Предложение лопахина. Лопахин

Введение

«…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр внимания автор помещает не Раневскую, владелицу вишневого сада, а именно Лопахина. Купец, достаточно ограниченный человек, сам честно сознающийся, что он в сущности «болван и идиот» – такая характеристика Лопахина из «Вишневого сада» вспоминается читателям в первую очередь. И все же именно его автор именует «центральной» фигурой в произведении! Вторит ему и ряд критиков, определяющих этого героя как героя нового времени, жизнеспособного человека «новой формации», с трезвым и ясным взглядом на вещи. Для того, чтобы лучше разобраться в этом противоречивом образе, проведем анализ Лопахина.

Жизненный путь Лопахина

Судьба Лопахина, Ермолая Алексеевича с самого начала тесно переплетена с судьбой семьи Раневской. Его отец был крепостным у отца Раневской, торговал «на деревне в лавке». Однажды, – вспоминает Лопахин в первом действии – отец выпил и разбил ему лицо. Тогда молодая Раневская отвела его к себе, умыла и утешила: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет».

Лопахин до сих пор помнит эти слова, и они отзываются в нем двояко. С одной стороны его радует ласка Раневской, с другой – слово «мужичок» больно задевает его гордость. Это его отец был мужиком, протестует Лопахин, а сам он «выбился в люди», стал купцом. У него много денег, «белая жилетка и желтые башмаки» – и всего этого добился он сам. Родители его ничему не обучали, отец только спьяну бил. Вспоминая об этом, герой признается, что, в сущности, он остался мужик мужиком: почерк у него скверный, а в книгах он ничего не понимает – «читал книгу и заснул».

Несомненного уважения заслуживает энергичность и трудолюбие Лопахина. С пяти часов он уже на ногах, работает с утра до вечера и не мыслит своей жизни без работы. Любопытная деталь – из-за его деятельности ему все время не хватает времени, постоянно упоминаются какие-то деловые поездки, в которые он отправляется. Этот герой в пьесе чаще других смотрит на часы. В противовес поразительно непрактичной семье Раневской он знает счет и времени, и деньгам.

В то же время Лопахина нельзя назвать стяжателем или беспринципным «купцом-хапугой», подобно тем купцам, образы которых так любил рисовать Островский. Об этом может свидетельствовать хотя бы та легкость, с которой он расстается со своими деньгами. По ходу пьесы Лопахин не раз даст или предложит денег в долг (вспомним диалог с Петей Трофимовым и вечного должника Симеонова-Пищика).

А самое главное – Лопахин искренне тревожится о судьбе Раневской и ее имения. Купцы из пьес Островского никогда бы не стали делать того, что приходит в голову Лопахину – он сам предлагает Раневской выход из ситуации. А ведь прибыль, которую можно получить, сдав вишневый сад под дачные участки, совсем не маленькая (Лопахин сам ее и подсчитывает). И куда выгоднее было бы дождаться дня торгов и втихомолку купить доходное имение. Но нет, герой не таков, он не раз предложит Раневской подумать о своей судьбе. Лопахин вишневый сад покупать не стремится. «Я вас каждый день учу» – с отчаянием говорит он Раневской незадолго до торгов. И не его вина, что в ответ он услышит следующее: дачи – это «так пошло», на это Раневская никогда не пойдет. Но он, Лопахин, пусть не уходит, с ним «все-таки веселее»…

Характеристика Лопахина глазами других персонажей

Итак, перед нами предстает незаурядный персонаж, в котором деловая хватка и практичный ум сочетаются с искренней привязанностью к семье Раневских, а эта привязанность в свою очередь противоречит его желанию нажиться на их имении. Чтобы составить боле точное представление об образе Лопахина в пьесе «Вишневый сад» Чехова, посмотрим на то, как отзываются о нем остальные герои. Диапазон этих отзывов будет широким – от «громаднейшего ума человека» (Симеонов-Пищик) до «хищного зверя, съедающего все на своем пути» (Петя).

Яркая негативная характеристика принадлежит брату Раневской, Гаеву: «хам, кулак». Несколько украшает Лопахина в глазах Гаева то обстоятельство, что он «Варин женишок», и все же это не мешает Гаеву считать купца человеком ограниченным. Однако же посмотрим, из чьих уст звучит в пьесе подобное описание Лопахина? Сам Лопахин и повторяет его, причем повторяет беззлобно: «Пускай говорит». Для него, по его собственным словам, важно одно-единственное – чтобы «удивительные, трогательные глаза» Раневской глядели на него «как прежде».

Сама же Раневская относится к Лопахину с сердечной теплотой. Для нее он – «хороший, интересный человек». И все же из каждой фразы Раневской явствует, что они с Лопахином люди разного круга. Лопахин же видит в Раневской нечто большее, чем просто старую знакомую…

Испытание любовью

На протяжении всей пьесы то и дело заходит разговор о женитьбе Лопахина и Вари, об это говорится как о деле уже решенном. В ответ на прямое предложение Раневской взять Варю в жены герой отвечает: «Я не прочь… Она хорошая девушка». И все же свадьбы так и не состоится. Но отчего?

