Презентация биография рахманинова интересные факты из жизни. Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов"

Cлайд 1

«Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, -это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.»

Cлайд 2

Семья История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808 1881), был известен как автор салонных романсов).

Cлайд 3

Обучение После переезда семьи в Петербург мальчика отдали учиться в консерваторию. Но особого интереса к учебе он не проявлял. Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале у пианиста-педагога Н.С. Зверева (чьим учеником был также Скрябин), а с 1888 у А.И. Зилоти (фортепиано), А.С. Аренского (композиция, инструментовка, гармония), С.И. Танеева (контрапункт строгого письма).

Cлайд 4

Николай Сергеевич Зверев был выдающимся музыкальным учителем и воспитателем, о чем свидетельствует быстрый рост его нового ученика. Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера дома Зверева. Рахманинов посещает концерты замечательных пианистов А.Н. Есипова, А.И. Зилоти, А.Г. Рубинштейна и др., знакомится с С.И. Танеевым, В.И. Сафоновым, П.И. Чайковским, дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера. Среди произведений, написанных в годы учебы, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2-я редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по А.К. Толстому, 1991). В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893).

Cлайд 5

Cлайд 6

Первые творческие успехи Громадные успехи С.В. Рахманинова и по классу фортепиано, и по специальной теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников консерватории. В конце 1889 года Рахманинов уходит от Н.С. Зверева и находит пристанище в семье Сатиных Александра Александровича и Варвары Аркадьевны. Перейдя весной на следующий курс консерватории, Сергей Васильевич проводит лето с Сатиными в их имении Ивановка Тамбовской губернии, которое стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией на всю жизнь. Самостоятельная жизнь С 1890-х годов начинается самостоятельна жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. Еще в годы учения в Московской консерватории выступления Рахманинова проходили с большим успехом. 30 января 1892 года, он дает свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как пианист, но и как автор ряда произведений. Сезон 1982 93 гг. стал началом артистического пути «свободного художника» Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сергей Васильевич Рахманинов 1873-1943 Композитор Пианист Дирижёр

Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв.. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа, к православной вере - центральное звено в его творчестве. Основные черты музыки – мелодизм и колокольность. Писал в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка

Родился в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. Род Рахманинова уходит к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию. С 4 лет играл на фортепиано. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки.

Несколько лет Рахманинов провёл в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И.Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

Рахманинов был замкнутым, сдержанным в общении, очень тяжело сходился с людьми. Чувство одиночества постоянно его сопровождало, и единственной отрадой в жизни была музыка. В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор.

Музей-усадьба Рахманинова

Рахманинов - пианист Рахманинов был гениальным пианистом. Его мастерство оказывало почти магическое действие на слушателей. Обладал феноменальной техникой.

Революция 1917г. Революционный переворот Рахманинов воспринял как катастрофу. «Россия шагнула в пустоту», «лица людей превращаются в зверские дикие рыла». Спустя месяц после прихода к власти Большевиков Рахманинов навсегда покидает Россию. Он стал изгнанником родины, скитальцем, утерявшем самые дорогие стимулы к творчеству. «Лишившись родины, я потерял самого себя».

Эмиграция В годы эмиграции Рахманинов много гастролировал, выступал на лучших сценах мира. Слава выдающегося исполнителя виртуоза возрастала. Ему рукоплескали в Европе и Америке. Но писать музыку в течение первых 10 лет эмиграции не мог. Боль утраты родины не покинула его до конца дней.

Война 1941-1945гг.. Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков, он пытался оказать влияние на богатых русских эмигрантов, призывая их материально поддержать свою родину в трудный для неё час. Свои гонорары от концертов он тоже перечислял в фонд обороны страны.

Изменилось отношение советского правительства к Рахманинову. Осенью 1942г. Советская общественность отметила 50-летний юбилей артистической деятельности великого русского музыканта. А в Америке эта дата осталась незамеченной. Умер Рахманинов, не дожив нескольких дней до своего 70-летнего юбилея.

Он остался русским композитором и русским человеком. Его всегда волновала судьба его страны. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией в Power Point....

" Жизнь и творчество Сергея Ивановича Танеева"

Презентация "Жизнь и творчество Сергея Ивановича Танеева" представляет собой мультимедийное учебное пособие для преподавателей и учащихся по предмету " Музыкальная литература" в ДМШ и ДШИ. В ра...

