Кто дописал Евгений Онегин? Новый имидж на старый лад Употреблять или не употреблять иностранные слова.

Кто дописал "Евгений Онегин"?

Торжественное заседание в Доме Литератора в Москве, посвящённое вручению Пушкинской премии за лучшую литературоведческую работу 2010 года.

Докладчик: Лауреат Литературной премии имени А.С.Пушкина,
Доктор филологических наук Елена Николаевна Соколова.

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

Вся уважаемая публика в этом зале, конечно, помнит строки восьмой главы «Евгения Онегина»
Это описание появления Татьяны – княгини на балу, на который случайно попал и Онегин.
Весь этот отрывок не вызывает ни у кого ни малейшего сомнения в его понимании.
Никаких загадок, иногда встречающихся в поэзии и прозе А.С.Пушкина.
У меня тоже годы не возникало сомнений в понимании этого текста.
И вдруг...
Я случайно наткнулась на статью о первых попытках фотографии в начале 19-го века.
Вот она:

Найдено первое в истории фото с изображением людей

07.11 01:47 MIGnews.com

Первыми в мире героями фотосъемки были неизвестный француз и мальчик - чистильщик обуви.

Эти неизвестные люди случайно вошли в историю мировой фотографии. Снимок человека, которому чистит обувь мальчик, был сделан пионером фотографии Луи Дагерром в 1838-м году на парижском бульваре дю Тампль.

Эта фотография была выполнена Дагерром посредством дагеротипии, одного из первых методов фотографии, требующий кропотливой обработки покрытой серебром пластинки для формирования на ней изображения, сообщает газета Daily Mail.

"Это вид на бульвар дю Тампль в Париже", - написал блоггер Gig Thurmond, который первым заметил на фото человеческие фигуры.

В то время, когда было сделано фото, движение по бульвару должно было быть достаточно оживленным. На фотографии же отразились только мужчина и мальчик. Ведь именно они были единственными, кто оставался на месте достаточно долго.

"Чтобы достичь такого изображения (это была одна из первых его попыток), Дагерр открыл химически обработанную металлическую пластину на 10 минут. Другие люди в тот день проходили или проезжали в экипажах, но, так как они двигались, их не видно", - объясняет блогер.

"Этот анонимный тусклый человек является первым запечатленным на фото живым существом, и еще очень слабый образ чистильщика, который склонился над своей работой", - написал он.

Этому снимку предшествовали более примитивные формы фотографий. Первое выдержанное фото было сделано в 1826-м году Жозеф Нисефор Ньепсом с помощью смеси серебра и мела, которая темнела под действием света.

Дагерр вместо мела обрабатывал покрытую серебром медную пластинку йодом. Для "проявки" изображения он подвергал ее действиям паров ртути и нагреванию.

Полученное благодаря этому методу изображение было значительно более четким, и поэтому дагеротипия стала первым популярным способом фотографирования.

«Евгений Онегин» был написан Пушкиным в 1823 – 1831 годах.
Известно также, что Александр Сергеевич писал «роман в стихах» не хронологически, следуя от начала к концу, а как подскажет ему «свободная прихоть вдохновения».
Первые фотографии, которые делались только во Франции, России ещё не достигли. А те, что достигли, сразу были названы «дагерротипами».
Слова «фотография» тогда просто в русском языке не существовало!
И слово «фотоснимок» также отсутствовало.
Вот, что меня озадачило. Для нас слова «Казалась верный снимок» СЕГОДНЯ очевидны:
Татьяна казалась верным фотоснимком «благопристойности, добропорядочности» Антонимом вульгарности, о чём Пушкин пишет в следующей строфе.
(Замечу, что Пушкин и должен был написать: «Она казалась верным снимком», а не «Верный снимок»)
Таким образом, вся загадка в том, что Пушкин о фотоснимках не мог слышать в те годы, а если и слышал, то, как я уже сказала, они назывались дагерротипами!!!
Отсюда следует, что часть строк из последней восьмой главы не были написаны Пушкиным, а позже!
Кем? Пока я затрудняюсь ответить на этот вопрос.

