Кроссворд на тему имя числительное. Кроссворд на тему имя числительное Знание - сила.(знакомство с новой темой)

1. Найди числительные:

а) сотня; б) миллиард; в) тройной; г) единица; д) третий; е) пятёрка; ж) десяток;

з) множество.

а) миллион; б) сорок; в) единица; г) полтора; д) тысяча.

а) двойной; б) двойка; в) два; г) дважды; д) двойственный.

а) 50; б) 19; в) 11; г) 60; д) 80; е) 15; ж) 500; з) 17; к) 700; л) 900. Запишите их.

а) четвёрка, шестеро, одна седьмая, три.

б) триста, сорок семь, пятеро, третий.

в) двое, пятеро, пятнадцать, десять.

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.

Найди числительные, которые склоняются как существительные 3 -го склонения:

а) пять; б) сорок; в) один; г) двадцать; д) два; ж) три. Просклоняйте одно из них.

Найдите те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные:

а) друзья; б) сани; в) подруги; г) ножницы; д) брюки; ж) работницы.

С какими из существительных не может сочетаться количественное числительное?

а) книга; б) отряд; в) красота; г) парта; д) подъезд.

а) шесть седьмых; б) сто один; в) пятьдесят три; г) девяносто семь; д) сорок пятый;

е) триста пятьдесят два.

а) тридцать; б) семь; в) пятьдесят; г) сто; д) шестьсот; е) десятый.

а) пятьдесят; б) шестисотый; в) двести; г) девятисотый; д) девяносто.

Найди соответствия:

а) в тысячу раз 1. порядковое, простое, в Пр. пад., ед. ч., м. р.

б) на втором (этаже) 2. количественное, собирательное, простое, в Р.п.

в) от пятерых (друзей) 3. количественное, целое, простое, в Вин. п

Имя числительное. (Тест)

Вариант 2.

Найди числительные:

а) много; б) семеро; в) пятак; г) десятка; д) несколько; е) три седьмых; ж)двойка;

з) сорокаградусный.

2. Определи слово, которое не является числительным:

а) двадцать один; б) семёрка; в) оба; г) трое; д) восьмой.

3. Найди однокоренное слово, являющееся числительным:

а) трижды; б) тройка; в) три; г) тройной; д) тройственный (союз).

Найди те числительные, в которых в Им. и В. п. пишется в середине слова Ь.

а) 60; б) 18; в) 70; г) 12; д) 80; е) 19; ж) 600; з) 11; к) 500; л) 800. Запишите их.

Укажи ряд с количественными числительными:

а) пятеро, две шестых, три, седьмой.

б) семёрка, пятый, один, оба.

в) пятак, шесть, десятеро, оба.

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.

Найди числительные, которые склоняются как существительные 2 -го склонения:

а)тысяча; б) миллион; в) триста; г) девяносто; д) двадцать; ж) миллиард. Просклоняйте одно из них.

Найдите те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное обе:

а) крыши; б) стороны; в) берега; г) животные; д) сёстры; ж) комнаты.

С какими из существительных может сочетаться количественное числительное?

а)чтение; б) дивизия; в) молоко; г) молодёжь; д) красота.

Найди числительное, у которого при склонении изменяется только последнее слово:

а) шестьдесят два; б) две четвёртых; в) двадцать восьмой; г) восемьдесят один; д) сто пятнадцать; е) одна четвёртая.

Какое числительное имеет только две падежные формы? Запиши эти формы:

а) десять; б) двадцать один; в) второй; г) две пятых; д) сорок; е) шесть.

Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова.Просклоняйте одно из них:

а) пятитысячный; б) семьдесят; в) девятьсот; г) семидесятый; д) триста.

Найди соответствия:

а) на восемьдесят (случаев) 1. порядковое, простое, в Пр. пад., ед. ч., м. р.

б) через полтораста (метров) 2. количественное, дробное, простое, в Вин..п.

в) о пятнадцатом (посетителе) 3. количественное, целое, простое, в Вин. п.

Ключи к тестам по числительному.

