Мое любимое произведение бедная лиза. Сочинение на тему «Бедная Лиза» Н.М

Написанная в конце XVIII века повесть «Бедная Лиза» открыла для своих современников такой жанр в литературе, как сентиментализм. Главной героиней повести, в честь которой и было названо произведение, является крестьянка Лиза. Так какова же характеристика бедной Лизы в цитатах?

Внешняя характеристика Лизы

Главной героиней повести Николая Карамзина является молодая девушка Лиза. О ее внешности известно, что она очень красивая: «..Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце…». У девушки очень красивые голубые глаза, которые не могут оставить равнодушным никого:«…быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором…»

Она прекрасна не только душой, но и телом. Очень многие на нее заглядывались, когда она торговала цветами в городе. Не избежал этой участи и дворянин Эраст, который влюбился в девушку, несмотря на то, что она была крестьянкой.

Карамзин стал первым писателем, который создал произведение в стиле сентиментализма.

Образ главной героини

С первых страниц повести читатель начинает симпатизировать главной героине. Она молода, красив, скромна и имеет большое сердце. Девушка привыкла работать:шьет, ткет, собирает ягоды и цветы, а потом продает их в городе. Она заботится о своей пожилой матушке, ни в чем ее не упрекает, а, наоборот, говорит, что пришло ее время ухаживать за мамой: «… ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою…»

Лиза – крестьянка. Она необразованна, но привыкла к тяжелому труду. Случайная встреча с дворянином Эрастом определила всю ее судьбу. Несмотря на принадлежность к разным сословиям молодые люди влюбляются друг в друга. Эраста поразила не только ее внешность, но и внутренняя красота. Когда он предлагает ей за цветы денег больше, чем положено, она отказывается, мотивируя это тем, что ей не нужного чужого.

Однако любовь героев не выдерживает внешних факторов. Пока девушка ждет своего возлюбленного и льет о нем слезы, Эраст транжирит свое состояние и остается ни с чем. В результате он решает жениться на богатой вдове, тем самым предав чувства бедной девушки, безумно влюбленной в него. Лишь в этом человеке она видела свое счастье: «…она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»

Не выдержав предательства, Лиза больше не видит смысла своего существования. Повесть заканчивается очень грустно, молодая, еще не видевшая жизни девушка, топится в пруду.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Цитатная характеристика «Бедной Лизы». Здесь раскрывается внешний облик и характер девушки, ее отношение к любимому человеку. Автор впервые в русской литературе поднимает вопрос социального неравенства между влюбленными.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

В литературе XVIII века появилось произведение, которое подарило читателю новый взгляд на человека. Это повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Внимание здесь уделено не социальному положению и статусу в обществе, а внутреннему миру чувств, эмоциональной стороне человеческой натуры. Сам автор называл свое творение «сентиментальной повестью».

«Повесть сия» рассказывает читателю грустную историю любви молодой крестьянки Лизы и богатого дворянина Эраста. Они встретились у дороги, где Лиза продавала цветы. Эрасту очень понравилась эта светловолосая голубоглазая девушка, к тому же она была чиста душою и очень скромна. Лиза «трудилась день и ночь», продавая свои холсты, собранные ягоды, цветы, чтобы как-то прокормить себя и свою мать. Жили они очень бедно, едва сводили концы с концами. Но Лиза очень веселая девушка, она любит жизнь и радуется каждому новому дню.

Эраст же принадлежит к дворянскому сословию, он хорош собою и богат. Он искренне влюбляется в девушку и даже готов ради нее покинуть свет. Но слабость его характера, зависимость от денег придает их любовной истории трагический финал.

«Прекрасная Лиза» и «любезный Эраст», как называет их автор, любят друг друга по-настоящему. Автор откровенно рассказывает об их чувственных отношениях. Читая эти строки, невольно оказываешься окутанным нежностью объятий и прикосновений, ласковых слов и «исполненных взоров». Социальное положение не является преградой для любви. Но все же материальное благополучие решает все в свою пользу. Эраст принимает решение – жениться на богатой вдове. Его денежное состояние требует серьезной поддержки, он не может обойтись без денег. А Лиза не может жить без Эраста. Не пережив горького предательства, Лиза бросается в пруд: «Мне нельзя жить…нельзя!»