Снимок как слепок, отпечаток (имеется в виду фотоснимок) тогда не существовал.
Но есть и другой смысл слова «снимок» -- в Сибири так называли верхний слой сливок на молоке! «Снять сливки», в Сибири эти снятые сливки называли «снимок или снимки».
То есть, можно предположить, что всё же именно Пушкин написал и эту главу,
но смысл слова был иным!
Татьяна была «сливками добропорядочности и благопристойности»!.
Ещё один вопрос: Откуда Пушкин знал про «сибирское» название снятых сливок.
Не забудем, что многие его друзья были сосланы в Сибирь. Декабристы!
Они писали Пушкину письма, на которые он, правда, не отвечал из понятных соображений личной безопасности.
(Его знаменитое «Во глубине сибирских руд...» никогда не было послано им друзьям!)
Но из их писем он узнал про «снимок» и так охарактеризовал Татьяну!
Благодарю за внимание.
Бурные продолжительные аплодисменты.

Есть в речи, в представлениях людей понятия, порожденные жизнью, но закрепившиеся в языке благодаря литературе. Среди них не только «плюшкин» или «маниловщина», среди них «тургеневская девушка». Все хотя бы смутно представляют, что это такое, хотя для того, чтобы знать это достоверно, надо читать не «Отцов и детей», которых учили в советской школе, а романы «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне». Теперь Тургенев из программы изгнан вовсе, а напрасно.

Вот что говорят автор и персонажи романа о Лизе Калитиной из «Дворянского гнезда»: «Она и собой хороша. Бледное свежее лицо и взгляд честный, невинный». «Она может любить одно прекрасное». «Она так мило, так внимательно его слушала. Ее редкие замечания и возражения были так просты и умны». «По сосредоточенному выражению ее лица можно было догадаться, что она пристально и горячо молилась». «Она приветствовала его с веселой и ласковой важностью». «Лизе и в голову не приходило, что она патриотка, но ей было по душе с русскими людьми». «Слово не выразит того, что происходило в чистой душе девушки: оно было тайной для нее самой». «Она колебалась, пока сама себя не понимала, но теперь уже колебаться не могла; она знала, что любит, и полюбила честно, не шутя, привязалась крепко на всю жизнь».

Те, кто не читал Тургенева, но знает Пушкина, уже правильно поняли: «Да это ведь то же, что Татьяна Ларина!» Совершенно верно, то же, что Татьяна Ларина Пушкина, и княжна Марья Толстого, и жены декабристов из поэмы Некрасова «Русские женщины», и Ярославна из «Слова о полку Игореве», и девушки из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Это тот русский женский характер, который счастливо и полно представлен не только в литературе, но и в жизни, и является непременной составляющей таких понятий, как народ, менталитет, главные жизненные ориентиры.

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней…

Это Татьяна Ларина, какой ее увидел Онегин уже в Петербурге.

А вот стихи Лермонтова о Вареньке Лопухиной, которую он любил:

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.

А вот отрывки из писем Пушкина жене, доказывающие, что литература и жизнь - одно.

«Вчера получил я, мой друг, два от тебя письма, спасибо, но я хочу немножко тебя пожурить. Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за тобою как за сучкой бегают кобели… Есть чему радоваться! Не только тебе, но и Прасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что я-де большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут…

Теперь, мой Ангел, целую тебя как ни в чем не бывало и благодарю за то, что ты подробно и откровенно описываешь мне свою беспутную жизнь. Гуляй, женка; только не загуливайся и меня не забывай… Да, Ангел мой, пожалуйста, не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московскою барышнею, все, что не comme il faut, все, что vulgar… Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя».

И в следующем письме жене Пушкин пишет:

«Друг мой женка, на прошедшей почте я не очень помню, что я тебе писал. Помнится, я был немножко сердит - и кажется, письмо немного жестко. - Повторю тебе помягче, что кокетство ни к чему доброму не ведет; и хоть оно имеет свои приятности, но ничто так скоро не лишает молодой женщины того, без чего нет ни семейственного благополучия, ни спокойствия в отношениях к свету: уважения. Радоваться своими победами тебе нечего. На сердце всякого мужчины написано: «Самой доступной». После этого изволь гордиться похищением мужских сердец. Подумай об этом хорошенько и не беспокой меня напрасно».

Поучения Пушкина звучат тем более полновесно, что он жизнью заплатил за вполне невинное кокетство жены.

