«Человек на войне» в произведении М. Шолохова «Судьба человека» (Шолохов М

Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством.

В. Г. Белинский

Имя М. А. Шолохова известно во всем мире. Он писал о трагических судьбах людей, попавших в водоворот чреватого трагедиями XX века: в центре внимания писателя изображение тяжелых и страшных событий революции, гражданской войны, коллективизации. Не обошел вниманием Шолохов и период Великой Отечественной войны, когда человечество было поставлено в очередной раз перед лицом гигантской катастрофы.

Писателя опять интересует судьба человека, обездоленного страшными историческими катаклизмами.

Действие в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956) начинается в марте 1946 года, в первую послевоенную весну. Главный герой рассказа Андрей Соколов ничем не отличается от поколения людей, выигравших войну, прошедших через все испытания. У него большие темные руки труженика. Он плохо одет, у него тощий вещевой мешок. Однако за внешней неприметностью кроется большая трагедия: «Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

Судьба Андрея Соколова - это славная и героическая судьба поколения советских людей, которые прошли через муки и ужасы войны и сохранили человечность и благородство.

Довоенная жизнь Андрея Соколова сложилась счастливо: он любил свою жену, детей, и эта любовь разбудила в нем лучшие чувства.

Но пришла война и отняла это счастье. Андрей Соколов ушел на фронт. Ранения, плен, убийство предателя, неудачный побег из плена, издевательства фашистов - таковы основные вехи фронтовой биографии человека на войне. Каждый раз, проходя через испытания судьбы, Андрей Соколов оставался настоящим человеком, человеком с большой буквы.

Сцена столкновения с Мюллером - кульминационная в этом рассказе. Это поединок врагов, своеобразная психологическая дуэль, требующая от героя неимоверного напряжения воли и всех физических и душевных сил. С одной стороны - вооруженный, сытый, самодовольный и властный фашист, с другой - безоружный, бесправный, еле держащийся на ногах, лишенный даже своего имени военнопленный № 331. Голодный и обессиленный, он отказывается пить за победу немецкого оружия, а когда все же соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», то не притрагивается к хлебу: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русской достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже Мюллер не мог не восхититься смелостью и стойкостью русского солдата. До глубины души трогают строки о том, как умирающие с голоду пленные делили принесенные Андреем хлеб и сало.

Известие о гибели семьи, полное одиночество - последние, самые страшные испытания Андрея Соколова. Это должно было сломить человека, лишить его смысла жизни. Ведь его сердце окаменело от горя.

Почему же Андрей усыновил Ванюшку? Его глубоко ранила трагическая судьба ребенка. Его сердце не перестало любить, а душа продолжает чувствовать страдания и боль человеческие. Усыновив сироту, Андрей Соколов в очередной раз совершает подвиг. Он сознательно берет ответственность за воспитание ребенка, даже не имея постоянного пристанища.

