Архитектурные мечты. Архитектурный пейзаж Городской архитектурный пейзаж

Архитектурный пейзаж на первый взгляд кажется не самым сложным фотографическим жанром: объект статичен, всегда можно дождаться подходящего момента для съемки, есть возможность сделать много дублей — чем не идеальные условия? Но, как и везде, здесь есть свои законы, секреты и сложности. «Выбрать время — значит сберечь время», — хотя Фрэнсис Бэкон и не застал рождение фотографии, этот афоризм смело можно отнести к фотоискусству.

Создаем объем
Идеальное время для съемок — раннее утро и два-три часа перед закатом: солнце стоит невысоко, лучи падают сбоку, свет рассеянный: недаром профессиональные фотографы и операторы называют этот период «золотым часом». Естественные и мягкие тени придают зданиям объем, а снимку — настроение и легкость. Еще один способ подчеркнуть объем — съемка по диагонали, с угла: здания и интерьеры приобретают необходимую воздушность, в кадре появляется динамика. Для таких работ используется широкоугольный объектив, который еще сильнее увеличивает пространство в кадре, помогает создать иллюзию простора.

Расставляем акценты
Иногда интересные архитектурные фотографии получаются при фронтальном ракурсе, когда автор хочет подчеркнуть и усилить ритм элементов фасада: повторяющиеся окна, колонны, рисунки. Широкоугольный объектив позволяет снять здание целиком, не обрезая крышу или фундамент. Но в отсутствие подходящей оптики лучше обратить внимание на необычные детали, окна, мозаику — сделайте акцент на ярких элементах сооружения, снимите их крупным планом.

Смотрим вглубь
Если же вы захотите передать ощущение пространства и трехмерности, используйте световую или воздушную перспективу. Световая перспектива создает глубину в кадре, уводит взгляд зрителя внутрь снимка. Она используется практически во всех видах искусства: в кино, живописи и, конечно, фотографии — там, где на плоскости необходимо создать иллюзию объема. Понятие световой перспективы можно объяснить так: тон и контрастность объектов приглушаются, уходя вглубь пространства. Это как представление в театре: мы смотрим на светлый объект (сцену) из темноты (зрительный зал) — такая перспектива называется прямой.

Существует и обратная световая перспектива: на передний план выходят светлые предметы, а более темные — помещаются на второй план: как будто из хорошо освещенного помещения мы смотрим в темный коридор.

Воздушная перспектива — когда глубина пространства проявляется за счет прослойки воздуха между объектом съемки и наблюдателем. Показать это помогут дождь, туман, пыль, снег. Чтобы еще больше подчеркнуть дымку, в фотографии применяются особые светофильтры. Добиться похожего эффекта можно при помощи более доступных средств: попробуйте снять архитектурное сооружение сквозь листву, решетку ограждения или любое другое «препятствие»: это привнесет объем и глубину в кадр.

Определяем точку съемки
Точка съемки также является выразительным средством в фотографии. Нормальная точка — это то, как мы видим объекты в жизни, со своего роста; часто используется при съемке интерьеров, когда нужно создать у зрителя иллюзию присутствия. Съемка с верхней точки придает фотографии ощущение полета, простора и бесконечности: пестрые крыши домов, уходящие за горизонт; особый рисунок улиц; панорама города — в этом случае объектом съемки становится целый архитектурный ансамбль, а не отдельное здание.

Монументальность, величественность и благородство сооружения прекрасно передаются при съемке с нижнего ракурса. Во время такой фотосессии фоном становится небо.

Парящие белые облака или тяжелые тучи, золотисто-розовый закат или темно-синие грозовые переходы — найдите лучшее сочетание для вашего архитектурного пейзажа, чтобы создать по-настоящему интересный снимок.

Частая проблема, возникающая при съемках архитектуры с нижней точки — «падающие» стены здания. Этого можно избежать, если условия съемки позволят наклонить камеру с широкоугольным объективом таким образом, чтобы нижняя кромка здания или горизонт оказались в середине кадра. Геометрия сооружения, в таком случае, сохранится существенно лучше.


