На картине юона конец зимы полдень. Сочинения для всех классов

Конец зимы - это время когда в преддверии наступающей весны оживает природа. Время, когда хочется дышать полной грудью, упиваясь свежим воздухом. Солнце уже пригревает и от его лучей тает снег. На картине К.Ф. Юона изображено именно это время, когда зима отступает, а на смену ей приходит долгожданная весна. Снег уже не пушистый как зимой, а рыхлый и мокрый. Он уже начинает таять, и совсем скоро побегут озорные журчащие ручейки. По этому снегу на тропинке топчутся куры и петух, они клюют что-то с земли. Они как яркие пятна на фоне уже грязноватого снега.

Еще все в снегу, даже крыши домов, но чувствуется что совсем скоро весна. Небо стало каким-то полупрозрачным и невесомым. Воздух влажный и чистый, он пьянит и им невозможно надышаться. Как будто не хватает объема легких, чтобы вдохнуть и насытиться им. Всего лишь теплые лучи солнца и пьянящий воздух могут вдохнуть в человека радость и желание жить. Чувствуется, как просыпается природа и начинается новая жизнь. Лес на горе окутан легкой дымкой, кажется, что за горой зарождается что-то новое и именно из-за нее придет весна со всеми ее прелестями.

Возле ограды стоит несколько человек, которые решили воспользоваться может быть уже последней возможностью покататься на лыжах. Двое стоят, опершись на палки, а третий уже снял лыжи. Втроем они ждут друга, который переходит через мостик. Судя по всему, они уже закончили прогулку в теплый день, в конце зимы. Теперь они ждут друг друга, чтобы вместе пойти домой и попить горячего ароматного чая. На улице по-весеннему тепло и значит, совсем скоро снег растает, и начнутся другие хлопоты. К.Ф. Юон умеет передать настроение солнечного дня. Его пейзажи вдохновляют и окрыляют. Они дарят смотрящему на них человеку чувство легкости, свободы и невесомости. Чувствуется тепло солнечных лучей и свежесть почти весеннего воздуха.

Известный живописец Константин Федорович Юон в своих пейзажах с большой любовью изобразил красоту и величие природы средней полосы России. Приподнятое настроение вызывает его картина «Конец зимы. Полдень». созданная в 1929 году.

Художник выбрал для натуры свои любимые места Подмосковья, Картина передает все малейшие нюансы полуденного времени наступающей весны и дарит заряд бодрости в ее ожидании. В этом пейзаже словно все наполнено яркими солнечными лучами, от них даже снег сверкает всевозможными цветами: белым, желтоватым и голубым. Ясно, что на дворе уже не декабрь или январь со своим скрипучим под ногами снегом. Здесь он рыхлый и слегка подтаявший.

Воздушное пространство все пропитано голубоватым маревом, которое особенно заметно на фоне деревенских построек, и темнеющего вдали лесного массива. Тени темно-синие, словно подкрашенные.

На лыжную прогулку в ближайший лес бодрым шагом направились школьники. Вероятно, собираются посоревноваться на скорость, пока еще снег не начал таять на пригорке.

Обрадовались теплу не только лыжники, но и домашние птицы: петух с курочками. Пейзаж на картине типично русский, здесь холмы и овраги, небольшая речушка меж крутыми косогорами, и темнеющий бор вдалеке. Можно представить себе его необъятность.

Юон никогда не писал снег, употребляя только белые краски, так как снег, в зависимости от освещения может иметь различные цветовые оттенки от светло-синего, и зеленого, до алого, с проблесками желтизны и даже и коричневатым. А нам кажется, что это кристально белый снег. Такой эффект нравился Константин Федоровичу. Возможно, именно поэтому он создал так много пейзажей на зимние и весенние темы.

Как приятно видеть этот радостный деревенский пейзаж конца зимы. Земля покрыта снежным покрывалом. На одной стороне холста изображен домик из крепких бревен с высокой шапкой снега на крыше. Деревянная изгородь словно делит полотно по горизонтали.

Домашние птицы, устав от долгой холодной зимы, с первыми теплыми лучами солнца вышли на прогулку из своего курятника. Они что-то хлопотливо ищут, роясь в снегу. Рядом много следов, которые уже заполнились талой водой, и поэтому отчетливо видны. Курочки и петушок, словно яркие пятнышки на деревенском дворе. Все это придает полотну особое настрой, приближая нас к крестьянским хлопотам.

