Анализ проведенного занятия экскурсии в краеведческий музей. Конспект " экскурсия в краеведческий музей."

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 814»

(ГБОУ ШКОЛА № 814)

Конспект консультации для воспитателей и родителей

Тема: " Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Воспитатель: Дудникова Н.В.

Москва 2015

Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Конспект проведения краеведческой экскурсии в музее.

Тема экскурсии: «Изучая свои истоки»

Цели экскурсии :

    Углубление, расширение и развитие знаний учащихся об истории и культуре родного края.

    Формирование правил поведения в музее.

    Развитие наблюдательности, памяти, мышления

Оборудование : блокноты, ручки, фотоаппарат.

Подготовка учащихся к экскурсии. Перед экскурсией учитель проводит инструктаж о правилах поведения, в музее, обращая внимание на то, что следует передвигаться бесшумно, разговаривать негромко и обсуждать. Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другими посетителями.

Затем сообщается тема и цель экскурсии и проводится предварительная беседа по следующим вопросам.

1. Что такое музей? (Ответы детей)

2. Что мы можем там увидеть? (Ответы детей)

3. Какие бывают музеи? (Ответы детей)

Ход экскурсии:

    Рассказ учителя.

Дорогие ребята! Поселок Гайны – это ваш родной край. Он знаком вам с раннего детства. Вы здесь растете, учитесь быть примерными гражданами своей страны.

Гайны – замечательный уголок земли с неповторимой по красоте природой.

И сегодня я хочу подробнее вам рассказать о возникновении нашего поселка Гайны.

На Каме-реке
Стоит наш поселок
Пусть он не велик,
Но каждому дорог.
Он наша судьба,
Он родина наша.
Весь свет обойти
Не найдешь его краше. (Мышкина А.)

Откуда же, как вы думаете, взялось название поселка - Гайны? (Ответы детей)

В тревожные времена 600 - 700 лет назад родилось имя Гайна, по имени башкирского племени гайна, которое временно захватило богатые берега Камы и прилесье.

Сами коренные жители проще подходят к образованию названия и связывают название со словом "гайно" - беличье гнездо.

Экспонат «Изба крестьянина».

Как вы думаете, как выглядели Гайны раньше? (Ответы детей).

Избы с постройками из круглого, рубленого топором. Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской семьи. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно. Большая печь топилась "по-черному". Кроме нее, все оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели. Вдоль трех стен тянутся лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки - подставки. Над лавками под потолком устроены полки - полавочники. Они защищали низ стен и лавки от сажи. Над низкими дверьми - тесовые полати, на которых обычно спали дети.

Экспонат «Одежда жителей коми-пермяков».

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую - пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления - погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. Нательная и верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Простейшими были пояса плетеные и витые. Костюм коми-пермяков становился самобытным и красочным от узорчатых поясов -кушаков, покромок, тельников. В основе узоров - геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами, которые имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан - гребешок, перна - крест, радз - цедилка, катша кок - сорочья нога, тупдсь - оладушка, дзуган - путанка, баран сюр - бараний рог и др. Пояса являлись воплощением духовной жизни народа, запечатленной в смыслах декоративных узоров, в обычае дарить пояса во время свадьбы.

На ногах носили лапти. Зимой надевали шерстяные носки, в лапти стелили солому. В лавке можно было купить коты (обувь из коровьей кожи).

Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледелие. Выращивали рожь, ячмень, овес, а в южных районах - пшеницу и просо. Животноводство представлено разведением лошадей, коров, овец, свиней, кур. Коми-Пермяки были искусными рыболовами и охотниками. До нашего времени сохраняется значение собирательства. Все коми-пермяки занимались промыслами и ремеслами.

    Осмотр экспонатов, фотографий, архивов.

    Практическая деятельность: фотографирование

Итог:

Важно ли знать историю своих предков? (ответы детей)

О чем мы с вами вели разговор? (Ответы детей)

Где мы побывали? Что интересного вы увидели? (Ответы детей)

Как первоначально назывался наш поселок? (Ответы детей)

Почему так его назвали? (Ответы детей)

Сколько лет поселку? (Ответы детей)

Изучите узоры коми-пермяков на одежде. Украсьте данный пояс узором коми-пермяков.

Любовь Потопахина
Конспект экскурсии в краеведческий музей по освоению образовательной области «Познание» на тему: «Животный мир наших лесов»

Цель : воспитание у детей нравственного отношения к природному миру, обобщение знаний о животном мире наших лесов путём использования средств музейной педагогики .

Задачи : о. закрепить у детей знания о жизни диких животных нашего края , закрепить знания о назначении музея ; р. развивать логическое мышление, познавательный интерес ; в. воспитывать желание помогать живой природе .

