Босановы происхождение. Причин возникновения стиля босанова

Босса-нова вызывает достаточно споров относительно того, где зародился этот вид латиноамериканского джаза. Точно известно только одно – свои истоки босса берет в ритмах самбы, но покачивающие движения телом – это еще не все, чем может гордиться этот подвид латиноамериканского джаза. Не менее прекрасные вокальные и инструментальные босса-нова альбомы явили миру выдающиеся джазовые исполнители. Шесть из них мы представляем вам как самые знаменитые и обязательные к прослушиванию.

Лучшие босса-нова альбомы

O Amor, o Sorriso e a Flor – João Gilberto (1960)

O Amor, o Sorriso e a Flor – João Gilberto

Альбом в стиле босса-нова O Amor, o Sorriso e a Flor бразильского гитариста, композитора и поэта-песенника Жуана Жилберту вышел в 1960 году. По-русски название звучит как «Любовь, улыбка и цветок».

Обозреватель портала AllMusic Ричард Гинелль так описал пластинку Жилберту: «Это жизненно важная запись в стиле босса-нова, сделанная Жуаном Жилберту и Антонио Карлосом Жобимом. Некоторые стандарты – One Note Samba, Corcovado или Meditation – впервые услышали в Северной Америке именно на этом альбоме».

Quincy Jones – Big Band Bossa Nova (1962)


Quincy Jones – Big Band Bossa Nova

Альбом Big Band Bossa Nova является признанным шедевром в дискографии Куинси Джонса. Композиция Soul Bossa Nova американского джазового импресарио стала хитом и заглавным саундтреком ко многим фильмам и телепередачам, включая современные программы.

Пластинка увидела свет вслед за популярной Desafinado, на волне успеха к которой подогрела увлеченность публики босса-новой. При этом распространено мнение, что альбом получился танцевальным и больше подходит для американских коктейльных вечеринок, чем для прогулки по бразильскому побережью.

Soul Samba – Ike Quebec (1962)


Soul Samba – Ike Quebec

Американский саксофонист Айк Квебек записал альбом Soul Samba в 1962 году и выпустил его на лейбле Blue Note. Этот релиз стал последним с дискографии Квебека до его смерти в январе 1963-го.

Историк джаза Скотт Яноу назвал этот альбом «тонким сочетанием мягких джазовых оттенков и ненавязчивых ритмов, характерных для босса-новы». Альбом записан в период, когда музыканты сами начинают проявлять интерес к боссе. Речи о том, чтобы эта музыка звучала в каждом баре, пока даже не шло.

Примечательно, что все исполнители 1960-х годов, записывавших босса-нова альбомы, участвовали в популяризации жанра. Легкая музыка, интересная молодым людям, распахнула дверь в большой мир направлениям латиноамериканского джаза.

Samba Esquema Novo – Jorge Ben Jor (1963)


Samba Esquema Novo – Jorge Ben Jor

Альбом Samba Esquema Novo – это дебют бразильского гитариста Жоржи Бен Жора, сочетающего самбу, босса-нову и фанк-рок в своем творчестве. В эту пластинку вошла оригинальная запись всемирно известного хита Mas, que Nada. По версии Rolling Stone в Бразилии, Samba Esquema Novo вошел в список 100 лучших альбомов в истории бразильской музыки.

Альбом Бен Жора изобилует латиноамериканскими ритмами и захватывает слушателя своим ритмом элементов рока и мелодий на перкуссии. Слушание этого релиза 1963 года напоминает музыкальное приключение, в котором каждая композиция – это остановка с новым настроением и событиями.

Getz/Gilberto – Antonio Carlos Jobim and Stan Getz (1964)


Getz/Gilberto – Antonio Carlos Jobim and Stan Getz

Лучшие босса-нова альбомы представляет также, пожалуй, самая знаменитая пластинка бразильского гитариста Антонио Карлоса Жобима и американского саксофониста Стэна Гетца Getz/Gilberto, записанная в 1964 году. Союз этих двух музыкантов уже сам по себе заставляет мурашки пробежать по телу. Джазовые критики называют альбом Getz/Gilberto символом возрождения интереса к босса-нове в США.

Кроме того, этот релиз стал первым, завоевавшим «Грэмми», с исполнении не-американских музыкантов. Большинство песен на альбоме написал Жобим. Пластинка Getz/Gilberto стала самой продаваемой в истории жанра, а Аструд Жилберту, которая спела знаменитую «Девушку из Ипанемы» (The Girl from Ipanema) – прославленной певицей бразильского джаза.


Herb Alpert Presents Sergio Mendes & Brasil ’66

Бразильский пианист Сержио Мендес экспериментирует с фанком, джазом и босса-новой на пластинке 1966 года. Этот релиз был введен в Зал славы «Грэмми» в 2011 году как значимое культурное наследие бразильского джаза.

Сержио Мендес представляет на этом альбоме удивительно мелодичную «музыкальную формулу». Дуэт женских голосов, поющих на английском и португальском языках, и мужское вокальное трио сочетаются с джазовыми аранжировками бережно отобранных лирических мелодий.

Нежная и страстная, ритмичная и чувственная, обволакивающая и чарующая – все это босанова, невероятно популярная латиноамериканская музыка, зародившаяся в 50-е годы прошлого века и быстро покорившая весь мир..

Как появилась босанова

Босанова или босса-нова (bossa в переводе с бразильского означает жаргонное словечко вроде «прикол», «фишка», bossa nova – «новая фишка» или «новый стиль») родилась в Бразилии и по своему звучанию одновременно напоминает румбу, самбу и джаз. Своеобразные каскадные ритмы джаза и возможность импровизировать буквально очаровали лучших музыкантов тех лет, и этот жанр начал свое триумфальное шествие по планете.

А начиналось все в небольшом местечке Ипанема, весьма элитном и недешевом районе Рио-де-Жанейро. Золотая молодежь и люди постарше любили проводить время в закрытых клубах и ресторанах, слушая музыкальные импровизации, составленные из местных мелодий в джазовой обработке. Однако очень скоро эта новая музыка вышла на улицы города и стала всеобщим достоянием. А уж когда босанову начали исполнять популярные исполнители, она стала новым музыкальным символом Бразилии.

Известные хиты в стиле босанова

«Девушка из Ипанемы» – даже если само название еще ничего не говорит, то при первых тактах этой песни все начинают понимающе кивать и отстукивать ритм.

Еще бы, ведь это первая песня, ставшая хитом в стиле босанова. Ее написали знаменитые Антонио Карлос Жобим (Том Жобим) и Винисиуш ди Моравиш. Впервые ее исполнила Аструд Жилберту, а позднее эту мелодию с удовольствием включали в свой репертуар Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Стэн Гетц и другие звезды эстрады. Интересный факт: по количеству кавер-версий песня «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema») занимает второе место в мире после знаменитой «Yesterday» старых добрых «Битлз ».

Первой песней в стиле босанова, записанной на грампластинку, знатоки считают «Довольно грустить» («Chega de Saudade») в исполнении Жуана и Аструд Жилберту.

Этот шедевр создал все тот же Том Жобим в 1958 году. К середине 60-х годов музыка в стиле босанова исполнялась на лучших концертных площадках всего цивилизованного мира, срывая оглушительные овации слушателей и вызывая просьбы исполнить любимые композиции на бис. Особенно часто требовали повторения песен «Desafinado» («Безголосый»), «Corcovado» («Доллар») и «Insensatez» («Нелепость»).

Среди авторов и исполнителей музыки в стиле босанова наиболее популярны такие имена как Луис Бонфа, Гал Кошта, Карлуш Лира, Элис Режина, да и очень многие другие, вложившие свою душу в эту нежную, немного печальную музыку.

Однако не всегда босанова печальна. Вот, например, весьма зажигательная, знакомая многим мелодия Soul Bossa Nova в исполнении Quinsy Jones & Нis Orchestra.

Босанова сегодня

Адаптировать к стилю босанова можно буквально любую песню. Иногда только по словам узнаешь, что же это было изначально.

Интересно, знал ли Майкл Джексон , что Съюзан Вонг изменила почти до неузнаваемости его знаменитую «Billy Jean»? Но как красиво получилось.

Современные авторы и исполнители, хоть и привносят в исполнение музыки в стиле босанова новые элементы, но все-таки трепетно берегут исконные традиции жанра. Вот, например, известный исполнитель Фило Машадо с удовольствием колесит по всему миру со своей гитарой и с упоением исполняет босанову:

Сегодня босанова стала международным достоянием, лучшие ее исполнители (можно назвать такие имена как Ален Перес, Брайан Линч, Элиан Элиас, Гонзало Рубалькаба) вовсе не обязательно родом из Бразилии, здесь и Европа , и Америка, и Куба, и даже Россия. Да-да, ничего удивительного. Стоит только вспомнить одну из самых известных композиций группы «Наутилус Помпилиус», созданную как раз в стиле босанова. Итак, «Последнее письмо» (или «Гудбай, Америка»).

Босса-нову ошибочно считают афробразильским «изобретением», тогда как специфика босса-новы сформировалась благодаря творческой работе белых бразильских музыкантов. Основоположниками босса-новы считаются композитор Антониу Карлос Жобин и гитарист Жуан Жилберту . В качестве первой босса-новы называют песню Жобина «Довольно грустить» («Chega de saudade»), которую первоначально (1958) спела Элизет Кардозу , но всемирную известность песня получила в позднейшей (1959) интерпретации Жуана Жилберту. Мировой эмблемой босса-новы стала (сочинённая также Жобином) песня «Девушка из Ипанемы », которую впервые (1962) исполнила певица Аструд Жилберту .

Босанова / Босса-нова
Направление популярная латиноамериканская музыка
Истоки самба , байау
Место и время возникновения Бразилия
1950-е
Годы расцвета 1960-е
Медиафайлы на Викискладе

История

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa - «шишка», «холмик», «горб»; nova - «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что в современном русском языке слово «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный певицей Элизет Кардозу и гитаристом Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, стала песня «Девушка из Ипанемы » (порт. Garota de Ipanema , англ. The girl from Ipanema ) А. К. Жобина. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez»), «Desafinado » и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл ; грампластинки с записями босс-ановы появились и в Европе . К началу 1970-х годов босс-нова стала эмблемой популярной бразильской музыки. В наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, босса-нова не утратила значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира (в том числе, в России).

Стилевые особенности

С точки зрения специфики стиля босса-нова обычно рассматривается как жанр, в котором сочетаются ритмика бразильской городской самбы и гармония американского джаза (т.е разновидность расширенной хроматической тональности). Ритмика босса-новы проявляет себя не в мелодии (обычно незамысловатой, состоящей из остинатных и/или секвенцируемых коротких мотивов), а в аккомпанементе. Специфический аккомпанемент разработал в 1950-х гг. бразильский эстрадный гитарист, певец и композитор-песенник Жуан Жилберту. Суть его - в синкопированных ритмоформулах , охватывающих обычно два такта (размером 4/4).

На слух такой аккомпанемент воспринимается как постоянное «непопадание» в сильные доли основной метрической сетки, отсюда распространённое в Бразилии его метафорическое обозначение violão gago , букв. - заикающаяся гитара. Единой и узнаваемой ритмоформулы (как, например, у сортсико , сицилианы , болеро) у босса-новы нет, можно говорить скорее о наборе синкопированных двухтактовых формул, более или менее стабильно повторяющихся у отдельных аккомпаниаторов (см. нотный пример 1). То же касается ритмоформулы ударных (см. нотный пример 2).