Почему я выбрала такую тему?
Я хочу рассказать о романсах С.В.Рахманинова. Немного размышлений и музыки. Почему я выбрала эту
тему? Потому что в романсах - вся жизнь, вся трепетность, вся душа человека. Романсы Рахманинова, я
выбрала потому, что они мне по душе, и они были первыми романсами, которые я пела в своей жизни, до этого
романсы я не пела. Я не понимала их глубину и проницательность, в сочетании с легкостью, которая понятна
любому человеку. Именно романс так тонко проникает внутрь тебя, как бы задевая твои струны души и звуча
с ней в унисон.
Чувственность романсов Рахманинова является изюминкой автора. Это всегда песня - правдивости, песня -
вздох. Главное в романсах Рахманинова это - интонация, такая сложная и простая, такая понятная, но
зовущая к размышлению. И всегда напевная, очень доверительная, и если бы не было этой душевности
чувственности и простоты, то и пропала бы вся их прелесть.

Для начала я думаю надо бы вспомнить, а кто такой Рахманинов?
Рахманинов Сергей Васильевич (1873 – 1943) – русский композитор,
дирижер, пианист, представитель направления символизм в музыке.
Объединил в своем творчестве принципы петербургской и московской
композиторских школ.
Рахманинов писал:
«Меня очень вдохновляет поэзия.
После музыки я больше всего люблю поэзию.
… У меня всегда под рукой стихи.
Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много
музыки.
Они - как сёстры-близнецы.»

Всё о романсе. Происхождение.
Рома́нс (фр. romance) -небольшое музыкальное сочинение для голоса в
сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического
содержания
Знаете ли вы что слово «романс» к нам пришло из Испании? Их пели там
певцы - трубадуры на родном романском языке. Сборники песен
назывались «романсеро». Потом и к нам пришли романсы. Появились
бытовые романсы, цыганские романсы, конечно же, классические,
актерские и некоторые другие.

Романс - это старинный жанр.
История его уходит корнями в эпоху Средневековья. Сам термин “романс” зародился в
средневековой Испании. В тот период истории появляется жанр светских песен, обычно
это были стихи известных поэтов эпохи романтизма, положенные на музыку и
передававшие глубокие переживания. К слову, на сегодняшний день слова “романс” и
"песня" тождественны во многих языках. Со временем этот музыкальный жанр приобрел
такую популярность, что одиночные произведения стали объединять в целые вокальные
циклы. Символично, что первый подобный цикл создал гений мировой музыки и отец
классики - Бетховен. Его идею подхватили и продолжили не менее известные
музыканты, такие как Брамс, Шуман и Шуберт.

Основные характеристики романса.
Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные
различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или,
как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из
правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже - дуэтом, и почти никогда - хором.
Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки
всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может
быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на
ту или иную жизненную тему.
Романс - это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров
сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.
Романсы - бывают не только вокальными произведения. Есть и инструментальные романсы
без слов. Просто мелодия написанная для какого-то инструмента, как будто человеческий голос её
исполняет. Очень красивые такие романсы у Рахманинова тоже есть.

Немного о русском романсе.
Спустя время, с появлением в домах состоятельных людей музыкальных инструментов, романс просочился и в
русскую культуру. Возможно, это было навеяно духом романтизма, которым было пропитано все начало
девятнадцатого столетия. Он пришелся весьма по вкусу требовательной публике, и его моментально
подхватили такие композиторы, как Варламов ("На заре ты ее не буди") , Гурилёв ("Однозвучно звучит
колокольчик"), Алябьев ("Соловей"). Некоторые из них посчитали нужным внести в русский романс дух свободы и
жизнерадостности и в то же время позволяли исполнителю продемонстрировать свои вокальные данные.
Аккомпанемент здесь - всего лишь фон, но органично связанный со стихотворной основой. Печально, но в
советскую эпоху его культурное развитие приостановилось, так как суровая дисциплина считала, что
идеология, представленная в романсах, пагубно влияет на рабочего советского человека. Старинные романсы не
приветствовались, их тематику посчитали "устаревшей". В тренде были патриотические, народные и
юмористические песни с незатейливой мелодией.
Очень часто спорят, а что в романсе главное? Музыка или стихи? Наверно, такие споры не нужны. Тут все
важно. Именно соединение музыки и стихов и трогательного исполнения и находят у нас такое впечатление.

Вот как говорит сам Рахманинов о романсах.
"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и
мои взгляды. Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская
музыка... У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я
родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился
успеха.»
«Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца
и идет к сердцу;
Это любовь!
Сестра музыки это поэзия,
а мать ее - грусть!»
Рахманинов у рояля, начало 1900-х годов.