Играем на контрастах
Любая игра на контрасте — большого и маленького, светлого и темного, динамичного и неподвижного — будет полезна. Величественные памятники архитектуры или крошечные церквушки — можно усилить эффект, поместив на передний план людей, деревья или животных: противопоставление подчеркнет главный объект съемки и приведет взгляд зрителя в нужную точку. При съемке архитектуры важно работать с закрытой диафрагмой (даже в ночных условиях), чтобы все детали здания были хорошо видны. Соответственно, выдержка становится длинной и нужно как-то снизить дрожание камеры. На помощь придут штатив и тросик (дистанционный спуск затвора): первый надежно зафиксирует фотоаппарат в нужном положении, а второй избавит от необходимости прикасаться к камере во время съемок, тем самым позволяя свести к нулю вероятность тряски.

«Теория без практики мертва» — великий полководец Александр Суворов точно знал, о чем говорит. Практикуйтесь, ищите новые ракурсы и неожиданные решения. Удачных снимков!

Немецкий живописец Ferdinand Knab (1834-1902).Архитектурный пейзаж.

Морской пейзаж с развалинами храма 1898

Н. В. Гоголь называл архитектуру “летописью мира”, она, по его мнению, “говорит даже тогда, когда уже молчат и песни, и преданья...” Архитектуру часто называют “застывшей музыкой”, “каменной симфонией”. И действительно, эти два искусства роднит очень многое: гармония, ритм, соразмерность. Как и музыка, архитектура способна возбудить в человеке глубокие переживания и стать источником радости, наслаждения. Но если музыка является искусством мгновения, живущим в момент исполнения, то произведения архитектуры живут веками, потому что их основа - прочные материалы. Нигде характер времени, стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Может быть, поэтому мастера живописи, прославляя величие и торжественность зодчества, запечатлели на своих полотнах архитектурный пейзаж, картины, на которых отразились лица даже давно ушедших цивилизаций....


Закрытые ворота. Портал.

Архитектурный пейзаж отличается от «чистого» пейзажа тем, что он как бы сопоставляет, сравнивает деятельность человека с деятельностью природы, вводя тем самым в живопись временное измерение. Ведь архитектурный пейзаж - это, чаще всего, вид руин или развалин, мода на которые началась с эпохи Возрождения. Созерцание развалин связано с размышлениями о минувшем, с рефлексией о деятельности человека, то есть оно обращено на себя, на свою собственную историю. Но это одновременно и путь к пониманию мимолетности существования. Гармония между руинами и природой - не более чем иллюзия. Природа возрождается каждую весну, а руины пребывают во прахе и только продолжают разрушаться. Ни для человека, ни для цивилизаций, которые смертны, как и люди, не наступает новой весны. Но для них, возможно, существует надежда остаться образцом, источником вдохновения для потомков.


Ворота в парке. Вечернее настроение 1896

Природа, воспроизводя себя самое, остается всегда такою же, постоянной, в то время как человек эволюционирует, и руины - мера этой эволюции, мера того, что отделяет человека от минувшего, и того, что связывает его с ним. Руины словно воплощают одновременно и верность себе, и перемены. В глазах художника, пишущего архитектурный пейзаж, развалины - это субъективная летопись прошедших цивилизаций. Они - тот критерий, которым можно мерить настоящее. Это попытка реконструировать развалины не для того, чтобы возродить минувшее величие, а как бы проделывая силой воображения работу времени в обратном направлении. Здесь перед нами стоит вопрос уже не насыщения текущего опыта опытом минувших столетий, а скорее - превращения далекого прошлого в реальность, погружения в идеальный мир, где более не властно время, а значит, и сама природа .


Пейзаж с руинами. 1888

В архитектурном пейзаже очень важно суметь передать пространственное размещение всех его элементов. Для этого надо правильно построить перспективу и верно определить тональное соотношение. Прежде всего надо передать плоскость земли и пространственность неба. При работе с натуры и в композиционных эскизах все перспективные построения выполняют на глаз, но в больших картинах их иногда производят с помощью чертежных инструментов на основании специальных законов.


Руины храма.