(предыдущая)
Глава 8

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Fare thee well, and if for ever
Still for ever fare thee well.

Прощай, и если навсегда,
то навсегда прощай.

Байрон (англ.)

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин пас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
………………………………………
………………………………………
………………………………………

И я, в закон себе вменяя
Страстей единый произвол,
С толпою чувства разделяя,
Я музу резвую привел
На шум пиров и буйных споров,
Грозы полуночных дозоров;
И к ним в безумные пиры
Она несла свои дары
И как вакханочка резвилась,
За чашей пела для гостей,
И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась,
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей.

Но я отстал от их союза
И вдаль бежал… Она за мной.
Как часто ласковая муза
Мне услаждала путь немой
Волшебством тайного рассказа!
Как часто по скалам Кавказа
Она Ленорой, при луне,
Со мной скакала на коне!
Как часто по брегам Тавриды
Она меня во мгле ночной
Водила слушать шум морской,
Немолчный шепот Нереиды,
Глубокий, вечный хор валов,
Хвалебный гимн отцу миров.

И, позабыв столицы дальней
И блеск и шумные пиры,
В глуши Молдавии печальной
Она смиренные шатры
Племен бродящих посещала,
И между ими одичала,
И позабыла речь богов
Для скудных, странных языков,
Для песен степи, ей любезной…
Вдруг изменилось все кругом,
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.

И ныне музу я впервые
На светский раут привожу;
На прелести ее степные
С ревнивой робостью гляжу.
Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей
Перед хозяйкой молодою
И темной рамою мужчин
Вкруг дам как около картин.

Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.
Но это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный?
Для всех он кажется чужим.
Мелькают лица перед ним
Как ряд докучных привидений.
Что, сплин иль страждущая спесь
В его лице? Зачем он здесь?
Кто он таков? Ужель Евгений?
Ужели он?.. Так, точно он.
- Давно ли к нам он занесен?

Все тот же ль он иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите: чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнет иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
По крайней мере мой совет:
Отстать от моды обветшалой.
Довольно он морочил свет…
- Знаком он вам? - И да и нет.

Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всем,
Что пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит,
Что ум, любя простор, теснит,
Что слишком часто разговоры
Припять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.

Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Предметом став суждений шумных,
Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
Иль даже демоном моим.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как всё на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.

Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал…
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du сотте И jaut… (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу…

Люблю я очень это слово,
Но не могу перевести;
Оно у нас покамест ново,
И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме…)
Но обращаюсь к нашей даме.
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Вороненою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.

«Ужели,- думает Евгений: -
Ужель она? Но точно… Нет…
Как! из глуши степных селений…»
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
- Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я.-
«Да кто ж она?» - Жена моя.-

«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» - Около двух лет.-
«На ком?» - На Лариной.- «Татьяне!»
- Ты ей знаком? - «Я им сосед».
- О, так пойдем же.- Князь подходит
К своей жене и ей подводит
Родню и друга своего.
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон.

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна…
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.
Хоть он глядел нельзя прилежней,
Но и следов Татьяны прежней
Не мог Онегин обрести.
С ней речь хотел он завести
И - и не мог. Она спросила,
Давно ль он здесь, откуда он
И не из их ли уж сторон?
Потом к супругу обратила
Усталый взгляд; скользнула вон…
И недвижим остался он.

Ужель та самая Татьяна,
Которой он наедине,
В начале нашего романа,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья,
Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле,
Та девочка… иль это сон?..
Та девочка, которой он
Пренебрегал в смиренной доле,
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?

Он оставляет раут тесный,
Домой задумчив едет он;
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сон.
Проснулся он; ему приносят
Письмо: князь N покорно просит
Его на вечер. «Боже! к ней!..
О буду, буду!» и скорей
Марает он ответ учтивый.
Что с ним? в каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? суетность? иль вновь
Забота юности - любовь?

Онегин вновь часы считает,
Вновь не дождется дню конца.
Но десять бьет; он выезжает,
Он полетел, он у крыльца,
Он с трепетом к княгине входит;
Татьяну он одну находит,
И вместе несколько минут
Они сидят. Слова нейдут
Из уст Онегина. Угрюмый,
Неловкий, он едва-едва
Ей отвечает. Голова
Его полна упрямой думой.
Упрямо смотрит он: она
Сидит покойна и вольна.