С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса, то есть все
они созданы в российский период его жизни. По популярности они соперничают с его
фортепианными произведениями. Большинство романсов написано на тексты русских
поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 и всего лишь немногим более
десятка на стихи поэтов первой половины 19 века – Пушкина, Кольцова, Шевченко в
русском переводе.
Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю
поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой
поэзии много музыки. Они - как сёстры-близнецы.»

Мои любимые романсы Рахманинова.
«Сирень» на слова Бекетовой – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики.
Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой,
замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.
Особенно интересно происхождение этого романса. На первые годы двадцатого столетия
пришлось начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий
музыкант испытывал мощный прилив творческих сил. Рахманинов создавал новые
произведения, выступал в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года
занял пост капельмейстера Большого театра.

Давняя юношеская дружба с Натальей Сатиной, в доме родителей которой он
жил несколько лет, и с которой провел практически все отрочество, переросла во
взаимное чувство. Именно Наталье Сатиной 20-летний композитор посвятил
романс «Не пой, красавица, при мне».
29 апреля 1902 года Сергей Рахманинов и Наталья Сатина поженились в
небольшой церкви 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы.
После венчания, едва заехав домой переодеться, молодожены уехали на вокзал и
взяли билеты в Вену, откуда уехали в свадебное путешествие. Этому
счастливому времени принадлежит романс Рахманинова "Сирень". Автором
стихов, на которые написан романс, является Екатерина Андреевна - старшая
дочь ректора Московского университета профессора А. Н. Бекетова.

По утру, на заре,
По росистой траве,
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.

Одной из первых исполнительниц романса была А. Нежданова. В своих воспоминаниях она
пишет: «Будучи артисткой Большого театра и выступая в концертах, я обязательно
включала в свои программы романсы Рахманинова: исполняла всеми любимые
вдохновенные романсы “Сирень”, “Здесь хорошо”, “У моего окна”, “Островок” и много
других, таких же прекрасных по своей выразительности, поэтичности и красоте мелодии
произведений».
Романс «Сирень», подобно ряду других, таких как «У моего окна», очень близок эстетике
символизма, хотя и не совпадает с нею полностью. В нем отражается атмосфера
тончайшей душевности, и можно почувствовать, как музыка буквально касается
природы.

Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ»,
написанный в 1915 (посвящен великой певице Неждановой). Элементы народного
песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой
индивидуальностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта
мелодии, неторопливый характер ее развития, гармонический язык. К числу концертных
произведений относится и «Вокализ» С. Рахманинова.

Представляет интерес история создания произведения. Все романсы ор. 34, в
который входит и «Вокализ», были написаны в июне 1912 года. Известно, что 1
сентября того же года они были проданы издательству А. Гутхейля и уже в
следующем году вышли в свет. Но для завершения работы над «Вокализом»
композитору понадобилось три года, если считать со времени первого наброска
романса, сделанного весной 1912 года.
«Весной 1915 года Рахманинов показал 1-ю редакцию «Вокализа» А. В.
Неждановой. Тогда же, прислушавшись к ее замечаниям, сделал несколько
исправлений карандашом в вокальной партии, занося в партитуру также
исполнительские штрихи и нюансы. Композитору потребовалось еще некоторое
время, чтобы подготовить окончательный вариант нотного текста, который
существенно отличается от первого: одно из отличий состоит в изменении
тональности: es moll на cis moll. «Вокализ» опубликован под старым
издательским грифом А. Гутхейля (1915) с посвящением А. В. Неждановой,
которая 25 января 1916 г. в присутствии автора исполнила его с оркестром С. А.
Кусевицкого. Благодарный композитор подарил певице первый вариант
рукописи. С тех пор в течение восьмидесяти лет автограф находился в
библиотеке А. В. Неждановой (после ее смерти в 1950 г. – Мемориальном музееквартире)».5

Вокализ. Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея
Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное,
произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я
высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем
кто-нибудь словами.
Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только
выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное
отношение ко мне. «Вокализ» свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним,
для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он
несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую
модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром
под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как
великого композитора был колоссальный. Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха
принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с
тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».