Немецкий художник Фердинанд Кнаб (1834-1902) работал как архитектор, декоратор, живописец- пейзажист. Кнаб начинал карьеру как архитектор. Два года он учился в Архитектурной студии в Нюрнберге, затем работал в качестве архитектора в Ротенбурге и Вюрцбурге. В 1885г. по зову души приехал в Мюнхен и стал обучаться живописи, его учителями были известные мастера: Arthur Georg Romberg (Austrian, 1819-1875) и Albert Emil Kirchner (1813-1885) - художники и архитекторы оба. На формирование его творчества также оказали влияние работавшие тогда в Мюнхене и пользовавшиеся широкой популярностью художники Hans Makart (австрийский художник, дизайнер и декоратор, представитель академизма, один из знаменитейших живописцев новейшего времени), Gabriel Cornelius Ritter von Max (1840-1915) и Fluggen Josef (1842 - 1906). Впервые Кнаб в качестве живописца участвовал в выставке Общества художников в Мюнхене в 1860 году с картиной "Двор патриция". В 1868г. он посетил Италию. С этого времени в произведениях Кнаба значительное место стали занимать романтические мотивы древнеримской архитектуры. Архитектурные мотивы он широко использовал в более поздних произведениях, дополняя их фигурным стаффажем. В качестве придворного живописца короля Баварского Людвига II Кнаб работал над художественным убранством Зимнего сада в Мюнхенской королевской резиденции и во дворце Линдерхоф.

Архитектураный пейзаж с фигурами в сумерках , 1892

В 1870г. Фердинанд Кнаб создал декорации к постановке "Волшебной флейты" А.Моцарта. В 1882г. исполнил восемь монументальных панно с видами архитектурных памятников Баварии для Королевского павильона Мюнхенского центрального вокзала. Во дворце Крамер-Клетта в зале библиотеки написал 5 настенных панно с видами архитектурных памятников эпохи Возрождения и 4 пейзажных панно для Столовой. Писал декоративные панно и картины по заказам герцога Карла Теодора Баварского, принца Люитпольда, короля Людвига II (для его рабочего кабинета во дворце Линдерхоф).

Античная ротонда. 1893

Произведения Кнаба воспроизводились в гравюрах и издавались фирмой "Браун и Шнейдер" в серии "Мюнхенские картинки". Произведения Кнаба представлены в Музее принца Люитпольда в Вюрцбурге.

Пейзаж с развалинами храма , 1890

Итальянский архитектурный пейзаж с кипарисами и женской фигурой под разрушенной аркой . 1891


Древний храм на озере на закате

Разрушенная римская вилла на тихих водах


Триптих . Водный источник в руинах. 1897

Речной пейзаж с разрушенным дворцом . Руины древнего храма с водопадом.

Озерный пейзаж с руинами римского храма 1891

Пейзаж с руинами


Римские руины на закате


Руины города Таормина Частная коллекция, Германия .

Вид Нюрнберга.

Руины в Кампанья 1864

Руины в Кампанья (деталь)


Римские руины в сумерках

Пейзаж.


Светящийся вдоль реки закат 1900


Замок в горах . 1860 , акварель

Замок Грааля , акварель

Горный пейзаж с замком.

Пейзаж на восходе солнца. 1878


Пейзаж с пастухом и его овцами в вечернем свете 1878


Итальянский пейзаж с римскими руинами в вечернем свете

Две женщины у фонтана под восходящей луной.


Итальянская вилла на морском побережье.

Павильон у воды. 1892


Речной пейзаж с развалинами храма . 1895


Дворец на горном озере . 1876

"...Мне помнится, - когда я молод был

И странствовал, - в такую ночь однажды

Я был среди развалин Колизея,

Среди останков царственного Рима.

Деревья вдоль разрушенных аркад,

На синеве полуночной темнея,

Чуть колыхались по ветру, и звезды

Сияли сквозь руины; из-за Тибра

Был слышен лай собак, а из дворца

Протяжный стон совы и, замирая,

Невнятно доносились с теплым ветром

Далекие напевы часовых.

В проломах стен, разрушенных веками,

Стояли кипарисы - и казалось,

Что их кайма была на горизонте,

А между тем лишь на полет стрелы

Я был от них. - Где Цезарь жил когда-то

И где теперь живут ночные птицы,

Уже не лавр, а дикий плющ растет

И лес встает, корнями укрепляясь

В священном прахе царских очагов,

Среди твердынь, сровнявшихся с землею.

Кровавый цирк стоит еще доныне,

Еще хранит в руинах величавых

Былую мощь, но Цезаря покои

И Августа чертоги уж давно

Поверглись в прах и стали грудой камня.

И ты, луна, на них свой свет лила,

Лишь ты одна смягчала нежным светом

Седую древность, дикость запустенья,

Скрывая всюду тяжкий след времен!.."

(«Манфред», Джордж Байрон)

Работы с предыдущего потока курса «Свобода в творчестве и смешанные техники», авторы Илья Кексгольмский, Наталья Круппа, Антонина Гурецкая, Кристина Овсянкина. ⠀ ⠀ Расскажу про формат обратной связи. На недавнем курсе хорошо получались видеоразборы, и я решила их внедрить и здесь. Задания, как обычно, открываются раз в неделю. ⠀ ⠀ И те работы, которые выкладываются по ним в первые три дня - я подробно разбираю в дополнительном видео (примерно час, а иногда и больше получалось). ⠀ ⠀ На их примере хорошо видны все ключевые ошибки, или наоборот, удачные моменты.⠀ ⠀ Становится еще яснее, как именно и что надо было делать уже…

2 недели ago by elena_tarutina Продолжу обобщать опыт того, чему я научилась за последние 4 года. ⠀ Недавно я подробно описывала все этапы создания школы, все свои постепенные шаги и сомения с ней. ⠀ Надеюсь, в ближайшее время напишу про путь, собственные трансформации, и про изменение взгляда на жизнь, и про то, как решилась с тремя детьми не только быть художником, но и создать огромное сообщество. ⠀ ⠀ А сейчас с большим удовольствием расскажу вам про @ap428 Армена Петросяна, значимого для меня человека, который очень серьёзно поддержал меня в создании школы, да и вообще в понимании направления своей жизни. ⠀ ⠀ У Армена два больших…

2 недели ago by elena_tarutina Начала прикидывать программу на следующий год. Ощутила в своей голове целую толпу персонажей, каждый из которых говорит что-то своё. ⠀ ⠀ Один придумал уже 6 (шесть, карл!) новых идей. Второй говорит, что собственное творчество будет в этом году в приоритете (и я на его стороне!). Третий спрашивает, а кто все это будет делать, а? Четвёртый робко намекает на то, что как бэ нужен сон и отдых. У пятого мысли исключительно на тему того, что бы ещё поделать интересного с собственными детьми (вчера вот он дорвался печь с ними печенье по рецепту @ann_chernykh , получилось очень вкусно, спасибо, Аня! #рождественскоепеченье_швейцарскихбабушек)⠀ ⠀ Ну…

2 недели ago by elena_tarutina Мне последнее время вообще не до книжек. Но в очереди очень много. А сегодня образовалась счастливая пауза и я дорвалась до Лабиринта, назаказывала кучу, в связи со скидками. И ещё курс по психосоматике купила.. И - начала читать новую книгу Лиз Гилберт. ⠀ ⠀ Эта тройка женщин меня давно вдохновляет, даёт силы и какое-то новое понимание своей природы - Лиз Гилберт (Есть молиться, любить), Джулия Кемерон (всё), и Кларисса Пинкола Эстес (Бегущая с волками).⠀ ⠀ Ниже отрывок из книги Лиз Гилберт «Большое волшебство». Про то, что вдохновение не надо ждать. Вообще. ⠀ ⠀ А на фото - привезла Никиту с…

2 недели ago by elena_tarutina Меня уже начали спрашивать, будет ли в этом году календарь. Да, мы его уже делаем! Мечта сделать календарь в октябре, по всей видимости, не осуществима, но по-крайней мере, это будет в начале декабря) ⠀ Для меня это уже традиция - делать календарь с работами года, хоть и не всеми, но важными. Так что на днях выложу более подробную информацию.⠀ ⠀ И напоминаю, что осталось 4 дня до старта курса «Свобода в творчестве и смешанные техники»!⠀ Записаться в группу можно по ссылке в профиле. Начинаем 5 декабря. #бытьхудожником100

2 недели ago by elena_tarutina До старта курса «Свобода в творчестве и смешанные техники» осталось 3 дня! Отвечу тут на самые частые вопросы. Смотреть уроки вы можете в любое удобное время, так как они записаны заранее. Сколько занимает по времени: урок примерно 30-40 минут, и ещё примерно час видеоразбор (работ, которые выкладываются в первые три дня), его надо смотреть всем обязательно, там много важного. На свои работы минимально нужен час в неделю, а лучше ещё к этому добавить каждый день по 20-30 минут для поддержания и продолжения темы. Если есть больше времени на работу над курсом - отлично. В четверг открывается вводный теоретический урок, а…

1 неделя ago by elena_tarutina Начало послезавтра, 5 декабря. Еще немного о том, что будет на курсе: «Это курс-практикум, посвящённый знакомству с хорошо известными материалами на новом уровне, более смелому обращению с ними и соединению несоединимых вещей. Мы поймём, что ещё можно делать с обычной пастелью и акрилом, углем и шпаклёвкой, гофром и скотчем - чтобы в итоге получилось нечто новое - новое ощущение, новое состояние, новые творческие возможности. Коснемся того, как обобщать, выделять главное, рисовать эскизно и быстро. Будем говорить о том, как перевести свои отношения с творчеством в иное качество - более свободное, раскрепощенное, прибавляющее азарта и видения возможностей. Как вообще смотреть на…

1 неделя ago by elena_tarutina На фоне того, что у меня завтра снова начинаются «Смешанные Техники», активизировала собственные эксперименты. ⠀ Накупила сегодня разных материалов, сижу тестирую в перерывах между всеми детскими занятиями, необходимостями, вопросами и воплями. ⠀ ⠀ Вот тока что-нибудь такое накрасишь, как снова крики или мася приходит в мастерскую поразбирать сушёные тыковки, бусики (держу для неё специальную коробку с ними), или что-то со мной покрасить. ⠀ И ещё они дружно хотят адвент-календарь - даже старший, хоть и скрывает это ⠀ Уже почти его придумала. ⠀ ⠀ Для тех, кто любит запрыгивать в последний вагон, присоединиться к курсу ещё можно - по ссылку в…

5 дней ago by elena_tarutina Год назад тоже подводила итоги года. И тоже пришла к выводу о том, как сложен баланс) Про этот год ещё напишу отдельно. А пока прошлогоднее: ⠀ «Анализ творческого года, немного мыслей и сюда тоже. В целом год получился в этом срезе неравномерный и рваный. И явно мне не хватило времени на все задуманное. Точнее, удалось сделать процентов 10 от того, что хотелось. И 200 от того, что было возможно в моей ситуации. ⠀ ⠀ Довольна тем, что, по моему ощущению, был прорыв с большими сложнотехнологическими работами, многослойными с использованием разных материалов. Но не хватило их. Все лето и позже -…

20 часов ago by elena_tarutina Сверстали наконец календарь)) ⠀ Все попытки сделать это раньше каждый год проваливаются по разным причинам. ⠀ Кто спрашивал, можно заказывать - ссылка в профиле, там же подробное описание. ⠀ ----------⠀ Друзья! В этом году, уже традиционно, я снова делаю календарь со своими работами. Как и в прошлые три раза, в нем собрана часть работ, сделанных за год. ⠀ Многие из них были на моей персональной выставке в сентябре, но есть и новые. ⠀ ⠀ Как обычно, я делаю маленький тираж для друзей, и небольшую его часть можно приобрести. ⠀ ⠀ В этот раз его формат такой же квадратный - 29х29см.…

Кто из нас не любовался величественными и очаровательными видами города, бесконечно разнообразными, вызывающими столь же разнообразные чувства и эмоции! Сказочные силуэты древних городских стен и башен, величавые громады дворцов и общественных зданий, привлекательные и внушительные массивы жилых домов, мощные- группы промышленных и других сооружений - итог творческой мысли и созидательной работы поколений многих веков или результат героических и гениальных преобразований.


Неудивительно, что картины города вдохновляли и вдохновляют творческую мысль художника.

Города нашей родины дают безграничный выбор захватывающих сюжетов для художников.

Сталинские пятилетки грандиозного социалистического строительства из года в год преображают лицо нашей страны. (Один за другим у всех на глазах вырастают новые города, реконструируются и ширятся старые, до неузнаваемости меняя свой облик, десятки лет остававшийся неизменным. Возникают новые гиганты советской индустрии, возводятся грандиозные сооружения - гидростанции, мосты, плотины, каналы и многие-многие другие, самых разнообразных наименований и назначений.

Это строительство своим видом, своей архитектурой говорит о новой жизни, о новых достижениях свободного социалистического труда. Оно вдохновляет и влечет к новым подвигам и победам.

Темы нашего городского, индустриального и архитектурного пейзажа бесчисленны и исключительно благодарны для художника по своему эмоциональному значению и красоте.

Вот почему юным художникам следует не только познакомиться с этим разделом рисунка и живописи, но и испытать свои силы в творческой работе над его сюжетами.

Архитектура с давних времен привлекала художников - живописцев и графиков - не только кап композиционный элемент картины, отображающий реальную обстановку действия или окружение изображаемого предмета, но и красотой архитектурных объемов и форм, прекрасно сочетающихся с природой, фигурой человека, движением толпы, красками убранства и костюма. Однако изображение архитектуры долгое время носило декоративный характер и не выходило из условностей плоского стиля.


