Горе от ума. Спектакль горе от ума Сколько идет горе от ума в театре

В известной степени история постановок комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» на сцене Малого театра и есть история русского театра. Впервые в свой бенефис сам М.С. Щепкин играл Фамусова. Великий трагик московской сцены Павел Степанович Мочалов играл здесь Чацкого, как в ХХ веке А. А. Остужев, А.И.Сумбатов-Южин. А. Ленский играл сначала Чацкого, а потом Фамусова. Михаил Царев, как его великий предшественник, также молодым сыграл Чацкого, а пожилым — Фамусова.

Каждое поколение вносило свой вклад, по-своему присваивало текст бессмертной комедии Грибоедова.

Когда в 1975 году состоялась премьера в Малом театре, то дискуссия развернулась не вокруг Фамусова, которого играл Михаил Царев, а вокруг Чацкого Виталия Соломина. Актеру вменяли в вину, что общественная тема ушла на второй план, одержала верх личная драма, что такой Чацкий не трибун, не обличитель.

Виталий Соломин, действительно, играл Чацкого, который был счастлив вернуться в дом Фамусова, чтобы встретиться с Софьей. Книжный, восторженный, веселый юноша в круглых очках. С дороги он появлялся, несмотря на мороз, в распахнутом тулупе, из-под которого виднелась рубашка — апаш. Он торопился увидеть Софью. В. Соломин признавался в интервью, что его «раньше интересовал смысл монологов Чацкого, теперь — смысл его поведения».

Этот архивный юноша, отталкивая слугу, врывался в дом и со всего размаха неожиданно падал. Но и падение не останавливало его счастливого состояния, чувства переполняли смеющегося Чацкого. В это мгновение словно проносилась вся его детская жизнь в этом доме. «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног», — каламбурил сидящий на полу Чацкий, обращаясь к Софье (Нелли Корниенко).

В. Соломин играл это состояние безудержной радости — Чацкий снова дома, ему все здесь дорого. Прислонившись к изразцам печи, греясь, он оглядывал комнату, каждая вещь в ней ему знакома, любовно гладил памятные с детства обои. Чацкий поначалу не замечал равнодушия Софьи, нарастающей враждебности Фамусова, иронии Молчалина.

Объясняя свою трактовку, Виталий Мефодьевич Соломин говорил: «Мой Чацкий прекрасно понимал, что представлял собой Фамусов и ему подобные. Но в доме Фамусова его держала глубокая и сильная любовь к Софье, свою возлюбленную он не мог поставить на одну доску с окружающими. Отсюда его монологи. Они адресованы Софье, и никому другому».

И монолог Чацкого про французика из Бордо, которому внимали гости, был на самом деле обращен к Софье, которая, как раз удалялась, не дослушав Александра Андреевича, а он продолжал, как заведенный, бросать свои колкие наблюдения. В этой сцене впервые у собрания зарождалась мысль, что он сумасшедший.

Виталий Соломин избегал играть того школьного Чацкого, обличителя и обвинителя «фамусовского общества» с гордо закинутой головой. Актеру было важнее очеловечить образ, показать в процессе, шаг за шагом, отторжение Чацким уклада барского дома. Любовная лодка разбивалась о быт, устои. В дом Фамусова Чацкий вбегал юным, а покидал навсегда горько повзрослевшим. Обманутый в любви, он прозревал, почему он обманут. Перед отъездом из дома Фамусовых Чацкий бросался вверх по лестнице, обращая свой гневный монолог туда, где стояла Софья, чтобы в последний раз всмотреться в ее глаза. И только потом, подойдя совсем близко к дверям, приказывал: «Карету мне, карету!»

Антагонист Чацкого — Фамусов Михаила Царева равно и московский барин, и важный сановный чиновник. Франтоватый, всегда в форме. За долгие годы у него выработалась устойчивая привычка одеваться с иголочки.

В доме он контролирует жизнь, как в департаменте. Нарастает его беспокойство, когда он идет с утренним обходом и слышит, как из покоев Софьи доносятся звуки флейты. Он даже в своих наставлениях замечает разодранный локоть Петрушки. Проявляет дипломатический такт на балу, обходит каждого со светской любезностью. Когда сплетня о сумасшествии Чацкого достигает апогея, то он поддерживает ее своим авторитетом. Однако респектабельный лоск будет утрачен у Фамусова в финале. Поначалу московский барин не очень-то слушал, точнее, слушал снисходительно опасные речи Чацкого. Не тут-то было, когда над домом Фамусова нависла угроза быть скомпрометированным его дочери и ему самому. В Фамусове Михаила Царева от чувства опасности просыпалась воля к жестокости. Он уже ненавидел прямо, без обиняков Чацкого и нападал на него со всей возможной яростью. При этом Михаил Царев не повышал тона и тем сильнее добивался эффекта негодования.

Стоит отметить и другие роли этого спектакля. Софья Нелли Корниенко с первых сцен показывала свое равнодушие к Чацкому. Ее не вдохновлял общественный темперамент своего прежнего друга. Она была дочерью Фамусова и таковой хотела остаться. Молчалин Бориса Клюева держал себя на равных с Чацким, не сказать, со скрытой снисходительностью. Скалозуб Романа Филиппова был добродушным недалеким военным человеком, хоть он и не понимал всех сатирических колкостей Чацкого, но скорее симпатизировал ему. Глядя на Лизу Евгении Глушенко, было нетрудно заметить, что девушка эта взята из деревни. Еще недавно, кажется, бегала босой по лугам и полям. Многое в доме Фамусова ей кажется чудным, но делать нечего, приноровилась. Репетилов Никиты Подгорного оказывался никому ненужным, поэтому у него возникало желание хоть к кому-нибудь примкнуть.

Вздорной и властной являлась Хлестова у Елены Гоголевой.

Слаженность игры, проработка характеров, умение органически присвоить поэтический текст, незаурядный актерские работы, добросовестное отношение к тексту, — все, что свойственно лучшим спектакля Малого Театра, было и в постановке «Горе от ума» 1975 года.

На днях посмотрела "Горе от ума" в театре на Малой Бронной. Это мое третье "Горе..." - до того смотрела в театре Моссовета и в театре Школа Современной Пьесы.
Когда уже в программке вычитала, что режиссер - Павел Сафонов, то слегка напряглась. Я видела его спектакль в Ленкоме ("Сны господина де Мольера..."), и он мне не понравился, честно говоря. Оказалось, зря я волновалась - спектакль оказался чудеснейший! Хотя многие режиссерские приемы кажутся слегка узнаваемыми: текст оригинальный, костюмы не привязаны к времени и вообще весьма своеобразные, декораций толком нет, преимущественно спектакль черно-белый, есть минимум один... ммм... оригинальный персонаж, есть мужчина на каблуках:)
Но по порядку. Начнем с состава:)
Павел Афанасьевич Фамусов - Михаил Горевой
Софья Павловна, его дочь - Полина Чернышова
Лизонька, служанка - Полина Некрасова
Алексей Степанович Молчалин - Евгений Пронин
Александр Андреевич Чацкий - Дмитрий Сердюк
Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич - Александр Голубков
Горич Наталья Дмитриевна - Надежда Беребеня
Горич Платон Михайлович - Андрей Терехов
Князь Тугоуховский - Андрей Субботин
Княгиня Тугоуховская - Алена Ибрагимова
Хрюмина, графиня-бабушка - Татьяна Ошуркова
Хрюмина, графиня-внучка - Лина Веселкина
Загорецкий - Сергей Кизас
Старуха Хлестова - Дмитрий Гурьянов
Г.N. - Максим Шуткин
Г.D. - Илья Ждаников
Репетилов - Олег Кузнецов
Слуга - Олег Полянцев

В театре на Малой Бронной "Горе от ума" оказалось историей... о любви. Основная идея трагикомедии: протест свободной личности «против гнусной российской действительности» (по Белинскому) здесь немного уходит на второй план. Это первая постановка, в которой Чацкий преисполнен не столько желанием доказать что-то свету и с чем-то бороться, сколько любовью и надеждой на взаимность. Более скажу: у меня лично сложилось полное впечатление, что и своими знаменитыми обличающими монологами Александр Андреевич разражался исключительно из-за своего душевного состояния почти уже отвергнутого кавалера. Кинься ему Софья на шею при встрече и прими Фамусов предложение выдать дочь за бывшего воспитанника - и прекрасно бы Чацкий смирился с этим светским балаганом, сам слившись с ним в конце концов. А тут - ну представьте сами: Софья мнется, ни да ни нет четко и понятно не говорит, Фамусов упрекает в нежелании служить и вообще "Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом... ", даже Молчалин - и тот "Жалели вас". А Чацкий и уйти не может из-за Софьи, и... и остается только выступать самому. Совершенно подростковое поведение, в общем. И очень... настоящее. Вообще Чацкий тут - потрясающий. Лучший Чацкий из виденных мной, невероятно просто хорош и трогателен. Одним словом, я теперь бооольшая поклонница Дмитрия Сердюка:) Раньше его видела в детской постановке (и там как-то не впечатлилась) и в "Ревизоре" - там уже обратила внимание, его Осип, на мой вкус, был даже интереснее собственно Хлестакова.
Ну и дальше - Софья. Она тут тоже замечательная. В образе еще узнаваема та девочка, с которой дружил и в которую влюбился Чацкий, но при этом Софья - уже явно принадлежит "миру взрослых", этому светскому обществу, которое так противно Чацкому.
Фамусов (Михаил Горевой) мощно появляется... из ванны, и вообще он здесь такой... грубовато-простовато-однозначный. Идеален в этой версии "горя", но мне ближе образ Фамусова моссоветовский.
Молчалин поражает своими костюмами: то он в юбке и на каблуках, то без юбки, зато в лосинах. Толи его жалкость подчеркивали, то ли смелость и упорство в достижении цели - не разберешь.
Вообще здесь "настоящие" всего несколько центральных персонажей.
Чем дальше от главного героя - тем более "картонные" образы, смахивающие на движущиеся декорации. Чацкий, Софья, Фамусов, Лиза, да еще Молчалин со Скалозубом, пожалуй. Все остальные - совершенно бессмысленные фигуры, на мой вкус, хоть и искусно прорисованные. Вот Князь Тугоуховский - он кто, что, за что? Совершенно непонятно, что режиссер от него хотел. А старуха Хлестакова (Дмитрий Гурьянов)?! Нет, рифма-то хорошая он(а) просто чудо, но зачем, почему?...

Однако это "Горе" определенно тот спектакль, который я хочу посмотреть еще раз. А может и не раз:) Лучшее "Горе" в категории 16+, вот просто советую всем.
Но здесь 16+ - это именно этот возрастной ценз, не планируйте данную постановку для знакомства детей и подростков с классикой. Если в театре Моссовета "Горе" свободно кочует из категории 12+ в 16+ и обратно, то тут не так.

"Горе от ума" Грибоедова в "Современнике" 11 июля 2011 года. Режиссёр-постановщик - Римас Туминас.

Спорная, но безусловно идейная и, как минимум, интересная постановка, заставляющая живо соучаствовать, анализировать, предполагать, домысливать. Приятно ощущается логичность форм, увязка эпизодов, общая срежиссированность и уравновешенность образов. Вторжения в оригинальный текст Грибоедова обоснованны или простительны. Яркость, а местами и эпатажность в целом оправданны, но предназначены для восприятия именно особой публикой "Современника" - на другой сцене, например, МХТ Чехова многие зрители бы, очевидно, не выдерживали нагрузки на свои бренные телеса и умеренный мозжечок и досрочно покидали бы театр, чего в "Современнике" не наблюдалось. Будучи консерватором и приверженцем оригинальных текстов, идей и мыслей, я с отрадным удивлением для себя открыл, что текст в театре может занимать не 90%, а 60% внимания зрителя, что не всегда отрицательно сказывается на насыщенности и концентрации образов, не всегда разбивает структуру произведения, а между строк и даже вместо них остаётся пространство для сценического творчества, которое, однако, надо очень-очень бережно и очень-очень профессионально расходовать, сводя вторжения к минимуму, что, пожалуй, умело и уверенно удаётся Римасу Туминасу (его яркий, но выдержанный "Играем... Шиллера!" в "Современнике" - тоже тому подтверждение). Перегибы всё же есть: например, нервные дерганья Петрушки, который по оригиналу должен присутствовать на сцене раз в 50 меньше, и эпатажные эпизоды с его участием в первой части надоедают очень скоро. Идея обильного присутствия Петрушки понятна ("стереоэффект сумасшествия" - определение Сергея Бронина), но здесь Туминас палочку всё же перегнул. Зато во второй части крупная и зрелищная хореографическо-цирковая вставка с участием того же Петрушки, которой даже заменяется большая часть оригинального текста, на фоне сцены молчания основных участников смотрится на удивление уместно, а жёсткая сцена насилия Чацкого действенно подчёркивают бедственное положение меньшинств в целом и либерализма в частности в России как первой половины XIX века, так и сегодняшнего дня.

Сергей Гармаш в роли Фамусова вполне убедителен и безусловно заслуживает высокой оценки.

Марина Александрова несколько теряется на фоне более уверенной игры ея коллег, однако старательно и добротно воспроизводит образ Софьи.

Дарья Белоусова в роли Лизы теряется больше, образа не нашла, искания продолжает на сцене, отчего порой излишне эмоциональна, а местами примитивно груба.

Владислав Ветров вполне-вполне достойно изобразил Молчалина.

Иван Стебунов - актёр неплохой, но роль радикального Чацкого не потянул. Ему не хватило свободы в сочетании с молодой самоуверенностью. Спокойный консерватор Молчалин у него получился бы поудачнее.

Александр Берда в роли Скалозуба казался каким-то слишком подвижным и живым для высокостатусного военного в отставке.

Гениально сыграла Наталью Дмитриевну Горич Елена Плаксина. Идеально подобраны интонации, мимика. Трагичность положения Натальи Дмитриевны, не вызывающая и не должная вызывать сочувствие, передана блестяще. Браво!

Это же время Платон Михайлович Гирин у Сергея Гирина остался малопонятен и, просто говоря, никак не получился.

Елена Миллиоти (Графиня Бабушка) и Полина Рашкина (Графиня Внучка) (оставлены без речей) смотрелись мило и забавно.

Кирилл Мажаров (Загорецкий, Г.N., Г.D.) достойно и профессионально осилил трёх героев.

Георгий Богадист (Хлестова) в своём безмолвном появлении достоин высших похвал. Уместно, остроумно и смешно. Браво!

Илья Древнов (Репетилов) с изяществом и лёгкостью поражал виртуозным техническим декламационным мастерством в сочетании с полной выверенностью и уместностью образа. Браво!

Евгений Павлов (Петрушка) выглядел распознавшим сигналы творческих находок Римаса Туминаса. Пожалуй, у него получилась и главная, и сложнейшая роль, с чем актёр справился.

«Горе от ума» 2019 - это классическая и одновременно новаторская трактовка бессмертного произведения Александра Сергеевича Грибоедова. Автором постановки является заслуженный деятель культуры, руководитель СТИ, ученик прославленного мастера Петра Фоменко Сергей Женовач. В театральных кругах этот режиссер известен, благодаря таким великолепным работам над классическими произведениями как «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Игроки» Гоголя, «Три сестры» Чехова, «Король Лир» и «Ромео и Джульетта» Шекспира и многие другие. Постановки «Мнимый больной» и «Правда - хорошо, а счастье лучше» вы можете лицезреть на сцене Малого.

В спектакле Женовача задействованы лучшие артисты Малого, среди которых народный артист России Юрий Соломин, заслуженная артистка Инна Иванова, Александр Вершинин, Глеб Подгородинский, Виктор Низовой, Людмила Полякова, Юрий Каюров, Ольга Чуваева, Ирина Тельпугова, Татьяна Короткова и многие другие.

«Горе от ума» - классика с новаторским подходом

На сцене Малого театра грибоедовское произведение интерпретировали неоднократно, однако только Сергею Женовачу удалось удивительным образом соединить классику с современными веяниями и вызвать восторженные эмоции у столичной публики. Работа талантливого режиссера подарила творению гения вторую жизнь, она, подобно морскому бризу, освежила репертуар Малого и стала глотком чистого воздуха даже для самого взыскательного зрителя.

Действие разворачивается в начале 19-го века, поэтому все герои облачены в изящные костюмы, соответствующие всем модным веяниям прошлой эпохи. Однако здесь нет ничего лишнего. Вы не найдете помпезного убранства и вычурных декораций, постановщики работали в духе минимализма, чтобы внимание зрителей не распылялось на второстепенной мишуре, а сосредоточилось на драматургическом и музыкальном обрамлении спектакля.

Как купить билеты на «Горе от ума»

Для приобретения билета на «Горе от ума» обращайтесь по указанному телефону или оформите заказ за считаные минуты в онлайн-режиме прямо на этой странице. У нас работают компетентные операторы, которые помогут определиться с выбором сектора в зрительном зале и подберут лучшие места в соответствии с вашими пожеланиями и материальными возможностями. Мы предоставляем контрамарки по приемлемым ценам на самые востребованные спектакли и концерты. У нас нет ограничений по количеству билетов в одни руки.

Преимущества нашего сайта:

  • Бесплатная и практически мгновенная курьерская доставка по любому адресу (в пределах кольцевых дорог Москвы и Питера).
  • Скидки для тех, кто ходит в театры большой компанией (от 10 человек). Для наших постоянных клиентов также действуют специальные предложения.
  • Бесплатная информационная служба поддержки. Мы работаем без выходных и праздников, с 9 утра до 9 вечера.
  • Широкий ценовой диапазон и гарантия безопасности сделки.
  • Возможность удобной оплаты онлайн одним из предложенных вариантов.
  • Многолетний опыт работы, множество положительных отзывов от довольных клиентов.

«Горе от ума» в Малом театре - это красноречивые монологи, блестящая актерская игра, лирика и искрометный юмор. Такое прочтение грибоедовского произведения вас точно не оставит равнодушными!

Стоимость билетов:
Балкон 1000-2400 рублей
Бельэтаж 2400-3100 рублей
Амфитеатр 2800-4000 рублей
Бенуар 3600-4000 рублей
Партер 4000-6500 рублей

Режиссер-постановщик - лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств России С.В. Женовач
Художник - заслуженный художник России, лауреат Государственных премий России А.Д.Боровский
Художник по костюмам - О.П.Ярмольник
Музыкальное оформление - народный артист России Г.Я.Гоберник
Режиссёр - заслуженная артистка России З.Е.Андреева
Суфлёр - заслуженный работник культуры России Л.И.Меркулова
В спектакле использована музыка А.С.Грибоедова, М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, С.В.Рахманинова

Действующие лица и исполнители:
Павел Афанасьевич Фамусов, сенатор, служащий при архивах - Лауреат Государственных премий России, Народный артист СССР Юрий Соломин
Софья Павловна, его дочь - Полина Долинская, Екатерина Васильева
Лиза, горничная Софьи Павловны - Заслуженная артистка России Инна Иванова, Ольга Жевакина
Алексей Степанович Молчалин,секретарь Фамусова, живущий у него в доме - Заслуженный артист России Александр Вершинин, Александр Дривень
Александр Андреевич Чацкий, молодой человек, воспитывавшийся в доме Фамусова - Лауреат Государственной премии России, Заслуженный артист России Глеб Подгородинский
Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич - Заслуженный артист России Виктор Низовой
Хлёстова Анфиса Ниловна,тётка Софьи Павловны - Лауреат Государственной премии России, Народная артистка России Людмила Полякова
Князь Тугоуховский - Лауреат Государственных премий СССР и России, Народный артист России Юрий Каюров, Лауреат Государственной премии России, Заслуженный артист России Юрий Ильин
Княгиня Тугоуховская, его жена - Заслуженная артистка России Ольга Чуваева, Наталья Боронина
Их дочери, княжны - Анна Жарова, Наталья Боронина, Заслуженная артистка России Татьяна Короткова, Заслуженная артистка России Ирина Тельпугова, Дарья Подгорная, Наталья Верещенко, Екатерина Порубель, Алёна Колесникова, Ольга Плешкова, Аполлинария Муравьёва
Графиня Хрюмина, бабушка - Заслуженная артистка России Зинаида Андреева
Графиня-внучка - Народная артистка России Алена Охлупина
Платон Михайлович Горич, сослуживец Чацкого - Заслуженный артист России Дмитрий Кознов, Заслуженный артист России Олег Мартьянов, Игорь Григорьев
Наталья Дмитриевна, его жена - Народная артистка России Светлана Аманова,Лауреат Премии Правительства России, Народная артистка России Ольга Пашкова
Антон Антонович Загорецкий - Народный артист России Владимир Дубровский
Г-н N - Заслуженный артист России Сергей Тезов, Заслуженный артист России Сергей Вещев, Дмитрий Марин
Г-н D - Заслуженный артист России Василий Дахненко, Лауреат премии Правительства России, Дмитрий Солодовник
Репетилов, московский житель - Дмитрий Зеничев
Петрушка, слуга в доме Фамусова - Заслуженный артист России Пётр Складчиков
Слуги в доме Фамусова - Пётр Жихарев, Михаил Фоменко, Игорь Григорьев, Алексей Анохин, Александр Наумов, Евгений Сорокин

Поставленный в Малом театре спектакль «Горе от ума» приобрел новые краски, свежесть и простоту благодаря режиссерской интерпретации. Декорации спектакля минималистичны - минимум мебели и желтые, белые и синие квадраты, изображающие двери. Персонажам практически некуда присесть, поэтому они на протяжении почти всего сценического времени находятся в движении, постоянно общаются между собой. Хрестоматийное произведение , затертое до дыр школьными учебниками и театрами, получает на сцене Малого театра второе рождение. Ключевое определение постановки - живость и жизнь.

Узнав, что для постановки « » в Малый театр был приглашен известный режиссер Сергей Женовач, в театральных кругах сразу окрестили спектакль подающим большие надежды. И надежды эти оправдались. Женовач непревзойденный специалист в области работы над классическими произведениями. Ему удается не погрязнуть в рутине, отыскать искренность в каждом сюжете, заново переиграть жанр и стиль. Поэтому «Горе от ума» в Малом театре можно назвать и традиционным, и новаторским спектаклем одновременно.

На первый план в постановке выходит не столько социальная тематика, сколько лирическое звучание любовной линии. А в центре спектакля уже не Чацкий, а скорее импозантный Фамусов, которого гениально воплощает Соломин. Фамусов здесь - отец и глава семейства, рачительный хозяин. Роль Фамусова в театральной карьере Юрия Соломина, безусловно, одна из лучших. Его персонаж постоянно бегает и суетится, его жесты и мимика бесподобно комичны. Можно сказать, что Фамусов в этой постановке «Горя от ума» напоминает персонажей, которых воплощал Луи де Фюнес - эдаких глуповатых папаш. Чацкий же у Грибоедова - герой малопривлекательный. Не слишком понятно, кем он является - то ли революционером и обличителем, то ли занудным резонером. Однако Сергей Женовач умеет любить всех своих персонажей и передавать зрителям эту любовь, он с теплотой и нежностью относится к каждому герою пьесы. В результате получается, что Чацкий в спектакле Малого театра «Горе от ума» - персонаж обаятельный, простодушный и забавный. Зрители проникаются к нему симпатией.