Образ Жюльена Сореля (подробная характеристика героя романа "Красное и черное"). Образ Жульена Сореля «Красное и Черное Смотреть что такое "жюльен сорель" в других словарях

ОБРАЗ ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ”

Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты видели свою задачу в изображении общественных отношений современности, быта и нравов Реставрации и Июльской монархии. В1830 году Стендаль закончил роман “Красное и черное”, в котором с тончайшими оттенками анализирует

Мысли и поступки человека переломной эпохи, его противоречивые жизненные взгляды и устремления. “Красное и черное” – ярчайший образец социально-психологического романа мировой реалистической литературы XIX века.

Фабула романа основана на реальных событиях. Был приговорен к казни молодой человек, сын крестьянина, который решил сделать карьеру и стал гувернером в семье местного богача, но, уличенный в любовной связи с женой хозяина – матерью своих воспитанников, потерял место. Потом юношу выгнали из духовной семинарии, затем – со службы в парижском аристократическом особняке, где он был скомпрометирован

Отношениями с дочерью хозяина, и вскоре пытался покончить жизнь самоубийством.

Жюльен Сорель – сын плотника из французской провинции. Юному герою Стендаля, свидетелю разгрома французской армии при Ватерлоо, было суждено узнать суровую правду войны и расстаться со своими иллюзиями. Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период реставрации Бурбонов.

При Наполеоне одаренный юноша из народа сделал бы, возможно, военную карьеру, но сейчас единственной возможностью достичь верхов общества было окончить духовную семинарию и стать священником.

В начале романа воспитатель детей мэра города Верьера господина де Реналя, Жюльен, был одержим честолюбивыми планами, сознательно подражая лицемерному мольеровскому Тартюфу. Жюльен хочет “выйти в люди”, утвердиться в обществе, занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и обществом возможно лишь при условии, что Жюльен полностью подчинится нравам и законам этого общества.

Жюльен вдвойне чужой в мире Реналей и Ла Молей: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Пройдя через ряд испытаний, он осознал, что карьеризм невозможно совместить с возвышенными человеческими порывами, которые жили в его душе. Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права по рождению. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор. “Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия…

Вот мое преступление, господа”, – заявляет он своим судьям. “Господа! – говорит он. – Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия… Но даже если бы я был менее виновен, это все равно.

Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания… и желающих покарать во мне и раз навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые, родившись в низах… имели счастье получить хорошее образование и дерзнули примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом”.

В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX века, который вобрал в себя важнейшие черты своего народа, пробужденного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность и твердость духа, непоколебимость в продвижении к цели. Но герой всегда и везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в своих правах сословия, поэтому Жюльен – революционер, и с этим согласны его классовые враги – аристократы. Молодой человек близок по взглядам с отважным итальянским карбонарием Альтамирой и его другом – испанским революционером Диего Бустосом.

В его душе идет постоянная напряженная борьба, вступают в противоречие стремление к карьере и революционные идеи, холодный расчет и светлые романтические чувства.

Жюльен, стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, завидует парению птицы, хочет быть похожим не нее, возвысившись над окружающим миром. Наполеон, чей пример, по словам Стендаля, “породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие”, является идеалом для Жюльена. Но безумное честолюбие – важнейшая черта Жюльена – увлекает его в лагерь, противоположный лагерю революционеров. Он страстно желает славы и мечтает о свободе для всех, но первое пересиливает.

Жюльен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь и не сомневаясь в собственной воле, энергии и таланте.

Но Жюльен Сорель живет в годы Реставрации, а в это время такие люди опасны, их энергия – разрушительна, потому что таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь, и поэтому Жюльен не может прямым и честным путем сделать достойную карьеру.

Основа сложного характера героя – противоречивое соединение революционного, независимого и благородного начала с честолюбивыми стремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления. По словам Роже Вайяна, Жюльен “вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал”.

Путь наверх Жюльена Сореля – это путь утраты им лучших человеческих качеств и путь постижения настоящей сущности власть имущих. Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась.

Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищает его от пороков, привитых обществом. Жюльен видит иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он недавно связывал представления о счастье, и поэтому, ожидая казни, отказывается от помощи сильных мира сего, которые могут вызволить его из тюрьмы и вернуть к прежней жизни. Столкновение с обществом завершается нравственной победой героя.

Значительную и определяющую роль в судьбе Жюльена Сореля играет любовь. С Луизой де Реналь герой снимал маску, с которой обычно появлялся в обществе, и позволял быть самим собой. Образ Матильды – честолюбивый идеал Жюльена, во имя нее он готов пойти на сделку с совестью.

Перед Матильдой Жюльен представал незаурядной, гордой, энергичной личностью, способной на великие, дерзкие и жестокие дела.