Это незаметный героизм, который ежедневно, ежечасно проявляет Андрей Соколов, преодолевая свою трагедию и трагедию мальчика.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… что-то ждет их впереди?» - задает такой вопрос автор. И сам же на него отвечает: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» посвящен теме Отечественной войны, в частности судьбы человека, который пережил это тяжелое время. Композиция произведения выполняет определенную установку: автор делает короткое вступление, рассказывая о том, как он встретился со своим героем, как они разговорились, и завершает описанием своих впечатлений от услышанного. Таким образом, каждый читатель будто лично слушает рассказчика - Андрея Соколова. Уже из первых строк становится понятно, какая тяжелая судьба этого человека, так как писатель делает замечание: «Видели вы когда-нибудь глаза, будто присыпленные пеплом, наполненные такой невыразимой тоской, что в них тяжело смотреть?» Главный герой, на первый взгляд, - обычный человек с простой судьбой, которую имели миллионы людей, - воевал в рядах Красной армии во время Гражданской войны, работал на богатеев, чтобы помочь семье не умереть с голода, но смерть все же забрала всю его родню. Дальше работал в артели, на заводе, выучился на слесаря, со временем пришел в восхищение машинами, стал водителем. И семейная жизнь, как у многих других, - вступил в брак с красивой девушкой Ириною (сиротой), родились детки. Трое детей было у Андрея: Настуня, Олечка и сын Анатолий. Сыном особенно гордился, так как тот был настойчивым в обучении и способным к математике. И недаром говорят, что счастливые все одинаковое, а горе у каждого свое. Оно пришло в дом Андрея с объявлением войны. Во время войны Соколову пришлось испытать горя «по ноздре и выше», пережить невероятные испытания на грани жизни и смерти. Во время боя его тяжело ранило, он попал в плен, несколько раз старается убежать, тяжело работает в каменоломне, убегает, прихватив с собой немецкого инженера. Блеснула надежда на лучше, и так же внезапно и угасшая, так как пришли две страшные вести: от взрыва бомбы погибла жена с девочками, а в последний день войны погиб сын. Соколов выстоял среди этих ужасных испытаний, которые ему послала судьба. Он имел жизненную мудрость и мужество, которые опирались на человеческое достоинство, которое невозможно ни уничтожить, ни укротить. Даже тогда, когда он за миг был от смерти, все равно оставался достойным высокого звания человека, не уступил своей совестью. Это узнал даже немецкий офицер Мюллер: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных неприятелей. Стрелять в тебя я не буду». Это была победа жизненных принципов, так как война обожгла его судьбу, и не смогла сжечь душу. Для врагов Андрей был страшным и несокрушимым, и совсем другим возникает он возле маленького сироты Вани, которого встретил после войны. Соколова поразила судьба мальчика, так как он сам так много имел боли в сердце. Андрей решил приютить этот ребенка, который даже родного отца не помнил, кроме его кожаного пальто. Он становится родным отцом для Вани - заботливым, любящим, которым уже не мог быть для своих детей. Обычный человек - это, наверное, слишком упрощенно сказано о герое произведения, точнее было бы указать - полноценный человек, для которого жизнь - это внутренняя гармония, что основана на правдивых, чистых и светлых жизненных принципах. Соколов никогда не принизился до приспособленчества, это противоречило его натуре, однако как самодостаточная личность он имел чуткое и доброе сердце, и это не прибавляло снисхождения, так как он прошел все ужасы войны. Но и после пережитого не услышишь от него сетований, только «…сердце уже не в груди, а в горлянке бьется, и тяжело становится дышать». Михаил Шолохов решил проблему тысяч людей - маленьких и взрослых, - которые стали сиротами после войны, потеряв своих близких и родных. Главная мысль произведения формируется в течение знакомства с главным героем - люди должны помогать друг другу в любой беде, которая бывает на жизненном пути, именно в этом - настоящий смысл жизни.

марта 02 2011

О гуманизме размышляли писатели во все времена. В XX веке гуманистическая тема звучала и в произведениях, посвященных событиям Великой Отечественной .

Война - это . Она приносит разрушения и жертвы, разлуку и гибель. Миллионы людей осиротели в то время. Война бесчеловечна: ведь убивает человека. От него требуется быть жестоким и злым, забыть о нравственных законах и божьих заповедях.

Ответ на этот вопрос можно найти в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения - шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема.

Многое пришлось пережить рядовому солдату. Был он ранен трижды, попал в плен («кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука»), все ужасы концлагерей («Били запросто для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев.»). Погибла семья Андрея: «Тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… не нашли от них и следа.» Сына, «последнюю радость и последнюю надежду» , убивает немецкий снайпер «аккурат девятого мая, в День Победы. «От такого удара у Андрея «в глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается».

Эти тяжелые беды и лишения стали для шолоховского героя настоящим испытанием - испытанием на человечность. Его глаза, которые, как известно, являются зеркалом души, хоть «словно и присыпаны пеплом», но все же в них нет ни мстительного человеконенавистничества, ни ядовито-скетического отношения к жизни, ни циничного равнодушия. Судьба «исказнила» Андрея, но не смогла сломить, убить в нем живую душу.

Своим рассказом Шолохов опровергает мнение тех, кто считает, что стойкость, мужество не уживаются с нежностью, отзывчивостью, лаской, добротой. Наоборот, считает, что только сильные и непреклонные люди способны проявлять человечность, словно это «примета» такого характера.

