Практическая работа по рассказу телеграмма. Урок - размышление по рассказу К

Разделы: Литература

Класс: 8

Форма: урок-размышление.

Метод: проблемный (беседа).

Цели:

1. Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского “Телеграмма”; выяснить его компози ционные и художественные особенности; выяснить, как в рассказе выражается авторское “я”.

2. Формировать устную речь учащихся; образное мышление.

3. Способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострада ние, милосердие, чувство долга.

Оборудование:

1. Портрет К.Г.Паустовского.

2. Кассета с записью П.И.Чайковского “Времена года”.

3. “Листок” из литературоведческого словаря.

Запись на доске:

1. Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

Отчий дом – дом, где живут родители; родительский.

2. Эпиграфы:

  • Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
  • Поклонись до земли своей матери
    И отцу до земли поклонись,
    Мы с тобою в долгу неоплаченном
    Свято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин)
  • За добро плати добром…(К.Г.Паустовский)
  • Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать. (А.М.Горький)

3. Проблемный вопрос:

Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения К.Г.Паустовского?

І. Вступительное слово учителя.

Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский - это и юг, с которым связаны “Кара Бугаз”, “Чёрное море”; и север, который вызвал к жизни такие книги, как “Озёрный фронт”, “Северная повесть”. Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит об этом Паустовский: “Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”.

Именно здесь написаны “Мещёрская сторона”, “Повесть о лесах”, “Телеграмма”, “Во глубине России”.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы с удовольствием прочтёте в будущем повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением и трепетом в душе, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело?

Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? Может быть, в желании разобраться в истинности человеческих чувств?

На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом К.Г.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями.

Вы видите на доске несколько эпиграфов. Постараемся к концу урока выбрать один, который бы раскрывал основную мысль не только рассказа, но и нашего урока.

ІІ. Беседа по тексту.

Ребята, почему люди посылают телеграммы?

Рассказ Паустовского называется “Телеграмма”. Как бы вы её охарактеризовали, о чём она?

Кто из героев нуждается в помощи, поддержке?

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Сейчас вы услышите музыку Петра Ильича Чайковского и пейзажную зарисовку из рассказа “Телеграмма”.

(На фоне музыки ЧайковскогоП.И. “Времена года” - “Октябрь” учитель читает начало рассказа).

Подумайте, как с помощью картины природы автор передаёт состояние Катерины Петровны? Каково оно? Помогла ли вам музыка, понять это состояние?

(Увядание природы, даже омертвение её; эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны)

Какие изобразительные средства при этом использует автор рассказа? На доске вы видите своеобразный “листочек” из литературоведческого словаря, если вы что-то подзабыли, вы можете им воспользоваться.

(Олицетворения - полегла, тащилась; эпитеты - рыхлые; метафора – назойливо сыпался)

Обратите внимание, как тонко Паустовский проводит параллель между тем, что происходит в природе и состоянием человека. (Доцветал и всё не мог доцвести один маленький подсолнечник; она (К.П.) доживала свой век).

Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе).

На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник? Найдите, пожалуйста, описание в тексте. (Указывает на безмерность одиночества К.П.)

Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для Паустовского не только предметы быта, но ещё с их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.

Автор является непосредственным участником событий, которые он описывает в рассказе “Телеграмма”. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя героини изменено). Это с ним Екатерина Ивановна выходит в сад в последний раз в своей жизни. Послушайте, пожалуйста, воспоминания К.Г.Паустовского из повести “Золотая роза”.

“Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!”

А теперь обратимся к тексту рассказа и прочитаем этот же эпизод.

(Чтобы ещё острее чувствовалось одиночество К.П.)

В воспоминаниях мы чётко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем его присутствие. Кстати, глава, в которой автор поместил свои воспоминания, называется “Зарубки на сердце”. Какие изобразительно - выразительные средства указывают на глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине?

(Метафора – “позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю”. “Позабытые”- автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть одиночество К.П.; ведь и её как бы позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

Несколько раз повторяется слово холодный: холодный воздух, холодная ветка.

В судьбе клёна тоже видна неустроенность, одиночество: “Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает (опять параллель).

Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери. Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Сядьте поудобнее, закройте глаза или просто опустите голову. Существует такой приём “открытой ладони”. Когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, вы будете поднимать ладошку. Цель этого задания я вам объясню позже.