На судебном процессе перед смертью Жюльен дает последний, решающий открытый бой своему классовому врагу. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, он бросает им в лицо грозную правду: его вина не в том, что он стрелял в госпожу де Реналь, а в том, что он осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводит его к гибели. Такая концовка показательна: Стендаль не смог решить, что ждет героя, осознавшего несостоятельность своей теории, как должен он перестроить свою жизнь, преодолев заблуждения, но оставшись в буржуазном обществе, и потому

Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Творчество Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось началом нового периода – классического реализма. Именно Стендаль первым обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой значительной работой писателя стал его роман “Красное и черное”, который сам автор довольно точно назвал хроникой […]...
  2. ДУШЕВНАЯ БОРЬБА ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова, как Мериме, Бальзак, Стендаль. Стендаль первым обосновал главные принципы и программы нового течения, а затем […]...
  3. “Нехитрое дело попасть ногою в Проложенный след; гораздо труднее, но зато и почетнее, Прокладывать путь самому” Якуб Колас Жизнь Жюльена Сореля была не легкой. Простой французский городок, простая семья работяг, с сильным телом и рабочими руками. Это были люди недалекие и основной их жизненной задачей, было: раздобыть как можно больше денег, что в принципе не […]...
  4. Психология Жюльена Сореля (главного героя романа “Красное и черное”) и его поведение объясняются классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской революцией. Он трудится, читает, развивает свои умственные способности, носит пистолет, чтобы защитить свою честь. Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет дерзкую храбрость, не ожидающую опасность, а предупреждающую ее. Итак, во Франции, где господствует […]...
  5. Выстрел Жюльена в госпожу де Реналь поставил точку в мучительных попытках Жюльена Сореля достичь компромисса между “красным” и “черным”. Цена прозрения – жизнь. Он совершил двойное преступление – выстрел прозвучал в церкви – неслыханное святотатство. Таким образом, Жюльен Сорель сознательно приговорил себя к смерти. Все возвращается на круги своя: “первый шаг” на пути к призрачному […]...
  6. Строже всего Стендаль испытывает своего героя в любви. Именно в любви Жюльен Сорель, несмотря на все попытки превратить это чувство в инструмент тщеславных замыслов, раскрывается как натура самоотверженная, пылкая и нежная, без остатка отдающаяся природному чувству, волею обстоятельств до поры до времени спрятанному в самых сокровенных глубинах его души. Способность любить, с точки зрения Стендаля,- […]...
  7. Наполеон Бонапарт, как сказал о нем А. С. Пушкин – это “властитель человеческих судеб”. Под звездой славы выдающейся во всех отношениях личности прошла не одна человеческая жизнь. Героический полководец, который создал и спас Французскую Республику, соблазнился мишурой короны и потерял свою неограниченную власть над народами Европы. Одним из знаменитых сторонников Наполеона был и Фредерико Стендаль, […]...
  8. Лучшие книги – это те, каждую страницу которых читаешь с огромным увлечением. Именно такой книгой является роман Фредерико Стендаля “Красное и черное”. Его замысел возник осенней ночью 1829 года. Толчком к нему послужила позапрошлогодняя газетная публикация, которая рассказывала о домашнем учителе Антуане Берте, который влюбился в хозяйку, а потом из ревности пытался ее застрелить и […]...
  9. Роман (бессмертное произведение) “Красное и черное” – социально-психологический Роман, в котором прослежен жизненный путь главного героя – молодого человека поколения 20-х годов XIX века Жюльена Сореля. О чем же роман “Красное и черное”? И почему “красное” и “черное”? Название романа символично и многозначно. Эти два цвета – красное и черное – отражают и идеи романа, […]...
  10. С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой… Б. Пастернак В центре романа Стендаля – судьба выходца из низов, пытающегося пробить себе дорогу в высшее общество, к славе и богатству. Автор подробно прослеживает весь путь героя, от первого успеха до гибели на гильотине. Но пружиной действия романа является не только преодоление Жюльеном […]...
  11. В судьбе главного героя, Жюльена Сореля, автор отражает типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху Реставрации. Время Наполеона – время подвигов и свершений, взлетов и падений. Реставрация – погружение в обыденную жизнь, где нет мести героям. Писатель мастерски воссоздает подробности жизни провинции и столицы, но главное – анализ внутреннего мира персонажа, его психология. Поклонник Наполеона, […]...
  12. Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем указанные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, наконец, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин “с поразительно своеобразным лицом”, относится к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации отбросил на […]...
  13. (1830). Подзаголовок романа – “Хроника XIX века”. Реальные прототипы – Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте – сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. […]...
  14. МНОГОЗНАЧНОСТЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО НАЗВАНИЯ РОМАНА СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Правда, горькая правда. Ф. Стендаль Роман известного французского писателя Стендаля “Красное и черное” был создан в 1830 году – в год Июльской революции. В нем отразились все важнейшие события той эпохи, когда феодально-клерикальная реакция достигла своего наивысшего развития и процветания. Ультрароялисты пытаются возродить былое величие монархии, огромная […]...
  15. У сваєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивасті відбиття життя у сваїх добутках. Перший великий роман Стендаля, “Черван і чорне”, вийшов в 1830 році, у рік Липневаї ревалюції. Уже його назва говарить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двах сил – ревалюції й реакції. […]...
  16. Характер і доля Жюльена Сореля У своєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивості відбиття життя у своїх добутках Перший великий роман Стендаля, “Червон і чорне”, вийшов в 1830 році, у рік Липневої революції Уже його назва говорить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двох […]...
  17. “XIX в. будет отличаться от всех ему предшествующих веков точным и пламенным изображением человеческого сердца”, – писал Стендаль. По сути, это была сверхзадача, которую ставил перед собой писатель, приступая к созданию нового романа. К этому времени у Стендаля уже был выработан “жесткий, суховатый, пренебрегающий метафорическими узорами аналитический слог”. В общих чертах писателю был ясен и […]...
  18. Сорель Жюльен – сын старика плотника из городка Верьер, сделавший блестящую карьеру в годы Реставрации, однако оставшийся духовно чужим этой эпохе, потому что его сердце безраздельно принадлежит Наполеону и тому веку героики, который ассоциируется для Ж. с именем низвергнутого императора. Катастрофа героя, оканчивающего свой путь на плахе, когда ему всего 23 года, по логике развития […]...
  19. Роман “Красное и черное” по праву считается одним из шедевров Стендаля. Это роман о современности, о французском обществе периода Реставрации, взятое в широком диапазоне. Перед читателем разворачивается жизнь провинции и столицы, различных классов и слоев – провинциальной и столичной аристократии, буржуазии, духовенства, даже в определенной степени социальных низов, ведь главный герой произведения, Жульен Сорель, сын […]...
  20. Как утверждают литературоведы, чтобы быть правдивым в своих произведениях, писатель должен наблюдать и анализировать жизнь, а по Стендалю, литература должна быть зеркалом жизни, отображать его. Результатом такого наблюдения Стендаля стал социально – психологический роман “Красное и черное”, созданный известным французским писателем-классиком в 1830 году, так как сюжет его подсказала автору хроника уголовного дела, которое он […]...
  21. В обращении к читателю автор сообщает, что ” нижеследующие страницы были написаны в 1827 г.”. К подлинности даты можно относиться с осторожностью, как и ко многим подписям и эпиграфам: в романе упоминаются события, которые произошли во Франции в 1829 и нач. 30 годов, а многие эпиграфы были сочинены самим автором, хотя и были приписаны Гоббсу, […]...
  22. Изучая литературу, мы видели, что очень многие герои русских писателей с большой симпатией относились к такой неоднозначной фигуре, как Наполеон. Через симпатию к нему, даже увлечение им прошли такие герои русской литературы, как Онегин, князь Андрей Болконский, Родион Раскольников. И каждый из них сумел выбрать, услышать, рассмотреть и увидеть в Бонапарте те черты и человеческие […]...
  23. В раскрытии всех процессов и перипетий, происходящих в душе Жюльена Сореля, с особой выразительностью оказался психологизм Стендаля, достигший необычной тонкости и проницательности. И именно психологизм является фундаментальной чертой поэтики романа “Красное и черное”. Роман Стендаля “Красное и черное” является одним из самых ярких и характерных произведений объективного психологизма. В его художественной структуре выделяются два уровня: […]...
  24. Известный роман прославленного француза Стендаля “Красное и черное” насыщен яркими героями, резкими поворотами сюжета и живописными местами событий. Все в нем взаимосвязано и переплетается. Таким образом, в спокойном городке Верже сюжет развивается достаточно плавно и только начинает набирать обороты; в новом, незнакомом для главного героя, в Безансоне он и сам чужой; а Парижу, крупному мегаполису, […]...
  25. Обновленная оккупационными войсками монархия Бурбонов была дворянской монархией, то есть политическая власть принадлежала в ней дворянству. Однако буржуазия уже царила в экономике и готовилась взять в свои руки политическую власть, что и произошло, только Стендаль дописал роман. Эта повторная победа – после революции конца XVIII в. – была неизбежной уже и потому, что дворянство неуклонно […]...
  26. МАТИЛЬДА ДЕ ЛА-МОЛЬ Матильда – дочь маркиза де Ла-Моля, на службу к ко­торому поступил главный герой романа Жюльен Сорель. Матильда является самой богатой наследницей в Сен-Жерменском предместье. Ее любовь к плебею Жюльену Сорелю возникла как результат неприятия молодых людей ее круга с их мелкими страстями, мелочными душами. Героиня скучала, находясь в окружении безупречно вежливых маркизов […]...
