Изобретение леонардо да винчи парашют. Изобретения, связанные с воздухоплаванием парашют леонардо и создание современного парашюта

Среди известных изобретений, описанных Леонардо да Винчи в дошедшем до наших дней сборнике Codex Atlanticus: велосипед, самодвижущаяся повозка – по сути, далёкий предок современного автомобиля, водолазный скафандр, парашют, орнитоптер, подшипник качения и другие.

При жизни мастера ни одно из его многочисленных изобретений так и не было реализовано, однако их ценность, как техническая, так и сугубо историческая, от этого никак не стала ниже. Не исключено, что инженеры последующих веков, которым приписывается создание тех или иных изобретений, могли быть знакомы с идеями Леонардо да Винчи и воспользоваться ими как основой для своих разработок.

Велосипед

Фраза «изобрёл велосипед», ставшая символом открытия чего-то давно известного, никак не может быть применена к идее Леонардо да Винчи в ироническом смысле. Ибо он действительно является первым изобретателем этого транспортного средства.

Велосипед, сконструированный великим инженером эпохи Возрождения, по концепции почти ничем не отличается от современных моделей. Более того, в отличие от первых образцов, созданных столетия спустя, он был гораздо ближе к тем, которые используются сейчас – колёса равного диаметра, цепной привод, ряд иных элементов, предвосхитивших комплектность современного велосипеда.

Единственное, что не в лучшую сторону отличало велосипед Леонардо от современных машин, это жёстко закреплённое переднее колесо, не дающее возможности поворачивать.

Парашют

Несмотря на отсутствие в его эпоху каких-либо летательных аппаратов, идея плавного и безопасного спуска с большой высоты нашла воплощение в эскизах первого парашюта.

Леонардо не только разработал концепцию, но и точно рассчитал грузоподъёмность аппарата; площадь его купола составляла около 60 квадратных метров, что почти в полной мере соответствует параметрам современных парашютов. Подвесная система тоже во многом была схожа с современной. Главное отличие от выпускаемых ныне систем – это форма купола; он был не круглым и не как «крыло», а имел пирамидальную форму.

Самодвижущаяся повозка

Цельнодеревянная конструкция праавтомобиля во многом походила на обычную гужевую повозку, однако для её движения вовсе не требовалось впрягать лошадей. Источником энергии – «мотором» – служил пружинный двигатель, спиральный упругий элемент которого требовалось предварительно сжимать (закручивать) вручную при помощи специальной рукоятки. Интересной особенностью машины было то, что она не предполагалась к использованию с водителем; управление производилось автоматически, при помощи «запрограммированного» на определённые действия механизма. Таким образом, самодвижущаяся тележка Леонардо была, по сути, не просто первым автомобилем, но и первым самоходным «роботом». Единственным недостатком системы управления являлось то, что повозка могла поворачивать лишь вправо во избежание дальнейшего усложнения её конструкции.

Водолазный костюм

Подводный скафандр, разработанный Леонардо, практически ничем не отличался от современного. Более того, были предусмотрены два варианта системы обеспечения водолаза воздухом. В одном случае он подавался по шлангу извне, в другом – подводники должны были брать с собой его запасы, заключённые в обычные винные бутыли. Это, пожалуй, единственный проект изобретателя, который едва не был реализован, однако обстоятельства сложились так, что необходимость использования скафандра для конкретной цели отпала, а финансировать потерявший практическое значение проект никто не захотел.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В коллекции памятников великих на территории парка ЭТНОМИР есть и портрет великого . Перед нами гармоничная личность творца, прекрасного, проницательного и волевого мужчины. Леонардо превыше всего ценил свободу и не понимал, как может человек свою свободу совмещать с содержанием птиц в клетках. Торговцы на рынке всегда радовались приходу Леонардо, он скупал у них всех птиц, тут же отпуская их на волю. Именно этот момент и изобразил в бронзовом портрете великого представителя эпохи Возрождения скульптор Алексей Леонов.

Гений эпохи Возрождения был человеком энциклопедических знаний, вся его жизнь проходила в наблюдении и исследовании окружающего мира. Ничто так не увлекало его, как природа. Создатель бесспорных шедевров, вдохновенный художник, он внезапно охладевал к искусству, оставляя свои картины незаконченными. Его ученик и биограф Вазари писал, что душа Леонардо «побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний». Современники причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, но сам себя он считал учёным.

Отчего зависит рождение гения неизвестно никому. Ученые веками бьются над загадкой гениальности, отыскивая причины и условия, в которых могли бы рождаться талантливые дети, но пока безрезультатно.

Человек, который известен всему миру, давно умер, однако имя его остается на слуху и в его гениальности сомневаться не приходится: величайший изобретатель, инженер и ученый, опередивший собственное время Леонардо да Винчи оставил своим потомкам загадки и идеи, над которыми будет ломать головы еще не одно поколение.

Уникальность да Винчи состоит еще и в его удивительной разносторонности – ему было интересно и подвластно все – от живописи до механики, он интересовался строением человеческого организма не меньше, чем искусственными конструкциями. Злопыхатели могут сколько угодно говорить о том, что рисунки и наброски Леонардо не закончены, что построить по ним задуманные машины и механизмы очень сложно. Однако факт остается фактом: ни один человек за всю историю существования человечества не дал столько изобретений, опережающих свое время, ни одно имя не обрело такой же мистический и загадочный ореол, как имя Леонардо да Винчи.

Живопись и медицина, история и биология, механика и стихи – все это сочеталось в одном человеке. Леонардо да Винчи писал обеими руками и в обоих направлениях, танцевал, фехтовал, был скульптором. Уникальный талант раскрывается в разных сферах!

Военно-технические идеи и изобретения да Винчи

Ему были очень близки военно-технические идеи. Первые танки родились в воображении ученого, и он настоятельно пропагандировал идею создания колесницы, прикрытой сверху листами брони. Полукруглая форма позволила бы противостоять натиску врага, а пушка, которой должен быть оборудован «танк», могла корректировать угол стрельбы с помощью укрепленного подъемного блока.

Изначально, колесницу в движение должны были приводить лошади. Однако, будучи животными пугливыми, они могли испортить все дело. Поэтому, усовершенствовав свою идею, Леонардо заменил лошадей людьми. Экипаж «машины боевой» состоял бы из восьми человек, тянувших эту махину. Что и говорить, боеспособность таких колесниц была бы очень низкая, танкам пришлось дожидаться своей очереди на воплощение еще несколько столетий.