(Учитель читает письмо Катерины Петровны к Насте)

Используя этот приём, мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, которые по программе должны обсуждать какую-то определённую тему, и совсем не обязательно, чтобы наше мнение совпадало, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково, и мы не участники, а соучастники очень не простого разговора. Спасибо вам за неравнодушие. Я думаю, что мы можем продолжить дальше.

Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живёт и работает Настя. Что мы узнаём о Насти из 1 части? Как мы к ней относимся?

(Нигде мы не увидели осуждения К.П., её жалоб на Настю, наоборот, она оправдывает дочь. “У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье”. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе)

А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

(- Большой город, отсутствие уголков природы.

Настя – равнодушный, чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она не нужна им в жизни).

Но можно ли говорить о равнодушии, чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого талантливого скульптора?

(Настойчива, требовательна)

Как оценили деятельность Насти художники?

(Он подчёркивает самолюбование Насти). Найдите подтверждение в тексте.

На какую деталь портрета Насти вы сразу обратили внимание?

(Холодные глаза)

Л.Н.Толстой говорил, что “глаза – зеркало человеческой души”, а здесь такой разоблачающий эпитет. Нужно ли что-то ещё говорить о характере Насти?

Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у неё “холодные глаза”.

Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в её сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше 3-х лет? Обратимся к тексту.

И великий сатирик, и автор видят Настю изнутри: доброта её показная, ненастоящая. Паустовский постоянно развивает эту мысль. Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте.

- “А с кафедры неслось….”. Обратите внимание на резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. И это осуждающее Гоголя: “Эх ты”.

Снова перенесёмся в старинный заброшенный опустевший дом. Каково состояние Катерины Петровны?

(Она доживала последние дни, - и ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь)

Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

В каких поступках Тихона проявляется его доброе отношение к Катерине Петровне? Какие слова из текста характеризуют его жизненные принципы?

Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг? Посмотрите на себя со стороны, подумайте.

Итак, ребята, вернёмся к нашему вопросу: почему же с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения Паустовского?

Какой из эпиграфов раскрывает идейный замысел рассказа и основную мысль нашего разговора? Докажите.

Я думаю, ребята, что в названии “Телеграмма” скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. “Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой”. Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

ІІІ. Домашнее задание.

1. Написать сочинение на одну из тем:

  • “Что значит для меня отчий дом?”
  • “Какой я сын (дочь)?”
  • “О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма”.

(Задание даётся на выбор).

Урок литературы в 8 классе на тему «НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ…» по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Учитель русского языка и литературы

Бармина Галина Вадимовна

Цель урока : определение идейного содержания произведения, формулирование личного отношения к проблеме, поднятой автором, найти художественные особенности, помогающие понять главную идею рассказа;

Задачи урока:

формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии, чувстве долга, сострадании

Помочь осознать духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

Форма: урок- размышление.

Метод: проблемный (беседа).

Оборудование:

портрет писателя

вставка рисунков к произведениям

презентация.

На доске эпиграфы:

«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать».М. Горький

Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и прежде всего МАМА.

Самозабвенная и бескорыстная любовь матери - что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести . Все мы в долгу перед нашими матерями. Чингиз Айтматов.

Проблемный вопрос : Любовь к матери - долг или веление сердца?

План урока

1.Вступительное слово учителя.

2. Первичное закрепление материала. Анализ прочитанного произведения.

3. Работа с терминами.

4. Чтение с остановками.(анализ рассказа).

5. Звучит песня Людмилы Михеевой «Позвоните дети матерям»

6. Рефлексия.

7. Творческое домашнее задание.

Ход урока :

1.Вступительное слово учителя:

Наш урок посвящен рассказу Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма» "

Когда слышишь имя Паустовский, то в памяти всплывают его удивительные рассказы о животных, природе, перед глазами предстает удивительный край Мещёра. Создавая свои удивительные произведения, Паустовский отмечал, что «Средняя полоса России всецело завладела мной. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди и наша земля”. Именно здесь написан рассказ «Телеграмма».

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. И чаще всего именно о них, простых людям написаны рассказы и повести Паустовского. В них нет остросюжетных сцен, невероятных историй. Там ведется неторопливое повествование о самых важных для человека вещах: доброте, чуткости и глубокой связи человека и природы.

Урок- размышление потому, что чтение произведений Паустовского требует большой работы мысли и сердца. Рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам

Замысел рассказа . Замысел рассказа «Телеграмма» был подсказан самой жизнью. К.Г. вспоминал, что поздней осенью поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка - дочь Пожалостина, Катерина Ивановна.

Единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери - она

только раз в 2 месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

Вот так жизненный эпизод, житейский материал стал глубоким по своим человеческим урокам рассказом.

Сам писатель очень часто был вынужден быть вдалеке от матери (трудные годы,

войны). Мать К.Г. умерла от воспаления лёгких в то время, когда сам он заболел

сыпным тифом. Когда Паустовский приехал на могилу, то узнал, что через неделю

после смерти матери умерла и его сестра Галя.

«Сидя у могилы, рядом с полотном железной дороги, - пишет К.Паустовский в биографической «Повести о жизни», - я чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо проносились тяжёлые поезда. Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо мне, как тревожилась в жизни. Она часто смотрела мне в глаза и спрашивала:

Ты ничего от меня не скрываешь, Костик? Смотри, не скрывай. Ты же знаешь,что я готова пойти на край света, чтобы тебе помочь.

Всепоглощающая материнская любовь - нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.

- Но почему-то рассказы о простых людях читаются с трепетом и волнением?

- В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям?

Может быть, в умении остановиться и внимательно посмотреть в глаза людям, которые окружают тебя каждый день?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

Обратимся к рассказу.

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему, читая его, мы испытываем волнение?

-В чем заключена его притягательная сила?

Вспомните рассказы, о которых мы с вами уже рассуждали на уроках литературы. (С. Воронина «Беженка», «Уроки французского», смотрели фильм «Бабуся».) Что их объединяет?

(одиночество героинь, ощущение своей ненужности близким людям, душевная черствость).

- Какая проблема затронута писателем? (Нравственная проблема)

- Как вы понимаете слово нравственность? Какие понятия включает в себя «нравственность»? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

2. Первичное закрепление материала. Анализ прочитанного произведения

Необходимо было найти описания природы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние Катерины Петровны?

Учитель читает начало рассказа.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны.

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа - это живое существо , связанное незримой нитью с человеком.

- Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (автор показывает взаимосвязь между жизнью героини(доживает последние дни) и состоянием увядания природы.

(Увядание природы, даже омертвение её; эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны)

Почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»?

- Что такое телеграмма?

- Почему при слове “телеграмма” возникает волнение, ожидание чего-то неизбежного? (Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду)

- А сколько было телеграмм послано в рассказе? (две)

- Куда, кому и кем они были отправлены? (На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.)

В чем заключается основное назначение телеграммы?

Учащиеся читают содержание обеих телеграмм

1 - дочери Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».

2 - матери Катерине Петровне в Заборье: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

- Почему Катерина Петровна не поверила прочитанной ей телеграмме?

- Кем были отправлены телеграммы? Почему?

Одна из задач нашего урока: доказать, что является Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа - это живое существо, связанное незримой нитью с человеком.

- О чём этот рассказ ? (Основная тема — взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти-хона о Насте — завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)

Мы встречались с Паустовским — мастером пейзажной прозы.

- А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Нет… Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях.) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя их роль иная, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока — определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

Послушайте, пожалуйста, воспоминания К.Г. Паустовского из повести «Золотая роза» .

«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!»

3.Работа с терминами.

Какие изобразительно - выразительные средства указывают на глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине?

(Метафора - «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю». «Позабытые»- автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть одиночество К.П.; ведь и её как бы позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

4.Чтение с остановками.

Работа с пейзажными эпизодами

- Какие мысли автор передает через этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже отмирании природы: октябрь - «на редкость холодный», ветлы - «облетевшие», трава - «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение - тучи « тащились », « цеплялись », « даже сыпались назойливо ».

- Как построены предложения у писателя ? (Фразы короткие, от них веет холодом и безысходностью. Выделяется только предложение о подсолнечнике , который « все доцветал и никак не мог доцвесть»)

Обратите внимание, как тонко Паустовский проводит параллель между тем, что происходит в природе и состоянием человека.

- Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

(У читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного неба) (показ презентации слайд №3).

- Одинокий подсолнух, озябший клён , позабытые звёзды — вот приметы этой холодной осени.

Какие выразительные средства использует Паустовский при описании природы?

(эпитеты, олицетворения, метафоры, художественная деталь)

- Есть ли в этом эпизоде сочувствие автора Катерине Петровне? Почему?

(Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» - значит и без того было трудно.)

- Что приносит осень Катерине Петровне? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины.)

Работа с текстом . Найдите в тексте детали интерьера. Объясните, что вы почувствовали, читая примеры?

(«Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

(Олицетворения - полегла, тащилась; эпитеты - рыхлые; метафора - назойливо сыпался)

Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе).

Найдите в тексте описание керосинового ночника. Случайно ли о нём упоминает автор? (нет, он указывает на глубокое одиночество Катерины Петровны)

Я думаю, вы убедились, что деталь для Паустовского не только предметы быта, но ещё с их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.

Работа с текстом.

- Каково состояние Катерины Петровны? На что она продолжает надеяться?

(Она доживала последние дни, - и ждала, слабо надеясь, что дочь приедет. Именно надежда на встречу с ней и поддерживает в ней жизнь)

Как то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.

Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову тёплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.

Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:

— Кто стучит?

Но за забором никто не ответил.

— Должно быть, почудилось, — сказала Катерина Петровна и побрела назад.

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную , мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Два раза повторяется слово «холодный»:холодный воздух, холодная ветка.

Вывод. В судьбе клёна тоже так же, как и в жизни Катерины Петровны, ощущается глубокое одиночество: «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает (параллель).

Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери.

Учитель читает письмо Катерины Петровны к Насте)

«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? (высказывания учащихся)

- Почему она это сделала?

- Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

Паустовский всем сердцем сострадает своей героине, переживает вместе с ней ее одиночество. Ощущая ее обреченность, чувствуя, что она нуждается в сердечном тепле, заботе родного человека, именно надежда на встречу с дочерью придает ей сил.

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь).

- В каких поступках Тихона проявляется его доброе отношение к Катерине Петровне? В конце рассказа мы слышим слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему он обращается именно Манюшке? (Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте. «…не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.

Прочитайте в тексте слова, обращенные к Манюшке.

— Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой… -

Урок нравственности и доброты преподносят нам в рассказе простые люди Тихон, дочь колхозного сапожника Манюшка, которая шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь спит на диване, при этом они не ждут благодарности, а родная дочь в это время тоже творит добро для художника, но добро ненастоящее, показное.

- Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг? Посмотрите на себя со стороны, подумайте.

- Как Паустовскому удалось вызвать у нас чувство раздражения, неприязни к Насте?

Посмотрите внимательно на то, как построен рассказ. Автор переносит нас из одного места (из села, где живет героиня в город, в котором работает ее единственная дочь)

- Что вы узнали о Насте из 1 части? Как вы к ней относитесь?

Посмотрите внимательно на то, как построен рассказ. Автор переносит нас из одного места (из села, где живет героиня, в город, в котором работает ее единственная дочь)

Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как Катерина Петровна пытается оправдать дочь? Найдите строки в тексте.

(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как небрежно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе).

Пример из текста:

1. Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, - решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет - значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

2. В дверях появилась курьерша из Союза - добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте какие-то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, ухмыляясь, подала ей телеграмму.
Настя вернулась на свое место, незаметно вскрыла телеграмму, прочла и ничего не поняла:
«Катя помирает. Тихон».
«Какая Катя? - растерянно подумала Настя. - Какой Тихон? Должно бить, это не мне».
Она посмотрела на адрес: нет, телеграмма была ей. Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте: «Заборье».
Настя скомкала телеграмму и нахмурилась.

3. — Что? — спросил он шепотом и показал глазами на скомканную в руке Насти телеграмму. — Ничего неприятного?

— Нет, — ответила Настя. — Это так… От одной знакомой…

А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

(- Большой город, отсутствие уголков природы.)

Описания природы, когда речь касается Насти, нет, это говорит нам о том, что она - равнодушный, чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она не нужна им в жизни).

- Но можно ли говорить о равнодушии, чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого талантливого скульптора? (Настойчива, требовательна)

Как оценили деятельность Насти художники?

(Он подчёркивает самолюбование Насти). Найдите подтверждение в тексте.

На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

На какую деталь портрета Насти вы сразу обратили внимание? (Холодные глаза)

- Л.Н. Толстой говорил, что “глаза - зеркало человеческой души”, а здесь такой разоблачающий эпитет.

Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у неё “холодные глаза”.

-Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в её сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше 3-х лет? Обратимся к тексту.