Разумеется, можно объяснить это практичностью Лопахина-купца, не желающего брать за себя бесприданницу. К тому же, Варя имеет определенные права на вишневый сад, болеет за него душой. Вырубка сада встает между ними. Варя объясняет себе любовную неудачу еще проще: по ее мнению, у Лопахина просто нет времени на чувства, он – делец, неспособный любить. С другой стороны, и сама Варя не подходит Лопахину. Ее мир ограничен хлопотами по хозяйству, она суха и «на монашенку похожа». Лопахин же не раз проявляет широту своей души (вспомним его высказывание о великанах, которых так не хватает на Руси). Из бессвязных диалогов Вари с Лопахиным становится понятно: они абсолютно не понимают друг друга. И Лопахин, решая для себя гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», поступает честно. Понимая, что не обретет с Варей счастья, он, словно уездный Гамлет, говорит: «Охмелия, иди в монастырь»…

Дело, однако, не только в несовместимости Лопахина и Вари, а в том, что у героя имеется другая, не высказанная любовь. Это – Любовь Андреевна Раневская, которая он любит «больше, чем родную». На протяжении всей пьесы лейтмотивом проходит светлое, трепетное отношение Лопахина к Раневской. Он и предложение-то Варе решается сделать после просьбы со стороны Раневской, но здесь пересилить себя так и не может.

Трагедия Лопахина состоит в том, что он так и остался для Раневской тем мужичком, которого она когда-то заботливо умывала. И в тот момент, когда он окончательно понимает, что то «дорогое», что он хранил в своей душе, не будет понято, случается перелом. Все герои «Вишневого сада» теряют нечто свое, заветное – не исключение и Лопахин. Только в образе Лопахина вишневым садом выступает его чувство к Раневской.

Торжество Лопахина

И вот свершилось – Лопахин приобретает с торгов имение Раневской. Лопахин – новый хозяин вишневого сада! Теперь в его характере и вправду проступает хищническое начало: «За все могу заплатить!». Понимание того, что он купил имение, где некогда, «нищим и безграмотным», не смел зайти дальше кухни, опьяняет его. Но в голосе его слышится ирония, насмешка над самим собой. Видимо, Лопахин уже понимает, что его торжество не продлится долго – он может купить вишневый сад, «прекраснее которого нет на свете», но купить мечту не в его власти, она развеется, как дым. Раневская еще может утешиться, ведь она, в конце концов, уезжает в Париж. А Лопахин остается один, отлично это понимая. «До свиданция» – вот и все, что может сказать он Раневской, и нелепое это слово подымает Лопахина до уровня трагического героя.

Тест по произведению

Тайна Лопахина

А кто главный герой «Вишневого сада»? Чаще всего отвечают: Раневская. Нет, главный герой – Лопахин. Пятый номер в списке действующих лиц.

Но первая реплика – его! С него начинается пьеса.

ЛОПАХИН. Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала… Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу… он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет…»

Это он перед господской горничной откровенничает. Сильно надо разволноваться…

Проще не бывает. В пятнадцать лет он влюбился в Раневскую, когда она ему морду мыла, в кровь разбитую отцом. Ей было немногим больше двадцати. Он запомнил ее руки, запах, запомнил ее слова «не плачь, мужичок». Они сидят у него в мозгу – «как сейчас помню» – так у каждого из нас в памяти (в душе) отпечатаны ярчайшие мгновения жизни, странные, иногда стыдные, иногда пустяковые, но почему-то невероятно важные (раз уж помним до смерти) – чей-то взгляд, чья-то фраза, чье-то прикосновение.

Теперь этот босоногий подросток разбогател, а господа разорились. И вот он слышит, как она страдает.

РАНЕВСКАЯ. Пощадите меня. Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…

Он слышал, как она говорит «продавайте и меня вместе с садом», и понял (ошибочно!), что можно купить сад вместе с ней, что она придача к даче. Ан нет. Фауна не та.

Всякий раз, как он приставал со своим планом, господа морщились.

ЛОПАХИН. Не беспокойтесь, моя дорогая, выход есть. Если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

ГАЕВ. Извините, какая чепуха!

ЛОПАХИН. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину… Поздравляю! Только нужно вырубить старый вишневый сад…

РАНЕВСКАЯ. Вырубить?! Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.

ЛОПАХИН. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

Она – о душе, он – о рентабельности, о капитализации.

Они говорят на разных языках. А он этого не понимает, настаивает; два месяца подряд настаивает:

ЛОПАХИН. Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи. Денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены.