  27. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Стендаль (Stendhal) Красное и черное (Le rouge et le noir) Роман (1830) Г-н де Реналь, мэр французского городка Верьер в округе Франш-Конте, человек самодовольный и тщеславный, сообщает жене о решении взять в дом гувернера. Особой необходимости в гувернере нет, просто местный богач г-н Вально, этот вульгарный крикун, вечно соперничающий с мэром, слишком гордится […]...
  28. Господин де Реналь, мэр французского городка Верьер в округе Франш-Конте, человек самодовольный и тщеславный, сообщает жене о решении взять в дом гувернера. Особой необходимости в гувернере нет, просто местный богач г-н Вально, этот вульгарный крикун, вечно соперничающий с мэром, слишком гордится новой парой нормандских лошадей. Ну что ж, лошадки у г-на Вально теперь есть, зато […]...
  29. Ла Моль Матильда де – “самая богатая наследница в Сен-Жерменском предместье”, завоеванная Жюльеном, для которого М. – символ мира старой аристократии, куда ему заведомо нет доступа, а лишь затем пленительная юная женщина, духовно превосходящая свое окружение. О родственности натур говорит свойственное им обоим отвращение к своему измельчавшему веку и тоска по духовному величию. В представлении […]...
  30. Роман Стендаля “Красное и черное” разнообразный по тематике, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чего же научили мне две героини – госпожа где Реналь и Матильда де Ла-Моль. Чтобы нам был понятный внутренний мир этих героинь, Стендаль подвергает их испытанию любовью, так как, по его мнению, любовь – чувство субъективное […]...
  31. Новая литература, утверждал Стендаль, должна выработать свой стиль – “ясный, простой, идущий прямо к цели”, не уступающий в своих достоинствах французской классической прозе XVIII в. В 1830 г. Стендаль заканчивает роман “Красное и черное”, ознаменовавший наступление зрелости писателя. Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, […]...
  32. Реналь Луиза де – жена мэра, не имеющая никакого влияния на мужа, как и на ход дел в городе Верьер, вверенном его попечению. По местным понятиям, почти дурочка, упускающая “удобные случаи заставить мужа купить ей шляпку”, она с первого взгляда поражает Жюльена, поступившего в дом гувернером к ее трем сыновьям, “наивной грацией, чистой и живой”. […]...
  33. Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем обозначенные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, в конце концов, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин “с поражающе своеобразным лицом”, принадлежит к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации […]...
  34. Стендаль был прекрасно знаком с французской материалистической философией XVIII и начала XIX в. В частности большое влияние на творчество С. оказало учение Гельвеция о человеческих страстях как основной движущей силе в “нравственном мире”, в общественной жизни человека. Достаточно определенны были и общественно-политические воззрения С. В эпоху Реставрации он оставался верен бонапартизму и своей ненависти к […]...
  35. Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве писателя, так и в его философии и эстетике. В своем понимании искусства и роли художника […]...
  36. Один из первых реалистических романов карьеры во французской литературе. Для молодого незнатного провинциала Жюльена Сореля, наделенного недюжинным умом и честолюбием, ступенями к возвышению становятся любовные связи – сначала с женой преуспевающего провинциального буржуа г-жой де Реналь, а затем с дочерью крупного сановника времен Реставрации Матильдой де Ла-Моль. Однако, завоевывая женщину путем цинично-расчетливой стратегии, Жюльен в […]...
  37. Один из наиболее общих моментов в конструкции буржуазного реалистического романа почти на всем протяжении его истории от Сервантеса через Филдинга, через Бальзака и Флобера до Пруста – это противопоставление “героя” и “общества”, проверка второго первым, критика общества через поведение героя. У Сстендаля этот момент особенно заострен. В “Красном и черном”, “Пармском монастыре”, “Люсьене Левене” существуют […]...
  38. Преступление – это не то что совершается просто так, для удовольствия или из-за скуки. Преступление всегда имеет под собой основание, и, хотя иногда его может быть почти не видно, всегда существует последняя капля, что заставляет человека перейти за черту, совершить это преступление. Жюльен Сорель из романа Стендаля “Красное и черное” – человек, впал в отчаяние […]...
  39. 1830 года вышел в свет роман Стендаля “Красное и черное”. Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодой человека, осужденной к смертной казни,- Берте, что стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стен-Даль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти своего места в обществе XIX столетие. Чему? Об этом я скажу […]...
  40. Философия сенсуализма была очень близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Учитель Стендаля написал “Идеологию”, по которой все поступки человека обусловлены его стремлением к счастью, которое в свою очередь зависит от общественной жизни и общественного счастья. Стендаль разработал идею “погони за счастьем” – искусство добродетели, добытое мышлением и ясным пониманием среды обитания чел., […]...
ОБРАЗ ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ”

