Постановка на учет в Росфинмониторинг. Регистрация в Росфинмониторинге

Неоднократно этот вопрос задают наши клиенты, когда узнают что кроме регистрации фирмы в налоговом органе , еще необходима постановка в Федеральной службе по финансовому мониторингу. За последние несколько лет многие агентства недвижимости, ломбарды, лизинговые компании при осуществлении своей деятельности столкнулись с контролем со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Что же собой представляет этот орган? Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Правительство РФ.

Постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат организации , перечисленные в ст. 5 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма № 115-ФЗ от 7.08.2001г. (далее Закон о противодействии). К таким организациям относятся: лизинговые компании, кредитные организации; страховые организации; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также операторы по приему платежей и другие.

Сотрудники Росфинмониторинга осуществляют проверку организаций:

  • на факт постановки на учет в межрегиональный орган Федеральной службы по финансовому мониторингу,
  • а также на наличие в организации так называемых «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласованных с Росфинмониторингом.

Все организации, указанные в п. 5 Закона о противодействии должны предоставлять информацию о совершаемых сделках в обществе. К тому же, информация о совершаемых операциях должна предоставляться не в произвольной форме, а по строго установленным образцам. Так с 21 марта 2010 г. вступил в силу Приказ от 05.10.2009 г. N 245 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Инструкция). Согласно приказу с 21 марта 2010 года организации обязаны направлять информацию в Росфинмониторинг в соответствии с новой Инструкцией. Новизна Инструкции состоит в изменении формы представления информации: в виде электронного формализованного сообщения. Те компании, которые представляли сведения на бумажных носителях, должны будут перейти на электронный вариант.

Из-за отсутствия у руководства юридического лица сведений о законодательстве в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливающего к организации требования по ее постановке на учет в Росфинмониторинг, разработке и согласованию Правил внутреннего контроля, проверяемая организация может быть привлечена к административной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ на должностные лица организации за указанные правонарушения может быть наложен административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на само юридическое лицо - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или применено административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Итак, что необходимо предпринять юридическому лицу, чтобы встать на учет в Росфинмониторинг, разработать и согласовать Правила внутреннего контроля?

По закону агентства недвижимости, ломбарды, лизинговые компании, а также организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, должны встать на учет в Росфинмониторинг в течение 30 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Что делать, если с момента государственной регистрации прошло уже много времени, и Вы только что узнали о необходимости постановки Вашей организации на учет? Ответ простой: несмотря на уже имеющее место с Вашей стороны административное правонарушение все равно встать на учет.

Для постановки на учет организация должна представить в Росфинмониторинг заявление о постановке на учет, а также специальную карту постановки на учет, заверенную в нотариальном порядке.

Получив Ваши документы, Росфинмониторинг принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий десять дней с даты предоставления пакета документов. Результатом должно быть получение уведомления о принятии соответствующего решения.

Если в процессе своей деятельности у организации изменятся сведения, которые она указывала в карте постановки на учет, о них также необходимо сообщить.

Одновременно с постановкой организации на учет, необходимо начать процесс разработки и согласования Правил внутреннего контроля (далее Правила).

Правила внутреннего контроля - структурно сложный документ, содержащий совокупность различных Программ, направленных на соблюдение и реализацию законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. На основании Правил организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать информацию о своих клиентах и проводимых с ними операциях.

В соответствии с нормативными требованиями, Правила утверждаются руководителем организаций в течение 1 (одного) месяца со дня государственной регистрации юридического лица, после чего представляются на согласование в Росфинмониторинг.

Перед тем как отправлять разработанные Правила на согласование следует обратить особое внимание на требования, которые предъявляются к их оформлению. В организации, которая должна встать на учет, должно быть специальное должностное лицо, которое выполняет ведение Правил в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и отвечает за реализацию программ осуществления внутреннего контроля.

К работе данного должностного лица существуют специальные требования, а именно:

  • наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования – опыта работы не мене двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • должностное лицо должно пройти обучение. Требования к подготовке и обучению кадров организации, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Росфинмониторингом.