Приходит муж. Он прерывает
Сей неприятный tete-a-tete;
С Онегиным он вспоминает
Проказы, шутки прежних лет.
Они смеются. Входят гости.
Вот крупной солью светской злости
Стал оживляться разговор;
Перед хозяйкой легкий вздор
Сверкал без глупого жеманства,
И прерывал его меж тем
Разумный толк без пошлых тем,
Без вечных истин, бол педантства,
И не пугал ничьих ушей
Свободной живостью своей.

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин,
На толки про роман туманный,
На вензель, двум сестрицам данный,
На ложь журналов, на войну,
На снег и на свою жену.
………………………………
………………………………
………………………………

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,
Перекрахмаленный нахал,
В гостях улыбку возбуждал
Своей осанкою заботной,
И молча обмененный взор
Ему был общий приговор.

Но мой Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной,
Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы.
О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай.

Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
И он ей сердце волновал!
Об нем она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь!

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.

Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен;
В тоске любовных помышлений
И день и ночь проводит он.
Ума не внемля строгим пеням,
К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень;
Он счастлив, если ей накинет
Боа пушистый на плечо,
Или коснется горячо
Ее руки, или раздвинет
Пред нею пестрый полк ливрей,
Или платок подымет ей.

Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит:
Кокетства в ней ни капли нет -
Его не терпит высший свет.
Бледнеть Онегин начинает:
Ей иль не видно, иль не жаль;
Онегин сохнет - и едва ль
Уж не чахоткою страдает.
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.

А он но едет; он заране
Писать ко прадедам готов
О скорой встрече; а Татьяне
И дела нет (их пол таков);
А он упрям, отстать не хочет,
Еще надеется, хлопочет;
Смелей здорового, больной,
Княгине слабою рукой
Он пишет страстное посланье.
Хоть толку мало вообще
Он в письмах видел не вотще;
Но, знать, сердечное страданье
Уже пришло ему невмочь.
Вот вам письмо его точь-в-точь.

ПИСЬМО ОНЕГИНА К ТАТЬЯНЕ

Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…

Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной -
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать - и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!.

Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Ответа нет. Он вновь посланье:
Второму, третьему письму
Ответа нет. В одно собранье
Он едет; лишь вошел… ему
Она навстречу. Как сурова!
Его не видят, с ним ни слова;
У! как теперь окружена
Крещенским холодом она!
Как удержать негодованье
Уста упрямые хотят!
Вперил Онегин зоркий взгляд:
Где, где смятенье, состраданье?
Где пятна слез?.. Их нет, их нет!
На сем лице лишь гнева след…

Да, может быть, боязни тайной,
Чтоб муж иль свет не угадал
Проказы, слабости случайной…
Всего, что мой Онегин знал…
Надежды нет! Он уезжает,
Свое безумство проклинает -
И, в нем глубоко погружен,
От света вновь отрекся он.
И в молчаливом кабинете
Ему припомнилась пора,
Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете,
Поймала, за ворот взяла
И в темный угол заперла.

Стал вновь читать он без разбора.
Прочел он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame do Staёl, Биша, Тиссо,
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел из наших кой-кого,
Не отвергая ничего:
И альманахи, и журналы,
Где поученья нам твердят,
Где нынче так меня бранят,
А где такие мадригалы
Себе встречал я иногда:
Е sempre bene господа.

И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко;
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них-то он
Был совершенно углублен.
То были тайные преданья
Сердечной, темной старины,
Ни с чем не связанные сны,
Угрозы, толки, предсказанья,
Иль длинной сказки вздор живой,
Иль письма девы молодой.

И постепенно в усыпленье
И чувств и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пестрый мечет фараон.
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.
То видит он врагов забвенных,
Клеветников, и трусов злых,
И рой изменниц молодых,
И круг товарищей презренных,
То сельский дом - и у окна
Сидит она… и все она!..

Он так привык теряться в этом,
Что чуть с ума не своротил
Или не сделался поэтом.
Признаться: то-то б одолжил!
А точно: силой магнетизма
Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.
Как походил он на поэта,
Когда в углу сидел один,
И перед ним пылал камин,
И он мурлыкал: Benedetta
Иль Idol mio и ронял
В огонь то туфлю, то журнал.

