Музыканты ХХ века: Charlie Parker (Чарли Паркер). Чарли Паркер: биография, лучшие композиции, интересные факты Биография чарли паркера на английском

Чарли Паркер родом из Канзас-Сити. Отец Чарли Паркера играл на пианино и пел в цирке, а мать всю жизнь проработала в почтовом отделении.

В конце 30х годов парень начал усердно оттачивать навыки игры на саксофоне. Он рассказывал, что в течении 4 лет играл каждый день по 14 часов, а иногда даже не спал. Большое влияние на Чарли оказал Каунт Бейси. Паркер выступал с местными бендами в местных клубах города. В 1938 году сотрудничал с пианистом Джеем МакШенном, именно с этим парнем он сделал первую запись.

Когда Паркер был подростком, он попал в автокатастрофу и лежал в госпитале, где пристрастился к морфию, после чего привычка переросла в наркотическую зависимость от которой он впоследствии скончается.

В 1939 году Чарли уехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить музыкальную карьеру и перейти на новый уровень. Начало было не легким. Приходилось зарабатывать деньги не музыкой, а мытьем посуды в местном ресторане. В 1942 он покинул ансамбль МакШенна и продолжил свой творческий путь в бенде Эрла Хайнса. Они играли в местных ресторанах на окраине Нью-Йорка.

Паркер и Гиллеспи перевернули мир джаза после своего концерта в Нью-Йоркском «Таун Холл». Запись с этого концерта была переиздана и выпущена в 2005 году. Именно тогда бибоп получил признание среди музыкантов и слушателей. Вскоре музыканты решили устроить гастроли по Америке которые провалились по крупному. Гастроли заканчивались в Лос Анджелесе, откуда музыканты отправились обратно в Нью-Йорк, но Паркер решил обменять свой билет на грамм героина и остался в Калифорнии.

Паркер сидел на героине, потерял постоянный заработок и начал играть на улице. Он стеснялся клянчить деньги на героин у друзей и знакомых, а если ему не давали, то приходилось закладывать саксофон в ломбард. Организаторы часто выкупали саксофон за считанные минуты до выступления. Когда он окончательно переехал в Лос Анджелес, наркотики стало труднее достать, ибо они там не были распространены как в Нью-Йорке, тогда Паркер заменил героин алкоголем постоянно находясь в алкогольном опьянении.

Многие студийные записи были сделаны в состоянии сильного алкогольного опьянения. Иногда во время записи его даже приходилось подпирать, чтобы он стоял на ногах. В последствии Паркера отправили на 6 месяцев в психушку.

Когда Паркера выписался из клиники, он чувствовал себя в отличной форме и записал несколько песен, которые по сей день считаются его лучшими. Позже Паркер вернулся в Нью-Йорк, где снова начал колоться.

Чарли умер во время просмотрела телевизора. Он выглядел так плохо, что когда скорая помощь приехала забрать его, то в графе «возраст» поставили 53 года, хотя ему было 34 года.

Советую посмотреть биографический фильм «Птица». Режиссером которого стал Клинт Иствуд.

29/08/2010

Американский джазовый саксофонист и композитор Чарльз Кристофер Паркер (Charles Christopher Jr. Charlie Parker) родился 29 августа 1920 года в негритянском квартале Канзас-Сити. Отец его был водевильным артистом, мать медсестрой. Чарли учился в школе, где был большой оркестр, и его первые музыкальные впечатления связаны с игрой на духовом баритоне и кларнете. Постоянно слушая джаз, мальчик мечтал об альт саксофоне. Мать купила ему инструмент и с тех пор страсть к музыке не покидала его.

Он учился музыке самостоятельно. Вечерами слушал игру городских музыкантов, а днями учился сам. В 14 лет Чарли бросил школу и все свое время посвятил освоению саксофона. Играл с местными группами, пытался попасть в оркестр Каунта Бэйси, однако его затейливые импровизации не были поняты музыкантами оркестра. Он перебрал целый ряд составов, побывал в Чикаго и Нью-Йорке.

В конце 1938 года, вернувшись в Канзас-Сити, Чарли Паркер поступил в оркестр пианиста Джея Макшенна. С этим составом он играл более трех лет, и первые известные его записи были сделаны также с этим оркестром.

В начале карьеры у Паркера него было прозвище"Ярдберд" (Yardbird), которое затем сократилось до Bird (англ. "птица"). Этот прозвище часто использовалось в названии его произведений (Yardbird Suite и Bird Feathers).

Позже в честь Паркера был назван нью йоркский клуб Birdland (Страна птиц).

В начале 1942 года он ушел из оркестра Джея Макшенна и, ведя полуголодное, нищенское существование, продолжал играть свою музыку в разных нью йоркских клубах. В основном Паркер работал в клубе Uptown House Кларка Монро.

В ту пору среди джазменов были популярны так называемые after hours - игры после работы, которые потом стали называться джем-сейшены. На каждый джем собиралась своя компания музыкантов. Паркер постоянно появлялся на джем-сейшнз в клубе Минтона (Mintons Playhouse), приобретя репутацию одного из самых сильных инструменталистов. На джемах в гарлемских клубах, прежде всего в клубе Генри Минтона, по легенде, Паркер создал свой стиль новой музыки, которую стали называть то бибоп, то рибопом, то бопом (термин "бибоп" скорее всего звукоподражательный).

В 1943 году, когда освободилось место тенор-саксофониста, Паркер перешел в оркестр Эрла Хайнза. В 1944 году он играл на альт-саксофоне в квинтете бывшего вокалиста Хайнса Билли Экстайна, собравшего всех будущих звезд бибопа - Гиллеспи, Наварро, Ститта, Эммонса, Гордона, Деймрона, Art Blakey.