РАНЕВСКАЯ. Дачи и дачники – это так пошло, простите.

Каждый раз господа добавляют «простите», «извините», но сути это не меняет. Они деликатны, не хотят оскорбить, не говорят в лицо «пошляк», а говорят, что идея его пошлая, дачи – пошлость.

В их глазах он пошляк, моветон.

Душа у него есть, и, может, побольше господской. Но светскости нет, он не так себя ведет. И в университетах не учился. Не знает даже слова «пошлость».

А потом он купил и ликовал, слепец. РАНЕВСКАЯ. Кто купил?

ЛОПАХИН. Я купил. Пауза.

Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.

Это ремарка автора. «Пауза» – пишет Чехов. Лопахин молчит, ждет небось криков «ура». «Раневская угнетена», – пишет Чехов. Но Лопахин не заметил или решил, что она еще не поняла, как все прекрасно складывается. Сейчас он ей объяснит.

ЛОПАХИН. Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дери-ганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется <…> Я купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Ну, да все равно.

Прервем его монолог. Вот то место, где он понял ее состояние.

…В «Трех сестрах», где старшая осталась в девах, средняя не любит и не уважает мужа, у младшей убит жених, а у доброго доктора больная умерла по его вине, и он ушел в запой, – в пьесе этой двадцать с лишним раз персонажи произносят «все равно»… Хороший писатель старается даже дважды не повторить одно выражение. А если десятки – значит, это не случайно. Эта фраза у Чехова означает отказ от борьбы. Лягушка больше не хочет барахтаться.

Вот и Лопахин… – не может счастливый человек в высшей стадии восторга сказать «ну, да все равно». Это он наконец увидел, что она угнетена. И понял: не купил. Да он и прежде не верил мечте, боялся, что это иллюзия, самообольщение; и вот убедился. Ну а раз так – вырублю и сожгу.

ЛОПАХИН. Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!

Пошлость? Я вам покажу пошлость!

Он и дом забьет, и сад вырубит. Но если прекраснее этого имения нет на свете – зачем ломать дом? зачем рубить сад? зачем уничтожать прекрасное и – своё?

Когда догадался про Лопахина (про нежную душу), подтверждение нашлось немедленно – у самого главного, у непререкаемого авторитета.

Если бы Чехов писал хищника, жлоба, то не предназначал бы роль Станиславскому – утонченному барину, мягкому, вальяжному красавцу.

ПЕТЯ. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста. У тебя тонкая, нежная душа!

Это о Лопахине не Петя говорит. Это Чехов. Ибо писал роль, мысленно видя Станиславского; писал на Станиславского; изо всех сил уговаривал его сыграть и очень огорчался, что Станиславский взял роль Гаева.

Возможно, Станиславский (в миру – купец Алексеев, мануфактурщик) просто постеснялся, побоялся выходить перед публикой в роли купца – слишком автобиографично было бы, слишком откровенно.

ЧЕXОВ – ОЛЬГЕ КНИППЕР

Купца должен играть только Конст. Серг. (Станиславский. -А.М.). Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова, надо сие понимать.

Роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то, значит, и пьеса вся провалится. Лопахина надо играть не крикуну; не надо, чтобы это непременно был купец. Это мягкий человек.

Все толкают его взять Варю. И Варя согласна. И Петя дразнит Варю «мадам Лопахина». И всё решено. Их сводят, оставляют наедине… Но снова и снова он не делает предложения. Обещает, но не делает.

Он хочет Раневскую. Он для Раневской готов на все. Она открытым текстом предлагает ему Варю.

РАНЕВСКАЯ. Ермолай Алексеич, я мечтала выдать ее за вас, да и по всему видно было, что вы женитесь. Она вас любит, вам она по душе, почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю!

ЛОПАХИН. Я сам тоже не понимаю, признаться. Как-то странно все… Если есть еще время, то я хоть сейчас готов… Покончим сразу – и баста, а без вас я, чувствую, не сделаю предложения.

Покончим сразу – так в омут или на плаху.

РАНЕВСКАЯ. И превосходно. Ведь одна минута нужна только. Я сейчас позову… (В дверь.) Варя, оставь все, поди сюда. Иди! (Уходит.)

ЛОПАХИН (один). Да…

Пауза. Входит Варя, долго осматривает вещи. ЛОПАХИН. Что вы ищете? ВАРЯ. Сама уложила и не помню. Пауза.

ЛОПАХИН. Вы куда же теперь, Варвара Михайловна? ВАРЯ. Я? К Рагулиным… в экономки… ЛОПАХИН. Вот и кончилась жизнь в этом доме… ВАРЯ (оглядывая вещи). Где же это… Или, может, я в сундук уложила… Да, жизнь в этом доме кончилась…

ЛОПАХИН. В прошлом году об эту пору уже снег шел, если припомните, а теперь тихо, солнечно. Только что вот холодно… Градуса три мороза.

