Викторина по литературным героям. Литературная викторина «Путешествие по страницам любимых книг

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

Участники:

Ведущая, класс игроков.

Предварительная подготовка.

Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков. Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры. Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов - для первого и второго туров.

Примечание.

Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.

Ведущая.

Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек - то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица. Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги. А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем. Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.

Вот первое задание.

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить - «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ - «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару») .

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

Ведущая.

А теперь - второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи - животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).

Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек - не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка». Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой - человек. А если этот герой - не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек - кивните головой, ели нет - хлопните в ладоши, будьте внимательны. Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:

  • Авва (не человек),
  • Пятачок (не человек),
  • царь Дадон (человек),
  • мама девочки Элли (человек),
  • Сивка-Бурка (не человек),
  • Мышиный король (не человек),
  • синьор Помидор (не человек),
  • гимнаст Тибул (человек),
  • Али-Баба (человек),
  • Оле-Лукойле (не человек),
  • Илья муромец (человек),
  • Багира (не человек),
  • крошка Ру (не человек),
  • пудель Артемон (не человек),
  • Маугли (человек).

Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами. Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель. За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.

Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».

Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.

Первый этап игры - «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Второй этап - «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  • «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
  • «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,
    За широкими морями,
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  • «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • «Одеяло убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка, как лягушка,
    Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  • «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
  • «Однажды мы гуляли во дворе - Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был поп
    Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  • «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
  • «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  • «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались - человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
  • «Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
  • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.-X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

Третий этап - «Кошечки и собачки».

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
  • «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  • «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  • Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
  • «Доктор Айболит» (Собака Авва).
  • Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
  • «Белолобый» (Собака Белолобый).
  • «Кот в сапогах» (Кот).

Теперь давайте подсчитаем, кто из лидеров набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.

См. также:

В мире литературных героев

Викторина по сказкам

Под звуки музыки начинает своё вступительное слово учитель.

– Сказка… Слушая сказку, каждый из нас оказывается в волшебном мире. Мы ходим по тропинкам, где никогда не ступала человеческая нога. Там летают дикие лебеди, построены дворцы из снега. В волшебной стране злой колдун превращает Царевну в лягушку, мальчика – в козленочка, поросята строят дома.

Любите ли вы русские народные сказки?

Конечно, их любят и дети и взрослые. Эти истории знакомы нам с самого раннего детства. По-доброму смеемся над ними, затаив дыхание, читаем о самых невероятных чудесах, симпатизируем любимым персонажам и страшимся злого волка и хитрой лисы

Очень много интересных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые. Сегодня мы и вспомним их, встретимся со многими героями сказок.

В нашем празднике принимают участие 3 команды.

1 команда – “Колобок”.
2 команда – “Винни-Пух”.
3 команда – “Золушка”.

Команды представлены. А теперь ознакомимся с условиями нашей игры.

Не шуметь!

Не подсказывать!

Каждая команда за один правильный ответ получает жетон. В конце КВНа посчитаем, у кого больше всех жетонов.

1-е задание. Из каких сказок эти строки? Приложение №1

– Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех. (Три медведя)


– Жили – были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок. (Бобовое зернышко)

У меня избушка светлая, а у тебя тёмная ! (Заюшкина избушка)


– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь . (Заяц - хваста)

Из чего печь-то? Муки нету. Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети – авось муки и наберётся. (Колобок)


– Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, чёрный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала бычка кормить. (Смоляной бычок)

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня! (Петушок - золотой гребешок )


– Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дубровы вылезает:
– Ну, мужик, давай делить!
– Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки, – и отвез ему воз ботвы. (Мужик и медведь)


– Открыли, отомкнули козлятки дверь. Волк и прыгнул в избу да всех козляток съел. Только самый маленький в печку влез, там волк его и не нашёл. (Волк и семеро козлят)

Я коза-дереза, пол бока луплена, за три гроша куплена, как выпрыгну, как выскочу, забью ногами, заколю рогами - пойдут клочки по закоулочкам ! (Коза дереза)