Исследования подводного мира

Да Винчи очень любил воду, и не удивительно, что для исследования подводного мира ему понадобился аппарат, позволяющий дышать под водой. Пытливый ум справился и с этой задачей, и первый акваланг был изобретен именно знаменитым итальянцем. Для изготовления костюма «дайвера» была использована кожа, стеклянные линзы позволяли смотреть вокруг, а для чересчур сильного восторга от красот подводного мира был предусмотрен мешочек для оправления естественной нужды. Воздух подавался по специально для этих целей закрепленным тростниковым трубкам. В месте их сочленения с кожей, Леонардо предусмотрел пружины, не позволяющие коже спадаться под давлением воды. С Собой аквалангист брал мешочки с песком – балласт, резервуар с воздухом (на случай экстренного всплытия), нож и веревку, а так же рожок для подачи сигнала о всплытии наверх.

Изобретения Леонардо да Винчи в области воздухоплавания

Всю жизнь Леонардо мечтал о небе. Он считал страшной несправедливостью невозможность полета в облаках и всячески работал над ее устранением. Среди рисунков и набросков, дошедших до наших дней, есть модель устройства для полета, которую принято считать прототипом вертолета. Отсутствие современных материалов, используемых в самолетостроении, в военной промышленности, значительно усложняло работу ученого, но он искал варианты среди того, что было ему доступно.

Например, в случае с «вертолетом», винт аппарата должен был быть изготовлен из накрахмаленного льна. А приводить его в движение для запуска предполагалось вручную. Идея осталась не воплощенной. Леонардо утратил к ней интерес, переключившись на естественное крыло, созданное природой.

  • Долгими и безуспешными, но, безусловно, интересными с точки зрения современных исследователей, были попытки создать аппарат, летающий, как птица и обладающий возможностью поднять в воздух человека. Отбросив эту идею, Леонардо да Винчи увлекся планирующим полетом. Конструкция крепилась к спине человека, позволяя управлять ею и изменять направление полета. Та часть, которая непосредственно крепилась к телу, была самой широкой и неподвижной, а вот кончики можно было сгибать с помощью тонких тросиков, меняя, таким образом, вектор полета.
  • Как ни удивительно это звучит, но и парашют был изобретен тоже да Винчи. Он описывал его, как тканевый купол, с высотой примерно 7,2 м. Ученый утверждал, что с таким приспособлением можно прыгать с любой высоты, не опасаясь за свое здоровье. Техническое воплощение этой бесценной идеи свершилось лишь в начале двадцатого века – ранцевый спасательный парашют, который крепился на спине и открывался в воздухе, был создан русским изобретателем Глебом Котельниковым.

Леонардо да Винчи разрабатывал и самодвижущиеся машины

Но не только в небе и под водой искал вдохновение для своих открытий и идей великий итальянец. Дела земные его, к счастью, интересовали не меньше. Ведь именно Леонардо изобрел первый …автомобиль! Пружинный механизм приводил в движение повозку о трех колесах, а дополнительное четвертое колесо располагалось впереди на деревянном рычаге и служило для поворотов машины. Задние колеса приводились в движение с помощью системы шестеренок. В жизнь подобное чудо техники, для движения которого прикладывали силу два человека, было воплощено лишь спустя сто с лишним лет, а настоящие автомобили появились еще позже.

Напоследок, стоит упомянуть о большом количестве «повседневных» изобретений, которые с успехом используются по сей день (несколько доработанные и модернизированные, но ведь этот факт не умаляет заслуги Леонардо да Винчи). Им был изобретен прибор, позволяющий сверлить дерево и землю, колесцовый пистолетный замок, признанный еще при жизни изобретателя, телескоп с двумя линзами, велосипед, катапульту, прожектор – этот список можно продолжать очень долго.

После себя Леонардо оставил около тринадцати тысяч страниц рукописей, и не все из них на сегодняшний день полностью расшифрованы. А найденный в 2005 году тайный архив Леонардо позволяет надеяться, что есть еще тайны и загадки, которые оставил после себя пытливый, гениальный изобретатель.

Леонардо да Винчи был убежден, что "человек, преодолевающий сопротивление воздуха с помощью больших искусственных крыльев, может подняться в воздух".

Убежденный в своей правоте, он начал разрабатывать аппарат, приводимый в движение только силой мышц человека, и позволяющий ему парить в воздухе как птица. Существует множество рисунков такого "ornitotteri", придуманных Леонардо. Одни из них изображают лежащего человека, который собирается взлететь с помощью механизмов, присоединенных к крыльям; другие - движение вперед при помощи более совершенной системы винтов и шкива. Есть и рисунки человека, расположенного вертикально в летательном корабле, на педали которого он нажимал руками и ногами.

Чтобы сконструировать крылья "ornitotteri", Леонардо изучал анатомию птичьего крыла, учитывая функции и распределение его перьев. Наблюдая за полетом птицы, ученый заметил, что она по-разному машет крыльями, когда зависает в воздухе, летит вперед или приземляется. Его интересовали также перепончатые крылья летучих мышей. На основе этих наблюдений Леонардо сконструировал огромные крылья, предназначенные не только для поднятия человека в воздух, но и удержания его в полете, благодаря элеронам и шарнирам. Он собирался имитировать воздушную акробатику птиц, их способность беречь энергию в полете и точно приземляться. До конца XV столетия Леонардо был убежден, что сможет осуществить проект механического полета. Однако его беспокоило то обстоятельство, что возможности мышц человека ограничены. Поэтому он собирался вместо энергии мускулов использовать механизм лука, который обеспечивал бы движение вперед. Впрочем, лук не решал проблем автономности в полете, возникающих при быстром раскручивании пружины.

С 1503 по 1506 г. Леонардо был занят исследованиями в Тоскане. Атмосферные условия, наличие или отсутствие ветра, соответствующие метеорологические и аэродинамические явления заставили его отказаться от своей старой идеи об "инструменте", основанном на взмахе крыльев, и признать”полет без движения крыльев”.

Наблюдая, как большие птицы позволяют воздушным потокам подхватить и нести их в воздухе, Леонардо думал об оснащении человека большими составными крыльями, которые дадут ему возможность войти в подходящий воздушный поток при помощи несложных движений тела и не затратить много сил на это. Человек будет свободно парить, пока не опустится на землю как “сухой лист”.

