Проповедь в день празднования казанской иконы божией матери. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском кафедральном соборе г

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Приидите, вернии люди, прославим Всемилостивую Заступницу рода христианского, Преблагословенную Чистую Деву Марию.

Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами снова вспоминаем неизреченные милости Царицы Небесной, явленные Ею нашему Отечеству в прошлом, и, вспоминая их, мы духовно торжествуем и утешаемся и умиляемся своими сердцами, и успокаиваем свои сердца при мысли, что христиане в лице Богоматери имеют для себя верную и неусыпную Заступницу, Которая всегда зрит наши нужды и потребности. Непрестанное попечение Царицы Небесной о человеческом роде, многообразно открывающееся нам, научает нас живому и крепкому упованию на Промысл Божий и всемощное предстательство Ее о нас. Оно наглядно удостоверяет нас в том, что под благотворными и спасительными для нас воздействиями и влияниями небесного Промышления проходит вся наша жизнь, что Пречистая Владычица Богородица, равно как и все святые, принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам свыше Свое благословение и помощь.

Такое покровительство Богоматери и святых является нам различно. Оно является в даровании нам разных земных благ, в сохранении жизни нашей и в бесчисленных благодеяниях, которые непрестанно изливаются на нас от Бога и располагают нас любить, благодарить и прославлять Его от всего сердца нашего и от всей души. Оно является в самых скорбях и бедствиях наших, которые научают нас терпению, упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле. Оно является, наконец, и в чудесной сверхъестественной помощи, один из случаев которой – в городе Казани – мы сегодня и вспоминаем. Поэтому настоящий праздник есть торжество, веселие и восторг нашего сердца. Святая Церковь, установив его и собрав нас сюда, имеет целью доставить нам радость, ликование по поводу того, что несет и содержит он в себе.

Так нынешний праздник напоминает нам о том, что Богородица есть Заступница наша, что Она за всех молится и творит спасение всем, прибегающим под державный Ее покров. Поэтому как же нам не прославлять Ее за этот покров, за эту постоянную и усердную помощь нам, многогрешным, как не радоваться этому заступлению перед Сыном Ее и Отцом Небесным! Матерь Божия всегда около нас, Она не столько пребывает на небе, сколько на земле. Насколько нежная материнская любовь всегда своим теплом согревает сердца детей, настолько же, и еще в большей степени, любовь Матери Божией простирается на род христианский, готовая всегда утешить, помочь и спасти от всякого зла и лютого обстояния. В мире много скорбей, и кто же от них нас избавит, как не Преблагословенная Царица Небесная?! Она и избавляет нас невидимо, а иногда видимо, о чем свидетельствуют многие примеры в истории христианской Церкви. Но чтобы действительно всегда быть достойными небесного покровительства и помощи Владычицы нашей, нам необходимо стараться сохранять в своем сердце любовь к Ней и подражать Ее чистому, богобоязненному житию.

Из истории сегодняшнего праздника особенно достойно внимания, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что не кто иной, а только невинная отроковица сподобилась видения и именно ей дано было повеление обрести Казанскую икону Божией Матери, и никто другой, а только она сподобилась собственноручно откопать в земле на указанном в видении месте явленный по воле Богоматери образ. Это свидетельствует нам о том, что только чистые душой близки к Божественной святыне и именно к ним особенно благоволит Матерь Божия. Ибо и Господь в святом Евангелии говорит: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистота сердечная есть то нетленное украшение человека, которым он уподобляется Богу; она заимствует свою силу от любви к Богу и к ближним.
Господь повелевает нам очистить сокровенность своей души от всякой скверны греховной, потому что она делает наше сердце нечистым. Всякий грех получает свое начало в нашей душе и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16),– говорит Господь чрез пророка Исаию. Но что это – нечистота души нашей? Худые, суетные, скверные помыслы, греховные движения души – гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость, корыстолюбивые желания и грехолюбивые непримечаемые мысли и похотения, все это – суть нечистота души и скверна нашего сердца. При таковой нечистоте души человек пребывает грешником, хотя бы он и не совершал явных преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была непорочна. Поэтому должно всемерно сохранять чистоту своей души, необходимо всемерно избегать всех соблазнов и обольщений, от которых в душе порождаются скверные мысли и возбуждаются страсти. Если мы будем таким образом сохранять непорочность своей души, то и внешнее наше житие будет добро и чисто, потому что от худых мыслей и дел, от нечистых похотений являются и студные дела. Будем же всячески блюсти в чистоте души свои, и благоволение Божией Матери всегда пребудет с нами, и Сама Владычица наша станет к нам еще ближе. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приидите, вернии люди, прославим Всемилостивую Заступницу рода христианского, Преблагословенную Чистую Деву Марию.

Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами снова вспоминаем неизреченные милости Царицы Небесной, явленные Ею нашему Отечеству в прошлом, и, вспоминая их, мы духовно торжествуем и утешаемся и умиляемся своими сердцами, и успокаиваем свои сердца при мысли, что христиане в лице Богоматери имеют для себя верную и неусыпную Заступницу, Которая всегда зрит наши нужды и потребности. Непрестанное попечение Царицы Небесной о человеческом роде, многообразно открывающееся нам, научает нас живому и крепкому упованию на Промысл Божий и всемощное предстательство Ее о нас. Оно наглядно удостоверяет нас в том, что под благотворными и спасительными для нас воздействиями и влияниями небесного Промышления проходит вся наша жизнь, что Пречистая Владычица Богородица, равно как и все святые, принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам свыше Свое благословение и помощь.

Такое покровительство Богоматери и святых является нам различно. Оно является в даровании нам разных земных благ, в сохранении жизни нашей и в бесчисленных благодеяниях, которые непрестанно изливаются на нас от Бога и располагают нас любить, благодарить и прославлять Его от всего сердца нашего и от всей души. Оно является в самых скорбях и бедствиях наших, которые научают нас терпению, упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле. Оно является, наконец, и в чудесной сверхъестественной помощи, один из случаев которой – в городе Казани – мы сегодня и вспоминаем. Поэтому настоящий праздник есть торжество, веселие и восторг нашего сердца. Святая Церковь, установив его и собрав нас сюда, имеет целью доставить нам радость, ликование по поводу того, что несет и содержит он в себе.

Так нынешний праздник напоминает нам о том, что Богородица есть Заступница наша, что Она за всех молится и творит спасение всем, прибегающим под державный Ее покров. Поэтому как же нам не прославлять Ее за этот покров, за эту постоянную и усердную помощь нам, многогрешным, как не радоваться этому заступлению перед Сыном Ее и Отцом Небесным! Матерь Божия всегда около нас, Она не столько пребывает на небе, сколько на земле. Насколько нежная материнская любовь всегда своим теплом согревает сердца детей, настолько же, и еще в большей степени, любовь Матери Божией простирается на род христианский, готовая всегда утешить, помочь и спасти от всякого зла и лютого обстояния. В мире много скорбей, и кто же от них нас избавит, как не Преблагословенная Царица Небесная?! Она и избавляет нас невидимо, а иногда видимо, о чем свидетельствуют многие примеры в истории христианской Церкви. Но чтобы действительно всегда быть достойными небесного покровительства и помощи Владычицы нашей, нам необходимо стараться сохранять в своем сердце любовь к Ней и подражать Ее чистому, богобоязненному житию.

Из истории сегодняшнего праздника особенно достойно внимания, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что не кто иной, а только невинная отроковица сподобилась видения и именно ей дано было повеление обрести Казанскую икону Божией Матери, и никто другой, а только она сподобилась собственноручно откопать в земле на указанном в видении месте явленный по воле Богоматери образ. Это свидетельствует нам о том, что только чистые душой близки к Божественной святыне и именно к ним особенно благоволит Матерь Божия. Ибо и Господь в святом Евангелии говорит: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистота сердечная есть то нетленное украшение человека, которым он уподобляется Богу; она заимствует свою силу от любви к Богу и к ближним.
Господь повелевает нам очистить сокровенность своей души от всякой скверны греховной, потому что она делает наше сердце нечистым. Всякий грех получает свое начало в нашей душе и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16),– говорит Господь чрез пророка Исаию. Но что это – нечистота души нашей? Худые, суетные, скверные помыслы, греховные движения души – гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость, корыстолюбивые желания и грехолюбивые непримечаемые мысли и похотения, все это – суть нечистота души и скверна нашего сердца. При таковой нечистоте души человек пребывает грешником, хотя бы он и не совершал явных преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была непорочна. Поэтому должно всемерно сохранять чистоту своей души, необходимо всемерно избегать всех соблазнов и обольщений, от которых в душе порождаются скверные мысли и возбуждаются страсти. Если мы будем таким образом сохранять непорочность своей души, то и внешнее наше житие будет добро и чисто, потому что от худых мыслей и дел, от нечистых похотений являются и студные дела. Будем же всячески блюсти в чистоте души свои, и благоволение Божией Матери всегда пребудет с нами, и Сама Владычица наша станет к нам еще ближе. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Православная Церковь празднует память Пресвятой Богородицы, Ее Казанского образа. Этот образ был обретен Церковью в 1579 году при царе Иоанне Грозном, после завоевания Казани.