В феврале-марте 1945 года Чарли Паркер и Диззи Гиллепси записали серию пластинок, во всем блеске представивших новый стиль. Очередные, не менее значимые записи, появились в ноябре в Калифорнии у Росса Рассела на фирме Dial.

В 1945 году Паркер собрал собственный квинтет. К концу года он стал выступать в одном из клубов на 52 улице, которая становится улицей боперов, Боп Стрит. Возвратившаяся с войны молодежь с восторгом приняла бибоп и Паркера.

В 1946 году он уехал на Западное побережье с антрепризой Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic и играл в ансамбле Хауарда МакГи. Огромный успех принесли записи квинтета с Майлзом Дэвисом, Дюком Джорданом, Томми Поттером и Максом Роучем (1947), записи со струнной группой (1950) и оригинальные композиции (Billies Bounce, Nows The Time, K.C.Blues, Confirmation, Ornithology, Scrapple From The Apple, Donna Lee, Ko Ko).

Карьера Паркера была неровной, он обладал неуживчивым характером, часто подводил партнеров и много времени проводил в клиниках. Зависимость от наркотиков становилась все сильнее, а попытки избавиться от нее бросали Паркера в объятия алкоголя. В 1946 году в Лос-Анджелесе Паркер "сорвался" и попал в больницу Камарилло, после выхода из которой музыканты собирали ему деньги на одежду и инструмент.

К активной деятельности он вернулся лишь в начале 1947 года. В сентябре 1947 года Паркер триумфально выступил в Карнеги-Холл. В 1948 году Берд был назван музыкантом года в анкете журнала "Метроном".

В 1949 году Паркер выступил на первом международном джаз фестивале в Париже и возвратился в Нью-Йорк, чтобы открыть клуб Birdland.

На следующий год он гастролировал в Скандинавии, Париже, Лондоне, состоялся его концерт в Масси-Холле в Торонто. Затем была череда клубных выступлений, запоев, записей, скандалов и попыток самоубийства.

В 1954 году Берд получил тяжелый удар - умерла его двухлетняя дочь При. Все попытки Паркера вернуть психологическое равновесие оказались тщетными. Серия его выступлений в нью-йоркском клубе, названном в его честь Birdland, закончилась скандалом: в очередном приступе ярости Паркер разогнал всех музыкантов и прервал выступление. Хозяева клуба отказались иметь с ним дело. В аналогичных отношениях с ним оказались и многие другие концертные площадки.

12 марта 1955 года Чарли Паркер скончался. Смерть застигла его в Нью-Йорке в доме его богатой поклонницы баронессы де Кенигсвартер, когда он сидел у телевизора и смотрел шоу оркестра братьев Дорси. Причиной смерти врачи назвали цирроз печени и язву желудка.

Музыкальным миром альт-саксофонист Чарли Паркер признан одной из главнейших фигур в джазе ХХ века. Он был виртуозом, величайшим джазовым новатором, одним из родоначальников бибопа.

Клинт Иствуд снял о нем кинофильм "Птица" (1988), а Хулио Кортасар сделал его героем повести "Преследователь". В 2006 году в издательстве Скифия вышла книга Роберта Джорджа Рейзнера "Пташка. Легенда о Чарли Паркере".

Charlie «Bird» Parker (Чарли Паркер) - один из основателей стиля бибоп, американский саксофонист, джазовый композитор. Считается одним из самых влиятельных джазовых музыкантов, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном .

Паркер - один из немногих артистов, чей гений был признан современниками при жизни. Он до сих пор остается легендой, оказывающей значительное влияние на сегодняшних исполнителей. Сложно представить современного джазового музыканта, который в той или иной степени не поддался воздействию исполнительского языка Чарльза Паркера.

В одном из многочисленных интервью 50-х годов музыкант вспоминал, как в паре с гитаристом Биди Флинтом играл «Cherokee» ночью 1939 года. В этот момент ему в голову пришла внезапная идея о том, как можно сделать соло разнообразнее. Открытие это стало одной из наиболее значимых инновацией в мире джаза: мелодию можно направлять в любую тональность, если использовать все 12 звуков хроматической гаммы. Это разрушило некоторые принципы построения соло, принятые в джазе до тех пор.

Темы Паркера носили названия «Орнитология», «Опавшие листья», «Птичье гнездо»... Он выступал в знаменитом «Бердленде» (Нью-Йорк) с колыбельной Ширинга и маршами Завинула, неудивительно, что в среде джазменов вскоре получил прозвище «Bird» - «Пташка». В это время молодой музыкант учился у известного в то время американского композитора, аранжировщика Мори Дойтча.

Чарли присоединяется к молодым исполнителям, играющим в гарлемских клубах «Кларк Монроуз Аптаун Хаус», «Три Дюшес», «Оникс» и «Минтон Плейхаус». Среди начинающих музыкантов были , Диззи Гиллеспи, Кенни Кларк и Чарли Крисчен. Сегодня они - украшение джазового "пантеона славы", а тогда - всего лишь юные возмутители спокойствия в нью-йоркских клубах. Именно в ту эпоху и была сформулирована основная позиция бопперов, высказанная : «Мы желаем делать музыку, которую «они» не смогут играть». «Они» - это руководители оркестров, заносчивые и амбициозные белые, которые переняли манеру свинга чернокожих и неплохо зарабатывали на этом.