Реалистическая, верная и выразительная в отношении объема и пространства передача более или менее сложных архитектурных форм, организованных в ансамбли и группы, стала возможна лишь после того, как в XV веке, в эпоху итальянского Возрождения, были исследованы и раскрыты законы перспективы.

Наука о перспективе с течением времени развивалась все больше и больше и в наше время доведена до такого совершенства, что ее правила не только позволяют изображать предметы при рисовании их с натуры, но и воспроизводить вид предметов, создаваемых творческим воображением художника.

Кроме знания законов перспективы, для успешной работы над городским ландшафтом и архитектурными мотивами художник должен ближе познакомиться с искусством архитектуры и архитектурными формами.


Как известно, это древнейшее из искусств, создавая здания и сооружения, наделяет их такими формами и внешними признаками, которые дают возможность по внешнему виду угадывать назначение сооружений, определять отношение одной части его к другой и их взаимную связь, отличать главное от второстепенного.

Организуя пространство и обрабатывая объемы, плоскости и детали сооружения, зодчий руководствуется создаваемым им художественным образом и архитектурной идеей.

При большой практике в рисовании с натуры пытливый глаз художника постепенно научается разбираться в особенностях построения и в стилевом характере архитектурных форм даже значительной сложности. Однако для сознательного отношения к Натуре необходимо знакомство с историей.

Само собой понятно, что самостоятельная композиционная работа;на сколько-нибудь сложные архитектурные темы не может ит-ти успешно без достаточных специальных знаний.

Приводимые здесь репродукции с рисунков и картин мастеров городского и архитектурного пейзажа - живописцев и архитекторов - дают возможность анализировать моменты композиционного порядка и ознакомиться с приемами исполнения.

Неизмеримо полезнее вести такое изучение по подлинникам, представляющим этот р°Д рисунка и живописи в наших художественных галлереях и музеях.

Прославленными мастерами архитектурного пейзажа были венецианские живописцы Антонио Каналетто (1697-1768), Бернардо Белотто (1720-1789), Франческо Гварди (1712-1793), Д. Панни-ни (1695-1768), венецианский архитектор и офортист Джиованни-Баттиста Пиранези (1720-1778), французский художник Гюбер Робер (1733-1778).

Превосходны работы русских мастеров: Ан. Вельского (1730 1796), Ф. Алексеева (1755-1824), Сильвестра Щедрина (1791- 1830), Галактионова (1779-1854), М. Воробьева (1787-1855).

Блестящие примеры архитектурного пейзажа и архитектурных фантазий и перспектив можно найти в рисунках архитекторов: М. Казакова (1738-1813), Джакомо Кваренги (1744-1817), А. Воронихина (1760-1813), П. Гонзаго (1751-1831) и др.

Приведем несколько практических замечаний, относящихся к работе с натуры, которые полезно учесть начинающим юным художникам, работающим над архитектурным пейзажем.

Удачный выбор точки, с которой делается зарисовка городского вида, архитектурного пейзажа или архитектурного памятника, имеет большое Значение. Эта задача должна быть решена наиболее выгодно как в отношении общей композиции, так и со стороны наиболее выразительной характеристики главной темы данного рисунка или живописного этюда. В этом направлении нужно всемерно развивать свое художественное чутье, изучая классические образцы композиции в изобразительном искусстве и бесконечные красоты природы. Иногда может оказаться Затруднительным сразу остановиться на выборе наиболее выгодных с художественной точки зрения границ картины.

Причиной тому могут быть обширные масштабы простирающегося перед нами городского вида или архитектурного пейзажа, многочисленность архитектурных деталей, одинаково привлекающих ж себе глаз художника и одинаково для него заманчивых.

Следует иметь в виду, что начинающим художникам целесообразнее сначала ограничиваться более простыми и малопредметными сюжетами, переходя к работе над более сложными темами постепенно.

В работе над архитектурными пейзажами юный художник должен итти от основного, от главного к частностям, к второстепенному. В основу рисунка должно быть положено правильное перспективное построение форм. Рисующий должен в первую очередь ясно представить себе положение горизонта, точки схода, точек уклонения линий и т. п.

Перспективные построения при рисовании с натуры могут быть сведены к простейшим схемами приемам. Они весьма элементарны и касаются лишь основных построений и основных форм. Необходимые приемы, ровности должны быть внимательно изучены по натуре и нарисованы, руководствуясь правилами перспективы, в полной согласованности с основной перспективной схемой.