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ (фр. Julien Sorel) – герой романа Ф. Стендаля “Красное и черное” (1830). Подзаголовок романа – “Хроника XIX века”. Реальные прототипы – Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте – сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. Оба остались живы, но Берте судили и, приговорив к смерти, казнили (1827). Лафарг – краснодеревщик, убивший

Любовницу из ревности, раскаявшийся и просивший себе смертной казни (1829). Образ Ж. С.- героя, совершающего уголовное преступление на почве любовной страсти и одновременно преступление против религии (поскольку покушение на убийство произошло в церкви), раскаявшегося и казненного – использован Стендалем для анализа путей общественного развития.
Литературный тип Ж. С. характерен для французской литературы XIX”Шв. – молодой человек из низов, делающий карьеру, опираясь только на свои личные качества, герой воспитательного романа на тему “утраты иллюзий”. Типологически Ж. С. родствен образам романтических героев – “высшим личностям”, в гордыне презирающим окружающий мир. Общие литературные корни можно наблюдать в образе индивидуалиста из “Исповеди” Ж.-Ж. Руссо (1770), объявившего тонко чувствующую и способную к самоанализу личность (благородную душу) “исключительной личностью”. В образе Ж. С. Стендаль осмыслил опыт рационалистической философии XVII-XVIII вв., показав, что место в обществе добывается ценой нравственных потерь. С одной стороны, Ж. С.- прямой наследник идей Просвещения и Великой французской революции, трех ключевых фигур начала “буржуазного века” – Тартюфа, Наполеона и Руссо; с другой – экстраполяция нравственных метаний романтиков – его талант, индивидуальная энергия, интеллект направлены на достижение общественного положения. В центре образа Ж. С.- идея “отчужденности”, противостояния “против всех” с конечным выводом о своей абсолютной несовместимости с любым образом жизни. Это необычный преступник, ежедневно совершающий преступления для утверждения себя как личности, отстаивая “естественное право” на равенство, образование, любовь, решающийся на убийство с целью оправдать себя в глазах любимой женщины, усомнившейся в его честности и преданности, карьерист, руководствующийся идеей своей избранности. Психологическая драма его души и жизни – постоянные колебания между благородной чувствительной натурой и макиавеллизмом его изощренного интеллекта, между дьявольской логикой и доброй, гуманной натурой. Феномен личности Ж. С., эмансипированной не только от вековых общественных устоев и религиозных догматов, но и от всяких принципов, кастовых или классовых, выявляет процесс зарождения индивидуалистической этики с ее эгоизмом и эгоцентризмом, с ее пренебрежением средствами в достижении поставленных целей. Ж. С. не удается убить свою благородную душу до конца, он пытается жить, руководствуясь внутренним долгом и законами чести, в конце своей одиссеи придя к выводу об ошибочности идеи утвердить “благородство духа” путем карьеры в обществе, к выводу о том, что земной ад ужаснее смерти. Он отрекается от стремления встать “над всеми” во имя безудержного чувства любви как единственного смысла существования. Образ Ж. С. оказал огромное влияние на дальнейшее осмысление проблемы “исключительной личности” в литературе и в философии. Сразу после выхода романа критика назвала Ж. С. “чудовищем”, угадав в нем тип будущего “плебея с образованием”. Ж. С. стал классическим родоначальником всех терпящих крах одиноких завоевателей мира: Мартин Иден Дж. Лондона, Клайд Гриффите Т. Драйзера. У Ницше есть примечательные ссылки на поиски у автора Ж. С. “недостающих черт” философа нового типа, заявившего о главенстве у “высшей личности” некоей “воли к власти”. Однако Ж. С. послужил и прототипом героев, переживающих катарсис и покаяние. В русской литературе его наследник – Раскольников Ф. М.Достоевского. По словам Николо Кьяромонте (“Парадоксы истории”, 1973), “Стендаль учит нас отнюдь не эгоцентризму, который он провозглашал своим кредо. Он учит нас давать беспощадную оценку заблуждениям, в которых повинны наши чувства, и всяким небылицам, которыми полон окружающий нас мир”. Знаменитым исполнителем роли Ж. С. во французской экранизации романа был Жерар Филип (1954).