Божия милость и промысел Бога о спасении каждого человека, конечно же, не зря явили этот образ нашей Церкви. После взятия Казани ситуация в этом городе была сложная. Жители города были, в основном, мусульманской веры, и они сопротивлялись тому, что в Казани стали строиться церкви и прославляться имя Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И вот, промышляя о спасении всех людей, Господь явил нам этот образ Своей Матери, Пресвятой Богородицы, который сейчас именуется Казанским, дабы через его чудесное явление привлечь местный народ и просветить его светом Христовой истины.

И воистину, эти дни были незабываемые. Многие иноверцы обратились к Истинному Богу, ибо явление иконы было чудесным - ее обрели на пожарище, и при шествии крестного хода, когда ее несли во святой храм, происходило много чудесных исцелений болящих и страждущих людей. И весть об этом чуде стала моментом просвещения людей иной веры и их воцерковления.

Почему так много чудесных явлений связано с образом Пресвятой Богородицы? Несомненно, это произошло потому, что наш народ возлюбил Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И Матерь Божия, Которую Господь возвысил превыше Херувим и Серафим, Которая через рождение Богочеловека Иисуса Христа стала Матерью всех людей, ходатайствует за всех нас, тех, кто возлюбил Господа Иисуса Христа. Поэтому так много чудесных явлений и заступничеств Пресвятой Богородицы явились в истории нашей Церкви и нашего государства. Празднуя сегодня день памяти Казанской иконы Божией Матери, мы должны помнить эти исторические моменты и не забывать их. История напоминает нам о тех событиях, которые являются важными моментами в жизни веры нашего народа.

Сегодня мы чтили Казанский образ Божией Матери и молились Пресвятой Богородице. И несомненно, наша молитва, подкрепляемая предстательством Самой Пресвятой Богородицы, доходит до Ее Сына и Господа нашего Иисуса Христа. Будем же мы и впредь с любовью к Ее Сыну, с любовью к Самой Пресвятой Богородице, чтить эти праздники и своей жизнью свидетельствовать о том, что мы - христиане, что мы - последователи Ее Сына Иисуса Христа. Будем же и впредь просить, обращаясь к Пресвятой Богородице и другим святым небожителям, ходатайствовать о нас пред Господом Иисусом Христом. Христианская вера учит нас этой молитве, учит нас обращаться за помощью к святым и к Пресвятой Богородице, дабы мы сознавали, что наша жизнь едина, и земной Церкви, и Церкви Небесной, и вместе мы являем вселенскую Церковь. Аминь. Спаси Господи всех вас.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь! В этом году, братия и сестры, и Покров совпал с воскресным днем, и празднование особо чтимой иконы Божией Матери Казанской, совпало с воскресеньем. В этом году уже второе такое совпадение. Мы наблюдаем странную картину. Многие люди говорят: не могу ходить в храм Божий, не могу ходить на праздники, потому что у меня работа; один единственный выходной мне дают. Дело в том, что государство у нас уже закончило свой век коммунистический и, наконец, решило взяться за ум и пойти, более- менее приближенно, православным путем. Государство дает ради праздника выходные, теперь никто не может сказать, что «я занят», или «я на работе». Наверное, должно быть в два раза больше людей в храме. На Рождество дают выходные, вообще на десять дней. Но, мы наблюдаем удивительную картину: чем больше выходных, тем меньше людей. Чем люди занимаются? Спасением души? Вы столько ругали правительство, и вот оно для вашей души, наконец, что- то сделало; но вы дальше ругаете. Братия и сестры, невозможно помочь властям, правительству только с помощью одного ругательства. Сейчас мы наблюдаем определенный этап жизни, может мы не до конца еще его оценили. Единственное, что мы знаем, что история имеет свойство всегда повторяться. Если случился какой- то бунт, всегда страдают самые бедные люди. В любой войне, - Ирак, например, бомбят, - в первую очередь, страдают простые люди, не солдаты. Все говорят: только бы не было войны; но, не проходит и пятидесяти лет, как уже снова, что- то начинается. Кто погружает нас в эти войны? Наши грехи, т.е. мы сами.