Звучит как издевка. Позвал объясняться, поманил и – о погоде. Варя поняла.

ВАРЯ. Я не поглядела. (Пауза.) Да и разбит у нас градусник…

ЛОПАХИН (точно давно ждал этого зова). Сию минуту! (Быстро уходит.)

Варя, сидя на полу, положив голову на узел с платьем, тихо рыдает.

Не сумел. Обещал и – не смог.

Лопахин денег дать готов; и так, чтобы не смутить, не заставить руки целовать. А жениться – нет. Не любит. А подарить себя – это слишком. У него на Варю не… как бы это повежливее сказать… у него к Варе нет тяги. И она его не любит. Она знает, что он – ее шанс. Из нищеты, приживалки, экономки – в хозяйку, в богатство. Он – ее спасение, а не любовь. У нее, как и у него, нет тяги. И оба они согласны в теории, что надо жениться, «так будет лучше», а на практике – не получается. Пока Раневская уговаривает его сделать предложение, он согласен. Но как только Лопахин видит Варю – так понимает, что не хочет ее. Что это не венец, а хомут.

(Это ли не фарсовость? В самый патетический (особенно для Вари) момент Лопахин не только начинает говорить о погоде, но произносит реплику Епиходова из первого акта про «мороз в три градуса».)

ЛОПАХИН. …не плачь, говорит, мужичок <…> Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд. Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком… (Перелистывает книгу.) Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул <… > Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья.

Это говорит о себе персонаж. У Чехова о нем другое мнение. Уж автор лучше знает, кто есть кто.

Когда я писал Лопахина, то думалось мне, что это Ваша роль. Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов. Эта роль центральная в пьесе, вышла бы у вас блестяще.

Центральная – то есть всё решает. Но произнести «читал и ничего не понял», сказать о себе «идиот», «со свиным рылом в калашный ряд» – это Станиславскому было невмоготу.

Когда Лопахин говорит о себе «я идиот» и т. п. – это самоуничижение паче гордости. Он слышит, как Гаев за глаза и чуть ли не в глаза говорит о нем «хам», а оскорбиться не может. Оскорбиться – значит рассориться, хлопнуть дверью. Нет, уйти он не может, здесь слишком многое ему слишком дорого. И тогда он говорит о себе так уничижительно, ставит себя так низко, что любое оскорбление пролетает выше, свистит над головой.

ГАЕВ. Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уже пятьдесят один год, как это ни странно…

ЛОПАХИН. Да, время идет.

ГАЕВ. Кого?

ЛОПАХИН. Время, говорю, идет. ГАЕВ. А здесь пачулями пахнет.

Это Лопахин пытался вступить в разговор. Дважды попытался. Не вышло. Аристократ не отвечает, не возражает по существу, он демонстративно и оскорбительно «не слышит». А после второй попытки аристократ принюхивается и морщит нос.

Признаться, всю жизнь думал, что «пачулями пахнет» – означает «плохо пахнет». Чем? – портянками? ржавой селедкой? – в общем, какой-то нищей, немытой, прокисшей дрянью.

В прошлом декабре в подземном переходе под Арбатской площадью увидел в киоске бесчисленные дешевые богатства – очень подходящие для новогодних подарков, в том числе ароматные палочки: подожжешь – будет запах, благовонное курение, восточные ароматы. Вот корица, вот лаванда, и вдруг латинскими буквами «patchouli» – господи! Пришел домой, полез в словарь, там написано: тропическое растение, эфирное масло, сильно пахнущие духи. Что мне было сорок лет назад посмотреть.

А Лопахин-то, оказывается, надушился! Не портянками пахнет от него, а парикмахерской. В советское время сказали бы – «Шипром». Он надушился, у него надежды, он хочет произвести хорошее впечатление, да-а-а…

Если бы он (Станиславский – А.М.) взял Лопахина… Ведь если Лопахин будет бледен, то пропадут и роль и пьеса.

Он все еще надеется, интригует, просит. Потом, расставшись с надеждой, что главная роль будет сыграна верно, начинает от отчаянья заботиться о деталях.

Дусик, собачка нужна в 1-м акте мохнатая, маленькая, полудохлая, с кислыми глазами, а Шнап не годится.

Поэтический театр!

Пьеса идет два часа. А в жизни – проходит все лето. В ожидании торгов как-то жили, ели, пили, пели, бал успели дать. А после торгов паковались – это дело долгое: книги, сервизы… За эти дни они обсудили будущее. И когда Раневская говорит о своей жизни в Париже на пятнадцать тысяч (да здравствует бабушка!), никто не удивляется и не возмущается, именно потому, что и отъезд, и деньги – все обсуждено сто раз, как все в этой семье обсуждается по сто раз.