Н. М. Карамзин говорит читателю, что Эраст, узнав о кончине любимой, «был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей». Автор сочувствует ему, ведь больше Эраст никогда не узнает таких чистых и искренних чувств, какие питала к нему Лиза. Автор также сочувствует и Лизе. Ее надежды рассыпались, а доверие разбилось на мелкие кусочки. Ему жаль своих любимых героев, вместе с ними он прожил их «печальную повесть сию». А ведь их любовь была так прекрасна…

Сочинение на тему: Лиза. Произведение: Бедная Лиза


Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу. В Москве, продавая цветы, героиня знакомится с молодым дворянином Эрастом и влюбляется в него: «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но Эраст предает девушку и ради денег женится на другой. Узнав об этом, Лиза топится в пруду. Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет не разумом, а чувствами («нежными страстями»). Лиза добра, очень наивна и неопытна. Она видит в людях только самое хорошее. Мать предупреждает ее: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Злых людей мать Лизы связывает с городом: «У меня всегда сердце не на месте, когда ты ходишь в город…» Карамзин показывает дурные изменения в мыслях и поступках Лизы под влиянием развращенного («городского») Эраста. Девушка скрывает от матери, которой раньше рассказывала все, свою любовь к молодому дворянину. Позже Лиза, вместе с вестью о своей гибели, посылает старушке деньги, которые ей дал Эраст. «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и…- глаза навек закрылись». После смерти героини на ее могилу началось хождение паломников. К месту Лизиной гибели приходили плакать и горевать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была и она сама.

Лиза (Бедная Лиза) - главная героиня повести, которая, наряду с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале» («Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор» и др.), не просто принесла литературную славу своему автору, но произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «...и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.

Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью - «чувствительной, доброй старушкой», от которой наследует свой главный талант - умение любить. Чтобы содержать себя и мать, Л. берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет тем, что ему нужно отправляться на войну. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.

Чувствительность - так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана.

Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести Карамзина деревенский человек - человек природы - оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».

Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он пытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но Л. делает то же самое, посылая матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела - глаза навек закрылись».

Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной бедной девушки становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретает национальный колорит.

Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»).

«Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «...Все чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря - воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» - так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря, первые постройки которого датируются XIV в. (к настоящему времени сохранилось только несколько построек, большая часть взорвана в 1930 г.). Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. По существу, Л. была канонизирована сентиментальной культурой.

К месту Лизиной гибели приходили плакать прежде всего такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).

Карамзин и его повесть непременно упоминались при описании Симонова монастыря в путеводителях по Москве и специальных книгах и статьях. Но постепенно эти упоминания стали носить все более иронический характер, а уже в 1848 г. в знаменитом сочинении М. Н. Загоскина «Москва и москвичи» в главе «Прогулка в Симонов монастырь» не было сказано ни слова ни о Карамзине, ни о его героине. По мере того как сентиментальная проза утрачивала обаяние новизны, «Бедная Лиза» переставала восприниматься как рассказ о подлинных событиях и тем более как предмет для поклонения, а становилась в сознании большинства читателей (примитивной выдумкой, курьезом, отражающим вкусы и понятия давно минувшей эпохи.

Образ «бедной Л.» тут же разошелся в многочисленных литературных копиях эпигонов Карамзина (ср. хотя бы «Несчастная Лиза» Долгорукова). Но серьезное развитие образ Л. и связанный с ним идеал чувствительности получил не в этих повестях, а в поэзии. Незримое присутствие «бедной Л.» ощутимо в опубликованной через десять лет после карамзинской повести, в 1802 г., элегии Жуковского «Сельское кладбище», положившей, по словам В. С. Соловьева, «начало истинно человеческой поэзии в России ». К самому же сюжету о соблазненной поселянке обращаются три крупных поэта пушкинской поры: Е. А. Баратынский (в сюжетной поэме «Эда», 1826, А. А. Дельвиг (в идиллии «Конец Золотого Века», 1828) и И. И. Козлов (в «русской повести» «Безумная», 1830).

