Мотивация учения школьников презентация к уроку по психологии на тему. Учебная мотивация школьников Презентация по теме мотивация учения для психолога

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Как мотивировать познавательную деятельность ученика? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё»Л.С.Выготский«Деятельности без мотива не бывает» А.Н.Леонтьев Мотив Мотив – источник деятельности любого человека.Мотив - это то что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным. «Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения» И.Павлов Без внутреннего настроя ребёнка, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие. Педагог, опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребёнка формируется:тенденция уклонения от учёбыдеятельность и результаты учения незначительныотвлекаемость на урокебыстрое утомлениеригидность мышления. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Учитель порой забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика.Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулироватьПроцесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников. Содержание учебного материала.Стиль общения учителя и учащегося.Характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Стиль общения учителя и учащегося Авторитарный Формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации.Демократический Способствует внутренней мотивации.Либеральный (попустительский)Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех» Стиль общения учителя и учащегося Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям ученика.Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь. Основные методы мотивации и стимулирования деятельности обучающихся можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика I.Эмоциональные методы мотивации поощрение,порицание,учебно-познавательная игра,создание ярких наглядно-образных представлений,создание ситуации успеха,стимулирующее оценивание,удовлетворение желания быть значимой личностью. II.Познавательные методы мотивации опора на жизненный опыт,познавательный интерес,создание проблемной ситуации,побуждение к поиску альтернативных решений,выполнение творческих заданий,«мозговая атака»,развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод III.Волевые методы мотивации предъявление учебных требований,информирование об образовательных результатах обучения,познавательные затруднения,самооценка деятельности и коррекции,рефлексия поведения,прогнозирование будущей деятельности IV.Социальные методы мотивации развитие желания быть полезным обществу,побуждение подражать сильной личности,создание ситуации взаимопомощи,поиск контактов и сотрудничества,заинтересованность в результатах коллективной работы,взаимопроверка,рецензирование. Система развития мотивации учения Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:причинно-следственные связи,комбинирование информации,планирование и выполнение практической деятельности. Система развития мотивации учения Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы. Итоги: Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.Это возможно при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности» МБОУ СОШ №2 г. Воронежа Презентацию «Мотивация учебной деятельности школьников» подготовила:педагог-психолог Кулакова Н.А.


Приложенные файлы

Завышенные ожидания родителей.. Но ребенок – это не вы. У него может быть другой уровень развития, и он в этом не виноват. Если родители упорно не хотят это признавать, у ребенка может произойти серьезный срыв, который отразится на здоровье. Не нужно «лепить» из ваших детей ваше подобие. Важнее понять, что у него хорошо получается, в чем он может отличиться – в музыке, в танцах, в спорте, в шахматах, в кулинарии, и развивать более активно его в этом направлении. Совсем не обязательно быть отличником, чтобы стать состоявшейся и заметной фигурой.