Он снял с одной из фигур мокрые тряпки, придирчиво осмотрел ее со всех сторон, присел на корточки около керосинки, грея руки, и сказал:

Ну вот он, Николай Васильевич! Теперь прошу!

Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка.

«А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!»

Что вы можете сказать о Насте, есть ли в ее душе место доброте? Какая она ее доброта?

(доброта её показная, ненастоящая). Паустовский постоянно развивает эту мысль.

Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте.

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, — решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

- “А с кафедры неслось….”. Обратите внимание на резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. И это осуждающее Гоголя: “Эх ты”.

Снова перенесёмся в старинный заброшенный опустевший дом.

- Какую черту во внешнем облике Насти подчеркивает автор?

Как к ней относятся («Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».Сольвейг - в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным.

- Каково авторское отношение к Насте? (По тексту мы видим, чтопрямых авторских оценок нет, но Паустовский отмечает очень важную деталь в портрете Насти - Глаза) А мы с вами знаем, что глаза - зеркало человеческой души

- Успела ли Настя приехать к живой матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей):

Работа с текстом.

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.

На похороны собрались старухи и ребята.

- С какой целью Паустовский показывает нам молодую учительницу во время похорон Катерины Петровны?

Работа с текстом.

Учительница была молоденькая, застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка. Она увидела похороны и робко остановилась, испуганно посмотрела на маленькую старушку в гробу. На лицо старушки падали и не таяли колкие снежинки. Там, в областном городе, у учительницы осталась мать — вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая.

Учительница постояла и медленно пошла вслед за гробом. Старухи оглядывались на нее, шептались, что вот, мол, тихая какая девушка и ей трудно будет первое время с ребятами — уж очень они в Заборье самостоятельные и озорные.

Учительница наконец решилась и спросила одну из старух, бабку Матрену:

— Одинокая, должно быть, была эта старушка?

— И-и, мила-ая, — тотчас запела Матрена, — почитай что совсем одинокая. И такая задушевная была, такая сердечная. Все, бывало, сидит и сидит у себя на диванчике одна, не с кем ей слова сказать. Такая жалость! Есть у нее в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников.

….Учительница подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку. Потом быстро выпрямилась, отвернулась и пошла.

- Как вы думаете, о чем в этот момент подумала она?

- С какой целью Паустовский сравнивает героинь? Что он хочет этим сказать?

(Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы». Она тоже уехала из дома, оставив родных. Сцена похорон Катерины Петровны как наказ ей - не повторить ошибок Насти).

Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

Молодая учительница чуткий, душевный человек, любит свою мать, скучает о ней, а Настина душа « глуха », пока не случится страшное горе. Только тогда она начинает понимать, что она потеряла. Но будет уже слишком поздно

В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смёрзлась комками — и холодную тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.

В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.

Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.

- Наступит ли время раскаяния для Насти?

- Чему же учит нас рассказ? Не растерять доброту, любовь, не забывать о близких, быть чуткими и внимательными.

Давайте вернемся к эпиграфам нашего урока. Какой из них больше подходит нашему уроку.

Какой ответ вы бы дали на проблемный вопрос нашего урока: « Любовь к матери - долг или веление сердца?»

ВЫВОД.

Я думаю, ребята, что в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ - это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. «Будь человеком! - напоминает Паустовский. - За добро плати добром. Не будь пустельгой». Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

Не забывайте Матерей!

Они печалятся в разлуке.
И нет для них страшнее муки -
Молчанье собственных детей.
Не забывайте Матерей!
Они ни в чём не виноваты.
Как прежде их сердца объяты
Тревогой за своих детей.
Пишите письма Матерям,
Звоните им по телефону!

5.Звучит песня Людмилы Михеевой «Позвоните дети матерям»

6. Рефлексия

На уроке мне было сложно:

Урок помог задуматься:

Я понял(а):

7. Творческое домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

«Какой я сын (дочь)?»

«О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма».

Написать письмо Насте.

Урок по теме: "К. Г. Паустовский"Телеграмма" рекомендован для учащихся 7-8классов, посвящен празднику - День матери. Художественный текст произведения содержит огромный нравственный (воспитательный) потенциал, что особенно актуально в нашей жизни современного общества.

Подготовка к уроку: учащиеся заранее прочитали рассказ К. Паустовского.

На основе анализа эпизодов, составления схемы, учащиеся самостоятельно подходят к осмыслению основной мысли рассказа, выявляют проблематику, актуальность всего произведения в целом.

