Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов). Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

(403 слова) Свой замысел Н.А. Некрасов вложил в первую же строку своей поэмы — в название. Смысл заглавия «Кому на Руси жить хорошо» передает идею всего произведения. Какая же это идея? Ответ на данный вопрос обеспечит нам понимание всего текста.

Герои поэмы начинают свое странствие со спора о том, кому вольготно на Руси: помещику, вельможе, купцу, попу, государеву чиновнику или самому царю? Однако встречи с людьми из этого списка не давали мужикам ответа, и они снова и снова искали того, кто счастлив, и даже в финале автор скрыл от них счастливца. В какой-то мере вопрос остался открытым и повис в воздухе. Поэт предложил свой вариант, но народ прошел мимо него, а значит, окончательного ответа еще нет. Само название вопрошает у читателя: кому же тогда хорошо на Руси? Может, ты знаешь? Автор специально оставил изначальный вопрос без решения и акцентировал на нем внимание в заглавии, чтобы показать главное: реформа не завершена, ведь она не решила проблему, а создала новые. Все еще нет счастливцев на Руси, а есть мученики, которые радостны лишь потому, что осознают важность жертвы. Но в обыденное понимание слова «хорошо» состояние Гриши Добросклонова никак в него не вписывается. Простые люди, которые хотят просто жить и трудиться, понимают счастье по-иному, не как поэты. Если Некрасов свой выбор сделал, то его герои все еще в поиске, и финал поэмы остается открытым. Поэтому название менять никак нельзя: неизвестность никуда не делась, и вопрос о ней задается каждому читателю несколько десятилетий подряд. Это своеобразный тест времени, ведь по вариантам ответов можно узнать эпоху. Варианты семи странников точно передали реалии своего исторического периода: по мнению народа, хорошо тем, кто сверху, но и те, кто выше, убедительно доказывают несчастье своего положения. Это значит, что существующая государственная система никому не приносит пользы, и ее надо менять. Соответствующие по глубине выводы можно сделать о каждой эпохе в России, если задать один-единственный вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?».

Таким образом, смысл названия выражает авторскую позицию насчет реформы об освобождении крестьян: она проведена плохо и навредила всем слоям общества, поэтому вопрос о счастье остается без ответа. Всем на Руси плохо, кроме тех, кто жертвует собой, чтобы это исправить. Цепь ударила «одним концом по барину, другим — по мужику», поэтому обычные люди, не вдохновленные мученики, даже не знают, что есть счастье. Кроме того, этот вопрос позволил Некрасову раскрыть исторические и социальные обстоятельства своего времени, он служит отправной точкой для его рассуждений. Наверное, он был первым человеком, решившим оценивать страны по уровню жизни, как это делается теперь повсеместно.

Для России 1861 год ознаменовался отменой крепостного права. Теперь никто не понимает, как жить дальше. Ни помещики, ни сами крестьяне. Как раз в это время, спустя три года после отмены крепостничества, начинает работу над поэмой . Какой же смысл закладывает автор в название своей работы?

Кому на Руси жить хорошо в чем смысл

Достаточно прочитать заглавие поэмы Некрасова, чтобы понять, о чем пойдет речь. Желание отобразить разные позиции людей на отмену крепостного права, искусно переплетается с извечной проблемой поиска счастья и счастливых людей на Руси, что и определяет смысл названия поэмы.

Автор изображает мужиков, которые решили отыскать счастливого человека, разобравшись, что же нужно людям для счастья. С этой целью мужики отправились в путь, и общаясь с людьми разных сословий, узнавали насколько те счастливы. Если раньше они думали, что хорошо на Руси живется попам, помещикам и царю, то странствуя, понимают насколько сильно они ошибаются. Впрочем, не нашли они счастливых людей и среди солдат, крестьян, охотников и хмельных баб. Наконец, мужикам все же удалось повстречать счастливого человека, Григория Добросклонова, что не понаслышке знал о тяготах крестьянской жизни. В отличие от прочих случайных попутчиков, Григорий не искал личного счастья, а думал о благополучии всего русского народа, живущего на Руси. Именно такие люди, по мнению автора, и способны обрести свое счастье.