Предварительная работа : непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию, беседы, экскурсии в природу , рассматривание иллюстраций о диких животных , разгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, лепка животных .

Примечание : в качестве динамической паузы использованы имитационные движения.

Ребята, сегодня мы с вами посетим музей . Кто помнит, что такое «музей » ?

Верно. Музей- это место , где собраны предметы- памятники (экспонаты) на какую-то одну общую тему .

Зачем люди посещают музеи ?

Ответы детей.

Прежде, чем мы отправимся в музей , давайте вспомним правила поведения в музее . Как мы

Совершенно верно, мы должны вести себя тихо, не разговаривать и внимательно слушать рассказ экскурсовода , отвечать на вопросы и самим задавать вопросы. Кто такой экскурсовод ?

Итак, мы с вами в музее . Проходим в нужный зал. Ребята, сегодня вашим экскурсоводом буду я .

Посмотрите, какой необычный зал! Он оформлен под лесную поляну : кругом и на траве, и на ветках деревьев, и в норах мы видим животных . Здесь собраны животные , которые обитают в наших лесах .

Ну что ж, давайте подойдём ближе и угадаем наш первый экспонат.

По снегу петляла-

Следы заметала,

И скрылась плутовка в чаще лесной,

Охотник угнаться не смог за….

(лисой) .

Что мы можем рассказать о лисе?

Давайте покажем, как лиса двигается. Вот как много мы знаем о рыжей плутовке! А напомните мне, лиса- это травоядное животное ?

Почему вы так думаете?

Верно, лиса- это плотоядное животное , потому что питается другими более мелкими животными .

Наш следующий экспонат. Как вы думаете, кто это?

Правильно, это медведь. Медведь- это тоже житель нашего леса. Обратите внимание на его размер. Медведь- самое большое животное , живущее у нас в лесу. А вот медведь, он плотоядный или травоядный?

Верно, медведь- это всеядное животное , то ест всё. А почему, кто догадался?

Конечно же из-за своего размера. Такому животному нужно очень много пищи, а если

учесть, что он впадает в спячку на всю зиму, то запасы лишними не будут. Как называется жилище медведя?

Покажите, как двигается медведь?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

Ребята, о каком циркаче идёт речь?

А ведь действительно, это белка! Давайте, подойдём к ней поближе. Посмотрите, как цепко она держится своими коготками за ствол дерева. Напомните мне, пожалуйста, чем питается белка? Делает она запасы или копит жир, как медведь? Как называется домик белки? Где он располагается?

А теперь попрыгаем, как белочки.

Посмотрите, какое величественное животное ! Рога, как корона, украшают его гордую голову. Послушайте, загадку и назовите мне это животное :

Трав копытами касаясь,

Ходит по полю красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко.

Да, это лось. Лось- это тоже крупное животное . Чем питается лось? Есть у лося домик? Какую особенность лося вы знаете?

Ответы детей.

Верно, особенностью этого животного является то , что в начале зимы он сбрасывает рога. Ребята, а что лось так и ходит без рогов? А как же он будет защищаться то врагов?

Конечно же у него отрастают другие рога.

Кто сможет показать движения лося?

Имитация движений лося.

В нашем музее ещё много экспонатов. Не про всех животных мы успели поговорить, но у нас есть возможность внимательно их рассмотреть. Ребята, назовите знакомых вам животных .

Если какое-то животное вам незнакомо , задавайте вопросы.

Дети задают вопросы о незнакомых животных , об образе их жизни и местах обитания. Воспитатель подробно отвечает на вопросы воспитанников.

Ну вот и закончилась наша экскурсия , наступила пора попрощаться с этим удивительным местом. Но мы сюда ещё не раз вернёмся, а также вы сможете посетить музей с вашими родителями . А теперь предлагаю вернуться в группу и нарисовать животных , которые вам наиболее симпатичны.

Публикации по теме:

Конспект экскурсии в краеведческий музей «И город возник на холме…» ЗАНЯТИЕ: Патриотическое воспитание дошкольника. Тема: «… И ГОРОД ВОЗНИК НА ХОЛМЕ» (экскурсия в краеведческий музей) Цель: воспитывать.

Великое начинается с малого Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. На сегодняшний.

Данная экскурсия была наполнена загадочностью и тайной неизведанного для детишек. Сотрудники краеведческого музея рассказали ребятам о ценности.

Росточки духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, поселку, к России, к природе родного края, культурному.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» Педагогический замысел: Воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы. Познавательное развитие: Систематизировать представления.

Ирина Федорова

Цель :

Развивать у детей интерес к истории, краеведению , формировать первые представления о жизни крестьян на Бологовской земле. Прививать интерес к народной культуре, познакомить с предметами старинного русского быта : кухонной утварью, орудиями труда, одеждой, рукоделием.

