Настольная игра в гуся. Испания с ребенком




Варианты оформления




Правила игры:
Количество игроков: 2 и более.
Что необходимо для игры: игровое поле, 2 кубика и по одной фишке на каждого игрока.

Начало игры: Каждый игрок выбирает цвет своей фишки и бросает 2 кубика. Игрок с наибольшим результатом ходит первым. Далее ход переходит по часовой стрелке.

Игровое поле - спираль, состоящая из 63 клеток. На многих полях есть особые помехи или бонусы. Игроки двигаются с первого до 63го поля, тот, кто первым достигнет 63го поля - победитель.

Игрок ходит на сумму 2х кубиков. Два игрока не могут одновременно занимать одно поле. Если игрок попадает на занятое поле, то тот игрок, который его занимает, возвращается назад на то поле, с которого пришел другой игрок. (То есть, эти два игрока меняются местами).

Игрок, попадая на клетку с гусем, повторяет ход (ходит на то же количество клеток). Снова попадая на гуся, игрок снова повторяет ход, пока не попадёт на клетку, на которой гуся нет.

Чтобы победить, нужно попасть точно на клетку №63. Если вы превысили требуемое число, то нужно дойти до клетки №63, а затем вернуться назад на оставшееся количество очков. Если вы попадёте на гуся, продолжайте движение назад.

Чтобы попасть на поле №63, можно использовать отдельно результат любого кубика. Если одно из чисел на кубике отправляет вас на клетку №63, второе использовать необязательно. В противном случае используйте сумму 2х кубиков и возвращайтесь назад.

Если на первом ходу выпадет сумма "9", то игрок сразу же попадёт на клетку №63 (это связано с расположением "гусиных" клеток), поэтому для такой ситуации придумано специальное правило. Если выпало 6 и 3, то перейдите на клетку №26, если 4 и 5, то на клетку №53. Правило применяется только к самому первому ходу.

Выпадание 2х одинаковых чисел не несёт никаких бонусов.

Специальные поля:
6 Мост: Перейдите на поле №12.
19 Таверна: Ночлег и сытная еда делают вас ленивым - вы теряете 1 ход (Исключение: если в тот же ход, другой игрок попадает на это поле, вы с ним меняетесь местами).
31 Колодец: Упав в колодец, вы теряете 2 хода, если только игрок, пришедший на это же поле, не выпустит вас раньше.
42 Лабиринт: Вы потерялись - вернитесь на клетку №30.
52 Тюрьма: Если вы попали в тюрьму, то оставайтесь там до тех пор, пока другой игрок не придёт на ваше место.
58 Смерть: Вашего гуся зажарили и съели. Вернитесь в начало.

В 1991 г. на площади возле церкви Святого Иакова в Логроньо на мостовой было выложено поле для игры в гуся (). Эта игра, теперь детская, была чрезвычайно популярна в Европе: существует множество полей для игры в гуся XVII-XIX вв., напечатанных в Испании, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, в том числе тематических – посвященных отдельным регионам и событиям, скажем, русско-французскому союзу.

Доподлинно известно, что Франческо I Медичи, герцог Тосканы с 1576 по 1587 гг., подарил игру в гуся Филиппу II, королю Испании с 1556 по 1598 гг., (1576), однако по преданию игра появилась намного раньше, в основе ее лежал тайный путеводитель по пути Святого Иакова, созданный тамплиерами. Гусиная лапка, символ, связанный с Нептуном, с паломничеством к океану и с камино, также является одним из знаков тамплиеров: он служит основой тайнописи, использовавшейся храмовниками, а повторенный четырежды, образует крест Ордена.

Поле для игры, символизирующее путь, поделено на 63 клетки. Игроки бросают кости и продвигаются на число клеток, соответствующее выпавшему на 2 кубиках. Цель игры – первым достичь конца пути. Существуют разные варианты правил, мы приводим тот, что показался нам более старинным.