В «Повестях Белкина» Пушкин дважды варьирует-сюжетную канву повести о «бедной Л.», усиливая ее трагическое звучание в «Станционном смотрителе» и обращая в шутку в «Барышне-крестьянке». Связь «Бедной Лизы» с «Пиковой дамой», героиня которой носит имя Лизаве-та Ивановна, очень сложна. Пушкин развивает карамзинскую тему: его «бедная Лиза» (подобно «бедной Тане», героине «Евгения Онегина») переживает катастрофу: потеряв надежду на любовь, выходит замуж за другого, вполне достойного человека. Всем героиням Пушкина, находящимся в «силовом поле» героини Карамзина, суждена счастливая или несчастная - но жизнь. «К истокам», к Карамзину возвращает пушкинскую Лизу П. И. Чайковский, в опере которого «Пиковая дама» Лиза (уже не Лизавета Ивановна) кончает с собой, бросившись в Зимнюю канавку.

Судьба Л. в разных вариантах ее разрешения тщательно прописана Ф. М. Достоевским. В его творчестве и слово «бедный», и имя «Лиза» с самого начала обретают особый статус. Самые известные в ряду его героинь - соименниц карамзинской крестьянки - Лизавета («Преступление и наказание»), Елизавета Прокофьевна Епанчина («Идиот»), блаженная Лизавета и Лиза Тушина («Бесы»), и Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»). Но швейцарки Мари из «Идиота» и Сонечки Мармеладовой из «Преступления и наказания» тоже не было бы без Лизы Карамзина. Карамзинская схема ложится и в основу истории отношений Нехлюдова и Катюши Масловой - героев романа Л. Н. Толстого « Воскресение ».

В XX в. «Бедная Лиза» отнюдь не утратила своего значения: наоборот, интерес к повести Карамзина и его героине возрос. Одной из нашумевших постановок 1980-х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот».


Поделиться в социальных сетях!

Недавно я познакомилась с очень замечательным произведением замечательного автора Карамзина Бедная Лиза, который сумел передать историю любви двух людей из разных сословий.

Карамзин Бедная Лиза

Читая Карамзина и его Бедную Лизу, кажется, будто автор описывает реальные события, уж очень правдиво описываются события и каждое слово воспринимаешь за правду. А чтобы не позабыть суть произведения, мне поможет читательский дневник, куда и опишу свое мнение о Бедной Лизе Карамзина.

Карамзин Бедная Лиза краткое содержание

Если кратко рассказать и познакомить читателей с произведением Карамзина и повестью Бедная Лиза, то мы познакомимся с самой Лизой, что жила без отца и матери, и узнаем об с Эрасте — ветреным дворянине.

Продолжая знакомить вас с Карамзином и его Бедной Лизой в своем пересказе, скажу об их случайной встрече. А встретились они, когда Лиза продавала ландыши, чтобы заработать на пропитание. Эраст и купил все ее цветы. С тех пор они и стали встречаться. Их встречи дошли до того, что соблазнил парень неопытную юную девушку, а после отправился на войну. Там Эраст не воевал, а проигрывал все свое состояние в карты. Вернувшись с войны, чтобы спасти свое положение, он решает жениться на вдове при деньгах. И здесь он ни разу не подумал о чувствах девушки Лизы, которая случайно встретила Эраста. Тот ехал в карете. При этой встрече он и рассказал о своих планах и предстоящей женитьбе. Такую новость не смогла выдержать Лиза и решается на ужасный поступок. На самоубийство. Лиза утопилась, при этом умирает и ее мать, которая слегла сразу, узнав о смерти дочери.