Шолохов специально не показывает подробностей фронтового быта, лагерных мытарств, желая сконцентрировать внимание на изображении «кульминационных» моментов, когда характер героя, его гуманность проявляются наиболее сильно и ярко.

Так, Андрей Соколов с честью выдерживает «поединок» с лагерфюррером. Герою удается, пусть даже на мгновение, пробудить в гитлеровцах что-то человеческое: Мюллер в знак признания его солдатской доблести («Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!») сохраняет Андрею и даже преподносит «небольшую буханку хлеба и кусок сала». Но герой понимал: враг способен на любое коварство и жестокость, и в тот момент, когда вот-вот мог прогреметь выстрел в спину, в его голове мелькнуло: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток и не донесу ребятам этих харчей». В минуту смертельной опасности герой думает не о своей жизни, а о судьбе товарищей. Подарок Мюллера «поделили без обиды» («всем поровну»), хотя и досталось «каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку… ну а сала … - только губы помазать.» И такой великодушный поступок шолоховский герой совершает не задумываясь. Для него это даже не единственно верное, а единственно возможное решение.

Война бесчеловечна, поэтому возникают ситуации, которые требуют решений на грани жестокости и гуманизма, на грани дозволенного и недозволенного… в обычных условиях. Такому испытанию нравственных принципов подвергся Андрей Соколов, оказавшись вынужденным расправиться с Крыжневым, чтобы спасти взводного - «курносенького мальчишку.» Гуманно ли убийство человека? У Шолохова в сложившихся обстоятельствах удушение Крыжнева - предателя, руководствующегося принципом «своя рубашка ближе к телу», имеет «гуманистическую правомерность». Писатель убежден, что душевная отзывчивость и нежность, спсобность к деятельной (именно деятельной) любви, проявляемые Андреем Соколовым, когда он сталкивается с людьми добрыми, справедливыми, нуждающимися в его защите, - это и есть нравственная основа непримиримости, презрения, мужественной твердости (способности перешагнуть через нравственный закон - убить) по отношению к жестокости и предательству, лжи и лицемерию, и алодушию и трусости.

Именно поэтому, пытаясь убедить читателя в гуманности поступка Андрея, Шолохов создае «товарища Крыжнева» как исключительно отрицательный, стараясь вызвать презрение, ненависть к предателю «мордастому», «толстому мерину». И после убийства Андрею «стало нехорошо», «страшно захотелось руки помыть», но только потому, что показалось ему, будто «какого-то гада ползучего душил», а не человека.

Но герой совершает и истинно гуманистический и гражданский подвиг. Он усыновляет «маленького оборвыша», малышку сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать.» «Исказненный», «искалеченный жизнью» Андрей Соколов свое решение усыновить Ванюшку не пытается мотивировать философски, для него этот шаг не связан с проблемой нравственного долга. Для героя рассказа «защитить ребенка» - это естественное проявление души, желание, чтобы глаза мальчика оставались ясными, «как небушко», а хрупкая душа не потревоженной.

Всю свою неистраченную любовь и заботу дарит Андрей сынишке: «Пойди, милок, поиграйся возле воды… Только гляди, ноги не промочи!» С каким умилением он смотрит на его голубые «глазенки». И «сердце отходит», и «становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится олицетворением неуничтожимой человечности мира. Таким образом, в рассказе «Судьба человека» показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем., они способны делать добро, стремятся к счастью, любви.

В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился», положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха», сражался в гражданскую . Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди - он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…»

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небушко, глазами». И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны. Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема войны и гуманизма в рассказе Шолохова «Судьба человека» . Литературные сочинения!

“И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.

Судьба человека в годы Великой Отечественной войны

Даже название повести Судьба человека говорит само за себя. Здесь нет описания войн и баталий, героической обороны и прочего. Шолохов пытается показать читателю, что война, да и вся жизнь в целом, состоят из множества жизней и судеб простых людей, из их маленьких трагедий, разочарований и радостей. Круг проблем, очерченных в повести, достаточно широк. Это и подвиги, которые совершали русские люди не только в пылу сражений, но и в плену.