– “Вот будет подарок жене”, – подумал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка выбрала время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла . (Лисичка-сестричка и серый волк)


– Вот их уже двое. Бежит зайчик, подбежал к рукавичке, спрашивает:
– Кто, кто в рукавичке живет?
– Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка. А ты кто? (Руковичка)


Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. (Лиса и журавль)

2-е задание. Ребус. Ребята должны отгадать ребус и узнать название сказки. Приложение №2

Кот, лиса, облако, носок. (колобок)

3-е задание. Разгадай кроссворд? Приложение №3-4

4-е задание. Отгадать загадки и подумать, в каких сказках они встречаются? Приложение №3-4

  1. Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке

  1. У нее маленький рост,
    Зато длинный хвост,
    Серенькая шубка,
    Остренькие зубки.
    (Мышь – “Курочка Ряба”, “Колосок”, “Теремок”.)
  1. Он в мундире ярком.
    Шпоры для красы.
    Днём он - забияка,
    Поутру - часы.
    (Петух-“Петушок – золотой гребешок”, “Зимовье”)
  1. Зимой беленький, летом серенький. (Заяц – “Колобок”, “Рукавичка”.)
  1. Летом по лесу гуляет,
    Зимой в берлоге отдыхает (Медведь – “Колобок”, “Три медведя”, “Маша и медведь”, “Мужик и медведь”, “Рукавичка”.)
  1. Кто имеет пятачок,
    Не зажатый в кулачок?
    На ногах его копытца.
    Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок – “Три поросёнка”, “Зимовье”)
  1. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёжик – “Зимовье зверей ”)


Подписи к слайдам:

– Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Жили – были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок

У меня избушка светлая, а у тебя тёмная!

У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь

Из чего печь-то? Муки нету. Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети – авось муки и наберётся.

Встали утром Танюшка с бабушкой, вышли во двор, а по двору гуляет смоляной бычок, чёрный бочок. Обрадовалась Танюшка, нарвала травы, стала бычка кормить.

: Два слова русского языка с прямо противоположными значениями произошли от одного слова — "бугорок". Причем, одно из этих слов означает нечто прекрасное, а другое — наоборот — ужасное. Вам предстоит назвать оба этих слова.
Подсказка: это прекрасное упоминается в одном стихотворении Б.Пастернака.

Ответ: От латинского "бугорок" произошло два слова: "туберкулез" и "тубероза" — роза, покрытая бугорками.

Комментарий: В стихотворении Б.Пастернака "Пиры" есть такие строки:
"Пью горечь тубероз, небес осенних горечь
И в них твоих измен горящую струю".

Вопрос 20 : А.С.Пушкин в "Маленьких трагедиях" недвусмысленно намекал о том, какую фирму, производящую процессоры, он предпочитает. А какую?

Вопрос 21 : Есть на Волге между Нижним Новгородом и Чебоксарами небольшой город Козьмодемьянск. В начале нынешнего века этот город попал в известное литературное произведение, но под другим именем. Через этот город пролегал путь героев произведения, а события, произошедшие в этом городе, связаны с очень популярной игрой. Что это за произведение и как в нем назывался город?

Вопрос 22 : Маленький ящик, булочное изделие, домашнее животное, часть лица. Закончите этот литературный список.

Вопрос 24 : У какого русского писателя фамилия, имя и отчество состоят из одинакового количества букв?

Ответ:
Грибоедов Александр Сергеевич,
Чаковский Александр Борисович (1913-1994),
Бегичев Дмитрий Никитич (1786-1855),
Бирюков Николай Зотович (1912-66),
Станюкович Константин Михайлович (1843-1903).

к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

МБОУ «Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан

Литературная викторина

«Путешествие в страну Литературию»

Учитель русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна

Литературная викторина

«Путешествие в страну Литературию».

Цель:развитие интеллектуальных способностей учащихся 5-7 классов через внеклассную работу по литературе.

