Проблема покинутых деревень аргументы. О судьбе российской деревни

Сочинение

Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». И мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку.

И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: «Не было бы граждан - не было бы никакой войны». С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Ч. Айтматов, В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин. На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее.

«Прощание с Матерой» - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная.

Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» - одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матеру?!» Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете - это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: «Кто ж старое дерево пересаживает?!»

Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул - герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: «Мертвых грабят!» Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище - нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит». Ее поддерживает вся деревня…

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Любовь к отеческим гробам» еще А. С. Пушкин назвал основой человеческой нравственности.

В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получаете, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главнее. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров, И вообще, он уверен, что память - это плохо, без нее лучше. Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются.

А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни. Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с «почвой»? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с «прощания с Матерой»? «Если земля - территория, и только, то отношение к ней соответствующее. Землю - родную землю, Родину - освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» - обращается к своим читателям В. Распутин. И его повесть - это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.

Вернемся к роману. Матёра - это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары.

Эта перспектива не радует стариков, которых Распутин почти всегда вводит в свои произведения. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матёре не только она выросла. Это родина ее предков, а сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Ма-тёру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

Суть противопоставления в том, что для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Так, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. По их логике это естественно, это первоочередная задача, так как размытые рукотворным морем захоронения могут быть источником болезней. А противоположная сторона антитезы - Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же… наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Чё про совесть, ежели этакое творится!»

Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Но не все. Противопоставление нового и старого заметно и среди аборигенов Матёры. Остались верными ей лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиной.

Писатель заставляет задуматься: будет ли человек, покинувший родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелее всех. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но с прежнего места еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле? Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матёру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матёры весна, и передавать родную землю некому.

В истории Матёры легко прочитывается судьба родной деревни Распутина - Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. Писатель не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в людях. В силах человека сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой»)

Проблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях

1.Вспомним главного героя произведения М. Шолохова «Судьба человека». Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на его долю, он всегда оставался верным самому себе и своей родине. Ничто не сломило в нём духовную силу и не искоренило в нём чувство долга.

2.Известный публицист Н. Дубинин пишет: «Жизнь пестра и разнообразна. На одном её полюсе -горение и мужество, на другом - тунеядство и трусость. На одном - высокий порыв, жажда знаний, на другом - равнодушие, пошлость, мещанство. Перед каждым, вступающим в жизнь, встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдёт, зависит от него самого».

3.Современный публицист И. Дедков в своём очерке рассказал о директоре школы отдалённого приволжского села, которая всю свою сознательную жизнь посвятила своей работе. «Она жила с достоинством, уверенная, что нужна людям этого села и что всё, что она делает, на самом деле есть дело её жизни».

Проблема прав и обязанностей человека

1,Известный писатель и публицист А. Солженицын писал: «Человеческая свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу».

Проблема ответственности.

*В «Борьбе за огонь» Рони пишет о мальчике, которому поручили охранять огонь. Огонь погас, так как ребёнок заснул. Племя стало обречено на холод, голод, может быть, гибель. Автор считает, что только человек, способный поступиться своими интересами, достоин высокого права отвечать за других.

*Известный публицист Д.С. Лихачёв отмечал, что «отвечать за других - это значит уметь отвечать за самого себя». Автор сравнивает нашу Землю с космическим кораблём, а нас - с его командой, от слаженной работы которой зависит очень многое. Ответственность за планету человек не может передать никому, так как только он один наделён силой разума.

Проблема совести

*Одна из героинь повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» вспоминает главный из заветов отцов: «Главное, чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».

*В «Пожаре» В. Распутина рассказывается о племени архаровцев, пожирающих духовные ценности великого народа, уже теряющего представление о добре и справедливости, о правде и лжи.

*Известный учёный, публицист Д.С. Лихачёв считал, что никогда нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству и т.д.

* К. Акулинин рассказал об одном из случаев своей жизни, когда он хотел пройти без очереди к врачу, заплатив медсестре, но доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в душе героя, и он понял, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей.

Проблема духовности

По мнению известного публициста С. Соловейчика, многие путают это понятие с интеллигентностью, воспитанностью, образованностью. Духовность – это сила духа, стремление к добру, правде. Посещение театров, чтение книг, к сожалению, не всегда бывает полезным для души некоторых людей.

Е. Богат считает, что «духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой».

Проблема сохранения в современном мире понятия «честь»

Д. Гранин писал, что понятие «чести» даётся человеку однажды вместе с именем и что её нельзя ни возместить, ни исправить, а можно только сберечь. Это нравственный стержень человека.

Д. Шеваров в одном из своих очерков размышлял о том, что понятие чести, непреходящее и общечеловеческое, включает умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, невозможность лгать. Автор не призывает к возврату дуэли, он лишь на примере поступка А.С. Пушкина утверждает, что честь надо защищать.

Проблема хамского отношения к окружающим (или (не)достойного поведения в обществе)

*В одном из своих произведений известный писатель и публицист С. Довлатов рассказал о случае, произошедшем с ним в нью-йоркском метро, когда хулиганы зашли в вагон и стали нарушать порядок. И лишь один из пассажиров не побоялся высказать им своё недовольство и выгнать их на ближайшей остановке.

* В рассказе «Бессилие» Ю. Бондарев повествует о двух молодых людях, столкнувшихся на улице. Один ударил в плечо другого, второй был не робок, но страх перед волей более храброго противника остановил его дать отпор. Автор делает вывод, что оба они, победитель и побеждённый, в коротком уличном бою первобытных самолюбий, предстали жалкими, ничтожными особями мужского пола.

* Ю. Бондарев в рассказе «Красавица» дал оценку поведению некрасивой, на первый взгляд, девушке и щёголю- парню, пригласившему её на танец, чтобы выставить её на посмешище. Героиня приняла вызов красавчика. Автор пишет, что гордый взгляд преобразил её в красавицу. Писатель восхищается человеком, сумевшим противостоять низости, подлости, не уронив своего достоинства.

^ Проблема противостояния злу, агрессии

Известный писатель, публицист В. Солоухин рассказал историю долгой вражды двух соседок. В ответ на агрессию каждая из них отвечала новым злым поступком. В ходе этой войны погибли петух одной и котёнок другой. Автор пишет, что крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех – яблоко. И вот накопился океан зла, где может потонуть всё человечество». Одна из них приняла верное решение – пойти с миром к соседке. Мир воцарился в доме. Следовательно, злу может противостоять только добро.

Христианская заповедь гласит: «Ударили по одной щеке – подставь другую». Только тогда ты помогаешь излечиться ударившему тебя.

Проблема нравственной деградации личности

*Историю нравственного распада личности Андрея Гуськова рассказывает В. Распутин в повести «Живи и помни». Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, отправился не в свою часть, а воровски пробравшись в село, стал дезертиром.

*Ч. Айтматов в «Плахе» писал о нравственном падении обер-кандаловцев и анашистов.

^ Проблема влияния религии на жизнь человека

В повести А.С. Пушкина «Метель» главная героиня Марья Гавриловна, научившись жить в соответствии с Божьими заповедями, становится счастливой. Её взаимная любовь с Бурминым является для обоих Божьим даром.

Главная мысль романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проста и ясна. Она есть воплощение шестой Божьей заповеди – «не убий». Автор доказывает невозможность совершения преступления по совести на примере истории Родиона Раскольникова.

Проблема христианской нравственности

Д. Орехов в книге «Будда из Бенареса» рассказывает об учении, о переселении душ, о волшебном мире древнеиндийской духовности.

^ Проблема добра и зла

*В «Белых одеждах» В. Дудинцев пытался ответить на вопрос: как распознать добро и зло, как отличить белые одежды добра от маскхалата, наброшенного поверх зла.

