Создание фигур в камне вид искусства. Библиотека живописи художников разных стран: США, Кубы, Австралии, Китая и других

Итоговое тестирование

I вариант

Б) наличие замков и соборов

Г) верно А и В

Б) Александрийский маяк

В) Ансамбль Акрополя

Г) Колизей

1. Романский стиль 1.

2. Готика 2.

  1. Что такое Зиккурат?

А) прямоугольное здание, разделённое внутри продольными рядами колонн

Б) триумфальная арка

В) высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами, создающая впечатление нескольких башен.

А) Статуя Зевса

В) Галикарнасский мавзолей

  1. Что такое Возрождение?

А) Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и др.

Б) Сальвадор Дали, Ван Гог.

В) Пикассо, Анри Матисс

А) Праздничная икона

Б) Главная икона

В) Храмовая икона

9. Назовите самый главный ряд в иконостасе?

А) Местный ряд

Б) Деисусный

В) Пядничный

10. Перечислите 7 чудес света.

11. Кто были первыми художниками?

А) древние люди, жившие в каменном веке

Б) художники-реалисты

В) художники эпохи Средневековья

12. В каком веке и в какой стране были обнаружены первые наскальные росписи?

В) 17 век, Франция

13. Перечислите известные вам виды искусства? (не менее 5 видов)

14. Допишите понятия

15. Перечислите известные вам пирамиды Древнего Египта. (4 пирамиды)

17. Опишите Висячие сады Семирамиды в Вавилонии (по плану)

А) Кто такая Семирамида?

18. Что такое фреска?

19. Из предложенных вариантов ответа выберите архитектурные памятники Индии.

А) Галикарнасский мавзолей

Б) Ступа в Санчи

В) Чайтья в Карли

Г) Пагода Даяньта

20. Соотнесите архитектурные стили. Например 1-2; 2-3 и т.д.

21. В Китае это дерево является символом мудрости, в России же это слово применимо часто к глупому, пустому, непонятливому человека. В одной из песен певца А. Буйнова «упоминается» это дерево. О каком дереве идёт речь?

А) Бамбук

Б) Дуб

В) Осина

22. Назовите достопримечательности японской архитектуры?

А) Монастырь Хорюдзи

Б) Золотой Павильон в Киото

В) Пагода Даяньта

Г) Храм Неба в Пекине

23. Какой известный кромлех находится в Великобритании, возведённый на рубеже каменного и бронзового веков, который выполнял роль астрономической обсерватории?

А) Сфинкс

Б) Пирамида Солнца

В) Стоунхендж

25. Что за собор изображён на рисунке?

Итоговое тестирование

по предмету мировая художественная культура, 10 класс

В тестировании возможны несколько вариантов ответов! Будьте внимательны!

II вариант

1. Из предложенных вариантов ответа выберите архитектурные памятники Индии.

А) Галикарнасский мавзолей

Б) Ступа в Санчи

В) Чайтья в Карли

Г) Пагода Даяньта

2. Допишите понятия

Вид искусства, включающий в себя создание фигур в камне…- ___________________

Вид искусства, в основе которого лежит рисование простым карандашом …- __________

Построение зданий и сооружений …- __________________

3. Отметьте основные особенности китайской живописи?

А) Арабески – сложный геометрический узор

Б) пейзажная живопись: «горы-воды», «цветы-птицы»

В) монохромность и символичность живописи

Г) опора на старину и любование простыми вещами

Д) вертикальные и горизонтальные свитки из шёлка

4. По китайскому поверью именно эта птица приносит успех в делах и карьере. О какой птице идёт речь?

А) Воробей

Б) Орёл

В) Фазан

5. Опишите Висячие сады Семирамиды в Вавилонии (по плану)

А) Кто такая Семирамида?

Б) Кто ухаживал за садами и поставлял воду в сады?

В) При каком царе была построена Вавилонская башня?

6. Перечислите известных художников эпохи Возрождения?

А) Сальвадор Дали, Ван Гог.

В) Пикассо, Анри Матисс

  1. Что такое Возрождение?

А) Возрождение античных традиций (ренессанс)

Б) Период 14-17 веков, переход от Средневековой культуры к Культуре Нового времени.

В) Период с 5 по 15 век именуемый эпохой Средневековья.

8. Как называют в Китае мемориальную башню, возведённую в честь знаменитых людей?

