Балалайка история возникновения. Сообщение о балалайке

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента.

Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз-кайсаков - домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода - 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Не пугайся огня,
Не ходи сторонкой,
Ах, ревнуйте меня
Только к струнам звонким.

Я весь свет обошел С песнею летучей, И сказать вам пришел Я на всякий случай: По душе, может, вам Роль моей хозяйки? Я всю жизнь вам отдам, Кроме балалайки. У подружки моей В струнах есть мечтания. Я хожу вместе с ней К милой на свидание. Играй, играй, балалаечка, Звезда висит над лесочком. Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка - России удивительная дочка! Юрий Визбор. Балалайка. 24-26 ноября 1975 г.

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.


Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно.

Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Хотя впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717-1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах). На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо – инструменте они играют.

Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер, и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.


Но некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена.
Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого в 1880-х годах он собрал мастеров Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (например, Трояновский). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Здесь не так то все просто, потому что существует довольно большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков - домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно. Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода - 1688 год. Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Георгий Нефёдов

Музыкальный инструмент: Балалайка

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете? Несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа - то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…

Балалайку любили слушать великие русские люди, среди них: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и М. Горький.

П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».

Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трех струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.

Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.

Звук

Балалайка обладает богатыми акустическими, исполнительскими и художественными достоинствами. Звучит она негромко, мягко, но очень звонко. Тембр у инструмента камерный, нежный, сокровенный и отличается теплотой и трепетностью.


Источник звука на балалайке - сильно натянутые гибкие струны, зажимая которые на ладах пальцами левой руки, исполнитель получает нужную высоту звука.

Основное звукоизвлечение - это удары и защипывание струн, которые при различных вариантах преобразуются в исполнительские приемы, используемые балалаечниками: пиццикато - одинарное и двойное, бряцание, дробь, тремоло и вибрато.

У инструмента всего три струны, которые настраиваются необычным образом. Две нижние струны звучат одинаково - звук «ми» первой октавы, а верхняя - на кварту выше, то есть звук «ля».

Диапазон балалайки от «ми» первой октавы до «до» четвертой.

Фото :

Интересные факты :

  • Балалайка является очень модным среди иностранцев сувениром из России, хотя самым популярным, несомненно, считается матрешка.
  • Одна из самых старых балалаек, сохранившихся в наше время, и возраст которой приблизительно 120 лет, является экспонатом музея города Ульяновска.
  • Балайкер - так называется мастер, изготавливающий балалайки.
  • Этот инструмент очень часто упоминается в произведениях Льва Толстого, Николая Гоголя, Федора Достоевского и других великих русских писателей.
  • Очень важную роль в признании балалайки сыграла императорская семья. Александр III инициировал поездку Андреевского ансамбля на Парижскую выставку, в результате которой Европа впервые увидела и услышала балалайку. Успех был ошеломляющий. В 19 веке всем солдатам для поднятия боевого духа выдавали балалайку, которую они по окончании службы оставляли себе.


  • В Соединенных Штатах Америки существует ассоциация любителей игры на балалайке и домре, а книга Д. Флинна "Как изготовить балалайку" имела большой спрос и переиздавалась 9 раз.
  • 23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.
  • В Японии есть оркестр, который называется «Токийская балалайка». Он сформирован по образцу оркестра русских народных инструментов, но участвуют в нем лишь японцы.
  • На балалайках играют в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции в оркестрах русских народных инструментах.
  • В 2014 году, в связи 20-ой годовщиной установления дружеских связей, Народное правительство китайского города Харбин преподнесло в подарок своему побратиму, российскому городу Хабаровск, гигантскую скульптурную композицию, отображающую символические инструменты культур двух народов – китайскую пипу и русскую балалайку.


  • Сейчас в России почти в каждом городе есть свой ансамбль или оркестр русских народных инструментов, где балалайка играет важную роль. Особо следует отметить такие ансамбли как «Колокола России», «Скоморохи», «Арт-Контраст», «Сибирь», «Тула». А также оркестры: «Великорусский им. В. Андреева», «Национальный им. Н. Осипова», «Северсталь», «Серебряные струны», «Метелица» «Перезвоны» и другие.
  • Сё Китагава – музыкант из Японии, в 2008 году стал первым иностранным балалаечником, победившем на международном конкурсе русской народной музыки в Екатеринбурге.

Конструкция


Балалайка - это инструмент, который красиво звучит только тогда, когда сделан опытным мастером, хорошо знающим свое дело.