Единственный экспромт (тоже, быть может, обсужденный и спланированный дамами) – внезапная, хоть и не первая, попытка принудить Лопахина сделать предложение. И только его отказ вызывает яркую реакцию (Варя рыдает). Все остальное – без страстей, без споров, ибо давно решено.

…На сцене в IV (последнем) акте тихо, спокойно. Даже старый Фирс умирает без криков, без речей, тихо – будто засыпает.

Трудно понять, как может быть такой финал – без кинжалов, объятий, проклятий, без стрельбы и без свадебного марша.

Только вот публика почему-то плачет.

Какой вчера был треволнительный день, дорогой мой, любимый мой! Уже третьего дня я поджидала пьесу и волновалась, что не получила. Наконец вчера утром, еще в постели, мне ее принесли. С каким трепетом я ее брала и развертывала – ты себе представить не можешь! Перекрестилась трижды. Так и не встала с постели, пока не проглотила ее всю. В 4-м акте зарыдала.

Телеграмма

СТАНИСЛАВСКИЙ – ЧЕXОВУ

Чтение пьесы труппе состоялось. Исключительный, блестящий успех. Слушатели захвачены с первого акта. Каждая тонкость оценена. Плакали в последнем акте.

СТАНИСЛАВСКИЙ – ЧЕXОВУ

Боюсь, что все это слишком тонко для публики. Тем не менее успех будет огромный… Я боялся, что при вторичном чтении пьеса не захватит меня. Куда тут!! Я плакал, как женщина; хотел, но не мог сдержаться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

Тайна жизни и творчества Имя Карлоса Кастанеды (1925? 1931? – 1998), ученого-антрополога и писателя, мистификатора и мифотворца, окутано завесой тайны, которую создал сам автор, а теперь поддерживают многочисленные его поклонники. Книги, повествующие об обучении у

Из книги Достоевский автора Карякин Юрий Федорович

Из книги Барды автора Аннинский Лев Александрович

ЛЕДЯНАЯ ТАЙНА «Ледяная тайна В золотых проталинах». Вера Матвеева Напоминая скорбную пифию, темнеет фигура Веры Матвеевой в рядах ее поколения. Даже не «в рядах», а - отдельно. Песни ее не «подхватываются». Хором не поются. Приметами исторического времени не обладают. В

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Из книги Сочинение Набокова автора Барабтарло Геннадий Александрович

Тайна смерти …Inclusas animas superumque ad lumen ituras Lustrabat…{1} Периодическое повторение элементов какой-нибудь темы у Набокова не только указывает, негромко но настойчиво, в сторону невидимого создателя романа за физическими пределами книги, но служит иногда средством определения

Из книги Ничего себе Россия! [сборник] автора Москвина Татьяна Владимировна

Из книги Великие смерти: Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков автора Киреев Руслан

Тайна Кирилла Серебренникова На днях пришло известие, что картина Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», чей герой, тридцатилетний оболтус, изображающий жертву во время следственных экспериментов, в финале убивает от скуки маму и отчима, получила Гран-при Римского

Из книги Избранные труды автора Вацуро Вадим Эразмович

ТУРГЕНЕВ. ТАЙНА СВЕРШИЛАСЬ К концу жизни Тургенев был столь популярен в Европе, не говоря уже о России, что публику интересовали не только его произведения, но даже... сны. Поэтому вряд ли кто-либо усмотрел что-то из ряда вон выходящее в том, что об одном из тургеневских

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

Тайна Вацуро В творческой судьбе Вадима Эразмовича Вацуро (30 ноября 1935 - 31 января 2000) безусловно есть тайна.Уже в 70-е годы Вацуро обладал высочайшим авторитетом в профессиональной среде. Символическими вехами тут можно считать созданные в соавторстве с

Из книги Движение литературы. Том II автора Роднянская Ирина Бенционовна

«Над миром тайна и в сердце тайна…» Над миром тайна и в сердце тайна, А здесь - пустынный и мглистый сон. Все в мире просто, необычайно; И бледный месяц, и горный склон. В тиши вечерней все стало чудом, Но только чудо и хочет быть, И сердце, ставши немым сосудом, Проносит

Из книги автора

4. Тайна «внутренней партии» Прокламируемая цель социальных утопий – общее благоденствие, но затеянная ради него переделка человека вскорости открывает себя как единственно реальная цель. В этой переделке есть своя методическая последовательность, которая может быть

Для ответа на вопрос, ставший заглавием работы, попробуем разобраться с причинно-следственной связью событий, описанных в последней чеховской пьесе.

Что происходит? После долгого отсутствия в родное имение возвращаются хозяйка Любовь Андреевна Раневская с дочерью Аней. Их встречают брат помещицы Гаев, сосед-помещик Симеонов-Пищик и купец Лопахин. Последний родился в семье крепостных, сам себя считает «мужик-мужиком», хоть и при деньгах. Он напоминает Раневской о насущной печали: вскоре ее вишневый сад, их с Гаевым родовое гнездо, будут продавать с аукциона за долги. А вот дальше начинается самое интересное.

Для Любови Андреевны и Леонида Андреевича имение с вишневым садом очень дорого. Здесь прошло их , с этой усадьбой связаны самые теплые и самые больные воспоминания (У Раневской несколько лет назад в местной реке утонул шестилетний сын). Сама мысль о расставании с поместьем приводит Любовь Андреевну в ужас, да и брат ее также не рад такой перспективе. Однако ни одного реального действия к спасению своей святыни ни один из них не предпринимает. И брат, и сестра плохо приспособлены к жизни, расточительны и недальновидны. Зато имеют изрядную склонность к рефлексирующей ностальгии, и можно было б вместе с ними насладиться их страданиями, если б к последним не было никакой причины. Но увы. Привязанность к родным местам не заслуживает высмеивания.

Лопахин, рассказав о ситуации и предстоящих торгах, сразу предлагает решение: нужно разбить сад на дачные участки и сдавать их в аренду. Таким образом можно будет сохранить поместье и при этом еще значительно приумножить доход. Но и Раневская, и Гаев это предложение отвергают безо всяких раздумий. Как так? Вырубить?! Самое интересное и замечательное место во всей губернии - разорить?

Ермолай Алексеевич Лопахин - человек дела. Это купец, но купец не по происхождению, а по нынешнему социальному статусу. Заработанному в поте лица. Он - трудяга, который чужд излишним рефлексиям, привыкший идти «от сохи» и трудом приумножать свое состояние. При этом его никак нельзя отнести к категории людей бездушных и черствых, готовых ради копейки продать всех и вся.

Возвращаясь к теме работы - почему Лопахин не может стать спасителем вишневого сада? Тут скорее не «почему не может», а зачем бы ему это сдалось, вообще говоря? Во имя чего ему следовало бы спасать вишневый сад? Он не стремится его уничтожать. И любой ценой прибрать его к своим рукам не стремится. Для того, чтоб Лопахин мог его «спасти», должно было бы быть выполнено одно условие.

С самых первых строк мы видим, что Ермолай Алексеевич неравнодушен к своей прежней хозяйке. С трепетом ждет ее приезда, переживает, узнает ли та его при встрече… Он помнит доброту Раневской, когда та, еще будучи девушкой, помогала ему, мальчишке, смыть кровь с лица от отцовского удара. Он полон желания помочь. Вместо того, чтоб просто выкупить имение, вырубить сад и реализовать затею с дачниками самому, он предлагает эту идею Любови Андреевне. И свою помощь при этом. Желание нажиться на продаже вишневого сада уступает привязанности к его хозяевам, и Лопахин до последнего пытается их вразумить.

Если б Раневская могла рассмотреть в этом герое свою судьбу, все, возможно, сложилось бы иначе. И вишневый сад остался бы целым и невредимым. Но помещица продолжает видеть в Ермолае Алексеевиче все того же мальчонку с разбитым носом, себе не ровню -у нее и мысли ни о чем подобном не возникает, она вся в своих парижских драмах.

Лопахин давно не мальчишка. Нежные чувства - это прекрасно, но он в первую очередь - человек дела. И он покупает имение на аукционе. С тем самым расчетом, что некогда предлагал теперь уже бывшим помещикам - вырубить деревья и сдать в аренду дачные участки. Увы, аналогии очевидны: не разрушив старого, нового не построить. Для начала ХХ столетия тема эта стояла как никогда остро. Другой вопрос, что не Лопахин является подлинным олицетворением новизны, его обойдут Пети Трофимовы с Анечками, которые мчатся в светлое будущее, сметая за собой мосты.

В этом плане, наверное, можно было бы выделить три основные фигуры: прошлое (Раневская и Гаев с их абсолютной беспомощностью перед временем перемен и неумением хоть сколько-нибудь адаптироваться к окружающей их изменчивой действительности), настоящее с памятью (Лопахин, который, хоть и становится новым владельцем усадьбы, но помнит все, что ранее там происходило, в том числе и то, что будучи мальчишкой, он не смел проходить дальше порога кухни в этом имении) и будущее, безоглядное и беспощадное (Трофимов, Аня). Есть персонажи, которым не найдется места нигде из перечисленных временных измерений, но речь сейчас не о них.

Финальная сцена заставляет задуматься. Лопахин, получив в свое распоряжение имение Раневской, не испытывает торжества. Гордость перед отцом и дедом, бывшими крепостными на этой земле - да. Но не подлинное торжество. Есть и горечь в его словах. Это временная победа, да и победа ли? Живые теплые ниточки, связывающие успешного предпринимателя Лопахина с дворовым мальчиком, у которого есть доброе и благодарственное воспоминание, порваны. Раневская уедет в свой Париж. Прошлое поболит и перестанет; кого уже особенно волнует то, что осталось позади? А вот будущее, которое строится с утратой дорогих сердцу элементов душевного тепла…

Лопахин не вишневый сад не спас. Не спас он уходящую в Лету дворянскую эпоху, на смену которой пришли люди действия, руководствующиеся не сердцем, не памятью предков, не уважением родной культуры, а чистым разумом и банальной коммерческой выгодой. Трагедия героя в том, что он, трудяга и действительно талантливый делец, не сможет влиться в новое время, не заплатив за это вновь частичкой своего неравнодушия и сердечной теплоты. И лишь мерный стук топора станет аккомпанементом наступления нового витка истории на ее вечном серпантине…


В основу знаменитой пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» положена совершенно бытовая ситуация – продажа старого дворянского имения. Но вовсе не участь прекрасного вишневого сада волнует писателя: сад – это только символ, олицетворяющий всю Россию. Поэтому судьба страны, ее прошлое, настоящее и будущее становятся главной темой чеховского произведения.

Отношения действующих лиц показывают исторических процесс смены старого сословия дворянства новым классом предпринимателей в России.

Раневская и Гаев являются представителями минувшей эпохи, они – старые хозяева вишневого сада. Им на смену пришла новая общественная сила – буржуазия, воплощенная в образе предпринимателя Лопахина.

Этот персонаж – один из главных в драме «Вишневый сад», и ему Чехов уделял особое внимание. Он писал: «Роль Лопахина – центральная. Если она не удастся, то значит и пьеса вся провалилась». Поэтому перед читателями (зрителями) представлен сложный и противоречивый персонаж. Ермолай Алексеевич вообще человек простой, добрый, сердечный. Он вышел из крестьянской среды. Но у него нет агрессивности и затаенной злобы на Гаевых и Раневских, которые жили трудом его предков. Наоборот, он искренне желает помочь семье Любови Алексеевны, предлагает правильный план по спасению любимого вишневого сада. Его трезвый практический ум подсказывает верные решения. Этот герой деловит и предприимчив, но он думает только о своей выгоде и деньгах. Все, чего достиг Лопахин, он достиг только благодаря своему уму, трудолюбию и честолюбию. Это и отличает его от Гаева и Раневской, уходящих в прошлое помещиков, которые привыкли жить только за счет своих крестьян.

Но Лопахин не может стать подлинным спасителем вишневого сада. Во-первых, потому, что он духовно ограничен. Ермолай Алексеевич не способен понять красоту сада. Вместо прекрасных цветущих деревьев он видит лишь хорошие участки под дачи и, желая получить как можно больше личной выгоды, варварски уничтожает вишневый сад, который для Гаева и Раневской был символом идиллического времени, чистоты, невинности, снов, надежд и воспоминаний. А во-вторых, этот персонаж только временный хозяин жизни. Господство капиталистов недолговечно, потому что они стремятся построить новую Россию, уничтожив ее прошлое и все то прекрасное, что было в ней. И здесь явно просматривается авторская позиция: новый класс предпринимателей, несмотря на свою энергию и силу, несет за собой разрушение.

И Лопахин сам понимает, что является только временным хозяином вишневого сада. Он чувствует, что придут новые, молодые силы, которые превратят Россию в цветущий сад. И от ощущения, что он только промежуточное звено в исторической цепи, что он не может спасти вишневый сад, Лопахин остается недоволен жизнью. Ему кажется, что все идет не так и оттого восклицает: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Обновлено: 2018-03-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Любовь Андреевна ходит по комнате, не может сдержать своих эмоций по поводу возвращения в родной дом, целует шкаф, затем садится и пьет кофе, слушает предложение Лопахина. Меняется ли у нее голос в момент ответа ему?" Школьники отметили, что Раневская несколько раз меняет интонацию во время данной мизансцены, градация колеблется от выражения тихого счастья до усталости. После предложения Лопахина вырубить сад в голосе Любови Андреевны появляется высокомерие: "Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеевич. Гаев и Раневская воспринимают предложение Лопахина как личное оскорбление. "Извините, какая чепуха!" - говорит Гаев. Но это возмущение аристократов, проявляющееся лишь в отдельных нюансах. В ходе проведенной беседы школьники описали основные пластические формы данной мизансцены: "Гаев чуть чашку с кофе из рук не выронил"; "Раневская сжалась вся, глаза широко раскрыты".

Через поведенческие особенности Раневской и Гаева учащиеся поняли, что значит для них вишневый сад, о котором "даже в Энциклопедии написано". Вишневый сад - гордость их рода. Уничтожение сада равно уничтожению сути его владельцев. "Раневскую сейчас ранили, ей даже физически больно", - говорят ученики.

