Анализ рассказа Бунина «Часовня» из цикла «Темные аллеи. Анализ рассказа И.А.Бунина «Часовня» (Из цикла "Темные аллеи") И ты с веселостью беспечной

«Темные аллеи» Бунина - это некий цикл рассказов, которые посвящены одной теме. Любовь - главная тема этих произведений. Здесь мы видим глубокое чувство между мужчиной и женщиной. Эмоции переполняют каждого, кто участвует в роли любовника. В каждом человеке мы видим свои «Темные аллеи», которые проходят сквозь жизнь. В каждом человеке скрыто тайное желание и страсть.

Самым первым рассказом из этого сборника является «Часовня», который написан в 1944 году. Он небольшой по объему, но более глубоко раскрывает свои философски-социальные мировоззрения.

Здесь не видим особых любовных интриг и рассказ более рационален, нежели последующие. Сразу ощущается глубокое проникновение автора к виду человеческого бытия. Автор здесь дает описание смысла жизни человека.

Этот рассказ описывает некое прошлое и детство, хотя повествование ведется в настоящем времени. Именно детство - это тот период, когда душа более чистая и свободная от грехов. Только странно то, что детей заинтересовали окна «Часовни», а так же кладбище. С одной стороны - это яркий солнечный день, где есть любовь, свет и доброта.

Судя по такому описанию, автор пытался донести до читателя жизненный контраст между добром и злом. Зло противопоставляется добру, а свет противопоставляется тьме. Кладбище автор описывает в ярких цветах. Это и трава, это и цветы. А часовня почти развалившаяся и одинокая. Но детей почему-то тянет именно к ней. Им интересно что может находиться за окнами. Это не только любопытство, но и своего рода предчувствие чего-то необычного и неизведанного.

Дети больше восприимчивы ко всему, происходящему вокруг. Они тонко чувствуют то, что там есть что-то такое, что их заинтересует. Везде жарко, солнечно и весело, а там темно, страшно и холодно. Детям интересно то, что запрещено и недоступно. Они хотят увидеть какой-то скрытый и потусторонний мир.

Дети начинают размышлять о жизни и смерти. Они начинают задумываться о том, как это так? Мы гуляем здесь, нам тепло и весело. А они лежат там в холоде и темноте.
Дети так же и думают о дяде, лежащем в гробу, который сам себя застрелил из-за того, что был влюблен. Здесь мы видим как дети размышляют о любви, чувствах. Они задаются вопросом: «А что дяди всегда стреляют в себя, когда любят?»

Автор показывает нам контраст любви. Любовь - это добро и зло. Это всегда страдание и страсть. То что сочетается оказывается не сочетаемым и здесь философия жизни. Чем жарче солнце, тем холоднее тьма. Поэтому, автор останавливает своего читателя у часовни, чтобы заставить его поразмышлять между добром и злом, между светом и тьмой.

Людмила Александровна Золоторёва - учитель лицея «Сузуки», г. Барнаул.

Урок - анализ миниатюры

Цикл новелл Бунина «Тёмные аллеи» изучается обзорно в 11-м классе. Однако заключительную новеллу-миниатюру «Часовня» можно обсудить гораздо раньше - в 9-м или 10-м классе. Смыслы, которые обнаруживаются при анализе, позволяют связать бунинскую миниатюру с основными произведениями программы - например, прочитать её после анализа стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (9-й класс) или после изучения романов Гончарова и Тургенева (10-й класс).

О человеческой жизни можно написать две-три строки.
И.А. Бунин

…Любовь и смерть связаны неразрывно.
И.А. Бунин

В начале урока учащиеся получают текст новеллы.

Вступительное слово учителя. Рассказ об обстоятельствах работы И.А. Бунина над циклом «Тёмные аллеи». Затем учитель читает рассказ-миниатюру.

Прослушав рассказ, учащиеся говорят о том, какое настроение у них вызвало это произведение - грустное, элегическое, минорное. Они обратили внимание на то, что миниатюра напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: это эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.

Какие ассоциации вызывает у нас слово “часовня”? Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира - момент истины для человека.

Обращаемся к анализу композиции. Нетрудно заметить, что в её основе - антитеза: противо­поставляются холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые… Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг - буйный рост трав и в то же время - часовня “разрушающаяся”. Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами. Обобщая всё сказанное, выделяем доминирующую антитезу: жизнь - смерть .

В начале произведения - картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью: об этом говорят очень выразительные эпитеты (старая, заброшенное, одинокая, разрушающаяся, разбитое...) . Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. “Река времён” уничтожает, кажется, всё, что встаёт на её пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью?