Дни мчались; в воздухе нагретом
Уж разрешалася зима;
И он не сделался поэтом,
Не умер, не сошел с ума.
Весна живит его: впервые
Свои покои запертые,
Где зимовал он, как сурок,
Двойные окны, камелек
Он ясным утром оставляет,
Несется вдоль Невы в санях.
На синих, иссеченных льдах
Играет солнце; грязно тает
На улицах разрытый снег.
Куда по нем свой быстрый бег

Стремит Онегин? Вы заране
Уж угадали; точно так:
Примчался к ней, к своей Татьяне
Мой неисправленный чудак.
Идет, на мертвеца похожий.
Нет ни одной души в прихожей.
Он в залу; дальше: никого.
Дверь отворил он. Что ж его
С такою силой поражает?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.

О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева…
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно все. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.

Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей…
О чем теперь ее мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче - боже! - стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…

Тогда - не правда ли? - в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…
А нынче! - что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда. За ним
Довольно мы путем одним
Бродили по свету. Поздравим
Друг друга с берегом. Ура!
Давно б (не правда ли?) пора!

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!

Прости ж и ты, мой спутник странный,
И ты, мой верный идеал,
И ты, живой и постоянный,
Хоть малый труд. Я с вами знал
Все, что завидно для поэта:
Забвенье жизни в бурях света,
Беседу сладкую друзей.
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл;
Еще не ясно различал.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Подробности Категория: «Великий, могучий и правдивый русский язык» Опубликовано 18.02.2016 19:41 Просмотров: 3055

В русский язык множество слов пришло из других языков. Заимствования иностранных слов – один из способов развития современного языка.

Мы уже затрагивали этот вопрос в статье «Лексика русского языка» . Заимствования: зло это или благо для языка? Споры об этом идут давно, то затихая, то снова разгораясь. Так, в заголовке нашей статьи мы использовали цитату А.С. Пушкина – его слова «Шишков, прости, не знаю, как перевести...» как раз и указывают на то, что языковые заимствования волновали писателей и языковедов ещё в XIX в.
Но кто такой Шишков? И какую фразу Пушкин не мог перевести?

Александр Семёнович Шишков (1754-1841)

А.С. Шишков – русский писатель, военный и государственный деятель, адмирал. Один из ведущих российских идеологов времён Отечественной войны 1812 г., известный консерватор, инициатор издания охранительного цензурного устава 1826 г. Президент литературной Академии Российской, филолог и литературовед.

О. Кипренский «Портрет А.С. Шишкова»
Получив домашнее образование, А.С. Шишков окончил Морской кадетский корпус, в 1769 г. был произведён в гардемарины и с того же года стал ходить в учебные плавания. В 1772 г. Шишков был произведён в мичманы. Почти два десятилетия он оставался на морской службе с постепенным повышением в чинах и одновременно преподавал в Морском корпусе. Также он писал и переводил книги, в основном о морском искусстве.
Одно время Шишков был в опале у императора Павла I и в это время занялся филологической работой, т.к. в 1796 г. был избран членом Российской академии.
В 1800 г. он временно исполнял должность вице-президента Адмиралтейств-коллегии. Но с началом правления Александра I отошёл от активной деятельности.

«Беседа любителей русского слова»

Зал заседаний литературно общества «Беседа любителей русского слова»
«Беседа любителей русского слова» – литературное общество, образовавшееся в Петербурге в 1811 г. Во главе этого общества стояли Г. Р. Державин и А.С. Шишков. Члены этого общества придерживались консервативных взглядов, были сторонниками классицизма и выступали против реформы литературного языка, которые проводили сторонники Н.М. Карамзина. «Карамзинисты» также объединились в общество «Арзамас» и полемизировали с членами «Беседы...». В чём были разногласия?
Сторонники «Беседы...» (их также ещё называли «архаистами») выступали против того, что казалось им искусственными, надуманными формами в литературном языке. Искусственное искажение языка происходило, по их мнению, от многочисленных иностранных заимствований, например, галлицизмов (французских заимствований), которые захлестнули Россию с XVIII в. По этому поводу А.С. Шишков указывал в своём «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» (1803): «Возвращение к коренным словам своим и употребление оных по собственным своим о вещах понятиям всегда обогащает язык, хотя бы оные по отвычке от них нашей сначала и показались нам несколько дики».

