Сочинение по произведению на тему: Тема чести и человеческого достоинства в романе Л. “Война и мир”, тема чести и бесчестия Сочинение по произведению на тему: Тема чести и человеческого достоинства в романе Л

Средняя общеобразовательная школа № 141

Тема: Тема чести в произведениях русских писателей

Класс: 10 «Б»

Руководитель: Шульман Нина Николаевна

Москва 2003 год

Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме в русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периода в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что этому народу следует опираться.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это происходит и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? - говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да

Будет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркивает необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не сбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования, так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, который однако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своему господину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушу грамоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано его искренней любовью к мальчику.

Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своему слову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага.

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он не пожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу в пургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этот поступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром.

Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. В Белогородской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой. Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, который посмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах. Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что они адресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось, что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гринев вызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честь девушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно.

Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородство Гринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, не думая о своей выгоде. Швабрин - полная его противоположность.

Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем, что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанес ему предательский удар шпагой.

Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу.

Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателя и тем самым усиливает обаяние и притягательность характера Петра Андреевича Гринева.

Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевского бунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом и поведение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верности присяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдались бунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство ради собственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделить участь мужа, чтобы не сдаться врагу.

Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты. Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него замуж.

Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он не мог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиных родителей.

Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича, просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина. Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долга оберегать доверенного ему Петрушу.

Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собой благородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому ему было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом у них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его, так как тоже имел милосердие и честь.

Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему с пренебрежением.

Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливость восторжествовала и у повести счастливый конец.

Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества. Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его образованности и социального положения.

Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою собственной жизни.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную кровь!»

Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.

История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и победить должен правый.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «Евгений Онегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной ревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый был невежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел ее недостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутить над ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что дело заключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить.

Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он был вовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходом поединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом, заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской рукой!»

Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявший своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.

Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести «Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки.

Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первым буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом».

Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражение Сильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировал презрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противника действовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желание доказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Им владели болезненное самолюбие и эгоизм.

Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он посвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником и отомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневно тренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своей мести.

Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвио не стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и был свидетелем его испуга.

Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков».

В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким по причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок. Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению к девушке и к своему товарищу, которому он завидует.

Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей Печорина.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку. Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову, поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других. Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.

В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство. Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшно раскаивается, но жизнь его уже разбита.

Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была сама жизнь.

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир» Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов, семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется, наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении. «Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.

Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления, занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле.

Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Курагина, для которого нет понятия чести.

Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в бегство войско

Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.

Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет. Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает. В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее неопытность и понимая также, что любит только ее.

Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.

Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и естественность многому его научили. Нравственная чистота народа, способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным» становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков, солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.

Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство.

Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности, необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши притупляла чувства чести и долга.

В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.

Список использованной литературы.

1. А. С. Пушкин:

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Выстрел»

2. М. Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

«Герой нашего времени»

«Маскарад»

3. Л. Н. Толстой.

Проблема благородства во все времена была одной из самых важных для общества. Она по сей день остается значительной и, вероятно, не потеряет актуальности никогда. В каждом человеке есть и честь, и бесчестие, и в зависимости от ситуации и, прежде всего, от самого человека одно из этих противоположных качеств может преобладать над другим. Этот непростой вопрос всегда волновал общественность и поэтому нашел отражение во многих произведениях классической литературы.

Ярким примером такого произведения является роман Льва Николаевича Толстого

“Война и мир”.

Герои Толстого неоднозначны с точки зрения чести и бесчестия. Есть среди них персонажи, для которых благородство не значит ровным счетом ничего. Среди этих героев выделяется Элен Курагина. Ради своего удовольствия и выгоды она готова забыть про честь и благородство. Узнав, что Пьеру Безухову в наследство досталось целое состояние, она буквально заставляет его сделать предложение. Став графиней Безуховой, Элен бесстыдно заводит роман на стороне и не скрывает этого; когда же Пьер говорит жене, что им лучше расстаться, она не прячет своих корыстных интересов: “Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние”. Это ли не бесчестие?

Для некоторых героев честь превыше всего. Это и старый князь Болконский, воспитывающий детей в строгости ради того, чтобы взрастить в них благородство, деятельность, ум, патриотизм; это и Андрей Болконский, воюющий не ради славы, а для того, чтобы защитить Родину, проявляющий великодушие к человеку, которого ненавидел и имел на это вескую причину; это и Пьер Безухов, который, не будучи военным человеком, идет на Бородинское поле просто потому, что не может остаться в стороне.