Девиз: «Не зарывай свои таланты»

Оформление: красочно оформленная карта страны Литературии, выставка книг, по содержанию которых составлены вопросы викторины, плакат с девизом игры.

Ведущий

Не наяву и не во сне, без страха и без робости Мы часто бродим по стране, которой нет на глобусе. На карту не нанесена, но знаем ты и я, Что есть страна, что есть страна – Литературия. Дорогие ребята, сегодня, как вы уже догадались, мы отправимся в страну Литературию, где вас ждут встречи с героями замечательных книг русской и зарубежной литературы. Именно сегодня вам пригодятся все ваши знания, эрудиция и талант. Знаете притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Хорошо, я вам её расскажу. Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своём состоянии. Одному он дал 5 талантов (5 серебряных монет, имевших хождение в античную эпоху), другому –3, третьему – 1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные деньги. У нерадивого же он отобрал и последнее… Сейчас я вручу каждой команде по 10 «талантов». Это ваш начальный капитал. Во время игры каждая команда при правильном ответе будет получать один «талант», при неправильном – отдавать. По количеству набранных талантов и определится победитель. Прежде чем мы отправимся в путешествие в страну Литературию, я предлагаю провести литературную разминку. Каждая команда должна ответить на мои вопросы.
Литературная разминка. (Команды по очереди отвечают на вопросы. На размышление – 10 секунд).
    В каком рассказе А.П.Чехова одной из главных героинь была собака – помесь таксы с дворняжкой? («Каштанка») Сколько раз Гвидон летал в царство Салтана, в кого он при этом превращался?
(3 раза; превращался в комара, в муху, в шмеля)
    Что требовала старуха от золотой рыбки в сказке А.С.Пушкина? (Новое корыто, избу, хотела стать столбовою дворянкой, царицей, владычицей
морскою)
    Как звали главного героя повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда он летал на чёрте?
(Кузнец Вакула летал на чёрте в Петербург за царскими черевичками)
    О ком идёт речь в следующем отрывке? Как называется произведение? Кто его автор?
А) Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идёт Попарно, чинно, сколь возможно Седую бороду несёт. (Черномор, «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин) Б) Молодой туземец родом из Южной Африки был приговорён к смерти, но спасён человеком, который жил в одиночестве несколько лет. (Пятница, «Робинзон Крузо», Д.Дефо)
В) Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки, Надевать он стал пальто, Говорят ему – не то… (Рассеянный, «Вот такой рассеянный», С.Маршак)
Г) Среднего роста, Плечистый и крепкий, Ходит он в белой Футболке и кепке, Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нём ничего. (Неизвестный герой, «Рассказ о неизвестном герое», С.Маршак)

I . Остановка «Долина сказок»

(Задание проводится под девизом: «Кто быстрее»).
    У него были налажены связи и с уголовным миром, и с миром богемы, а прославиться он собирался, играя роль самого себя. (Буратино) Именно его Балда назвал меньшим братом. (Заяц) Эту песенку напевала самая знаменитая белка. («Во саду ли в огороде») Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть яблок. (Гуси-лебеди) С этой просьбой обратился Лев к Гудвину Великому. (Попросил смелости) Пантера назвала его безногим, жёлтым земляным червём, а поплатились за это Бандер-Логи. (Удав Каа) Об этой бесконечной сказке знают все, помнят её считанные единицы, а её герой – просто скотина! («Сказка про белого бычка») Его выкормили волки, а воспитал медведь. (Маугли)

II. Остановка «Плоскогорье Загадки Маршака».
(Каждая команда получает кроссворд, составленный по загадкам С.Я.Маршака).

    Она меня впускает в дом
И выпускает вон. В ночное время под замком Она хранит мой сон. Она ни в город, ни во двор Не просится гулять. На миг заглянет в коридор – И в комнату опять. (Дверь)
    Под новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
    Самый бойкий я рабочий
В мастерской Колочу я что есть мочи День-деньской. (Молоток)
    Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку, Я прижму его к доске Да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка – Чуть видна его фуражка. (Гвоздь)
    За стеклянной дверцей
Бьётся чьё-то сердце – Тихо так. Тихо так. (Часы)
    Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И седёлка на носу. (Очки)
    Принялась она за дело,
Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)
    Меня спроси,
Как я тружусь, Вокруг оси своей кружусь. (Колесо)
    Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь)
    Я конём рогатым правлю.
Если этого коня Я к забору не приставлю, Упадёт он без меня. (Велосипед)

