Причины Первой мировой войны. Борьба за новый передел мира

К началу ХХ века вся территория земного шара через систему прямой или косвенной зависимости попала под контроль ведущих держав. На нем уже больше не было «безхозных» земель, а это означало, что процесс территориального раздела мира завершился и на повестку дня вышел вопрос о переделе уже поделенного мира.

Причины высокого экономического роста

1) наличие в стране огромных, богатых природных ресурсов – много полезных ископаемых, наличие плодородных почв, лесных и водных ресурсов;

2) высокий уровень накопления местного капитала и большой приток капитала из-за границы;

3) рост численности городского населения

а) естественный прирост;

б) внутренняя миграция – молодежь тянулась в города; негры тоже;

в) иммиграция;

4) аккумуляция наиболее энергичной рабочей силы – колонисты, покинувшие европейские страны, в большинстве своем были энергичными, трудолюбивыми, целеустремленными людьми; зачастую они имели немалую квалификацию;

5) промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими заградительными пошлинами;

6) экспортировали товары в Латинскую Америку, где почти не было европейских конкурентов.

Германия

Германия к началу ХХ века становится самой могущественной державой после США. У нее 2-ой по численности торговый и военный флот. И 2-ое место в мире по выплавке стали.

Причины быстрого экономического роста :

1)Объединение ранее раздробленной страны (ликвидированы внутренние таможенные пошлины, введена единая валюта и единая почтовая система);

2) 5 млр./ая контрибуция с побежденной во франко-прусской войне (1870-1871) Франции. Немцы взяли ее золотом, которое ушло в их экономику;

3) Богатые запасы железных руд в Лотарингии;

4) Большие государственные заказы: а) военные (политика перевооружения армии), б) железнодорожное строительство;

5) Индустриализацией занимались акционерные банки, которые финансировали свою промышленность;

6) Фактор времени. Быстрое внедрение в экономику научных достижений производства.

Германия с опозданием вступила в стадию завершения промышленного переворота, но ей удалось извлечь из этого ряд важных преимуществ. Она широко заимствовала технический и технологический опыт передовых индустриальных стран, практиковала покупку машин, патентов, промышленный шпионаж;

7) Наличие квалифицированной рабочей силы. Она возникла в результате массового разорения ремесленников, а не крестьян как у нас в России;

8) Обильные трудовые ресурсы, которые возникли в следствии демографического взрыва на рубеже веков;

9) дисциплинированность, трудолюбие, уважение к любой профессии, бережливость во всем и везде

Особенности экономического развития Германии

2) быстрый рост военной промышленности и гонка вооружений;

3) высокая концентрация капитала;

4) высокая степень эксплуатации рабочих;

5) социальная напряженность;

6) обострение политической ситуации

7) большая роль банков, которые обладали сверхмонополией и получали сверхприбыль;

8) Германия занимала почти последнее место по числу колоний в мировой колониальной системе;

9) В сельском хозяйстве господствовало крупное помещичье землевладение

10) политика онемечивания польских земель.

Англия

К концу XIX века промышленность Англии потеряла свои темпы развития и оказалась в мировом производстве на 3-ем месте после США и Германии.

Причины отставания экономики:

1) "Эффект бумеранга" – закон экономического развития для которого действует принцип: "Раньше сядешь, раньше выйдешь" – резкий индустриальный старт вызывает быстрое устаревание промышленности;

Наблюдался застой в технике. Фабричная промышленность работала на морально устаревшем оборудовании. Модернизация техники происходила медленно, поскольку была очень сложной и дорогой.

2) Главные британские капиталы были вложены в эксплуатацию колоний, в финансовую деятельность и внешнюю торговлю;

3) Особенности английского менталитета – деньги даны для того чтобы жить (у американцев – деньги ради денег);

Идеал англичанина – разбогатеть и уйти жить как джентельмен – это способствовало уводу средств из производства и уходу кадров из предпринимательства и менеджерства;

4) Большие непроизводительные расходы или тяга к роскоши (1/4 часть населения была занята в сфере услуг).

Хотя Англия и утратила промышленное первенство, но она все равно оставалась одной из самых богатых стран мира

1) огромные капиталы вывозились из колоний

2) прибыль торгового флота за фрахт (до 90% мировых перевозок)

3) фунт стерлингов – международная единица валюты

4) Лондон – мировой центр банковских операций

5) торговля ноу-хау, продавали патенты

Особенности экономического развития :

1) Низкая концентрация производства

2) Высокая концентрация банковского капитала

Франция

I. Франция оставалась аграрно-индустриальной страной; наличие высокодоходного сельского хозяйства;

II. Экономика развивалась медленно, но государство не было слабым (4 место в мире);

III. Низкая концентрация производства;

IV. Главная отрасль промышленности – легкая (Франция – центр мод).

Причины медленного развития :

1) потеря Эльзаса и Лотарингии (уголь и руда);

2) политика экономического мальтузианства – продать один товар по тройной цене, чтобы получить высокую прибыль и купить три дешевых товара;

3) наличие мелкого крестьянского хозяйства, которое удерживало большое количество рабочих рук в селе; низкий приток в город – сдерживало развитие промышленности;

4) ростовщический характер французского капитализма – в отличие от английских, французские финансисты вывози­ли свои капиталы не столько в колонии, сколько в менее развитые страны Европы. Они не только вкладывали их в местную промышленность, но главным образом предостав­ляли займы, как частным лицам, так и правительствам под большие проценты. Зачем вкладывать деньги в промышленность, когда можно хорошо преуспеть на процентах от кредита.

В начале XIX века крупнейшей колониальной державой была Великобритания. Это стало результатом ослабления таких крупных в прошлом колониальных держав, как Испания и Португалия, а также успешных для Великобритании колониальных войн с Францией и Голландией. У Голландии Великобритания отвоевала Капскую колонию и остров Цейлон. Активная колониальная политика Великобритании сопровождалась уменьшением участия в европейских делах. До начала XX в. Великобритания проводила политику «блестящей изоляции», в соответствии с которой отказывалась заключать какие-либо союзы в Европе.

Конец XIX - начало XX века называют эпохой империализма , борьбы великих держав за расширение колониальных владений. Колонии были нужны капиталистическим монополиям в качестве источников сырья и рынков сбыта.

События

Вторая четверть XIX в . - практически вся Индия оказалась в зависимости от Великобритании. Индия стала для Великобритании главным поставщиком хлопка - сырья для хлопчатобумажной промышленности.

1830 г . - начало французского завоевания Алжира.

1838-1842 гг . - Великобритания делает попытку завоевать Афганистан, но безуспешно.

1839 г . - Китай предпринимает меры по предотвращению торговли опиумом . В ответ Великобритания в 1840 г. начала войну с Китаем, которая известна как Первая опиумная война.

1840-1842 гг . - Первая опиумная война. Закончилась подписанием Нанкинского договора , согласно которому для английских торговых судов были открыты пять китайских портов. Остров Гонконг перешел Великобритании.

Франция и США добиваются заключения договоров с Китаем, аналогичных Нанкинскому.

1854 г . - США и Япония заключили договор об открытии двух японских портов для иностранной торговли. Договор был заключен в результате военно-морской экспедиции США в Японию. Вслед за США такие договоры с Японией заключили Россия, Великобритания и Франция.

1856-1860 гг . - Вторая опиумная война закончилась подписанием мирного договора в Пекине. Англия получила право торговать опиумом на территории Китая. Франция и Великобритания получили право прислать в Пекин дипломатические миссии, подданным этих двух стран было разрешено передвигаться по всему Китаю.

1859-1869 гг . - строительство Суэцкого канала . Судоходный канал, соединивший Красное и Средиземное моря. Построен в основном на деньги французских колонизаторов.

1859 г . - Франция завоевывает г. Сайгон и всю южную часть Вьетнама.

1860 г . - Великобритания навязала неравноправный договор Непалу (неравноправный договор, невыгодные условия которого для одной из сторон, навязаны за счет военного превосходства).

1860 г . - определена граница России и Китая. Основан город Владивосток.

1862 г . - военная экспедиция Великобритании, Франции и Испании в Мексику из-за неуплаты внешнего долга. Закончилась в 1867 г., когда Франция была вынуждена вывести свои войска.

1875 г . - Япония получает Курильские острова, Россия - Сахалин.

1878-1880 гг . - Великобритания пытается подчинить Афганистан.

1881 г . - Франция захватывает Тунис.