Но есть в романе и такие персонажи, о благородстве которых сложно сделать однозначный вывод. Федор Долохов – именно такой герой. И честь, и бесчестие уживаются в этом человеке. Он бесчестно заводит роман с женой Пьера Безухова и сам же нагло ему на это намекает. И он же накануне сражения при всех просит у Пьера прощения “со слезами, выступившими ему на глаза”.

На примере своих героев Толстой по-разному раскрывает проблему чести и бесчестия, актуальную во все времена.


Другие работы по этой теме:

  1. Как в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” развивается тема чести и бесчестия? Тема эта задается уже эпиграфом к произведению – рус­ской народной пословицей “Береги честь...
  2. Прочитав повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя:...
  3. С рождения человек обладает врожденными качествами. Одни легко идут на контакт с самого раннего возраста. Другие любят помогать людям. Третьи не уважают своих родных и...
  4. “Война и мир” явилась не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим произведением мировой литературы XIX века, как оценил его М. Горький. В “Войне...
  5. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что мы понимаем под словом честь? Об этом в своей публицистической статье рассуждает современный писатель Д. Гранин. Автор поднимает...
  6. В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви...
  7. Честь – это моральные качества, достойные уважения. Жить по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надежным. Это значит иметь достоинство, уметь...

В "Войне и мире" около шестисот действующих лиц. "Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для того, чтобы выбрать из них одну миллионную, ужасно трудно", - жаловался писатель. Такие трудности Толстой испытывал во время работы над каждым из больших произведений. Но особенно велики они были, когда писатель создавал "Войну и мир".

Это и естественно, ведь действие романа длится более пятнадцати лет и охватывает" громадное количество событий. Писателю действительно пришлось обдумать "миллионы возможных сочетаний" и выбрать из них лишь самые нужные, самые яркие и правдивые. Толстой в течение года написал пятнадцать вариантов начала "Войны и мира". Как явствует из сохранившихся рукописей, он пробовал начать роман авторским вступлением, в котором давалась оценка исторических событий 1812 года, потом сценой, которая происходит то в Москве, то в Петербурге, то в имении старого князя Болконского, то за границей. Чего добивался писатель, столько раз меняя начало романа? Это можно понять, прочитав сцену, которой открывается "Война и мир". Толстой показывает великосветский салон фрейлины Анны Павловны Шерер, где встречаются именитые гости и ведут оживленный разговор о том, что более всего волновало в ту пору русское общество, - о предстоящей войне с Наполеоном.

Читая эту сцену, мы знакомимся со многими действующими лицами и среди них с двумя главными героями романа - Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Толстой нашел такое начало произведения, которое сразу же вводит нас в атмосферу предвоенной эпохи, знакомит с главными действующими лицами, показывает, как сталкивались их взгляды и мнения при оценке самых острых вопросов времени. И уже с этой первой сцены и до конца романа мы с неослабевающим интересом и волнением следим за тем, как развертываются события и как все большее число людей становится их участниками. Следует все же заметить, что есть в "Войне и мире" эпизоды, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зависит от воли людей, а предопределено свыше.

Писателю казалось, что и Кутузов думал так же и не считал нужным вме шиваться в развитие событий. Но это решительно противоречит тому образу Кутузова, который создан самим же Толстым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все помыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели - разгромить врага. Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухое повстречался и подружился в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобивость, покорность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает карата-евские рассказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева.

Когда партию пленных французы гнали по осенней грязной дороге, упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрелили его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет голодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели... К счастью, "каратаевские" черты были несвойственны русским людям, защищавшим свою землю.

Читая "Войну и мир", мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромного капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Победили врага русская армия и русский народ. И это с огромной силой показано в романе. Не случайно в годы второй мировой войны книга Толстого была настольной для людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера.

И всегда она будет служить для всех свободолюбивых людей источником патриотического воодушевления. Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухое и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое . Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его родины.

Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле. О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спрашивает Пьера: "Дядя Пьер... Ежели бы папа был жив...

он бы согласен был с вами?" И Пьер отвечает: "Я думаю, что да..." В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского.

Они с Пьером идут на трудный и славный впереди огромного войска. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. "Отец! Отец!