В результате мы приблизились к образному постижению мотивов поведения героев. На первый взгляд необъяснимое поведение Лопахина, искренне преданного Раневской, в то же время намеревающегося вырубить сад, в котором она видит дух матери, было осознано учащимися как непреднамеренное ("он не понимает сад"). Лопахин - человек иного склада, он искренне пытается помочь хозяевам имения выпутаться из долгов, не понимая причин их стремления сохранить сад, не приносящий более прибыли.

В русле реализации приема "дополнение образа" школьникам было предложено написание этюдов, варианты которых выбирались самостоятельно на основе предложенной тематики, отражающей взаимодействие основного и сопутствующего мотивов: "Раневская и сад", "Гаев и сад", "Аня и сад", "Варя и сад", "Лопахин и сад", "Трофимов и сад", "Шарлотта Ивановна и сад", "Фирс и сад". Для написания этюда необходимо было выбрать из текста реплики избранного персонажа и ремарки, связанные с ним, представить внешность, дальнейшую судьбу персонажа. Этюд предлагалось озаглавить цитатой из текста ("фраза-ключ").

Этюды, написанные старшеклассниками, опирались на знание текста и содержали индивидуальную интерпретацию образов. Образ Раневской оказался "озаглавленным", например, такими репликами: "Что же со мной, глупой, делать?", "А я вот, должно быть, ниже любви...", в которых заключена самооценка героини, или репликами, в которых отражено понимание ее личности другими: "Господь в вами, мамочка...." (Варя) "Ах, мамочка, в доме есть нечего, а вы ему отдали золотой..." (Варя). Пониманию образу Гаева сопутствовали фразы следующего содержания: "Я неисправим, это очевидно...", "Я человек восьмидесятых годов..."; Шарлотты Ивановны - "Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить..."; Трофимова: "Мы выше любви...", "да, я облезлый барин и горжусь этим..."; Лопахина - "Я купил..."; Фирса - "А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал...", "Жизнь-то прошла, словно и не жил..."

Детальная опора на текст сказалась на работах, отражающих индивидуальную интерпретацию образов: "...отношение к Гаеву все время меняется... разговоры Гаева до добра не доводят. Но когда речь заходит о саде, он говорит мудрые мысли: "Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима..." Эстетика "Вишневого сада" тоже сыграла немалую роль.

"Раневская - это веточка цветущей вишни, которая оторвалась от дерева. Кора у этой веточки черная, мертвая, а цветы белые и все еще красивые...

Эта веточка скоро погибнет... Останется только аромат, который слышно чуть-чуть..."

Эмоционально-личностное отношение школьников к персонажам повлекло за собой в некоторых случаях чрезмерно субъективную их оценку, объясняемую юношеским максимализмом. Так, встречающееся в ответах безоговорочное осуждение Вари ("она подлая, кормит старых слуг одним горохом и скрывает это"), Фирса ("холоп и холуй, пресмыкается перед господами") были подвергнуты корректировке.

Варя слепо предана усадьбе и господам. Она скрывает подлинную нищету имения, щадя хозяев, не желая причинять им боль. Однако в отношении Вари к саду учащиеся отметили ее ограниченность и обусловленную этим фанатичную, рабскую службу барам. Дальнейшая судьба Вари, оторванной от имения, без которого она не представляла свою жизнь, вызвала у учащихся настроение сочувствия:

"Ей будет сниться Любовь Андреевна, Аня, Лопахин, которого она так любила... И Варя будет горько плакать по ночам..."

Фирс искренне предан барам, усадьбе и саду. За свою службу он не ждет вознаграждения. Фирс живет для других, не осознавая ценности собственной личности. Несмотря на действительно зависимую психологию, он выглядит более позитивно, чем Яша, отказавшийся от матери-крестьянки после перехода лакея в "чистое сословие".

Один из моментов этапа понимания был связан с приходом в жизнь "новых людей", новых хозяев сада. Он проходил под эпиграфом "Настроим мы дач..."

Разделение героев на "старых" и "новых" людей касается в "Вишневом саде" хозяев имения, гостей и даже слуг.

После обсуждения отношения к саду Трофимова и влияния его на Аню внимание школьников было обращено на противоречивые реплики Ани, обращенные к нему {"я уйду, даю вам слово") и обращенные к Раневской ("мы насадим новый сад"). Учащиеся объяснили противоречивость высказываний добротой Ани и ее наивностью. Она верит Трофимову и в то же время не может сделать больно матери.

Влияние Трофимова на Аню было оценено как негативное. Призыв "будьте свободны, как ветер" многими учениками истолковывался как призыв к утрате корней.

Классу были зачитаны выдержки, характеризующие возраст Пети (Лопахин: "Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент"; Трофимов - Ане: "Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!"; Раневская: "Вам двадцать шесть лет или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса!"). На основе текста школьникам было предложено рассказать о своем образном представлении внешности Пети. Устные ответы отражали негативное отношение к "вечному студенту" ("борода не растет, из под очков блестят злые глаза").