Реферат составлен на основе отзывов критиков, которые утверждают, что в произведении Шолохова “Судьба человека“ показаны высокие нравственные качества русского солдата: патриотизм, самопожертвование, готовность ценой своей жизни отстоять независимость своей страны. Критик А. Твардовский рассказывает о времени происхождения событий. Объясняет, что действие рассказа переносит читателя в первый послевоенный год. Ранней весной 1946 года встретил Шолохов случайно на Верхнем Дону, на переправе, неизвестного человека с маленьким мальчиком, и услышал писатель его рассказ-исповедь. Более десяти лет Шолохов вынашивал замысел произведения, события уходили в прошлое, в историю, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот, в 1956 году, в течение нескольких дней, на одном дыханий был написан рассказ ”Судьба человека”, рассказ о великих страданиях, выпавших на долю простого русского человека Андрея Соколова, о героизме его и мужестве, стойкости и достоинстве, огромной силе духа и выдержке, проявившихся на войне, в фашистском плену, а также о его душевной теплоте и великой отзывчивости на чужую беду. В произведение Шолохов использует композиционный прием ”рассказ в рассказе”. И поэтому он воспринимается читателем как слышанное однажды им самим.

Автор критик делится с нами информацией про самого выдающегося и талантливого писателя М. А. Шолохова. Автор рассказа - всемирно известный великий русский писатель, ворвавшийся в литературу в 20-е годы XX века. Шолохов - один из тех писателей, для которых действительность часто оказывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ «Судьба человека» истинное тому подтверждение. В статье речь идёт о том, что для Шолохова было очень важно емко и глубоко сконцентрировать в рассказе опыт войны. Под пером Шолохова история становится воплощением человеческих судеб на войне, рассказом о величии, силе и красоте обыкновенного русского солдата Андрея Соколова. Трагическую историю человеческой жизни писатель показал в её связи с событиями Второй мировой войны.

Критики, давая оценку произведению рассматривают, проблему как автор-повествователь, глубоко проникается чужим горем. Своим волнением, тем, как он увидел и воспринял, он заражает и читателя.

В рассказе Шолохова звучат два голоса: о своей судьбе рассказывает Андрей Соколов, но и автор в данном случае не просто случайный собеседник, он - активно действующее лицо: то спросит, то вставит словечко-другое, то вдруг в полный голос заговорит, размышляя о судьбе встреченного им человека.

Авторы делят произведение на три части, и в каждой из них звучат общие мотивы. И из этого как они объясняют, вытекает композиция. Первая часть вместила историю довоенной жизни главного героя, описание начала войны, прощание с семьёй. И, как часто бывает в жизни, запомнилась, казалось бы, незначительная подробность. Автор затрагивает само содержание рассказа, повествуя нам о прощании перед уходом на фронт. Он оттолкнул жену, которая бросилась к нему, отчаянно говоря: «Родименький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше на этом свете». Именно здесь рождается один из самых трагических лейтмотивов рассказа: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..».

Вторая часть рассказа начинается с этого же упрёка самому себе, который как бы возвращает читателя к незаживающей ране, к трагической невосполнимой утрате. Во время войны погибли жена и дети, и им действительно не пришлось больше свидеться. Война, бегство из плена, известие о гибели семьи - эти события описываются во второй части рассказа. Здесь наиболее полно раскрывается характер Андрея Соколова, твёрдый, стойкий и мужественный. В этих словах то главное, что определяет и поведение героя, и его жизнь.

Третья часть рассказа строится на переплетении трагического и героического. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много видевшего и знающего о жизни человека. В этом авторском раздумье- кульминация рассказа, утверждение мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего поистине невозможное.

Осуждение войны слышится и в судьбе того, кто стал приемным сыном Соколова. Ванюшка. Сирота, обездоленный войной, нашёл в лице главного героя своего папу. Это красноречиво говорит о том, что страшная война полностью не сломила Андрея Соколова. В глубине его истерзанной души осталось местечко для сострадания и любви. Критики в восторге от идеи композиции «рассказ в рассказе» и объясняют это тем, что и о самом авторе из этого произведения мы немало узнаём.