Сегодня праздник Казанской иконы Божьей Материи. Глядя на икону Пресвятой Богородицы, нельзя не вспомнить о Ее жизни, о том, что Матерь Божья была избранна из всего человечества. В мире нет ни одного человека, и не будет, и никогда не было, кому была бы оказана такая честь - носить внутри себя самого Бога. Мужчины часто гордятся, что они родились мужчинами, но честь выпала не им. За что? Что надо сделать такого, чтобы стать избранником Божьим, стать орудием Божьим - это самый главный вопрос, мучающий людей. Когда мы наблюдаем в священном Писании и Предании жизнь Богородицы, то поражаемся тому, насколько смиренно и безропотно Она всю жизнь прожила. С самого начала жизнь Ее была не простая. Родилась Матерь Божия в семье престарелых родителей. Это говорит, в первую очередь, о чуде. Огромное, страшное, великое событие, когда у родителей, которым более 70 лет, рождается ребенок. Это радость и утешение великое в глубокой старости. В кондаке церковном

П Р О П О В Е Д Ь
для произнесения за Божественной Литургией в день Казанской иконы Божьей Матери 4 (воскресенье) ноября 2007 года
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Се бо отныне ублажат Мя вси роди »
(Лк. 1, 48)

Уже на заре истории христианской Церкви, отцы, братья и сестры, верующие увидели и опытно ощутили силу предстательства Пресвятой Девы к Богу и поэтому с первых времен прославляли Её всечестное имя, призывали в молитвах и просили Её помощи. С седой древности во всем мире сияла боголепная слава Царицы Небесной.

Бесчисленны милости, оказанные Божьей Матерью христианскому роду. Многочисленны Её благодеяния, которые были явлены православному русскому народу на протяжении тысячелетней истории нашей святой Церкви – от Крещения в Киеве до последних дней. Особенно простирала Пресвятая Дева Свой омофор над русской землей в годы бедствий. Сколько раз она являла свою помощь нашему Отечеству через святые иконы, перед которыми молились наши деды и прадеды во время нашествия иноплеменников. Наличие множества чудотворных икон Богородицы служит очевидным свидетельством неоднократного Её заступления.

С образом Казанской иконы связано избавление нашей Родины в начале XVII века от врагов и иноземцев, захвативших тогда первопрестольный град Святой Руси – Москву. Русские люди встали на защиту Отечества, но, не надеясь на себя, прибегли к помощи и заступлению Царицы Небесной. К Москве была привезена с берегов Волги вместе с ратным ополчением чудотворная Казанская икона Богоматери. Все – от мала до велика – наложили на себя трехдневный пост и объединились в одной молитве перед чудотворным образом. И молитва веры была услышана. В это время в кремлевском Чудовом монастыре находился в плену архиепископ Арсений, который, как и все, возносил молитву к Божьей Матери. Внезапно место его заточения озарилось небесным светом, и перед ним явился преподобный Сергий Радонежский – молитвенник за землю Русскую. Святой игумен сказал: «Арсений, ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий преложен на милость. Завтра Москва будет в руках осаждающих» (Скурат К.Е. Идите и научите. Сборник проповедей. Сергиев Посад, 1998, с.216). Весть об этом видении быстро достигла войска, воины ободрились. И действительно, следующим утром русские войска освободили Кремль. Враг был изгнан, Москва освобождена, а Россия спасена. В знак особой благодарности и было установлено ежегодно праздновать этот день заступничества Божьей Матери. Это можно сказать, второй Покров, особенно близкий всем нам, потому что событие относится к нашему Отечеству.

Исполненные глубокой благодарности Богородице за все, что Она посылала, наши отцы и деды славили Её в своих горячих молитвах, всегда с особым благоговением почитали Богородичные праздники, воздвигали в честь Её величественные храмы. А чувство благодарности – это святое и угодное Богу чувство.