Проблема нравственной брезгливости

Ярким примером высокомерного отношения к окружающим людям является героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Элен Курагина. Красивая внешне, она была душевно пуста, лицемерна, фальшива.

В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький рассказывает легенду о Ларе, которому недостаточно было для счастья гордости и уверенности в своём превосходстве. И величайшее благо – жизнь – становится для него безысходной мукой.

Проблема человеческой скупости

* Черты маниакальной скупости представлены в образе Плюшкина – героя поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, помещик теряет сотни и тысячи, пуская по ветру своё состояние, разоряя своё поместье.

Нравственно-этическая проблема отношения человека к тому, что называется «иметь больше других», «жить напоказ».

Известный публицист И.Васильев писал, что «с категорией самодовольных, живущих напоказ происходит то же, что и с «прячущимися»,- замыкание, отдаление, обособление от людей. Их удел- душевное одиночество, которое пострашнее уголовного наказания».Иметь много, по мнению И.Васильева, становится модой. Желание «иметь» превращается в болезненную страсть накопительства. Но с человеком происходит метаморфоза: приобретая всё больше материальных вещей, он нищает душой. «На место щедрости, отзывчивости, радушия, доброты, сострадания заступают скаредность, завистливость, жадность».

Известный публицист Г.Смирнов писал, что «в 21 веке человечеству предстоит мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа».

герой романа В.Астафьева «Печальный детектив» относится к людям, которые «умеют жить».Федя Лебеда имеет милицейскую зарплату, однако приобрёл дачу в два этажа. А всё потому, что придерживается принципа: «Нас не трогай, мы не тронем...»

Проблема истинного и ложного интереса человека к культуре

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Попрыгунья». Главное, что притягивало Ольгу Ивановну к миру искусства, было желание завести знакомства со знаменитостями, а отнюдь не духовная потребность в прекрасном. Восхищаясь посредственными художниками и писателями, она не сумела разглядеть в докторе Дымове талантливого учёного, чей интерес к искусству был действительно истинным.

В драме А.Н. Островского «Бесприданница» купец Кнуров, не находя себе достойных собеседников, ездит разговаривать в Петербург и за границу. А «европеизация» Вожеватова выражается в том, что он с утра пьёт в кофейне шампанское, разлитое в чайники.

Влияние искусства, культуры на человека

*В рассказе Л.Н.Толстого «Люцерн» изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру на скрипке бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.

Известный учёный и мыслитель Д.С.Лихачёв рисует образ нашей Земли как «беззащитно летящего в колоссальном пространстве музея». Он убеждён, что созданная за тысячелетия человеческая культура призвана объединить всех людей, живущих на планете.

Проблема истинности искусства

*К проблеме истинности искусства нередко обращаются известные публицисты. Так, И. Долгополов, восхищаясь творениями Андрея Рублёва, отмечает, что создания настоящих мастеров живут не одно столетие, потому что написаны сердцем. Они могут быть внешне простыми, но мудрыми «той бездонной духовной глубиной, которая отмечает поэзию Пушкина, музыку Глинки, прозу Достоевского».

*Силу колдовского мастерства великих живописцев показывает И. Долгополов и в своём очерке, посвящённом «Сикстинской мадонне» Рафаэля. По мнению автора, душа наша, «несмотря на все веления разума, подсказывающего, что это лишь мираж, выдумки художника», замирает, созерцая это чудо живописи».

*Г.И. Успенский не раз отмечал, что истинное произведение искусства способно преобразить человека нравственно. Писатель в своём произведении «Выпрямила» вспоминает о том впечатлении, которое произвела на него статуя Венеры Милосской в Лувре, о «животворящей тайне этого каменного существа». Красота облагораживает душу человека, творения гениальных мастеров «завораживают взор». Таково чудо живописи!

* О подлинном назначении искусства повествует Н.В. Гоголь в рассказе «Портрет». Автор рассказывает о двух художниках, каждый из которых выбрал свой «вид» творчества. Один начал работать, особо не прикладывая усилий. Тем не менее, это приносило ему приличный доход. Другой решил проникнуть в суть искусства и всю жизнь посвятил обучению. В финале он создаёт подлинный шедевр, хотя его путь и не сопровождался всеобщей славой.

^ Проблема этических аспектов клонирования человека

Писатель- фантаст А. Беляев в романе «Голова профессора Доуэля» повествует том, что плоды научной мысли в руках самонадеянных и несознательных людей становятся сущим бедствием для всего рода человеческого. Автор вместе с тем убеждает читателя, что зло не останется безнаказанным.

Известный французский писатель Ковелер Д. в документальной книге «Клонировать Христа?» рассказывает, как вчерашняя научная фантастика сегодня становится реальностью.

^ Проблема наследственности

*Известный публицист Л.Серова рассуждала в одном из своих очерков о проблеме наследственности. Она считает, что проявление генотипа будет варьироваться в зависимости от того, в каких условиях развивается человек.

*Феодосий Добжанский, генетик 20 века, отмечал, что «человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс его биография сделали его таким».

^ Проблема истинной и ложной образованности

* Главный герой рассказа В. Шукшина «Срезал», Глеб Капустин, уверен в истинности своих знаний, полученных как мешанина из разных источников. Он бывает доволен, когда удаётся «по носу щёлкнуть» приезжих, которых сурово экзаменует.

^ Проблема своевременного получения образования

Известный учёный, публицист А.Ф. Лосев сравнивал выгоду образования со сбором урожая на земле крестьянином, который трудится, несмотря на все тяготы летом, но потом круглый год наслаждается отдыхом и материальным достатком.

Психолог Лэндрет сказал: «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

Мать главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» считала, что образование не такая уж важная вещь, ради которой надо худеть, терять румянец и пропускать праздники. Оно нужно лишь для того, чтобы продвигаться по службе.

Л. Гумилёв писал, что в школе учат разным предметам. Многие из них не вызывают никакого интереса, но они необходимы, так как без широкого восприятия мира не будет развития ума и чувства. Если дети не выучили физику, они не поймут, что такое энергия и энтропия. Без знания языков и литературы теряются связи с окружающим миром людей, а без истории – с наследством прошлого.

^ Проблема отношения к учёбе

*Известный публицист С.Соловейчик считает, что «на свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением». И именно учение с увлечением - «счастливая жизнь».

* Безответственное отношение к учёбе показано в «Недоросле» Д. Фонвизина.

^ Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека

* В. Харченко писал, что научная деятельность требует терпения, упорства, смелости. Она приносит учёному удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах.

^ Важность гуманитарных наук

*Известный публицист, учёный Д.С. Лихачёв утверждал, что гуманитарные науки очень важны, так как именно они учат понимать искусство, историю, воспитывают нравственность.

*Властитель дум Энштейн вдохновлялся творчеством Ф.М. Достоевского. А известный учёный Р.Якобсон говорил, что перед написанием своих работ любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой.

^ Проблема взаимоотношения науки и религии

*По словам известного учёного и публициста Макса Планка, «наука и религия в истине не противоречат друг другу, но они для каждого мыслящего человека нуждаются во взаимном дополнении друг друга».

*Известный публицист, учёный А. Меню считает, что «наука и религия - два пути познания реальности - должны быть не просто независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине».

*Гениальный учёный А.Энштейн отмечал: «Чем больше знаний о мире даёт нам наука, тем явственнее вижу я руку Всевышнего, правящего Вселенной».

*Ньютон, открывший законы движения небесных тел, как бы разоблачивший величайшую тайну мироздания, был верующим человеком и занимался богословием.

*Великий Паскаль, гений математики, один из творцов новой физики, был не просто верующим, но и христианским святым (хотя и не канонизированным) и одним из величайших религиозных мыслителей Европы.