А) Пагода

Б) Пещерный храм

В) Погребальный ансамбль

9. В садово-парковом искусстве Японии выделяют 3 типа «сада». Назовите какие? Выберите правильный ответ.

А) сад деревьев, сад камней, сад воды.

Б) сад деревьев, сад песка, сад цветов

В) сад земли, сад камней, сад солнца.

10. Шедеврами римской архитектуры являются

А) Храм во имя всех богов – Пантеон

Б) Александрийский маяк

В) Ансамбль Акрополя

Г) Колизей

11. Что за достопримечательность изображена на рисунке?

А) Золотой Павильон в Киото

Б) Мавзолей Тадж-Махал в Агре, Индия

В) Чайтья в Карли

12 . Опишите для чего создавали Сфинксов в Древнем Египте?

13. Соотнесите архитектурные стили. Например 1-2; 2-3 и т.д.

1. Ионический стиль (ордер) 1.

2. Дорический стиль (ордер) 2.

3. Коринфский стиль (ордер) 3.

14. Назовите церковь, которая изображена на рисунке?

(шатровый стиль)

15. Как в Японии называют произведения мелкой пластики из дерева и слоновой кости?

А) арабески

Б) подвески

В) скульптура нэцкэ

16. Что такое мозаика?

17. Как называют замок в Японии, представляющий собой сложный комплекс с тайными переходами и лабиринтами внутри?

А) Замок Серой Мыши

Б) Замок Белой Цапли

В) Замок Огненного Тигра

18. Синоним слова Возрождение?

20. Перечислите 7 чудес света.

21 . Как называется икона, посвящённая храму и расположенная справа от царских ворот в иконостасе?

А) Праздничная икона

Б) Главная икона

В) Храмовая икона

22. Что является главной достопримечательностью Вавилонии?

А) Статуя Зевса

Б) Вавилонская башня с Висячими садами Семирамиды

В) Галикарнасский мавзолей

  1. Что за сооружение архитектуры представлено на рисунке?

А) Менгиры

Б) Кромлехи

В) Дольмены

24. В каком архитектурном стиле выполнен Собор Нотр Дамм во Франции?

25. Что такое витраж?

Итоговое тестирование

по предмету мировая художественная культура,

10 класс

В тестировании возможны несколько вариантов ответов! Будьте внимательны!

III вариант

1. Перечислите известные вам виды искусства? (не менее 5 видов)

2. Кто первым из художником эпохи Возрождения начал первым рисовать с натуры живых людей?

А) Джотто

Б) Леонардо да Винчи

В) Рафаэль

3. Как называется погребальный холм в Индии, место для хранения священных реликвий Будды.

А) Пещерные храмы

Б) Ступа в Санчи

В) Колосс Родосский

4. О какой стране писал узбекский поэт Алишер Навои следующие строки?

«…..?…..- все страны мира превзошёл, во всех искусствах до вершин дошёл»

А) Узбекистан

Б) Париж

В) Китай

5. Главная достопримечательность Китая, олицетворение мощи Китайской державы?

А) Пагода Даяньта

Б) Терракотовое войско

В) Великая Китайская стена

6. Соотнесите понятия, например 1-1 или 1-2?

1. Романский стиль 1. 10-12 век, устремлённость ввысь к Богу, наличие соборов, окно «Роза», витражи. Храм Нотр Дамм

2. Готика 2. 12-16 век, объёмные, толстые стены, наличие замка, окружённого водой, наличие подъёмного моста,

наличие главное башни – донжон.

Замок Пьерфон к северу от Парижа.

7. Перечислите известных художников эпохи Возрождения?

А) Сальвадор Дали, Ван Гог.

Б) Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и др.

В) Пикассо, Анри Матисс

8. Выделите основные особенности искусства Двуречья (Древней Передней Азии)

А) древнейшая культура – шумеро-аккадская

Б) наличие замков и соборов

В) Боги: Син, Иштар, Нергал и др.

Г) верно А и В

9.Что является главной достопримечательностью Вавилонии?

А) Статуя Зевса

Б) Вавилонская башня с Висячими садами Семирамиды

В) Галикарнасский мавзолей

10. В каком веке и в какой стране были обнаружены первые наскальные росписи?

А) 2 половина 19 века, Аргентина

Б) 2 половина 19 века, Испания

В) 17 век, Франция

11. Перечислите известные вам пирамиды Древнего Египта. (4 пирамиды)

12. Опишите для чего создавали Сфинксов в Древнем Египте?