Стиль бибоп на раннем этапе своего развития был жестко раскритикован джазистами - приверженцами свинга. Они относились снисходительно к молодым коллегам и не особенно прислушивались к новым веяниям. В свою очередь, бопперы дали представителям «старой школы» прозвище moldy figs, что можно перевести как «заплесневелая форма». К молодым дарованиям серьезно прислушивались, пожалуй, лишь Бенни Гудман и Хокинс Коулман, участвующие в совместных джемах и записях студийных пластинок. К сожалению, запрет на создание коммерческих записей, действовавший в США с 1942 по 1944 год, поэтому практически не сохранилось ранних аудиозаписей в стиле бибоп. До заврешения Второй Мировой новое направление было представлено только на волнах эфирного радио и не снискало широкого признания у слушателей. После снятия запрета Паркер с Гиллеспи, Роучем и Пауэллом будто ворвались в джазовый мир, перевернув его с ног на голову. В дальнейшем их знаменитое первое выступление «Концерт в Нью-Йорк Таун Холл. 22 июня 1945 года» было неоднократно переиздано. Бибоп получил заслуженное признание как среди джазистов, так и среди меломанов. Спустя несколько месяцев после этого поворотного события, в ноябре 1945 года, Чарльз Паркер сделал запись для лейбла «Savoy», которую до сих пор называют не иначе как «величайшая джазовая сессия всех времен».

Дискография Charlie «Bird» Parker:

The Immortal Charlie Parker

Bird: Master Takes

Dizzy Gillespie - Groovin" High

The Genius Of Charlie Parker

The Charlie Parker Story

Charlie Parker Memorial, Vol. 2

Charlie Parker Memorial, Vol. 1

Bird At The Roost, Vol. 1

Newly Discovered Sides By Charlie Parker

The "Bird" Returns

Bird At The Roost, Vol. 2

Bird At The Roost

An Evening At Home With Charlie Parker Sextet

Red Norvo"s Fabulous Jam Session

Alternate Masters, Vol. 2

The Bird Blows The Blues

Cool Blues c/w Bird"s Nest

Alternate Masters, Vol. 1

Crazeology c/w Crazeology, II: 3 Ways Of Playing A Chorus

Charlie Parker, Vol. 4

Jazz At The Philharmonic, Vol. 2

Jazz At The Philharmonic, Vol. 4

Various Artists - Potpourri Of Jazz

The Charlie Parker Story, #1

The Genius Of Charlie Parker, #7 - Jazz Perennial

Jazz At The Philharmonic, Vol. 7

Jazz At The Philharmonic - The Ella Fitzgerald Set

The Complete Charlie Parker On Verve - Bird

The Genius Of Charlie Parker, #4 - Bird And Diz

The Charlie Parker Story, #3

The Genius Of Charlie Parker, #8 - Swedish Schnapps

The Genius Of Charlie Parker, #6 - Fiesta

The Genius Of Charlie Parker, #3 - Now"s The Time

The Quartet Of Charlie Parker

The Genius Of Charlie Parker, #5 - Charlie Parker Plays Cole Porter (released posthumously)

The Genius Of Charlie Parker, #1 - night and day - Verve MGV-8003- mono (released posthumously)

Bird"s Eyes, Vol. 1 (Philology)

Charlie Parker With Jay McShann And His Orchestra - Early Bird (Stash)

Jay McShann Orchestra Featuring Charlie Parker - Early Bird (Spotlight)

Jay McShann - The Early Bird Charlie Parker, 1941-1943: Jazz Heritage Series (MCA)

The Complete Birth Of The Bebop (Stash)

Birth Of The Bebop: Bird On Tenor 1943 (Stash)

Every Bit Of It 1945 (Spotlight)

Charlie Parker, Vol. 3 Young Bird 1945 (Masters of Jazz)

Dizzy Gillespie - In The Beginning (Prestige)

Bird"s Eyes, Vol. 17 (Philology)

Charlie Parker On Dial, Vol. 5 (Spotlight)

Red Norvo"s Fabulous Jam Session (Spotlight)

Dizzy Gillespie/Charlie Parker - Town Hall, New York City, June 22, 1945 (Uptown Records (jazz))

Bird"s Eyes, Vol. 4 (Philology)

Yardbird In Lotus Land (Spotlight)

Rappin" With Bird (Meexa)

Jazz At The Philharmonic - How High The Moon (Mercury)

Charlie Parker On Dial, Vol. 1 (Spotlight)

The Legendary Dial Masters, Vol. 2 (Stash)

Various Artists - Lullaby In Rhythm (Spotlight)

Charlie Parker On Dial, Vol. 2 (Spotlight)

Charlie Parker On Dial, Vol. 3 (Spotlight)

Charlie Parker On Dial, Vol. 4 (Spotlight)

Various Artists - Anthropology (Spotlight)

Allen Eager - In The Land Of Oo-Bla-Dee 1947-1953 (Uptown)

Charlie Parker On Dial, Vol. 6 (Spotlight)

Various Artists - The Jazz Scene (Clef)

Gene Roland Band Featuring Charlie Parker - The Band That Never Was (Spotlight)

Bird"s Eyes, Vol. 6 (Philology)

Bird on 52nd St. (Jazz Workshop)

Charlie Parker (Prestige)

Charlie Parker - Live Performances (ESP)

Charlie Parker On The Air, Vol. 1 (Everest)

Charlie Parker - Broadcast Performances, Vol. 2 (ESP)

The Metronome All Stars - From Swing To Be-Bop (RCA Camden)

Jazz At The Philharmonic - J.A.T.P. At Carnegie Hall 1949 (Pablo)

Rara Avis Avis, Rare Bird (Stash)

Various Artists - Alto Saxes (Norgran)

Bird On The Road (Jazz Showcase)

Charlie Parker/Dizzy Gillespie - Bird And Diz (Universal (Japan))

Charlie Parker - Bird In Paris (Bird in Paris)

Charlie Parker In France 1949 (Jazz O.P. (France))

Charlie Parker - Bird Box, Vol. 2 (Jazz Up (Italy))

Bird"s Eyes, Vol. 5 (Philology)

Charlie Parker with Strings (Clef)

Bird"s Eyes, Vol. 2 (Philology)

Bird"s Eyes, Vol. 3 (Philology)

Dance Of The Infidels (S.C.A.M.)