Рассказ «Судьба человека» появился в конце 1956 года. Русская литература давно не знала такого редкого явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Рассказ Шолохова о невосполнимых утратах, о страшном горе был пронизан безграничной верой в жизнь, верой в душевные силы русского человека.

М. Шолохов в своих произведениях ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях как утверждают, критики прослеживается, сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.

В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека. Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе. Приводит свою оценку в своей статье критик А. Быков.

Голос Андрея Соколова в рассказе -- это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей. Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав, домой, Андрей Соколов узнает, что его семья погибла, а на месте, где стоял родной дом -- глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать. шолохов судьба человек война

Многие авторы в первую очередь выделяют, что голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос--звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.

Все, что осталось в жизни Соколова -- воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь. Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.

Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира. Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества -- эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.

Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем.

Рассказ «Судьба человека» показывает судьбу простого солдата на большой войне, который прошёл через все её ужасы и ценой не только громадных усилий, но и личных утрат, отстоял Родину, утвердил великое право на жизнь, на свободу и независимость. Шолохов поднимает проблему стойкости народного характера на примере русского солдата Андрея Соколова. В книге отзывов все авторы оценили по достоинству все те качества русского человека, которого показал нам автор Шолохов.

У Андрея было всё, но вот спокойному и размеренному течению жизни пришёл конец - война. Соколов, как и тысячи других солдат, ушёл служить. Он простился с родными, не подозревая, что им уже не суждено, будет встретиться. Война оторвала его от дома, от друзей, от семьи и от привычного дела.

В своем творчестве Шолохов большое внимание всегда уделял проблемам гражданской войны, коллективизации, но в рассказе об этом упоминается лишь вскользь, когда Соколов говорит о своей судьбе. Главный герой рассказа не акцентирует внимание на своем прошлом. Все меркнет в сравнении с тем, что пришлось перенести Андрею Соколову на войне. Так что же такое война? Что несет она для человека? Зло, огромное и великое зло: несчастья, страдания, боль. Война калечит человека как физически, так и нравственно. Человек все время оказывается перед нравственным выбором: спрятаться, отсидеться, предать или же забыть о грозящей опасности, о своем я, помочь, спасти, выручить, принести себя в жертву. Такой выбор пришлось делать и Андрею Соколову.

Не задумываясь ни на минуту, он бросается на выручку своим товарищам. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду. В этот момент о себе он забывает. Но Андрею не удалось помочь ребятам, оказавшимся в беде. Он просто не успел. Так главный герой рассказа попадает в плен. Здесь ему приходится наблюдать унижение, издевательства, побои и людские муки. Он вынужден существовать в нечеловеческих условиях. Пленных за людей не считали. Они были рабами, скотом, жили в холодных и продуваемых бараках. Как при постоянном голоде, избиениях, оскорблениях и непосильной работе остаться человеком? Как не сломаться, не сдаться? Как сохранить душевное тепло? Как?! Даже в таких условиях Соколов сохраняет чувство собственного достоинства: идя к Мюллеру, он готовится лишь к одному достойно встретить смерть! Но лагерный начальник, оценив храбрость, непреклонность и гордость русского солдата, дарует ему жизнь. Главный герой держит себя так, что даже лютый враг начинает уважать его. Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. Претерпев страшные лишения, Соколов почти теряет человеческий облик: он грязен и оборван, худ и страшен. Но он не теряет своих душевных, человеческих качеств и способен на сострадание. Когда в подарок от Мюллера он получает буханку хлеба и кусок сала, то не набрасывается на еду, подобно голодному животному, а несет эти драгоценности в барак и делится с другими пленными, несмотря на то, что среди них есть и предавший его.