Знакомить детей с устным народным творчеством - малыми жанрами народного фольклора : пословицами, поговорками, поговорками, загадками, крылатыми выражениями. Учить понимать воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.

Материал :

Старинные предметы быта : самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, духовой 11111, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, льняная рубашка с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать, половики.

Ход занятия.

В нашем музее собраны старинные вещи, которыми пользовались еще наши прабабушки и прадедушки : кухонная утварь, предметы быта, одежда, рукоделия. Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева : и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали, она обогревала избу в холод.

Посуда в крестьянской избе была деревянная и глиняная : горшки, ложки, миски (их называли латками) позднее появилась металлическая посуда : чугун, самовар-батюшка и металлические предметы быта : ухват, утюг, серп, керосиновая лампа. Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, из лыка плеши лапти. (Показ воспитателем этих предметов)

Издавна на Руси и на Бологовской земле выращивали лен. Называли его ласково : миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на таких прялках (показать) . Прялка была в каждом доме. Всем дочерям к свадьбе отец изготовлял в подарок такую прялку.

Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляются кудель, и донца, на которое садится пряха. Прялочку украшали узорами.

Прядилыцица скручивала нить и сматывала ее на веретено. (Показ) Из полученных нитей на специальных ткацких станках ткали полотно. Из полотна шили одежду, полотенца, скатерти. Говорили : «Лен вымотает, лен и озолотит» . В нашем музее есть льняная рубаха с вышивкой, льняные полотенца с кружевом,

льняные подзоры на кровать.

На специальных станках ткали цветные половики, пестрые и нарядные. Наши прабабушки были мастерицы и рукодельницы. Из глубокой старины пришла к нам пословица : «Не учи безделью, а учи рукоделью» .

Умели наши предки работать, умели и любили повеселиться, пошутить. Говорила на Руси : «Песня-подруга, а шутка-сестра» . Много русские люди сложили разных шуток, прибауток, пословиц, крылатых выражений, загадок. Сейчас я загадаю вам старинные русские загадки, а отгадки на них есть в нашем музее .

1. Сверху дыра, снизу дыра,

А по средине огонь да вода.

(самовар)

Какое на Руси есть сравнение с самоваром? (Пузатый, важный, как самовар) Про толстого, глупого человека.

2. Был я копан, был я топтан,

Был я на пожаре, был на базаре.

Пока молод был - сто голов кормил,

А как упал, так и пропал.

(горшок)

Что варили в горшках? (щи, кашу) Говорили : «Щи да каша-пища наша.» . «Где щи-тут и нас ищи» .

3. Полно корыто людей набито.

(миска с ложками)


4. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(ухват)

- .Говорят : «Парень хват, вырос с ухват» . Это какой парень? (хваткий, сильный.)

5. Из угла в угол

Железным плутом

Гладим все. что касается,

А дотронешься - кусается.

(утюг)


6. Маленький, горбатенький,

Все поле обыскал.

Домой прибежал - всю зиму пролежал.

(серп)

7. Сделаны из железа,

Умеют стричь и резать. .

Когда они встречаются-

Части разделяются.

(ножницы)

8. Висит гряда вся в заплатах.

(корзина)

Из лучины плели кузовки, короба.

Говорят : «Наговорил с три короба» , (наврал, наболтал)

9. В лес идут клетки.

Из лесу идут клетки.

(лапти)

- Почему говорят : «Лапти новы, да текут?»

Про кого говорят : «Эх ты, лапоть!» (про бестолкового, неумного человека.)

10. Чем больше я верчусь,

Тем толще становлюсь.

(веретено)

- Про кого говорили : «Тонкая, как веретено?» (про тоненькую, стройную девушку)

В какой сказке веретено сыграла роковую роль в жизни главной героини? («Спящая красавица» )

11. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается.

(полотенце)

12. Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой.

Один вход, два выхода.

(рубашка)

Пословица : «Рубашка износится, а доброе дело останется» .

13. Это что за простачок

Лег у двери на бочок,

На дороге, на пороге останавливает ноги?

(половик)

Вот наши прабабушки были какие умелые да веселые. Говорили : «Скучен день до вечера, коли делать нечего» .

А теперь поиграем в старинную игру «Кузовок» , в которую играли еще наши прабабушки и прадедушки.

Правила игры :

Выбирается водящий, у него в руках кузовок, обходит всех играющих со словами :

Положи в кузовок залог с окончанием на - ок!

Дети кладут со словами :

Я положу в кузовок платок (Ремешок, пятачок, лапоток, носок, кружок и др.)

Затем водящий по очереди достает из кузовка положенные предметы, дает им разные задания :

Чей будет залог, тот расскажет стихотворение (или потешку, или загадает загадку и Др.)

В конце повторяют пословицы :

«Конец - делу венец.»