Систематические исследования, предпринятые Леонардо в начале XVI в., привели его к необходимости изучить “качество и плотность воздуха”. Для этой цели он сконструировал гидроскопические инструменты. Леонардо подчеркивал,что законы аэродинамики аналогичны законам гидростатики, т.е.наука о воде является зеркальным отражением науки о ветре, ”которую (науку о ветре) мы покажем через движение воды и эта важная наука станет шагом вперед в понимании полета птицы в воздухе".

На самом деле конструирование аппаратов способных летать издавна привлекало внимание человека. Увлечение авиамоделизмом, которое у многих начинается с воздушных змеев и бумажных самолетиков, в наше время успешно реализовано за счет производителей радиоуправляемых моделей. Модели самолетов сложно назвать игрушками, потому что большинство из них участвуют в серьезных соревнованиях. Профессионалы разделяют авиамоделизм на любительский и спортивный, при этом первый тип увлечения имеет наибольшее число поклонников.


Идея полета в трудах Леонардо да Винчи

Дмитрий Алексеевич Соболев, канд.техн. наук, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова, РАН

Одной из самых интересных страниц в многогранном творчестве Леонардо да Винчи являются исследования, посвященные проблеме полета человека. Леонардо был первым из ученых, кто всерьез занялся изучением этой темы. В его рукописях встречаются рисунки и краткие описания различных летательных аппаратов. К этой теме он возвращался на протяжении всей своей творческой деятельности: первые проекты летательных машин относятся к середине 80-х гг. XV века, а последние датируются вторым десятилетием XVI века.

Наиболее многочисленны проекты аппаратов с машущими крыльями - орнитоптеров . Это вполне естественно, так как образцом для подражания на раннем этапе развития авиации всегда была птица.

Первый известный проект летательной машины Леонардо да Винчи - это проект орнитоптера, где человек должен находиться в лежачем положении (1485-1487 гг.) (рис. 1). Для взмахов крыльями нужно использовать и силу рук, и силу ног "пилота". Ось крыла располагалась таким образом, чтобы при движении вниз оно одновременно двигалось назад, создавая наряду с подъемной силой и силу, направленную вперед, необходимую для горизонтального полета.

Леонардо не только привел краткое описание конструкции, но и дал рекомендации об испытаниях аппарата. Он писал: "Этот прибор ты испытаешь над озером и наденешь в виде пояса длинный мех, чтобы при падении не утонуть. Надобно также, чтобы опускание крыльев производилось силою обеих ног одновременно, дабы ты мог задерживаться и балансировать, опуская одно крыло быстрее другого, смотря по надобности, так, как ты видишь это делают коршуны и другие птицы. И притом опускание посредством двух ног всегда бывает более мощным, чем посредством одной... А поднимание крыльев должно совершаться силою пружины или, если хочешь, рукою, а еще лучше поднятием ноги, это - лучше, потому что руки у тебя тогда свободнее" (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведени. М.1955. С. 605).

Для управления высотой полета да Винчи предложил оригинальный механизм, состоящий из подвижного горизонтального хвостового оперения, соединенного с обручем на голове человека. Поднимая и опуская голову, испытатель должен был, по замыслу Леонардо, поднимать и опускать хвостовую поверхность орнитоптера (рис. 2).

Стремясь уменьшить затраты сил на движение крыльями, великий итальянский изобретатель предложил делать на машущих поверхностях специальные матерчатые клапаны, которые при движении крыла вниз плотно прижимались бы к натянутой на арматуру крыла сетке, а при обратном ходе открывались, позволяя свободно проходить воздуху. Похожая идея применялась позднее другими конструкторами орнитоптеров.

Еще одним вариантом орнитоптера , предложенным Леонардо в те же годы, был аппарат, в котором человек должен был осуществлять взмахи крыльями, наподобие велосипедиста вращая ногами колеса, соединенные рычагами с силовой конструкцией крыльев (рис. 3). На наброске этого аппарата обращает на себя внимание нечто напоминающее колокольчик, подвешенный перед лицом "пилота". Исследователи до сих спорят, что бы это могло быть. На мой взгляд, данное устройство - это маятник, предназначенный для индикации положения в пространстве. Известно, что примерно в 1485 г. ученый сделал эскиз такого устройства (рис. 4). Если это так, то мы видим первый рисунок авиационного прибора.

Наиболее известный проект - орнитоптер-лодка (рис. 5). Он датируется примерно 1487 г. Судя по всему, человек должен был сидеть или стоять в лодке, двигая соединенные с крыльями рычаги. Еще один рычаг предназначался для поворотов горизонтального руля, напоминающего по форме хвост птицы.

В конце 1480-х гг. Леонардо да Винчи делает чертеж и описание большой летательной машины с двумя парами машущих крыльев (рис. 6). Стоящий в чем-то наподобие чаши, мужчина приводил крылья в движение с помощью системы блоков. Интересно, что аппарат имел убираемое шасси; опоры могли складываться вверх с помощью ворота и тросов (рис. 7).

Леонардо так объяснял концепцию своего нового орнитоптера: "Я решил, что стоять на ногах лучше, чем лежать плашмя, ибо прибор никогда не может перевернуться вверх ногами... Подъем и опускание при движении [крыльев] будут производиться опусканием и подниманием обеих ног, что дает большую силу, а руки остаются свободными. Если бы тебе пришлось бы лежать плашмя, то ноги, в берцовых суставах, сильно уставали бы..." (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения..С.606).

Данное рассуждение, конечно, верно, но тем не менее этот проект следует отнести к наименее удачному результату творческих изысканий Леонардо да Винчи. Очень большие размеры аппарата: размах крыльев - 40 локтей (около 16 м), высота конструкции - 25 локтей (10 м), сложная и тяжелая трансмиссия - все это делало шансы на подъем в воздух еще менее реальными, чем у прежних орнитоптеров.

По-видимому, со временем Леонардо сам понял нереальность своего замысла. Возможно, он даже проводил какие-то опыты, так как в его записках 1485-1490 гг. есть рисунок эксперимента по определению подъемной силы машущего крыла (рис. 8). Чуть позднее он указал на возможность использования в качестве источника энергии для движения крыльев сжатый с большой силой лук (рис. 9). При распрямлении мощный лук действительно мог создать большой импульс сил, но он был бы очень кратковременным, и в лучшем случае машина могла бы только подпрыгнуть вверх.