1 вариант 2 вариант

1. б) д) 1. б) е)

4. а) г) д) ж) к) л) (записать словами) 4. а) в) д) ж) к) л)

6. а) г) (проскл. одно числ.) 6. б) ж)

7. а) б) г) д) 7. а) б) д) ж)

10. г) (записать формы) 10. д)

11. а) в) (просклонять) 11. б) в) д)

1. Найди числительные:

а) сотня; б) миллиард; в) тройной; г) единица; д) третий; е) пятёрка; ж) десяток;

з) множество.

а) миллион; б) сорок; в) единица; г) полтора; д) тысяча.

а) двойной; б) двойка; в) два; г) дважды; д) двойственный.

а) 50; б) 19; в) 11; г) 60; д) 80; е) 15; ж) 500; з) 17; к) 700; л) 900. Запишите их.

а) четвёрка, шестеро, одна седьмая, три.

б) триста, сорок семь, пятеро, третий.

в) двое, пятеро, пятнадцать, десять.

г) сто один, семеро, пятнадцать, второй.

Найди числительные, которые склоняются как существительные 3 - го склонения:

а) пять; б) сорок; в) один; г) двадцать; д) два; ж) три. Просклоняйте одно из них.

Найдите те слова, с которыми могут сочетаться собирательные числительные:

а) друзья; б) сани; в) подруги; г) ножницы; д) брюки; ж) работницы.

С какими из существительных не может сочетаться количественное числительное?

а) книга; б) отряд; в) красота; г) парта; д) подъезд.

а) шесть седьмых; б) сто один; в) пятьдесят три; г) девяносто семь; д) сорок пятый;

е) триста пятьдесят два.

а) тридцать; б) семь; в) пятьдесят; г) сто; д) шестьсот; е) десятый.

а) пятьдесят; б) шестисотый; в) двести; г) девятисотый; д) девяносто.

Найди соответствия:

а) в тысячу раз 1. порядковое, простое, в Пр. пад., ед. ч., м. р.

б) на втором (этаже) 2. количественное, собирательное, простое, в Р. п.

в) от пятерых (друзей) 3. количественное, целое, простое, в Вин. п

Имя числительное. (Тест)

Вариант 2.

Найди числительные:

а) много; б) семеро; в) пятак; г) десятка; д) несколько; е) три седьмых; ж) двойка;

з) сорокаградусный.

2. Определи слово, которое не является числительным:

а) двадцать один; б) семёрка; в) оба; г) трое; д) восьмой.

3. Найди однокоренное слово, являющееся числительным:

а) трижды; б) тройка; в) три; г) тройной; д) тройственный (союз) .

Найди те числительные, в которых в Им. и В. п. пишется в середине слова Ь.

а) 60; б) 18; в) 70; г) 12; д) 80; е) 19; ж) 600; з) 11; к) 500; л) 800. Запишите их.

Укажи ряд с количественными числительными:

а) пятеро, две шестых, три, седьмой.

б) семёрка, пятый, один, оба.

в) пятак, шесть, десятеро, оба.

г) трое, пять седьмых, пятьсот, восемнадцать.

Найди числительные, которые склоняются как существительные 2 - го склонения:

а) тысяча; б) миллион; в) триста; г) девяносто; д) двадцать; ж) миллиард. Просклоняйте одно из них.

Найдите те слова, с которыми может сочетаться собирательное числительное обе:

а) крыши; б) стороны; в) берега; г) животные; д) сёстры; ж) комнаты.

С какими из существительных может сочетаться количественное числительное?

а) чтение; б) дивизия; в) молоко; г) молодёжь; д) красота.

Найди числительное, у которого при склонении изменяется только последнее слово:

а) шестьдесят два; б) две четвёртых; в) двадцать восьмой; г) восемьдесят один; д) сто пятнадцать; е) одна четвёртая.

Какое числительное имеет только две падежные формы? Запиши эти формы:

а) десять; б) двадцать один; в) второй; г) две пятых; д) сорок; е) шесть.

Укажи числительные, при склонении которых изменяются обе части слова. Просклоняйте одно из них:

а) пятитысячный; б) семьдесят; в) девятьсот; г) семидесятый; д) триста.

Найди соответствия:

а) на восемьдесят (случаев) 1. порядковое, простое, в Пр. пад., ед. ч., м. р.

б) через полтораста (метров) 2. количественное, дробное, простое, в Вин... п.

в) о пятнадцатом (посетителе) 3. количественное, целое, простое, в Вин. п.

Ключи к тестам по числительному.