Данный урок может быть проведен как урок внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы.

(Внеклассное чтение)

Класс: 7-8

Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Задачи:

  1. Знакомство с произведением К. Г. Паустовского.
  2. Формирование умения анализировать эпизоды, формулировать основную мысль эпизода и всего рассказа.
  3. Развитие устной речи, памяти, внимания, воображения.
  4. Воспитание чувства ответственности, любви, уважения, сострадания; чувства сыновнего долга.

Оборудование: записи на доске, текст художественного произведения.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом.

30 ноября 1998 года первым президентом России был подписан Указ об учреждении Международного праздника День Матери.

Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.

На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.

Сердце матери - это бездна,

в глубине которой всегда

найдется прощение.

О. Бальзак.

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». И еще вернемся к эпиграфу в конце урока.

2. Беседа на первичное восприятие.

Какие чувства передал К. Г. Паустовский?

Кто из героев запомнился? Почему?

3. Анализ эпизодов рассказа.

Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:

  1. Ожидание дочери.
  2. Письмо Катерины Петровны.
  3. Телеграмма от «Насти».
  4. Финал рассказа.

Зачитывание и обсуждение эпизодов.

1 эпизод.

- Какие чувства остаются после прочтения рассказа?

Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?

Что было единственным живым существом в доме?

Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?

2 эпизод.

- Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?

Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)

Когда Настя прочла письмо?

Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?

Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)

3 эпизод.

Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)

Как об этом догадалась Катерина Петровна?

Чужие люди - Тихон, соседская девочка Манюшка - оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину.

4 эпизод.

Зачем нужен образ молодой учительницы?

Как прощались жители села с Катериной Петровной?

Прочитайте заключительные строки рассказа.

Какой урок получила Настя?

4. Работа со схемой «Главные герои рассказа»

На доске - схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.

Почему именно так расположены герои?

Почему символ Катерины Петровны - солнце ?

Как ее лучи касаются других героев?

Даже один ее луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда. Ведь Настя раскаялась, но слишком поздно.

Как вы думаете, простила ли Катерина Петровна свою дочь?

5. Итог урока.

Сравним вывод с эпиграфом. Как он связан с основной мыслью рассказа?

Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!

6. Домашнее задание.

Выберите одно из заданий:

1) подберите к следующему уроку стихотворения наших забайкальских поэтов о матери, одно из них выучите наизусть.

2) напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»

Приложение

Схема «Главные герои рассказа»

Заборье Ленинград

Жители села

Сторож Настя Тихон Манюшка Молодая учительница


12.01.2015 5906 824

Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.

Цель: дать представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова; дать характеристику героев; раскрыть основную мысль рассказа; совершенствование логического мышления и умения работы над художественным текстом; воспитание доброты, нравственности, милосердию; привить любовь к близким, помнить о великом долге перед матерью; воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни;

Оборудование: « Литература в школе» 1996 -6; «Уроки литературы» 2004 -3; «Мегариф» 2005 – 11; Виль Казыханов «Уроки нравственности» -2004; Крамской «Неизвестная»; текст рассказа «Телеграмма»; портреты писателя; иллюстрации; стихи о маме; фрагмент из кинофильма В.Шукшина «Калина красная»;

Записи на доске: слова –антонимы:

Милосердие

Доброта бессердечность

Чуткость жестокость

Верность бездушие

Отзывчивость черствость

Преданность неблагодарность

Щедрость души равнодушие

Душевность

Добросердечность

Бескорыстие

Совесть стыд

Высказывания известных людей.

- Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя. Кант.

- Кто творит добро, тот и процветает. Кант.

- Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы быть счастливым. Стендаль.

- Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон.

- Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям. Л.Толстой.

- Добрых людей на свете, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых. В.Астафьев.

- Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать. Саадин.

- Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.

Сенека.

- Зорко следите за юными всходами зла и добра, восхищения и зависти. Будьте красивыми, сильными, добрыми, зависть и зло вырывайте без жалости. О.Фонеко.

- Когда одна свеча зажигает другую и одной свечой зажигаются тысячи, так и одно сердце зажигает другое, и зажигаются тысячи. Л.Н.Толстой.

- Делая добро другим, вы помогаете себе.

- Самое большое счастье в жизни – это уверенность в том, что тебя любят. Гюго.

- Счастье – ощущение собственной нужности. Хемингуэй.

- Добродетель развивается последствием дел, а не болтовни. Я.Коменский.