^ Проблема восприятия окружающего мира человеком

В повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» главный герой И.Шухов, несмотря на все трудности своего положения, живёт и радуется жизни. Он не променял свои духовные идеалы на чужую тарелку еды или валенки.

^ Роль природы в жизни человека

*В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой не мог обрести душевную гармонию, справиться с «русской хандрой» в том числе и потому, что был равнодушен к природе. А «милый идеал» автора Татьяна ощущала себя частью природы («Она любила на балконе предупреждать зари восход...») и потому проявляла себя в сложной жизненной ситуации человеком духовно сильным.

*Мятежный, настроенный на конфликт и вечную борьбу лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтов обретает гармонию, только слившись с природой: « Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит».

* Герой рассказа А. Иванушкина «Лес». студент Васечка, поначалу, приехав в тайгу на заработки, нарушает «строгую чистоту настоящего леса». Но позже понимает, что лес обречён. Имя его болезни – человек.

* Ф.И. Тютчев писал:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

^ Проблема экологической катастрофы

*Известный публицист В.Яворивский в статье «Уроки Чернобыля» пишет, что любая «авария как бы предупреждение из завтрашнего дня: человек, вооружая себя суперсовременной техникой, будь сам на её уровне!»

*Известный писатель и публицист С.Залыгин пишет, что «природа когда-то приютила в своём доме человека, но он решил, будто он-то и есть единоличный хозяин, и создал в доме природы свой собственный надприродный дом. А теперь ему ничего не остаётся, как приютить природу в этом своём доме».

*Русский писатель Ю.Бондарев писал: «Порой самодовольному человечеству кажется, что оно, подобно вселенскому полководцу, природу подчинило, покорило, обуздало...Человек забывает о том, что в длительной войне победа обманчива, а мудрая природа чересчур терпелива. Но в срок положенный приходит всему конец. Природа грозно поднимает карающий меч».

* Ч. Айтматов в романе «Плаха» показал, что разрушение природного мира ведёт к опасной деформации человека. Причём происходит это повсюду. То, что происходит в Моюнкумской саванне, является проблемой глобального, а не местного значения.

^ Проблема отношения человека к пейзажу, к внешнему облику родных мест, к малой родине с её природным миром

* Известный публицист В.Песков писал: «Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Наш общий дом - Родина - должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга».

* Наши прадеды поклонялись Солнцу, Дождю, Ветру. Каждое дерево, каждая травинка, цветок означали что-то особенное и неповторимое. Наши предки верили в гармонию Матушки-Природы и были счастливы. Мы потеряли эту веру. Наше поколение в неоплатном долгу перед детьми и внуками. В.Фёдоров писал:

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы и ввести

Непогрешимый культ природы.

* В.Распутин в «Прощании с Матёрой» пишет о том, что мы не только природу уничтожаем, но и свою духовность, связь поколений.

*Меня поразила история, рассказанная известным писателем Ю.Бондаревым о спиленной берёзе, которая, погибая, мучительно стонала от предсмертной боли, как человек.

*Известный современный публицист В. Белов писал, что встреча с малой родиной, с теми местами, где прошло детство, приносит человеку ощущение радости, счастья. Автор вспоминал своё детство, считая, что именно прошлое в родной деревне не даёт ему стареть, врачует душу своей зелёной тишиной.

* Обращаясь к истокам патриотических чувств, К. Симонов писал:

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить надо

Всё, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал…

Ты вспомнишь родину такою,

Какой её ты в детстве увидал:

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

^ Проблема видеть прекрасное в обыденном

*Секрет постижения красоты, по мнению известного публициста В.Солоухина, заключается в любовании жизнью, природой. Разлитая в мире красота обогатит нас духовно, если мы научимся созерцать её. Автор уверен, что надо остановиться перед ней, «не думая о времени», только тогда она «пригласит тебя в собеседники».

*Великий русский писатель К.Паустовский писал, что «в природу нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание. Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой».

*Современный публицист, писатель Ю.Грибов утверждал, что «красота живёт в сердце каждого человека и очень важно разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись».

^ Проблема быстротечности человеческого счастья

*Известный публицист В.Леви писал, что «люди с талантом быть счастливыми - солнечные люди. Возле них всегда светло, свободно дышится».

*И.А.Бунин в стихотворении «Вечер» писал:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду.Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно...

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

*Современный известный публицист Е. Лебедева писала, что надо стараться ценить незатейливые моменты жизни, чтобы без причин почувствовать себя счастливым человеком.

* В рассказе «Крик» Ю. Бондарев повествует о случае, произошедшем с ним в один из осенних дней. Автор наслаждался прогулкой по улице, усыпанной шуршащими золотыми листьями, и размышлял о тайнах природы. Но вдруг услышал из окна дома отчаянный крик женщины. В этот момент счастье обернулось горечью. Писателю показалось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение радости неповторимого своего существования.

^ Проблема влияния личности учителя на формирование характера учащихся

Ф.А. Абрамов в одном из своих очерках рассказал о своём учителе Алексее Фёдоровиче Калинцеве, который обладал такими качествами, как эрудиция, энергичность, чувство собственного достоинства, преданность своему делу и т.д. По мнению автора, «учитель - это человек, который держит в руках день страны, будущее планеты».

Джованни Одаринни писал: «Учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама».

В рассказе В. Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна преподала своему ученику главный урок… доброты и милосердия.

А. Дементьев писал:

Не смейте забывать учителей!

Пусть будет жизнь достойна их усилий!

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

*Вспоминаются строки из одного стихотворения:

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника...

Без его улыбки солнечной,

Без его огня горячего

К свету наших глаз подсолнухи

Не смогли бы поворачивать.

*Мы повторяем вместе с Н.А. Некрасовым его строки:

Учитель, перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени...

^ Проблема лицемерия, низкопоклонничества

В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин живёт по принципу, завещанному ему отцом:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья-

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

^ Проблема взяточничества, казнокрадства, беззакония чиновников

Ярким примером изображения нравов чиновничьей России 19 века является комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». По мнению автора, сплошное беззаконие, взяточничество, казнокрадство, повсеместный произвол помещиков и бездеятельная запущенность государственных учреждений стали нормой. Высмеивая и критикуя чиновничество, писатель раскрывает всю несостоятельность административного устройства государства.

В «Записках сумасшедшего» Н.В. Гоголя главный герой Попрыщин руководствуется только такими понятиями, как чин и звание.

^ Проблема безответственности чиновников

*Известный поэт, писатель, публицист Р. Рождественский считал, что безответственность чиновников разного уровня приводит к трагическим последствиям в нашей жизни. Наплевательское отношение к своему и чужому труду порождает бесхозяйственность. Чтобы справиться с нею, необходимо спрашивать с каждого человека.

*О проблеме безответственности писал в рассказе «Усомнившийся Макар» А. Платонов, высмеивая молочного начальника, который ссылался на начальство из Москвы, а сам равнодушно относился к своей работе.

*Проблему безответственности высмеивали в «Директивном бантике» И. Ильф и Е. Петров и ещё в начале 20 века спрашивали: «Когда это кончится?» Прошло почти сто лет, а мы по-прежнему сталкиваемся с бесхозяйственностью и собственной небрежностью в работе.

^ Проблема мещанства

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» описывается жизнь провинциального города Калинова. Жизнь обывателей здесь скучна и однообразна. Она засасывает, как трясина, и выбраться из неё, изменить что-то нет никакой возможности. «В могиле лучше»,-говорит главная героиня Екатерина Кабанова и выход находит только в смерти.

В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» рассказывается о судьбе доктора Старцева, который постепенно становится обывателем. Его губит стремление к сытости и покою, подавляющее все прежние порывы, надежды и замыслы.