Подсказку для выхода из этой тупиковой ситуации дало тщательное изучение механизма полета птиц, которым ученый увлекся на рубеже XV-XVI вв. Наблюдение за пернатыми натолкнуло его на верную мысль о том, что основная тяга в полете создается концевыми частями крыла. В результате в самом конце XV в. Леонардо делает чертеж принципиально нового проекта орнитоптера - с крылом, состоящим из двух шарнирно соединенных частей (рис. 10). Взмахи должны были осуществляться внешними частями, составляющими около половины общей площади крыла. Данная идея, являющаяся первым шагом в зарождении концепции аппарата с неподвижным крылом - самолета, нашла практическое воплощение в последнем десятилетии XIX в. в экспериментах знаменитого немецкого пионера авиации О. Лилиенталя. Известно, что тот пробовал совершать полеты с планером, концы крыла приводились в движение от закрепленного на его теле двигателя (рис. 11).

Следующий шаг в эволюции взглядов Леонардо на конструкцию летательной машины связан с исследованием им механизма парящего и планирующего полета пернатых. Он пришел в выводу: "...Когда птица находится в ветре, она может держаться на нем без взмахов крыльями, ибо ту же роль, которую при неподвижном воздухе крыло выполняет в отношении воздуха, выполняет движущийся воздух в отношении крыльев при неподвижных крыльях" (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.497).

Основываясь на этом принципе, известным в наши дни как принцип обратимости движения, Леонардо приходит к выводу: не человек должен крыльями отталкивать воздух, а ветер должен ударять в крылья и нести их в воздухе, как движет он парусный корабль. Тогда пилоту летательной машины необходимо будет только обеспечивать равновесие с помощью крыльев. "Не нужно много силы, чтобы поддерживать себя и балансировать на своих крыльях и направлять их на путь ветров и управлять своим курсом, для этого достаточно небольших движений крыльями", - пишет Леонардо да Винчи в 1505 г. (Giacomelly, R. The aerodynamics of Leonardo da Vinci // Aernautical Journal. 1930. Vol. 34. P. 1021)

Опираясь на разработанную им концепцию, ученый задумал создать новый тип летательного аппарата. Скорее всего он должен был принципиально отличаться от орнитоптеров прежних лет. По мнению итальянского исследователя творчества Леонардо да Винчи Р. Джакомелли, это мог быть моноплан с размахом крыльев приблизительно 18 м, предназначенный для полетов в восходящих потоках воздуха (по современной терминологии - планер-паритель). Крылья были подвижные, но по сравнению с предшествующими проектами подвижность их была весьма ограничена и служила бы только для балансировки (Giacomelly, R. Leonardo da Vinci e il volo meccanico // L"Aerotechnica. 1927. No. 8. P. 518-524.).

Пилотируемая "искусственная птица" должна была стартовать с вершины горы Монте Чечери (гора Лебедя) в окрестностях Флоренции и, подхваченная вертикальными потоками, подняться в воздух. "Большая птица начнет первый полет со спины своего исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, - вечной славой гнезду, где она родилась", - написал Леонардо да Винчи в своем "Трактате о полете птиц" (1505 г.) (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.494).

Но Италии не суждено было стать родиной планеризма. Загруженный многочисленными заказами, Леонардо так и не смог приступить к осуществлению своей идеи (или не захотел - для него всегда было интереснее генерировать проекты и постулаты, нежели воплощать их в жизнь).

Незадолго до смерти ученый еще раз вернулся к мыслям о движении по воздуху с помощью неподвижного крыла. В его рукописи, хранящейся в Институте Франции в Париже, есть малоизвестный рисунок, датируемый 1510-1515 гг. (рис. 12). На нем изображен человек, который, держась руками за плоскость, спускается по воздуху, и имеется указание о способе управления: "Этот [человек] будет двигаться направо, если он согнет правую руку и распрямит левую; и будет затем двигаться справа налево при перемене положения рук" (Gibbs-Smith, С. Leonardo da Vinci"s aeronautics. London, 1967. P. 21.). По-видимому, данная идея простейшего балансирного планера, или, точнее, управляемого парашюта, возникла у Леонардо в результате наблюдения за падением листа бумаги в воздухе.

Говоря о изысканиях Леонардо да Винчи в области полета, нельзя не упомянуть еще о двух пионерских проектах - проекте парашюта и проекте вертолета. Оба они сделаны в 1480-е гг., одновременно с первыми предложениями по созданию орнитоптеров.

Рисунок спускающегося на пирамидовидном парашюте человека (рис. 13) Леонардо сопроводил надписью: "Если у человека шатер из прокрахмаленного полотна, шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой большой высоты без опасности для себя" (Леонардо да Винчи. Избранные естественно-научные произведения. С.615).

Знакомое многим изображение вертолета Леонардо да Винчи (рис. 14) представляет собой первый проект вертикально взлетающего летательного аппарата. В отличие от современных вертолетов с лопастным винтом, эта машина должна была подниматься в воздух с помощью хорошо известного в XV в. архимедова винта, диаметром около 8 м. Несмотря на то, что винт должен был раскручиваться вручную, Леонардо да Винчи верил в осуществимость своего проекта: "Я говорю, что когда этот прибор, сделанный винтом, сделан хорошо, т.е. из полотна, поры которого прокрахмалены, и быстро приводится во вращение [...] названный винт ввинчивается в воздух и поднимается вверх".

Как всякие первые предложения, эти проекты были еще несовершенны. Парашют не имел специального отверстия в вершине купола, обеспечивающего устойчивую траекторию снижения, а в проекте вертолета не учитывалось влияние реактивного момента от вращения винта, который раскручивал бы расположенную внизу конструкцию, далека от наилучшей была и форма винта. Но тем не менее оба они представляют собой выдающиеся технические предвидения.

Замечательные идеи Леонардо да Винчи долгое время оставались неизвестными, так как он не опубликовал результаты своих исследований. В конечном итоге то, к чему Леонардо пришел в течение нескольких десятилетий, затянулось на века. Только в XVIII столетии на смену безуспешным попыткам полета с помощью взмахов прикрепленными к рукам и ногам крыльями пришли первые проекты летательных аппаратов с образующим подъемную силу неподвижным крылом и небольшими подвижными крыльями для создания направленной вперед силы - Сведенборга (Швеция, 1716 г.), Бауэра (Германия, 1763 г.), Кейли (Англия, 1799 г.). Полеты на балансирных планерах начались в конце XIX в., а первые вертолеты появились только в XX в.