13. Как называется икона, посвящённая храму и расположенная справа от царских ворот в иконостасе?

А) Праздничная икона

Б) Главная икона

В) Храмовая икона

14. Что такое витраж?

15. Какой архитектурный ордер (стиль) представлен на рисунке?

16. Как на Востоке называется высшая мусульманская школа?

А) Медресе

Б) Минарет

В) Мечеть

17. Назовите арабского поэта, автора четверостиший «рубаи» - о смысле жизни.

А) Китагава Утамаро

Б) Ма Юань

В) Омар Хайям

18. Соотнесите сооружения архитектуры в эпоху неолита с верной иллюстрацией.

  1. Менгиры 1.
  1. Дольмены 2.
  1. Кромлехи 3.

19. Этот храм расположен на реке Нерли (недалеко от Владимира). Что это за храм?

21. Культурой каких народов представлено искусство доколумбовой Америки?

А) культура ацтеков, майя, инков

Б) культура народов первобытного периода

В) культура Эгейского народа

22. Одна из известных картин Питера Брейгеля. Дайте название картины.

23. Главная священная книга мусульман, состоящая из 114 глав (сур) называется…

А) Библия

Б) Коран

В) Талмуд

24. Как называют замок в Японии, представляющий собой сложный комплекс с тайными переходами и лабиринтами внутри?

А) Замок Серой Мыши

Б) Замок Белой Цапли

В) Замок Огненного Тигра.

25. Что такое мозаика? Витраж? Фреска?

«Ключи» к итоговым тестам по МХК, 10 класс.

Вариант теста

I вариант

а, г

а,б

б, в

а, б

II вариант

б,в

14 вопр

(I в)

17 вопр

(I в)

а, б

а, г

16 вопр

(I в)

10 вопр

(I в)

IIIвариант

13 вопр

(I в)

а,в

10 вопр

(I в)

16 вопр

(I в)

25 вопр

(II в)

Открытые вопросы:

I вариант

10. Пирамида Хеопса

Висячие сады Семирамиды

Храм Артемиды

Статуя Зевса в Олимпии

Галикарнасский мавзолей

Колосс Родосский

Александрийский маяк

13. Скульптура, танец, ИЗО, архитектура, театр, музыка и т.д.

14. скульптура, графика, архитектура

15. Пирамида Хеопса, Джосера, Хефрена, Микерина.

16. Для защиты города, царства мёртвых - Некрополя.

17. Семирамида – ассирийская царица. В честь неё были построены в Вавилонии Висячие сады Семирамиды. За ними ухаживали рабы, которые днём и ночью крутили водяное колесо с кожаными вёдрами, поставляя в сады воду. При Навухо Доносоре была построена Вавилонская башня.

18. Фреска – рисунок по сырой штукатурке.

24. Рафаэль. Сикстинская мадонна.

25. Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного)

II вариант

14. Церковь Вознесения в Коломенском

16. Мозаика – рисунок из кусочков цветного стекла.

18.ренессанс

19 Леонардо да Винчи

24 Готический стиль

25. Витраж – рисунок из цветного стекла, сцепленного свинцовыми полосками.

III вариант

15. Ионический стиль (ордер)

19. Храм Покрова Богородицы на реке Нерли

20. Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

22. Питер Брейгель. Падение Икара

25. Мозаика – рисунок из кусочков цветного стекла.

Витраж – рисунок из цветного стекла, сцепленного свинцовыми полосками.

Фреска – рисунок по сырой штукатурке.


Раскрашенные камни в саду

Как ни странно, но к камням для садовых подделок предъявляются свои особые требования.

Во-первых, камешки должны быть одной и той же породы, что бы композиция была гармоничной.

Во-вторых, поверхностей камней не должна иметь трещин и сколов – камешки должны быть идеально гладкими.

В-третьих, размер камней должен быть примерно одинаковым. Если создать фигурку из больших камней и мелкой гальки, вряд ли ее вид будет привлекательным.

Для того, что бы сделать фигурку из камней своими руками, необходимо иметь под рукой такие материалы:

  • Камешки подходящего размера
  • Акриловые краски различных оттенков
  • Маленькие и большие кисточки
  • Специальный водостойкий клей для камней
  • Бумага и простой карандаш

Для начала создаем эскиз рисунка на бумаге. После этого очищаем камни от грязи и тщательно промываем водой. Когда камни полностью высохнут, приступаем к склеиванию подходящей фигурки (к примеру, лягушек, как на фото).