Думает Николенька. - Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен". Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года - декабристы.

И мир». Для Л. Н. Толстого важен процесс становления человеческой личности. Создавая князя Андрея, он показывает диалектику души своего , его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим»,говорил Пьер об Андрее Болконском. Стремление к высшей правде – вот цель духовных исканий князя Андрея.

«Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – дорога чести», говорит о нем Кутузов. А какой же дорогой идет князь Андрей в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». знакомит нас с героем в салоне Анны Павловны Шерер.

В отличие от его жены, утомляет светское общество. пишет, что «смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей неудовлетворен своей жизнью в этом обществе, поэтому он решает пойти на военную службу: «Я иду потому, что эта , которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Попав на военную службу, Андрей Болконский очень изменился.

В нем уже не было «прежнего притворства, усталости и лени». Князь Андрей занят «приятным и интересным» ему делом. Он не принимает законов света в среде военных офицеров и говорит, что нужно служить отечеству и царю, а не быть лакеями, «которым дела нет до господского дела». Перед Аустерлицким сражением князь Андрей особенно радуется.

Он мечтает о подвиге, о славе и готов отдать все за нее: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы». Он верит в то, что «Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему». И действительно, во время сражения князь ведет себя героически. Но во время этого сражения Андрей Болконский был ранен.

Упав, он увидел над головой высокое небо. «Как тихо, спокойно и торжественно», думал он. Князь Андрей разочаровывается в своих прежних целях и мечтах, в своем прежнем кумире Наполеоне и отказывается от своих честолюбивых иллюзий. Глядя на это высокое, бесконечное небо, он понимает, что жизнь – это нечто большее, чем стремление к славе.

В его поисках смысла жизни закончился еще один этап. Но искания Андрея Болконского продолжаются, и он думает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!» После возвращения с начинается новый этап в жизни героя.

После смерти жены и рождения сына Андрей Болконский поселяется в имении Богучарово и проводит там все свое время. Он ушел в себя, отрекся от активной жизни. Его лучший друг Пьер, приехав в гости, поразился изменениям в князе Андрее. Пьер видит жизни в добре для людей.

В этом он пытается убедить Андрея Болконского. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась … его новая жизнь». Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по дороге ему попадается на глаза старый, корявый дуб. Он сравнивает себя с этим дубом и думает: «Наша жизнь кончена!» Но, приехав в Отрадное, он встречается с Наташей Ростовой.

Эта встреча, а также дуб, распустивший свежие молодые листочки, заставили князя Андрея думать, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Андрей Болконский возвращается к активной жизни. Он часто бывает в свете и на одном из балов вновь встречается с Наташей. «Вино ее прелести ударило ему в голову», и он решил на ней жениться. Чувство любви оживило князя Андрея.

Но счастью его не суждено было сбыться. Наташа не выдержала испытание любовью, и князь Андрей, как чести, не смог простить обман: «…мужчина не может и не должен забывать и прощать». Опять к князю Андрею вернулось внутреннее опустошение и разочарование. Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского.

Вернувшись на военную службу, он уже не мечтает о подвиге. Он близок к своим солдатам, которые называют его «наш князь». «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» – уверен князь Андрей.

Получив смертельное ранение, он смог сохранить свое достоинство перед солдатами, несмотря ни на что. «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» – думает он. Умирая, Андрей Болконский простил и Наташу, и Курагина, и весь мир со всеми его недостатками. Таким образом, судьба Андрея Болконского – сочинение с оллсоч 2005 это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема чести и человеческого достоинства в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». . Литературные сочинения!

Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие
стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве
Л. Н. Толстого.
В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский
народ, показавшей всему миру его мощь и силу. Великое историческое потрясение вскрыло истинную сущность каждого
отдельного человека.
В суровом и торжественном тоне начинает Толстой повествование о событиях «славной для России эпохи 1812 года»:
«Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное
человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Когда «силы двунадесяти языков ворвались в Россию», наш народ поднялся на священную освободительную войну.
Толстой показывает в романе, в какой могучий порыв вырос «скрытый патриотизм», живший в сердце каждого истинно русского
человека, любившего свою родину. Как пиет Толстой, в Отечественной войне 1812 года «цель народа была одна: очистить свою
землю от нашествия». К осуществлению этой цели были устремлены помыслы всех подлинных патриотов от главнокомандующего
Кутузова до рядового солдата и крестьянина-ополченца. К этой же цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов,
Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа
Ростова и Марья Болконская.
Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем
Ростовым, в характере которых причудливо соединялись положительные и отрицательные черты. В то же время писатель
убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и
Элен. Сколько бы ни бранили Наполеона знатные гости, собравшиеся в салоне Анны Павловны Шерер, мы не найдём у них ни
капли истинно патриотического чувства.
Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в
действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы
поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями
Москве скупает по дешёвке вещи… Война, как это показывает Толстой, сурово проверяет человека. Он словно бы ставит всех
действующих лиц своего романа перед лицом смертельной опасности, нависшей над Родиной, и как бы спрашивает у них:
«Ну-ка, что вы за люди? Как вы себя поведёте в эту тяжкую для отчества годину, чем поможете народу, защищающему землю от
вражеского нашествия?»
В сущности, почти все главы третьего и четвёртого томов «Войны и мира» написаны для того, чтобы герои романа дали
ответ на этот главный вопрос.
Надвигавшаяся на древнюю русскую столицу беда мало беспокоила высшие круги дворянского общества. Пошумев в
Слободском дворце во время встречи с императором и проявив патриотизм, они зажили по-прежнему. «Трудно было верить, что
действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на
всякую жертву», - с иронией пишет Толстой.
Военный губернатор граф Ф. В. Растопчин успокаивал жителей Москвы глупейшими афишками, в которых высмеивались
французы и говорилось, что все они карлики и что троих их одна баба вилами закинет». В великосветском салоне Жюли
Друбецкой, как и во многих других «обществах» Москвы, было условлено говорить только по-русски, а те, которые по
забывчивости говорили по-французски. Платили штраф «в пользу комитета пожертвований». Вот и весь «вклад» в дело защиты
Родины, вносившийся салонными «патриотами».
Не в великосветских гостиных, не в дворцовых палатах, не в государевой штаб-квартире, а на полях сражений решался
важнейший вопрос о жизни и смерти Отечества. Судьбу Родины взял в свои руки народ, по воле которого, Толстой это
подчёркивает, вопреки воле царя и правящей верхушки, главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил
Илларионович Кутузов. Он стал подлинным вождём армии и народа. Толстой показал это уже в картине первой встречи Кутузова
с войсками в Царевом Займище, когда он сумел вселить в воинов уверенность, что Россия будет спасена и победа над врагом
будет одержана. Кутузов назначен главнокомандующим 8 августа, а уже 26 августа он дал Бородинское сражение, приведшее к
перелому в ходе войны и предрешившее её конечный исход.
У русских воинов, участвовавших в этом сражении, не возникало вопроса о том, какой будет его исход. Для каждого
из них он мог быть только один: победа любой ценой! Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба Родины.
Настроение русских воинов перед Бородинской битвой выразил Андрей Болконский в беседе со своим другом Пьером
Безуховым: «Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в
нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».
И капитан Тимохин подтверждает эту уверенность своего полкового командира. Он говорит: «Что себя жалеть теперь!
Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».
И, как бы подводя итоги своим размышлениям о ходе войны, опираясь на свой боевой опыт, князь Андрей говорит
внимательно слушающему его Пьеру: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть… что бы там ни было, что бы ни
путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»
Такой же твёрдой уверенностью проникнуты и солдаты, и строевые командиры, и Кутузов.
Князь Андрей настойчиво и убеждённо говорит о том, что для него и для всех русских воинов-патриотов навязанная
Наполеоном война не есть игра в шахматы, а серьёзнейшее дело, от исхода которого зависит будущее каждого русского
человека. «Так же думает Тимохин и вся армия», - снова подчёркивает он, выражая единомыслие русских воинов, вставших
насмерть на Бородинском поле.
Л. Н. Толстой наглядно показал, что в этом сражении сказалось нравственное превосходство русской освободительной
армии над французской – грабительской. Внутренняя красота и богатство его героев заключается в гармонии их мыслей и
чувств. Понятие чести не может быть применимо к тому, кто поступился своими моральными принципами ради каких-либо
низменных целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая вокруг себя, переступая через
них. Недаром Толстой называет Наполеона, легендарную личность, сумевшую покорить мир ценой миллионов человеческих
жизней, «человеком без чести и совести».