Анализ развития взглядов на конструкцию крылатого летательного аппарата в трудах Леонардо да Винчи и в работах последующих пионеров авиации позволяет сделать следующий общий вывод: вопреки распространенной среди историков авиации точке зрения, идея самолета зародилась не сама по себе как альтернативная орнитоптеру концепция, а "выросла" из проектов аппаратов с машущим крылом через ряд промежуточных образцов полусамолетов-полуорнитоптеров, автором первых из которых был великий Леонардо.


Вертикальный "ORNITOTTERO"
Необходимость в более мощном источнике энергии привела Леонардо к мысли задействовать все части человеческого тела в процессе полета. На рисунке - человек, управляющий скользящими механизмами не только с помощью рук и ног, но и головы, которая, по словам Леонардо, "имеет силу, равную 200 фунтам" . Человек стоит в центре огромного сосуда, который представляет собой чашу диаметром 12 м, снабженную лестницей (12 м). Крылья аппарата имели ширину 24 м и размах 4,8 м. На этом аппарате Леонардо предполагал использовать две пары крыльев, машущих поочередно.

Вертолет
Данный рисунок - изображение "предка" современного вертолета. Радиус винта - 4,8 м. Он имел металлическую окантовку и полотняное покрытие. Винт приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. Существовал и еще один способ запуска винта - требовалось быстро раскрутить трос под осью. "Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, т. е. сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх"

Гидроскоп
Гидроскоп - прибор, изобретенный Альберти. Он представлял собой простой набор шкал с гидроскопичесим веществом (хлопковая вата, губка и т.д.) и воском, не впитывающим воду. По словам Леонардо, прибор применялся для того, ” чтобы узнать качество и плотность воздуха и когда пойдет дождь ”.

Измеритель величины наклона
Этот прибор представляет собой маятник, помещенный внутрь стеклянного сосуда (в форме колокола), служащий для того, чтобы "направить аппарат (летательный) прямо или под наклоном, как предпочитаете, т. е. когда захочется лететь прямо, установите шарик в середину круга".


Исследование балансировки
Движения планера в полете контролировались подвижными крыльями и балансированием летчика: "человек должен быть свободен книзу от талии, чтобы он мог себя уравновесить, хотя и находится при этом в лодке, и так, чтобы его центр тяжести совпадал с центром тяжести всей конструкции и был уравновешен с ним".

Исследование равновесия
Ученый провел исследование равновесия планера c целью определения центра гравитации у птицы. Рисунков этого планера не существует, но известно, что он должен был быть построен из легких материалов: бамбука и ткани с креплениями и оттяжками из сырого шелка или из специальной кожи. Высокая конструкция из тростника в форме цилиндра или параллелепипеда, видимо, вытягивалась на лямках из очень широких (около 10 м в ширину) крыльев этого планера. В этой конструкции летчик располагался намного ниже крыльев, что создавало равновесие аппарата.

Лежащий "ORNITOTTERO"
Этот рисунок - один из самых знаменитых рисунков Леонардо: "А вращает крыло, В поворачивает его с помощью рычага, С опускает его, D поднимает его". Человек лежит на платформе вытянувшись: "На этом месте располагается сердце". Ноги вдеты в стремена таким образом, что одна нога поднимает крыло, другая опускает. Это - летательный аппарат, в котором распростертый человек крутит педали, поднимающие и опускающие крылья, сгибающие и вращающие их при помощи веревок и рычагов, т.е. этот аппарат как бы “гребет” по воздуху.

В другом варианте "Ornitottero" четыре крыла приводились в движение руками и ногами пилота. Руки поднимали крылья при помощи барабана, а ноги опускали по одной паре крыльев по очереди. Таким образом, ритм машущих крыльев ускорялся. Аппарат на спине пилота управлялся накручиванием канатов на барабаны и раскручиванием их.


Модель "ORNITOTTERO"
Здесь представлен один из вариантов "ORNITOTTERO". Пилот с аппаратурой на спине располагался под металлическим полукругом; движение крыльев создавалось за счет движения ног. Этому помогали руки, управляющие рукоятками, расположенными под полукругом. Руль размещался на шее пилота. Направление полета определялось поворотом головы.

Орнитоптер
Фюзеляж по форме напоминает лодку для пилота. Видимо, о воздухе Леонардо мыслил теми же понятиями, что и о воде. Огромные крылья (похожие на крылья летучей мыши) приводятся в движение системой винтов и гаек. Как и на лодках, был предусмотрен руль. Широкая хвостовая плоскость предназначалась, должно быть, для контроля высоты.

На рисунке не планер, управляемый пилотом, а интересный "гибрид". Летчик висит вертикально в центре аппарата, кончики крыльев имеют соединения, контролирующие машину, а жесткая конструкция поддерживает ее.

Орнитоптер с пружинным приводом
Будучи убежденным, что невозможно управлять таким аппаратом при помощи только силы человеческих мышц, Леонардо дал альтернативные решения. Например, им был спроектирован аппарат с пусковым пружинным устройством, передающим свою энергию крыльям “ornitottero” (в данном случае - вертикального) в момент распрямления пружины. В детальной проработке слева Леонардо изобразил устройство, аналогичное тем, что он использовал в своем “автомобиле” и в некоторых часовых механизмах. Данная система теоретически настолько опережала свое время, что даже получила название "Аэроплан Леонардо". На практике она оказалась несовершенной из-за необходимости быстрого раскручивания пружины и трудностей при ее обратном сматывании во время полета.

Парашют
"Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты ".


Полет птицы
Благодаря систематическим исследованиям полета птицы, Леонардо решил заменить полет при помощи машущих крыльев планирующим полетом. Около 1505 г. была закончена его книга “Сodice sul Volo degli Uccelli” (в настоящее время она находится в Турине, в бывшей Королевской библиотеке). Данные рисунки - из этой книги.

Прибор для измерения скорости ветра
Существовал и другой вид анемометра. Он был сделан из конусообразных трубок и применялся для того, чтобы установить, пропорционален ли ветер, поворачивающий колесо, воздухозаборному отверстию в конусе, учитывая идентичную интенсивность ветра.