  • Клетки с изображением гуся (5, 9, 14, 18, 23, 27, 32, 36, 41, 45, 50, 54, 59) позволяют продвинуться вперед (иногда сначала перейдя на следующую «гусиную» клетку), если гусь смотрит вперед, снова бросив кости, или вынуждают вернуться, если гусь смотрит назад, на количество клеток определяемое новым броском.
  • Клетки с изображением костей (26 и 53) символизируют удачу: на них можно попасть, выбросив на первом же ходе 6 и 3 или 4 и 5 соответственно. Попав на клетку 26 в ходе игры, игрок перескакивает на 53, и наоборот, попав на 53, должен вернуться на 26.
  • Попав на клетку с изображением моста (6), можно переправиться на следующую (12).
  • Таверна (19) означает пропуск хода (или двух).
  • Попав в колодец (31), игрок должен ждать, пока на эту клетку не попадет другой игрок, тогда он может перейти на поле, с которого начинал его избавитель.
  • Лабиринт (42) сбивает путника с пути, возвращая его на клетку 30.
  • Попав в тюрьму (52), игрок вынужден оставаться в ней три хода или пока другой не займет его место.
  • Клетка 58 символизирует смерть: игрок возвращается в начало пути.
  • После 60 бросается только один кубик, причем нужно выкинуть точное число, недостающее до 63, чтобы завершить игру, иначе придется отсчитывать клетки сначала до 63, а затем обратно.

Если игра велась на деньги, плата собиралась за переправу через мост и за постой в гостинице, а банк доставался победителю.

Трактовок игры существует множество. Одна обращает внимание на сакральные цифры 7 и 9; интервалы между клетками с изображением гуся – 4 и 5 – также дают в сумме 9. 58 (смерть) – несчастливая клетка и несчастливое число (сумма цифр 5+8=13). Другое предание объясняет число клеток в игре тем, что именно 63 полоски было на раковине наутилуса, на которую тамплиеры нанесли схематическое изображение маршрута Святого Иакова. Есть версия, что существовало и 64 поле, мистическое и тайное. Считается, что первые 32 клетки соответствуют пути до Сантьяго, а клетки с 33 по 63 символизируют обратный путь, поэтому, если игровое поле представляет собой спираль, второй виток ее обычно начинается с клетки 33. Спиральное изображение игрового «пути» иногда трактуют как образ змеи, одного из символов Меркурия, бога странствий, а иногда как аллегорию Млечного Пути.

Простое французское поле для игры (

Мое внимание, конечно же, привлекли настольные игры. Одной игре был посвящен целый немаленький стенд.

Как явствовало из находившихся под стеклом экспонатов, данная игра была очень популярна во Франции и Испании , игровые поля были в основном на французском и испанском языках. Разумеется, вернувшись, я тут же полезла в интернет, чтобы изучить правила.

Судя по виду, Juego de la Oca, Jeu de l’oie, the Royal Game of the Goose – обычная игра-ходилка . Игровое поле состоит из спирали с 63 клетками.

Оформление игры зависит от фантазии художника и времени ее создания. Поскольку игра появилась в конце 16 века и не теряла своей популярности несколько веков, то могу себе представить, что по ней в принципе можно изучать стили живописи. И также могу себе представить безумного коллекционера, гоняющегося за бесценными гусиными раритетами по всей Европе. А пока не собрана собственная коллекция, то можно полюбоваться шедеврами “Игры в гуся” в музее, ему посвященному, во французском городе Рамбуйе, в и в музее Виктории и Альберта в Лондоне . Там Гусь представлен несколькими интересными экземплярами.

The Royal Game of Goose из собрания музея Виктории и Альберта в Лондоне

Легко вообразить, начитавшись Дэна Брауна и другую псевдо-историческую литературу, что в игре зашифровано какое-то послание или место. Количество клеток – 63, почему именно такое число? Картинки моста, лабиринта, колодца, тюрьмы находятся на клетках с определенными номерами. Почему так?