Карамзин Бедная Лиза главные герои

Карамзин в своем произведении Бедная Лиза создал двух главных героев. Она и он. Крестьянка и дворянин. Уже разница в сословиях говорит о том, что они не пара, но любовь сильнее. По крайней мере так думала Лиза. Но увы, чувства ее избранника были не настоящие. А безответная любовь всегда приводит к трагедии, что и произошло в произведении Карамзина, ну а мы сейчас познакомимся с героями произведения.

Итак, Лиза. Лиза — это героиня произведения, которая была чистой, светлой, трудолюбивой. Это крестьянка, которая росла без отца, которая любила и заботилась о матери. Это добрая девушка, которая полюбила дворянина, но, любовь ей принесла только страдание и смерть.

Эраст — дворянин, который соблазнил девушку. Он эгоистичен, ветреный и нисколько не способен на чувства, а тем более на такие, как любовь. Он очень просто отказывается от девушки, которая очень любит его, которая отдала ему сердце свое и тело. Он предатель и никаких положительных эмоций этот герой у меня не вызывает.

(451 слово) Главной героиней своей повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзин сделал крестьянку — девушку совсем не из высшего сословия. Писатель сразу нарушает традицию, называя ее Лизой: в европейской литературе его времени так обычно именовались служанки и горничные, кокетливые девушки с ветреным характером, однако само имя «Елизавета» переводится как «почитающая Бога», и это становится одной из ключевых характеристик новой героини.

С первых строк читатель замечает, что автор симпатизирует Лизе, любуется ею и жалеет, называя «любезной», «прекрасной» и «бедной». Мы узнаем, что в 15 лет Лиза потеряла отца, мать из-за слабого здоровья работать не может, и девушка рано начинает усердно трудиться, чтобы прокормить себя и мать. Она ткет холсты, вяжет чулки, собирает для продажи в городе цветы и ягоды. При этом героиня не только трудолюбива и самоотверженна, она очень восприимчива и мягка сердцем. Чтобы не расстраивать мать, Лиза «старалась казаться покойною и веселою», хотя переживала из-за смерти отца. В таких мелочах раскрывается глубокая и прекрасная душа героини.

Лиза честна и открыта, по-детски наивна. Она отказывается брать лишнее за проданные цветы, краснеет и смущается от обращенных к ней добрых слов красивого незнакомца.

Полюбив Эраста, Лиза проявляет всю пылкость и силу своей натуры. Тайные вечерние свидания с ним становятся ее главной отрадой и смыслом. Лиза понимает, что богатый дворянин не может связать свою судьбу с простой крестьянской девушкой, но Эраст так страстно клянется ей в любви, так добр и щедр к ее матери, что Лиза доверяется ему.

Узнав, что Эраст отправляется на войну, Лиза тотчас готова следовать за ним:

«Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь».

Однако возлюбленный Лизы оказывается слишком слаб и мягок, чтобы идти за своей любовью наперекор общественным устоям, на войне он проигрывается в карты и для поправления дел выбирает самый простой и распространенный в то время путь – женитьбу на богатой вдове.

Предательство Эраста и разрушение всех связанных с ним надежд толкает девушку на самый отчаянный поступок – самоубийство. Рассказчик не оправдывает этого шага, но прощает Лизу, ведь горе лишает ее сил. Более того, он выражает надежду, что чистая душа Лизы попадет в Рай и там обретет новую жизнь.

Сделав главной героиней своей повести крестьянку, Карамзин впервые поднимает проблему равенства всех людей и сословий перед настоящими чувствами, ибо «и крестьянки любить умеют». Еще одним новшеством становится сама трактовка автором женского образа. В России XVIII века женщина не являлась фигурой вполне свободной, ее жизнь и вступление в брак диктовались семьей и внешними обстоятельствами. Карамзин же позволяет своей героине любить и в этой любви раскрыть всю силу и полноту своего характера. Именно женщина выступает в повести Карамзина представителем высшего нравственного идеала. Тему эту подхватят впоследствии Пушкин, Тургенев, Гончаров и другие писатели, которые создадут целую галерею сильных и прекрасных женских образов.