Система оттяжек рычагов и соединений
Леонардо считал, крылья могут подниматься и опускаться системой канатов и блоков, приводимой в движение ногами пилота, вдетыми в стремена, и его руками, управляющими рукоятками. Поднимаясь и опускаясь, крылья, также, сгибались и распрямлялись при помощи автоматической системы оттяжек, рычагов и соединений.

Спуск на землю "сухим листком"
"Человек повернется направо, если согнет правую руку и вытянет левую; меняя эти движения, он будет поворачиваться справа налево”.

Анемометр
На рисунке изображен “пластинчатый анемометр”, или “щетка”, так как традиционно для пробы ветра применялись перья. Прибор представляет собой градуированную трость с тонкими пластинками, которые двигаются в зависимости от интенсивности ветра.

Аппарат вертикального взлета и посадки
На вертикальном "ornitottero" Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: "посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног; а когда он в полете, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху... так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами...". Что касается приземления, он писал: "Эти крючки (вогнутые клинья - см. детали справа), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и все его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках".

15 апреля 1452 года в чудесном местечке Северной Италии Винчи близ Флоренции родился выдающийся создатель и невероятный творец XV века Леонардо да Винчи. Уже более 500 лет исторических и технологических изменений сохраняют отголоски оригинальности и величия итальянского гения. «365» решил вспомнить 10 изобретений, которые оставил после себя великий творец, опередивший свое время.

Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», 1492

Подшипник

Создавая на бумаге проекты невероятных механизмов, Леонардо да Винчи продумывал каждый из них до мельчайших деталей, без которых невозможна была бы сама мысль создать задуманное. Так, например, появилась маленькая, но очень важная практически для любого подвижного механизма деталь – подшипник. Он уменьшает трение и делает возможным вращательные и линейные движения. По мнению некоторых исследователей, идея подшипников появилась еще в Древнем Риме, однако наброски были впервые обнаружены в тетрадях Леонардо да Винчи. Они же стали основой почти всех его изобретений.

Вертолет

Что может быть прекраснее и волшебнее состояния полета? Неудивительно, что, будучи еще молодым человеком, Леонардо, восхищенный способностью птиц, стремится сделать и для человека возможным полет. Возможно, Леонардо даже не предполагал, какой невероятной экономией времени и потрясающими возможностями окажется такая летательная способность для человека. Так Леонардо создает несколько зарисовок летающих агрегатов. Один из наиболее знаменитых – летательный аппарат с несущим винтом (прототип современного вертолета). В основе конструкции пятиметровый льняной винт, пропитанный крахмалом, который должен был раскручиваться группой из четырех человек. Такой вот незамысловатый вертолет стал первой воздушной машиной Леонардо.

Первый Парашют

В условиях предполагаемого полета предприимчивый Леонардо предусмотрел необходимость создания устройства для прыжков с любой высоты. В форме пирамиды с прочным деревянным каркасом в 12 ярдов (10,97 метров) первый парашют, согласно записям Леонардо, мог позволить человеку прыгать с больших высот без вреда для своего здоровья. Современные естествоиспытатели подтверждают эффективность пирамидального парашюта.

Самоходная тележка

Рисунок самоходной тележки да Винчи

Возможно, именно благодаря Леонардо да Винчи Италия прославилась своими автомобильными брендами. Ведь еще в XV веке Леонардо изобретает «самоходную тележку», которую называют первым автомобилем. Благодаря сложному пружинному механизму повозка могла двигаться самостоятельно, как заводная, пока разматывалась пружина. У повозки было два независимых друг от друга колеса сзади и одно спереди. Отдельно находилось маленькое колесико, которое отвечало за направление движения. Согласно чертежам Леонардо, повозка могла двигаться только направо. Однако, это лишь предположение. При жизни Леонардо повозка не была построена.

Первый велосипед

Создание первого велосипеда также относят к гению Да Винчи. Двухколесный передвижной механизм из дерева по идее создателя должен был управляться человеком. Однако, руль у предка современного велосипеда не поворачивался и специального сиденья тоже не было предусмотрено. Но движение колес с помощью цепи уже было описано Леонардо в своих рукописях.

Водолазный костюм

Леонардо Да Винчи своими изобретениями позволил человечеству освоить все среды обитания. Не стала исключением и вода. Сделанный из кожи костюм, маска, унизанная стеклянными отверстиями, и специальная система дыхания через тростниковые трубки позволили бы находиться под водой довольно долгое время.

Робот-рыцарь

Детально изучая анатомию человека, Леонардо да Винчи пришел к выводу, что мышцы двигают костями. Этот незамысловатый принцип стал основой для робота-рыцаря XV века. Безусловно, роботы XXI века дадут фору механизму Леонардо по своим техническим возможностям. Однако этот проект был осуществлен, и есть некоторые сведения о возможностях этой машины. Робот ходил, сидел и даже двигал челюстями.

Ткацкий станок

В свое время Леонардо помог многим портным, облегчив их кропотливый труд созданием ткацкого станка, или прядильного аппарата. Ключевым моментом в этом механизме была автоматизация процесса вытяжки и намотки нити, что ранее делалось только вручную.

Пожалуй, многие знают Леонардо да Винчи больше как изобретателя военных механизмов, несмотря на то, что он всячески отрицал насилие. Однако, будучи устроителем пиров у покровителя Людовико Сфорца, Да Винчи получал жалование меньше, чем придворный карлик, поэтому он старался привлечь внимание богатых властелинов-воителей к своим боевым изобретениям. Таким образом, следуя потребностям своего времени, Леонардо создавал изобретения, которые должны были служить защитой от возможных нападений.

Пулемет

«33 ствольный орган», или пулемет да Винчи, очень отдаленно напоминает современный вид пулемета. Он мог выдавать залпы через короткие промежутки времени, но не мог быстро выпускать пули из одного ствола. Интересна сама мощность конструкции: три стойки по 11 стволов с 33 зарядами на каждой. Сама установка вращалась, а смена трех стоек могла позволить осуществлять непрерывный огонь. Пока одна стойка стреляла, вторая перезаряжалась, а третья остывала.

Колесцовый замок для пистолета

Колесцовый замок – одно из немногих изобретений, созданных Леонардо да Винчи, которое получило признание и широко использовалось современниками творца. Колесцовый замок пришел на смену фитильным. Такой вид замка стал более устойчив к влаге, более надежен, убрал необходимость использования открытого огня, а также исключил своеобразный эффект задымления для стреляющего из такого пистолета.