В пьесе «Мещане» М. Горький, с одной стороны, представил мир мещанства в лице старшины малярного цеха Василия Бессемёнова и его семьи, с другой – людей, противостоящих этой затхлой жизни, во главе с Нилом.

^ Проблема русской деревни

* А. Солженицын в повести «Матрёнин двор» описал убогий быт деревни начала пятидесятых годов. Люди работали за трудодни. Основными развлечениями после работы были танцы, выпивка, уличные потасовки.

^ Проблема героической борьбы народа за свою независимость

В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» рассказывается о героической борьбе украинского народа за национальное освобождение от польских магнатов. Для людей, живущих в Запорожской Сечи, нет ничего выше, чем интересы народа, свобода и независимость Отчизны.

Вот еще одна работа Александра Мельникова… Снова оговорюсь, что она далека от совершенства… Но довольно интересна. Читайте ее, исправляйте ошибки, предлагайте свои варианты аргументов.

В тексте В. Пескова, предложенном для анализа, речь идёт о судьбе деревни, о необходимости возрождения её в нашей стране.

Рассуждая об этом, автор поднимает очень важную проблему: почему исчезает русская деревня? Корень зла автор видит в человеческом равнодушии к своей земле, в стремлении найти более лёгкую жизнь в городах. Об этом писатель говорит

с чувством сожаления и боли. Он подчёркивает, что мы забываем народные песни, уничтожаем места, связанные с именами выдающихся людей.

Текст В. Пескова серьёзно меня затронул, потому что о судьбе деревни я знаю не понаслышке. Каждый год, бывая у деда в деревне в Саратовской области, я узнавал от него, как многочисленно было население деревни, какие богатые и интересные традиции существовали у сельчан. Сейчас

же закрывается школа, молодёжь уезжает в город, традиции забываются.

А сколько известных писателей в своих произведениях били тревогу об исчезновении деревень! В. Распутин в повести “Прощание с Матёрой” писал, как с затоплением Матёры исчезает не только деревня, но и память о ней, которую в душе хранят только старики и старухи. Недавно ушедший из жизни писатель В. Белов в романе “Кануны” рассказал, как ещё в период коллективизации “раскрестьянивали” деревню.

Хочется верить, что в нашей стране все же победит мудрость по отношению к судьбе деревни, что и политики, и простые люди поймут: в возрождении деревни – будущее нашей страны.


Другие работы по этой теме:

  1. Почему происходит вырождение российской деревни – вот проблема, которая волнует В. Распутина. Известный писатель с особым чувством теплоты рассказывает, как жили деревенские люди во время...
  2. В автобиографическом романе М. Алексеева “Драчуны”, написанном в 1981 году, ‘действие происходит в конце 20-х – начале 30-х годов в селе Монастырском. Сложнейшее время в...
  3. Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 16 Проблема противостояния судьбе Рок, судьба, фатум… Мы часто слышим эти слова. Многие обреченно говорят, что от...
  4. Русская деревня… Как много писателей и поэтов затрагивали в своем творчестве эту тему. Для меня русская деревня ассоциируется прежде всего с именем Бунина и его...
  5. Рассказ Лескова “Человек на часах” был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет “отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом”. Но,...
  6. Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 18 Сохранение русской деревни Какова роль русской деревни в культуре и Жизни народа? Над этой проблемой размышляет...
  7. Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Н. Рубцов Описание событий в романах и...
  8. Долго ли, коротко ли строилась, быстро ли построилась, да только есть в нашей стране деревня одна. Затерялась она где-то на краю большого леса. И дорогу...
  9. Афоризм Карла Маркса об “идиотизме деревенской жизни”, надо думать, заразил русских писателей начала XX века отвращением к старорусскому укладу. Противоречивое и сложное отношение русских писателей...

В конце декабря 2016 г. на радио «СОЛЬ» в программе «Угол зрения» была поднята тема «Вымирание российской деревни: причины и последствия» . Поводом для программы стала недавняя публикация на сайте Центра экономических и политических реформ статьи под названием: «Россия — страна умирающих деревень».

Ведущие:
Александра Хворостова .

Эксперты:
Александр Мерзлов — президент Ассоциации самых красивых деревень России, директор Центра устойчивого развития сельских территорий МСХА им. Тимирязева;
Владимир Мукомель — доктор социологических наук, заведующий сектором изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН;
Ирина Елисеева — член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Социологического института РАН;
Глеб Тюрин — президент Института общественных и гуманитарных инициатив, СПб.

***

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. У микрофона Александра Хворостова . Тема сегодняшней программы звучит следующим образом: «Вымирание российской деревни: причины и последствия». Поводом для программы стала недавняя публикация на сайте Центра экономических и политических реформ статьи под названием: «Россия — страна умирающих деревень». В ней подробно, с данными из Росстата дается описание проблемы вымирания российских деревень и говорится, что эта проблема является одной из острых социально-экономических проблем современной России. Если прочитать достаточно подробный отчет, можно сделать некоторые выводы о том, почему идет депопуляризация деревни в России сегодня, каким образом идет отток населения из сельских поселений, из деревень. Но не сказано, что с этим делать и насколько это проблема. В этом ключе мы и построим сегодня нашу программу, спросим, насколько эта проблема широка, как она решается, нужно ли ее вообще решать. Если ссылаться на доклад «Россия — страна умирающих деревень», то можно сделать вывод, что в течение лет 7 в российских деревнях может не остаться ни одной больницы, примерно через 17−20 лет могут закрыться все сельские школы и поликлиники, число этих учреждений будет сокращаться и сокращаться и сокращаться. И именно ликвидация и школ, и больниц, и поликлиник становится одной из важнейших причин дальнейшего и еще больше оттока граждан, самое главное, трудоспособных граждан в города, в конгломераты и прекращения существования сел и деревень как таковых.

Прежде всего, мы поговорим с Александром Валерьевичем Мерзловым , президентом Ассоциации самых красивых деревень России, директором Центра устойчивого развития сельских территорий МСХА им. Тимирязева.

Александр Валерьевич, здравствуйте!

Александр Мерзлов : Здравствуйте.

Неужели настолько сейчас стоит проблема, ее называет ЦЭПР одной из самых значимых социально-экономических проблем, — вымирание деревни?

Александр Мерзлов : Безусловно. Эта проблема не нова. После перестройки, по разным оценкам, до 30 тысяч деревень исчезло, многие обезлюдели, и этот процесс продолжается, к сожалению, катастрофическими темпами.

Нужно ли и можно ли остановить этот процесс?

Александр Мерзлов : По нашему мнению, безусловно, это необходимо сделать. Но, к сожалению, современная аграрная политика этому не способствует. Поскольку темпы обезлюдения продолжают оставаться очень высокими, допустим, есть программа устойчивого развития сельских территорий. Но она в основном действует на те сельские населенные пункты, которые находятся рядом с крупными объектами агропромышленного комплекса. Большинство сельских территорий не охвачено этой программой, и темпы исчезновения деревень, их обезлюдения продолжают оставаться очень высокими.

То есть, по сути, это неизбежный процесс?

Александр Мерзлов : Нет, это зависит от типа аграрной политики. Если аграрная политика ориентирована на крупные агрохолдинги, если в центре ее интересов стоят не интересы сельского сообщества, а интересы крупного аграрного бизнеса, безусловно, это фактически американская модель, все будет оставаться так, как оно есть. Сельское хозяйство у нас развивается, надои растут, урожайность тоже, но при этом состояние социальной сферы продолжает ухудшаться. Можно сказать, что бизнес продолжает концентрироваться в сельской местности. Есть страны с более социально ориентированными моделями, допустим, та же Франция, где больший акцент сделан на поддержку мелких форм хозяйствования. И это приводит и к большему разнообразию сельхоз продукции, и к лучшему уходу за сельскими пейзажами, и дает очень большой косвенный эффект в виде привлекательных рабочих мест в самых разных сферах. Наша страна достаточно большая, и для того, чтобы заниматься агропромышленным комплексом, слава Богу, у нас есть огромные просторы, где занимайся — не хочу, имеется в виду крупное хозяйство. Но, по нашему мнению, в селитебных зонах, где живут люди, в зонах с повышенными рекреационными, культурными потенциалами необходимо развивать мелкие виды хозяйства, которые будут ориентированы на качественное питание, разнообразное питание, на развитие рекреационных, туристических потенциалов. И таким образом мы сможем эти модели реализовать.