Charlie Parker Live Birdland 1950 (EPM Musique (F) FDC 5710)

Charlie Parker - Bird at St. Nick"s (Jazz Workshop JWS 500)

Charlie Parker At The Apollo Theater And St. Nick"s Arena (Zim ZM 1007)

Charlie Parker - Bird"s Eyes, Vol. 15 (Philology (It) W 845-2)

Charlie Parker - Fats Navarro - Bud Powell (Ozone 4)

Charlie Parker - One Night In Birdland (Columbia JG 34808)

Charlie Parker - Bud Powell - Fats Navarro (Ozone 9)

Charlie Parker - Just Friends (S.C.A.M. JPG 4)

Charlie Parker - Apartment Jam Sessions (Zim ZM 1006)

V.A. - Our Best (Clef MGC 639)

The Genius Of Charlie Parker, #4 - Bird And Diz (Verve MGV 8006)

The Persuasively Coherent Miles Davis (Alto AL 701)

Charlie Parker - Ultimate Bird 1949-50 (Grotto 495)

Charlie Parker - Ballads And Birdland (Klacto (E) MG 101)

Charlie Parker Big Band (Mercury MGC 609)

Charlie Parker - Parker Plus Strings (Charlie Parker PLP 513)

Charlie Parker - Bird With Strings Live At The Apollo, Carnegie Hall And Birdland (Columbia JC 34832)

Charlie Parker - The Bird You Never Heard (Stash STCD 10)

Norman Granz Jazz Concert (Norgran MGN 3501-2)

Charlie Parker At The Pershing Ballroom Chicago 1950 (Zim ZM 1003)

The Charlie Parker Story, #3 (Verve MGV 8002)

Charlie Parker - Bird In Sweden (Spotlite (E) SPJ 124/25)

Charlie Parker - More Unissued, Vol. 2 (Royal Jazz (D) RJD 506)

Machito - Afro-Cuban Jazz (Clef MGC 689)

An Evening At Home With Charlie Parker Sextet (Savoy MG 12152)

The Genius Of Charlie Parker, #8 - Swedish Schnapps (Verve MGV 8010)

The Magnificent Charlie Parker (Clef MGC 646)

The Genius Of Charlie Parker, #6 - Fiesta (Verve MGV 8008)

Charlie Parker - Summit Meeting At Birdland (Columbia JC 34831)

Charlie Parker - Bird Meets Birks (Klacto (E) MG 102)

Charlie Parker - The Happy "Bird" (Charlie Parker PLP 404)

Charlie Parker Live Boston, Philadelphia, Brooklyn 1951 (EPM Musique (F) FDC 5711)

Charlie Parker - Bird With The Herd 1951 (Alamac QSR 2442)

Charlie Parker - More Unissued, Vol. 1 (Royal Jazz (D) RJD 505)

Charlie Parker - New Bird, Vol. 2 (Phoenix LP 12)

Charlie Parker/Sonny Criss/Chet Baker - Inglewood Jam 6-16-"52 (Jazz Chronicles JCS 102)

Norman Granz" Jam Session, #1 (Mercury MGC 601)

Norman Granz" Jam Session, #2 (Mercury MGC 602)

Charlie Parker Live At Rockland Palace (Charlie Parker PLP 502)

Charlie Parker - Cheers (S.C.A.M. JPG 2)

The Genius Of Charlie Parker, #3 - Now"s The Time (Verve MGV 8005)

Miles Davis - Collectors" Items (Prestige PRLP 7044, released posthumously in 1956)

Charlie Parker - Montreal 1953 (Uptown UP 27.36)

Charlie Parker/Miles Davis/Dizzy Gillespie - Bird With Miles And Dizzy (Queen Disc (It) Q-002)

Charlie Parker - One Night In Washington (Elektra/Musician E1 60019)

Charlie Parker - Yardbird-DC-53 (VGM 0009)

Charlie Parker At Storyville (Blue Note BT 85108)

Charlie Parker - Star Eyes (Klacto (E) MG 100)

Charles Mingus - The Complete Debut Recordings (Debut 12DCD 4402-2)

The Quintet - Jazz At Massey Hall, Vol. 1 (Debut DLP 2)

The Quintet - Jazz At Massey Hall (Debut DEB 124)

Charlie Parker - Bird Meets Birks (Mark Gardner (E) MG 102)

Bud Powell - Summer Broadcasts 1953 (ESP-Disk" ESP 3023)

Charlie Parker - New Bird: Hi Hat Broadcasts 1953 (Phoenix LP 10)

The Quartet Of Charlie Parker (Verve 825 671-2)

Hi-Hat All Stars, Guest Artists, Charlie Parker (Fresh Sound (Sp) FSR 303)

Charlie Parker - Kenton And Bird (Jazz Supreme JS 703)

The Genius Of Charlie Parker, #5 - Charlie Parker Plays Cole Porter (Verve MGV 8007)

Charlie Parker - Miles Davis - Lee Konitz (Ozone 2)