- За добро плати добром. К.Паустовский.

- Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

М.Горький.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его. Шехтер.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. В.Берестов

Ход урока:

Слово учителя.

Быть всегда нужным людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. В этом году весной ему исполнится 115 лет.

Деятельность его разнообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – драматург, критик, публицист. Его книги - яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоты в повседневной жизни и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Он с удовольствием писал очерки и рассказы об известных людях – о Гоголе, о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове.

Читая его книги, мы не можем ощущать и обаяние личности писателя, его бескорыстие, честность, принципиальность. Это неслучайно: Паустовский – человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

Биография К.Паустовского. (сообщение ученика)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года в семье железнодорожного статистика.

Отец был из запорожских казаков, а бабка со стороны отца была турчанка.

Несмотря на профессию статистика, которая требовала трезвого взгляда на жизнь, отец Паустовского был мечтателем. И поэтому не мог долго засиживаться на одном месте. После Москвы они переехали в Вильно, потом в Псков и,наконец, надолго засели в Киеве.

Мать писателя была женщиной властной и суровой.

Семья была большая, склонная к занятиям к искусству, много пели, играли на рояле, спорили, любили театр.

Мальчик начал учиться в 1 классической гимназии, где учился на год старше писатель М.Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита». Но когда он перешел в 6 класс, их семья распалась и ему пришлось самому зарабатывать на жизнь и на учение. Перебивался репетиторством.

В 1911 году в последнем классе он написал первый рассказ и напечатал в литературном журнале «Огни». А свои первые стихотворения Паустовский отправлял Бунину. И.

После окончания гимназии он пробыл 2 года в Киевском университете, а затем перевелся в Московский.

В начале первой мировой войны работал кондуктором в трамвае, затем санитаром на санитарных поездах

Однажды в отряде ему попался обрывок газеты, где он узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах оба его брата. Он вернулся к матери – она жила в Москве, но долго просидеть на месте не смог и начал скитальческую жизнь.: уехал в Екатеринослав и работал на металлургическом заводе. Затем в Новороссийск, а оттуда в Таганрог. В свободное время начал писать роман «Романтики».

Во время февральской революции вернулся в Москву и начал работать журналистом, здесь же стал свидетелем и революции 1917 года.

И снова его завертело. Он уехал с матерью на Украину, в Киев, затем в Одессу. Там он впервые попал в среду писателей – Ильфа, Багрицкого, Бабеля, Юрий Олеша.

Паустовский очень любил путешествовать, во время них он знакомился с интересными людьми, видел мир, народы – и все это помогало ему в работе над произведениями. Писатель побывал в Батуми, Тифлисе, в Армении, в Персии. Изъездил всю Украину и Кавказ, Волгу, Оку, Каму, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, в Михайловском- на родине Пушкина, В Эстонии, в Литве, в Белоруссии и Чехословакии. В 1956 году плавал вокруг Европы и побывал в Стамбуле, Афинах, Риме, Париже…

Во время 2 мировой войны был военным корреспондентом.

В своих воспоминаниях он говорил так: «…моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать».

Произведения писателя переведены на многие языки мира. В музее Паустовского в Москве, над последней его фотографией запись: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителям, пошляков и невежд». Эта запись звучит как напоминание, как завет потомкам, точнее, нам.

Слово учителя.

Паустовский часто писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающего происшествия. В чем же дело? Может в любви к людям? Может в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

Сегодня мы с вами обсудим произведение Паустовского «Телеграмма». Дома вы должны были прочитать этот рассказ. Я попрошу вас кратко изложить его.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма».

Слово учителя.

Вот видите, никакого захватывающего сюжета, но ИНТЕРЕСНО.

- Как начинается рассказ? Его эмоциональный фон. Природа и Катерина. Описание природы – осень

- Расскажите о жизни Катерины Петровны.

- Как передается одиночество Катерины Петровны?

- Как чувствовала себя она в последнее время?

- Прочитайте письмо Катерины Петровны, кому оно адресовано? Что вас удивило в письме?

- Кто же такая Настя? Опишите ее внешность. («холодные глаза»)

- Можно назвать Настю черствой, бессердечной, неблагодарной?

- по отношению к матери;

- а ее участие в судьбе художника Тимофеева?

- Почему, когда говорится о Катерине Петровне, писатель показывает пейзаж, а когда о Насте, никакого пейзажа мы не встречаем?

