Сборник идеальных эссе по обществознанию. Композиционная роль лирических отступлений В3 Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой

Лирические отступления

связанные с сюжетом прямо не связанные с сюжетом
Функции: - переход от одного повествовательного плана к другому; - приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью); - обращение к читателю, связь лирического и эпического планов повествования
Могут состоять из одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру »), из нескольких строф (прощание с читателем)
Тематика: о дружбе, женщинах, юности, ирония над завистью и душевной ленью, споры о литературном языке и т. д.
С помощью лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень - «довольно скучная пора», весна - грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие важную композиционную роль, просто, без традиционных метафор и эпитетов
I В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. II Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно... III Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут. Согретый вдохновенья богом, Другой поэт роскошным слогом Живописал нам первый снег И все оттенки зимних нег; {27} Он вас пленит, я в том уверен, Рисуя в пламенных стихах Прогулки тайные в санях; Но я бороться не намерен Ни с ним покамест, ни с тобой, Певец финляндки молодой! {28} IV Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иний в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

В2. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».


В3. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?

В4. В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?

В6. Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.

В7. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?

С2. В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?

В1. Роман в стихах

В2. Реализм

В3. Онегинская

В4. Пейзаж

В5. Эпитеты

В6. Ларина

Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

XIV
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал,-
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

XV
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор,-
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

XVI
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». )

B1 . Назовите имя героини, из-за которой так трагично сложилась дружба Онегина и Ленского.

ВЗ. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами. Как называют такое сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью?

B4 . В основе приведенного для анализа эпизода лежит рассказ о дружбе между Онегиным и Ленским. Как называется рад связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих содержание эпического произведения?

B5 . Каким термином обозначают резкое противопоставление предметом и явлений в художественном произведении:
Они сошлись. Волна и пламень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

B6. Укажите название стилистической фигуры, оборотов поэтической речи, использованного автором, чтобы подчеркнуть молодость Ленского:
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

B7 . Каким размером написан «Евгений Онегин»?

С1. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте.)

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским "Евгением Онегиным"?


B2 роман в стихах

B5 антитеза


"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Какое жанровое определение дал своему произведению Автор «Евгения Онегина»?

В2. Назовите персонажа произведения, которому принадлежит первая реплика в XXX строфе?

В3. В каком эпизоде произведения уже была предсказана гибель Ленского?

В4. В соответствии со стилистикой какого лирического жанра дано описание смерти Ленского (концовка XXXI строфы)?

В5. Каким элементом композиции является XXXIII строфа?

В6. Подчёркивая психологическую напряжённость, сопровождающую сближение противников, А.С.Пушкин разделяющие их «четыре шага» определяет ещё и как «четыре смертные ступени». Укажите средство художественной выразительности, которое использует А.С.Пушкин в выделенном обороте.

С1. Почему победа на дуэли приводит Онегина в отчаяние?

В1. Роман в стихах

В2. Зарецкий

В3. Сон Татьяны

В4. Элегия

В5. Лирическим отступлением

В6. Метафора

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1

А) Почему в изображении дуэли столь большое место А.СПушкин отводит лирическим размышлениям о дружбе и вражде?

Б) В приведённом фрагменте по отношению к недавним друзьям А.С.Пушкин использует оборот «два врага». Почему оказалось невозможным примирение Онегина и Ленского?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2

А) В каких произведениях русской литературы тема дуэли получает пародийно-ироническое освещение? Укажите, что сближает их с пушкинским изображением дуэли и в чём состоят различия.

Б) В каких произведениях русской литературы дуэль происходит с нарушением правил дуэльного кодекса? В чём сходство и различие в изображении подобных поединков с пушкинской трактовкой темы?

Вот пистолеты уж блеснули.

Гремит о шомпол молоток.

В гранёный ствол уходят пули,

И щёлкнул в первый раз курок.

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется. Зубчатый,

Надёжно ввинченный кремень

Взведён ещё. За ближний пень

Становится Гильо смущённый,

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развёл по крайний след,

И каждый взял свой пистолет

"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить - но как раз

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

В1. Как называется представленный в данном фрагменте элемент сюжета, в основе которого лежит момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий?

В2. Назовите имя героини, из-за которой произошла дуэль Ленского и Онегина.

В3. Назовите литературное направление, черты которого нашли воплощение в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина.

В5. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами – XXIX, XXX, XXXI. Как называется такое сочетание нескольких стихов, объединённых общей мыслью и представляющих ритмическое и синтаксическое целое?

В6. Укажите каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строке («Четыре перешли шага,//Четыре смертные ступени»,

«Стал первый тихо подымать...// Стал также целить - но как раз…»).

В7. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков («Гр емит о шомпол мол оток.//В гр анёный ствол уходят пул и…»)?

С1. Какую роль сыграла эта дуэль в судьбе Онегина?

С2. В каких произведениях русской классики присутствуют сцены дуэлей и как эти эпизоды соотносятся с содержанием представленного фрагмента из «Евгения Онегина»?

В1. Кульминация

В3. Реализм

В4. Роман в стихах

В5. Строфа

В6. Анафора

В7. Аллитерация


Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах.

Все это ныне обветшало,

Не знаю, право, почему;

Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Что он опаснейший чудак.

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышат их домашни дроги, -

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

"Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с". Таков был общий глас.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.


(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Укажите жанр произведения.

В2. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?

В3. Откуда герой прибыл в деревню?

В4. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин:

«…деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…»?

В5. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?

В6. Укажите название изобразительного средства, использованного Пушкиным при создании образа Ленского в VI строфе:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный ,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

В7. Онегин «Скучал», «зевал» - у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь».

Как называется этот изобразительный и композиционный приём?

С2. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких ещё произведениях

Пушкина герой – модой дворянин?

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют: вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в «Евгении Онегине».

В2. Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».

В3. Назовите приём образного соотнесения предметов и явлений, использованный автором в сроках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».

В4. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?

В5. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?

В6. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?

В7. Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?

С2. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

В1. Реализм

В2. Роман в стихах

В3. Сравнение

В4. Лирическое

В5. Риторические

В6. Эпитет

В7. Онегинская строфа

Каким раз­ме­ром на­пи­сан пуш­кин­ский «Евгений Онегин»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; C1-С2.

I

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом. II

Зима!...Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно... III

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Всё это низкая природа;

Изящного не много тут.

Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт роскошным слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег;

Он вас пленит, я в том уверен,

Рисуя в пламенных стихах

Прогулки тайные в санях;

Но я бороться не намерен

Ни с ним покамест, ни с тобой,

Певец финляндки молодой! IV

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьёв военных и поход.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Укажите ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра «Евгения Онегина».

Пояснение.

А. С. Пуш­кин опре­де­ли жанр сво­е­го про­из­ве­де­ния как роман в стихах. Роман в сти­хах - это ли­те­ра­тур­ный жанр, со­че­та­ю­щий при­су­щие ро­ма­ну свой­ства композиции, си­сте­мы пер­со­на­жей со сти­хо­твор­ной формой.

Ответ: роман.

Ответ: романвстихах|роман

Екатерина Камалова 28.09.2017 14:41

В пояснении написано, что это роман в стихах, а в ответе написано просто роман.

Татьяна Стаценко

В ответе оба варианта.

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, рас­цвет ко­то­ро­го пришёлся на вто­рую по­ло­ви­ну XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё от­ра­же­ние в «Евгении Онегине».

Пояснение.

Такое ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся реализмом. Дадим определение.

Реализм — это ос­нов­ной метод ис­кус­ства и литературы. Его основа — это прин­цип жиз­нен­ной правды, ко­то­рым ру­ко­вод­ству­ет­ся ху­дож­ник в своём творчестве, стре­мясь дать наи­бо­лее пол­ное и вер­ное от­ра­же­ние жизни и со­хра­няя наи­боль­шее жиз­нен­ное прав­до­по­до­бие в изоб­ра­же­нии событий, людей, пред­ме­тов вещ­но­го мира и при­ро­ды такими, ка­ки­ми они яв­ля­ют­ся в самой действительности.

Ответ: реализм.

Ответ: реализм

Текст «Евгения Онегина» чле­нит­ся на 14-строчные про­ну­ме­ро­ван­ные строфы, име­ю­щие сход­ную рит­ми­че­скую структуру. Какое на­зва­ние по­лу­чи­ла такая строфа?

Пояснение.

Онегинская стро­фа - строфа, ко­то­рой на­пи­сан роман А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин».

Онегинская стро­фа со­сто­ит из трёх чет­ве­ро­сти­ший (катренов) и за­клю­чи­тель­но­го двустишия, на­пи­сан­ных четырёхстопным ямбом. Пер­вое чет­ве­ро­сти­шие - с перекрёстной рифмой; во вто­ром - риф­му­ют­ся смеж­ные строки; в тре­тьем - рифмы охватные; в за­клю­чи­тель­ном дву­сти­шии - смеж­ная рифма.

Ответ: онегинская.

Ответ: онегинскаястрофа|онегинская

В пер­вой стро­фе даётся опи­са­ние зим­ней природы. Как на­зы­ва­ет­ся такое опи­са­ние в ху­до­же­ствен­ном произведении?

Пояснение.

Такое опи­са­ние на­зы­ва­ет­ся пейзажем. Пей­заж - изоб­ра­же­ние при­ро­ды в ли­те­ра­тур­ном произведении. Чаще всего пей­заж не­об­хо­дим для того, чтобы обо­зна­чить место и об­ста­нов­ку дей­ствия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, парк, деревня, по­ме­щи­чья усадь­ба и т. д.).

Ответ: пейзаж.

Ответ: пейзаж

Описывая зим­нюю пору, автор не­од­но­крат­но при­бе­га­ет к об­раз­ным определениям, не­су­щим осо­бую смыс­ло­вую и экспрессивно-эмоциональную на­груз­ку («кибитка удалая », «холодною красою» и т. п.). Как они называются?

Пояснение.

Такие на­груз­ки на­зы­ва­ют­ся эпитетами. Эпи­тет - это ху­до­же­ствен­ное определение, при­да­ю­щее вы­ра­же­нию об­раз­ность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная ха­рак­те­ри­сти­ка предмета, явления, лица или события, выраженная, как правило, при­ла­га­тель­ным с ино­ска­за­тель­ным значением. Эпи­тет обыч­но вы­пол­ня­ет в пред­ло­же­нии син­так­си­че­скую функ­цию определения, по­это­му его можно счи­тать об­раз­ным опре­де­ле­ни­ем.

Ответ: эпитеты.

Ответ: эпитеты|эпитет

Укажите фа­ми­лию героини, о ко­то­рой го­во­рит­ся в приведённом фрагменте.

Пояснение.

Фамилия этой героини — Ларина. Среди мно­же­ства дей­ству­ю­щих лиц, в ро­ма­не самым круп­ным пла­ном по­ка­за­на Та­тья­на Ларина, ко­то­рую автор на­зы­ва­ет своим «милым идеалом». Это неслучайно. Пуш­кин вы­де­ля­ет Та­тья­ну из мно­гих пред­ста­ви­тель­ниц дво­рян­ско­го общества, по­ка­зы­ва­ет ее как цель­ную натуру, спо­соб­ную на глу­бо­кие и ис­крен­ние чувства.

Ответ: Ларина.

Ответ: Ларина

Пояснение.

В романе «Евгений Онегин» перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа - во всем ее многообразии и изменчивости.

Однако природа в романе - это не просто картины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравственные идеалы. Именно поэтому положительные герои произведения, как, например, Татьяна, рисуются в окружении природы. Татьяна, «русская душою», сама сродни русской природе во всем ее многообразии и несомненной прелести, для неё, как и для поэта природа и Родина неразрывны. Легкая авторская ирония ощущается в обращении к читателю, который, возможно, не найдет в этих строках «изящного» («Все это низкая природа»), тем более что первый снег, как указывает Пушкин, уже описан «роскошным слогом» и изображен «певцом финляндки молодой». Однако автор показывает нам, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но не всегда замечаемых нами картинах.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей отоб­ра­же­ны кар­ти­ны рус­ской природы? Что сбли­жа­ет эти про­из­ве­де­ния с со­от­вет­ству­ю­щи­ми стра­ни­ца­ми «Евгения Онегина»?

Пояснение.

Картины природы в романе «Евгений Онегин» превращаются в важнейший структурный элемент повествования. Пушкинские пейзажи не бывают статичны, в них передается вечное движение, наполняющее жизнь.

В пятой главе поэт рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег». Изображение природы в романе чаще всего соотносится с образом Татьяны. Для Пушкина связь героини с природой – это показатель её нравственного превосходства, духовного родства с Россией.

Подобный подход можем наблюдать и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Всем известна сцена, когда князь Андрей видит дуб: сначала засохший, безжизненный, а потом - зеленеющий, оживший с приходом весны. Болконскому близко это состояние: сначала он, уставший от бесполезной суеты, разочаровавшийся в жизни, как старый засыхающий дуб; потом, вдохновлённый живостью и непосредственностью Наташи, пробуждающийся к новому чувству, к новому смыслу своего существования.

Традиция изображать природу живым участником происходящих событий восходит ещё к древнерусскому памятнику «Слово о полку Игореве», где природа не только внешний пейзаж. Природа предсказывает (в сцене затмения пред походом Игоря) и сострадает (в сцене пленения князя и сцене плача Ярославны).

Таким образом, природа для Пушкина, Толстого, неизвестного древнерусского автора одухотворена: она живет, дышит, грустит вместе с героями, она сама полноправный герой произведения.

Пояснение.

Данное про­из­ве­де­ние на­пи­са­но раз­ме­ром «ямб». Дадим определение. Ямб — это дву­слож­ный размер, в ко­то­ром уда­ре­ние па­да­ет на 2-ой слог.

Ответ: ямб.

Ответ: ямб

Демонстрационный вариант (IV)

(ответы в конце теста)

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.
Гаев. Извините, какая чепуха!
Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.
Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад...
Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад.
Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.
Гаев. И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад.
Лопахин (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.
Фирс. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...
Гаев. Помолчи, Фирс.
Фирс. И, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...
Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?
Фирс. Забыли. Никто не помнит.
Пищик (Любови Андреевне). Что в Париже? Как? Ели лягушек?
Любовь Андреевна. Крокодилов ела.
Пищик. Вы подумайте...
Лопахин. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...
Гаев (возмущаясь). Какая чепуха!

(А.П.Чехов, "Вишнёвый сад")

1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и принципы которого нашли своё отражение в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

3. Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой. Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении?

4. Укажите фамилию персонажа, внутренне не подключённого к обсуждаемой героями проблеме и вызывающего соответствующую реакцию Любови Андреевны.

5. Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа например, часы, на которые неоднократно взглядывает Лопахин)?

7. В основе спора о судьбе имения и сада лежит острое столкновение позиций, предопределяющее финал пьесы. Укажите термин, которым обозначается подобное противоречие, движущее сюжет к развязке.

8. Назовите приём одушевления неживого предмета, использованный Ф.И. Тютчевым в приведённом стихотворении («…дышит полдень…»).

ПОЛДЕНЬ
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)

9. К какому средству художественной выразительности прибегает автор в строках: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?

10. Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении:

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река…?

11. Как называются образные определения, служащие выразительно-изобразительным средством («полдень мглистый», «дремота жаркая»)?

12. Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).

№ вопроса

Ответы

№ вопроса

Ответы

конфликт

олицетворение

сравнение

Пищик или Симеонов-Пищик

анафора или единоначатие

Часть "B"

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься.

Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий взор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, - нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкой. - Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...

Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй, что и игрушки!»

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

(Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

B1 Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Преступлении и наказании»?

B2 К какому жанру относится произведение Ф.М.Достоевского «Преступлении и наказание»?

B3 Укажите средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности:

«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.»

B4 Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в романе Достоевского, и присущими им качествами характера. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

ПЕРСОНАЖИ: А) Раскольников Б) Разумихин В) Свидригайлов

КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА: 1) понимание нравственности как «предрассудка» 2) рассудительность, умеренность в оценках 3) скупость, поиски личной выгоды во всём 4) стремление к постижению «бездны своей души»

B5 Укажите название элемента композиции, являющегося описанием части реальной обстановки, в которой разворачивается действие:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу.»

B6 Каким термином в литературоведении обозначается изображение внутренней обстановки помещения?

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру»

B7 Как называется обращённое к себе и произносимое «про себя» высказывание героя, с помощью которого писатели изображают психологический процесс, имитируют «поток сознания». Например:

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! - подумал он с странною улыбкою»?

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12

МОЛИТВА

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

(М.Ю. Лермонтов, 1839)

Ответом к заданиям B8-B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8 Укажите род литературы, к которому относится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».

B9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

B10 Укажите стилистический приём, использованный поэтом для придания стиху особой звуковой выразительности:

ОднУ молитвУ чУднУЮ
ТвержУ я наизУсть.

B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения (цифры запишите в порядке возрастания без пробелов и запятых).

1) сравнение 2) инверсия 3) гипербола 4) лексический повтор 5) метафора

B12 Укажите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». (без указания количества стоп).

1 Какова роль христианских образов и мотивов в произведениях писателей второй половины XIX века? 2 Что нового внесли в русскую поэзию Некрасов

Толстой Тютчев Фет?

3 Что роднит и отличает две литературные эпохи - первой и второй половины XIX века?

4 В чем проявилос стилевое богатство русской литературной классики XIX столетия?

Пожалуйста помогите! Завтра сдавать!

1.Укажите литературное направление,к которому относится чеховская проза? 2.Укажите род литературы, к которому относится стихотворение

Лермонтова "Нищий"

3.Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности и принципы которого нашли отражение в "Матренином дворе"

Помогите кто чем сможет

I Литература XIX века.
1. Назовите литературные направления 19 века.
2. Какие события мировой и российской истории создали предпосылки
для зарождения романтизма в России?
3. Назовите основателей русского романтизма.
4. Кто стоял у истоков русского реализма?
5. Назовите основное литературное направление второй половины XIX
века.
6. Какую задачу поставил перед собой в пьесе «Гроза» А.Н.Островский?
7. Выразите философию писателя А.Н. Островского на примере
пьесы «Гроза».
8. Какую задачу поставил перед собой И.С. Тургенев в романе «Отцы и
дети»?
9. Почему роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» критики назвали
антидворянским?
10.Выразите основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
11.Сформулируйте основные принципы философии Ф.М. Достоевского и
главного героя романа Родиона Раскольникова.
12.Почему, по вашему мнению, роман «Война и мир» критики
назвали «энциклопедией русской жизни»?
13.Что отличает положительных героев романа Л.Н.Толстого «Война и
мир»?
14.Назовите этапы духовной эволюции одного из героев романа: Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
15.Что общего в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова?
II Литература XX века.
1. Какие явления социальной жизни России повлияли на развитие
литературы XX века?
2. Какое название получила литература рубежа XIX – начала ХХ веков?
3. Назовите основные литературные течения этого времени?
4. Какова философия рассказа И.Бунина «Холодная осень»?
5. Что объединяет рассказы И.Бунина «Холодная осень» и А.
Куприна «Гранатовый браслет»?
6. «Во что веришь – то есть». Какому герою произведения М.Горького
принадлежат эти слова? Разъясните его философию.
7. Какова роль Сатина в пьесе «На дне»?
8. Образ гражданской войны в рассказах М. Шолохова «Родинка»
и «Продкомиссар».
9. Каковы особенности русского характера в рассказе М. Шолохова
«Судьба человека»?
10.Какой вы увидели деревню в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин
двор»?
11.Какие философские и нравственные проблемы поднимает автор в
рассказе?
12.Какой сюжетный эпизод является кульминацией в рассказе «Матрёнин
двор»?
13.Что объединяет характеры Андрея Соколова («Судьба человека») и
Матрёны Васильевны («Матрёнин двор»)?
14.Кто из русских писателей был удостоен Нобелевской премии за вклад в
мировую литературу?

назовите литературное направления, основному принцепу которого - исследованию сложной взаимосвязи характеров и сформировавших их социальных

обстоятельств - следует М. Горький в пьессе " на дне".

1.Охарактеризуйте классицизм как литературное направление.

2.Охарактеризуйте сентиментализм как литературное направление.
3.Охарактеризуйте реализм как литературное явление.
4.Охарактеризуйте романтизм как литературное явление.
5. Биографические сведения об А. С. Пушкине. Основные темы творчества.
6.Сюжетная линия поэмы Пушкина «Медный всадник».
7.История Евгения из поэмы Пушкина «Медный всадник»
8. Образ города Санкт-Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник».
9.Образ Петра Первого в поэме Пушкина «Медный всадник».
10. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы творчества.

11.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Основные темы творчества писателя.

12.Жизнь и творчество А.Н. Островского. Основные темы творчества. История создания пьесы Островского «Гроза».
13. Нравы города Калинова. Образы Дикого и Кабановой.
14. Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза». Моё отношение к поступку Катерины.
15. Смысл названия поэмы Островского «Гроза».
16.История Ларисы в пьесе Островского «Бесприданница».
17. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. История создания романа «Отцы и дети».
18.Базаров – главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм как социальное явление 19 века.
19. Испытание любовью в романе Тургенева «Отцы и дети».
20. Базаров и родители. Характеристика родителей Базарова.
21.Два поколения в романе Тургенева «Отцы и дети». Споры в романе.
22. Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети».
23.Жизнь и деятельность И. А. Гончарова. Охарактеризуйте образ Обломова.
24. Два антипода в романе Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.

25. Жизнь и деятельность Ф. И. Тютчева. Основные темы творчества поэта.

26. Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы творчества.

27. Жизнь и творчество А. А. Фета. Основные темы творчества поэта.