Художнику архитектурного пейзажа следует быть особенно требовательным к себе, когда он анализирует строение архитектурных масс, объемов и форм, определяет их взаимную конструктивную связь, устанавливает отношения и пропорции, выискивает характер движения и ритма архитектурных масс и линий. Портретное сходство изображения для архитектурной тематики имеет исключительное значение. Эго вытекает из условий гармонической закономерности и законченности архитектурных форм.

Уходящие далеко в глубь картины планы городских видов и архитектурного пейзажа, пространственность и рельефная пластика архитектурных экстерьеров и интерьеров, эффекты света и тени, воздушная дымка далей и прозрачность теней несомненно остановят на себе внимание юного художника. Он должен добиваться верной, живой и художественной их передачи, учитывая, что от этого зависит значительная доля прелести и убедительности его рисунков и этюдов.

Цель задания – развитие навыков работы над композиционным архитектурным рисунком на пленэре; изучение приемов создания функционально целесообразной, гармоничной и выразительной архитектурной формы.

Задачи и последовательность выполнения . На втором курсе задание по изображению архитектурного экстерьера усложняется, так как предлагается создать не изображение отдельного здания или его фрагмента, а цельную композицию с широким охватом пространства. Представляя себе возможность использования наблюдаемого архитектурного пространства и его предметного наполнения для создания композиционного архитектурного рисунка, нужно продумать возможность применения основных законов композиции: цельность, уравновешенность, наличие центра, ритмическая организация, использование контрастов, определенные соотношения статики и динамики форм. Необходимо серьезно подойти к выбору мотива, выделить главный объект изображения, определить композиционный центр. Затем проанализировать возможность условного деления изображаемого пространства на планы (передний, средний и дальний) и продумать возможность показа развития пространства от переднего плана в глубину. При этом предметы переднего плана, если они войдут в композицию, нужно располагать по краям, чтобы создать замкнутую композицию и освободить центр композиции для показа основных крупных объектов на дальних планах. После такого анализа выбирается оптимальная точка зрения с учетом композиционного замысла. При этом необходимо понимать, что в зависимости от выбора точки зрения меняется эмоциональное восприятие изображения. Например, низко расположенная линия горизонта подчеркивает монументальность форм, а высокая точка зрения позволяет показать глубину и широту пространства, выявить его планы, то есть реальные пространственные связи, наполнить изображение большим количеством деталей. Дальняя точка зрения делает перспективные сокращения более спокойными, а близкая больше искажает формы предметов и их реальный масштаб, но делает изображение более динамичным и экспрессивным. Затем выполняется эскизная зарисовка. Можно воспользоваться рамкой видоискателя для выделения кадра из неограниченного пространства, но лучше делать зарисовку с несколько более широким охватом пространства, а затем определить границы композиции. При создании натурной композиции не следует пассивно срисовывать все предметы, случайно попавшие в поле зрения и их случайное взаимное расположение. Наоборот, для создания выразительной и гармоничной композиции необходимо удалять на рисунке все, что мешает, менять взаимное положение предметов (сближать планы, «двигать» отдельные элементы). Однако, несмотря на такие коррективы, композиция должна быть грамотно построена по законам наблюдательной перспективы. Поэтому, начиная построение, необходимо наметить линию горизонта и затем согласовывать с ее положением направление всех параллельных отрезков и осей. После построения и прорисовки деталей создается светотональное решение с учетом выбранного варианта освещения (пасмурный день, солнечное освещение утром, днем или вечером, сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства). Различное освещение меняет восприятие композиции и создает различное эмоциональное впечатление. В светотональном изображении необходимо также учесть законы световоздушной перспективы, используя приемы усиления и ослабления контрастов и различной степени детализации на переднем и дальнем плане. Время на выполнение задания – 12 ч.

Материал – ватман или тонированная бумага для пастели формата А-3 или А-2, графитные и угольные карандаши, пастель, перо, фломастеры.

Цели и задачи самостоятельной работы по дисциплине « ».

Самостоятельная работа выполняется с целью сделать более прочными знания и навыки, полученные на практических занятиях в аудитории. Навыки рисунка приобретаются медленнее, чем многие другие. Поэтому постоянная работа, в том числе и самостоятельная, необходима для приобретения требуемого художественного уровня для последующего решения архитектурных задач. Задачами самостоятельной работы является дополнение и углубление знаний и умений, полученных на аудиторных практических занятиях. Одновременно студент развивает навыки работы со специальной литературой и навыки самоорганизации при выполнении самостоятельной работы.