А почему бы нам в России не перенять подобную модель от той же Франции? И можно ли нам это сделать?

Александр Мерзлов : Именно для этого в свое время наш Центр устойчивого развития сельских территорий разработал самую первую концепцию устойчивого развития сельских территорий России, которая, к сожалению, получила такой индустриальный уклон. Мы инициировали такой проект, Ассоциацию самых красивых деревень России. Как раз с помощью этого проекта мы и стараемся показать, что есть другой путь, тот, о котором я вам только что сказал. Мы хотим на примере наших кандидатов показать, что есть другие возможности развивать село за счет использования внутренних ресурсов, тех огромных культурных и природных потенциалов, которые до сих пор оказываются не задействованными.

И насколько эффективна работа Ассоциации?

Александр Мерзлов : Ассоциации нашей пока 2 с лишним года. У нас есть несколько членов и несколько десятков кандидатов. Работа очень интересная. Мы считаем, что это проблема очень большая, и она требует длительного периода для решения. На наш взгляд, мы на правильном пути. Мы уже многие вещи, которые хотели отработать, можно сказать, отработали. Во всяком случае, в тех деревнях, где мы сейчас работаем, значительно увеличивается приток туристов. А когда приезжают туристы, они, естественно, с собой привозят денежки. Местному населению сейчас надо научиться делать так, чтобы они эти деньги потратили. То есть предоставить им хорошую гастрономию, хороший ночлег, хорошие программы. Сейчас всем этим мы и занимаемся. Естественно, эту проблему одной кавалерийской атакой не решить. Это требует системного подхода, и мы в самом начале пути.

А в каких регионах действует программа вашей Ассоциации?

Александр Мерзлов : Ассоциация самых красивых деревень России является частью Федерации самых красивых деревень Земли. Там очень строгие критерии, прежде всего, по архитектуре, по пейзажу. И, к сожалению, в регионах, где развит агропромышленный комплекс, мы не можем найти себе членов, кандидатов, именно потому, что агропромышленный комплекс накладывает очень большой отпечаток. Он быстро превращает исторические сельские населенные пункты в агрогородки, он их обустраивает. Но, к сожалению, с этим обустройством, с этим сайдингом теряется самобытность, аутентичность этих сельских населенных пунктов, и они теряют интерес с точки зрения туриста. Поэтому мы сейчас сконцентрировали нашу деятельность у нас, к Ярославлю и на север, особенно много в Архангельской области, у нас есть очень интересное село Вятское, наш первый член. Карелия. Также мы нашли интересные старообрядческие села и деревни за Байкалом, у Бурятии. И мы надеемся, что еще много найдем на Кавказе и в республиках на Волге. Я повторюсь, мы только 2,5 года работаем. Мы некоммерческая организация, которая в основном работала на волонтерских началах. Мы не имеет финансирования, за исключением — недавно получили президентский грант фонда «Перспектива».

Насколько сами деревни идут с вами на контакт, на взаимодействие?

Александр Мерзлов : На нас могут выйти отдельные деревни. Везде, конечно, должна быть какая-то инициативная группа, поскольку мы никого к себе в Ассоциацию не зазываем, люди должны созреть. Более того, к заявке должен быть приложен протокол общего схода граждан, где они обсудили это решение о подаче заявки и проголосовали, большинство должно быть «за ». Где есть инициативные люди, там мы получаем заявки. Плюс несколько регионов на уровне своих региональных администраций также там помогают, мы с ними подписали соглашение, и они нам помогают находить такие вот деревни и немножечко расшевелить там инициативу. К сожалению, одной из проблем является очень низкий уровень инициативы. Это последствие советской власти. Вообще успех развития села будет во многом связан с развитием самоуправления, настоящего самоуправления. Подход «снизу вверх » в реализации проектов, подобных нашему, обязательно должен быть.

Понятно, что не во всех селах и деревнях есть костяк людей, которым небезразлична судьба деревень. Как бы повернуть такое мышление постсоветского отпечатка?

Александр Мерзлов : Здесь очень много что можно сделать. Во-первых, сами наши самые красивые деревни, если у них налаживается жизнь, они сами становятся ориентиром, неким маяком для других. Это очень важно. На государственном и региональном уровне надо, собственно, начинать с образовательных программ. Допустим, в аграрных вузах у нас нет целого спектра специальностей, которые ориентированы на комплексное развитие села. У нас есть животноводы, у нас есть агрономы, овощеводы, но совершенно нет специалистов, которые бы отвечали за комплексное развитие села, его культурных и природных потенциалов. И на это надо обращать большое внимание.

Кстати, как насчет вообще молодежи, которая уже выучилась, не обязательно на агронома или смежные профессии? Возвращается ли она в свои деревни или все-таки в города уезжает?

Александр Мерзлов : Сейчас наметился некий положительный тренд. Боюсь его спугнуть, но хочу сказать, что в самые тяжелые годы, постперестроечные, я знаю, что от 4% упало количество выпускников, которые работают по специальности. Мы в своем время — я тоже закончил аграрный вуз по специальности «экономист » — все обязательно отработали в колхозах, и ничуть об этом не жалеем. Сейчас такой системы нет, да и привязывать людей смысла нет, надо стимулировать. Но опыт других стран, допустим, европейских, показывает, что тенденция обратного оттока на село, так называемая рурализация, то есть процесс обратный урбанизации, имеет место. Во многих парижских университетах студенты аграрных вузов — это горожане, которые стремятся уехать в сельскую местность, поскольку качество жизни там лучше.

Чего, к сожалению, не скажешь о наших деревнях все-таки. Давайте, наверное, подведем некий итог всему вышесказанному. Как вам кажется, возможно ли возрождение деревни у нас в России сегодня?

Александр Мерзлов : Я считаю, что этот процесс обязательно должен произойти, потому что деревня — это колыбель нашей культуры. Россия — очень сельская страна. Без прошлого не будет будущего. Если деревня не возродится, делать какие-то планы, на мой взгляд, достаточно бессмысленно. Поэтому мы обязательно должны к этому прийти. Мы на своем месте и работаем именно над этим.

Огромное вам спасибо, что вам удалось с нами поговорить в прямом эфире.

Насколько возможно возродить деревню в России, о причинах и последствиях вымирания деревень мы поговорим с Владимиром Изявичем Мукомелем , доктором социологических наук, заведующим сектором изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН.

Здравствуйте!

Владимир Мукомель : Добрый день.

Расскажите, действительно ли проблема широка, действительно ли есть вымирание деревень или зря, может быть, раздувают эту проблему? Зачем эта деревня нужна? Раньше, понятно, раньше село кормило города. А теперь-то что? Зачем нам сейчас деревни с вами?