В. Тропинин «Портрет Н.М. Карамзина» (1818)
Для «карамзинистов» на первый план выходили эстетические свойства языка, они увлекались западными идеями и верили в положительную силу прогресса, который они видели в том числе в развитии и обогащении родного языка также и за счёт заимствований.
В «Беседу...» входили также Н.И. Гнедич и И.А. Крылов, отстаивавшие, в противовес Карамзину и сторонникам сентиментализма, национально-демократические традиции в развитии русского литературного языка, гражданский и демократический пафос в поэзии. Этим определялась ориентация именно на «Беседу...» писателей декабристского направления, в том числе А.С. Грибоедова, П.А. Катенина, В.Ф. Раевского и др.
«Беседа любителей русского слова» распалась после смерти Державина в 1816 г.
Насколько актуальным был вопрос о чистоте русского языка в то время, можно судить по словам англичанки М. Уилмот, которая посетила в 1805 г. Санкт-Петербург и Москву: «Русские переносят вас во Францию, не осознавая нимало, сколь это унизительно для их страны и для них самих; национальная музыка, национальные танцы и отечественный язык - всё это упало, и в употреблении только между крепостными».

Если это явление было заметно даже иностранцам, то насколько оно должно было волновать умы русских патриотов! А.С. Шишков в 1811 г. писал: «Воспитание должно быть отечественное, а не чужеземное. Учёный чужестранец может преподать нам, когда нужно, некоторые знания свои в науках, но не может вложить в душу нашу огня народной гордости, огня любви к отечеству, точно так же, как я не могу вложить в него чувствований моих к моей матери... Народное воспитание есть весьма важное дело, требующее великой прозорливости и предусмотрения. Оно не действует в настоящее время, но приготовляет счастие или несчастие предбудущих времен, и призывает на главу нашу или благословение, или клятву потомков».
В 1813 г. А.С. Шишков был назначен президентом Российской Академии наук и, в противовес Академии наук, в которой в основном были иностранцы, мечтал собрать в неё всех национально мыслящих русских учёных. К его чести, он привёл в Российскую Академию многих людей, с которыми когда-то полемизировал: активных членов кружка «Арзамас», М. М. Сперанского и др.
А. С. Шишков уделял большое внимание развитию как российской, так и общеславянской филологии. Он одним из первых осуществил попытку организовать кафедры славяноведения при российских университетах, создать Славянскую библиотеку в Петербурге, в которой были бы собраны памятники литературы на всех славянских языках и все книги по славяноведению. При Шишкове академия многое сделала для просвещения провинции.
В 1824 г. Шишков был назначен на пост министра народного просвещения и главноуправляющего делами иностранных вероисповеданий. В первом же заседании Главного правления училищ Шишков сказал, что министерство должно прежде всего оберегать юношество от заразы «лжемудрыми умствованиями, ветротленными мечтаниями, пухлой гордостью и пагубным самолюбием, вовлекающим человека в опасное заблуждение думать, что он в юности старик, и через то делающим его в старости юношею».

Употреблять или не употреблять иностранные слова?

Теперь мы понимаем, что имел в виду А.С. Пушкин, говоря «Шишков, прости...». Но давайте вспомним этот отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В последней главе автор даёт нравственную оценку Татьяне Лариной и описывает её так:

Все тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков, прости: Не знаю, как перевести.)