1 вариант 2 вариант

1. б) д) 1. б) е)

4. а) г) д) ж) к) л) (записать словами) 4. а) в) д) ж) к) л)

6. а) г) (проскл. одно числ.) 6. б) ж)

7. а) б) г) д) 7. а) б) д) ж)

10. г) (записать формы) 10. д)

11. а) в) (просклонять) 11. б) в) д)

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме “Имя числительное”;
  • закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка;
  • развить творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память, смекалку;
  • воспитывать уважение и любовь к родному языку.

Оборудование:

Укажите правильные ответы

Задание 1. Найдите “третье лишнее”:

1. Семьдесят.
2. Пятьдесят три.
3. Шестнадцать.

1. Шестичасовой.
2. Двенадцатый.
3. Сто пятьдесят первый.

Задание 2. В каком числительном Ь пишется в конце слова?

1. В 70 лет здоровьем не хвалятся
2. Где мои 17 лет!?
3. Когда беда пройдет и все уймется, тотчас 500 советчиков найдется
4. Учиться и в 60 лет не поздно

Задание 3. В названии какого произведения есть собирательное числительное?

1. “Тысяча и одна ночь”
2. “Трое в лодке, не считая собаки”
3. “Три мушкетера”
4. “Двенадцать стульев”

Задание 4. Вычеркните слова, с которыми собирательным числительным “дружить” запрещено .

1. Двое (певицы, котята, джинсы, ребята).
2. Четверо (коты, сани, семиклассницы, часы).
3. Семеро (сутки, козлята, подруги, дети).
4. Обе (девочки, мальчики, руки, стены).

Задание 5. В какой пословице выделенное слово является числительным?

1. Имя хозяина носит, а семью свою прокормить не может (мордовская).
2. За семью печатями (русская).
3. Сплетня и семью разрушит (армянская).

Подведение итога урока (слайд 9)

– Проделав долгий путь, мы достигли цели нашего путешествия. Вот ваш клад! (дети находят клад в указанном месте) За ваши знания и умения отличные оценки!

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание (слайд 10)

Подберите пословицы, поговорки, фразеологизмы, включающие числительные.

Интегрированный урок (русский язык и математика) (Слайд 1)

Тема: «Число. Имя числительное»

К уроку класс делится на несколько групп, которым дается опережающее задание.

1 группа. Сочинить сказку, в которой есть числительные.

Например, сказка Ф. Кривина «Таблица умножения».

На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику – от первого до десятого класса. По первому знаку – это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства.

- Равняйтесь! – командует Знак Равенства. И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая здесь во всем точность! Таблица умножения – суровая дисциплина, но числа подчиняются ей легко и охотно.

Разве можно не подчиняться дисциплине, которая существует под знаком равенства?

2 группа. Составить кроссворды на тему «Числительное». Кроссворд содержит числительные, которые нужно угадать по определению такого типа:

    «Число, которое при умножении само на себя в ответе дает 121»;

    «Число, которое любят все ученики»;

    «Число, на которое нельзя делить» и т. п.

3 группа. Подготовить небольшие доклады в письменной форме: «Старинные меры длины и веса».

Например рассказать о таких единицах измерения:

Некоторые единицы измерения

Числительное Древней Руси

Современная единица измерения

Десятина

Золотник

Четверик

4 группа. Записать на магнитофон речь диктора прогноза погоды.

Весь класс подбирает произведения, пословицы, поговорки, загадки, содержащие числительные.

Ход урока

1. Вступительное слово учителей. Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета (русский язык и математика). Вести его будут два учителя. Проведение такого урока целесообразно, так как темы «Имя числительное» (русский язык) и «Число» (математика) как нельзя лучше дают представление о цельности окружающего нас мира.

2. (Слайд 2).

Тема: «Число. Имя числительное».

Цели : - повторить особенности правописания
числительных;
- развивать умение пользоваться
справочными материалами;
- развивать интерес к двум наукам
(русскому языку и математике) на базе
получения дополнительной информации;
- совершенствовать мыслительные
(обобщение, классификация,
установление аналогий) и общеучебные
умения и навыки;
- показав взаимосвязь разных наук, дать целостное
представление об окружающем мире
.

3. Учитель математики.

С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией.

В мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами.

По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Давайте прочитаем задания и переведем с русского на математический язык и обратно.

Задания.

1) Два в кубе 2 3 =8

2) Произведение всех делителей числа восемь 1*2*4*8=64

3) Сумма цифр числа триста пятьдесят девять 3+5+9=17

4) Частное суммы чисел сорок три и три и разности чисел сто сорок и сто семнадцать (43+3): (140-117)=2

5) Разность числа сто тридцать пять и частного чисел сто пять и семь 135-105:7=120

А теперь переводим с математического языка на русский (при этом обмениваемся тетрадями и проверяем, что получилось у соседа по парте).

Решаем № 1080.

А) Произведение 25 и суммы чисел (12 и 8).

Б) Сумма 5 и произведения чисел 6 и 8.

4. Попытаемся разобраться, чем число отличается от имени числительного. Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской (Слайд 3):

Есть у нас 3 сес3цы

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться

Рассказать о троих?

У одной, что С3жова

Над окошком жил с3ж.

С3чь она мастерица –

Приходи к ней, малыш.

У про100го 100рожа –

Не про100рный дом,

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

и 100личной ваксой.

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

(Перевод Л. Кондратенко.)

Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?

Какая запись числа принята?

Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)

Какие цифры обозначают имя числительное (3 сестрицы, 100ножка, 100 сапог, все 100).

5. На доске опорная таблица. Проверим, как вы умеете определять части речи.

Таблица. «Части речи». (Слайд 4).

Части речи :

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Вопросы:

Какой? Чей?

Какой? Сколько?

Что делать? Что сделать?

Что обозначает каждая часть речи?

Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи?

Прочитайте словосочетания:

Тройка (за ответ), (три) товарища, трехместная (лодка), утроить (усилия),

Десятый (по списку),сто (деревьев), столетний (друг), (стал) пятиклассником, пять (секунд), второй (день).

- Определите части речи, пользуясь опорной схемой.

Ответьте на вопросы:

1) Что общего в словах?

2) Чем они отличаются друг от друга?

(Ученики определяют грамматические отличия слов. Обязательно подчеркнуть взаимосвязь на основе общей семантики – значения числа.)

6. Раскройте скобки, найдите «четвертое лишнее»:

1) Тридцать второй , (трех) мил…ионный, (двух) тысячный, (десяти) мил…иардный;

2) Имя числительное, простое, полное , количественное,

3) Грамм, килограмм, миллион , центнер,

4) Числительное, прилагательное, наречие, определение.

(Эта запись может быть сделана на доске или на карточках.)

7. Что такое рифма?

Учитель математики. Расположите ответы примеров в порядке возрастания и вы узнаете, как в России в старину называли рифму.

(К(4)Р(6)А(12)Е(30)С(36)О(40)Г(54)Л(56)А(68)С(108)И(1470)Е(2660))

8. На экране текст (Слайд 5).

В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до725 миллионов. Еще через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек.

Очень часто культуру речи человека проверяют умением правильно произносить имена числительные. Прочитайте текст про себя, спишите, заменяя все числительные словами. Проверка– чтение текста вслух (Слайд 6).

9. Отдохните от письма. Решим пропорцию. Она не математическая. Будьте внимательны и сообразительны!

(пропорция записана на доске.)

а) прилагательное = числительное

чудесный (семь, семерка, семиэтажный)

б) существительное = числительное

предмет (тридцать, стол, число, часть речи)

10. Повторим, как вы усвоили правописание имен числительных. Сначала запишите последовательность цифрами, а затем словами.

100, 11, 71, 60, 19, 16, 300 000, 988, 1993.

Самопроверка записи на экране (Слайд 7).

Можете ли вы сказать, первой (число в математике) или второй записью в жизни вы пользуетесь чаще?

11. В процессе подготовки к уроку часть наших ребят выбрала задание,позволившее им «поломать голову». Целая книжка кроссвордов на тему «Имя числительное» получилась. Сейчас редактор нам ее представит, а один кроссворд мы попытаемся решить.

12. Математика.

Решите устную задачу.

Известно, что рост А.С. Пушкина равен 5 футам 3 дюймам. Вырази его в сантиметрах, если 1 фут = 30, 488 см, 1 дюйм = 2, 54 см. Результат округли до единиц.

Решение: 5*30, 488 + 3*2, 54 = 152, 44 + 7, 62 = 160, 06 = 160 см = 1 м 60 см

13. Игра продолжается. Угадайте, в какой телепередаче должен быть сделан доклад «Старинные меры длины и веса» (Слайд 8):

6 00 ; 12 00 ; 15 00 – «Новости».

9 20 – «Кумиры»

12 20 – «Утренний концерт»

14 10 – «Спорт, спорт, спорт»

15 20 – «Исторический альманах»

16 40 – «Территория здоровья»

18 45 – «Обзор прессы».

На каких уроках вы сталкиваетесь с понятиями мер веса и длины?

А в жизни?

14. Объявляется конкурс дикторов. Оценивается не только речь, но и содержательность докладов. Тема докладов: «Старинные меры длины и веса».

15. Чтение получившихся с казок, в которых есть числительные (Д.З.). Класс определяет разряды числительных, записывая их.

16. А дробные числительные бывают? Какие виды дробей вы знаете? (Правильные и неправильные.)

Лев Толстой как-то заметил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе.

Как вы считаете, какой дробью лучше быть – правильной или неправильной? А вы какая дробь?

17. Письмо по памяти с последующей самопроверкой (Слайд 9).

Приобрел я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло завязал,

Чтоб в мороз не замерзал;

А жираф сказал: «Смотри!

Еще нужны мне тридцать три».

18. Математика. Устная задача.

19. Найдите «четвертое лишнее».

А) Двадцать один, восемь, седьмой , пять;

Б) Девятый, первый, семеро , одиннадцатые;

В) Тридцатый, восьмой, пятиэтажный, третий;

Г) Пятеро, шестнадцать , двое, семеро.

Что мы повторяли?

Каковы морфологические особенности имен числительных?

20. В качестве эталона правильного употребления числительных в речи прослушайте речь диктора, сообщающего прогноз погоды.

21. Игра «Кто больше?» выявит самого эрудированного, любопытного, трудолюбивого.

Вспомните и назовите произведения, пословицы, поговорки, загадки, содержащие числительные.

22. Подведение итогов. Оценки. Выводы по уроку.

Чем различается запись числа и числительного?

Когда и для чего используются числительные в речи?

Для чего (по мнению учеников) урок русского языка проводился совместно с уроком математики?

Нужны ли такие уроки при изучении других тем русского языка?

Приложения

1). Кроссворды.

Кроссворд 1

    Какое количество дней в неделе?(7)

    Какое количество дней в декаде? (10)

    Сколько секунд в минуте? (60)

    Сколько будет, если одну тысячу разделить на двадцать пять? (40)

    Какого числа родился известный лингвист и методист Александр Матвеевич Пешковский? (11 августа 1878 г.)

    Сколько лет было городу Челябинску в 1786 году? (50)

    Сколько всего уроков у 6-2 класса в понедельник, вторник и среду? (18)

    Сколько лет будет городу Челябинску через 230 лет? (500)

    Сказка «…медведя» (3).

    Пословица «… в поле не воин» (1).

    Сумма всех ответов в этом кроссворде (700).

Кроссворд 2

    Если это число умножить на 7, то получится 42 (6).

    Соль стоит 7 рублей, а сахар – на 13 рублей дороже. Сколько стоит сахар? (20)

    Какую оценку ученики не любят больше всего? (2)

    Если 32 разделить на 4, то сколько получится? (8)

    Какую оценку ученики любят больше всего? (5)

    У девочки 21 рубль. На проезд нужно 4 рубля. Сколько у девочки останется денег? (17 рублей)

    Маша пошла на базар. У нее было 230 рублей. Она купила фруктов на 50 рублей, овощей на 25 рублей, хозяйственных товаров на 65 рублей и молочных продуктов на 75 рублей. Сколько денег осталось у Маши? (14 рублей).

Кроссворд 3

    Число, следующее после десяти (11).

    Магическое число в сказках (3).

    Первое простое число (2).

    Цифра со ста нулями (гугол).

    Первая трехзначная цифра (сто).

    Что получится, если 3 умножить на 5? (15.)

    Корень у сложных числительных, означающий «десять» (-дцать-).

    Половина тысячи (500).

    Иногда говорят не «единица», а «…» (один).

    Родительный падеж числительного «пять» (пяти).

    Птица, в которой сорок «а» (сорока).

    В английском языке это числительное, которое звучит как «зиро» или «зеро» (ноль).

    Возраст совершеннолетия (18).

    Если «шести условиям - цена три копейки», то «каждому условию - …цена» (грош).

    В древности – три копейки (алтын).

    Дюйм – два с … сантиметра (с половиной).

    У нас … отличников (5).

    Четыре десятых равно … сотых (сотка).

    На дереве сидели три вороны. Одна из них не могла летать. К каждой из них подлетели по две сороки и по одному голубю. На дерево взобрались две кошки, убегающие от собак. От лая собак улетели все, кто мог. Сколько осталось на дереве животных, если одна кошка убежала? (Двое.)

    На Руси – тысяча (тьма).

Кроссворд 4

    Сколько дней в неделе? (7)

    Сколько суток царь Дадон из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина вел свое войско до того, как встретил Шамаханскую царицу? (8)

    Самое несчастливое число (13).

    Сколько раз старик из сказки А.С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке») ходил к золотой рыбке, чтобы та исполнила желания его старухи? (5)

    Какое число стоит между числами 8 и 10? (9)

    Сколько будет, если из 30 отнять 21? (9)

    Сколько будет, если количество дней в декаде умножить на 30? (Триста.)

    Сколько месяцев составляет полгода? (6)

    Сколько будет, если число 500 разделить на число дней в декаде? (50)

    Сколько лиц в русском языке? (3)

    Сколько лет Святой пророк Моисей водил евреев по пустыне? (40)

Кроссворд 5

    Сколько будет, если из 100 вычесть 98? (2)

    Сколько будет, если к 5 прибавить 6? (11)

    Сколько будет, если 2 умножить на 2? (4)

    Сколько будет, если 12 разделить на 2? (6)

    Сколько будет, если 90 разделить на 30? (11)

    Нелюбимое число учеников? (2)

    Сколько будет, если 4 умножить на 2? (8)

    Любимое число учеников? (5)

    Сколько будет, если к 20 прибавить 10, 50 и две пятерки? (90)

    Сколько будет, если 100 умножить на 3? (300)

2). Сказка.

Однокозова Вера, 6-2 класс

СКАЗКА О ТОМ, КАК ВОЕВАЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА.

Параллельно с нашим миром существуют еще два: мир букв и мир цифр. Речь пойдет о мире цифр. Этот мир находится совсем рядом с нами: стоит только открыть учебник математики, алгебры, геометрии…

В Числании (так называется самая большая страна в мире цифр) есть разные числа: обыкновенные и десятичные дроби, натуральные числа, положительные и отрицательные числа и многие – многие другие. И вот однажды в холодную зимнюю пору, когда книги лежали на полках, стали спорить между собой положительные и отрицательные числа. А спорили они о том, кто из них главнее и нужнее в жизни. Спорит число 156 с числом – 156: «Я тебя лучше, потому что у меня нет знака «минус». Я число прибыльное, поэтому я нужнее!» «Нет, я тебя лучше, ты жадное, корыстное, все бы себе плюсовать да плюсовать. А я и меру знаю, и намного тебя интереснее: у тебя вообще никаких знаков нет! Ты мне просто завидуешь», - отвечает своему собеседнику – 156. И все остальные цифры спорят друг с другом: 58 и -58, 72 и -72, 5 и -5, 18 и – 18, 1243 и – 1243, и все-все-все, даже единицы спорят между собой. И до того доспорились, до того доругались, что друг другу войну объявили.

Вот тут-то и началось! Единицы на палочках сражаются, восьмерки друг друга в узлы перекручивают, двойки шипят друг на дружку, как змеи, девятки и шестерки друг дружку через спины перекидывают, да так быстро, что не понять, где шестерки, а где девятки. В общем, бой шел не на жизнь, а на смерть, пока они не утомились. Никто победить не мог, как ни старались. И обратились они тогда к числу, которое было самым мудрым и самым правильным – к Нулю. И сказал Нуль: «Послушайте, друзья, я стою на границе, я знаю вас всех. И я скажу вам, что вы все замечательные: и отрицательные, и положительные нужны в жизни совершенно одинаково! Но в первую очередь вы нужны друг другу: не было бы пяти, не было бы и противоположного ему числа -5, не было бы семнадцати, не было бы и противоположного ему числа – 17, и так далее…»

И поняли тогда числа, что не важно, кто в жизни главнее и нужнее, а важно, что они все вместе, а дружба – это огромная сила! И стали цифры жить-поживать и добра наживать. И сейчас живут, не ссорятся больше.

3) Сообщение «Старинные меры длины и веса»

Многие слова, понятия в нашем родном языке менялись на протяжении времени. Числительные тоже.

Если в Древней Руси мы встречали употребление таких названий мер веса, счета и длины, как аршин, ведро, верста, вершок, десятина, доля, золотник, лот, сажень, миля, пуд, фунт, фут, четверик, то теперь мы употребляем общемировые термины: гектар, километр, тонна и другие.

МЕРЫ ДЛИНЫ

Аршин – мера длины с конца 15 в. Термин «аршин» некоторое время применялся к тканям, привозимым из Турции, заимствован из турецкого – долгий локоть, употреблялся для измерения шелковых тканей и был равен 71, 1 см.

Верста – линейная мера, равная длине борозды. Происхождение термина связано с глагольным корнем, первоначально обозначал «поворот плуга», а затем «борозда от поворота до поворота». Верста – 1, 67 км.

Вершок – линейная мера, равная длине фаланги указательного пальца, 4, 445 см.

Миля – линейная мера, заимствованная из западноевропейских путевых мер. Равнялась 1480 м.

Фут – заимствованная из английского языка метрологическая единица, связанная с ножными промерами. 12 дюймов, или 30, 48 см.

ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Гривна – денежная и весовая единица в Древней Руси, серебряный слиток весом около полуфунта. В древности: серебряное или золотое шейное украшение.

Грош – старинная медная монета в две копейки, позднее – полкопейки.

Деньга – старая русская монета в полкопейки.

Полушка – в старину мелкая монета в четверть копейки.

ЕДИНИЦЫ МАССЫ

Лот – русская мера веса, равная 12, 8 г.

Пуд – старая русская мера веса, равная 16, 38 кг.

Фунт – мера веса, равная 409, 5 г. Английская мера равна 453, 6 г. Пришел к нам из средневековья.

ЕДИНИЦЫ ОБЪЕМА И ЕМКОСТИ

Ведро – старая русская мера жидкостей, равная 1/40 бочки (12 литров).

Четверть – старая русская мера, равная четвертой части какой-нибудь единицы измерения (1/4 часть 1 ведра, ¼ часть кади).

В древности на Руси были числительные «тьма» и «легион».

11 января 1703 года увидела свет книга «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на словенский язык переведенная, и воедино собрана, и на две книги разделена».Это был по существу первый отечественный труд по математике, которым в русский язык были введены миллион, биллион (сейчас чаще употребляется «миллиард»), триллион, другие международные обозначения, а также такие термины, как множитель, делитель, произведение, извлечение корня. Автором книги был крестьянский сын из Осташковской слободы Леонтий Теляшин, прозванный Петром Великим «магнитом» за способность буквально притягивать к себе знания. Так появилась и новая фамилия самородка из Тверской губернии – Магницкий.

Нагорная Александра

Пословицы и поговорки с числительными

      Невелик городок, да семь воевод.

      У одной овечки да семь пастухов.

      Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

      У семи нянек и дитя без глаза.

      Один глаз для нас, другой на Арзамас.

      Одно око, да видит далеко.

      Одна голова хорошо, а две – еще лучше.

      Один глупый камень в море бросит, а сто умных не вынут.

      Семь раз примерь – один раз отрежь.

      Одна голова на плечах.

      Одним глазом спит, другим видит.

      Одна нога тут, другая – там.

      Одним махом сто душ побивахом, а прочих не считахом.

      Один поет – другой подыгрывает.

      Одна врала, другая не разобрала, Интегрированный урок на тему «Число . Имя числительное « // РЯШ.-1993.- № 3. в) Гостева Ю.Н., Шибаева Л.А. Интегрированный урок в VI классе на тему «Число . Имя числительное , слова...

    1. Новые формы уроков русского языка и литературы содержание

      Урок

      Стр. 46 Интегрированный урок на тему «Число , имя числительное» . Ряш № 3, 1993, стр. 61 Интегрированный урок на тему «Весна» (V кл...