В романсе «Здесь хорошо» основную суть составляет вокальная интонация,
приходящаяся на эти заглавные слова текста.
Это очень красивый романс. И очень глубокий. Умиротворение красотой и
гармонией мира. Спокойное созерцание и восхищение совершенством природы...И сам
романс очень гармоничен. Он как полотно разворачивается. И льется широко и
свободно, гармонично сочетая голос и фортепиано (написан был именно для
фортепиано). Оркестровые версии этого романса появились позже. И, действительно
его нужно понимать и чувствовать.
Музыка Сергея Рахманинова Слова Г. Галиной (Эйнерлинг Глафира Адольфовна)
Здесь хорошо…
Взгляни, вдали огнем Горит река;
Цветным ковром луга легли,
Белеют облака.
Здесь нет людей…
Здесь тишина…
Здесь только Бог да я.
Цветы, да старая сосна, Да ты, мечта моя!
"Здесь хорошо" исполняли десятки оперных певцов, как мужчин, так и женщин, с
разными тембрами голоса, разной манерой пения.

Конец 90-х годов – время, когда С. Рахманинов испытывал значительные материальные
трудности. Но он сам осознавал, что в таком положении есть и своя польза: «Я тороплюсь для
того, чтобы в известный день получить нужные мне деньги, и, к сожалению, отдать их немедленно
в другие руки, – писал С. Рахманинов в письме к А. В. Затаевичу от 7 декабря 1896 года. – В
каждом месяце у меня несколько дней, в которые я расплачиваюсь за свои прежние грешки. Эта
постоянная денежная потребность, с одной стороны, для меня очень полезна – т. е. я аккуратно
работаю; но, с другой стороны, эта причина заставляет мой вкус быть не особенно разборчивым.
С октября я написал, таким образом, 12 романсов2 <…>».3 Десять лет спустя в другом своем
письме – к А. М. Керзину (от. 51 апреля 1906 года) – С. Рахманинов пояснил: «Затем от 1896 года
до 1900 я ничего не писал. И это объясняется тем впечатлением, которое на меня произвел провал
моей Симфонии в Петербурге. Тот же факт, что я после Симфонии написал 20 штук мелких
вещей,4 объясняется моей вынужденностью уплатить довольно большую сумму денег, которую у
меня украли в вагоне, и которая принадлежала не мне».5
ОСТРОВОК
Из моря смотрит островок,
Его зеленые уклоны
Украсил трав густых венок,
Фиалки, анемоны.
Над ним сплетаются листы,
Вокруг него чуть плещут волны.
Деревья грустны, как мечты,
Как статуи, безмолвны.
Здесь еле дышит ветерок,
Сюда гроза не долетает,
И безмятежный островок
Все дремлет, засыпает.

Многие рахманиновские произведения, ставшие необычайно популярными, подверглись
многочисленным обработкам, начало которым положил сам композитор. Романс
«Островок» не стал исключением. Его переложение для голоса в сопровождении струнного
трио в начале 30-х годов сделал известный российский музыканта Д. Р. РогальЛевицкий. С. Рахманинов дал положительный отзыв о переложениях Д. РогальЛевицкого: «Хочу сказать Вам, что нахожу Ваши переложения вполне приемлемыми и
хорошо сделанными».6

Слова А. Пушкина, Музыка С. Рахманинова
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне

Увы, напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь, и при луне черты
Далекой бедной девы!..
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальной.
«С одним из традиционных, широко излюбленных жанров русской классической музыки связан «восточный романс» «Не пой,
красавица» на стихи А. С. Пушкина, привлекавшие к себе композиторов разных поколений, от современников поэта до наших
дней. Вступая в «соревнование» с такими мастерами, как Балакирев и Римский-Корсаков, юный Рахманинов создал
произведение не только не уступающее их музыкальному истолкованию того же поэтического текста, но во многом более
глубокое, яркое и сильное по выражению. Среди разных музыкальных сочинений на слова этого пушкинского стихотворения
романс Рахманинова вполне заслуженно пользуется наибольшей популярностью. Очень выразительно основное тематическое
построение рахманиновского романса с узорчатой, плавно и медлительно нисходящей мелодией, напоминающей
меланхолический восточный напев.
Восточный колорит рахманиновского романса довольно условен. Конкретные жанрово-национальные черты выражены в нем с
гораздо меньшей определенностью, чем, скажем, в романсе Балакирева на тот же текст. Главным для Рахманинова было
лирическое переживание- настроение глубокой печали, сожаления об утраченном, тоски по «жизни иной». Песня грузинки и
пейзажные ассоциации, вызываемые ею, звучат как сквозь дымку далекого воспоминания. Характерно, что основная тема
проходит в большинстве случаев у фортепиано, тогда как вокальная партия строится на экспрессивно заостренных
декламационных интонациях или вторит инструментальной мелодии наподобие подголоска. Необычайная тонкость и
разнообразие взаимоотношений вокального и инструментального начал, достигнутые здесь композитором, способствуют
созданию богатого, психологически сложного и вместе с тем целостного, законченного художественного образа».
Наталье Сатиной 20-летний композитор посвятил романс «Не пой, красавица, при мне».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Сергей Васильевич Рахманинов" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

https://cloud.prezentacii.org/15/10/43704/images/thumbs/screen2.jpg" alt="Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь" title="Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь">

Слайд 2

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова.