Однако важно помнить, что милость и помощь Царицы Небесной есть там, где совершают достойное почитание Богородицы, где есть теплая к ней молитва. Именно тогда не бывают напрасными вздохи сокрушенной души и не пропадают слезы разбитого горем сердца.

Для получения благоволения Божьей Матери необходима также крепкая вера и искренняя любовь к Иисусу, к Тому, Кого Она больше всех возлюбила, ради Которого перенесла тяжелые страдания – зрелище крестного распятия, ибо Она хорошо знала, что Её Сын, Которого распинали люди, есть Сын Божий и Спаситель всех людей.

Называть Божью Матерь своею матерью и надеяться на Её покровительство может тот, кто возрожден в таинстве Святого Крещения, кто насколько возможно чаще приобщается святых Таин Божественного Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, соединяясь с Ним в един дух и становясь членом Тела Христова, кто пребывает в Церкви, повинуется её заповедям, сохраняет уставы, внимает голосу пастырей и старается служить Богу с благоговением и страхом.

Сегодня, братья и сестры, в Апостольском чтении, предварившем евангельское благовестие, мы услышали о действии благодати Божьей и её значении в домостроительстве нашего спасения: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2, 8). По мнению святителя Макария, митрополита Московского, три великих благодатных действия совершил Бог для нашего спасения: Он даровал нам Откровение, запечатленное в Священном Писании и хранимое в Священном Предании; Бог принес в жертву Единородного Своего Сына и на этой Жертве утвердил Церковь с её спасительными таинствами. И третий величайший дар благодати – поставил священнослужителей и учителей церковных. Важно отметить, что в ответ на эти милости Божьи от христианина требуется только одно: на Откровение следует ответить верой; церковные таинства следует принимать с верой в их спасительность; к пастырям Церкви необходимо относиться с вниманием, почтением и верой в их посредническое и благодатное служение (Слова и речи. СПб., 1891, с.271). В заключение святитель говорит: «Вот так мы и спасаемся: через веру – Божественной благодатью».

Святое Евангелие в воскресном чтении представило притчу о богаче, который проводил дни в роскошестве, пирах, но был безразличен к окружающим его людям: больным, обездоленным и неимущим. Одним из таких нуждающихся являлся «некоторый нищий именем Лазарь, который лежал у ворот дома богатого, желая напитаться остатками пищи, падающими со стола» (Лк.16, 20). Евангелист Лука отмечает, что когда «умер нищий, то он был отнесен ангелами на лоно Авраамово». Когда же скончался богатый, то за жестокосердие, безразличие, за неисполнение заповеди Божией о любви и милосердии был определен на вечные мучения. Такая участь была дана ему Богом потому, что богач «получил уже доброе в земной жизни, а Лазарь – злое». При этом важно отметить, что между участью праведных и грешных людей существует непреодолимая и «великая пропасть, так что хотящие перейти» из одной в другую не смогут уже никогда осуществить свое пожелание.

По святоотеческому толкованию, и богатство, и бедность – это равноценные дарования Божии, которые христианин может и обязан использовать для спасения своей души. Если он воспользуется материальными благами и высоким общественным положением в корыстных целях, то в вечности заслужит участь евангельского богача. Но если он всегда будет помнить, что все принадлежит Богу, а ему вручены и блага, и власть лишь для исполнения Божественной воли, то не только не будет наказан в вечности, но получит от Бога венец правды, и с нищим Лазарем упокоится на лоне Авраамовом.

Слово Божие возвестило сегодня о том, что для христианина страшна не смерть, разлучающая с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, то есть смерть духовная. По словам Священного Писания, смерть пришла в мир вместе с грехом прародителей и стала уделом каждого человека. Все люди без исключения пошли этим путем: и святые, и даже Сама Матерь Божия. Мы должны всегда радоваться, что живем, и благодарить за это непрестанно Господа. Давая нам земную жизнь, Бог дает нам время приготовиться к жизни будущей; потрудиться для вечного спасения не только самого себя, но и всех людей, живых и умерших. И в эту краткую жизнь можно много сделать добра всем, и мы должны это делать.

Будем же, братья и сестры, стараться всегда быть истинными православными христианами, достойными детьми Божьей Матери, и она всегда будет нашей верной Заступницей и теплой о нас молитвенницей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .