Арес греческий бог войны. Поколение сыновей-арес

Арес (Аре́й), в мифах древней Греции бог военного дела, бог войны ради самой по себе драки, в отличие от богини Афины , которая является богиней честной битвы, богини стратегии и тактики. Арес бог кровопролития, схватки. Он - один из двенадцати правящих богов Олимпа.

Семья и окружение

Вначале само рождение Ареса представлялось исключительно хтоническим - Гера родила Ареса сама от прикосновения к цветку (по Овидию). Позднее Арес в представлении древних авторов представлялся как сын Зевса и Геры . Причем Отец-Зевс недолюбливал Ареса, он называл своего сына самым ненавистным, и если бы Арес не был его сыном, то он наверняка заключил бы его в Тартар , ещё глубже той темницы, где находятся потомки Урана .

С эринией Тильфосой Арес породил фиванского дракона, убитого позже Кадмом, в этом мифе также отражаются древние хтонические черты этого бога. Дети Ареса чаще всего дикие, жестокие и необузданные - Мелеагр от Алфеи, Флегий от Хрисы (или Дотиды), Эномай от Астерии (Стеропы), фракиец Диомед от Кирены и амазонки от Афродиты .

Спутницами Ареса были также богиня раздора Эрида и жестокая Энио (то ли сестра, то ли дочь, то ли кормилица Ареса по разным версиям). Кони Ареса - его неизменные спутники Пламя, Ужас, Блеск и Шум, их отец Борей, а мать одна из эриний.

Арес влюбился в прекрасную и самую нежную богиню Олимпа - Афродиту . В мифах часто упоминается эта странная любовь, их дети: Эрот ("любовь") и Антэрот ("страсть, ненависть"), Деймос ("ужас"), Фобос ("страх"), Гармония, Пофос (бог любовной тоски) и Гимерос.

Арес имел связи и со смертными женщинами, например, от афинской царевны Агравлы у него дочь Алкиппа, от Астиохи - Аскалаф и Иалмен, от Демоники (или Демодики) - Мол, Евен, Пилос и Фестий.

Возлюбленной Ареса была и богиня утренней зари Эос, Афродита в отместку своей сопернице внушила ей неразборчивую страсть к молодым смертным. Этим объясняется пунцовый цвет утренней зари, стеснявшейся проведённой ночи.

В Троянской войне Арес выступал на стороне Трои, но его участие в битве закончилось, благодаря Афине .

Несмотря на свою воинскую удаль Арес постоянно проигрывает в схватках с Афиной , которая побеждает его за счет своей гениальности, ума и холодной расчетливости. Афина побеждала Ареса как в прямых схватках, так и с помощью смертного героя Диомеда, который сумел ранить Ареса медным копьём на поле битвы под стенами Трои. Рассказывают, что сама Афина направила руку Диомеда и над полем битвы далеко разнёсся крик раненого бога, слово десять тысяч солдатских глоток закричали сразу (по Гомеру), вступая в яростную битву, раненый Арес распластался по земле аж на семь десятин. Воины с обоих сторон вздрогнули от ужаса, услышав этот вопль, а израненный Арес, окутанный мрачным облаком, понёсся к своему отцу Зевсу с жалобами на Афину . Но Зевс не стал слушать своего сына, которого он недолюбливал потому, что Аресу были приятны лишь распри, убийства и битвы. На помощь Аресу пришла лишь его жена Афродита , но Афина одним ударом повергла прекрасную богиню, далёкую от битв. Афродите пришлось отступить, а вслед ей раздались торжествующий смех и насмешки любимой дочери Зевса Афины .

Арес умудрился проиграть и смертному полубогу Гераклу в битве за Пилос. Когда Геракл ранил его в бедро, Аресу пришлось отступить на Олимп, чтобы залечить свою рану.

Несмотря на кровожадность и жестокость Аресу не чужды отцовские чувства, он мстил за своих детей их обидчикам. Когда Галиррофий (сын Посейдона и нимфы Эвриты) пытался овладеть Алкиппой (дочерью Агравлы от Ареса) Арес убил его на месте преступления. Миф рассказывает, что Посейдон обратился в суд к 12-ти олимпийским богам, чтобы наказать убийцу своего сына, но суд оправдал Ареса. Считается, что это был первый в истории суд, в котором судили убийцу, и именно поэтому суд стали называть "ареопагом" (буквально "Холм Ареса"). В другом мифе (в одном из вариантов) рассказывается, что Арес пытался отомстить за смерть своего сына Кикна Гераклу , убившему его. Но Геракл и в этот раз сумел ранить Ареса.

Еще один миф рассказывает о том, как Арес превратил Кадма и его жену Гармонию (свою дочь) в змей. Однажды Кадм убил страшного змея, сожравшего его друзей, и услышал голос предвещающий, что сам он тоже станет змеем. Только позже он узнал, что это был Змей Ареса. Много лет спустя, после того как Кадм женился на прекрасной Гармонии, его дом постигли страшные несчастья, богиня Артемида всячески вредила Кадму и его родне только потому, что имела давние счеты с матерью Гармонии Афродитой . Когда Кадм потерял всякую надежду он взмолился к богам, что лучше бы боги и в правду превратили его в змея и тут же начал превращаться. Гармония увидев, что происходит с её мужем, возопила в небеса, что боги и её должны сделать змеёй, и Арес откликнулся на этот зов. Так Кадм и Гармония окончили свою жизнь в облике змей.

Имя, эпитеты и характер

Этимология имени Ареса по традиции связывается с греческим словом в переводе "бич, разруха, проклятие". Вальтер Буркерт считает, что само слово "Арес" скорее всего является древним абстрактным словом, означающим сражение или войну. Например, в Илиаде, это слово используется как нарицательное имя для обозначения "битвы" во избежание повторов.

Имена Арей и Арейон варианты имени Ареса, менее распространённые. Они встречаются в микенскую эпоху как Ареймен (a-re-me-ne), Аритсевехи (a-re-i-ze-we-i), Панарей (pa-na-re-jo). Существуют свидетельства о том, что культ Ареса имел не греческое происхождение, а фракийское. Софокл считает, что Арес рождён во Фракии.

Изначально Арес отождествлялся с войной и оружием. Его эпитеты: "губитель людей", "сильный", "огромный", "беснующийся", "быстрый", "вероломный", "вредоносный", "разрушитель городов", "запятнанный кровью".

Буйный и аморальный, он едва может уживаться с другими олимпийскими богами. Сердце Ареса радостно бьётся только в жестоких битвах. Свирепый, он неистово носится среди грохота, стонов и криков, которые сопровождают битву, в сверкающих доспехах и с огромным щитом. За ним следуют Фобос и Деймос (страх и ужас) его сыновья, а рядом с ним богиня раздора Эрида и смертоносная богиня Энио. Арес несет гибель и разрушения, он свиреп, неистов и грозен, только смерть людей и текущая рекой кровь радуют этого бога.

Софокл называет Ареса "презренным" и взывает к Зевсу , Артемиде , Аполлону и Вакху с мольбой поразить молниями и стрелами Ареса и уничтожить его огнём.

Ареса отождествляют с Марсом - богов войны римлян.

Культ и символика

Арес - древнегреческий идеал храброго воина. Сравнительно с другими богами греческого пантеона он пользовался меньшим почётом. Атрибутами воинственного Бога считают копьё, факел, коршун и собаки. Священное дерево Ареса - дуб.

Племена Фракии обладали воинственным характером, это привело к утверждению, что Бог Войны жил в здесь, и именно поэтому во Фракии и в Скифии были основные места почитания Ареса.

Скифский культ меча был хорошо описан древним историком Геродотом, он делал свои записи по рассказам очевидцев. Этот культ предназначался в первую очередь богу войны Аресу, и назывался еще культом бога Ареса. Вот, что пишет Д.С. Раевский:

"Геродот отождествил с Аресом скифское божество, подлинное имя которого в источниках не сохранилось. Скифский Арес входивший, наряду с Артимпасой, Ойтосиром и Таргитаем ("скифским Гераклом "), в третий разряд богов семибожного скифского пантеона, почитался в облике древнего железного меча, водружённого на вершине четырёхугольного хворостяного алтаря, и ему приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Отождествление этого скифского бога с греческим Аресом и формы его культа указывают, что он был богом войны и в то же время связан со средней зоной космоса: вертикально воздвигнутый в центре четырёхугольной платформы меч - одно из воплощений мировой оси. С этим божеством можно связать сообщение Лукиана ("Токсарис"), что скифы в качестве богов почитают ветер и меч как двуединство начал, подающих и отнимающих жизнь. Сходное со скифским поклонение вертикально воткнутому в землю мечу как божеству, идентичному римскому Марсу, отмечено у сарматов."

По мнению болгарской исследовательницы З. Гочевой Арес занимал особое место в скифском пантеоне и даже являлся верховным божеством скифов, так как скифы жили в основном войной. Аресу был посвящен особый, весьма пышный ритуал жертвоприношения лошадей, ослов и даже людей. Изучению культа Ареса также значительное место отводится в монографии Ф. Артога.

В Колхиде также поклонялись Аресу, именно здесь на дубе висело Золотое руно. В самой Греции был также распространен культ Ареса. В Афинах стояла статуя Ареса в посвященном ему храме. Лаконийский храм Ареса находился в роще, там греки ежегодно проводили фестиваль. Ни одна женщина не имела право подходить к храму в это время.

В Спарте Аресу приносились человеческие жертвы, здесь он изображался в виде статуи с цепями. Ему поклонялись жители Тилоса на Аравийском полуострове. Храмы в честь Ареса возводились на подступах к городам, вероятно для того, чтобы воинственный Бог защищал их от нападающих.

Арес в искусстве и культуре

LXV орфический гимн и VIII гимн Гомера посвящены Аресу.

Самые примечательные из сохранившихся античных статуй: "Арес Боргезе" и "Арес Лудовизи" в римских копиях. Арес изображался в сюжетах о гигантомахии (рельеф на восточном фризе Парфенона и рельеф сокровищницы сифнийцев в Дельфах, а также в вазописи). Сюжет "Арес и Афродита" был найден на нескольких фресках из Помпеи.

В средневековых книгах Арес предстаёт на иллюстрациях как бог войны и как символ планеты Марс.

В искусстве Возрождения и особенно барокко - главным образом благодаря влиянию Овидия - в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена). Иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью.

Другой сюжет "Арес и Афродита, застигнутые Гефестом" (в произведениях Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и других) не утратил популярности в новое время (Л. Коринт "Марс в сетях Вулкана").

Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство ("Поединок Минервы и Марса" Ж.Л. Давида).

Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 г. в Петербурге на Марсовом поле.

В музыкально-драматическом искусстве 17-18 вв. мифы об Аресе послужили сюжетом для либретто ряда опер ("Обманутый Марс" М.А. Циани; "Любовь Марса и Венеры" Г. Фингера, одноимённая опера А. Кампра; "Умиротворённый Марс" А. Ариости).

Известно, что у многих древних народов были свои верования, которые сегодня называют язычеством. Мифология древних греков особенно интересна большим разнообразием легенд и персонажей - титанов, бессмертных богов, нимф и муз. Каждый из них занимает собственное место, имеет уникальный характер и свое предназначение. Важное место в мифологии занимает Арес, бог войны, - он один из двенадцати главных богов Олимпа.

Происхождение бога

Принято считать, что Арес является единственным и Геры. Кроме того, в римской мифологии существует версия, согласно которой Арес рожден Герой самостоятельно, без участия Зевса, - зачатие произошло благодаря прикосновению к волшебному цветку, наделявшему плодовитостью. Известно, что таким образом был рожден Гефест.

Существует еще один, менее распространенный, вариант его имени - Арей, или Арейон.

Характеристики

Арес был не единственным покровителем войны, - его сестра Афина Паллада олицетворяла собой войну честную и справедливую. Арес же был кровожадным, безрассудным, все время рвался в бой, несмотря на то что олимпийцам было запрещено напрямую вмешиваться в дела людей и участвовать в сражениях. Он предпочитал войну ради самой войны, и часто под влиянием эмоций мог встать на чью-то сторону и сражаться, круша все на своем пути.

Арес - бог кровопролитной и жестокой войны. Относительно других сфер жизни он характеризуется как агрессивный, вспыльчивый и импульсивный, совершающий необдуманные поступки, за что его недолюбливают остальные обитатели Олимпа. Рассудительная Афина даже презирает Ареса за его буйный нрав и постоянно норовит проучить. Также недолюбливает бога и его отец - Зевс. Впрочем, олимпийцам приходится считаться с Аресом только по причине его благородного происхождения.

Но Арес имеет и хорошие качества - это верность и преданность, готовность постоять за своих близких и защитить тех, к кому он благосклонен. Стоит отметить, что не все могут похвастать этими качествами.

Любовник и отец

Несмотря на то, каким жестоким и коварным является Арес, бог не остается равнодушным к легендарной красоте Афродиты. Она была женой Гефеста, но считается, что именно с Аресом у нее была самая крепкая и страстная любовь. Союз Войны и Любви оказался довольно прочным. Хотя между богами Олимпа часто возникали любовные отношения, так что иной раз уже и не разобрать, кто и чьим был любовником, узы Ареса и Афродиты можно по праву назвать одними из самых крепких и долговечных.

В результате этой любви у богов родились дети: сыновья Фобос (ужас) и Деймос (страх), которые сопровождали отца на поле брани. А имя их дочери - Гармония - символизирует слаженность отношений противоположных друг другу Ареса и Афродиты. Эрота (Эрос, или Амур) и противоположного ему Антероса также считают их потомками, однако это не единственная версия относительно их происхождения.

У бога войны были и другие потомки, как минимум трое из них участвовали в походе за золотым руном, а одна из дочерей стала царицей амазонок. Многие из его детей унаследовали черты характера, которыми отличался Арес. Бог весьма привязан к своим детям и при необходимости всегда был готов вступиться за них.

Мифы об Аресе

Древнегреческая мифология изобилует бесконечным множеством легенд и сказаний. На самом деле их так много, что иногда некоторые мифы могут противоречить друг другу. Арес не является исключением и у него тоже есть своя история.

В детстве Аресу довелось провести тринадцать месяцев закованным в цепи и заключенным в бронзовый сосуд - так над ним «подшутили» близнецы-великаны Алоады От и Эфиальт. Позже мачеха великанов рассказала об этом Гермесу, который спас маленького Ареса и прекратил его мучения.

Изначально Арес обучался искусству танца у Приапа, которому поручила воспитание молодого бога его родительница Гера. И только после этого будущий бог войны начал постигать азы воинского дела.

Еще один миф о боге Аресе повествует о тех эпизодах, когда он был Муж богини, Гефест, узнав об измене супруги, захотел разоблачить любовников и взять их с поличным. Для этого он создал прочную и невидимую сеть, которую закрепил над ложем жены, после чего сделал вид, будто уходит заниматься своими делами. Арес не заставил себя долго ждать и спустя некоторое время уже возлегал с Афродитой, не ведая о той ловушке, которую приготовил им Гефест. Когда любовники поняли, что попали в западню, законный супруг созвал богов Олимпа, чтобы они стали свидетелями сей измены, но в результате ничего из этого не вышло - небожители только посмеялись над пойманными любовниками.

Символы и атрибуты бога войны

Рука об руку с Аресом следуют его спутницы - кровожадная Энио и богиня раздора Эрида. Ну и как же в бою без коня? У покровителя войны их было аж четыре, и звали их соответственно - Блеск, Пламя, Ужас и Шум. Впрочем, символ бога Ареса - это сама война, ее разрушения, жертвы и все, что с этим связано. Его атрибутами в основном были копье и зажженный факел, а также яростные собаки и коршун, которые терзали воинов, павших в битве.

Обычно Арес изображался в виде сильного и энергичного мужчины. Он может иметь бороду, а может быть и без нее, но обязательно должен располагать атрибутами воина: шлемом, щитом, а также мечом или копьем. Иногда на нем надеты доспехи либо металлический нагрудник. Он огромный, запятнанный кровью губитель людей, разрушающий города, - таким представлялся древним грекам Арес, бог войны.

Отношение к Аресу

В Древней Греции к Аресу в основном относились негативно, не любили и боялись его. Это отражается в поэмах Гомера, описывающих, например, в которой принял участие сам бог войны. Кровожадный сумасброд, мечущийся из стороны в сторону, - таково в Илиаде описание бога. Арес хвастлив и несдержан, а когда терпит поражение, ему даже свойственны жалобы и нытье. Так случилось, когда Афина в очередной раз доставила брату определенные неудобства, направив руку Диомеда, что помогло ему ранить бессмертного и сильного бога копьем. Но Зевс не внял жалобам сына и только еще больше унизил его, сказав, что тот отвратителен ему в связи со склонностью Ареса к дракам и побоищам.

Впрочем, плохо относился к богу войны не только громовержец Зевс, что уж говорить о постоянном противостоянии Ареса и Афины Паллады. Древние греки любили рациональность и расчетливость, а Аресу как раз таки недоставало этих качеств. Однако даже у Гомера нашлись положительные эпитеты в адрес бога войны - в «Гимне Аресу» о нем говорится как об отце победы, стороннике справедливости, образце мужественности.

В римской мифологии

Если греки не особо почитали Ареса, то римляне, напротив, относились к богу войны с большим уважением. В древнеримской традиции Ареса называли Марсом, и он занимал значимое место в пантеоне богов - выше него был только Юпитер (Зевс). Марс считается покровителем народа и государства, а также приходится отцом Ромулу и Рему, братьям-основателям Рима.

Скульптуры

В Древней Греции Арес не был слишком популярен, поэтому в наше время известно не так много его скульптур. Самыми значимыми считаются статуи времен античности «Арес Боргезе» и «Арес Лудовизи», которые на самом деле являются римскими копиями.

В парижском Лувре сегодня находится один из этих памятников, на котором изображен бог Арес, фото его представлено выше.


АРЕС, Аре й (Ἄρης ),

в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны,
в отличие от Афины Паллады богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием (следы этого отождествления у Гомера, Hom. Il. XIII 444, у Эсхила, Agam. 78). Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (O. R. 190—215) называет Ареса «презренным» богом и призывает Зевса, Аполлона, Артемиду и Вакха поразить его молниями, стрелами и огнём. Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Schol. Soph. Ant. 128), убитого Кадмом. Даже в детях Ареса — героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копьё, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Ovid. Fast. V 229—260). В олимпийской мифологии Арес с большим трудом уживается с её пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса (Hom. Il. V 896) и поселяется на Олимпе. У Гомера Арес — буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюблённости. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов (V 859—861); раненный Афиной, он простирается по земле на семь десятин (XXI 403—407). Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана (V 889—898). Но вместе с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту (Hom. Od. VIII 264—366). О любви Ареса и нарушении Афродитой супружеской верности упоминается в античной литературе часто и даже называются дети от этой связи: Эрос и Антерос (Schol. Apoll. Rhod. III 26), Деймос («ужас»), Фобос («страх») и Гармония (Hes. Theog. 934 след.). Орфический гимн (88-й) воспевает Ареса как олимпийское высокое божество (хотя 65-й гимн ещё рисует его в свете полного аморализма). Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествляется с италийским богом Марсом, и в искусстве и литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der griechischen Religion, “Archiv für Religionswissenschaft”, 1920—22, № 20—21; его же, Ares, там же, 1923—24, № 22.

Самые значительные из дошедших до нас античных статуй: «Арес Боргезе» и «Арес Лудовизи» (римские копии). Арес изображался в сценах гигантомахии (рельефы восточного фриза Парфенона и сокровищницы сифнийцев в Дельфах, произведения вазописи). Сюжет «Арес и Афродита» нашёл воплощение в нескольких помпейских фресках. В средневековых книжных иллюстрациях Арес изображается как бог войны и как символ планеты Марс. В искусстве Возрождения и особенно барокко — главным образом благодаря влиянию Овидия — в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена); иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью. Другой сюжет — «Арес и Афродита, застигнутые Гефестом» (произведения Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и др.) не утратил популярности и в новое время (Л. Коринт «Марс в сетях Вулкана»). Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу («Минерва и Марс» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство («Поединок Минервы и Марса» Ж.Л. Давида). Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 в Петербурге на Марсовом поле.

МАРС

(Mars),Маворс, Марспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март — первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам, обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, Марсу приносилась в лесу жертва — бык. От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема, а потому, как отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя — регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог — хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии).
Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23).

В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга — народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955. Штаерман

Неожиданные выводы

Народы в эпоху племенной организации поклонялись разным силам природы — земле, огню, воде и т. п. В те времена (для римской истории это VIII — VI вв. до н. э.) люди верили, что весь мир вокруг, все природные явления, все виды хозяйственной деятельности, все чувства и состояния самих людей имеют духов -покровителей или особые божества. Постепенно эти духи наделялись именами, объединялись в пары или ставились во главе племени.
Если говорить мудрёными словами, то Боги - это проявление архетипа народа.
По мере объединения племени на Апеннинском полуострове происходит духовное взаимообогащение народов, в том числе как база - «обмен» божествами (или восприятие чужого архетипа).
Арей и Марс в «учебной» литературе преподносятся как один и тот же бог.
Однако даже при самом поверхностном сравнении бросается в глаза, что Арей не воспринимался греками как родной бог, они даже не признавали его сыном Зевса (отца богов), но потом всё же приняли как «нелюбимого» сына.
Вероятно, что Арей, безусловно, обладающий данными бога, напористо пришёл в Грецию извне (как результат вливания в греческую общность народа (или народов) почитающих Арея).
Арей силен, ловок, но не вызывает почтения у греков, его воинскому искусству они противопоставляют воинское искусство Афины, и похоже даже радуются его поражению под Троей.
Вероятно, что греки как войны имели свои навыки ведения войны, а сила Арея их пугает, они ищут от неё защиту у «своих» богов.
Совсем другое отношение к этому богу у римлян. Здесь Марс в троице великих богов. Один из самых почитаемых богов и отец основателя Рима (помним, что Рим (Мir) был основана протославянами - арийцами). Это их родной бог - Бог Арийцев. Их не пугают его грозные проявления, для них он родитель.
Получается, что римляне были арийцами. Также арийцами были племена галлов, британцев, жителей берегов Рейна! А греки нет. Поэтому и не любили они бога Арея.
PS: Интересное подтверждение своим выводам нашла .

А как же славяне? У славян один из верховых богов - Описание характеристик один в один Марс (Арей). Кстати жертва усечённого руского языка, так как должен был бы писаться через йотировнную А т.е. ЙАрило.

Бог войны.

Война - вещь слишком сложная и слишком частая, поэтому одного бога войны грекам было недостаточно. Однако они не стали создавать специальных богов, скажем, для войны наступательной или оборонительной, справедливой или и т. п. Зато (в полном соответствии с практическим опытом) у них был один бог войны, которая ведется с умом и поэтому заканчивается победой, и другой бог войны, которая ведется со слепой яростью, и потому исход ее неясен. Богом, вернее, богиней первой из этих войн стала дочь Зевса , богом второй войны - Арес.

Таким образом, Арес был богом яростной войны, убийства, кровавой резни на поле боя. Он обожал войну ради самой войны, схватку ради схватки. Для него было неважно, из-за чего разгорелась война, и в большинстве случаев его не интересовало, чем она закончится. Его радовали воинственные вопли, бряцание оружия и запах крови, гибель бойцов тешила его так же, как и их отвага. Изнанкой этой любви к войне (или логичным ее дополнением) была ненависть к порядку, который мешал эту войну разжечь; Арес всегда помогал тому, кто норовил нарушить мир. Из-за этих качеств его не любили ни боги, ни люди. Сам не раз говорил Арес в глаза, что он ему противен и, не будь он его сыном, он давно низверг бы его в мрачный Тартар.


Не было такого боя, в который не вмешался бы Арес с большим щитом, с бронзовым мечом, в медных латах, он внезапно появлялся на поле боя, сея вокруг себя смерть. Обычно его сопровождали сыновья и Фобос, воплощение ужаса и страха, впереди его колесницы носились богиня раздора Эрида и богиня неистовой резни Энио. Воинским ремеслом Арес владел в совершенстве, в этом можно было не сомневаться, но в бою он был ненадежен, мог поддерживать то одну, то другую сторону.

Иллюстрация по картине Рубенса «Марс и Рея Сильвия», ок. 1616-1617 гг., Вена, Дворец Лихтенштейнов.

Несмотря на свою силу и ловкость, непобедимым он не был. Когда ярость затемняла его разум, он нередко бывал бит. Афина, никогда не поддававшаяся слепой страсти, неизменно брала над ним верх; однажды его победил даже смертный: в битве под стенами Трои его с помощью Афины тяжело ранил вождь аргивян . Арес тогда заревел от боли, как «десять тысяч мужей», от геройства не осталось и следа, и он с воплями сбежал с поля боя на самый Олимп. Кроме того, однажды его одолел , а еще раньше два юных гиганта, и Эфиальт, связали его цепями и тринадцать месяцев продержали в медной бочке. Если бы его не вызволил бог торговцев и мошенников Гермес, он так бы и остался там навсегда на радость всем добрым людям.

Что касается внешности, то Арес выглядел вполне интересным, статным молодым мужчиной, правда, манеры у него были по-солдатски грубоваты, но многим женщинам это даже нравится. В него влюбилась сама богиня любви и красоты , супруга добродушного, но неказистого бога , и даже имела от него пятерых детей: Деймос и Фобос унаследовали все неприятные черты Ареса, Эрот и пошли в мать; пятым их ребенком была прекрасная Гармония. Арес считался также предком воинственных .

Фото: Венера (Афродита) и Марс (Арес)

Арес, скорее всего, был богом фракийского происхождения, который уже в микенскую эпоху попал в греческий пантеон. Греки почитали его меньше, чем остальных богов. Правда, в Афинах ему посвятили храм на Агоре и холм Ареопаг, на котором находилась резиденция верховного суда, но такие знаки уважения были скорее исключением, чем правилом. Нам известны еще храмы Арес в Арголиде и в малоазиатском Галикарнассе - вот, пожалуй, и все. Перед боем греческие полководцы старались скорее расположить к себе Афину; даже в милитаристской Спарте Арес приносили в жертву, как максимум, молодых собак. Зато римляне чрезвычайно его уважали, у них он стал вторым по значению богом; однако римский Марс далеко не во всем совпадает с греческим Арес (см. статью «Марс»).

Наиболее известные из сохранившихся античных статуй Арес: так называемый Арес Боргезе, римская копия греческого оригинала, приписываемого Алкамену (около 430 до н. э., Париж, Лувр), и так называемый Арес Лудовизи, тоже римская копия греческого оригинала (2-я пол. 4 в. до н. э., Рим, Национальный музей в Термах). Известная этрусская бронзовая статуя, так называемый Марс из Тоди (сер. 4 в. до н. э., Ватиканские музеи), скорее всего, не изображает Марса; это всего лишь традиционное ее название. На вазах изображение Ареса встречается на удивление редко. Сюжет «Арес и Афродита» имеется на нескольких помпейских фресках 1 в. н. э.

Современные каминные часы «Арес и Афродита»

Из произведений искусства нового времени, посвященных Аресу, или Марсу, упомянем наиболее известные: «Венера и Марс» С. Боттичелли (ок. 1483, Лондон, Национальная галерея), «Минерва и Марс» Я. Тинторетто (1578, Венеция, Дворец дожей), «Венера и Марс» П. Веронезе (1560-1570, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Марс» X. В. Р. Рембрандта (1655, Глазго, Картинная галерея), две картины П. П. Рубенса: «Марс, коронованный богиней победы» (1612, Дрезденская галерея) и более поздний «Триумф Марса» (Рим, Ватиканские музеи); скульптуры: «Марс и Амур» Б. Торвальдсена (1809-1810), «Марс и Венера» Арес Кановы (1816). В Праге есть скульптура «Марс и Венера» Арес де Фриза (ок. 1600, картинная галерея Пражского Града) и плафонная роспись с изображениями Марса в Вальдштейнском дворце и дворце Клам-Г алласа.

Изображениями и статуями этого античного бога войны изобилуют аристократические резиденции времен позднего феодализма и военные министерства во многих странах Европы и Америки. В музеях и замках в основном представлены копии Ареса Боргезе и Ареса Лудовизи сравнительно позднего происхождения.

В посте использованы кадры фильма ««Гнев титанов» (Wrath of the Titans) 2012 года, продолжение фильма-фэнтези Джонатана Либесмана «Битва титанов». В роли бога войны Ареса – венесуэльский актер Эдгар Рамирес (Édgar Filiberto Ramírez Arellano).

У каждого народа есть свои верования, языческие и религиозные течения. Древнегреческая мифология не является исключением. В этой статье мы разберем одного из двенадцати богов Олимпа – божественной горы в Греции, где и обитали боги, по поверьям древних греков. Арес – бог войны и всего, что с ней связано – конфликты, драки.

Изначально считался покровителем бури, шторма, ветра, непогоды, грозы, но потом его значение переписали. Стоит отметить то, что греки – народ миролюбивый и неконфликтный, поэтому его не особо почитали, даже недолюбливали.

А вот римляне, будучи воинственным народом с завоевательными целями, очень уважали Ареса (на их лад – Марс). Марс был едва ли не одним из самых главных богов в их верованиях, главнее только могущественный Юпитер. Легенды гласят о том, что Арес – ребенок Зевса и Геры .

Но в других мифологиях встречаются упоминания о том, что Гера забеременела без какого-либо участия Зевса – просто она дотронулась до какого-то магического, волшебного цветка, который наделяет плодородием. В определенных источниках сказано, что именно таким же способом был зачат Гефест.

Появление на свет

Тем или иным образом, точно не известно, на свет появился Арес. С самого младенчества ему приходилось противостоять двум безумно сильным великанам Алоадам. Они, в свою очередь, имели очень агрессивные и великие планы – хотели с горы Олимп достать до небес. Так получилось, что из-за конфликта с Аресом они заточили последнего в металлический сосуд, где тому пришлось провести без еды и воды больше года. Ходили слухи, что Алоады планировали и свержение самого Зевса.

Мачеха великанов-близнецов слишком много рассказывала о всем происходящем – так о пленении Ареса узнал Гермес, который и стал впоследствии освободителем ребенка. Сразу же после освобождение мать отдала его на обучение, где он сперва научился танцевать, а уже потом начал осваивать военное дело. Именно это и стало его главным увлечением, которое вошло в его жизнь.

На людях юнец, уже повзрослевший, появлялся в свите с коршуном и диким псом. Его любимыми атрибутами были острое, длинное и тяжелое копье и незатухающий факел. О характере этого грозного воителя можно сказать многое, но практически все качества отрицательные.

Он был скандальным, конфликтным, коварным, из-за чего его мало кто уважал. В бою же, в военном деле он проявлял себя как кровожадный, суровый, беспощадный, подлый боец, который любил применять различные хитрости во имя победы.

В целом, все принципы этого божества не одобрялись правильными, мирными обитателями Олимпа. Из-за своей воинственности и жажды боя очень часто лез на рожон, рисковал собственным здоровьем (о жизни речи не идет, так как все жители горы Олимп обладали таким качеством, как бессмертие). Во многих боях, которые также воспевались в мифах, боец получал тяжелые ранения от своих врагов.

Несмотря на свою жестокость, воинственность, этот воин был умелым любовником. Его внешность, красота лица и тела сводили с ума многих представительниц женского пола. Не желая жениться, он жил свободной и вольной жизнью, благодаря чему оставил после себя больше пятидесяти детей!

Единственный роман, который продлился достаточно долго – с Афродитой, супругой Гефеста. Их роман повлек за собой появление на свет целых семерых отпрысков. Гефест вскоре узнал о изменах своей жены и решил наказать любовников.

Он сотворил металлическую сеть, которую натянул над кроватью. В следующий раз, когда любовник пришёл к Афродите, на него упала сеть, в которой он и запутался. За всем происходящим наблюдали небожители Олимпа, которых Гефест позвал для “суда”. Происходящее стало шоком для всех, рогоносец призвал громовержца развести их.

Зевс же покачал головой, подумал и решил не разрушать брак Афродиты и Гефеста, чем последний был очень недоволен. Незаконнорождённые дети стали полноценными участниками древнегреческих мифов.

После всех этих перипетий влюблённые поженились. В совместном браке родилось немало детишек. Многие из них в дальнейшем прославились.

Факты

Довольно интересный факт: Афина, будучи полной противоположностью брата, постоянно вступала с ним в споры, конфликты и разбирательства. Арес был не противником подлости, хитрости – многие сражения и битвы он выигрывал именно так. Афина же была сторонницей мудрой, справедливой борьбы, дипломатии и мирного решения вопросов.

Из-за этого у этих двух родственников были постоянные ссоры, свидетелями которых становились все жители Олимпа. Нетрудно догадаться, кому они отдавали предпочтение. Будучи миролюбивым народом, они, конечно же, вставали на сторону богини Афины.