Владимир Мукомель : Должен сказать, что у специалистов по урбанистике нет даже четкого определения, что такое город, что такое деревня. Мы интуитивно понимаем, что это абсолютно разные среды. Да, деревня как таковая вымирает в том смысле, что сокращается число сельских населенных пунктов, сокращается численность сельского населения. Но это живой организм, это естественный процесс. Обратите внимание, что сельские населенные пункты, которые расположены в урбанизированных территориях, пригороды крупных городов, в первую очередь, они не то что «живут », они «бурно цветут ». Хотя бы Новая Москва, вспомним, что было на ее территории еще 15-20 лет назад. И так повсеместно, потому что ближайшие населенные пункты к крупным городам, там меняется сфера занятости. Сельские жители являются по существу городскими, в том смысле, что они приезжают работать в город. Для них это все равно что пригород, спальное место. Вот эти населенные пункты прекрасно выживают. Умирают те населенные пункты, где слабая транспортная доступность, где сложно добраться до города, вообще сложно выбраться оттуда. Отсюда и целый ряд социальных проблем. Пожарная техника, медицинское обслуживание, бытовое обслуживание, торговля и т. д. Люди уезжают. И этот процесс начался не сегодня. Мы вспомним, что еще в 60-70-е годы речь шла о возрождении, исчезновении и т. д., потому что эти процессы идут уже много десятилетий. Хотелось бы еще заметить, что, с одной стороны, во включенных в городскую среду сельских населенных пунктах появляется новая жизнь из-за того, что появляются новые сферы занятости, и жители городов очень часто выезжают, предпочитают жить в ближайших пригородах. Идет процесс так называемой субурбанизации. И в России мы сталкиваемся с тем, что люди, имеющие возможности, предпочитают жить в ближайшем пригороде Москвы, а работать в Москве. Точно так же, как, если вы поедете в крупные города США, в меньшей степени это Европа, вы увидите, что центр города — это исключительно деловое место. А ночью лучше в даунтауне не появляться. Большинство, средний класс живет в пригородах. Я хочу сказать, что село — это та социальная среда, которая живая, постоянно идут процессы ее трансформации, изменения, одни населенные пункты умирают, другие появляются. Многие сельские населенные пункты по мере разрастания городов входят в городскую территорию. А отсюда идет их сокращение.

Так хорошо это или плохо — урбанизация? Может быть, это и неплохо, что люди приезжают в города переквалифицироваться, работать, у них есть рабочие места, в хорошем доступе все социальные сферы.

Владимир Мукомель : Дьявол скрывается в деталях. Для кого-то это хорошо, для кого-то это плохо. Если вспомнить 60−70-е годы, то тогда шел процесс какой? Молодые люди из села призывались в армию, возвращались в село или сразу из армии уезжали в города. Оставались невесты, которые тоже тянулись в город. Или наоборот, уезжали невесты в города, а в селе оставались только молодые люди. Важно, как люди себя чувствуют в сельской среде. Если она живая, если нормальный населенный пункт, близко от города, то пусть там живут 10 человек, но они могут решать все свои социальные проблемы и они будут удовлетворены. А если это крупный сельский населенный пункт в Тьмутаракани — что там делать? Только пить.

Значит, и хорошо, что вымирают деревни где-то там, на периферии, села, до которых не добраться?

Владимир Мукомель : Хорошего, конечно, мало.

Почему?

Владимир Мукомель : Для людей, которые там живут, это процесс очень болезненный. Потому что эти сельские населенные пункты стареют. Есть множество деревень, где остались только люди пожилого, преклонного возраста. Ясно, что эти сельские населенные пункты обречены на вымирание. Кому-то хорошо, кому-то плохо. Но этот процесс естественный. Я бы говорил не только об урбанизации, но и о субурбанизации, когда идет не массовый выезд горожан в село, но этот процесс идет. Мы знаем множество москвичей, которые имеют дачи за 100, за 200, за 300 км от Москвы. И это тоже новое явление, когда деревня возрождается за счет дачников. Это феномен. Дачники приезжают на несколько месяцев, на полгода. Но благодаря им воссоздается какая-то инфраструктура — дороги, им нужны дороги. Им нужно не только транспортное обслуживание, но и доступность медицинской помощи, торговые точки и т. д. Они могут иметь сезонный характер, но это в какой-то степени способствует возрождению этих сельских населенных пунктов.

Все-таки можно говорить о том, что в скорости, буквально лет 17−20−25 максимум, вымрет село и деревня полностью, уйдут с карты России?

Владимир Мукомель : Нет, это не вероятно. Ни в одной стране мира такого не бывает, потому что сельская жизнь имеет свои прелести, и люди всегда стремятся на природу. В каком виде мы будем иметь село в середине этого века, в конце, мы не знаем. Но очевидно, что это будет другое село. Но это все равно не будет городом с его небоскребами, с его обезличенностью, со многими проблемами, которые характерны для городов, особенно крупнейших. Есть множество людей, которые предпочитают малые населенные пункты. Вспомните хотя бы Ахматову, которая говорила о том, что жить на берегу моря. Не всем это удается. Но какой-нибудь маленький населенный пункт на побережье — я не сомневаюсь, что эти места, которые и сейчас очень дорого стоят, будут востребованы на памяти нашего и следующего поколений.

Огромное вам спасибо, Владимир Изявич, за то, что вы с нами пообщались в прямом эфире.

Мы продолжаем. В общем и целом, процесс депопулизации деревень, сел, сельских поселений, конечно, не является уникальным явлением, в мировом масштабе. Конечно, есть такие проблемы и на Западе, и на Востоке. О причинах и последствиях возможного вымирания деревень мы также поговорим с Ириной Ильиничной Елисеевой , членом-корреспондентом РАН, главным научным сотрудником Социологического института РАН.

Ирина Ильинична, здравствуйте.

Ирина Елисеева : Здравствуйте.

Ирина Ильинична, мы сегодня говорим о проблеме вымирания российской деревни, о том, что это одна из острых социально-экономических проблем в современной России. Как, по-вашему, насколько широка и глубока сегодня эта проблема? И стоит ли ее как-то решать, или пусть все идет своим чередом?

Ирина Елисеева : В первую очередь, тут нужно вмешиваться средствам массовой информации. Они имеют приоритетное значение для того, чтобы возбудить и общественный интерес, и интерес управленцев к проблеме деревни. Это проблема назрела, и она стоит очень остро. При нашей огромной территории, свыше 17 миллионов квадратных километров, нам нужно иметь достаточно равномерное население. А его у нас нет. Оно у нас, как мы знаем, стянуто в города, и огромная страна практически пустая, с огромными площадями, лесными угодьями и так далее. 26% сельского населения — это вроде бы большая цифра, но, в то же время, эта цифра невелика для нашей страны. А если мы сравниваем с нашими предыдущими показателями, мы видим, что Россия прошла стремительную траекторию от аграрной страны с, преимущественно, сельским населением к стране с урбанизированным населением, с одичавшими, запущенными лесными угодьями, водными ресурсами и так далее. Поэтому нам нужно сосредоточиться на селе, нам нужно обеспечить сельским жителям доступ к медицинской помощи, образованию. И это надо делать через государственные программы, через федеральные целевые программы, и через самоорганизацию. В приоритете должны быть, конечно, муниципальные органы власти. Они тоже должны активизироваться и проводить активную политику обеспечения сохранения инфраструктурных параметров на селе. Моя позиция такова.

И насколько это сегодня реально для России — сделать все на таком действительно высоком федеральном уровне, включать какие-то госпрограммы? Ведь какие-то госпрограммы уже есть.

Ирина Елисеева : У нас есть программы. Просто все «рассеяно ». У нас есть отдельная программа поддержки сельского хозяйства. Есть отдельная поддержка малого бизнеса. Просто у нас все «распылено ».

Опять же, есть программа поддержки молодых специалистов на селе?

Ирина Елисеева : Да, конечно, есть.

Почему же она не работает на том уровне, на каком бы хотелось?