Художник не изобразил солнце, но его ослепительные лучи заливают все вокруг, освещая темно-зеленые елочки и белоствольные березоньки, без которых не может быть истинно российского пейзажа. Юон отмечает в названии своего произведения «Конец зимы» и что перед нами именно полдень, хотя об этом можно легко догадаться, поскольку только в это время суток солнечные лучи бывают такими пронзительными. От них даже старенькая постройка выглядит веселой, нарядной и чем-то напоминающей домик Берендея.

Деревья в белоснежных одеяниях, словно придворные дамы, приготовившиеся к приему во дворце. Они пока в замечательных нарядах, но спустя некоторое время с большой радостью заменят их на новые, еще более привлекательные. Кажется, что даже от стволов берез исходит свет, и они как новогодние свечки вытянулись навстречу солнцу. Он связывает человека с живой природой – курочки деловито ищут корм под снегом, ребятишки на лыжах отправляются на прогулку – и это отражает в картине особое теплое мироощущение и очарование.

Картина Юона «Конец зимы. Полдень» словно отражает зрителю ожидание встречи зимы и приближающейся медленной царственной поступью долгожданной красавицы-весны. Об этом свидетельствует подтаявший в некоторых местах снежный покров. А на крыше деревенской хозяйственной постройки он стал дряблым. Это неповторимый и удивительный переход одного времени года к другому. И каждый год он совершается по-новому.

Юона «Конец зимы. Полдень» можно начать сравнением ее со стихами Бориса Пастернака о феврале. Они просто перекликаются щемящей радостью, когда от предчувствия появления прекрасных стихов хочется писать об окончании зимы и плакать навзрыд.

Первые солнечные лучи

Приближающаяся весна всегда необыкновенно хороша - и в слякотную бессолнечную оттепель, когда воздух наполнен запахом тающего снега, и в ветренную погоду, когда тучи бегут быстро и низко, а сквозь них проглядывает синее-синее небо. Но ощущение ликования связано именно с первыми тихими солнечными днями, один из которых хранит картина Юона «Конец зимы. Полдень».

Описание этого замечательного пейзажа доставляет радость, потому что в ней нет ни одной тревожащей нотки. Покой и благость, разлитые в природе, кажутся вечными.

Пронизывающая все радость

Изумительный художник Юон Константин Федорович (1875—1958) признанный мастер пейзажа. Бесконечно любил природу окрестностей Москвы, да и всей центральной России. Хороший человек, проживший достойно, он был счастлив в семейной жизни и не обижен продвижением по служебной лестнице. Картины его пользовались успехом и были всегда востребованы. Может быть, поэтому они так светлы?

Поклонник зимнего пейзажа, Юон обожал рисовать именно эти месяцы года - февраль и март. Его пленял отдающий голубизной снег под сияющим первым солнцем, золотые купола русских церквей, животные, обрадованные приближением тепла, носящееся в воздухе ощущение приближающейся весны. Это все перенесено на его полотна, которые полны радости и вызывают добрую улыбку. В 1929 году была написана картина Юона «Конец зимы. Полдень». Описание этого органично продолжает тему полотен с видами на зимнюю Троице-Сергиеву лавру или заснеженную улочку, залитую мартовским солнцем, - то же пространство, пронизанное свежим воздухом, и благость, разлитая в нем.

Обилие света и воздуха

На холсте изображено Подмосковье, любимый пленэр художника. Пленэр - слово французское, это правдивое отображение природы, в котором свет и воздух играют особую активную роль. Поэтому воздухом и светом пронизана картина Юона «Конец зимы. Полдень». Описание воздуха в этом произведении можно продолжать, используя только восторженные эпитеты и восклицательные знаки. Находясь рядом с картиной, ощущаешь запах только что начавшего таять снега. Именно снег свидетельствует о том, что на полотне отображен февраль. Белый покров уже не упруг, не скрипит под ногами - он рыхлый, чуть опустившийся. Снега еще очень много, о чем свидетельствует и высокая шапка, лежащая на крыше крепко сколоченного домика в левом углу картины. Но лыжники не спешат ловить уходящий момент, они знают, что это еще не последняя прогулка в лес - на фоне так четко виднеется голубое марево. Оно говорит о том, что скрипучие морозы позади, но снег не сойдет и завтра.

Снег, как главный герой

Талантливый живописец, всем сердцем любящий городской и сельский русский пейзаж, К. Ф. Юон одинаково прекрасно писал сюжеты на все времена года. Однако его снег настолько хорош и так много рассказывает зрителю о выбранном сюжете, что становится главным героем произведения. И на описываемом полотне, снег тоже беседует со зрителем. Его много, он разный - вдали еще зимний, холодный. Совсем на горизонте и вовсе царит зима. И глядя туда, понимаешь, что февраль коварен - еще может закружить пургой и замести все снегом. От этого еще пленительней кажется первое тепло, еще понятней радость школьников, собравшихся на лыжную прогулку.

Исконно русский пейзаж

Снег у К. Ф. Юона красноречив, потому что художник никогда не рисовал его только белыми красками - на этом полотне тени всех оттенков синего и даже желтого лежат на снегу, в котором протоптаны дорожки. По сугробам детвора побегала - в глубоких следах можно предположить наличие талого снега. Далее описание картины Юона «Конец зимы. Полдень» можно продолжить рассказом о деревьях, которых на полотне довольно много. Стройные высокие березы, отбрасывающие длинные тени, свидетельствуют о том, что на картине изображен именно полдень - солнце опускается, а не стоит в зените. Белоствольные красавицы находятся чуть ближе нескольких стройных елей, которые еще не посветлели, но снег уже сбросили, и солнце осушает их влажную хвою.

Здоровье во всем

На полотне нет ничего убогого или грязного, что мог бы обнажить подтаявший снег, - все крепкое, стройное, чистое и свежее, даже сарайчик, виднеющийся за елями. Еще чуть дальше угадывается речка, которая, очевидно, скрылась. Описание картины «Конец зимы. Полдень» К. Ф. Юона плавно подходит к негустому смешанному лесу, покрывающему холмы, расположенные на другом берегу. На холсте не изображено солнце, но вся картина полна им - стволы высоких деревьев и прозрачная крона маленькой березки наполнены солнечным светом. Старшеклассники, решившие после занятий прогуляться к реке, уже надели лыжи, ожидая двух нерасторопных или только подоспевших товарищей. Они тоже залюбовались голубым снегом, виднеющимся вдали. Там еще стужа, но все пропитано ожиданием скорого прихода весны.

Замечательная цветовая гамма пейзажа

Очень хороша картина Юона «Конец зимы. Полдень». Описание (как бы ни старался автор) не в состоянии передать всей прелести пейзажа. Отдельных слов заслуживают куры и петух, прибежавшие погреться на солнышке. Возможно, кто-то из ребят перед выходом со двора бросил им на снег корма, который они клюют. А может быть, пригретые первым теплом, они выскочили из надоевшего за зиму курятника в надежде что-то извлечь из-под снега.

Цветовая гамма домашних птиц очень органично вписывается в общую картину - желтые куры и ярко-красный петух, как и охровый цвет поленьев, сложенных у забора, - все наполнено солнечным светом, все кричит о приближающейся весне. Пейзаж деревенский, и художнику удалось передать последнее зимнее затишье перед весенней страдой. Описание картины Константина Юона «Конец зимы. Полдень» можно закончить словами восхищения о том, как удивительно точно художник сумел запечатлеть момент встречи двух временных периодов года - уходящей зимы и приближающейся, всегда прекрасной весны.


Константин Федорович Юон
Конец зимы. Полдень. Лигачево
Холст, масло. 89x112 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Большое мастерство Юона-пейзажиста заключается в том, что самый обычный пейзажный мотив он умеет претворить в художественный образ, привлекающий поэтичностью и свежестью восприятия мира. Яркий пример тому одна из лучших картин художника «Конец зимы. Полдень».

Художник изобразил типичный уголок Подмосковья. Дачный двор, заснеженные дали – все залито лучами солнца. Ослепительно белеют стволы берез и по-весеннему рыхлый снег. Деревянный дом на пригорке, катающиеся на лыжах ребятишки, копающиеся в снегу куры придают пейзажу «обжитость» и особую теплоту. В простом, привычном пейзажном мотиве много истинной поэзии.

Картина «Конец зимы. Полдень» отличается естественностью, жизненной непосредственностью. Создается впечатление, что художник не размышлял о композиции, а просто написал то, что было перед его глазами. Но на самом деле это не так. Композиция этого полотна имеет свою логику, отчего картина и производит такое цельное впечатление. В самом деле, забор делит ее почти на равные части по горизонтали, дом слева уравновешивается темными массами елей справа. Это вносит в композицию необходимое равновесие, не дает рассыпаться на части.

Продуманность композиционного решения дала возможность Юону сосредоточить внимание зрителя на том главном, что ему хотелось выразить, а именно на ощущении жизненных сил, таящихся в природе, на чувстве радости, праздничности, которое испытывает человек перед лицом торжествующей в своей вечной красоте природы. Это ощущение и это чувство возникают главным образом благодаря сияющему колориту, с помощью которого Юон достигает впечатления яркого солнечного дня. С большим мастерством написан в картине снег, прозрачные синие тени от деревьев, дымка, окутывающая лесные дали. Это мастерство дало возможность передать с большой убедительностью состояние природы в преддверии весны, когда солнце начинает уже пригревать, когда тени становятся глубже, когда природа просыпается после зимних дней.
Важно, что Юон связывает жизнь природы с человеком, присутствие которого вносит в картину особую теплоту. Вместе с тем чувство праздничности, которое излучает картина, кажется благодаря присутствию в картине людей естественным, живым. Художник как будто говорит, что его переживания при взгляде на этот вид сродни переживаниям лыжников, возвращающихся с прогулки. Он сразу вводит зрителя в свой мир чувств и мыслей, открывает ему прекрасное в природе.

Средствами композиции и колорита художник утверждает вечно живую жизнь природы и ее воздействие на чувства и мысли человека. Средства эти весьма характерны. Несмотря на свою построенность, картина производит впечатление свободы и естественности. Она кажется фрагментом большой панорамы: края рамы срезают верхушки берез и синие тени от деревьев, зритель мысленно представляет себе весь дом и ели за правым краем картины.

Колорит картины строится на контрастных сопоставлениях и сочетаниях. Темные, буро-зеленые ели противопоставляются белому снегу с интенсивными голубыми и синими тенями. Цветовую композицию полотна оживляют яркое пятно поленницы желтых дров и красный петух, роющийся в снегу. Красочные сочетания создают то эмоциональное напряжение, которое и помогает художнику выразить чувство свежести, радости, праздничности, возникающее при взгляде на эту ликующую природу.
Картина Юона свидетельствует об использовании больших реалистических традиций русской пейзажной живописи. Здесь можно вспомнить красочные полотна Куинджи или современника Юона художника Рылова. Эти традиции заключаются прежде всего в правдивом изображении натуры, в стремлении найти в ней черты, которые позволили бы художнику выразить волнующие его чувства. Традиции эти состоят и в стремлении создать пейзаж-картину, вмещающую в себя большой мир, утверждающую значительную идею. Но естественно, что Юон, как мастер чрезвычайно оригинальный и своеобразный, по-своему перерабатывал эти традиции и выразил своей картиной мысли, волнующие его современников – советских людей конца 1920-х годов.

Картина Юона «Конец зимы. Полдень», отличающаяся ярким, декоративным звучанием красок, покоряет духом жизнеутверждения, оптимизмом. Искусство этого прекрасного живописца всегда будет служить примером целеустремленного и вдумчивого творческого труда, направленного на глубокое постижение реальной действительности и выражение в художественных образах больших общественных идей своей эпохи.

Http://www.rodon.org/art-080812185646

1 вариант сочинения:

Известный русский художник Юон Константин Фёдорович жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачёво. Он любил рисовать портреты, памятники архитектуры и пейзажи любимых мест.
Пейзажи родного Подмосковья запечатлены на картинах Юона "Мартовское солнце. Лигачёво", "Весенний солнечный день", "Конец зимы. Полдень". Кроме рисования, Юон занимался изучением истории и теории искусства.
На картине изображён зимний день в посёлке.Снег белый и пушистый, как одеяло. Он покрывает землю, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Снег лежит и на крышах домов
Радуются весеннему теплу и люди. Мы видим, как на втором плане картины какая-то семья спешит перебраться через реку, чтобы покататься в лесу на лыжах. Им предстоит перейти через мостки, и кто-то один (по всей видимости, ребенок) уже снял лыжи, а его родители еще только готовятся это сделать. Кроме того, кто-то из членов семьи или их друзей уже перешел мост и «страхует» остальных...
Зима-проказница не испугала людей морозом и снежностью.
Художник хотел сказать, что очень любит русскую зиму, пушистую и снежную, и не в городе, а именно в деревне. Смотришь на эту репродукцию и становится немного грустно оттого, что за окном не видишь такого же снега, пока не можешь покататься на лыжах

2 вариант сочинения:

Творчество К.Ф.Юона является яркой страницей русской дореволюционной и советской живописи. Мастер своеобразного художественного дарования, он по-своему увидел архитектуру древних русских городов и природу среднерусской полосы. Его картины отличаются радостным восприятием действительности и декоративным богатством палитры.