V.A. - Echoes Of An Era: The Birdland All Stars Live At Carnegie Hall (Roulette RE 127)

Live at Townhall w. Dizzy (1945)

Yardbird in Lotus Land (1945)

Bird and Pres (1946) (Verve)

Jazz at the Philharmonic (1946) (Polygram)

Rapping with Bird (1946-1951)

Bird and Diz at Carnegie Hall (1947) (Blue Note)

The Complete Savoy Live Performances (1947–1950)

Bird on 52nd Street (1948)

The Complete Dean Benedetti Recordings (1948–1951) (7 cds)

Jazz at the Philharmonic (1949) (Verve)

Charlie Parker and the Stars of Modern Jazz at Carnegie Hall (1949) (Jass)

Bird in Paris (1949)

Bird in France (1949)

Charlie Parker All Stars Live at the Royal Roost (1949)

One Night in Birdland (1950) (Columbia)

Bird at St. Nick"s (1950)

Bird at the Apollo Theatre and St. Nicklas Arena (1950)

Apartment Jam Sessions (1950)

Charlie Parker at the Pershing Ballroom Chicago 1950 (1950)

Bird in Sweden (1950) (Storyville)

Happy Bird (1951)

Summit Meeting at Birdland (1951) (Columbia)

Live at Rockland Palace (1952)

Jam Session (1952) (Polygram)

At Jirayr Zorthian"s Ranch, July 14, 1952 (1952) (Rare Live Recordings)

The Complete Legendary Rockland Palace Concert (1952)

Charlie Parker: Montreal 1953 (1953)

One Night in Washington (1953) (VGM)

Bird at the High Hat (1953) (Blue Note)

Charlie Parker at Storyville (1953)

Jazz at Massey Hall aka.The Greatest Jazz Concert Ever (1953)

Charlie Parker (29.08.1920 - 12.03.1955)

" Музыка - это твой собственный опыт, твоя мудрость, твои мысли. Если ты не живешь ею, то из твоего инструмента никогда ничего не выйдет. Нас учат, что у музыки есть свои определенные границы. Но искусство границ не имеет... "

Чарли Паркер - один из немногих артистов, которого при жизни называли гением, имя которого было и остается легендарным. Он оставил необычайно яркий след в воображении современников, что отразилось не только в джазе, но и в других искусствах, в частности в литературе. Сегодня трудно представить себе подлинно джазового музыканта, который в той или иной мере и форме не испытал бы не только покоряющего влияния Паркера, но и его конкретного воздействия на свой исполнительский язык. Чарли Паркер, известный также как "Берд", может быть по достоинству назван отцом современного джаза. Его смелые импровизации, совершенно свободно уходящие от мелодического материала тем, явились своеобразным мостом между сладким звучанием популярного джаза и новыми формами импровизационного искусства.


Биография:

Чарлз Кристофер Паркер появился на свет 29 августа 1920 года в Канзас-Сити. Детство Паркера прошло в черном гетто Канзас-Сити, где было множество кабачков, увеселительных заведений и всегда звучала музыка. Отец, третьеразрядный певец и танцор, вскоре бросил семью, и мать, Эдди Паркер, отдававшая весь жар своей любви мальчику, здорово его избаловала. Очередным, и как оказалось впоследствии, судьбоносным подарком стал видавший виды альт-саксофон, купленный за 45 долларов. Чарли стал играть и забыл обо всем остальном. Он учился самостоятельно, в одиночку продираясь сквозь все проблемы, в одиночку открывая для себя законы музыки. Страсть к музыке с тех пор не покидала его. Вечерами он слушал игру городских музыкантов, днями учился сам.
На учебники времени не оставалось. В 15 лет Чарли бросает школу и становится профессиональным музыкантом. Впрочем, профессионализма в этом себялюбивом, замкнутом юноше было еще мало. Он пытается копировать соло Лестера Янга, играет в джемах, меняет различные местные составы. Он вспоминал позже:


" Нам приходилось играть без перерыва с девяти вечера до пяти утра. За ночь мы получали по одному доллару двадцать пять центов. "

Несмотря на быстрый прогресс в технике игры, юный Чарли не очень вписывался в слаженные, гладкие звучания биг-бэндов. Он всегда пытался играть по-своему, постоянно нащупывая свою, неповторимую музыку. Это нравилось далеко не всем. Хрестоматийна история о том, как на одном из ночных джем-сейшнз ударник Джо Джонс, выведенный из себя "штучками" Паркера, запустил в зал тарелкой. Чарли собрался и вышел.
В 15 лет Чарли женился на 19-летней Реббеке Раффинг - это был его первый брак, но столь же скоротечный и неудачный, как и последующие. В 17 лет "Берд" (сокращение от первоначального прозвища Yardbird) впервые становится отцом. Тогда же или чуть раньше он впервые знакомится с наркотиками.
Перебрав целый ряд составов, побывав в Чикаго и Нью-Йорке, и вернувшись в конце 1938 года в Канзас-Сити, Берд поступает в оркестр пианиста Джея Мак-Шенна. С этим составом он играл более трех лет, и первые известные записи Паркера были сделаны также с этим оркестром. Здесь он стал зрелым мастером. Коллеги высоко ценили его как альт-саксофониста, но то, что ему приходилось играть, по-прежнему не удовлетворяло Чарли. Он продолжал искать свой путь:


" Я был по горло сыт стереотипными гармониями, которыми все пользовались. Я постоянно думал о том, что должно же существовать что-то иное. Я слышал это, но не мог сыграть. "

А потом все-таки сыграл:


" Я долго импровизировал на тему Cherokee и вдруг заметил, что выстраивая мелодию из верхних интервалов аккордов и придумывая на этой основе новые гармонии, мне вдруг удалось сыграть то, что постоянно было во мне. Я словно заново родился. "

После того, как Берд открыл свой путь к свободе, он не мог больше играть с Мак-Шенном. В начале 1942 года он ушел из оркестра и, ведя полуголодное, нищенское существование, продолжал играть свою музыку в разных нью-йоркских клубах. В основном, Паркер работал в клубе "Uptown House" Кларка Монро. Именно там его впервые услышали единомышленники.
С 1940 года в другом клубе, "Minton"s Playhouse" собирались, как сказали бы сегодня, поклонники альтернативной музыки. В клубном составе постоянно работали пианист Телониус Монк, барабанщик Кенни Кларк, басист Ник Фентон и трубач Джо Гай. Вечерами и ночами регулярно проводились джем-сейшнз, где частыми гостями были гитарист Чарли Крисчиен, трубач Диззи Гиллеспи, пианист Бад Пауэлл и другие музыканты. Одним осенним вечером Кларк и Монк отправились в Аптаун послушать тамошнего альт-саксофониста, слухи о котором докатились до клуба Минтона.


Кенни Кларк:
" Берд играл нечто неслыханное. Он играл фразы, которые, как мне казалось, придумал я сам для ударных. Он играл в два раза быстрей Лестера Янга и в таких гармониях, которые Янгу и не снились. Берд шел по нашей же дороге, но намного опередил нас. Вряд ли он знал цену своим находкам. Это была просто его манера играть джаз, это была часть его самого. "

Естественно, вскоре Паркер оказался в клубе Минтона. Теперь он был среди своих. Обмен свежими музыкальными идеями пошел еще интенсивнее. И первым среди равных здесь был Берд. Его свобода торжествующе вырывалась наружу каскадами удивительных, неслыханных звучаний. Рядом с ним стоял в те годы Диззи Гиллеспи, практически не уступавший Берду в творческой фантазии, но имевший гораздо более жизнерадостный и общительный характер.
Музыка, которая родилась, была названа бибоп. Королем ее почти все считали Паркера. Король вел себя как абсолютный и весьма капризный монарх. Казалось, признание, которое получила его музыка, только осложнило взаимоотношение этого человека с окружающим миром. Берд стал еще более нетерпимым, раздражительным, безапелляционным в своих отношениях с коллегами и близкими людьми. Одиночество обматывало его все более плотным коконом. Зависимость от наркотиков становилась все сильнее, а попытки избавиться от нее бросали Паркера в объятия алкоголя.
Однако, карьера Паркера продолжала в то время еще свое восходящее движение. В 1943 году Паркер играет в оркестре у пианиста Эрла Хайнса, а в 1944 году - у бывшего вокалиста Хайнса Билли Экстайна. К концу года Берд стал выступать в одном из клубов на 52 улице.
В феврале-марте 1945 года Берд и Диззи записали серию пластинок, во всем блеске представивших новый стиль. Очередные, не менее значимые записи, появились в ноябре в Калифорнии у Росса Рассела на фирме "Dial". Здесь Паркера настиг первый серьезный нервный кризис.
Джазовый мир вновь увидел Берда вернувшимся к активной деятельности лишь в начале 1947 года. На этот раз в квинтет Чарли Паркера вошли молодые Майлс Дэвис (труба) и Макс Роуч (ударные). Общение с Бердом оказалось неоценимой школой для этих крупнейших впоследствии музыкантов. Но выдержать такое общение они смогли не очень долго. Уже в 1948 году оба отказались от дальнейшего сотрудничества. Но еще до этого, в сентябре 1947 года, Паркер триумфально выступил в Карнеги-Холл. В 1948 году Берд был назван музыкантом года в анкете журнала "Метроном".
Европейцы впервые, но не в последний раз увидели Паркера в 1949 году, когда он со своим квинтетом прибыл на джазовый фестиваль в Париж. Но теперь, после расставания с Гиллеспи, а затем с Дэвисом и Роучем, рядом с ним были уже другие люди - крепкие профессионалы, но не столь яркие, безропотно сносившие эскапады своего лидера.
Последовавшие вскоре записи со струнным оркестром дали Берду дополнительный повод для стрессов. Принеся хорошие деньги, эти записи оттолкнули некоторых, еще недавно горячих идеологических поклонников. Раздавались обвинения в коммерциализации. Гастроли стали все чаще перемежаться с визитами в психиатрические клиники. В 1954 году Берд получил тяжелый удар - умерла его двухлетняя дочь При.
Все попытки Берда вернуть психологическое равновесие оказались тщетными. Спрятаться от себя в идиллической сельской глуши не удалось - его тянул к себе Нью-Йорк, мировой центр джаза. Серия его выступлений в Нью-йоркском клубе, названном в его честь "Birdland", закончилось скандалом: в очередном приступе ярости Паркер разогнал всех музыкантов и прервал выступление. Хозяева клуба отказались иметь с ним дело. В аналогичных отношениях с ним оказались и многие другие концертные площадки. Птица была изгнана из своей страны.
Последним прибежищем Паркера стал дом его богатой поклонницы баронессы де Кенигсвартер. 12 марта 1955 года он сидел у телевизора и смотрел шоу оркестра братьев Дорси. Смерть застигла его в этот момент. Врачи причиной смерти назвали цирроз печени и язву желудка. Берд не дожил и до 35 лет.