На самостоятельную работу в соответствии с учебным планом отводится 80 часов.

Виды самостоятельной работы студента в рамках дисциплины « Архитектурный рисунок и графика ».

А. Работа над книгой:

Проработка текста книги;

Разбор иллюстративного материала в виде рисунков и репродукций.

Б. Подготовка к выполнению практического задания. Перед началом работы необходимо обустроить рабочее место: подготовить мольберт или планшет, обеспечить достаточную освещенность, если рисунок выполняется с натуры – обеспечить нужное освещение изображаемого объекта и достаточную дистанцию для наблюдения. Следует также подготовить все материалы, рекомендованные для выполнения задания.

В.Выполнение практических заданий для самостоятельной работы.

При выполнении задания следует руководствоваться методическими указаниями для самостоятельной работы студентов и соответствующими разделами рекомендованных учебных пособий.

Г.Подготовка к зачету.

Для получения итогового зачета по дисциплине необходимо завершить все задания, которые выполнялись на аудиторных практических занятиях и практические задания для самостоятельной работы. Завершить и получить оценку по курсовой работе. Только после этого можно получить зачет. Для успешного выполнения практических заданий необходимо понимание теоретических основ. Усвоить теоретические основы дисциплины помогут основополагающие вопросы, приведенные ниже, а также основная и дополнительная литература.

Вопросы для самоподготовки:

1. Назвать все детали дорической капители и их пропорциональные соотношения.

2. Объяснить принцип построения дорической капители и назвать наиболее целесообразную последовательность построения.

3. Назвать особенности перспективного построения архитектурного объекта с использованием высокой точки зрения.

4. Объяснить, в чем сложность изображения реальных пропорций предметов в перспективе и назвать приемы определения и изображения пропорций предметов в перспективном рисунке.

5. Назвать способы определения и изображения визуально воспринимаемых соотношений размеров всех предметов на перспективном рисунке интерьера. Объяснить, как визуально распознаются и точно определяются реальные соотношения размеров всех предметов в перспективном рисунке интерьера.

6. Назвать приемы и последовательность построения композиции рисунка интерьера с натуры.

7. Назвать приемы и последовательность построения композиции рисунка интерьера по представлению.

8. Объяснить значение термина «широкоугольная перспектива».

9. Объяснить специфику изображения светотени в рисунке интерьера.

10. Назвать основные типы композиции орнаментов.

11. Объяснить значение термина «раппорт» и принцип использования раппорта в композиции орнамента.

12. Назвать основные технологические приемы построения орнамента на основе модуля и объяснить принцип использования этих приемов для создания раппорта и компоновки орнаментов разных типов.

13. Назвать технологические факторы, которые нужно учитывать при проектировании орнамента для декоративной формы различных архитектурных деталей.

14. Объяснить приемы и последовательность построения в рисунке формы предмета по ортогональным проекциям.

15. Назвать основные этапы построения перспективного рисунка архитектурного объекта по плану и фасаду.

16. Назвать пропорции головы человека.

17. Назвать пропорции фигуры человека.

18. Описать пластику движения фигуры человека в позиции «контрапост».

19. Назвать основные этапы выполнения рисунка архитектурного пейзажа на пленере.

20. Назвать возможные приемы компоновки архитектурного пейзажа.

21. Объяснить, как выбор положения точки зрения (выше – ниже, ближе – дальше) может влиять на эмоциональное восприятие рисунка перспективы архитектурного экстерьера.

22. Назвать приемы и последовательность перспективного построения архитектурного экстерьера.

23. Дать определение понятию «световоздушная перспектива».

24. Назвать правила и приемы светотеневого решения композиции архитектурного экстерьера.

25. Объяснить возможности использования определенного освещения (рассеянный свет или прямые солнечные лучи, солнце сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства), как средства художественной выразительности в архитектурном пейзаже.

Практические задания для самостоятельной работы

    Копия рисунка архитектурного пейзажа, выполненного профессиональным художником.

Цель задания – изучение приемов создания архитектурной композиции с использованием изобразительных средств и возможностей различных графических материалов на основе копирования рисунков старых мастеров и современных профессиональных художников. Время на выполнение задания – 15 ч.

Копия выполняется с использованием материала, в котором выполнен оригинал.