    • Часто ребенок отрицательно относится к учебе из-за неумения подчиняться правилам и требованиям в школе.. Требования, предъявляемые в школе, одни для всех и выполнять их должен каждый ученик.
    • понять, что для того, чтобы ваш обожаемый ребенок адаптировался в коллективе, нужно самим менять стиль воспитания в семье.
  • - период, когда они из младших классов переходят в среднее звено. Для многих ребятишек это большой стресс. Раньше их учила одна учительница, к которой ребенок привык, ему с ней было комфортно, а сейчас учителей много, все они разные, с разными требованиями, да и предметы появились новые.
  • Причины, по которым дети не хотят учиться.
Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:
    • слабое состояние здоровья; несформированность приемов учебной деятельности
    • Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами..
    • Если психолого¬педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе; недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
    • Успешность учебной деятельности во многом зависит от развития особенностей мышления.
    • Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать .
    • Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и, в конечном счете, влияет на его отношение к учебе и школе; недостаточное развитие мотивационной сферы.
    • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств,
    • не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения; ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
  • Если возникает проблема с учебой, воспользоваться услугами репетитора или заниматься с ребенком дополнительно самим.
  • Независимо от причины, родителям не следует упрекать, угрожать, наказывать или сравнивать своего ребенка с другими детьми.
  • Нужно пытаться разобраться в возникшей проблеме, научиться слушать и слышать своего ребенка, быть с ним абсолютно искренним, стараться всячески укреплять его веру в свои силы
Правила успешной мотивации
  • Родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.
  • . Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа .
  • /Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового - это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете./
  • . Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка.
  • /Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка - запишите в музыкальную школу. Ходите вместе (это важно) на публичные выставки по интересующей ребенка тематике. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что - нет./
  • . Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка.
  • /После прочтения книги обсудите ее . Что заинтересовало? Что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?/
  • Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение
  • /. Создайте его! Запишите свое чадо в интересную секцию или кружок../
  • Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии .
. Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, Обязательно хвалите за хорошие оценки - создавайте положительное подкрепление.
  • . Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, Обязательно хвалите за хорошие оценки - создавайте положительное подкрепление.
  • / Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь - помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля./
  • . Часто спад интереса к учебе может быть обусловлен очень высокой нагрузкой .
  • /ее необходимо снизить, чтобы избежать срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями./
  • Запомните: умный, одаренный ребенок не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.
  • . И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно.
  • Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время.
  • Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.
  • Процесс мотивации - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей . Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе - что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.
Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); - размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. - Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, -установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.
  • Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда,
  • - надо организовывать обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.
  • Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:
  • - создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
  • -создание нестандартных ситуаций на уроке
  • -демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
  • -умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
  • -умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя
  • Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации.
При изучении нового материала-
  • При изучении нового материала-
  • Сильные и средние ученики участвуют в беседе по ходу лекции,
  • Слабым –
  • предлагается повторить ответ одноклассников,/особенно важные моменты/,
  • -привести пример.
  • В конце лекции –сильные-делают выводы,обобщают,доказывают.
  • Средние –делают выводы.
  • Слабые-ищут ответ в учебнике.
  • При отработке практических навыков-
  • Сильные-
  • Работают самостоятельно, под руководством учителя разбирают сложные моменты в задании, потом самостоятельно заканчивают выполнение задания.
  • Средние- выполняют предложенные задания.
  • Слабые-работают под контролем учителя.
  • При проверке домашнего задания-
  • Сильные- отвечаютна вопросы по подведению итогов событий. Причинно-следственных факторов.анализу событий и т.д.
  • Средние-перессказывают.отвечают на вопросы,
  • .Слабые- находят ответ в учебнике, пересказывают самые запоминаемые события.
  • При организации тематического контроля-
  • Сильные- выполняют творческие задания или отвечают на самые сложные вопросы.
  • Средние-отвечают на стандартные вопросы.
  • Слабые-знание понятий,дат,раскрытие события.
Нестандартные уроки-
  • Интегрированные уроки-Великие географические открытия.
  • -Викторины.
  • -Уроки путешествия.
  • -Составление кроссвордов,презентаций,поисково-исследовательская работа /сайт Мемориал,музей,архивы семьи./
  • -Творческие сочинения, проектная работа- Если бы..
  • -Просмотр фрагментов из документальных фильмов, худ.фильмов- 300 Спартанцев.
  • Династия Романовых и т.д.
  • -Внеклассные мероприятия на патриотическкю тематику,
  • -участие в различных конкурсах.
  • -Совместные мероприятия с работниками культуры.
  • Таблица "Мотивации учения”
  • Положительная мотивация.
  • Удовольствие от учёбы
  • Значимость результата
  • Мотивация – средства, процессы, побуждающиек познавательной деятельности,активному освоению материала.
  • Отрицательна мотивация.
  • Вознаграждение за результат
  • Принуждение к учёбе
  • Признаки мотивации
  • Осуществление собственной деятельности
  • Умение отстаивать своё мнение
  • Умение оценивать одноклассников
  • Умение объяснять слабым учащимся непонятные места
  • Умение выбрать посильные задания из предложенных для решения
  • "Никакие результаты нельзя признатьхорошими, как бы высоки они небыли, если ребёнокмог бы достигнуть более высоких.
  • И никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуютмаксимальным возможностям ребёнка.
  • Признаки мотивации
  • Слабая заинтересованность в учёбе
  • Нацеленность лишь на оценку
  • Неумение ставить цели
  • Неумение преодолевать трудности
  • Отрицательное отношение к школе, учителям

Слайд 2

Что такое учебная мотивация? Три кита мотивации. В чём особенность проблемной ситуации? Какие виды учебной мотивации можно использовать на уроках? При каких условиях достигается эффективность учебной мотивации? КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

Слайд 3

Мотивация (от латинского мotive – побуждение; от французского motif – побудительная сила, причина) – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям, Основное условие успешного обучения. Что такое мотивация?