Но википедия и прочие интернет-ресурсы быстро остановили мою богатую фантазию. Всемирный разум практически единодушен и утверждает, что авторство игры принадлежит одному из герцогов Медичи . Он преподнес “Гуся” в качестве подарка испанскому королю Филиппу II в 1580 году. И игра быстро пошла по рукам, как по королевским дворам, так и по тавернам и притонам. Только потом, к 19 веку, она стала исключительно детской прерогативой. А до этого в центр доски (там, где обычно располагается картинка большого гуся, либо написаны правила) клали деньги и тот, кто первым добегал до 63, срывал банк!

На “Гусе” даже стали применять открытый мною игровой метод обучения детей . Да, все уже украдено до нас. При французском дворе ее стали использовать как пособие по изучению географии. На клетках были изображены страны и написаны названия городов. Французский дофин, вставая на клетку, должен был сказать название страны и прочитать, что там написано.

Выяснить настоящие правила этой игры оказалось сродни поискам рецепта “настоящей” селедки под шубой. Все вроде бы одинаково, но есть небольшие различия. Однако, я думала, переводила и вот он – свод правил.

Количество игроков: от двух.
Комплектация игры: поле, фигурки гусей разных цветов, два кубика.

Цель игры: первым пересечь финишную черту (63-я клетка) и стать гусем.

Это как раз тот самый вариант игры без гостиницы, лабиринта и тюрьмы. Мост, колодец и смерть на месте

Игрок ходит на суммарное количество клеток, выпавшее на двух кубиках. Если в самый первый ход игрок выкидывает 9, то если на одном кубике выпало 4, а на другом 5, то игрок попадает на клетку с номером 53! Если девятка состоит из тройки и шестерки, то игрок попадает на клетку с номером 26. Тоже неплохо. Но это только в первый ход. Если в любой ход игрок попадает на картинку с гусем, то он ходит снова на то же количество клеток.

Нельзя находиться на одной клетке двум игрокам. Если складывается такая ситуация, что вы приземляетесь на уже занятую клетку, то ваш противник покидает ее (да, именно он, а не вы) и он идет на ту клетку, откуда вы начали свой ход. То есть вы как бы меняетесь. Попасть на 63-ю клетку необходимо с точного количества ходов. Если вы стоите на 60, то только, выкинув тройку, вы можете выиграть. Если вы выкинули пятерку, то вы идете до 63 (три хода) и на два хода назад. Если во время своего движения назад вы попадаете на гуся, то делаете еще один ход назад.

Важно! Необходимое количество ходов может быть выкинуто на одном из кубиков. Значение второго тогда не принимается в расчет. Такое вот послабление в финале игры.

Специальные клетки и один неясный момент, который легко объясняется, если играть на деньги:

Клетка 6. На ней нарисован мост. Игрок автоматически попадает на 12.

Клетка 19. Гостиница. Игрок платит за услуги и пропускает ход. Вы как бы поели, выпили и проспали. Я так полагаю, что в начале игры устанавливалась какая-то плата за эту и похожие ситуации и эти деньги добавлялись в центр поля, либо они и составляли весь игровой фонд партии.
Внимание! Вы в гостинице пропускате одну очередь, но если в тот же ход другой игрок попадает в гостиницу, то вы меняетесь с ним местами, он остается на вашем, а вы идете туда, откуда он пришел.

Еще один вариант игры с другими картинками. Здесь вместо 19-ой клетка с номером 20. И там не гостиница, а уши осла. Колодец на месте, а вместо лабиринта – закрытые двери. Вместо обычного черепа бомба.

Клетка 31. Колодец. Игрок сваливается в колодец и пропускает уже два хода. Если только другой игрок не свалится туда же. Тогда вы платите за спасение и меняетесь с ним местами.

Клетка 42. Лабиринт. Игрок теряется, платит за спасение и оказывается на клетке 30.