В реализации гармонии босса-новы наиболее часто используется приём перегармонизации (одна и та же небольшая мелодико-ритмическая фраза несколько раз повторяется, при этом её гармонизация меняется). При повторении фраза также может секвенцироваться (секвенция диатоническая либо хроматическая). Такая техника используется, например, в популярных босса-новах Жобина («Мартовские воды» , «Девушка из Ипанемы», «Самба на одной ноте», «Безрассудство»), Менескаля («Ah! Se eu pudesse», «Barquinho») и др. Сама гармонизация реализуется в технике, типичной для американского джаза: используются септ- и нонаккорды (простые трезвучия избегаются), альтерации , тритоновые замены, добавленные (особенно секста и большая секунда) и заменные (терция на кварту) тоны , и т. п.

Двутактовая ритмоформула имеет двуплановую полиметрическую структуру. Основной метр проводится в размере четыре четверти, который контрастирует с метром, проводимым на уровне восемь восьмых 3+3+ 2+2 +3+3, где простые метры, в свою очередь, соотносятся по принципу ракохода [ ] .

Музыкальный ритм (ритмоформула) "BOSSA NOVA" впервые сформулирован в 2011 году [ ] (Авторское свидетельство № 641 от 25 мая 2012 года Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан).

Босса-нову надлежит исполнять в стиле прохладного джаза эмоционально сдержанно, исключая активную ритмическую экспрессию, грациозно и проникновенно, вызывая самые светлые, лучшие и приятные человеческие чувства, даря сердцу и вниманию слушателя, обволакивающие теплом, безмятежную радость и душевный комфорт, желание уютно помечтать о мире, благоденствии и любви [ ] . Ритм босса-новы отражает специфическую черту культуры и национального характера бразильцев -

Многие современные почитатели музыки и танцев слышали о таком понятии, как «босанова». Это происходит из солнечной Бразилии, где ежегодно проводятся карнавалы. Однако свое развитие этот музыкальный стиль, в отличие от традиционной самбы, получил относительно недавно. И далеко не каждый знает, на какой именно основе этот стиль в свое время был создан.

Босанова - это что за стиль музыки?

Вообще, равно как и все остальные латиноамериканские направления музыки, босанова, именно как стиль музыки, предполагает сочетание джазовых гармоник с национальными ритмами.

Неудивительно, что в самой музыке чаще всего можно встретить размерности, вроде бы и ровные (скажем, 4/4 или 2/4), но с явной долей так называемого свинга (смещения долей), когда в ритмической партии присутствуют всевозможные синкопы, причем, как многим кажется, в самых неподходящих для этого местах. Нередко в каждом такте можно встретить триоли, что автоматически приводит размерность композиции к 12/8. Иногда можно услышать даже совершенно нестандартные размеры вроде 7/8 или 9/8.

Если взглянуть шире, босанова - это сестра таких стилей, как сальса, самба, румба и байау. И, как уже понятно, эта музыка неразрывно связана с танцевальными школами (впрочем, как и все остальные бразильские ответвления). Сами же бразильцы не представляют себе звучание музыки без определенных движений в танце.

Музыка и танец - единое неразделимое

Если посмотреть на музыкальную сущность стиля, нетрудно предугадать, что босанова является одновременно и стилем музыки, и танцем.

Движения, как и во всех других танцевальных школах, отточены и грациозны, хореография подчеркивает мягкость и гибкость тела. Что самое интересное, босанову можно танцевать как в паре, так и самостоятельно, без партнера или партнерши. Хотя и существует базовый набор движений, основное внимание которых уделено движению ног, рук и тазобедренных суставов, вариаций в танце можно придумать сколько угодно.

В этом смысле босанова тесно переплетается с другими латиноамериканскими танцевальными направлениями, однако наиболее популярной она стала в Бразилии и на Кубе.

История возникновения

Некоторые ошибочно считают, что босанова - это стиль, появившийся исключительно под влиянием африканских переселенцев в Южную и Центральную Америку. Отнюдь!