К Правилам внутреннего контроля необходимо приложить заявление о согласовании Правил. Затем весь пакет документов должен быть представлен в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Получив Ваши документы, Росфинмониторинг обязан рассмотреть заявление о согласовании Правил внутреннего контроля, после чего согласовать правила, либо направить письмо, содержащее мотивированный отказ.

Таким образом осуществляется постановка на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Для организаций, которые осуществляют постановку на учет впервые, считаю целесообразным обратиться к специалисту, чтобы избежать отказа в постановке на учет и согласовании Правил внутреннего контроля, а также штрафных санкций со стороны Росфинмониторинга.

Петрова Светлана Владимировна,
специалист по регистрации фирм
Казанского юридического центра.

О постановке на учет в Росифинмониторинг для агентств недвижимости России.

Руководителей агентств недвижимости просто повергает в шок необходимость сдачи отчетности о сделках и постановки на учет в Федеральное агентство финансового мониторинга. Как встать на учет? Зачем отправлять информацию, которая вроде бы составляет тайну клиента?. Кому это нужно, и что нам за это будет?
Многие агентства затягивают постановку на учет именно из-за недостаточного понимания алгоритма постановки, недостатка времени или желания. Поэтому мы решили дать рекомендации. Такие же, какие мы даем агентствам нашей сети вместе с единым пакетом документов для постановки на учет в РФМ для агентств «Эксперт».
24.10.2005г. Постановлением Правительства РФ №638 в ст.2 «Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» внесен п.п. «д», согласно которого на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу должны вставать и организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Все это делается, как ни удивительно, в целях исполнения ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 7 АВГУСТА 2001 Г. N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА", а совсем не потому, что кому-то интересно, как мы с вами работаем.
Другие нормативные акты:
ПРИКАЗ КФМ (старое название Росфинмониторинга) РФ от 11_08_2003 N 104
ПРИКАЗ Росфинмониторинга от 07_06_2005 N 86
ПРИКАЗ Минфина РФ от 09_06_2006 N 88н
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05_12_2005 N 715
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17_07_2002 N 983-р
Рекомендации Росфинмониторинга
Все указанные документы, а также пояснения см. http://www.kfm.ru – официальный сайт Росфинмониторинга. Там же находятся формы документов, форма постановки на учет.
Самое главное для вновь открывающихся агентств недвижимость – сразу же встать на учет.

1.Постановка организации на учет
Для постановки на учет организация должна предоставить в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) следующие документы:
- заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации;
- карту постановки на учет по форме, утвержденной Росфинмониторингом.
- заявление о согласовании Правил внутреннего контроля.
Данные документы направляются в управление Росфинмониторинга по Вашему Федеральному округу.
Вышеуказанные документы могут быть предоставлены представителем организации или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. По просьбе представителя организации на копии заявления ставится отметка о принятии документов и дата их представления.
Решение о постановке, либо отказе в постановке организации на учет должно быть принято в 10-дневный срок с даты предоставления документов. Уведомление о принятии соответствующего решения вручается представителю организации под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. После устранения причин, по которым было отказано в постановке на учет, организация в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь предоставляет документы в Росфинмониторинг.