«Сделал дело - гуляй смело.»

Публикации по теме:

В преддверии семидесятой годовщины Победы мы посетили местный краеведческий музей. Особенно много времени уделили залу Воинской Славы. Где.

В нашем посёлке есть краеведческий музей и мы с детьми отправились на экскурсию Уже при входе в музей мы увидели кадки (бочки) для засолки.

К 70-летию великой победеы в нашем саду МБДОУ №21 "Брусничка" силами педагогов и родителей наших воспитанников создан музей экспозиция "И.

К семидесятилетию Великой Победы дети нашего учреждения посетили музей, который был создан педагогами и родителями. День Победы занимает.

Одним из основных направлений патриотического воспитания в системе дошкольного образования является краеведение. Воспитание любви к природе,.

Цель: Познакомить детей с историей своего родного города, что представляла собой Алексеевка несколько веков назад, какие великие достижения были в эту эпоху. Что произошло в нынешнем веке, как преобразовался город. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.

Ход:

Предварительная беседа в группе

Ребята, как называется город, в котором мы живем? А в какой области? Какой главный город в области?

В нашей области много небольших городов - это Шебекино, Старый Оскол, Валуйки, Алексеевка и другие.

Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник и что в нем происходило до нашего времени. С этой целью мы отправимся в Краеведческий музей, который расположен на улице Некрасова. Вести себя в музее нужно очень тихо и спокойно. Слушать экскурсовода - это человек, который будет рассказывать о нашем городе.

Рассказ экскурсовода

Ребята, мы находимся в краеведческом музее, где познакомимся с историей нашего края и города. Вы все прекрасно знаете, что наш город называется Алексеевка. А раньше, давным-давно, когда не было на свете ваших бабушек и дедушек, Алексеевка представляла собой очень маленькое селение - слободу Алексеевку, вотчину (владение) графа Шереметьева. Это был очень богатый человек, и Алексеевка была его собственностью. Тогда в Алексеевке еще не было таких многоэтажных домов, в которых живут многие из вас. Посмотрите сюда ребята (показ фотографии) - это сам граф Шереметьев и его жена. Видите, раньше люди носили другую одежду, расшитую золотом камзолы, роскошные с рюшами платья и драгоценности – это, а жили они вот в таких домах (показ фотографий) . Вы, наверное, узнаете многие из этих домов. Они сохранились и до нашего времени. Их дома отличались крепостью каменных построек и красотой. А вот дома простых жителей тогдашней слободы Алексеевки, не отличались такой красотой (показ картин, фотографий) , видите, какие они были жалкие, почти врытые в землю лачуги и их одежда не была такой богатой. Видите, какие у них рваные рубашки. Люди в основном были крестьянами: пахали земли, сеяли хлеб. Но пахали землю не тракторами, как сейчас, а с помощью плуга на коровах, лошадях (показ картин, репродукций) Не было тогда в слободе Алексеевка, ни заводов, ни фабрик, ни магазинов. Были только лавки, где ремесленники (люди, которые занимались своим ремеслом) продавали свой товар. Кто-то шил сапоги - сапожники, кто-то делал глиняную посуду - гончары, кто-то изготавливал подковы - кузнецы.

Было в Алексеевке очень знаменитое событие. Впервые у нас в слободе был изобретен способ получения подсолнечного масла из семян подсолнечника. Его изобрел Даниил Семенович Бокарев - наш земляк.

Все вы знаете с подсолнечником, видели семечки. И вот из них сейчас тоже получают подсолнечное масло. На подсолнечном масле ваши мамы, бабушки жарят, пекут. Сейчас его получают с помощью особых прессов. Тогда Даниил Бокарев получал его с помощью вот такого деревянного приспособления (показ) .

В настоящее время подсолнечное масло пользуется большим спросом не только у нас в стране, но и в других странах.

Потом в слободе Алексеевка появились дворы, стали образовываться улицы. Некоторые название улиц сохранились и по сей день. Например,

улица Новая, Гончаровка. Улица Победы раньше называлась Большая торговая, часть улицы Карла Маркса называлась Мостовая.

А вы знаете, какая у нас протекает река? Да, Тихая Сосна. А кто знает, почему она так называется? Да, правильно, она течет очень тихо, на ее пути нет водоворотов, больших порогов. А почему Сосна? Потому что раньше у нас в слободе был большой сосновый бор. Его рубили и строили морские суда. Сейчас речка стала грязной, заросшей камышами.

(Экскурсовод рассказал детям о флоре и фауне области, Великой Отечественной войне, заводах города)

Вот и закончилась наша экскурсия. Что нужно сказать за интересный рассказ? Спасибо.

Ребята, а в группе мы нарисуем дома, которые были раньше в слободе Алексеевка.