III. Остановка «Низменность книголюбов».
(«Заморочки из бочки». Команды по очереди достают «бочки» с вопросами)

    За сколько лет должен был Балда собрать оброк с чертей? (За 3 года) Откуда пришла беда в царство Дадона? (С Востока) какое учёное звание имел Карабас Барабас? (Доктор кукольных наук) Сколько лет рыбачил старик? (33 года) Кто помог царевичу Елисею найти невесту? (Ветер) Машина каких героев заправлялась сахарным сиропом? (Шпунтика и Винтика) Основное занятие старухи – жены рыбака. (Пряжа) Что делали из ореховых скорлупок? (Монеты) На чём сидел золотой петушок? (На спице) Что означает слово Буратино на итальянском языке? (Деревянная кукла) Кто мог при езде обходиться половиной лошади? ( Мюнхгаузен) В какой стране и на каком поле можно было собрать большой урожай денег? (Поле чудес. «Золотой ключик» Толстого) В какой популярной сказке Волкова мы встречаемся с трусливым львом? («Волшебник изумрудного города») В каком произведении говорится о лечении бородавок с помощью кошки? («Приключения Тома Сойера») В каком художественном произведении улыбка гуляла сама по себе? («Алиса в стране чудес») как звали трёх поросят из одноимённой сказки? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

IV. Остановка «Поэтическая равнина».
Написать за 5 минут стихотворение по данным рифмам.
_________посланец __________красиво_________рассказ __________рад_________танец __________счастливый_________глаз __________парад

V. Остановка «Город мудрецов»
Пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения. Пословица говорит о самом существенном в человеческой жизни. Русские люди уже триста лет назад составляли для себя рукописные сборники пословиц (печатных тогда ещё не было). Пословицы хотелось помнить. А ведь стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому пословицы оттачивали так, чтобы они были похожи на стихотворные строки: «Дружба и братство дороже богатства», «Любишь браниться – люби и мириться». Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно: Пословица недаром молвится. Глупая речь не пословица. Пословица – всем делам помощница. Пословица век не сломится. Вам предстоит вспомнить пословицы по их началу. (Каждая команда получает лист с началом пословиц, которые следует дописать).

    Остановка «Пушкиноград»
Заполни клетки.1. Персонаж поэмы «Руслан и Людмила».Н 2. Персонаж сказки «Золотой петушок».Д
3. Персонаж повести «Станционный смотритель» В
4. Стихотворение, начинающееся строкой «Подруга дней моих суровых». Н
5.Царь, персонаж одной из сказок Пушкина. С
    Название повести из сборника «Повести покойного И.П.Белкина».
М
    Имя дядьки Пушкина.
Н
    Имя няни поэта.
А
9.Персонаж одной из сказок А.С.Пушкина. Имя его вы найдёте в названии сказки. Б

После окончания путешествия подводятся итоги, подсчитывается, сколько талантов набрала каждая команда. Награждение.

Использованная литература

    К.П.Алликметс, А.А.Метса. Поговорим, поспорим. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1991. – 320с.

    Л.Л.Бельская. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2003. – 301с.

    В.А.Ильина. Литературные викторины. Волгоград: Учитель-АСТ, 2001. – 120с.

    И.Г.Сухин. 800 загадок, 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996. – 176с.

    Я.Л.Трембовольский, И.В.Чекалов. Ваше слово, эрудиты. М.: Просвещение, 1990. – 144с.

    И.В.Шустина. Кроссворды для школьников. Ярославль: Академия развития, 1997. – 128с.