Сам стиль музыки босанова возник только в 50-х годах прошлого столетия, на стыке джаза и национальных традиций. Тогда он назывался bossa nova, что можно было трактовать как «новый стиль» или «новая фишка». Правда, сначала такая музыка звучала только на домашних концертах, проводимых в Рио-де-Жанейро, когда музыканты пытались совместить традиционную бразильскую самбу с американским джазом. Собственно, джаз и дал босанове те самые нестандартные музыкальные размерности.

Бразильская босанова

Теперь немного о родине этого направления. Наибольшее развитие с момента возникновения стиль босанова получил в 60-х годах, когда многие исполнители взяли за приоритет каноны нового направления.

Однако не стоит забывать, что даже мировые фестивали бальных танцев сегодня включают в обязательную программу и танго, и сальсу, и ча-ча-ча, и босанову. Бразильская техника исполнения танца доступна не каждому. Как утверждают сами жители этой страны, нужно родиться бразильцем, чтобы с детства иметь склонность к исполнению всех движений.

Даже ежегодные карнавалы, несмотря на то что в них преимущественно представлены школы самбы, не обходятся без босановы. Она как бы органично вписывается в основное направление, а иногда даже превалирует. И вообще, в этих танцах и музыке провести какую-то четкую грань очень сложно, ведь национальный колорит зачастую предполагает использование совершенно разных элементов из таких же разных танцевальных школ и музыкальных направлений.

Самые известные исполнители

В 50-х годах никого не оставил равнодушным новым стиль. Это была босанова. Исполнители пытались (как на то время казалось) совместить несовместимое. Тем не менее точкой отсчета принято считать выход пьесы «Довольно грустить» (Chega de Saudade), а затем и композиции «Девушка из Ипанемы». Крестными отцами нового направления стали Жуан Жильберт и Антониу Карлос Жобим.

В 1958 году, развивая успех нового стиля, Жобим совместно с Элизет Кардозо записал альбом «Песня слишком сильной любви», где было представлено достаточно много хитов. Не считая «Девушки из Ипанемы», отдельно можно отметить песню «Безрассудство» («Insensatez»), с которой в 1962 году Жобим и В. ди Морайс покорили знаменитый «Карнеги-холл» в США. К 70-м годам босанова прочно заняла место визитной карточки бразильской музыки.

Современность

К сожалению, сегодня босанова как стиль музыки используется только в танцевальных школах, а современных исполнителей можно найти разве что в латиноамериканских кафешках. Профессиональная сцена, как и популярность, остаются только в воспоминаниях. А жаль. Ведь босанова - это очень светлая музыка, передающая тонкие оттенки души и человеческих переживаний, порой захлестывающих эмоций, радости и печали, любви и ревности. А если все это происходит в тандеме с танцем, градус напряжения вообще зашкаливает.

Но вот что интересно. Даже производители музыкальных инструментов вроде Yamaha или Casio, которые выпускают клавишные синтезаторы с автоаккомпанементом, в обязательном порядке включают в набор стилей босанову в разных ее интерпретациях.

И все это говорит только о том, что босанова стала своего рода классикой в музыке, без изучения и понимания которой в современном искусстве не обойтись.

Босса нова Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Bossanova».

Босса-нова
Направление: латиноамериканская музыка
Истоки: самба , прохладный джаз
Место и время возникновения: Бразилия
1950-е
Годы расцвета: 1960-е
Поджанры:

тропикалисмо

Родственные:
Производные:

босса-электрика, техно-босса

См. также:

Бо́сса-но́ва (также босано́ва , порт. bossa nova ) - стиль бразильской музыки , представляющий своеобразную смесь прохладного джаза с различными местными ритмами, среди которых - байау и, в первую очередь, самба . Босса-нову часто ошибочно считают афро -бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами - последователями идей хиппи . Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антонио Карлос Жобим . Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade ») , сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту .

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa - «шишка», «холмик», «горб»; nova - «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро , в районе Ипанема - месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза , исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним - «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.

Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais» ), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы » («Garota de Ipanema» ) Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша . Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez» ) и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл ; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе . К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки , и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России . На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.