Великий, таинственный, чудаковатый и рассеянный гений Леонардо да Винчи оставил свой вклад во всех сферах знания и искусства. К сожалению, почти все его изобретения были забыты, а человечеству пришлось заново «изобретать велосипед».

Текст: Елена Рыбакова

Леонардо да Винчи принадлежит великое множество изобретений различного характера. Гений проявил себя в таких, казалось бы, диаметрально противоположных сферах, как живопись и гидравлика, архитектура и воздухоплавание, кулинария и военное дело. Большинство изобретений Леонардо да Винчи не были по достоинству оценены современниками и остались лишь в форме схем и чертежей. Только спустя столетия другие ученые повторили его открытия и внедрили их в жизнь. В данной статье будут перечислены основные изобретения Леонардо да Винчи - с названиями и описанием.

Многогранный гений

Герой этой статьи, бесспорно, принадлежит к числу так называемых "универсальных людей". Таким термином принято обозначать выдающихся изобретателей, первооткрывателей и так далее, деятельность которых выходит далеко за рамки одной области человеческого знания. К данной категории нельзя причислить простых эрудитов, имеющих поверхностные знания во многих сферах. Универсальный человек должен на профессиональном уровне освоить несколько занятий, причем противоположных по своей сути, и сделать в них ряд открытий. Изобретения Леонардо да Винчи указывают на то, что он был личностью подобного склада.

Хотя воспитание в человеке разносторонних интересов всячески пропагандировалось в эпоху Возрождения, тем не менее история знает не так много личностей, которых можно поставить в один ряд с героем настоящей статьи. В отечественной науке ярко выделяется имя Михаила Васильевича Ломоносова, чей талант, как известно, проявился в литературе, физике, химии и в других областях.

Зеркальные буквы

Как и многие гении, Леонардо да Винчи имел несколько черт, которые могут показаться странными обычному обывателю. Например, он всегда писал только левой рукой. Его строки были направлены справа налево. Самым поразительным в этом является тот факт, что буквы, воспроизводимые Леонардо да Винчи, были отображены зеркально. Доподлинно неизвестно, была ли эта особенность вызвана дефектом в образовании ученого, или же он нарочно зашифровывал свои послания, чтобы предотвратить незаконное использование открытий. Большинство чертежей изобретений Леонардо да Винчи сопровождаются текстом, написанным таким способом.

Некоторые из этих схем представлены в качестве иллюстраций к данной статье.

Во многих описаниях изобретений Леонардо да Винчи присутствуют ошибки. Исследователи его наследия говорят о том, что эти недочеты были допущены мастером для того, чтобы оградить свои труды от незаконного присвоения. Например, в рисунках, изображающих конструкцию ходового механизма танка, есть ошибка.

На схеме шестеренки расположены в обратном порядке. Это и послужило причиной того, что модель военной машины, которая была изготовлена английскими специалистами, не смогла сдвинуться с места. После того как современные инженеры разгадали секрет зеркальности чертежа, им с легкостью удалось исправить допущенную оплошность. В результате огромная механическая конструкция, снабженная огнестрельным оружием и имеющая бронированный корпус, смогла двигаться со скоростью, примерно равной человеческой.

Мечта о полетах

Леонардо да Винчи, изобретения которого многочисленны и разнообразны, с детства увлекался наблюдениями за различными явлениями природы, в том числе за полетом диких птиц. Уже во взрослом возрасте он неоднократно зарисовывал конструкцию крыльев пернатых.

Великий ученый был уверен в том, что если ему удастся изготовить подобные летательные принадлежности для человека, то люди обретут способность так же свободно передвигаться по воздуху, как и птицы.

Чертежи ученого, изображавшие конструкцию дельтаплана, были правильны, хоть и дождались воплощения в жизнь только в 20 столетии. Искусственное крыло подняло английского поклонника да Винчи, который смог пролететь с его помощью несколько десятков метров. Доподлинно неизвестно, были ли эти схемы проверены при жизни изобретателя. Однако после идеи о человеческих крыльях гений пришел к мысли о том, что разумным существам требуются другие устройства, предназначенные для поднятия их воздух.

Он пришел к выводу, что людям следует парить при помощи различных приспособлений, обеспечивающих их рукам достаточную свободу. Эти средства воздухоплавания должны управляться человеком, находящимся в сидячем положении. Можно сказать, что данные мысли определили направление, в котором проходили все дальнейшие исследования подобного рода. Осуществить идею Леонардо удалось лишь спустя несколько веков с изобретением воздушного шара.

Итальянский же гений оставил после себя ряд записей, в коих он предлагает несколько моделей летательных машин, самой примечательной из которых является устройство вертикального взлета. Это известное изобретение Леонардо да Винчи иногда называют вертолетом, так как оно должно было поднимать человека в воздух с помощью особого винта, приводящегося в движение педальным механизмом.

Как и многие другие идеи итальянского конструктора, эта на несколько веков опередила свое время. Первый вертолет был создан лишь в двадцатом столетии.

Запрет на классическое образование

Герой данной статьи был сыном итальянского юриста и простой крестьянки. Родители будущего изобретателя не были соединены узами законного брака. В ту эпоху человек, появившийся на свет от такого союза, не имел права изучать иностранные языки, в том числе греческий и латынь, на которых была написана большая часть научной литературы.

Поэтому сведения об окружающем мире юный Леонардо вынужден был получать из собственных опытов и наблюдений. Это явилось причиной его многочисленных изобретений, которые на много десятков лет, а иногда и столетий опередили свое время. Кто знает, если бы итальянский гений получил классическое академическое образование, смог бы он выйти за рамки, очерченные тем уровнем науки, который существовал в его время?

Записные книжки Леонардо

Изобретения и открытия да Винчи не были оформлены в виде, подобающем для научных работ и исследований. Он фиксировал мысли в блокнотах, которые всегда носил с собой.

В таких заметках великие изобретения Леонардо да Винчи соседствовали с обычными дневниковыми записями о происшествиях рядового характера, новыми анекдотами, которые он слышал от знакомых, собственными остроумными высказываниями. Кроме того, ученый всегда составлял план будущих работ для себя и перечень необходимой информации, которую ему нужно было достать.