  1. Создавая свой роман “Красное и черное”, Стендаль ставил перед собой задачу отобразить все сферы жизни, охватить все слои общества, передать основные тенденции, проблемы, конфликты, возникающие в обществе. Поэтому сценой для...
  2. Луиза де Реналь – жена мэра, не имеющая никакого влияния на мужа, как и на ход дел в городе Верьер, вверенном его попечению. По местным понятиям, почти дурочка, упускающая “удобные...
  3. Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова,...
  4. Роман “Красное и черное” справедливо считается одним из шедевров Стендаля. Это роман о современности, о французском обществе периода Реставрации, взятое в широком диапазоне. Перед читателем разворачивается жизнь провинции и столицы,...
  5. Подзаголовок романа – “Хроника XIX века”. Реальные прототипы – Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте – сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи...
  6. Роман Стендаля “Красное и черное” разнообразный за тематикой, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чему же научили меня две героини – госпожи де Реналь и...
  7. В литературе, живописи и музыке “реализм” в широком смысле слова означает способность искусства правдиво отображать действительность. В основе реалистических взглядов на жизнь – представление о том, что человек зависит от...
  8. В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях. Первый большой роман Стендаля, “Красное и черное”,...
  9. Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей,...
  10. 1830 году вышел в свет роман Стендаля “Красное и черное”. Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодого человека, осужденного к казни, – Берте, который стрелял в мать детей, гувернером...
  11. Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем обозначенные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и,...
  12. Философия сенсуализма была очень близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Учитель Стендаля написал “Идеологию”, по которой все поступки человека обусловлены его стремлением к счастью, которое в свою...
  13. В своем романе “Красное и черное” Стендаль создал объективную картину жизни современного ему общества. “Правда, горькая правда”, – говорит он в эпиграфе к первой части произведения. И этой горькой правды...
  14. Стендаль уже с 1816 года упорно боролся за новую литературу, которая должна была отвечать запросам и надобностям: общества, выросшего из Французской революции. Эта литература, как думал Стендаль, должна была стать...
  15. Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями,...
  16. Лучшие книги – это те, каждую страницу которых читаешь с огромным увлечением. Именно такой книгой является роман Фредерико Стендаля “Красное и черное”. Его замысел возник осенней ночью 1829 года. Толчком...
  17. Роман выдающегося французского писателя Стендаля (псевдоним Анри-Мари Бейля) (1830) можно без преувеличения назвать центральным как в творчестве самого Стендаля, так и в процессе становления французской литературы прошлого столетия в ее...
  18. Герой романа Жюльен Сорель – юноша из народа. Он живет во Франции 20-х годов XIX в. Умственно одаренный сын плотника из провинции, он при Наполеоне сделал бы военную карьеру. Сейчас...
  19. ФАБРИЦИО дель ДОНГО (фр. Fabrice del Dongo) – герой романа Стендаля “Пармская обитель” (1839). Исторический прототип -Алессандро Фарнезе (1468-1549), кардинал, с 1534 г. римский папа Павел III. Сын маркиза дель...

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ (фр. Julien Sorel) - герой романа Ф.Стендаля «Красное и черное» (1830). Подзаголовок романа - «Хроника XIX века». Реальные прототипы - Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте - сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. Оба остались живы, но Берте судили и, приговорив к смерти, казнили (1827). Лафарг - краснодеревщик, убивший любовницу из ревности, раскаявшийся и просивший себе смертной казни (1829).

Образ Ж.С.- героя, совершающего уголовное преступление на почве любовной страсти и одновременно преступление против религии (поскольку покушение на убийство произошло в церкви), раскаявшегося и казненного - использован Стендалем для анализа путей общественного развития. Литературный тип Ж.С. характерен для французской литературы XIX в. - молодой человек из низов, делающий карьеру, опираясь только на свои личные качества, герой воспитательного романа на тему «утраты иллюзий». Типологически Ж.С. родствен образам романтических героев - «высшим личностям», в гордыне презирающим окружающий мир. Общие литературные корни можно наблюдать в образе индивидуалиста из «Исповеди» Ж.-Ж.Руссо (1770), объявившего тонко чувствующую и способную к самоанализу личность (благородную душу) «исключительной личностью» (1"homme different).

В образе Ж.С. Стендаль осмыслил опыт рационалистической философии XVII-XVIII вв., показав, что место в обществе добывается ценой нравственных потерь. С одной стороны, Ж.С.- прямой наследник идей Просвещения и Великой французской революции, трех ключевых фигур начала «буржуазного века» - Тартюфа, Наполеона и Руссо; с другой - экстраполяция нравственных метаний романтиков - его талант, индивидуальная энергия, интеллект направлены на достижение общественного положения.

В центре образа Ж.С.- идея «отчужденности», противостояния «против всех» с конечным выводом о своей абсолютной несовместимости с любым образом жизни. Это необычный преступник, ежедневно совершающий преступления для утверждения себя как личности, отстаивая «естественное право» на равенство, образование, любовь, решающийся на убийство с целью оправдать себя в глазах любимой женщины, усомнившейся в его честности и преданности, карьерист, руководствующийся идеей своей избранности. Психологическая драма его души и жизни - постоянные колебания между благородной чувствительной натурой и макиавеллизмом его изощренного интеллекта, между дьявольской логикой и доброй, гуманной натурой.

Феномен личности Ж.С., эмансипированной не только от вековых общественных устоев и религиозных догматов, но и от всяких принципов, кастовых или классовых, выявляет процесс зарождения индивидуалистической этики с ее эгоизмом и эгоцентризмом, с ее пренебрежением средствами в достижении поставленных целей. Ж.С. не удается убить свою благородную душу до конца, он пытается жить, руководствуясь внутренним долгом и законами чести, в конце своей одиссеи придя к выводу об ошибочности идеи утвердить «благородство духа» путем карьеры в обществе, к выводу о том, что земной ад ужаснее смерти. Он отрекается от стремления встать «над всеми» во имя безудержного чувства любви как единственного смысла существования.

