Бородин Александр Порфирьевич Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Творческое наследие Бородина невелико по объёму

Слайд 2

Поэтическая душа

  • Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет.
  • А в 1849 году в одной из петербургских газет появилась статья, где, в частности, говорилось: «Особенного внимания, по нашему мнению, заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина... Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу».
  • Слайд 3

    Молодой ученый

    • К тому времени молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепианных пьес были даже изданы.
    • В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепианное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой.
  • Слайд 4

    Вторая симфония

    Тогда же он создает Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение зрелое, совершенное по форме и содержанию. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое.

    Слайд 5

    Богатырская симфония

    • Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее «Славянской героической», Стасов запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - «Богатырская».
    • Вторая, Богатырская симфония стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики. В ней воплощены непреходящие духовные ценности, душевные качества русского человека.
  • Слайд 6

    Опера « Князь Игорь»

    Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы «Князь Игорь». Он начал ее сочинять еще в конце 1860-х годов. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета «Слово о полку Игореве». Это увлекало композитора, и вскоре был составлен подробный план будущей оперы. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой «Князь Игорь», которая из-за всегдашней его занятости растянулась на 18 лет - вплоть до самой смерти.

    Слайд 7

    Сцена из оперы

  • Слайд 8

    Опера « Князь Игорь»

    • Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы «Слова о полку Игореве», и все фундаментальные исследования по истории России.
    • Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены - астма, из-за которой она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина.
  • Слайд 9

    Музыка вытесняет ученого

    Тем не менее, в конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина «В Средней Азии», несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества

    8 февраля во Владимирской областной научной библиотеке состоялась презентация книги С.А. Дианина «Александр Порфирьевич Бородин и его музыка».

    Презентация началась с кадров телевизионного репортажа о селе Давыдово и доме-музее А.П. Бородина: звучали музыкальные темы, над которыми композитор работал в летние деревенские месяцы, шел рассказ о Сергее Александровиче Дианине , хранителе архива Бородина, талантливом математике, историке музыки.

    Книга — это дань памяти Сергею Александровичу и представляет собой сборник его статей о Бородине , чьим именем и творчеством он был окружен с детства. Сергей Александрович родился в Петербурге в квартире, где жил Бородин. Его отец – Дианин Александр Павлович – ученик химика Бородина в Военно-медицинской академии и близкий друг композитора. Бородин называл Александра Павловича «своим сыном не по плоти, а по духу». После смерти Бородина Александр Дианин стал его душеприказчиком и хранителем архива композитора, который сохранял в полной неприкосновенности.

    «Какие случайности привели в это заброшенное, почти никому в Петербурге не известное местечко, замечательного русского музыканта и ученого Бородина? Какие музыкальные вещи создал он в этом уголке Владимирщины?» – Так писал в статье «Бородин в селе Давыдове» С.А. Дианин

    В новый сборник вошли биографические и музыковедческие статьи С.А. Дианина о А.П. Бородине, написанные им в 1920-е – 1960-е годы XX века, но по разным причинам не опубликованные при жизни исследователя. Часть материала издается впервые: о выступлении Бородина в роли адвоката, статья композитора и химика о Солигаличских минеральных водах, «вопрос о «грузинских» корнях в музыке А.П. Бородина, свидетельства о его внешности, о взаимоотношениях Балакирева и Бородина – на основе подлинных документов; все наброски к Третьей симфонии.

    О работе над сбором материалов к книге в музейных архивах рассказала Светлана Борисовна Кудряшова, директор Камешковского историко-краеведческого музея . Изучение переписки помогло атрибутировать многие музейные экспонаты, лежавшие 50 лет в архивах из-за неизвестности их происхождения. Все эти новые данные делают понятней и выпуклей «музыкальную» биографию Бородина, помогают нам понять всю глубину его творческой натуры, которая не разрывалась между наукой и музыкой, не делала мучительный выбор, а гармонично существовала на стыке химии и музыки.