1882 г . - Египет становится британской полуколонией .

1883-1885 гг . - завоевание Мадагаскара Францией.

1884 гг . - основаны немецкие колонии в Африке: Германская Юго-Западная Африка, Германская Восточная Африка.

1884-1885 гг . - Берлинская международная (Африканская) конференция. Созвана для решения статуса территорий в бассейне Конго (Африка), на которые претендовало несколько государств. В конференции приняли участие представители 14 государств. Было образовано Свободное государство Конго, находящееся под управлением Бельгии (с 1908 г. Конго - колония Бельгии). Всем государствам предоставлялись равные возможности пользования ресурсами и торговли.

1894-1895 гг . - Японо-китайская война. Привела к отказу Китая от Кореи, которая попала в зависимость от Японии.

Конец XIX в . - территориальные захваты в Китае. 1897 г. - Германия оккупировала часть Шаньдунского полуострова (Китай) и получила эти территории в аренду на 99 лет. Территории Китая в аренду получили также Россия, Франция, Великобритания.

1898 г . - Испано-американская война. Итогом стало провозглашение формальной независимости Кубы (которая попала под влияние США). США получили Филиппины, острова Пуэрто-Рико в Вест-Индии и Гуам в Тихом океане.

1899-1902 гг . - Англо-бурская война. Буры - потомки переселенцев из Голландии, основавшие в Южной Африке Капскую колонию. После захвата Капской колонии Великобританией в начале XIX в. буры двинулись в глубь континента, где основали две независимые республики - республика Трансвааль и Оранжевая республика. После того как в 1867 г. на территории буров были обнаружены месторождения алмазов и золота, туда двинулись старатели и колониальные войска. В результате войны бурские республики потеряли независимость.

Участники

В результате проводимой в XIX в. европейскими державами колониальной политики многие государства Азии и Африки утратили независимость. В Африке к началу XX века независимость сохранило только одно государство - Эфиопия.

Борьба за сферы влияния на Балканах стала одной из причин Первой мировой войны (см. урок ).

РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.

ТЕМА 14 Мир в 1900-1914гг.

Мир в начале ХХ в.

Мир в начале ХХ в.

Страны мира к началу ХХ в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний. Раз­рыв между ведущими державами и остальной частью мира опреде­лялся в первую очередь уровнем экономического развития. В боль­шинстве стран Западной Европы, в Северной Америке и Японии сложилось индустриальное общество. Эти страны прошли этап про­мышленной революции. Новая техника не только широко исполь­зовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. В Аф­рике и на большей части Азии индустриализация еще не началась.

Политическое развитие в начале ХХ в .

По форме правления в начале ХХ в. преобладали монархии. Республиками были все госу­дарства Америки, а в Европе ими были лишь Франция и Швейца­рия. Однако в большинстве государств власть монарха была огра­ничена народными представительствами (Великобритания, Авст­ро-Венгрия, Германия, Япония и др.). В некоторых странах мо­нарх продолжал играть существенную роль в управлении. Выборы нигде не были всеобщими (так, избирательных прав были лише­ны женщины). Даже во многих республиках существовали деспотические режимы.

Борьба за передел мира.

В результате совершенствования транспорта стало значительно проще перевозить на большие расстояния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало развитые страны к новым колониальным захватам. В результате развернулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы.

В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба ставшая фактически владением США. Без особых формальностей поступили с островами Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппинами. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.

Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Марианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония счита­ли себя обделенными колониями.

Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми война­ми за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В ходе англо-бурской вой­ны две бурские республики в Южной Африке (Трансвааль и Оран­жевая) отошли к Англии. В результате победы над Россией в русско-японской воине Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Проблемы модернизации .

Многие страны сталкивались с про­блемой модернизации - экономических, социальных, полити­ческих и культурных преобразований, направленных на форми­рование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом слу­жили государства Западной Европы. Однако в XIX в. единствен­ный довольно успешный опыт модернизации имел место в Япо­нии после реформ Мэйдзи. Эти реформы открыли путь для быст­рого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом японцы не отказались от своих традиций, не разрушили привычный уклад жизни.

Танабаева Наталья Валерьевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Майская СОШ»

п.Майский

Адамовский район

Оренбургская область.

Предмет: Всеобщая история

Класс: 7

УМК: Всеобщая история. История Нового времени, Дмитриева О.В., 2016 г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Борьба за передел Европы и мира.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 23

Цель урока: сформировать целостное представление о расстановке сил в Европе после тридцатилетней войны и Вестфальского мира.

Задачи урока:

    Охарактеризовать противоречия между европейскими державами, которые повлекли за собой новые воины.

    Рассмотреть причины и результаты Северной и Семилетней воин.

    Развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с текстом учебника.

    Воспитывать интерес к изучению предмета, толерантное отношение в классе.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схему; высказывать собственное мнение, суждения; устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Коммуникативные УУД: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером; принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные УУД: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них; работают с картой, показывают обозначения разделов Польши; называют важнейшие противоречия между европейскими государствами после заключения вестфальского мира.

Личностные УУД: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта «Европа в XVIII веке», карточки для игры «крестики-нолики».

Содержание урока.

    Самоопределение к деятельности.

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

    Актуализация знаний.

Взаимопроверка.

Игра «крестики-нолики».

Обучающиеся отвечают на вопросы, далее меняются карточками. Проверяют, отмечают ошибки, если они есть. Карточки передают учителю. (приложение)

Проверка творческого задания: сообщения о выдающихся писателях, живописцах, композиторах 18 столетия.

    Постановка и решение учебной задачи .

На слайде картина Г.Терборха «Заключение Вестфальского мира»

Вопросы:

Какое событие изображено на картине? (Заключение Вестфальского мира)

В каком году произошло это событие? (1648 г)

На каких условиях был заключен мир?

Проблемный вопрос: Как повлиял Вестфальский мир на соотношение сил в Европе? И к чему это привело?

Запись темы урока «Борьба за передел Европы и мира»

Так каким же образом выглядели участники схваток на европейской арене?

Работа с учебником: комментированное чтение п.1 стр.170-171

Франция – лидер в области мирового хозяйства, расхождение интересов с Голландией и Южными Нидерландами.

Австрия – молодое, но при этом перспективно развивающееся государство – противоречия с Францией и Турцией, которую активно поддерживает Франция, желая ослабить Австрию. Австрия оттесняет и останавливает Османскую империю в ее желании захватить территории Европы.

В 1700 году столкнулись интересы Австрии и Франции, началась борьба за испанский престол.

В этом же году начитается Северная война. Обостряются интересы Швеции – хозяйки Балтийского моря и целеустремленного амбициозного царя России Петра 1., в которую на стороне России выступили Польша и Дания.

Шведский король Карл Х11 был ослаблен. Происходит возвышение Пруссии.

К началу 18 века ослабели Франция, Швеция, Испания, Голландия, Речь Посполитая.

После войны за австрийское наследство, где столкнулись интересы Австрии и Пруссии, последней удалось отнять у Австрии Силезию, увеличив территорию своего государства.

В Европе завязался клубок противоречий: Англия и Франция, Франция и Австрия, Австрия и Пруссия. Эти противоречия вылились в Семилетнюю войну, где Англия берет в союзники Пруссию, а Франция – Россию, Австрию, Испанию, Саксонию и Швецию.

Задание: Составьте схему коалиций в Семилетней войне используя стр.172.

Франция, Австрия, Россия, Испания, Саксония, Швеция

Англия, Пруссия

В конце 18 века с политической карты исчезло некогда могучее государство – Речь Посполитая(Польша).

Самостоятельная работа: Найти ответы на вопросы:

Причины раздела Речи Посполитой;

Какие государства участвовали в разделе?

Какие территории отошли к России?

Проверка самостоятельной работы.

    Закрепление изученного материала.

Как изменились соотношения сил между европейским государствами к концу 18 века?

Как вы понимаете выражение «конец Вестфальской системы»?

Вывод: Карта Европы была перекроена, на ней появились новые государства, изменилось и соотношение сил.

    Итог на рефлексивной основе.

«Три М»

Обучающимся предлагается назвать 3 момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

    Домашнее задание.

Обострение международных противоречий и его причины

Со вступлением в стадию империализма обострение противоречий между ведущими державами борьба за передел поделенного мира. К началу 20 в. поделено 73 млн. квадратных километров чужой территории 55% всей территории земли. Территория колоний Англии больше метрополии в 109 раз, население в 10 раз. Германия, США и Япония, ‘опоздавшие к столу империалистических яств’, стремились к переделу. Англия и Франция не хотели уступить ранее захваченное. В связи с этим усиление агрессивности, гонки вооружений. Распространение империалистической идеологии милитаризма, шовинизма, расизма.

Борьба за раздел и передел мира

Наиболее активная колониальная политика у Англии. 1882 г. оккупировала Египет, затем Восточный Судан. На юге Африки по инициативе крупного капиталиста Сесиля Родса захвачены владения, получившие названия Родезия. В начале века захват бурских республик Южной Африки, 1910 г. создание здесь Южно-Африканского Союза на правах доминиона. В конце 19 в. также захваты в Юго-Восточной Азии: Бирма и Малайя.

Франция захватила Тунис, Северо-Западную Африку, Мадагаскар и часть полуострова Индокитай. Столкновения с Англией, но перед лицом Германии соглашение о разделе Африки. Это позволило в начале века захватить Марокко, завершить захват Камбоджи и Вьетнама. С 70-х гг. до 1914 г. увеличила территорию в 10 раз.С 80-х гг. Германия начала захваты (Камерун, Германская Восточная Африка и Германская Юго-Западная Африка). К 90 годам колонии Германии в 5 раз превышали ее территорию, но были в 12 раз меньше английских.

Формирование противостоящих блоков

1882 г. по инициативе Бисмарка секретный союз Германии с Австро-Венгрией и Италией ‘Тройственный Союз’ против Франции и России. Но постепенно Италия начинает отходить от союза ввиду ее противоречий с Австро-Венгрией. Вместо нее к этому союзу потом подключается Турция и Болгария (в ходе I Мировой войны).

Начало формирования другого блока: 1893 г. военный союз России и Франции.

Дальнейшее расширение этого блока прежде всего ввиду нарастания вначале 20 в. германской экспансии. Германия требовала ‘места под солнцем’: кроме захватов Африки проводила политику экспансии ‘Дранг нах Остен’ (на Балканах, Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке). Главным ее противником становится Англия. Кайзер провозгласил, что ‘будущее Германии на море’: немецкий военный флот стал вторым после английского. Германия поставила под контроль Турцию. Уже в 1905 г. начальник Генштаба фон Шлиффен разработал план блицкрига против Франции и России. Германия лучше подготовилась к войне. Все это не могла не учитывать Англия. До 90-х гг. главные противники Англии в Азии Россия, в Африке Франция. До конца века Англия проводила политику ‘блестящей изоляции’ (не вступать в долговременные союзы, играть на противоречиях). Теперь для борьбы с Германией вынуждена была пойти на сближение с Францией и Россией.

1904 г. ‘сердечное согласие’ Англии и Франции. 1907 г. англо-русская конвенция и тем самым окончательное оформление Антанты. Специфика международной политики США

США, занятые освоением огромных собственных земель, позже других приступили к захватам. 1898 г. Гавайские острова (на перекрестке путей). В том же году после войны с Испанией в Карибском бассейне захват Пуэрто-Рико, грабительский договор с Кубой. В Тихом океане захватили Филиппинские о-ва и о-в Гуам. 1899 г. провозгласили доктрину ‘открытых дверей’ (свободная экспансия в Китае). В отношении Латинской Америки президент Тафт объявил ‘дипломатию доллара’ (якобы ‘доллары вместо пуль’, т. е. экономическое подчинение), а президент Рузвельт политику ‘большой дубинки’. Фактическое подчинение Панамы (договор о полном контроле над зоной панамского канала), а также Никарагуа, Гондураса др.

Первые войны за передел мира наиболее яркое выражение обострения международных противоречий

1898 г. испано-американская.

1899 ‘ 1902 гг. англо-бурская (в Южной Африке).

1904 ‘ 1905 гг. русско-японская.

1911 гг. Италия захватывает у Османской империи Ливию. Все это еще более обостряло обстановку в мире, приближало мировую войну. За 1900 ‘ 1913 гг. европейские державы затратили на военные нужды 90 млрд. марок. К 1914 г. вооруженные силы достигли 4,6 млн. Мир стал похож на бочку с порохом, правящие круги ждали лишь подходящего момента для войны.