Современный инструмент, длина которого в общей сложности составляет от 60 до 70 см., изготавливается из древесины сосны и состоит в общей сложности из 70 деталей.

Балалайка имеет три основные части - кузов, гриф и деку:

  • Кузов, имеющий треугольную форму, осуществляет роль резонатора. Он имеет обычно 6 или 7 граней, изготавливающиеся из сегментов, которые называются клепками.
  • Дека – это лицевая часть корпуса, имеет голосник – резонатор в форме цветочка. Над голосником находится защитное приспособление, называемое панцирем. Он предохраняет деку от ударов при исполнении. Самая широкая, нижняя часть деки, равна 40 см, самая узкая – верхняя - всего 5 см.
  • Гриф – верхняя часть инструмента, обычно изготавливается из черного дерева. На нем находятся лады, число которых разнится от 16 до 31. Гриф завершается лопаткой, на которой находится колковый механизм, необходимый для натягивания струн. Струны обычно бывают из нейлона или карбона, но иногда и металлические.

Разновидности

Семейство балалаек имеет пять видов инструментов:

  1. Прима – ведущая или солирующая, тембр звонкий, строй: «ми», «ми», «ля» первой октавы.
  2. Секунда – аккомпанирующая, тембр слегка приглушенный, строй: «ля», «ля» малой и «ре» первой октавы.
  3. Альт – аккомпанирующая, тембр мягкий и сочный, строй: «ми», «ми», «ля» малой октавы.
  4. Бас – проводит басовую линию, тембр низкий, глуховатый, строй: «ми», «ля» большой и «ре» малой октавы.
  5. Контрабас – создает гармоническую основу, тембр низкий, глуховатый, строй: «ми», «ля» контроктавы и «ре» большой октавы

Применение и репертуар

Усовершенствованная в конце 19 века любителем и знатоком народной музыки В. Андреевым и коллективом его сподвижников, балалайка стала использоваться профессионалами–музыкантами не только как сольный инструмент, но также ансамблевый, а затем и оркестровый. Создавались различные коллективы, которые своими концертными выступлениями способствовали признанию балалайки и продвижению её в массы.

Поначалу балалаечный репертуар не отличался своей оригинальностью, музыканты исполняли в основном различные переложения из классической музыкальной литературы. С ростом популярности инструмента ситуация сильно изменилась, такие композиторы как М. Ипполитов-Иванов, Н. Речменский, Ю. Шишаков, Н. Василенко, Н. Будашкин и другие создают для балалайки интересный репертуар, в который входят концерты, сонаты, сюиты и другие произведения крупной формы.

Произведения

С.Н Василенко - Концерт для балалайки с симфоническим оркестром (слушать)

Ю.Н Шишаков - "Барыня" (слушать)

Н.П. Будашкин - "Тройка" (слушать)

Известные исполнители


К сожалению, балалайка сегодня не пользуется большой популярностью и интерес к ней проявляет только узкий круг почитателей, которые увлекаются народной музыкой. Но нельзя забывать тех людей, которые внесли неоценимый вклад в усовершенствование этого инструмента и развитие его исполнительской школы. Самыми первыми, кто вывел балалайку, еще тогда не претерпевшую значительных изменений, на концертную сцену были: И. Хандошкин, Н. Лавров, И. Яблочкин, М. Хрунов, Н. Лавров, В. Радивилов. Виртуозным исполнением уже на усовершенствованной балалайке своих слушателей радовали: В. Андреев, Б. Трояновский, М. Рожков, В. Конов, М. Данилов, П. Нечепоренко, А. Шалов, Н. Осипов, Д. Калинин.

В настоящее время наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для поддержания популярности балалайки на родине и за ее пределами, являются А. Горбачев, В. Конов, В. Болдырев, В. Зажигин, И. Безотосный, М. Сенчуров, Е. Быков, Ю. Шутов, А. Архиповский (балалаечный Паганини) и другие.

История


Доподлинно неизвестно когда началась история балалайки, хотя гипотез по поводу происхождения чрезвычайно много. Одни музыковеды предполагают, что это исконно русский инструмент, другие уверяют, что она заимствована у киргизов и прародительницей ее является домбра. А некоторые считают, что инструмент переняли у татар, во времена монголо-татарского ига, но никто не оспаривает, что балалайка появилась очень давно и была одним из самых любимых инструментов, который скрашивал жизнь простого народа.

Балалайка на протяжении столетий не имела единой формы, она была круглой, треугольной, даже четырехугольной и с различным числом струн.

В 15-17 веках на Руси большую популярность имели скоморохи – потешные люди, зарабатывающие тем, что веселили население деревень и городов. Они были постоянными участниками народных праздников и гуляний, и нередко в их выступлениях, под аккомпанемент различных инструментов, в том числе и балалайки, звучала злободневная социальная сатира. За это скоморохи испытывали притеснение со стороны властей и церкви, и в 17 веке особым указом князя Алексея Михайловича Тишайшего все скоморошьи инструменты подлежали сожжению.

Но прошло немного времени, царь умер, об его указе быстро все забыли, и балалайка вновь веселит простой народ - крестьян и городских ремесленников. Из некоторых источников мы узнаем, что задорный тембр балалайки привлекал внимание и высшей знати. Петр I, Екатерина II, Павел I - русские императоры и их окружение не отказывали себе в удовольствии повеселится под задорный звук инструмента.

В 18-19 веках балалайка становится особо признанным народным музыкальным инструментом, но конструкция ее была несовершенной. Весомый вклад в преобразование инструмента внес русский дворянин Василий Васильевич Андреев – знаток русского народного творчества, балалаечник-виртуоз. Он надумал крестьянскому инструменту дать небывалую жизнь, выведя его на концертную сцену.

Первый, к кому обратился энтузиаст, был петербургский мастер по изготовлению скрипок В. Иванов, который по убедительной просьбе Василия Васильевича изготовил инструмент нового образца. Это была балалайка уменьшенного размера, с врезными ладами, корпусом, изготовленным из горного клена, и грифом из черного дерева - произошло второе рождение инструмента.


Успешные сольные выступления В. Андреева на обновленном инструменте вызвали небывалый отклик общественности и способствовали невероятному росту популяризации балалайки. Но на этом музыкант не остановился, по его чертежам известные мастера Ф. Пасербский и С. Налимов изготовили еще более усовершенствованный инструмент. Форма стала треугольной, кузов из бука, а дека из ели, что сделало корпус балалайки наиболее резонансным. Мастера укоротили гриф, вставили металлические порожки, изменили резонаторное отверстие, лады расположили в хроматическом строе, добавили колковую механику и установили постоянный строй, позже получивший название академический. Сегодня мы привыкли видеть балалайку именно в таком варианте. Помимо этого, мастера по заказу В.Андреева сконструировали целое семейство инструментов по подобию скрипичного квартета, в который вошли: балалайка дискант, пикколо (позднее вышли из употребления), альт, секунда, бас, и контрабас (балалайки увеличенных размеров). Все они были трехструнными и имели квартовый строй.

Такие инструменты впоследствии стали основными в составе музыкального ансамбля, организованного в Петербурге Василием Андреевым в 1887 году под названием «Кружок любителей игры на балалайках». Дебютное выступление коллектива состоялось в 1888 году и имело большой успех. Затем ансамбль триумфально гастролировал за рубежом, в результате этого турне балалайку узнал весь мир. В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» преобразовался в Великорусский оркестр, который, выступая во многих уголках земного шара, прославлял Россию и ее национальную культуру.

За свою историю балалайка пережила многое: ее сжигали, но она восставала из пепла и триумфально покоряла Париж, ее забывали, а она заставляла о себе вспомнить. Если раньше на балалайке музицировали сидя на завалинке, то теперь одевают фрак, а затем берут в руки этот необыкновенный инструмент.

Россия и балалайка – это два слова, которые между собой тесно связаны. Олицетворение русской культуры - вот что такое балалайка, она наша, настоящая. Заняв прочное место в народном творчестве, этот инструмент с достоинством доказал, что способен на гораздо большее, и теперь ему стоя рукоплещет весь мир.

Видео: слушать балалайку

Сейчас невозможно точно определить, когда и где появился этот музыкальный инструмент, ставший одним из символов России. Согласно некоторым предположениям, русская балалайка существовала еще до крещения Руси. Тогда ее клали в могилу покойнику, чтобы он мог и после смерти наслаждаться игрой на любимом музыкальном инструменте.

По многим версиям, русская балалайка представляет собой потомок азиатской домбры. Просто с измененной формой, количеством струн и ладов. Все существующие сейчас предположения трудно доказать.

Однако, по самому широкому мнению, балалайка считается русским народным музыкальным инструментом. Даже ее название явно напоминает слова, происшедшие от русского корня: балакать, балаболить, балабонить, балагурить. Более того, один из вариантов ее названия так и звучал: балабайка.

Но и здесь есть различные мнения. Согласно одному из них, слово “балабайка” произошло от турецкого “балаба” – народный музыкальный инструмент, похожий на домбру, с округлой формой.

Так или иначе, наиболее полно этот инструмент сумел выразить все свои качества именно в России.

Первое известное письменное упоминание о балалайке появляется 13 июня 1688 года. Это «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в которой дается распоряжение двум крестьянам

«что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли».

Издавна не существовало никакого эталона для конструкции балалайки. В ней могло быть и две, и три струны. Даже настройка была самой разной, в зависимости от вкуса каждого отдельного исполнителя.

Так продолжалось до конца 19 века, когда помещик из Вышневолоцкого уезда Василий Васильевич Андреев, который всегда интересовался народной музыкой, впервые услышал игру на балалайке. Он сильно заинтересовался этим инструментом, и сам начал активно учиться играть на нем. Вскоре он пришел к выводу, что этот инструмент в том виде, в котором он существовал в те годы, не может раскрыть всех своих возможностей.

Андреев решил взяться за усовершенствование балалайки. Он изготовил чертежи для нового варианта инструмента и начал делать заказы на его изготовление у самых разных столичных мастеров, стремясь получить самое высокое качество звучания.

В 1886 году Андреев впервые выступил перед публикой с инструментом собственной конструкции. Но, продолжая работы по улучшению инструмента, он ищет все новых партнеров по изготовлению балалайки.

Очень успешным было его сотрудничество с петербургским мастером Францем Станиславовичем Пасербским, который сделал первую балалайку для Андреева в 1887 году. Вскоре он изготовил и другие разновидности инструмента: пикколо, альт, бас и контрабас. Все они были созданы специально для оркестра, собранного Андреевым.

Изначально балалайки оснащались жильными перетяжками – это всегда было одним из самых типичных признаков этого инструмента. Однако Андреев все же решает заменить перетяжки на лады, считая, что это значительно улучшит звучание. Первоначально ладов было 5, затем 12, а на последующих разновидностях их количество дошло до 17. Это позволило гораздо полнее и выразительнее использовать возможности балалайки.

Совместная работа Андреева с Пасербским продолжалась около 10 лет и была весьма плодотворной. Но гораздо больших успехов Андрееву удалось получить от сотрудничества с мастером-краснодеревщиком Семеном Ивановичем Налимовым.

Налимов родился в 1857 году в крестьянской семье. Будучи подростком, он получил профессию краснодеревщика, а потом по воинской повинности попал в действующую армию. После службы он работал у разных помещиков, и Андреев, услышав о его незаурядных способностях, приглашает Налимова к себе.

Сначала Андреев только хотел заказать мастеру партию мебели, но, поразившись качеством работы, сделал ему предложение заняться изготовлением балалаек. Их сотрудничество продолжалось 26 лет, вплоть до смерти Налимова. Изготовленные им инструменты можно без преувеличения считать образцом русской балалайки. Инструменты изготовлялись по чертежам Андреева, который постоянно стремился улучшить их конструкцию.

Первая же изготовленная Налимовым балалайка-прима представляла в полном смысле произведение искусства. Сам корпус он сделал из волнистой березы. Слегка выпуклая дека, составленная из четырех частей, была сделана из резонансной ели - она имела правильные параллельные радиальные слои. Сверху была прикрыта панцирем (фартуком), заподлицо с которым была врезана накладка из черного дерева. Гриф был сделан из граба. Дополнительно к 15 ладам на грифе было добавлено еще 2 лада на панцире.

По своим музыкальным качествам, тщательности изготовления и красоте балалайки Налимова ценились очень высоко. Они стоили на порядок дороже любых других.

Налимов с большим вниманием относился к каждому инструменту. На изготовление одной балалайки от начала и до конца иногда уходило до двух лет. Сейчас Семена Ивановича Налимова заслуженно называют «русским Страдивари».

Оркестр, собранный Андреевым, существует и поныне. Его теперешнее название – Оркестр народных инструментов имени В. В. Андреева. Основные инструменты этого оркестра – балалайки различного размера, от примы до контрабаса.

Сейчас русская балалайка получила широкую известность во всем мире. Специально для нее создаются музыкальные произведения. А игре на балалайке учат в музыкальных школах, училищах и консерваториях.