Непревзойденный исполнитель, Чарли Паркер является не просто культовым музыкантом. Он был одним из родоначальников совершенно нового музыкального направления – бибопа. Как говорил он сам: «Бибоп не имеет к джазу никакого отношения, это что угодно, но не джаз. В нем нет свинга». Тем не менее джазовые музыкальные заслуги Паркера нельзя недооценивать, ведь его учителями были известнейшие джазмены, у которых он перенял манеру игры, некоторые исполнительские приемы и чувство стиля. Паркер – величайший импровизатор, выходящий далеко за пределы классических общепринятых джазовых традиций. Недаром бибоп называли «прогрессивным джазом». Яркий новатор, Паркер был одним из тех молодых исполнителей, которые искали собственный путь к славе – и в итоге нашли его.

Краткая биография

Чарльз Кристофер Паркер, как его назвали родители, появился на свет 29 августа 1920 года в городе Канзас Сити, штате Канзас. Отец мальчика – Чарльз Паркер, был достаточно музыкальным человеком. Он подрабатывал в нескольких амплуа: играл на фортепиано, танцевал и пел. А вот мать – Эдди Паркер, не имела музыкальных талантов и работала уборщицей. Несмотря на то, что Чарльз был единственным ребенком в семье, отец не баловал его вниманием, а всю заботу о воспитании взяла на себя мать.


Через 7 лет после рождения Паркера семья переезжает в штат Миссури, в город с аналогичным названием – Канзас Сити. В нем маленький Чарли и провел все свое детство и юношество, в этом же городе он пошел в общеобразовательную школу.

В начале 1930-х годов отец Паркера бросает семью, что очень сильно отразилось на душевном равновесии мальчика. Чтобы отвлечься, он начинает играть в школьном ансамбле на разновидности медного духового инструмента – эйфониуме, а его мать покупает ему саксофон-альт , чтобы поднять сыну настроение.


Когда Паркеру исполнилось 14 лет, Эдди Паркер зачисляет сына в Высшую школу Линкольна. Но обучение абсолютно не давалось Чарльзу, так как все его мысли всецело начала поглощать музыка. Пользуясь тем, что мать отсутствовала по вечерам, работая уборщицей, Паркер сбегал из дома и отправлялся в ночные клубы. В одном из них он услышал альтового саксофониста Лестера Янга, который стал для мальчика кумиром. Через год, когда ему исполнилось 15 лет, Чарли бросает школу и присоединяется к выступающим городским музыкантам. В этом же возрасте подросток начинает употреблять наркотики.

В скором времени Паркер начинает выступать в ночных клубах, не имея никакого музыкального образования. Отчасти, его спасала наглость, ведь как исполнитель он был все еще очень слабым. Пальцы не поспевали за стремительными идеями, рождавшимися у него в голове, поэтому он мог сбиться с ритма или вовсе остановиться посреди произведения. За это он зачастую бывал осмеянным, что очень сильно его задевало. Например, в 1937 году посреди джем-сессии в клубе «Reno» Паркер потерял чувство гармонии и прекратил играть, замерев в растерянности, за что был осмеян публикой и с позором выгнан из зала.


Чтобы доказать всем свое превосходство, Чарли стал заниматься по 15 часов в день, абсолютно не жалея себя. Он вступает в группу «Buster Smith » и перенимает у них многие приемы игры.

Поворотным для Паркера стал 1938 год, когда он присоединился к биг-бенду Джея МакШенна. В 1939 он отправляется с ними в турне в Нью-Йорк и решает остаться в этом городе. Чтобы заработать денег на еду, он моет посуду, одновременно с этим участвуя в джем-сессиях в ночных клубах. На одной из них к Паркеру внезапно приходит осознание того, что если использовать верхние ноты сложных аккордов в качестве мелодической линии, можно модулировать в любую тональность, не ограничивая себя ничем. Это открытие позволило ему наконец-то выразить то, что он не мог передать с помощью обычной музыки.

В 1941 году вместе с оркестром Джея МакШенна Паркер записывает композицию «Honeysuckle Rose» и к нему приходит известность. В это время он и заработал свою кличку «Yardbird». В 1942 году Чарльз вместе с группой единомышленником, среди которых был Диззи Гиллеспи, начинает экспериментировать с джазом в ночных клубах Гарлема. Уже через 3 года Чарли создает собственную группу, играющую бибоп. Доведя новый стиль до совершенства, коллектив Паркера совершает революцию в джазовой музыке. Десятки оркестров начинают пытаться играть в той же манере, что и коллектив Паркера. В 1947 Чарли создает квинтет, с которым записывает свои известнейшие произведения. С этого момента он начинает вести активную гастрольную и творческую деятельность.

В 1949 году Чарли Паркер делает запись шести произведений совместно со струнным оркестром. Его звук в этих записях гораздо чище и мягче, а импровизации более продуманные и гармоничные. В это время Паркер не принимал наркотиков, и это ясно слышно по более изящным и естественным сольным вставкам.


В 1954 году, из-за смерти своего ребенка, Паркер окончательно теряет волю к жизни. Последний его концерт был дан в клубе «Birdland», названного в честь музыканта. Выступление окончилось скандалом и от Паркера отвернулись все владельцы клубов. Ни одно заведение не хотело больше пускать к себя человека, впадающего в ярость от любых мелочей.

Паркер уехал от всех и стал жить у своей поклонницы – баронессы де Кенигсвартер. В один из дней, смотря телевизор, Чарли Паркер скончался. Произошло это 12 марта 1955 года.



Интересные факты

  • Насчет появления прозвища «Птаха» есть несколько разных мнений. Самое распространенное – это имя пошло от его друзей, из-за чрезмерного пристрастия Паркера к жареным цыплятам. Еще одно гласит, что во время путешествия со своей группой Паркер случайно въехал в курятник. Поэтому его в шутку прозвали «Yardbird» (Птичий двор), а затем сократили до простого «Bird» (птаха). Ну и последнее гласит, что так его прозвали из-за неимоверно легких, «порхающих» пальцев.
  • Названия многих произведений, записанных им, имеют отсылки к птицам.
  • Паркер просто обожал музыку скрипача Яши Хейфеца и мог часами слушать его пластинки.
  • Его любимые записи со струнным оркестром оттолкнули от него многочисленных поклонников. Они утверждали, что Паркер продался за деньги, чем сильно ранили музыканта.
  • Величайший джазмен – Луи Армстронг , сравнивал звучание бибопа с разучиванием упражнений.
  • По свидетельствам его друзей, Паркер прекрасно разбирался в музыке: от классической европейской до латиноамериканской и кантри.
  • Всю жизнь он пытался избавиться от героиновой зависимости, заменяя ее пристрастием к алкоголю.
  • Его композиция «Night and Day» звучит в компьютерной игре Grand Theft Auto IV.
  • В 1948 году он заслужил титул «музыкант года» по версии авторитетного журнала «Метроном».


  • Он очень интересовался музыкой Игоря Стравинского , находя в нем своего единомышленника в некоторых моментах использования музыкальной фактуры.
  • В классический квинтет Паркера входил известнейший впоследствии трубач Майлс Дэвис.
  • В 1953 году Паркер использовал пластиковый саксофон фирмы Grafton на одном из своих концертов.
  • Он играл на 5 саксофонах , в том числе на одном, изготовленном специально для него на заказ фирмой «King».
  • Под конец жизни Паркер принял ислам, став членом ахмадийского движения в США.
  • Врач, делавший посмертное вскрытие, оценил возраст Паркера от 50 до 60 лет , хотя ему было всего 34 года.
  • Похороны Паркера были оплачены Диззи Гиллеспи.

Личная жизнь


Чарли Паркер был очень популярен у женского пола, настолько, что некоторые поклонницы преследовали его из штата в штат. Неудивительно, что с таким отношением к себе он был женат несколько раз, причем женитьба абсолютно не мешала его разгульным похождениям. Первая его жена – Ребекка Раффин, вышла за него в 1936 году, когда Паркеру было всего 15 лет. От этого брака у Чарльза появилось двое детей – Леон и Фрэнсис. Брак был недолгим и распался уже через 3 года.

В 1943 году он женился на танцовщице Джеральдине Скотт, но вместе они прожили совсем недолго. Из-за постоянных ссор пара быстро разошлась. Натура Паркера не терпела одиночества и вскоре он женится снова, на этот раз на Дорис Снайдор. Из-за пристрастия Паркера к наркотикам брак продержался всего 2 года, хотя официально они так и не развелись. В 1950 году он начинает жить с моделью Чан Ричардсон и ее дочерью Ким. Официально расписаться они не могли, так как Паркер не хотел разводиться с прежней женой – Дорис. Чан родила ему двоих детей, но в 1954 году маленькая дочка При умирает, что окончательно погружает великого джазмена в пучину наркозависимости.

Лучшие композиции

«Ornithology» – чуть ли не самое известное произведение в стиле бибоп, впервые записанное ансамблем Паркера в 1946 году. Название намекает на прозвище Паркера – Птаха.

«Parker"s Mood» – прекрасный блюз, записанный и исполненный Паркером в 1948 году вместе с Джоном Льюисом, Керли Расселлом и Максом Роучем.

«Yardbird Suite» – очередная отсылка к прозвищу Чарли, джазовый стандарт, записанный в 1946 году. Эта композиция стала своеобразным гимном бибопа.

«Confirmation» – чрезвычайно сложная композиция со рваным ритмом и очень сложной гармонией, записанная в 1946 году. Как и почти каждая вещь Паркера, стала джазовым стандартом.

«Lover man» – эта вещь считается одной из лучших, записанных Паркером. Во время записи музыкант находился под действием героина, так что его продюсеру Россу Расселлу пришлось поддерживать его перед микрофоном, пока произведение не было записано.

«Moose the Mooche» – записана Чарли вскоре после ухода из его ансамбляДиззи Гиллеспи. Есть предположение, что вещь названа в честь прозвища дилера, который снабжал Паркера наркотиками в течение нескольких лет.

«Billie"s Bounce» – отличный блюз, записанный Паркером в 1945 году. В 2002 году включен в Зал славы премии «Грэмми».

Фильмы с участием Чарли Паркера и его музыкой


  • «Jivin" in Be-Bop» (1946)
  • «The Cool of the Evening» (1967)
  • «Sven Klangs kvintett» (1976)
  • «Птица» (1988)
  • «The Last Days of Chez Nous» (1992)
  • «Куда бы ветер не дул» (2003)
  • «Professor Norman Cornett» (2009)
  • «Совсем низко» (2014)

К сожалению, жизнь талантливого музыканта оборвалась чересчур рано. Неизвестно, сколько еще он мог бы сказать миру, и сколько нереализованных идей оставалось у него в запасе. Признанный при жизни гений, не терпящий ничьих советов и живущий по своим правилам, Чарли Паркер навсегда вошел в историю как бунтарь, чью манеру игры не под силу повторить практически ни одному человеку. Смело и решительно отвергавший классические правила и традиции, он создавал новую музыку, настолько объемную по содержанию, что ее практически невозможно измерить.

Видео: слушать Чарли Паркера