Слайд 4

Слайд 5

ТРИ КИТА МОТИВАЦИИ

КИТ 1Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать» КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») КИТ 3Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Третий важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным.

Слайд 6

МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ: учебно-познавательна игра создание наглядности создание ситуации успеха (применение схем, опорных таблиц) свободный выбор задания стимулирующее оценивание ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: проблемная ситуация выполнение творческих заданий деятельностный подход Мультимедийные презентации ВОЛЕВЫЕ: Познавательные затруднения Самооценка деятельности и коррекция Прогнозирование будущей деятельности

Слайд 7

СОЦИАЛЬНЫЕ: Побуждение подражать сильной личности Создание взаимопомощи Поиск сотрудничества Взаимопроверка Рецензирование ответов Целеполагание Заинтересованность коллективной работой

Слайд 8

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЭТАПЫ УРОКА НАЧАЛО УРОКА: эвристическая беседа; проблемный вопрос; «яркое пятно» (слово учителя + наглядность) ФИНАЛ УРОКА: Синквейн Рефлексия (степень усвоения) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Слайд 9

Учебная мотивация направлена на самостоятельную деятельность ученика Работа должна принести каждому ученику лично для него ощутимые результаты Ученик должен понять, что он пока не знает Ученик должен определить источники информации Ученик должен понимать, зачем ему это нужно Ученик должен спланировать свою работу по достижению этого результата Ученик должен осознать конечный результат

Слайд 10

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления учащихся через письмо и чтение, эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения информации. Он учит осмысленно использовать полученные знания и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк: 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова. Использование синквейна как одной из форм учебной мотивации

Слайд 11

УРОКИ ДО и СЕГОДНЯ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ ПРЕЖДЕ: Вы должны! - Вы обязаны! - Вам нужно! ТЕПЕРЬ: Я могу! Я имею право! Мне нужно! ПРЕЖДЕ: Запишем тему сегодняшнего урока - … ТЕПЕРЬ: Определите, что станет сегодня темой нашего урока ПРЕЖДЕ: М.Ю.Лермонтов «Ашик-кериб» Хорошие и плохие поступки людей. ТЕПЕРЬ: М.Ю.Лермонтов « Ашик –кериб» Положительные или отрицательные герои в сказке?

Слайд 12

КАК ВЫЙТИ К ТЕМЕ?

Игра «Третий лишний»:(в*сна,з*мля,п*нал)? 28:4,78:2,36:9 ? С.77 учебника «Окр.мир»,эта зона занимает больше половины территории России, южнее зоны тундры. Что сегодня изучаем? Иванушка, фантазия, число три, чудеса. Как можно объединить все эти слова? Вставь слова и догадайся о теме урока: «Жизнь дана на … дела», «….лучше красоты»

Слайд 13

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик: 1) сам формулирует проблему (задачу); 2) определяет пути её решения; 3) сам решает эту ситуацию и 4) получает в итоге лично для себя ценный, значимый, ощутимый результат.

Слайд 14

1. Можем ли мы считать,что из-за удалённости от Северного Полюса в зоне степи есть большое разнообразие растений и животных? 2.Можно ли уверенно говорить, что написание падежных окончаний при склонении существительных зависит от их рода? 3. Найдите значение выражения:34т-235 кг=? 34ц+12т=? 4. Почему своё произведение П.П. Ершов « Конёк-горбунок» назвал русской сказкой? 5. Чего больше в двух героях рассказа «Мальчики», Володе и Чечевицыне– сходства или различия? Создание на уроке проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов

Слайд 15

1. В ходе эвристической беседы (после показа портретов Л.Н.Толстова)учащиеся должны сформулировать проблемные вопросы, ответы на которые им придётся самостоятельно найти во время работы в группах: - Кто изображён на этих двух портретах? - Сравните эти два изображения. В чём вы видите разницу? - Кто сможет сформулировать тему урока, основываясь на этих двух портретах Л.Н.Толстова? - Если тема урока вам ясна, то какие цели нам нужно поставить? Что мы должны с вами определить доказать, увидеть, сформулировать или сделать что-то ещё? Создание на уроке проблемной ситуации с помощью эвристической беседы

Слайд 16

ИТОГ

Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы: «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». ПУСТЬ ЧАЩЕ ЗВУЧАТ ЭТИ СЛОВА! Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды


1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. Г. Розенфельд 5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.