Клетка 52. Тюрьма. Самая сложная клетка. Потому что вы: 1) платите за каждый пропуск хода и 2) спасены, только если другой игрок не попадет в тюрьму. Есть вариант правил, где игрок пропускает три хода в тюрьме.

Клетка 58. Смерть. Плати – не плати, а смерть неизбежна. Игрок начинает игру заново.

Кстати, в момент, когда два игрока оказываются на одной клетке, платят оба.

Есть доски (их не очень много, но они есть), где нет изображений гостиницы, колодца, лабиринта (а смерть есть). Это не важно. Значение клеток остается таким же.

Не правда ли, все довольно легко, если играть на деньги. А как же раньше играли дети? Мне кажется, что каждый игрок имел какое-то количество чего-то условного. Пуговицы, камешки, фантики… И расплачивались ими.

Кстати, в современных вариантах игры уже нет этого момента платы.

Да, “Гусь” все еще существует! Чтобы в него поиграть, не надо ехать в Фигерас покупать ее в музее игрушки. Достаточно выбрать себе поле на свой вкус (постариннее, покрасивее, из музея Виктории и Альберта и т.д.), распечатать на цветном принтере, наделать фигурок гусей из пластилина или взять разноцветные фишки, ограбить комплект нард на предмет кубиков и вперед!

Текст и фото: Таня Белкина.

По свидетельству Тацита, римского историка, который жил в I в. н. э., во многих странах люди играли в кости «с таким азартом, что, когда уже ничего не осталось, играли на свободу и тело».

В средние века разорение от игры в кости приобрело такие масштабы, что подверглись самому настоящему гонению. В России игры в кости правосудие тоже не жаловало. Но, тем не менее, существовал ряд игр, в которые, несмотря на запреты, люди играть не прекращали. Гусек — одна из них. Некогда популярная игра со временем оказалась забытой, поэтому приведем один из современных ее вариантов.

Играли в гусек на специальной доске, на которой была вырезана двойная извилистая линия, символизирующая воду. По сторонам от этой линии изображались гуси. Тот игрок, у которого получится установить фишку на изображение одного из гусей, пользуется некоторым преимуществом перед остальными. По этой причине игра и получила такое эксцентричное название.

Современный вариант отличается тем, что «сюжет» для изображения на игровом поле можно придумать и самим. Для этого потребуется большой лист бумаги, на котором обозначают пункты с различным количеством очков внутри. Начальный пункт — нулевой, затем следует пункт 1-й, 2-й, 3-й и т. д. Последний пункт может иметь любое количество очков.

Кроме игрового поля потребуются также фишки и кости. Фишек потребуется ровно столько, сколько участников соберется за игрой. А сколько понадобится костей, должен обдумать изготовитель игрового поля. Зависит это, как правило, от количества очков в самом последнем пункте.

Если число на последнем пункте достаточно большее, например, 500, игрокам потребуется не менее трех игральных костей, иначе, иначе их путешествие от начального пункта до конечного будет длиться очень долго. Если количество очков на конечном пункте 100-150, то вполне можно обойтись и одной костью.

Для того, чтобы разнообразить игру, придать ей особую пикантность и остроту, можно сделать несколько пунктов, попав в которые игрок пропускает один или два хода, или возвращается назад.

Игра заключается в том, что каждый игрок стремится выбросить на костях наивысшее количество очков и первым добраться до конечного пункта. Фишка передвигается на столько пунктов, сколько очков выпадает на брошенных костях. В старину игрок, который, опередив соперников, первым занимал своей фишкой конечный пункт, считался победителем и получал выигрыш. Сумма выигрыша обычно оговаривалась заранее.

Современная игра гусек более похожа на детскую, путешествия фишек по замысловатым маршрутам на игровом поле интересны для детей, которые вполне могут и сами придумать сюжет для будущих путешествий, а также выбрать маршрут.