2.Согласование внутренних документов

Каждая организация должна разработать Правила внутреннего контроля (как их правильно составить, нужно посмотреть в указанных нормативных документах, так как существует много обязательных требований), Анкету клиента (где отражается вся обязательная информация о клиенте, также требуемая законодательно), Сообщение о сделке, и одновременно с заявлением направить данные документы в Росфинмониторинг на согласование. Организация обязана разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначить специальных должностных лиц. Ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
После постановки на учет из Росфинмониторинга в организацию должен поступить список кодов доступа на международных террористов.
В том случае, если организация совершит сделку с лицом, указанным в списке Росфинмониторинга, руководитель организации подлежит привлечению к уголовной ответственности.
Организация представляет заявление о согласовании правил, к которому прилагается два экземпляра правил.
В заявлении о согласовании правил указывается полное наименование организации, представившей правила на согласование, и ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Заявление составляется в произвольной форме. Заявление подписывается руководителем организации и заверяется печатью организации.
Титульный лист правил должен содержать полное наименование организации, представившей правила, наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя организации, утвердившего правила, его подпись, оттиск печати организации и дату утверждения правил.
Каждый экземпляр правил должен быть прошит и пронумерован. На оборотной стороне последнего листа правил делается надпись о количестве листов (цифрами и прописью), включая приложения к правилам, которая подтверждается подписью специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил, с расшифровкой подписи и указанием должности специального должностного лица, а также даты проставления подписи. Подпись специального должностного лица должна быть заверена печатью организации.
Заявление о согласовании правил представляется в течение 5 рабочих дней с даты утверждения правил руководителем предприятия.
Заявление о согласовании правил представляется организацией непосредственно или направляется по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае направления заявления о согласовании правил по почте днем представления считается дата отправки почтового отправления.
Рассмотрение заявления о согласовании правил осуществляется межрегиональным управлением в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления.
Днем получения заявления о согласовании правил считается:
- для заявления, представленного в межрегиональное управление непосредственно, - дата, указанная в отметке межрегионального управления о принятии заявления;
- для заявления, направленного по почте, - дата вручения заказного почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении.
При согласовании правил межрегиональное управление проставляет отметку на каждом экземпляре правил, которая должна содержать дату согласования, подпись должностного лица, на которого в соответствии с распределением должностных обязанностей возложено данное полномочие, расшифровку его подписи и указание должности. Подпись должностного лица должна быть заверена печатью межрегионального управления.
Отказ в согласовании правил допускается в случае, если:
а) не представлен полный комплект документов, требуемых для согласования правил;
б) представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и настоящего Положения.
Отказ в согласовании правил в иных случаях не допускается
NB:Также на предприятии должен быть приказ о назначении ответственного лица в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления. Его также необходимо отослать при постановке на учет. Если такого приказа нет, то таким лицом считается руководитель организации.

3.Порядок предоставления информации

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее. (п.1.1. ст.6ФЗ от 28.07.04г. №88-ФЗ).
Сделка с денежными средствами или недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с ФЗ « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица
Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, предоставляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции (ОЧЕНЬ ВАЖНО). Информация по операциям с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции.
Вышеуказанная информация предоставляется в Росфинмониторинг в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе, либо с помощью почтового отправления сообщения о сделке. Защиту информации при ее передаче в Росфинмониторинг обеспечивает владелец информационных ресурсов

4.Права и обязанности организации

Организация обязана:
1. идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании организации:
а) в отношении физ.лиц – Ф.И.О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН (при его наличии);
б) в отношении юр.лиц – наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место гос.регистрации и адрес местонахождения.
2.предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;
3.систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;
4.документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня следующего за днем совершения операции, следующие сведения, по подлежащим обязательному контролю операциям:
а) вид операции и основания ее совершения;
б)дату совершения операции и сумму, на которую она совершена;
в) сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию (см.выше);
г)сведения о юридическом лице, совершающем операцию (см.выше).
Информация о клиенте вносится в анкету клиента, которую фирма должны разработать.
Документы, содержащие сведения по вышеуказанным сделкам и сведения, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.
Сотрудники организации, предоставившие в Росфинмониторинг информацию по сделке, не вправе информировать об этом клиентов или иных лиц. Предоставление в Росфинмониторинг сведений и документов по вышеуказанным операциям (сделкам) в целях и порядке, предусмотренном ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).
Организация вправе отказать в выполнении распоряжений клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физ. или юр. лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации.
Приостановление операции и отказ от выполнения операции (сделки) в связи с исполнением положений вышеуказанных законодательных актов не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организации за нарушение условий соответствующих договоров.

5.Взаимодействие с Росфинмониторингом

В целях проверки достоверности получаемой информации Росфинмониторинг вправе направлять в организации письменные запросы о предоставлении информации по операциям (сделкам), указанным выше, и документов (или заверенных копий документов), подтверждающих эту информацию.
Основанием для запроса Росфинмониторинга по сделкам, совершенным до 01.02.02. является только наличие международного поручения или письменного запроса о проверке законности проведенных операций, поступившего в Росфинмониторинг на основании соответствующего международного договора РФ. Форму письменного запроса и перечень должностных лиц, имеющих право направлять запрос в организации см. на сайте Росфинмониторинга.
Организации должны предоставить информацию и документы по вышеуказанным запросам в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
Росфинмониторинг не вправе запрашивать документы и информацию по операциям, совершенным до вступления в законную силу ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за исключением документов и информации, которые запрашиваются в соответствии с международными договорами РФ.

6.Заключительные положения

В случае ликвидации организации или изменения профиля ее деятельности организация направляет в Росфинмониторинг заявление о снятии с учета, подписанное руководителем и заверенное печатью организации.
В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 дней сообщает о них в Росфинмониторинг.
Адреса управлений Росфинмониторинга по округам
Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо- Западному федеральному округу ГРИГОРЬЕВ Борис Анатольевич 812 275-13-79
719-84-05
719-84-06 191123 г.Санкт-Петербург,

В нашем распоряжении оказался проект приказа Росфинмониторинга "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 6 августа 2014 г.

Обязательна ли постановка на учет в Росфинмониторинг

№ 207 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Согласно тексту документа ведомство разработало новую форму КПУ, которая будет направляться организациями и предпринимателями в целях постановки на учет.

Так, теперь при постановке на учет в Росфинмониторинг потребуется указывать новые сведения:

— сведения о прохождении целевого инструктажа по ПОД/ФТ руководителем (ранее указывалось только в отношении специальных должностных лиц);

— сведения о документе, подтверждающем повышение уровня знаний руководителем организации (индивидуальным предпринимателем);

— сведения о бенефициарном(ых) владельце(ах) или мерах по его (их) установлению;

— сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти;

— сведения о соответствии специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям;

— и другие.

По нашему мнению предложенная Росфинмониторингом новая форма КПУ станет более сложной для заполнения и риск получить отказ в постановке на учет может быть увеличен.

Наличие новых полей для заполнения в КПУ, по нашему мнению, позволит Росфинмониторингу эффективнее выявлять организации-нарушителей требований норм ПОД/ФТ еще на этапе постановки на учет. Однако, есть риск, что отдельные организации, еще на этапе заполнения КПУ, поняв, что они не соответствуют установленным требованиям, вообще откажутся от постановки на учет и предпочтут работать с нарушением норм закона, что, в свою очередь может негативно сказаться на эффективности работы системы финансового мониторинга в целом.

Комментарии

Комментариев пока нет

Не встали на учет в Росфинмониторинг

Постановка на учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Постановка на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом,и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании
  • операторы по приему платежей
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

Постановку на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга (далее - МРУ Росфинмониторинга) в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами МРУ Росфинмониторинга можно ознакомиться на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы» по адресу http://fedsfm.ru/about/departments

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 06.08.2014 № 207 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учет может быть направлена в соответствующий территориальный орган Росфинмониторинга в электронном виде с использованием Личного кабинета организации в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для направления карты постановки на учет в электронном виде с использованием Личного кабинета, необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Последовательность постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется территориальными органами Росфинмониторинга в соответствии с порядком, определенным Административным регламентом предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденном приказом Росфинмониторинга от 06.08.2014 № 207 и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 5 рабочих дней представляет (направляет, в т.ч. в электронном виде) в МРУ Росфинмониторинга карту, содержащую новые сведения.

Примерный образец заполения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для организаций

Примерный образец заполения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для индивидуальных предпринимателей

Направлять сведения в Росфинмониторинг нужно, если ваша компания (приведу распространенные примеры сделок, полный перечень - в ст. 6 Федерального закона от 07.08.01 № 115):

  • получает от юридических или физических лиц либо предоставляет им беспроцентные займы на сумму от 600 тыс. рублей;
  • передает другому лицу права собственности на недвижимое имущество стоимостью от 3 млн рублей;
  • покупает или продает ювелирные украшения по договору уступки права требования на сумму свыше 600 тыс рублей;
  • принимает технику, оборудование, недвижимость в лизинг на сумму от 600 тыс. рублей.
  • покупает, продает недвижимое имущество, а сумма сделки отличается от рыночной в несколько раз;
  • совмещает в одном лице учредителя, генерального директора, главного бухгалтера;
  • назначает учредителем сотрудника в возрасте младше 20 лет, пенсионера старше 70 лет, беженца или переселенца;
  • делает учредителем или руководителем человека, который уже учредитель в нескольких юридических лицах;
  • заключает рамочные договоры;
  • переводит деньги в страны или регионы, в которых есть террористы, вооруженные формирования;
  • покупает недвижимое имущество в странах с высоким уровнем риска или заключает подозрительные сделки (покупка непрофильной недвижимости и т. п.). Страны риска: Афганистан, Иордания, Иран, Ирак, Ливан, Ливия, ОАЭ, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Турция, Грузия. В РФ: Дагестан, Ингушетия, Чечня. Отмечу, это требование относится как к покупке недвижимости в странах с высоким уровнем риска, так и к сделкам, которые вызывают подозрение. Например, покупка неликвидной недвижимости или той, которую не смогут использовать по назначению.

Банки и кредитные организации обязаны подавать в Росфинмониторинг сведения о необычных сделках. И если вы не сообщите, то это сделает банк, а вы окажитесь в поле зрения Росфинмониторинга. Следите за всеми операциями, по возможности отказывайтесь от необычных и сомнительных.

Внимание!

Если уведомление не отправили вовремя - все равно направляйте!

Штраф за нарушение сроков отправки: от 50 тыс. до 100 тыс. рублей для юридических лиц и от 10 тыс. до 30 тыс. рублей для должностных лиц.

Штраф, если уведомление не отправили: от 200 тыс. до 400 тыс. рублей для юридических лиц (или административное приостановление деятельности до 60 суток) и от 30 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц.

Если вы обнаружили, что относитесь к компаниям, указанным в ст. 5 закона № 115‑ФЗ, и осуществляете операции, о которых надо докладывать в Росфинмониторинг, срочно действуйте.

1. Поставьте на учет компанию в управлении Росфинмониторинга в федеральном округе, на территории которого она расположена, информируйте об изменениях.

2. Разработайте правила внутреннего контроля. Укажите в них только критерии и признаки, относящиеся к деятельности вашего предприятия.

3. Назначьте сотрудника, который будет контролировать то, как в компании соблюдают правила внутреннего контроля. Если штат небольшой, им может быть генеральный директор. Если у вас несколько обособленных подразделений, в каждом из них должен быть ответственный. Этот работник обязан соответствовать квалификационным требованиям (см. постановление Правительства РФ от 29.05.14 № 492).

4. Изучите клиентов компании и их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.

Постановка на учет в Росфинмониторинге

Сверьте сведения о них с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму (размещен на сайте Росфинмониторинга). Когда будете фиксировать данные, руководствуйтесь:

  • статьями 7 и 7.3 Федерального закона от 07.08.01 № 115;
  • приказом Росфинмониторинга от 17.02.11 № 59;
  • Федеральным законом от 28.06.13 № 134.

Если у компании много клиентов, информацию можно собирать в электронном виде.

5. Проводите внутренние инструктажи. Объясняйте сотрудникам, как соблюдать правила внутреннего контроля. Фиксируйте результаты тренингов. Закон допускает возможность проводить обучение online в формате вебинара.

6. Отслеживайте и оперативно направляйте в Росфинмониторинг сведения по операциям, которые надо контролировать (ст. 6 Федерального закона от 07.08.01 № 115), и сомнительным сделкам (приказ Росфинмониторинга от 08.05.09 № 103).

Передавайте информацию не позднее трех рабочих дней после сделки через интернет или на электронном носителе.

7. Храните документы и информацию о сомнительных и обязательных для контроля операциях не менее пяти лет со дня, когда компания перестала сотрудничать с клиентом (Федеральный закон от 07.08.01 № 115 г.). За нарушение этого правила грозит административная ответственность.