Существует множество научно-исследовательских работ, связанных с выявлением компонентов мотивационной структуры в сфере обучения, с классификацией мотивов учения. И практически отсутствуют исследования о том, как эти мотивы соотносятся с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, с учётом возраста и пола учащихся, ситуации в семье, социального происхождения и др.


Такая мотивация не приводит к успешным результатам 1. Мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Имеются ввиду побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.).


2.Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах: 2 а.Такая мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Это - наиболее ценная мотивация. 2 б.Эта форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения Однако, если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.


3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.). Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения






Проявления этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к преподавателю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы состоят в ориентации учащихся на овладение новыми знаниями.


Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть: а) интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо б) интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо в) интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.


Учебно-познавательные мотивы состоят в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;


Мотивы самообразования состоят в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).




Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных. Широкие социальные мотивы состоят в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни.


Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе. Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.


Мотивы социального сотрудничества состоят в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявления: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.


А. К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. 1. Содержательные мотивационные характеристики прямо связаны с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. 2. Динамические характеристики характеризуют форму, динамику выражения этих мотивов. А. К. Маркова


Содержательными характеристиками мотивов являются следующие: 1) наличие личностного смысла учения для ученика; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива; 5) уровень осознания мотива; 6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.


Динамические характеристики мотивов: 1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться. 2. Модальность мотивов их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мотивация учения школьников

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.

"НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!!!"

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности.

Уровни мотивации

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Высокая мотивация

Средняя мотивация Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

Эти дети посещают школу неохотно. Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Низкая мотивация

Они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию. Отказываться выполнять задания. Следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

Методика М.Р. Гинзбурга, представленная в его книге «Изучение учебной мотивации».

Уровень мотивации учения, обучающихся 2 класса

I - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху; II - высокий уровень учебной мотивации; III - нормальный (средний) уровень мотивации; IV - сниженный уровень учебной мотивации; V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

Уровень мотивации учения 6 класса

Уровень мотивации учения обучающихся 7 класса

Уровень мотивации учения обучающихся 8 класса

Уровень мотивации учения обучающихся 11 класса

Что снижает мотивацию ребенка?

Недостаток любви затрудняет развитие ребенка. Влияние плохого психологического климата в школе. Родительский страх мешает детям стать самостоятельными. Чрезмерные нагрузки отнимают энергию. Завышенные требования не дают детям полноценно учиться. Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться.

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Окружающий мир, полный любви Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные трапезы. Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности). Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки. Личный пример и реакция соучастия. Установка: Ошибки – нормальное явление.

Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь. Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям. Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно» Высокие требования, но соответствующие возможностям. Избегать недооценок. Переоценок.

Вера в собственные способности Нужно помочь ребенку сформировать веру в собственные способности.

Эмоциональное развитие 1. Четко выражайте чувства. Например: «Я сердита на тебя, потому что …». 2. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка. 3. Разговаривайте о чувствах. 4. Реагируйте разумно. 5. Влияйте на чувства ребёнка. 6. Разъясняйте непонятные чувства. 7. Понаблюдайте за своими собственными чувствами. 8. Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства. 9. Научите ребенка управлять своими чувствами.

Выносливость Понимание, что успех приходит не сразу. Нужен труд и терпение.

Справедливое вознаграждение Хвалить за конкретные дела и успехи. Хвалить за старание. Отмечать лучше не результат, а потраченные усилия. Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка. Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события. Награда должна соответствовать достижению.

Справедливая критика Выражайте претензии обоснованно («Мне не нравится…, потому что …»). Выражайте претензии в нейтральном тоне. Делая замечание, указывайте и на «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат.» Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?» Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.

Спасибо за внимание!