- Катерина Петровна осуждала свою дочь?

- почему писатель использует именно картину Крамского «Неизвестная»?

Эта картина напоминает о жизни Катерины Петровны, когда она была молодой, веселой. Таких неизвестных, одиноких матерей очень много.

- Так о ком же должна была подумать, прежде всего, Настя?

- Какие причины она придумывала, чтобы не поехать к матери?

- Почему дважды в рассказе появляется скульптура Гоголя?

- Осознала ли Настя ошибку?

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

«Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». (5 заповедь Божия).

- Что означают имена Катерина и Настя?

Катерина (греч.) – чистая, Настя (греч.) – воскресающая.

- Писатель знакомит нас в конце рассказа с молоденькой учительницей. Почему?

- А еще, каких людей мы встретили в рассказе?

- Скажите, ложь во имя спасения допустима?

- Какой урок нравственности преподал девочке Тихон?

- Ребята, а все-таки, что дороже: карьера или семья, мама?

- В вашем сердце, какие зарубки оставил этот рассказ?

- Как вы думаете: больше добрых или жестоких людей?

Вывод:

Надеюсь, талант Паустовского задел ваши сердца, и вы посмотрите на себя со стороны и подумайте: а я не пустельга?

- Какой же вывод вы сделали из этого урока? Что поняли? Что нового вы для себя узнали?

Надо быть добрым, и за добро платить добром. Мы поняли, что настоящая доброта – это забота о близких, это чуткое отношение к матери. Доброта, преданность, верность необходимы в нашей жизни.

Я хочу пожелать, чтоб на вашем пути никогда не встречались неблагодарные, жестокие, бездушные люди.

(Чтение стихотворений о маме).

Я хочу быть ласковым с тобою.

Ласковым и нежным до конца,

Чтобы ни единою слезою

Ты не опечалила лица.

Я хочу, чтоб ты спала спокойно,

Слушая осенние дожди,

Чтобы все печали и невзгоды

Навсегда остались позади. В.Ломанов.

Мать… Мы землю так называем,

Когда растим хлеба и цветы,

Когда в ракете над ней взмываем

И видим, какая она с высоты.

Читая, чистая, вся голубая –

Это, наверное, потому,

Что мамы ходят по ней, улыбаясь

Детям, будущему своему.

Взял бы цветы – миллиард букетов

И разбросал бы их над планетой.

Мамы получат их, улыбнутся

И сразу повсюду наступит лето.

Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.

И добро повидал, и война по мне смертью строчила.

Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.

И не лгал никогда. Это ты меня так научила.

Ты меня научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.

Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.

Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей!

Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.

Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!

Отчего же тогда появляются люди плохие?

Отчего же тогда по земле еще ползает зло?

И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?

А ведь как на планете бы сделалось людям светло,

Если б всех матерей своих слушаться стало потомство!..

Это вы нас учили, куда бы мы в жизни ни шли, -

Мы судьбу свою метили самой высокой метой!

Если бьемся с врагом – так уж бьемся за счастье Земли!

Если счастье несем – так уж делимся с целой планетой!

Мама, как ты добра!.. Как была ты огромна добра!

Целый город, бывало, к тебе приходил за советом.

Если мерз человек, ты ему отдавала тепло.

И всегда незаметно, всегда от души. Сокровенно.

Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,

Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать – человеку дается однажды. С. Островой.

Слово учителя.

Этот дом расположен на окраине города. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не могли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом не так уж трудно. К нему ведет узенькая тропинка от автобусной остановки. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг не растет ни деревца, ни единого кустика.

Самое любимое место во дворе – та самая площадка, где дорожка соединяется с тропинкой от остановки. Сядут на скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы, машины. Они кого-то отчаянно ожидают, но здесь мало кто бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек…

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

Мне к 6 часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей сегодня день рождения.

Ступив на крыльцо дома, женщина произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!»

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

Проходите, пожалуйста, садитесь.

Женщина вынула из сумочки какой –то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором. Он взял и не спеша начал читать. Затем спросил:

Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

Как кем? Дочерью, конечно.

Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

Да, мне в соцобесе заверили, что все в порядке с документами.

Конечно, конечно, - полуиронически сказал директор, - только одно непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

Она сама сюда захотела.

Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую.

Все понятно, - сказал директор, - вы можете идти.

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор спросил у старушки напрямую:

Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

Да откуда такому желанию –то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость…..

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.