Известно, что таких записных книжек у изобретателя было несколько тысяч. До наших дней дошло меньше половины. Многие из них были разобраны на части и хранятся в разных коллекциях по всему миру. Самое большое собрание рукописей с техническими изобретениями Леонардо да Винчи находится в Лондоне в Королевской академии наук, где в нескольких залах представлены зрителям около шести сотен страниц из блокнотов великого итальянца.

Подводная армия

Наряду с мирными открытиями и исследованиями, выдающийся ученый нередко обращался и к проблеме создания различного оружия, а также техники, применявшейся при обороне. Какие изобретения Леонардо да Винчи предназначены для подобных целей?

Кроме уже упомянутого в данной статье танка, конструктор предпринимал попытки создания не только нового вида оружия, но и не существовавших до той поры родов войск. Так, находясь на службе у правителя Венеции, он предложил на рассмотрение специальный костюм, при помощи которого люди могли погружаться под воду и находиться там в течение достаточно продолжительного времени. По его плану, армия, имеющая солдат, экипированных подобным образом, была способна с легкостью потопить корабли противника с минимальными человеческими потерями.

Нужно было всего лишь облачиться в скафандры нескольким десяткам воинов. Эти люди должны проделать отверстия в нижней части корпусов кораблей врага и тем самым потопить их. Специальная одежда могла быть сшита из свиной кожи и пропитана раствором. Видение под водой обеспечивала маска, снабженная отверстиями для глаз, прикрытыми стеклянными пластинками. Дыхание предполагалось осуществлять через тростниковые шланги, концы которых удерживал на поверхности воды большой пробковый поплавок.

Флот, против которого предполагалось применять этот тип войск, подошел к Венеции, однако не стал атаковать ее жителей и вскоре удалился. Поэтому необходимость в водолазных скафандрах отпала.

Мирные изобретения Леонардо да Винчи

Краткое описание главных открытий великого ученого невозможно без упоминания о его вкладе в изобразительное искусство.

В отрочестве будущий конструктор был отправлен отцом учиться у знаменитого итальянского художника Верроккьо. В мастерской этого живописца работало еще несколько студентов. По традициям того времени преподаватель иногда доверял самым способным из них участвовать в написании его собственных картин. Так, когда Леонардо было четырнадцать лет, ему поручили создать образ ангела на одном из полотен Верроккьо на религиозный сюжет.

Юноше хотелось показать себя с наилучшей стороны, поэтому работая над заданием, он применил всю свою изобретательность. В эти дни живописцы, как правило, пользовались красками, основанными на яичном желтке. Поэтому их творения не отличались особой яркостью и выразительностью светотени. Искусный ученик решил применить другие краски. Он сделал их, используя масло.

Подобная техника их изготовления уже существовала тогда, однако не применялась столь широко. Неизвестно, слышал ли юный Леонардо да Винчи об этой новинке, или сам повторил ее открытие, но фигура ангела, порученная ему, получилась удивительно яркой и светящейся. Эффект усилился тем, что рядом с персонажем, который нарисовал искусный ученик, находилась похожая фигура небесного посланника, но выполненная педагогом. Вариант Верроккьо явно проигрывал.

Новый вид линии

Но если изобретение масляных красок нельзя назвать заслугой Леонардо да Винчи, то другим открытием в области изобразительного искусства он, бесспорно, мог похвастаться. Картины, создаваемые в эпоху Возрождения, как правило, отличались тем, что каждый их элемент был четко очерчен. Контуры предметов выводились сплошной линией. Леонардо да Винчи, всегда строивший свои умозаключения на основе реального опыта, понял, что в действительности человек видит окружающий мир немного другим. Воздушное пространство, которое находится между наблюдателем и какой-либо вещью, препятствует восприятию контуров в виде непрерывных огибающих.

Каждый предмет, находящийся в человека, видится им как нечто слегка размытое. Поэтому итальянский гений решил, что контуры не следует обозначать непрерывными линиями, нужно делать лишь намеки на них. Такой прием он использовал и при написании ангела в картине Верроккьо.

Нововведения, прожившие несколько веков

Множество изобретений Леонардо да Винчи так и не дождались воплощения при его жизни. Однако были и такие, которые нашли практическое применение. Среди них механизм пистолета, основанного на так называемом "колесцовом замке". Эта схема великого итальянского гения не только была воплощена в жизнь, но и оружие, основанное на нем, сразу же было запущено в серийное производство.

В связи с этим изменился даже внешний вид распространенных в то время военных доспехов. Новый тип пистолета требовал использования мелкой моторики рук. Поэтому для защиты кистей в доспехах стали применять не металлические варежки, как раньше, а перчатки из железа. разработанный Леонардо да Винчи для пистолетов, был задействован в оружейном производстве еще в девятнадцатом столетии.

Кулинарное изобретение

Леонардо, как известно, в течение долгих лет служил при дворе крупных французских и итальянских аристократов. Для различных торжеств он часто придумывал разнообразные увеселительные программы. Однажды итальянский гений изобрел даже собственное кулинарное блюдо. Мясо, приготовленное по такому рецепту, и сейчас носит название "Да Винчи".

Секрет состоит в том, чтобы говядину нарезать очень мелкими ломтиками, положить на сковороду так, чтобы все дно было покрыто. Сверху необходимо насыпать лук, укроп, листья чеснока и прочей зелени. Блюдо нужно жарить на подсолнечном масле до готовности.

Спасательный круг и другие полезные вещи

Леонардо является автором самого популярного средства помощи утопающим. Спасательный круг - одно из тех изобретений, которые сразу же вошли в обиход. Однако конструктор изначально хотел сделать нечто другое. Он планировал сконструировать специальную обувь для хождения по воде. Благодаря таким ботинкам человек смог бы пересекать небольшие водоемы.

Кроме вышеперечисленных вещей, в список изобретений Леонардо да Винчи входят:

  • подводная лодка;
  • парашют;
  • телескоп;
  • лыжи;
  • велосипед;
  • пулемет особой конструкции (несколько ружей, соединенные между собой);
  • арбалет.

Большая часть дневников великого конструктора утеряна, а значит, об огромном числе его гениальных открытий человечество даже не догадывается.

В настоящей статье были перечислены основные изобретения Леонардо да Винчи. Презентация по данной теме часто является одним из заданий по физике в средней школе. Материал, собранный в этом обзоре, может быть полезен при выполнении такой работы.