Ирина Елисеева : У нас плохие целевые показатели. Там в числителе — занятость в соответствующей сфере услуг, допустим, в образовании, а в знаменателе — численность населения. В результате получается, что программа более эффективная, чем ниже этот показатель. То есть мы сами себе «подрубаем дерево ». Мы говорим, что чем меньше занято в этой сфере в расчете на численность населения, тем больше выполнено программ. Но это же нелепость. Я понимаю, что в каких-то пределах этот показатель варьируется. Конечно, должен быть какой-то оптимум. Но нельзя же так буквально трактовать эти количественные оценки. В результате программы поддержки села сокращаются, все это оптимизируется — как мы знаем, под флагом оптимизации убираются амбулаторно-фельдшерские пункты на селе, — закрывают школы, они укрупняются. К чему мы придем? К очередному этапу обезлюдения деревни. Мы уже столкнулись со сплошь и рядом заколоченными домами. Едешь: пустые, пустые, а ранее сильно населенные, жизнеспособные деревни. А что теперь: заколоченные дома, покосившиеся избушки. В конце концов, нам жить на этой земле, нам ее надо обустраивать.

Давайте сейчас представим совершенно ужасную картину. Все поселки и деревни закрылись. Как в таком случае быть? Как восстанавливать деревни в случае, когда все уедут. Я не говорю сейчас о тех населенных пунктах, которые находятся близ больших городов — им легче. А именно отрезанные деревни?

Ирина Елисеева : Знаете, была система потребкооперации, очень мобильная, с разветвленной сетью. Были автобусные лавки, они ездили, что-то продавали, что-то закупали — яблоки, груши, мясо, — у местных жителей. Потому что не каждый может довезти до рынка, не у каждого было соответствующее транспортное средство. Так что нужно восстанавливать эту сетевую структуру. Далее, по школам. Вы, наверное, читали: в «Новой газете» была очень интересная статья про мобильные школы, когда не учеников свозят в одну школу, а учителей развозят по школам, потому что предметников не хватает. Если общий учитель в начальных классах еще найдется, то предметники, которые должны вести химию, английский язык или биологию на хорошем, профессиональном уровне — их недостает. Поэтому один учитель обслуживает несколько школ, его вот так транспортируют. То есть надо искать гибкие пути вовлечения школы, детей, подростков в систему образования, культуры, находя такие формы, разнообразить эти формы. И не стесняться того, что ты — первопроходец. Ну, давай, придумывай что-то, надо выходить из положения, не бросать же людей.

Кстати, на сайте Центра экономических и политических реформ недавно опубликовали статью под названием «Россия — страна умирающих деревень», и там подробно сказано о причинах переселения людей в большие города и умирания деревни. И одной из острых проблем становится необеспеченность жилищно-коммунальными благами. У нас не все деревни газифицированы. Справится ли страна с этими проблемами жилищно-коммунальных благ?

Ирина Елисеева : С этими проблемами, я думаю, мы долго не справимся. Сейчас главная и острая проблема — это обеспечить сельским жителям услуги здравоохранения и образовательные услуги, чтобы люди имели доступ к образованию и медицинскому обслуживанию. Потому что человек должен выживать, должен жить. А коммунальные услуги — это, конечно, актуальный вопрос, он, безусловно, решается там, где поселение входит в систему агломерации или примыкает к нему. Отдаленные поселения, конечно, будут продолжать испытывать трудности и сложности. Думаю, что в ближайшее пятилетие эта проблема точно не решится. Эти сложные условия жизни предполагают, что у человека есть здоровье, есть интерес к жизни, человек должен развиваться. Поэтому, на мой взгляд, первостепенно — это проблема здравоохранения и образования.

А вот о такой проблеме еще хочу спросить. О проблеме оттока молодого поколения. Люди уезжают в большие города за тем, чтобы получить образование: высшее, среднеспециальное, и так далее. И многие не приезжают обратно. Чем заинтересовать молодежь?

Ирина Елисеева : Опять-таки развивать промыслы и занятия на земле: и строительство, и лесозаготовку, и деревообработку. То есть то, что связано с выращиванием, с культивацией земли и природных ресурсов. Кажется, что у нас еще очень мало таких рыбных, фермерских хозяйств и других видом деятельности. И все это во многом определяется активностью и целеустремленностью муниципалитетов. Все-таки муниципальные власти должны всегда более активно проявляться на местном уровне.

Если подводить итог всему вышесказанному, по вашему, идет ли умирание деревень, и это необратимый процесс, или не умрет деревня, и мы можем говорить о том, что в сельскую местность будут возвращаться люди, и мы поднимем село?

Ирина Елисеева : Тут противоречивые тенденции. Безусловно, идет и тенденция развития предпринимательства на селе, фермерских хозяйств. С другой стороны, идут нападки на те же фермерские хозяйства со стороны крупного бизнеса, агрохолдингов, отсутствует поддержка властей и прочее. То есть борьба тенденций, и в каждом конкретном случае побеждает та или иная тенденция. Но в целом, в нашей стране формируется неблагоприятная тенденция — это, можно сказать, процесс умирания деревни, который пока что продолжается. Но я надеюсь, что он должен остановиться. Люди должны обратиться к земле. Мы располагаем таким биологическим богатством, таким разнообразием ресурсов, что мы не можем их потерять. И среднешкольное образование, и высшее должно быть направлено на осознание того, что нужно повернуться лицом к природе, лицом к земле. В молодежь нужно вкладывать эту идею обустройства земли, что это позор для нации, когда земля пустует и не используется по назначению. С другой стороны, мы не можем быть «мичуриными ». Мы не можем говорить: «Все, что может дать природа, надо взять от нее », потому что мы должны бережно относиться к природе, стараться, чтобы природа давала нам возможность воспроизводить биосферу и сохранять абсорбирующий эффект. Профессор Клейст опубликовал в журнале «Вестник Российской академии наук» статью, в которой указал, что Россия — это легкие для всей планеты, что все эти болота, ручейки и леса имеют колоссальную роль в сохранении экологического равновесия. Поэтому сельские жители, которые знают каждый кустик, каждую ягодку, и заботливо относятся к своим условиям, должны как-то активно выступить, как активная сила. Такие люди есть, но их очень мало.

Огромное вам спасибо, Ирина Ильинична, за то, что вы сумели с нами пообщаться.

Мы продолжаем. Напоследок поговорим с Глебом Владимировичем Тюриным , президентом Института общественных и гуманитарных инициатив, Санкт-Петербург.

Глеб Владимирович, здравствуйте.

Глеб Владимирович : Здравствуйте.

Как, по-вашему, насколько сегодня актуальна проблема вымирания деревень? Как с этим можно бороться? И нужно ли, вообще, эту проблему решать и бороться с ней?

Глеб Владимирович : Ну, конечно, с этим нужно бороться, потому что не хочется даже представить, что случится, если российская деревня будет утрачена. Это будет означать, скорее всего, невозможность существования страны. Россия — это, в первую очередь, огромное пространство. И если мы на этих пространствах не сможем жить, и все соберемся в десяти мегаполисах, то сохранить страну просто не удастся. Чтобы что-то сделать, наверное, нужно много шагов, много различных решений, но, в первую очередь, сегодня нужно понять, как люди, которые живут в глубинке, могут зарабатывать. Должны быть представления о некой новой экономике. Я думаю, есть несколько ключевых вещей. Это экономика, образование, здравоохранение и некий новый образ жизни. Есть набор задач, которые, в принципе, решаемы, ответ на которые может быть найдет. И огромным подспорьем может быть то, что сейчас большинство уроженцев глубинки пытаются уехать в большие города, но уже начался встречный поток, когда люди из больших городов хотят уехать в деревню. Среди них огромное количество людей: молодых, толковых предприимчивых, имеющих отношение к каким-то небольшим бизнесам, желающих создать свой бизнес, которые хотят жить в экологичной среде, чтобы ребенок бегал босиком по траве, чтобы еда была настоящей. Я думаю, что сегодня необходима такая системная работа в каких-то районах, по крайне мере, в Центрально-Европейской части, на расстоянии несколько сотен километров от большого города. Нужно создать какие-то новые «пилотные » проекты возрождения глубинки, где людям интересно жить, где есть заработок, где в это включены местные жители. Я думаю, что это абсолютно реально.