Замечаем, что здесь не один рассказчик: мы видим происходящее не только глазами взрослого, но и глазами детей. Стиль становится другим с появлением детей: “Там ничего не видно, оттуда только холодно дует”. Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: “холодно дует”, “стреляют себя”, “дедушки и бабушки”, “жутко и весело” и т.д. Маленькие герои задают детские вопросы (“А зачем он себя застрелил?”), следуют детской логике (“…а когда очень влюблён…”) и по-детски, как в сказках, делят мир на “свой” (это цветы, травы, солнце) и “чужой” (железные ящики, холод, чужая смерть).

Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда “холодно дует”. Детское повествование заканчивается репликой: “…всегда стреляют себя…”.

Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира: лето, день, солнце (настоящее время) и ночь, холод, тьма (прошлое). Как видим, в основе миниатюры опять антитеза. Но противопоставляются и ещё две “формы” времени: “всегда” (знаменательно, что это слово обрамляет произведение) и “давно”, “молодой” и “старые” (последний эпитет относится и к разрушающейся, заброшенной усадьбе). Приходим к выводу, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей. Кроме этого, все глаголы рассказа - в форме настоящего времени. Создаётся удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий своё детство. Но как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания!

Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного - к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.

В начале урока даю задание двум ученикам выписать слова - приметы художественного пространства. Ребята приходят к выводу, что и здесь господствует противопоставление. Поле, сад, усадьба, “синее море неба” - здесь. Здесь - солнце, цветы, жара. Там - темно и холодно, там “железные ящики”. Границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна. Кроме того, в миниатюре происходит равномерное чередование тьмы и света, холода и солнца, “своего” и “чужого” мира, прошлого и настоящего, жизни и смерти. Таким образом, всё в жизни, природе взаимосвязано и находится в гармонии, равновесии. И последнее предложение служит тому подтверждением (записываем его): “И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна”. Оно всё построено на противопоставлениях: жарче–холоднее, солнце–тьма, печёт–дует, чем–тем . И если соединить эти слова друг с другом, то “проявятся” весы, качели, символизирующие равновесие, гармонию жизни.

Так гениально соединяются в рассказе француз­ская старость и русское детство - два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде - мгновение и вечность.

Приходим к выводу, что построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении.

После комментария эпиграфов к уроку учащиеся получают на дом задание : письменно ответить на вопрос: “В чём смысл названия рассказа Бунина «Часовня»?”

И.А. Бунин

Часовня

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, - бугры в высоких цветах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно; там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и ещё какой-то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой…

А зачем он себя застрелил?

Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя…

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

Рассказ И.А. Бунина «Часовня» входит в знаменитый цикл «Темные аллеи». Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в «Темных аллеях» Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою «философию любви». В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла. «Темные аллеи» любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать, но которые во многом определяют его жизнь.

Рассказ «Часовня», датированный 2 июлем 1944 года, один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких, на мой взгляд. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь - не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.

«Часовня» - это рассказ–воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства. Интересно, что Бунину важно передать именно «детское» восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется я тем, что дети острее и тоньше чувствуют, их ум и душа еще не так зашорены и слепы, как у взрослых?

Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны, детей интересует нечто другое – их притягивает заброшенное кладбище и окна полуразвалившейся часовни.

С самых первых строк произведения Бунин показывает, что жизнь – это соединение контрастов, противоположностей, компромисс между светом и тьмой, добром и злом. И нельзя однозначно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.

Так, все кладбище заросло цветами и травами: «бугры в высоких цветах и травах». На этом фоне торжества жизни еще более одинокой выглядит полуразвалившаяся часовня. Детей, как магнит, притягивает именно она, а вернее то, что находится внутри, за узким разбитым окном. Рассказчик говорит, что ему и его друзьям, ничего не видно, они лишь чувствуют холодное дуновение – прикосновение другого мира. Дети еще не могут рационально объяснить свое любопытство, но на уровне чувств они понимают, что прикасаются к чему-то очень важному, потустороннему, скрытому – к какой-то великой тайне: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…»

Их благоговейный интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Возможно, в этот момент дети впервые прикоснулись к одному из важнейших вопросов человечества – вопросу смерти. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где «лежат холодные ящики» с телами.

И опять мы сталкиваемся с контрастом – приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, саму ее основу – любовь: «…у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте…»

Автор подчеркивает, что среди гробов с «бабушками и дедушками» был гроб с молодым дядей, «который сам себя застрелил». Почему он это сделал? Рассказчик передает краткий диалог, который произошел, судя по всему, между детьми. Один из них объясняет, что этот человек был очень влюблен, а «когда очень влюблен, всегда стреляют себя…» Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. Но больше ничего и не нужно – за этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.

Этими словами, в сущности, можно объяснить и бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст, сочетание несочетаемого – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях, говорит нам Бунин-философ и писатель. Это подтверждают и финальные строки произведения: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».

Название рассказа - «Часовня» - конечно, неслучайно. Эта полуразвалившаяся постройка стоит как бы на грани двух миров, жизни и смерти, света и тьмы. Часовня призвана напоминать о вечном, о высоком, о тайном – о самом главном в жизни. Об этом нам говорит и автор, призывая читателя остановиться, задуматься, поразмышлять…

Список использованной литературы:

1. Вся русская литература: Учебное пособие / Автор-составитель И.Л. Копылов. – Минск: Современный литератор, 2003. – С. 404-412.

2. Литература: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под общей редакцией В.Е. Красовского. – М.: Эксмо, 2005. – С. 430 -435.

3. Русская литература. 20 век: Справочные материалы / сост. Л.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1995. – С. 16 – 40.

Художественное пространство в рассказе И.А.Бунина «Часовня»

2 июля 1944 года в далекой Франции стареющим вдали от России И.А.Буниным была написана заключительная новелла цикла «Темные аллеи» - «Часовня».

Сюжет ее предельно прост: дети из старой усадьбы, убежавшие в жаркий летний день в поле, очутились на заброшенном кладбище у разрушающейся кирпичной часовни и пытаются соединить в своем сознании посюсторонний и потусторонний мир. Все это им «очень интересно и удивительно». Дети, пытаясь осознать связь между настоящим и прошлым («им жутко, но и весело»), невольно задумываются о своем будущем, и непостижимым для них образом (да разве только для них?) их будущее и чужое прошлое… соединяются.

Совершенно права Л.А.Смирнова, утверждающая, что Бунина как «писателя волновало человеческое мироощущение, рожденное суетной текущей жизнью, но устремленное к вечным вопросам бытия» 1 . Сам писатель определил жанр этого произведения как краткий рассказ. Показательно, что не короткий, а именно краткий. Может быть, как миг прозрения человека, момент обретения им истины?

Траектория пути детей в художественном мире этого произведения очень интересна: из замкнутого пространства старой усадьбы они попадают в поле. Налицо – расширение пространства по горизонтали. «Зоркими глазами» вглядываются дети в раскрывшийся перед ними мир и видят давно заброшенное кладбище, разрушающуюся часовню… Скучная жизнь в усадьбе и вольготная вне ее, на лоне природы, вдруг объединяются в одно: тут . И все потому, что появляется там , ниже уровня земли, куда они заглядывают через «узкое и длинное разбитое окно» часовни. Пространство, осваиваемое героями, вновь расширяется, только теперь уже по вертикали. (Такой получается своеобразный крест. Крест судьбы, ее предначертанность, невозможность уйти от вопросов о жизни и смерти? Может быть…)

Основа композиции рассказа, таким образом, очевидна. Это антитеза. Тут – там, свое – чужое. Тут светло, жарко, понятное и близкое до мельчайших деталей (цветы, травы, мухи, шмели, бабочки), можно играть и бегать… Там – темно, холодно, ничего не видно, лежат в железных ящиках «какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя». И чем больше дети думают об этом чужом там, тем им страшнее: ведь они « всегда лежат там в темноте, как ночью». И ящики, в которых они лежат, теперь уже не только железные, но и «толстые» (не вылезешь!), и «холодные»… Какие-то дедушки и бабушки «все старые», и это понятно… А вот дядя - « дядя еще молодой»…

Этим многоточием И.А.Бунин мастерски показывает, как рушится в сознании детей возведенное ими здание справедливо устроенного мира: старые – там, молодые – тут.

Оказывается, далеко не всегда! «А зачем он себя застрелил?» Именно не почему , а зачем … Так не должно быть! Но – увы! – бывает… Может быть, поэтому, окно (эта своеобразная граница между тут и там ), через которое дети «заглядывают зоркими глазами», разбитое и оттуда хол одно дует? О Боже! Взгляд, ищущий Спасителя, невольно поднимается вверх…

«В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака…» Хорошо! «… теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи». Замечательно! Это и есть Жизнь. Нужно ценить ее, наслаждаться каждым мгновением ее, но и не забывать, что окно открыто…

Ведь « чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».

Я это ощущаю просто физически! Браво, Иван Алексеевич!

1 – стр. 28 «Русская литература. XX век. Справочные материалы». Книга для учащихся старших классов. Составитель Л.А.Смирнова. Москва «Просвещение», 1995 год.