П. Соколов. Онегин и Татьяна
Дело в том, что в русском переводе данное выражение означает: «хороший тон, хороший вкус». Но если бы в Татьяне поэт видел только лишь хороший тон и хороший вкус, то это была бы слишком недостаточная характеристика героини. Кроме того, для Пушкина важно было передать мысль на языке, на котором она нашла наиболее адекватное выражение. Признание Пушкина в своём бессилии перевода, конечно же, шутливое. Но в любой шутке всегда есть доля истины: перевод был бы слишком приблизителен. Но поэт знал Шишкова как ревнителя «чистоты» русского языка – ведь юный Пушкин и сам был членом общества «Арзамас», поэтому слова эти можно объяснить полемикой представителей двух обществ.
Но у Пушкина в характеристике Татьяны нет никакой иронии, в отличие от описания воспитания и образа жизни Онегина в I главе романа. Там comme il faut – синоним поверхностного воспитания, как и в повести Л.Н. Толстого «Юность». Заимствованная лексика в художественном тексте обычно мотивирована, это чувствует и понимает читатель даже без шутливого замечания.
Когда Пушкин в «Евгении Онегине» употреблял французские слова и выражения, он показывал реальную языковую ситуацию в России того времени. Об этом же говорит и А.С. Грибоедов в «Горе от ума», но уже с несколько иным оттенком: он иронизирует над «смешеньем языков: французского с нижегородским» (в реплике Чацкого). И Чацкий у Грибоедова ни одного слова французского не употребил, хотя Фамусов о нём говорит, что он «славно пишет, переводит». Как видим, и в то время к заимствованиям было разное отношение.
Очень много французской речи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Почему? Ведь известна тяга писателя к опрощению, к идеализации крестьянского быта, к его личному стремлению жить простой жизнью народа.
Чтобы создать реалистическое произведение такого масштаба, как «Война и мир», надо было показать все реалии жизни русского общества того времени. Владеть определённым иностранным языком - означало принадлежать к определённому сословию. Исключив французскую речь из светских салонов, Толстой не смог бы во всей полноте показать светское общество. В то время французский язык был языком общения русских дворян. Можно было не знать родной язык, но французский истинный дворянин знать был обязан.
Но именно это и возмущало А.С. Шишкова. В своём «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» он пишет: «Отколъ пришла намъ такая нелѣпая мысль, что должно коренный, древній, богатый языкъ свой бросить, и основать новый на правилахъ чуждаго, несвойственнаго намъ и бѣднаго языка Францускаго? Поищемъ источниковъ сего крайняго ослѣпленія и грубаго заблужденія нашего.
Начало онаго происходитъ отъ образа воспитанія: ибо какое знаніе можемъ мы имѣть въ природномъ языкъ своемъ, когда дѣти знатнѣйшихъ бояръ и дворянъ нашихъ отъ самыхъ юныхъ ногтей своихъ находятся на рукахъ у Французовъ, прилѣпляются къ ихъ нравамъ, научаются презирать свои обычаи, нечувствительно покупаютъ весь образъ мыслей ихъ и понятій, говорятъ языкомъ ихъ свободнѣе нежели своимъ, и даже до того заражаются къ нимъ пристрастіемъ, что не токмо въ языкѣ своемъ никогда не упражняются, не токмо не стыдятся не знать онаго, но еще многіе изъ нихъ симъ постыднѣйшимъ изъ всѣхъ невѣжествомъ, какъ бы нѣкоторымъ украшающимъ ихъ достоинствомъ, хвастаютъ и величаются?».

Он так пламенно защищал чистоту русского языка, что иногда слишком увлекался, называя русский язык мировым праязыком: «Иностранным словотолкователям, для отыскания первоначальной мысли в употребляемых ими словах, следует прибегать к нашему языку: в нём ключ к объяснению и разрешению многих сомнений, который тщетно в своих языках искать будут...».
Политические убеждения и литературные интересы Шишкова заставляли его принимать близко к сердцу вопросы народного просвещения. Главную задачу воспитания Шишков видел в том, чтобы вложить в душу ребенка «огонь народной гордости», «огонь любви к Отечеству», и это могло бы обеспечить, с его точки зрения, только воспитание национальное, развивающее знания на родной почве, на родном языке. Народное образование должно быть национальным – таким был основной идеал Шишкова.
Давайте подведём итог: так нужны ли всё-таки заимствования в русском языке? А если нужны, то в каком количестве?

Нужны ли заимствования?

Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества, поэтому заимствования иностранных слов – один из способов развития современного языка.
Контакты, взаимоотношения народов, профессиональных сообществ, государств являются причиной заимствований. И если в языке отсутствует соответствующее понятие, то это важная причина заимствования. Многие иностранные слова, заимствованные русским языком в далеком прошлом, настолько им усвоены, что их происхождение обнаруживается только с помощью этимологического анализа.
Угрожают ли заимствования русскому языку? Вот что по этому поводу говорит профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ Марина Юрьевна Сидорова (с сайта Pravmir.ru): «Я бы сказала, что заимствования – это самое последнее, с чем нужно целенаправленно бороться. Нужно бороться с общим падением культуры и нужно бороться с тем, что, к сожалению, в последнее время для многих молодых жителей крупных городов русский язык становится не языком оригинальной культуры, а языком перевода». И далее профессор делает очень интересные замечания: «С моей точки зрения, все попытки ограничить употребление иностранных слов путём каких-то санкций или запрещения очень похожи на попытки ограничить распространение насморка тем, чтобы встать зимой у метро и всем простуженным, прежде чем они войдут в метро, вытирать носы. На состояние насморка это никак не влияет. Речь идет, во-первых, о культуре тех, кто использует это слово, и, во-вторых, о культуре тех, кто это слово «придумывает», об их таланте, языковой интуиции».
«Не заимствования, не иностранные слова и не некие программисты портят язык. Русскому языку наносят огромный ущерб те люди, которые пытаются нашу науку перевести на английский язык, которые пытаются заставить нас лекции читать по-английски, публиковаться по-английски, студентов – защищать дипломы по-английски».
«Наука – это мышление, а мыслить гибко, мыслить глубоко, мыслить творчески можно только на своём родном языке».
А вот что сказал о русском языке и заимствованиях И.С. Тургенев, который, как известно, большую часть своей жизни провёл за границей, владел не только несколькими европейскими языками, но и древнегреческим, латинским, что позволило ему свободно читать античных классиков.

Может быть, к его словам сто́ит прислушаться?

25 января, поздравляя всех Татьян с именинами, мне вспомнилась самая первая Татьяна ещё со школьной поры. Наверное, она почти у всех была первая, - пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина». Недавно снова перечитывала это бессмертное произведение своего любимого поэта с неизменным интересом и душевной пользой. Помню, что про образ Татьяны мы писали сочинение, сравнивали его с «блестящей Ниной Воронской» и своими представлениями идеала женского образа…

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей...


Много «воды утекло» с тех пор… Менялись моды и наши представления о ней, изменялись и наши внешние образы, в нашей стране и городе появились профессиональные стилисты-имиджмейкеры. И мы пытались внешне совершенствоваться - лицо, причёску, фигуру, одежду… Но с годами стали замечать, что чем больше внимания уделяется внешнему, тем меньше его остаётся на главное - внутреннему своему состоянию. И не заметили, как и в обществе внешнее стало предъявлять свои претензии на главенство: появился культ тела, внешней красоты и развлечений. А мы, с изумлением глядя на происходящее, стали полностью согласны с Александром Сергеевичем: «В них жизни нет, - всё куклы восковые».

А потом увидели, что и у стилистов-имиджмейкеров бывает, что счастья нет, т.к. уходят мужья и рушатся семьи… Значит, - не в стилях и имиджах дело… А в чём же? И как найти нам гармонию между внутренним и внешним своим состоянием. Мы часто видим, а иногда и сами ощущаем, когда нет соответствия между этими важными понятиями, получается лишь пустое актёрство, маска, а в обществе - маскарад.

Для себя я снова нашла подтверждение выражения этой гармонии в образе Татьяны Лариной:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut… (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

К ней дамы подвигались ближ
Старушки улыбались ей
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале; и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar...
Но обращаюсь к нашей даме.
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.



Мы так и не узнали: какого роста была Татьяна, какая она была - хрупкая или наоброт? Какие у неё были глаза и волосы? Никто не называл её «прекрасной», внешность её ни у кого не вызывала восторга и поклонения. Но, как видим, и сама Татьяна была к этому равнодушна, - нисколько не заботилась, чтобы произвести впечатление своей внешностью. Но в то же время видим, что она пользуется несомненным уважением и мужа и всего общества: "К ней дамы подвигались ближе; Старушки улыбались ей; Мужчины кланялися ниже, Ловили взор ее очей; Девицы проходили тише Пред ней по зале; и всех выше И нос и плечи подымал Вошедший с нею генерал".

А секрет видимо здесь в том, что Татьяна прекрасна и обаятельна не внешним, а внутренним своим устроением, - той милой и очаровательной женственностью, о которой потом так сожалел Онегин, которая была редка и тогда, и сейчас так крайне редко встречается в современных нам женщинах…

Спасибо Вам за урок, Александр Сергеевич!