Прочтя произведение Некрасова, мы понимаем, что смысл заглавия Кому на Руси жить хорошо, в полной мере соответствует сюжету. Он заранее настраивает читателя на то, что в тексте речь пойдет об истинной и правдивой жизни на Руси. Настраивает на поиск ответов и осознание того, что же нужно людям для счастья, в чем источник их бед, и кто может претендовать на звание счастливого человека. Пытаясь найти эти ответы, автор показывает, насколько неправильно проводилась реформа, которая принесла не только радость, но и проблемы. Обо всем этом и рассказывает Некрасов в своей поэме Кому на Руси жить хорошо, смысл названия которой, полностью себя оправдывает.

В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо “. Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо”?

Разумеется, отчасти толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа 1863 г. Россия, веками жившая за счет труда крепостных крестьян, с неохотой привыкала к новому строю. В растерянности пребывали все: и помещики,

И сами крепостные, что мастерски изображает Некрасов в своей поэме. Первые просто не знали, что им теперь делать: привыкшие жить исключительно чужим трудом, они были не приспособлены к самостоятельной жизни. Помещику “поют: Трудись!”, но он “думал век так жить” и уже не готов перестраиваться на новый лад.

Для некоторых такая реформа в прямом смысле подобна смерти – это автор показывает в главе “Последыш”. Князя Утятина, ее главного героя, до самой его смерти приходится обманывать, утверждая, что крепостное право на Руси все еще действует.
Иначе князя хватит удар – потрясение будет уж слишком сильным.

Растеряны и крестьяне. Да, часть из них мечтала о свободе, но вскоре они убеждаются в том, что права они получили лишь на бумаге:

“Добра ты, царска грамота,

Да не при нас ты писана…”

Село Вахалаки годами судится за свои законные луга на Волге с бывшими владельцами земли, помещиками, но понятно, что этой земли крестьяне при жизни не увидят.

Есть и другой тип крестьян – те, которых отмена крепостного права застала врасплох. Они привыкли угождать своему помещику и относятся к нему как к неизбежному и нужному для жизни злу, более того – не представляют своей жизни без него. “Балуйтесь вы! / А я князей Утятиных / Холоп – и весь тут сказ!” – вот какой точки зрения они придерживаются.

Таков холоп, гордящийся тем, что всю свою жизнь допивал и доедал за барином. Верный холоп Яков, всю свою жизнь отдавший вздорному барину, напротив, решается на бунт. Но посмотрим, в чем этот бунт выражается – в лишении себя жизни, чтобы оставить помещика одного, беспомощного.

Это, как выяснилось, действенная месть, но Якову она уже не поможет…

Смысл “Кому на Руси жить хорошо”, по замыслу Некрасова, как раз-таки и заключался в изображении страны сразу после отмены крепостного права с различных точек зрения. Поэт хотел показать, что реформа проводилась во многом необдуманно и непоследовательно, и принесла с собой не только радость освобождения, но и всевозможные проблемы, требующие решения. Нищета и бесправность, огромный недостаток образования для простого народа (единственное училище в селе “забито наглухо”), нужда в честных и умных людях, которые бы занимали ответственные посты – обо всем этом говорится в поэме на простом, народном языке.

В то же время будет неправильным свести смысл произведения “Кому на Руси жить хорошо” исключительно к рассмотрению текущих политических проблем России. Нет, при создании поэмы Некрасов вкладывал в нее и иной, философский смысл. Он выражен уже в самом названии поэмы: “Кому на Руси жить хорошо”. И правда, кому? – вот какую проблему предстоит решить автору, а вместе с ним и читателю.

Крестьяне в своих странствиях будут расспрашивать самых разных людей, от попа и до простого солдата, но никто из их собеседников не сможет похвастаться счастьем. И это в какой-то мере закономерно, ведь каждый из героев поэмы ищет свое, личное счастье, не задумываясь о всеобщем, народном. Даже честный бургомистр Ермил не выдерживает и, в попытке облагодетельствовать свою семью, забывает о правде.

Счастье же, по мнению Некрасова, способен обрести лишь тот, кто позабудет о личном и будет заботиться о счастье своей родины, как это делает Гриша Добросклонов.

“Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям” – так отзывался о произведении Некрасова русский критик Белинский. И действительно, в этом и заключается основное значение поэмы “Кому на Руси жить хорошо” – не только и столько указать на текущие проблемы, сколько утвердить стремление к всеобщему счастью как единственно возможный путь дальнейшего развития страны.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была написана вскоре после принятия реформы “Об отмене крепостного права” в 1861 году. Всем известно, что Николай Алексеевич являлся активным борцом за права народа. Основной темой его творчества было народное счастье и борьба за справедливость по отношению к нему. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была написана с большим […]...
  2. Само название поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни, на то, что эта жизнь будет исследоваться правдиво и обстоятельно, сверху донизу. Оно нацеливает на поиск ответа на главные вопросы времени, когда страна переживала эпоху больших перемен: в чем источник народных бед, что реально изменилось в его жизни, а что осталось прежним, что нужно сделать, чтобы […]...
  3. Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо” 1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья – идейный центр произведения. Образы семи мужиков-странников – символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено). 2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. “Помещик”, […]...
  4. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся […]...
  5. “Мое любимое детище”, – так писал Некрасов в своей рукописи о поэме ” Кому на Руси жить хорошо “. В дальнейшем, в одном из писем к журналисту П. Безобразову поэт сам определил жанр поэмы “Кому на Руси жить хорошо”: “Это будет эпопея современной крестьянской жизни”. И тут у современного читателя сразу же возникнет множество вопросов, […]...
  6. Замысел поэмы “Кому на Руси жить хорошо” возник в начале 1860-х годов. Некрасов продолжал работу над поэмой до конца жизни, но так и не успел завершить ее. Поэтому при публикации поэмы возникли серьезные сложности – последовательность глав оставалась неясной, авторский замысел можно было угадать лишь примерно. Исследователи творчества Некрасова остановились на трех основных вариантах расположения […]...
  7. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” зани- мает центральное место в творчестве Некра- сова. Она стала своеобразным художествен- ным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова разви- ты в поэме, заново осмыслены все волновав- шие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил […]...
  8. “Кому на Руси жить хорошо” – итоговое произведение Некрасова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе, объединить опыт всех предшествующих своих стихотворений и поэм. Как говорил сам автор, он собирал свою “главную книгу” “по словечку в течение 20-ти лет”. К созданию этого произведения Некрасов приступил в 1863 году, вскоре после крестьянской […]...
  9. Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее – поп, помещик, […]...
  10. Над своим произведением “Кому на Руси жить хорошо” Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог многолетних раздумий автора о судьбах страны и народа. Итак, […]...
  11. Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” I. Вступление Композиция – состав, расположение и взаимосвязь час­тей и элементов художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основной сюжетный стержень поэмы – поиски “счаст­ливого” семью крестьянами. Эта сюжетная линия как бы про­ходит через судьбы многих людей и завершается образом Гриши Добросклонова, который […]...
  12. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху […]...
  13. 1. Какие типы крестьян изобразил Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”? Н. А. Некрасов создает несколько типов крестьян. Это семеро мужиков, ищущих счастливых людей на Руси. Второй тип – борцы за народ: Савелий-богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр. Третий тип – труженики, которые еще терпят, но протест у них уже зреет: […]...
  14. Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного героя – народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы. Написанная […]...
  15. Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и искусство. Так и Н. А. Некрасов в своей поэме “Кому на Руси жить хорошо” попытался раскрыть нам этот загадочный термин. В поэме Некрасов вводит семерых мужиков, которые отправляются искать на Руси счастливого человека. И каково […]...
  16. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” можно назвать энциклопедией народной жизни. Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он “хотел ввести… весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение двадцати лет”. В поэме отразились многие аспекты русской действительности после отмены крепостного права. Здесь воссоздан целый ряд […]...
  17. В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых проблем. Главную из них Некрасов описал в стихотворении “Элегия”, где есть афористичная строка: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”. В 1863 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой “Кому на Руси жить хорошо” , в […]...
  18. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народника, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. Но крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников. Поэма “Кому на Руси жить хорошо?” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным […]...
  19. Как известно, сюжет поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” строится вокруг поисков семерыми мужиками счастливого на Руси. После долгого путешествия, после многочисленных встреч с людьми разных сословий, возрастов и миропониманий, мужики так и не достигли цели своих поисков. Возможно, к концу поэмы они все больше стали убеждаться в том, что на Руси нет и […]...
  20. Вообще, говоря, о жанре и стиле ” Кому на Руси жить хорошо “, надо иметь в виду большую во многих отношениях близость поэмы Некрасова к прозаическим повествовательным жанрам, чем к поэмам, в частности к лиро-эпической поэме 20-30-х гг. XIX в. Авторы обоих произведений использовали весьма емкую жанровую форму – форму путешествия, позволяющую в любой последовательности […]...
  21. Время работы над поэмой (60-70-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека; постепенно странники от мысли найти конкретного человека приходят к мысли поиска счастья для всех (здесь отражается рост национального самосознания не только семи мужиков, но и […]...
  22. Вся поэма Некрасова ” Кому на Руси жить хорошо ” – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. […]...
  23. Этот лирический текст – отрывок из поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. В нем рассказчик раскрывает тему ненастной и пасмурной весны. Эта ситуация является огромной бедой для крестьянина, ведь не будет хорошей погоды – не будет и урожая. Земля для него все, она и кормилица, и поилица. Рассказчик показывает нам различные образы, […]...
  24. Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим “любимым детищем”. “Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял ” Кому на Руси жить хорошо “. Это будет эпопея современной крестьянской жизни”. Материал для […]...
  25. План История создания Жанр произведения, композиция Тема и идея произведения, герои, проблематика Художественные средства Вывод 19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа – отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”. Певец […]...
  26. Н. А. Некрасов всю жизнь вынашивал замысел произведения, которое стало бы народной книгой, книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. В течение 20 лет накапливал он “по словечку” материал для этой книги, а потом 14 лет работал над текстом произведения. Поэт начал работу над грандиозным замыслом “народной книги” в 1863 […]...
  27. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поис- ках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их – найти […]...
  28. Некрасов, как бы освобождаясь, ломает весь свой “былинный” стих, которым многие годы писалась поэма “Кому на Руси жить хорошо”, и устраивает редкостное подлинно хоровое многоголосие, вяжет в одно в богатейшем стиховом разнообразии разные начала и концы русской жизни, затевает всеобщий подлинно “Пир – на весь мир”… Во “Вступлении” рисуется крестьянская пирушка – “Поминки по крепям” […]...
  29. Смысл названия. Само название поэмы настраивает на под­линно всероссийский обзор жизни, на то, что эта жизнь будет ис­следоваться правдиво и обстоятельно, сверху донизу. Оно нацели­вает на поиск ответа на главные вопросы времени, когда страна переживала эпоху больших перемен: в чем источник народных бед, что реально изменилось в его жизни, а что осталось прежним, что нужно […]...
  30. Николай Алексеевич Некрасов достаточно продолжительное время трудился над своим поэтическим произведением под названием “Кому на Руси жить хорошо”. Писатель, безусловно, отдал этому произведению большую часть своей души. Стоит заметить, что на протяжении всего времени написания этой поэмы автор не расставался со своими представлениями о совершенном живом человеке и о его совершенной жизни. Поэтому с уверенностью […]...
  31. Величайший памятник русской народной жизни XIX в. – поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась Николаем Алексеевичем Некрасовым в течение четырнадцати лет (1863-1876 гг.) и, к сожалению, так и осталась незавершенной. Смерть помешала поэту закончить ее. В своей поэме Не­красов воссоздает подлинную картину жизни пореформенной России. Ос­новной интерес поэта – положение русского крестьянина. Поэму “Кому […]...
  32. Фольклорная основа поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – это подлинная энциклопедия крестьянской жизни. В ней отразились думы и чаяния народа, его идеалы, его представления о счас­тье. Сам сюжет произведения – поиски “непоротой губернии, непотрошеной волости, избыткова села” – отвечает характер­ной особенности русского человека: его […]...
  33. История создания. Начало работы над “Кому на Руси жить хорошо” принято относить к 1863 году. К этому времени Некрасов создал произведении, которые можно рассматривать как шаги к последней поэме. Уже опубликована поэма “Коробейники”, имеющая в основе сюжет путешествие и связанная со стихией народной песни, написан “Мороз, Красный нос”, где выведен тип русской женщины, глубоко и […]...
  34. Поиск счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поисках счастья, так или иначе, находится каждый человек. Но не всякий из нас представляет себе, что же такое счастье? Кроме того, каждый отвечает по-своему на этот животрепещущий вопрос, исходя из своих личных особенностей темперамента, воспитания, а также желаний. Ответить на этот вопрос попытался и […]...
  35. В сказе “о двух великих грешниках” звучал призыв к борьбе с угнетателями. Разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского. Значит, борьба с панами – святое дело. Каково значение главы “Пир на весь мир” в поэме Н. А. Не­красова “Кому на Руси жить хорошо”? Глава “Пир на весь мир” показывает состояние […]...
  36. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершинное произ­ведение творчества Н. А. Некрасова. Он долго вынашивал за­мысел этого произведения, четырнадцать лет работал над тек­стом поэмы (с 1863 по 1877 год). В критике принято определять жанровую принадлежность произведения как поэма-эпопея. Произведение это не закончено, однако, несмотря на сюжетную незавершенность, в ней воплощено глубокое со­циальное значение. Поэма […]...
  37. Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы Родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. […]...
  38. Время работы над поэмой (6070-е годы. Спад освободительного движения и новый подъем). Источники поэмы – личные наблюдения, рассказы современников, фольклор. Замысел поэмы – странствование по России в поисках счастливого человека; постепенно странники от мысли найти конкретного человека приходят к мысли поиска счастья для всех (здесь отражается рост национального самосознания не только семи мужиков, но и […]...
  39. Поэма “Кому на Руси жить хорошо”, над которой Н. А. Некрасов работал в течение двадцати лет, стала венцом его творчества. Поэт хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. По замыслу автора, в центре поэмы – изображение пореформенной России, когда после “освобождения” крестьян те, не имея своей земли, попали в еще большую […]...
  40. Отвечая на вопрос, поставленный в заглавии поэмы – “Кому на Руси жить хорошо”, – Некрасов создает образ разночинца, “народного заступника”, революционера-демократа. Таков Гриша Добросклонов. О нем рассказывается в последней части поэмы, названной “Пир на весь мир”. Гриша Добросклонов вырос в глухом селе, в бедной семье сельского дьячка; мать его была “батрачкой безответной”. Безрадостное и голодное […]...

Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Не покорность тупая — Дружная сила нужна. В поэме Н. А. Некрасова три главы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» —объединены те-мой греха. Сам автор считал эти части произведения очень важными и энергично возражал против запре-щения цензором рассказа «Про холопа примерного — Якова верного». Вот что писал Некрасов начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «...при-нес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу — поэма лишится смысла».

В этой главе показаны два образа — господина По-ливанова и его верного слуги Якова. Помещик «жад-ный, скупой... с крестьянами был... жесток...». Не-смотря на это, у Якова «только и было... радости: Ба-рина холить, беречь, ублажать», причем не видя от хозяина никакой благодарности («В зубы холопа при-мерного, Якова верного, Походя дул каблуком»). Все прощал Яков своему барину:

Люди холопского звания

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Не стерпел лишь, когда барин отдал в рекруты его племянника, увидев в нем соперника. Автор показы-вает, что конфликт, существующий между помещи-ком и крестьянином, нельзя решить мирным путем:

Как ни просил за племянника дядя,

Барин соперника в рекруты сбыл.

Настолько жесток помещичий произвол, что даже рабски преданный своему господину, потерявший че-ловеческое достоинство Яков решается на месть. Месть жестокую, страшную:

Яков на сосну высокую прянул,

Вожжи в вершине ее укрепил,

Перекрестился, на солнышко глянул,

Голову в петлю — и ноги спустил!..

Яков не стал «убийством руки марать», а покончил жизнь самоубийством на глазах у обезножевшего ба-рина. Такой протест заставил помещика осознать свой грех:

Барин вернулся домой, причитая:

«Грешен я, грешен! Казните меня!»

В главе «О двух великих грешниках» речь идет о двух грешниках: разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. Кудеяр был предводителем двенадцати разбой-ников, вместе они «много...пролили Крови честных христиан». Но «вдруг у разбойника лютого Совесть господь пробудил».

Услышав мольбы о прощении, бог указал путь к спасению: тем ножом, которым убивал, срезать дуб вековой. Спустя годы у этого дуба Кудеяра встречает пан Глуховский. Услышав историю старца, «пан ус-мехнулся:

Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить нужно, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Отшельник, охваченный гневом, убивает пана. Что же заставило раскаявшегося в прежних убийствах разбойника снова взяться за нож? Его гнев был рож-ден сочувствием к крестьянам пана Глуховского, ко-торые вынуждены терпеть издевательства своего хо-зяина. Вновь звучит тема жестокого обращения с кре-стьянами. Но решение этой проблемы уже иное. Убив пана, Кудеяр получает прощение:

Только что пан окровавленный

Пал головой на седло,

Рухнуло древо громадное,

Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скати лося

С инока бремя грехов!..

Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ.

Герой рассказа «Крестьянские грехи» те же: барин («аммирал-вдовец») и крестьянин (слуга его, Глеб). Но здесь уже барин совершил добрый поступок перед смертью, подписав вольную всем своим крестьянам:

«Из цепей-крепей на свободушку

Восемь тысяч душ отпускается!»

Но Глеб, соблазнившись на посулы наследника, «загубил» восемь тысяч душ крестьян: позволил сжечь завещание.

В этой главе рассматривается уже тема крестьян-ского греха. Староста Глеб ради собственной выгоды предает своих же земляков, обрекая их на рабство:

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей,

С родом, с племенем; что народу-то!

Что народу-то! С камнем в воду-то!

И этот грех — грех предательства интересов народа в самой крестьянской среде — оказывается самым тяжким. Автор показывает, что не видать «свободушки», «вечно маяться» народу, пока среди них будут предатели и пока крестьяне терпят их:

Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Н. А. Некрасов, пытаясь ответить на вопрос, как сбросить цепи рабства и угнетения, — обращается к православной религии, приписывая христианской этике совсем другие черты, нежели официальная цер-ковь. Автор не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетен-ным. Рассмотрев внутреннее единство всех трех глав, можно увидеть центральную проблему поэмы: пути выхода крестьян к свободе и счастью. В этих главах за-ключена главная мысль, которую автор хотел донести до читателя: за свободу и права необходимо бороться .

Вся поэма Некрасова - это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства.
В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над многим задуматься:

Ну, вот тебе хваленое
Поповское житье.

Начиная с главы “Счастливые”, в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить “счастливцы” из низов. Звучат рассказы - исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Конечно, “счастливцы” эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке - Ермиле Гирине. Рассказ о нем начинается с описания его тяжбы с купцом Алтынниковым. Ермил совестлив. Вспомним, как он рассчитывался с мужиками за долг, собранный на базарной площади:

Весь день с мошной раскрытою
Ходил Ермил, допытывал,
Чей рубль? да не нашел.

Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет “все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни Ермил этим “счастьем” жертвует ради правды народной и попадает в острог. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В части “Помещик” странники относятся к господам уже с явной иронией. Они понимают, что дворянская “честь” немного стоит.

Нет, ты нам не дворянское,
Дай слово крестьянское.

Вчерашние “рабы” взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией. В заботах о судьбах Отечества дворянство видело свое историческое предназначение. А тут вдруг эту единственную миссию у дворянства перехватили мужики, стали гражданами России:

Помещик не без горечи
Сказал: “Наденьте шапочки,
Садитесь, господа!”

В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов - русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село”.

Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Пятая глава последней части завершается словами, выражающими идейный пафос всего произведения: “Быть бы нашим странникам под родною крышею, // Если б знать могли они, что творилось с Гришею”. Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Счастливый человек на Руси - тот, кто твердо знает, что надо “жить для счастия убогого и темного родного уголка”.