Мы говорим, что это применимо к Центральной России, а вот, например, Северный федеральный округ, Уральский Федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ — каким образом туда привлекать жителей?

Глеб Владимирович : Это та же самая история. Люди, которые сегодня уезжают из мегаполисов — среди них масса людей, которые едут в горный Алтай, в Алтайский край, в Иркутскую область, в Приморский край. То есть это явления, которые не только вокруг Москвы. Сегодня, конечно, большое количество людей, которые хотят переехать — это «москвичи », «петербуржцы », жители других мегаполисов. Но я думаю, что это универсальное явление. Самое главное, нужно соединить несколько факторов. Вот, есть губернатор, он хочет, чтобы это произошло, он готов создать где-то какие-то условия. Есть глава района, который хочет, чтобы на его территории это происходило. И есть несколько тысяч людей, которые хотят уехать, и нужно этим людям помочь понять, что они там будут делать. Когда они туда уже отправятся, окажется, что они совершенно не готовы, тогда некоторых ждет такой суровый урок, не все окажутся к этому готовы. И некоторые возвращаются, если говорить про горожан. Но постепенно, в России, этот процесс нарастает, он идет, и появляются интересные истории в разных регионах, появляется опыт. Я думаю, очень здорово, что сегодня об этом говорят на радио, что стали появляться телепередачи. Нужно как-то все это собрать. Потому что сейчас это по большей части проекты отдельных людей, героев-одиночек. А должна быть какая-то системная история, чтобы люди из Москвы, например, поехали куда-то, и кто-то должен сказать: «Давайте к нам, давайте у нас ». Год назад мы создали группу «Вконтакте», которая называется «Клуб „Развитие территорий“». Там сейчас уже 6,5 тысяч человек. Все эти люди, как я думаю, пришли с одной целью — их интересует жизнь в деревне. Они хотят уехать в деревню или в маленький город. И подавляющее большинство этих людей — это горожане, жители больших городов.

А это в основном молодежь или люди старшего возраста? Или нельзя проследить эту тенденцию?

Глеб Владимирович : Я думаю, что это люди разных возрастов. Думаю, что есть и пожилые люди. Понятно, что многие, выходя на пенсию, думают о домике в деревне. Это, например, люди, увольняющиеся в запас. Это люди, у которых есть дети, которые, пожив в городе, начинают понимать, что семья и мегаполис — это очень трудно.

Все-таки вы сейчас говорите о таких единичных случаях, когда пресытился цивилизацией, когда хочется чего-то своего. Но все-таки это не повсеместно сегодня. Нужно ли развивать эту любовь, скажем, к деревне у современного человека, у человека, который живет в городе? Или, в принципе, это не надо делать? Кто почувствует в себе силу, тот сам уедет. Или надо развивать и в жителях городов такую тягу к деревне, к коровкам?

Глеб Владимирович : Думаю, что особенно развивать не надо, потому что эта тяга просто гигантская. Вы посмотрите на поток машин каждую пятницу, начиная с обеда: миллионы людей едут к родникам, к своим грядкам, к своим садам, к чистому воздуху. Но это 6 соток, это дача. По поводу того, что это единичные случаи, это не единичные случаи, это миллионы людей. Есть уже исследования, показывающие, что в Москве живет несколько миллионов человек, которые уехали бы завтра, если было бы куда. Количество людей сокращается, в зависимости от того, будет ли этим людям оказана помощь, помогут ли им с работой, помогут ли им с жильем. Давайте скажем так, есть, мягко говоря, сотни тысяч людей, которые уехали бы завтра, сами, за свой счет, если бы они понимали, куда ехать. Но надо говорить не только об этих людях. Мы сейчас создаем проекты, которые учат людей переезду. Часть переехавших людей создает закрытый мир. Это называется «поселение », или «эко-поселение ». Есть обычная жизнь, а есть какие-то переехавшие из Москвы или из другого большого города. Мне кажется, что рациональнее было бы, если бы развивалась вся территория. Если бы не было такого острого разграничения. И люди, которые хотят уехать, например, в Тверскую область или в Тульскую или в Вологодскую, они бы помогали местному сообществу, его становлению, развитию каких-то производств. И постепенно их число увеличивалось бы, люди были бы востребованы, это было бы поддержано властью. Для того, чтобы деревня жила, она должна стать другой.

Правильно я вас понимаю, Глеб Владимирович, что необходимы какие-то комплексные программы на региональном уровне для привлечения людей в село и в деревни?

Глеб Владимирович : Да. И предварительное обучение, и согласовывание, выстраивание диалога, партнерств, если это люди переезжающие. Надо, чтобы не получилось так, чтобы кто-то приехал, а другие люди все сметут, то, что здесь было раньше. Надо чтобы сохранились традиции. Я сейчас только что приехал из Нижегородской области, я ездил по деревням: какие поразительные там есть красоты. Там до сих пор сохранились резные ставни на домах. Есть какая-то среда — и как он была в 19 веке, так она и осталась. Это очень важно сохранить. Люди включаются в это, но они сохраняют то, что здесь было раньше, они бережно относятся к местному фольклору, праздникам, традициям и так далее. Они становятся местными. Они включаются в местное сообщество. И тогда это очень результативно. И это не может быть усвоено крупной промышленностью. Должно быть множество маленьких производств. Чтобы Россия была богатой страной, должна быть ее провинция, она должна хорошо жить. Если этого не будет, на одной нефтяной отрасли страну содержать нельзя.

Глеб Владимирович, рамки нашей программы не позволяют нам с вами дольше пообщаться. Я благодарю вас за то, что вы сумели пообщаться с нами в прямом эфире. Спасибо вам, огромное. Всего доброго, до свидания.


В современном мире, где все рвутся в города, мегаполисы, практически забылись и опустели деревни. Взрослея, дети забывают о своем родном месте и все реже и реже гостят у своих мам, как тот сынок из Ленинграда, которого уже и не узнала родная мать. Всё чаще человек загоняет себя в «железобетонный» мир, где одна серость и унылость, а родная земля, деревеньки и поселки угнетают. Глядя на «пустые села», невозможно слушать Есенина, который писал о той настоящей русской деревне.

Так, в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» главная героиня Настя тоже жила в Ленинграде и редко навещала свою престарелую мать (в последний раз девушка приезжала 3 года назад). И Екатерина Петровна, мама Насти, тоже, наверное, не узнает своего единственного родного человека, когда дочь всё-таки решится к ней приехать. Но Насте не хотелось возвращаться в родной дом, ведь её там ожидают «скучные сельские дни». Молодёжь не возвращается в деревни, ссылаясь на скуку и тоску, так вот и пустеют села, угасает в них жизнь.

А вот С. А. Есенин, «певец» русской деревни, наоборот любил и восхвалял наши необъятные поля, рощи, горы в своем стихотворении «Гляну в поле, гляну в небо…». Сергей Александрович рос в деревне и поэтому его стихи о родной земле полны искренности и истинной любви к Родине. Может быть именно его творчество сможет пробудить в людях желание жить рядом с живыми существами и красотой, которая осталась только в деревнях.

Закончить хочется словами русского поэта Николая Мельникова: «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве!» Он призывал население не забывать о своих родных краях и о том, что человек – часть природы и неразрывно с ней связан.

Обновлено: 2018-05-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Проблема угасания жизни в деревнях. (Вариант 28 В.П. Астафьев. «Над окошком месяц. Над окошком ветер...»)