Критики затрагивают проблему по содержанию, что Шолохов не описывает чувств своего героя в тот момент, когда он читает злосчастное письмо. Боль и скорбь по близким людям словами передать невозможно! Месяца через три для Соколова блеснула огромная радость: нашелся сын Анатолий. Но была эта радость очень недолгой. Вскоре он узнает, что немецкий снайпер в День Победы сына убил. И вот март. Первый теплый день после зимы. Природа пробуждается после глубокого сна, все вокруг набирает силы и начинает свою жизнь заново. Человеку после войны сложнее: он никогда не забудет пережитого, многие раны будут болеть всю оставшуюся жизнь, а некоторые даже и не зарубцуются. Не все так безысходно для главного героя рассказа Шолохова? Судьба человека? Он встречается с еще более настрадавшимся в свои детские годы беспризорником Ваней и находит в себе силы не только жить дальше, но и помочь тому, кто в нем действительно остро нуждается. Вот каков настоящий человек! Именно человек, а не только Андрей Соколов. Ведь в своем рассказе Шолохов создал собирательный образ русского солдата периода Великой Отечественной войны. И те качества, которыми наделен Андрей, были присущи большинству русских бойцов. Стойкость, храбрость, честность, достоинство, гордость, альтруизм всегда были присущи русским солдатам и отличали их от солдат других армий. Однако следует отметить, что автор говорит об этих качествах скупым языком. На мой взгляд, делает он это намеренно, чтобы показать, что такими качествами солдат обладать просто обязан. Отсутствие героического пафоса ничуть не умаляет значение победы в Великой Отечественной войне, а наоборот, лишний раз доказывает ее значимость.

М.А. Шолохов отказывается от эпического повествования, на многие взгляды критиков, чтобы показать не людскую массу, стремящуюся к победе, а жизнь на войне отдельного человека со всеми его чувствами и переживаниями. Именно поэтому рассказ посвящен солдату, прошедшему все ужасы войны, но оставшемуся человеком, сохранившим в себе личность, человеческое достоинство, уважение к себе и окружающим. Повествуя о суровых буднях войны, А. Ахматова утверждает торжество гуманистических идей. Подобные рассказы создавались и будут создаваться прогрессивными писателями для того, чтобы люди никогда не забывали какой ценой достигаются победы, как надо ценить и сохранять мир и оберегать самое прекрасное в этом мире человека.

Жизнеутверждающее искусство, народность и гуманизм Шолохова раскрылись в этой повести во всей полноте. Нравственная сила главного героя и мастерство автора, сумевшего так проникновенно изобразить трагическую историю жизни обычного человека, покорили многие поколения читателей.

В итоге хотелось бы сказать. Что не только читатели были в восторге от написанного на эмоциях и чувствах рассказе Шолохова. Заслуга автора заключается в том, что он смог передать все те военные годы в их полноте и трагичности. Основная ценность работы автора заключается в том, что он смог через судьбу одного человека дать нам представление о тяготах всего народа, который пережил эту страшную участь быть и участвовать в тяжелейшей для нас войне.

Война- ужасное и трагическое событие в жизни людей. При произношении этого слова у человека мелькают в голове самые страшные картины, наводящие ужас. Именно война является темой произведений многих авторов. Писатели хотели донести до каждого читателя то, какой глубокий след оставила война в жизни людей. Таким автором был М.А. Шолохов. Его историческое произведение «Судьба человека» отражает нелегкую участь русских людей во время Великой Отечественной войны.

В рассказе идет речь о простом человеке, потерявшем всех своих родных, товарищей, но он не сломался- выстоял!

Иной случай, произошедший в церкви, где находились русские пленные, раскрывает Соколова, как справедливого, нравственного героя. Узнав, что рядом с ним находится предатель, собирающийся выдать русского взводного фашистам, Андрей задушил его, после чего произнес: «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…» Благодаря силе своего характера, Соколов сумел даже сбежать из плена. Оказавшись на родной стороне, главный герой долго- долго радовался, нежил русскую землю. Андрей вспоминает: «Упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем…»

Война отобрала у Соколова самое главное в его жизни, самое дорогое- семью: родителей, жену, детишек. Немало горестей и испытаний выпало на плечи главного героя, но он не сдался, не пал духом, а жил дальше. Единственным лучиком счастья для него был Ванюша. Мальчик-сирота, такой же одинокий, как и Соколов. Андрей дарил ему свою заботу, ласку и любовь, как родному. Какими же огромными душевными силами должен обладать человек, чтобы совершить такие поступки!

Пройдя длинную череду испытаний, главный герой не пал духом, не сдался, он честно и мужественно сражался за свою Родину, совершал невероятные подвиги во имя Отечества. Вот он, настоящий герой!