    В статье известного владимирского писателя Ивана Удалова , знавшего С.А. Дианина и бывшего с ним односельчанином, приводится такой эпизод: в одну из встреч с Сергеем Александровичем он спросил:

    — Как ваши ученики?

    — Понимаете, одна девочка … очень способная. Боюсь, как бы не упустить этот дар. Деревня она и есть деревня. Грядки в огороде полоть надо, со скотинкой заниматься, сено ворошить, а музыка здесь – баловство и не больше. И когда мы только переломим деревенские умы, научим их уважать человеческий интеллект?

    Это была мечта Сергея Александровича: чтобы каждый имел возможность музыкально развиваться, учиться. Наверное, Сергею Александровичу было бы очень приятно узнать, что имя Бородина, его любимого композитора, чьим творчеством он занимался всю жизнь, носит Владимирский музыкальный колледж. На мероприятии выступили студенты Владимирского музыкального колледжа, чья жизнь посвящена музыке и музыкальному самообразованию.

    Романс «Разлюбила красна девица» исполнил студент 1 курса колледжа Филипп Зеленов , за фортепиано — Ольга Барабаш .

    Романс «Спящая княжна» исполнила студентка 2 курса Вероника Белянина.



    Журналист Михаил Коншин неоднократно писал о С.А. Дианине, встречался с ним лично.


    Презентация книги проходила в окружении работ владимирских художников, которые в 2013 г. посвятили пленэр бородинским местам села Давыдова . Насколько эти места хороши, можно судить и по картинам, и по словам самого Бородина: «Давыдовым я доволен донельзя. Как здесь хорошо! Какие рощи, леса, бор, поймы! Что за воздух… погода стоит превосходная, и я, собственно, теперь чувствую лето, всем существом чувствую. Очень хорошо здесь! ».
    Каждый раз он оттягивал выезд в Петербург, с неохотой покидая полюбившиеся ему места, где он, одевшись в крестьянскую рубаху и высокие, пахнущие дегтем сапоги, отмерял десятки километров по лесам, полям и болотам. Каждый раз, возвращаясь в Петербург, композитор очень сожалел о том, что приходится покидать Давыдово: «По правде говоря, смерть жаль расставаться с моим роскошным кабинетом, с громадным зеленым ковром, уставленными великолепными деревьями, с высоким голубым сводом вместо потолка ».

    Cлайд 1

    Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833-1887) русский композитор, ученый-химик презентация Биографии композиторов http://prezentacija.biz/

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Александр Порфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. Родился в Санкт-Петербурге. с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии.

    Cлайд 4

    В 50-е гг. 19 в. Александр Порфирьевич начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

    Cлайд 5

    опера «Князь Игорь» Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена. Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита.

    Cлайд 6

    Вторая симфония Бородина Вершина русской мировой симфонической музыки – Вторая симфония Бородина, известная под названием «Богатырская» (1876). В ней, как и в опере «Князь Игорь», слышатся мотивы русского народного песенного творчества, а в симфонической картине под названием «В Средней Азии» - народная музыка Востока. В жанре вокальной лирик композитор создал множество романсов. Самым знаменитым является романс на стихи А. Пушкина «Для берегов отчизны дальной». В других его романсах живут образы богатырского эпоса и освободительной идеи («Спящая княжна», «Песня темного леса»).

    Cлайд 7

    Смерть композитора На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером (27) февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными. Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53-х лет. Был похоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

    А в 1859 году Александр Бородин был послан изучать химию в немецкий город Гейдельберг в лабораторию профессора Эмиля Эрленмейера. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у друзей и предавались своему любимому занятию - музыке.

    В Германии Александр Бородин познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой и в 1863 году она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, Екатерина Сергеевна имела на его творчество самое благотворное влияние.

    Все свое время Александр Бородин делил между научным трудом, профессурой, музыкой и общественной деятельностью и всему этому он отдавался с одинаковым увлечением и любовью. В 1862 году, вернувшись в Россию, Бородин был назначен профессором по кафедре химии в медико-хирургической академии, а с 1863 года профессором кафедры химии Лесной академии. С 1864 года - он ординарный профессор. С 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии.