луг. Во-первых, нужно четко определить, приводят ли эти услуги к использованию в настоящее время ресурсов бу­дущих поколений? В частности, не обуславливает ли вся­ческое развитие институтов долга и облигаций абсолют­ную и сравнительную нищету будуших поколений, не су­жает ли поле их экономической деятельности? И не этим ли объясняются зарплаты руководителей финансовых ор­ганизаций, невиданные по сравнению с другими сектора­ми экономики? Во-вторых, не приводит ли система фи­нансового посредничества к искусственному перелива­нию ресурсов из одной отрасли в другую, не приостанав­ливает ли это рост отдельных секторов экономики? В- третьих, не позволяет ли гибкость финансовых инстру­ментов в современном глобальном мире свести к мини­муму экономические риски в этой системе и не увеличи­вает ли их в других секторах экономики?

Таблица 1.1.

Регион Капитал Долг Активы
1 2 3 4
Азия 13.1 17.6 27
США 15.1 31.6 14.2
Европа 10 32.8 46.4

Объем финансовых рынков, трлн. долларов (2011).

Данные таблицы 1.1. показывают, каких внушаю­щих размеров достигли финансовые рынки в наши дни. Характерно то, что в Азии, все еще отстающей по уровню экономического развития от Америки и Европы, и в дру­гих развивающихся регионах показатели развития финан­совых рынков (57,7 трлн. долларов) ничуть не меньше (США - 60,9 трлн. долларов, Европа - 89,2). Так, по пока­зателям, кредиты (выданные банковским сектором) / ВВП (Табл. 1.2.) некоторые азиатские страны или страны с пе­реходной экономикой, несмотря на многократное отста­вание по показателю ВВП на душу населения, в 2012г. находились на вполне сопоставимом уровне с развитыми государствами. Например, Китай по этому показателю опережает Германию и Францию, а Украина, где разви­тие экономики (ВВП на душу населения) в среднем в 11 57 The Economist. May 14th-20th, 2011. Р. 4.

раз ниже, чем в развитых странах и в 3,5 раза ниже сред­немирового уровня, по рассматриваемому показателю на­ходится на уровне 61% по сравнению с показателями Германии. В Армении динамика финансовой системы также существенно опережает рост остальных секторов экономики. Впрочем, в 2013г. показатель «кредиты/ВВП» в Армении составил 44.8%: темпы его роста снизились. В отношении России, как справедливо замечает в своих анализах Е. Д. Сорокин, доля экономики в структуре ми­ровой экономики незначительна (3.2%). А вот на рынках капитала и инвестиций эта доля еще меньше: соответст­венно, 2.8 и 1.5% 58 .

Таблица 1.2.

Соотношение объемов внутреннего кредитования к ВВП, 2012г., %. 59

Страны Кредиты / ВВП
CША 228,6
Япония 346,1
ЕС 156,5 60
Германия 123,6
Франция 136,4

58 Сорокин Д.Е. Стратегические ориентиры антикризисной политики (http://shabrov.info/elbrus/sorok.pdf). C. 53.

59 http://data.worldbank.org/indicator/FS.AST.DOMS.GD.ZS

60 В среднем за 2011г.

Великобритания 210,1
Польша 63,8
Китай 155,1
Россия 42,5
Украина 74,1
Турция 71,9
Армения 44,4
Грузия 35,0
Азербайджан 25,3
Мир в среднем 164,9

1870–1960гг. этот показатель снизился в 8–10 раз. Это оз­начает, что в 1960г. банкам, чтобы кредитовать экономи­ку, необходимо было 10 раз меньше средств, чем в 1870г. После 1960г. стоимость банковских услуг резко доро­жает, но еще быстрее растет их себестоимось. В самом конце XX столетия себестоимость банковских услуг была уже в 3 раза выше, нежели в 60-е годы ХХ века. После финансового кризиса 2008–2009гг., когда в целях обеспе­чения дальнейшей стабильности была задействована система «Базель-Ш», с резким повышением требований к адекватности капитала банков и кредитных учреждений,
себестоимость кредитов выросла еще на 1,5–1,7 раза и вернулась на уровень конца XIX – начала XX веков.

Рис. 1.3. Соотношение капитал/активы в банковских системах США и Великобритании за 1870–1990гг. 62

Следовательно, финансовая система совершила цикл длительностью в 120 лет: она все менее эффек­тивна и стоящая в обеспечении роста мировой эконо­мики. Ниже, с учетом вышесказанного, мы попробуем обрисовать некую модель, регулирующую «справедли­вые» объемы и удельный вес финансовой системы в эко­номике на данном этапе развития экономики страны.