Слайд 3

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.

Слайд 4

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

Слайд 5

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера - «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

Слайд 6

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии (дирижёр - А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и - главным образом - из-за новаторской сущности музыки. По мнению А. В. Оссовского, определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение 1897-1901 годов Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

Слайд 7

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926-1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Слайд 8

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Творчество Сергея Васильевича Рахманинова Сергей Васильевич Рахманинов  уже столетие звучит это имя в мире музыки.

  • (1873 – 1943)
Композитор, пианист, дирижер  он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Творческий облик Рахманинова многогранен.
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Семья
  • Годы учения в консерватории
  • Первые творческие успехи
  • Самостоятельная жизнь
  • Педагогическая работа
  • Дирижерская деятельность
  • Композиторская деятельность
  • Мировая война (1914  1918)
  • Революции 1917 года
  • Эмиграция
  • Список произведений
  • Последние годы жизни
Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями. Его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808  1881), был известен как автор салонных романсов. Первые уроки музыки будущий композитор получил у матери уже в четырехлетнем возрасте.
  • Семья
В 9 лет мальчика отдали учиться в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался у педагогов Н.С. Зверева, А.И. Зилоти (фор-но), А.С. Аренского (композиция), С.И.Танеева. Среди произведений, написанных в годы учебы,  Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, романсы, пьесы В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892  как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
  • Годы учения в консерватории
  • (1882 – 1892)
Громадные успехи Рахманинова и по классу фортепиано, и по теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников. Его выступления становились событиями в музыкальной жизни консерватории и не оставляли сомнения в его артистическом будущем.
  • Первые творческие успехи
С 1890-х годов начинается самостоятельная жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. 30 января 1892 года, он дает свой первый концерт, в котором выступает как пианист и как автор ряда произведений. Сезон 1982  93 гг. стал началом артистического пути Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Он пишет Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского.
  • Самостоятельная жизнь
  • Начало Третьего концерта
  • для фортепиано с оркестром
С весны 1894 года Рахманинов начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. Крупнейшим созданием молодого композитора является Первая симфония, написанная в 1895  97 гг. Однако необычность симфонии и ее неудачное исполнение А.К. Глазуновым привели к провалу, который тяжело переживался автором. Большое значение в это время имела для композитора моральная поддержка и забота близких ему людей.
  • Педагогическая работа
С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И. Мамонтова. В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым. Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года занимает пост капельмейстера Большого театра.
  • Дирижерская деятельность
В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между тремя специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную жизнь. В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он на несколько месяцев останавливается в Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, а 21 июня 1907 года Татьяна. События 1905 года заставляют Рахманинова несколько раз выступать в печати в поддержку демократических реформ.
  • Тема первой части второго концерта
Начиная с 1906 года, Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в Дрездене. Посвятив большую часть времени композиторской деятельности, он все же дает концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист. Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает в сольных и симфонических концертах. На пороге 1910-х годов в творчестве С.В. Рахманинова находят отражение ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни. В произведениях этих лет усложняется, становится более напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается интеллектуальное начало. Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном издательстве.
  • Композиторская деятельность
Разразившуюся мировую войну 1914  1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Сергей Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то же время он проводит серию концертов в память А.Н. Скрябина.
  • Мировая война (1914  1918)
Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все нарастала в связи с развертывающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратить свое существование на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В. Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке.
  • Революции 1917 года
Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты. В 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской деятельности. Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей концертной деятельности. В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" и напоминало композитору об Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни.
  • Эмиграция
В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне. Рахманинов  один из крупнейших музыкантов рубежа XIX  XX вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Он следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённое лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Он был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихо-упоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени. Список произведений
  • Оперы – Алеко (1893, Москва)
  • Скупой рыцарь
  • Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва) для солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902),
  • поэма Колокола (1913)
  • для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др.
  • для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893)
  • для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии и др.
  • 2 сюиты для 2 фортепиано
  • хоры (с оркестром, с фортепиано)
  • хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста
  • Всенощное бдение
  • романсы
  • транскрипции и переложения.
Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.
  • Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.
  • Памятник С.В. Рахманинову в Москве
  • «Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире...»
  • С.В.Рахманинов