Причины Первой мировой войны. Борьба за новый передел мира
К началу ХХ века вся территория земного шара через систему прямой или косвенной зависимости попала под контроль ведущих держав. На нем уже больше не было «безхозных» земель, а это означало, что процесс территориального раздела мира завершился и на повестку дня вышел вопрос о переделе уже поделенного мира.
Причины высокого экономического роста
1) наличие в стране огромных, богатых природных ресурсов – много полезных ископаемых, наличие плодородных почв, лесных и водных ресурсов;
2) высокий уровень накопления местного капитала и большой приток капитала из-за границы;
3) рост численности городского населения
а) естественный прирост;
б) внутренняя миграция – молодежь тянулась в города; негры тоже;
в) иммиграция;
4) аккумуляция наиболее энергичной рабочей силы – колонисты, покинувшие европейские страны, в большинстве своем были энергичными, трудолюбивыми, целеустремленными людьми; зачастую они имели немалую квалификацию;
5) промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими заградительными пошлинами;
6) экспортировали товары в Латинскую Америку, где почти не было европейских конкурентов.
Германия
Германия к началу ХХ века становится самой могущественной державой после США. У нее 2-ой по численности торговый и военный флот. И 2-ое место в мире по выплавке стали.
Причины быстрого экономического роста :
1)Объединение ранее раздробленной страны (ликвидированы внутренние таможенные пошлины, введена единая валюта и единая почтовая система);
2) 5 млр./ая контрибуция с побежденной во франко-прусской войне (1870-1871) Франции. Немцы взяли ее золотом, которое ушло в их экономику;
3) Богатые запасы железных руд в Лотарингии;
4) Большие государственные заказы: а) военные (политика перевооружения армии), б) железнодорожное строительство;
5) Индустриализацией занимались акционерные банки, которые финансировали свою промышленность;
6) Фактор времени. Быстрое внедрение в экономику научных достижений производства.
Германия с опозданием вступила в стадию завершения промышленного переворота, но ей удалось извлечь из этого ряд важных преимуществ. Она широко заимствовала технический и технологический опыт передовых индустриальных стран, практиковала покупку машин, патентов, промышленный шпионаж;
7) Наличие квалифицированной рабочей силы. Она возникла в результате массового разорения ремесленников, а не крестьян как у нас в России;
8) Обильные трудовые ресурсы, которые возникли в следствии демографического взрыва на рубеже веков;
9) дисциплинированность, трудолюбие, уважение к любой профессии, бережливость во всем и везде
Особенности экономического развития Германии
2) быстрый рост военной промышленности и гонка вооружений;
3) высокая концентрация капитала;
4) высокая степень эксплуатации рабочих;
5) социальная напряженность;
6) обострение политической ситуации
7) большая роль банков, которые обладали сверхмонополией и получали сверхприбыль;
8) Германия занимала почти последнее место по числу колоний в мировой колониальной системе;
9) В сельском хозяйстве господствовало крупное помещичье землевладение
10) политика онемечивания польских земель.
Англия
К концу XIX века промышленность Англии потеряла свои темпы развития и оказалась в мировом производстве на 3-ем месте после США и Германии.
Причины отставания экономики:
1) "Эффект бумеранга" – закон экономического развития для которого действует принцип: "Раньше сядешь, раньше выйдешь" – резкий индустриальный старт вызывает быстрое устаревание промышленности;
Наблюдался застой в технике. Фабричная промышленность работала на морально устаревшем оборудовании. Модернизация техники происходила медленно, поскольку была очень сложной и дорогой.
2) Главные британские капиталы были вложены в эксплуатацию колоний, в финансовую деятельность и внешнюю торговлю;
3) Особенности английского менталитета – деньги даны для того чтобы жить (у американцев – деньги ради денег);
Идеал англичанина – разбогатеть и уйти жить как джентельмен – это способствовало уводу средств из производства и уходу кадров из предпринимательства и менеджерства;
4) Большие непроизводительные расходы или тяга к роскоши (1/4 часть населения была занята в сфере услуг).
Хотя Англия и утратила промышленное первенство, но она все равно оставалась одной из самых богатых стран мира
1) огромные капиталы вывозились из колоний
2) прибыль торгового флота за фрахт (до 90% мировых перевозок)
3) фунт стерлингов – международная единица валюты
4) Лондон – мировой центр банковских операций
5) торговля ноу-хау, продавали патенты
Особенности экономического развития :
1) Низкая концентрация производства
2) Высокая концентрация банковского капитала
Франция
I. Франция оставалась аграрно-индустриальной страной; наличие высокодоходного сельского хозяйства;
II. Экономика развивалась медленно, но государство не было слабым (4 место в мире);
III. Низкая концентрация производства;
IV. Главная отрасль промышленности – легкая (Франция – центр мод).
Причины медленного развития :
1) потеря Эльзаса и Лотарингии (уголь и руда);
2) политика экономического мальтузианства – продать один товар по тройной цене, чтобы получить высокую прибыль и купить три дешевых товара;
3) наличие мелкого крестьянского хозяйства, которое удерживало большое количество рабочих рук в селе; низкий приток в город – сдерживало развитие промышленности;
4) ростовщический характер французского капитализма – в отличие от английских, французские финансисты вывозили свои капиталы не столько в колонии, сколько в менее развитые страны Европы. Они не только вкладывали их в местную промышленность, но главным образом предоставляли займы, как частным лицам, так и правительствам под большие проценты. Зачем вкладывать деньги в промышленность, когда можно хорошо преуспеть на процентах от кредита.
В начале XIX века крупнейшей колониальной державой была Великобритания. Это стало результатом ослабления таких крупных в прошлом колониальных держав, как Испания и Португалия, а также успешных для Великобритании колониальных войн с Францией и Голландией. У Голландии Великобритания отвоевала Капскую колонию и остров Цейлон. Активная колониальная политика Великобритании сопровождалась уменьшением участия в европейских делах. До начала XX в. Великобритания проводила политику «блестящей изоляции», в соответствии с которой отказывалась заключать какие-либо союзы в Европе.
Конец XIX - начало XX века называют эпохой империализма , борьбы великих держав за расширение колониальных владений. Колонии были нужны капиталистическим монополиям в качестве источников сырья и рынков сбыта.
События
Вторая четверть XIX в . - практически вся Индия оказалась в зависимости от Великобритании. Индия стала для Великобритании главным поставщиком хлопка - сырья для хлопчатобумажной промышленности.
1830 г . - начало французского завоевания Алжира.
1838-1842 гг . - Великобритания делает попытку завоевать Афганистан, но безуспешно.
1839 г . - Китай предпринимает меры по предотвращению торговли опиумом . В ответ Великобритания в 1840 г. начала войну с Китаем, которая известна как Первая опиумная война.
1840-1842 гг . - Первая опиумная война. Закончилась подписанием Нанкинского договора , согласно которому для английских торговых судов были открыты пять китайских портов. Остров Гонконг перешел Великобритании.
Франция и США добиваются заключения договоров с Китаем, аналогичных Нанкинскому.
1854 г . - США и Япония заключили договор об открытии двух японских портов для иностранной торговли. Договор был заключен в результате военно-морской экспедиции США в Японию. Вслед за США такие договоры с Японией заключили Россия, Великобритания и Франция.
1856-1860 гг . - Вторая опиумная война закончилась подписанием мирного договора в Пекине. Англия получила право торговать опиумом на территории Китая. Франция и Великобритания получили право прислать в Пекин дипломатические миссии, подданным этих двух стран было разрешено передвигаться по всему Китаю.
1859-1869 гг . - строительство Суэцкого канала . Судоходный канал, соединивший Красное и Средиземное моря. Построен в основном на деньги французских колонизаторов.
1859 г . - Франция завоевывает г. Сайгон и всю южную часть Вьетнама.
1860 г . - Великобритания навязала неравноправный договор Непалу (неравноправный договор, невыгодные условия которого для одной из сторон, навязаны за счет военного превосходства).
1860 г . - определена граница России и Китая. Основан город Владивосток.
1862 г . - военная экспедиция Великобритании, Франции и Испании в Мексику из-за неуплаты внешнего долга. Закончилась в 1867 г., когда Франция была вынуждена вывести свои войска.
1875 г . - Япония получает Курильские острова, Россия - Сахалин.
1878-1880 гг . - Великобритания пытается подчинить Афганистан.
1881 г . - Франция захватывает Тунис.
1882 г . - Египет становится британской полуколонией .
1883-1885 гг . - завоевание Мадагаскара Францией.
1884 гг . - основаны немецкие колонии в Африке: Германская Юго-Западная Африка, Германская Восточная Африка.
1884-1885 гг . - Берлинская международная (Африканская) конференция. Созвана для решения статуса территорий в бассейне Конго (Африка), на которые претендовало несколько государств. В конференции приняли участие представители 14 государств. Было образовано Свободное государство Конго, находящееся под управлением Бельгии (с 1908 г. Конго - колония Бельгии). Всем государствам предоставлялись равные возможности пользования ресурсами и торговли.
1894-1895 гг . - Японо-китайская война. Привела к отказу Китая от Кореи, которая попала в зависимость от Японии.
Конец XIX в . - территориальные захваты в Китае. 1897 г. - Германия оккупировала часть Шаньдунского полуострова (Китай) и получила эти территории в аренду на 99 лет. Территории Китая в аренду получили также Россия, Франция, Великобритания.
1898 г . - Испано-американская война. Итогом стало провозглашение формальной независимости Кубы (которая попала под влияние США). США получили Филиппины, острова Пуэрто-Рико в Вест-Индии и Гуам в Тихом океане.
1899-1902 гг . - Англо-бурская война. Буры - потомки переселенцев из Голландии, основавшие в Южной Африке Капскую колонию. После захвата Капской колонии Великобританией в начале XIX в. буры двинулись в глубь континента, где основали две независимые республики - республика Трансвааль и Оранжевая республика. После того как в 1867 г. на территории буров были обнаружены месторождения алмазов и золота, туда двинулись старатели и колониальные войска. В результате войны бурские республики потеряли независимость.
Участники
В результате проводимой в XIX в. европейскими державами колониальной политики многие государства Азии и Африки утратили независимость. В Африке к началу XX века независимость сохранило только одно государство - Эфиопия.
Борьба за сферы влияния на Балканах стала одной из причин Первой мировой войны (см. урок ).
РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.
ТЕМА 14 Мир в 1900-1914гг.
Мир в начале ХХ в.
Мир в начале ХХ в.
Страны мира к началу ХХ в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний. Разрыв между ведущими державами и остальной частью мира определялся в первую очередь уровнем экономического развития. В большинстве стран Западной Европы, в Северной Америке и Японии сложилось индустриальное общество. Эти страны прошли этап промышленной революции. Новая техника не только широко использовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. В Африке и на большей части Азии индустриализация еще не началась.
Политическое развитие в начале ХХ в .
По форме правления в начале ХХ в. преобладали монархии. Республиками были все государства Америки, а в Европе ими были лишь Франция и Швейцария. Однако в большинстве государств власть монарха была ограничена народными представительствами (Великобритания, Австро-Венгрия, Германия, Япония и др.). В некоторых странах монарх продолжал играть существенную роль в управлении. Выборы нигде не были всеобщими (так, избирательных прав были лишены женщины). Даже во многих республиках существовали деспотические режимы.
Борьба за передел мира.
В результате совершенствования транспорта стало значительно проще перевозить на большие расстояния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало развитые страны к новым колониальным захватам. В результате развернулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы.
В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба ставшая фактически владением США. Без особых формальностей поступили с островами Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппинами. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.
Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Марианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония считали себя обделенными колониями.
Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми войнами за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В ходе англо-бурской войны две бурские республики в Южной Африке (Трансвааль и Оранжевая) отошли к Англии. В результате победы над Россией в русско-японской воине Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.
Проблемы модернизации .
Многие страны сталкивались с проблемой модернизации - экономических, социальных, политических и культурных преобразований, направленных на формирование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом служили государства Западной Европы. Однако в XIX в. единственный довольно успешный опыт модернизации имел место в Японии после реформ Мэйдзи. Эти реформы открыли путь для быстрого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом японцы не отказались от своих традиций, не разрушили привычный уклад жизни.
Танабаева Наталья Валерьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Майская СОШ»
п.Майский
Адамовский район
Оренбургская область.
Предмет: Всеобщая история
Класс: 7
УМК: Всеобщая история. История Нового времени, Дмитриева О.В., 2016 г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Борьба за передел Европы и мира.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: 23
Цель урока: сформировать целостное представление о расстановке сил в Европе после тридцатилетней войны и Вестфальского мира.
Задачи урока:
Охарактеризовать противоречия между европейскими державами, которые повлекли за собой новые воины.
Рассмотреть причины и результаты Северной и Семилетней воин.
Развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с текстом учебника.
Воспитывать интерес к изучению предмета, толерантное отношение в классе.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схему; высказывать собственное мнение, суждения; устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Коммуникативные УУД: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером; принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения.
Познавательные УУД: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них; работают с картой, показывают обозначения разделов Польши; называют важнейшие противоречия между европейскими государствами после заключения вестфальского мира.
Личностные УУД: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта «Европа в XVIII веке», карточки для игры «крестики-нолики».
Содержание урока.
Самоопределение к деятельности.
Приветствие.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Создание эмоционального настроя.
Актуализация знаний.
Взаимопроверка.
Игра «крестики-нолики».
Обучающиеся отвечают на вопросы, далее меняются карточками. Проверяют, отмечают ошибки, если они есть. Карточки передают учителю. (приложение)
Проверка творческого задания: сообщения о выдающихся писателях, живописцах, композиторах 18 столетия.
Постановка и решение учебной задачи .
На слайде картина Г.Терборха «Заключение Вестфальского мира»
Вопросы:
Какое событие изображено на картине? (Заключение Вестфальского мира)
В каком году произошло это событие? (1648 г)
На каких условиях был заключен мир?
Проблемный вопрос: Как повлиял Вестфальский мир на соотношение сил в Европе? И к чему это привело?
Запись темы урока «Борьба за передел Европы и мира»
Так каким же образом выглядели участники схваток на европейской арене?
Работа с учебником: комментированное чтение п.1 стр.170-171
Франция – лидер в области мирового хозяйства, расхождение интересов с Голландией и Южными Нидерландами.
Австрия – молодое, но при этом перспективно развивающееся государство – противоречия с Францией и Турцией, которую активно поддерживает Франция, желая ослабить Австрию. Австрия оттесняет и останавливает Османскую империю в ее желании захватить территории Европы.
В 1700 году столкнулись интересы Австрии и Франции, началась борьба за испанский престол.
В этом же году начитается Северная война. Обостряются интересы Швеции – хозяйки Балтийского моря и целеустремленного амбициозного царя России Петра 1., в которую на стороне России выступили Польша и Дания.
Шведский король Карл Х11 был ослаблен. Происходит возвышение Пруссии.
К началу 18 века ослабели Франция, Швеция, Испания, Голландия, Речь Посполитая.
После войны за австрийское наследство, где столкнулись интересы Австрии и Пруссии, последней удалось отнять у Австрии Силезию, увеличив территорию своего государства.
В Европе завязался клубок противоречий: Англия и Франция, Франция и Австрия, Австрия и Пруссия. Эти противоречия вылились в Семилетнюю войну, где Англия берет в союзники Пруссию, а Франция – Россию, Австрию, Испанию, Саксонию и Швецию.
Задание: Составьте схему коалиций в Семилетней войне используя стр.172.
Франция, Австрия, Россия, Испания, Саксония, Швеция
Англия, Пруссия
В конце 18 века с политической карты исчезло некогда могучее государство – Речь Посполитая(Польша).
Самостоятельная работа: Найти ответы на вопросы:
Причины раздела Речи Посполитой;
Какие государства участвовали в разделе?
Какие территории отошли к России?
Проверка самостоятельной работы.
Закрепление изученного материала.
Как изменились соотношения сил между европейским государствами к концу 18 века?
Как вы понимаете выражение «конец Вестфальской системы»?
Вывод: Карта Европы была перекроена, на ней появились новые государства, изменилось и соотношение сил.
Итог на рефлексивной основе.
«Три М»
Обучающимся предлагается назвать 3 момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Домашнее задание.
Обострение международных противоречий и его причины
Со вступлением в стадию империализма обострение противоречий между ведущими державами борьба за передел поделенного мира. К началу 20 в. поделено 73 млн. квадратных километров чужой территории 55% всей территории земли. Территория колоний Англии больше метрополии в 109 раз, население в 10 раз. Германия, США и Япония, ‘опоздавшие к столу империалистических яств’, стремились к переделу. Англия и Франция не хотели уступить ранее захваченное. В связи с этим усиление агрессивности, гонки вооружений. Распространение империалистической идеологии милитаризма, шовинизма, расизма.
Борьба за раздел и передел мира
Наиболее активная колониальная политика у Англии. 1882 г. оккупировала Египет, затем Восточный Судан. На юге Африки по инициативе крупного капиталиста Сесиля Родса захвачены владения, получившие названия Родезия. В начале века захват бурских республик Южной Африки, 1910 г. создание здесь Южно-Африканского Союза на правах доминиона. В конце 19 в. также захваты в Юго-Восточной Азии: Бирма и Малайя.
Франция захватила Тунис, Северо-Западную Африку, Мадагаскар и часть полуострова Индокитай. Столкновения с Англией, но перед лицом Германии соглашение о разделе Африки. Это позволило в начале века захватить Марокко, завершить захват Камбоджи и Вьетнама. С 70-х гг. до 1914 г. увеличила территорию в 10 раз.С 80-х гг. Германия начала захваты (Камерун, Германская Восточная Африка и Германская Юго-Западная Африка). К 90 годам колонии Германии в 5 раз превышали ее территорию, но были в 12 раз меньше английских.
Формирование противостоящих блоков
1882 г. по инициативе Бисмарка секретный союз Германии с Австро-Венгрией и Италией ‘Тройственный Союз’ против Франции и России. Но постепенно Италия начинает отходить от союза ввиду ее противоречий с Австро-Венгрией. Вместо нее к этому союзу потом подключается Турция и Болгария (в ходе I Мировой войны).
Начало формирования другого блока: 1893 г. военный союз России и Франции.
Дальнейшее расширение этого блока прежде всего ввиду нарастания вначале 20 в. германской экспансии. Германия требовала ‘места под солнцем’: кроме захватов Африки проводила политику экспансии ‘Дранг нах Остен’ (на Балканах, Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке). Главным ее противником становится Англия. Кайзер провозгласил, что ‘будущее Германии на море’: немецкий военный флот стал вторым после английского. Германия поставила под контроль Турцию. Уже в 1905 г. начальник Генштаба фон Шлиффен разработал план блицкрига против Франции и России. Германия лучше подготовилась к войне. Все это не могла не учитывать Англия. До 90-х гг. главные противники Англии в Азии Россия, в Африке Франция. До конца века Англия проводила политику ‘блестящей изоляции’ (не вступать в долговременные союзы, играть на противоречиях). Теперь для борьбы с Германией вынуждена была пойти на сближение с Францией и Россией.
1904 г. ‘сердечное согласие’ Англии и Франции. 1907 г. англо-русская конвенция и тем самым окончательное оформление Антанты. Специфика международной политики США
США, занятые освоением огромных собственных земель, позже других приступили к захватам. 1898 г. Гавайские острова (на перекрестке путей). В том же году после войны с Испанией в Карибском бассейне захват Пуэрто-Рико, грабительский договор с Кубой. В Тихом океане захватили Филиппинские о-ва и о-в Гуам. 1899 г. провозгласили доктрину ‘открытых дверей’ (свободная экспансия в Китае). В отношении Латинской Америки президент Тафт объявил ‘дипломатию доллара’ (якобы ‘доллары вместо пуль’, т. е. экономическое подчинение), а президент Рузвельт политику ‘большой дубинки’. Фактическое подчинение Панамы (договор о полном контроле над зоной панамского канала), а также Никарагуа, Гондураса др.
Первые войны за передел мира наиболее яркое выражение обострения международных противоречий
1898 г. испано-американская.
1899 ‘ 1902 гг. англо-бурская (в Южной Африке).
1904 ‘ 1905 гг. русско-японская.
1911 гг. Италия захватывает у Османской империи Ливию. Все это еще более обостряло обстановку в мире, приближало мировую войну. За 1900 ‘ 1913 гг. европейские державы затратили на военные нужды 90 млрд. марок. К 1914 г. вооруженные силы достигли 4,6 млн. Мир стал похож на бочку с порохом, правящие круги ждали лишь подходящего момента для войны.