Большое мастерство Юона-пейзажиста заключается в том, что самый обычный пейзажный мотив он умеет претворить в художественный образ, привлекающий поэтичностью и свежестью восприятия мира. Яркий пример тому одна из лучших картин художника «Конец зимы. Полдень».

Художник изобразил типичный уголок Подмосковья. Дачный двор, заснеженные дали - все залито лучами солнца. Ослепительно белеют стволы берез и по-весеннему рыхлый снег. Деревянный дом на пригорке, катающиеся на лыжах ребятишки, копающиеся в снегу куры придают пейзажу «обжитость» и особую теплоту. В простом, привычном пейзажном мотиве много истинной поэзии.

Картина «Конец зимы. Полдень» отличается естественностью, жизненной непосредственностью. Создается впечатление, что художник не размышлял о композиции, а просто написал то, что было перед его глазами. Но на самом деле это не так. Композиция этого полотна имеет свою логику, отчего картина и производит такое цельное впечатление. В самом деле, забор делит ее почти на равные части по горизонтали, дом слева уравновешивается темными массами елей справа. Это вносит в композицию необходимое равновесие, не дает рассыпаться на части.

Продуманность композиционного решения дала возможность Юону сосредоточить внимание зрителя на том главном, что ему хотелось выразить, а именно на ощущении жизненных сил, таящихся в природе, на чувстве радости, праздничности, которое испытывает человек перед лицом торжествующей в своей вечной красоте природы. Это ощущение и это чувство возникают главным образом благодаря сияющему колориту, с помощью которого Юон достигает впечатления яркого солнечного дня. С большим мастерством написан в картине снег, прозрачные синие тени от деревьев, дымка, окутывающая лесные дали. Это мастерство дало возможность передать с большой убедительностью состояние природы в преддверии весны, когда солнце начинает уже пригревать, когда тени становятся глубже, когда природа просыпается после зимних дней.

Важно, что Юон связывает жизнь природы с человеком, присутствие которого вносит в картину особую теплоту. Вместе с тем чувство праздничности, которое излучает картина, кажется благодаря присутствию в картине людей естественным, живым. Художник как будто говорит, что его переживания при взгляде на этот вид сродни переживаниям лыжников, возвращающихся с прогулки. Он сразу вводит зрителя в свой мир чувств и мыслей, открывает ему прекрасное в природе.

Средствами композиции и колорита художник утверждает вечно живую жизнь природы и ее воздействие на чувства и мысли человека. Средства эти весьма характерны. Несмотря на свою построенность, картина производит впечатление свободы и естественности. Она кажется фрагментом большой панорамы: края рамы срезают верхушки берез и синие тени от деревьев, зритель мысленно представляет себе весь дом и ели за правым краем картины.

Колорит картины строится на контрастных сопоставлениях и сочетаниях. Темные, буро-зеленые ели противопоставляются белому снегу с интенсивными голубыми и синими тенями. Цветовую композицию полотна оживляют яркое пятно поленницы желтых дров и красный петух, роющийся в снегу. Красочные сочетания создают то эмоциональное напряжение, которое и помогает художнику выразить чувство свежести, радости, праздничности, возникающее при взгляде на эту ликующую природу.

3 вариант сочинения:

Передо мной репродукция картины К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень". Она мне очень нравится. Художник, видно, очень любил начало весны.Художник, видно, очень любил начало весны. На картине изображен солнечный день.На картине изображен солнечный день. Небо в перламутровых оттенках, которые отражаются на снегу. А снег рыхлый, липкий и очень красивый. Солнце всех радует своей красотой и теплом. Воздух чистый, приятный, теплый. Снег отражается в небе, как в зеркале. На заднем плане картины изображено царство зимы.На переднем плане я вижу довольных кур, они выискивают прошлогодние семена. На заднем плане картины пейзажист изобразил темный лес. Там еще царство зимы. Снег в лесу белый-белый, никаких оттенков. Изба вся в солнечных лучах. С нее сползает шапка снега. Лыжники подставили лица солнцу. Куры так довольны, что бегают, суетятся. На снегу видны следы-крестики от куриных лапок. Березки подняли свои веточки-ручки и тянутся к солнцу. Даже ель стоит довольная. Все в ожидании тепла и света. С помощью красок художник показал борьбу весны и зимы.