Образ Ж.С. оказал огромное влияние на дальнейшее осмысление проблемы «исключительной личности» в литературе и в философии. Сразу после выхода романа критика назвала Ж.С. «чудовищем», угадав в нем тип будущего «плебея с образованием». Ж.С. стал классическим родоначальником всех терпящих крах одиноких завоевателей мира: Мартин Иден Дж.Лондона, Клайд Гриффите Т.Драйзера. У Ницше есть примечательные ссылки на поиски у автора Ж.С. «недостающих черт» философа нового типа, заявившего о главенстве у «высшей личности» некоей «воли к власти». Однако Ж.С. послужил и прототипом героев, переживающих катарсис и покаяние. В русской литературе его наследник - Раскольников Ф.М.Достоевского. По словам Николо Кьяромонте («Парадоксы истории», 1973), «Стендаль учит нас отнюдь не эгоцентризму, который он провозглашал своим кредо. Он учит нас давать беспощадную оценку заблуждениям, в которых повинны наши чувства, и всяким небылицам, которыми полон окружающий нас мир».

Знаменитым исполнителем роли Ж.С. во французской экранизации романа был Жерар Филип (1954).

Лит.: Fonvieille R. Le veritable Julien Sorel. Paris et Grenoble, 1971; Ремизов Б.Г. Стендаль. Л., 1978; Горький A.M. Предисловие

//Виноградов А.К. Три цвета времени. М., 1979; Тимашева О.В. Стендаль. М., 1983; Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985; Эсенбаева P.M. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание». Тверь, 1991.

Л.Г.Вязмитинова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ" в других словарях:

    жюльен сорель - Еще не написан советский Жюльен Сорель человек, выдирающийся из социальной группы, к которой приписан, сделавший инструментом своего возвышения образование. ЗС 1995 8 113. Жил в нем <Есенине> Жюльен Сорель. Покоритель. То есть заведомо… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. Jullien или Julien): Содержание 1 Фамилия 2 Литературные персонажи 3 Другие значения … Википедия

    Сорель, Станислав французский изобретатель магнезиального цемента (1867); Сорель, Агнесса куртизанка XV века; любовница французского короля Карла VII; Сорель, Густав бельгийский живописец (1905 1981); Сорель, Жорж … … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). {{{Название}}} Le Rouge et le Noir … Википедия

    Фредерик (настоящее имя Анри Бейль, 1783 1842) французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в. Р. в Гренобле в буржуазной семье, почти все члены которой (за исключением деда вольтерьянца, оказавшего… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное Le Rouge et le noir … Википедия

    Рождение реалистического романа. Стендаль - 30 е и 40 е годы XIX в. во французской литературе ознаменованы подъемом реализма. В этот период с особенной яркостью обнаружились противоречия между идеалами буржуазной демократии и реальной действительностью, развитием капитализма. Обнищание… … Всемирная история. Энциклопедия

    Красное и чёрное (фильм, 1976) У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное [[Файл:‎|200px|Постер фильма]] Жанр драма Режиссёр Сергей Герасимов … Википедия

    Красное и чёрное Le Rouge et le Noir Автор: Стендаль Язык оригинала: французский Оригинал издан: 1830 г. Переводчик: Сергей Бобров, Мария Богословская Издательство … Википедия

Сочинение. Сравнительная характеристика Жюльена Сореля и Гобсека (по роману Стендаля «Красное и Чёрное, и повести Бальзака «Гобсек»)

Реалистическое направление в литературе XIX века возглавили французские романисты Стендаль и Бальзак. Во многом опираясь на опыт романтиков, глубоко интересовавшихся историей, писатели-реалисты увидели свою задачу в том, чтобы изобразить общественные отношения современности, быт и нравы XIX века. Стендаль в своём романе «Красное и Чёрное» и Бальзак в повести «Гобсек» описывают стремления к намеченной цели на примере двух людей – Жюльена Сореля и Гобсека.
Жюльена и Гобсека объединяют происхождение и одинаковое социальное положение. Мать пристроила Гобсека юнгой на корабль и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Жюльен был сыном плотника, и вся семья была занята зарабатыванием денег на жизнь. Однако, различия судеб героев совпадают в их целеустремлённости. Гобсек, желая разбогатеть, становится ростовщиком. Он очень любил деньги, особенно золото, считая, что в золоте сосредоточены все силы человечества. Над Жюльеном, из-за того что он был физически слабым, насмехались отец и братья. И поэтому он находит друзей только в книгах, общается с ними и становится намного умнее и выше тех людей, которые его презирают. Между тем он мечтает вырваться в мир, где его будут понимать. Но единственную возможность продвинуться в обществе он видел в том, чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником. Оба героя также избирают разные средства для продвижения к намеченной цели: у Гобсека это работа юнгой на корабле и ростовщичество, а у Жюльена это, прежде всего, любовные связи.
При общении с разными людьми герои по-разному используют свой характер. Гобсек был очень скрытным. Никто не догадывался, что он ростовщик и для осторожности всегда одевался бедно. Благодаря ещё одной черте характера – аккуратности – у Гобсека всегда в комнатах всё было опрятно, чисто, убрано и всё лежало на своих местах. Ходьба по Парижу пешком и ненависть к своим наследникам свидетельствовали о его жадности и скупости. В общении с людьми он всегда был ровен и не повышал голос при разговоре. Гобсек никогда не врал и не выдавал тайн, но как только он понимал, что человек не сдерживает своё слово, он хладнокровно «уничтожал» его и выкручивал всё в свою пользу. В душе Жюльена, как показывает Стендаль, борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчёт и романтическая чувствительность. Взгляды на жизнь Жюльена и Гобсека сходятся также в презрении к высшему обществу. Но Гобсек, выражая презрение, оставлял «в память» грязь на ковре у богачей, а Жюльен хранил это чувство у себя в душе.
В конце оба героя умирают при разных обстоятельствах. Если же Гобсек умирает богатым, но духовно бедным, то Жюльен незадолго до своей казни, уже находясь в тюрьме, смог полностью разобраться в своих поступках, трезво оценить общество, в котором он жил и бросить ему вызов.

Литература:
Стендаль, "Красное и черное". Хроника ХIX века. Москва, "Художественная литература" 1979г.

«Роман-карьера» - новый жанр, возникший в эпоху реставрации. Герой беден и является плебеем по рождению (например, Сорель и Растиньяк). Они как будто опоздали родиться, честолюбивы, но бедны – диссонанс между эпохой и героем.

Жюльен Сорель (Стендаль «Красное и черное») - сын старика плотника из городка Верьер, сделавший блестящую карьеру в годы Реставрации, однако оставшийся духовно чужим этой эпохе, потому что его сердце безраздельно принадлежит Наполеону и тому веку героики, который ассоциируется для Жюльена с именем низвергнутого императора.

Жюльен хочет «выйти в люди», утвердиться в обществе, занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и обществом возможно лишь при условии, что Жюльен полностью подчинится нравам и законам этого общества.

Пройдя через ряд испытаний, он осознал, что карьеризм невозможно совместить с возвышенными человеческими порывами, которые жили в его душе. Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права по рождению. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.

В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX века, который вобрал в себя важнейшие черты своего народа, пробужденного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность ж твердость духа, непоколебимость в продвижении к цели. Но герой всегда ж везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в своих правах сословия, поэтому Жюльен - революционер, и с этим согласны его классовые враги - аристократы.

В его душе идет постоянная напряженная борьба, вступают в противоречие стремление к карьере и революционные идеи, холодный расчет и светлые романтические чувства.

Но Жюльен Сорель живет в годы Реставрации, а в это время такие люди опасны, их энергия - разрушительна, потому что таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь, и поэтому Жюльен не может прямым и честным путем сделать достойную карьеру. Основа сложного характера героя - противоречивое соединение революционного, независимого и благородного начала с честолюбивыми стремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления.


Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели. Такая концовка показательна: Стендаль не смог решить, что ждет героя, осознавшего несостоятельность своей теории, как должен он перестроить свою жизнь, преодолев заблуждения, но оставшись в буржуазном обществе, и потому Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.

Эжен де Растиньяк - один из центральных героев романа «Отец Горио», а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака, юный провинциал, постепенно утрачивающий идеалистические иллюзии и превращающийся в парижского светского человека, готового на все ради денег.

Образ Растиньяка в «Человеческой комедии» - образ молодого человека, который завоевывает себе личное благополучие. Путь его – это путь наиболее последовательного и неуклонного восхождения. Утрата иллюзий, если и происходит, то совершается сравнительно безболезненно.

В «Отце Горио» Растиньяк еще верит в добро, гордится своей чистотой. Моя жизнь «чиста как лилия». Он знатного аристократического происхождения, приезжает в Париж, чтобы сделать карьеру и поступать на юридический факультет. Он живет в пансионе мадам Ваке на последние деньги. Ему открыт доступ в салон виконтессы де Босеан. По социальному же положению он бедняк. Жизненный опыт Растиньяка складывается из столкновения двух миров (каторжник Вотрен и виконтесса). Растиньяк считает Вотрена и его взгляды выше аристократического общества, там преступления мелки. «Честность никому не нужна», - говорит Вотрен. «Чем холоднее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь». Промежуточное положение его типично для того времени. На последние деньги он устраивает похороны бедняку Горио.

Вскоре он понимает, что его положение плохое, ни к чему не приведет, что надо поступиться честностью, плюнуть на самолюбие и пойти на подлость.

В романе «Банкирский дом» рассказывается о первых деловых успехах Растиньяка. Пользуясь помощью мужа своей любовницы Дельфины, дочери Горио, барона де Нусингена, он наживает себе состояние путем ловкой игры на акциях. Он – классический приспособленец.

В «Шагреневой коже» - новый этап эволюции Растиньяка. Здесь он уже опытный стратег, который давно распростился со всякими иллюзиями. Это откровенный циник, научившийся лгать и лицемерить. Он – классический приспособленец. Для того, чтобы процветать, учит он Рафаэля, нужно лезть вперед и поступаться всеми моральными принципами.

Растиньяк – представитель той армии молодых людей, которые шли не путем открытого преступления, а путем приспособления, осуществляемого средствами законного преступления. Финансовая политика – грабеж. Он пытается приспособиться к буржуазному трону.