Садовая скульптура из камней Садовая фигурка из камней (лягушки)

Более креативной идеей для оформления сада камнями является создание картины из камней. Такую картину можно повесить на доме, ограждении, в зоне отдыха и даже на подпорной стенке.

Для того, что бы сделать картину из камней своими руками Вам понадобятся такие материалы:

  • Камешки небольшого размера
  • Акриловые краски
  • Несколько кисточек различного размера
  • Специальный клей для камня
  • Тело картины – кусочек фанеры либо доски
  • Бумага и простой карандаш

Итак, сначала необходимо определиться с внешним видом картины и сделать соответствующий эскиз.

После этого тело картины необходимо покрасить в подходящий цвет, который будет фоном изделия. Далее оставляем доску на время 1 дня, что бы краска высохла, после чего переходим к камням.

Не спешите красить камни, это делается после их приклеивания. Сначала на бумаге выложите всю картину, что бы видеть, насколько привлекательно она будет выглядеть в готовом виде.

Когда доска высохнет, приклейте камни к картине и если это необходимо, раскрасьте камни в подходящий цвет.

К Вашему вниманию фото картин из камней:

Опубликовано: Ноябрь 15, 2010

Процесс создания скульптуры

Теперь познакомимся с процессом создания скульп­туры. Есть два основных вида скульптурной техники - это лепка и ваяние. Часто эти слова считают синонима­ми, на самом же деле они далеко не равнозначны. Ле­пят в мягких материалах - глине, пластилине, воске, т. е. в тех, которые слушаются движения человеческой руки. Ваяют - в твердых: в мраморе, граните, порфире, базальте; эти материалы требуют применения специаль­ных инструментов. По отношению к дереву (а также к алебастру и кости) обычно применяется термин «ре­жут», «вырезают», реже - «вырубают».

Ваяние основано на удалении лишнего материала, скульптор как бы высвобождает из него свое произве­дение. «В твердый горный камень воображение худож­ника вкладывает живую фигуру, которую он извлекает оттуда, удаляя излишки камня», - объяснял Микеланджело. Сам он работал только методом ваяния. Сделав из воска маленький - в несколько сантиметров высо­той - эскиз, довольно приблизительный по форме, сра­зу врубался в мраморный блок, полагаясь на твердость своей руки и безошибочность внутреннего видения. Своего знаменитого «Давида» он высек из глыбы кар­рарского мрамора, испорченной глубоко врезавшейся в нее впадиной (отметим мимоходом, что работать с этой глыбой отказались такие мастера, как Донателло и Леонардо да Винчи). Чтобы обойти эту впадину, Микел­анджело как бы вписал фигуру в глыбу по диагонали, наклонив ее - внутри блока - на двадцать градусов. Об этом мы знаем только по воспоминаниям современ­ников художника - заметить или даже почувствовать это невозможно.

Метод Микеланджело

Метод Микеланджело уникален, обычно скульпторы работают иначе. Начинают всегда с лепки, которая ба­зируется на противоположном ваянию методе - на добавлении материала: один ком глины или воска на­кладывают на другой. Чаще всего пользуются влажной серой глиной, которую высоко ценят за мягкость и вяз­кость. «Живая рабочая глина - большая красота, - утверждала Голубкина. - Относиться к ней небреж­но - то же, что топтать цветы». Сперва лепят неболь­шую модель, в которой проектируют будущую статую или памятник. Затем делают модель той величины, в ка­кой будет осуществляться будущее произведение. Если скульптура большая, ее укрепляют каркасом.

Иногда увеличение производится поэтапно. Бурдель, сделав небольшой эскиз, тщательно его прорабатывал, затем отдавал в отливку и в механическое увеличение и снова прорабатывал. И так много раз, пока скульпту­ра не достигала задуманного размера. Такой способ позволяет максимально точно разработать замысел и последовательно отшлифовывать все детали композиции.

Когда работа над моделью заканчивается, с нее сни­мают гипсовую форму, т. е. пластический отпечаток, повторяющий модель в обратном, вогнутом виде. Форму делают из нескольких плотно соединяющихся частей; разъяв их, можно выбрать глиняную массу. При этой операции первоначальная глиняная модель погибает, но, залив во вновь собранную форму гипс, скульптор полу­чает абсолютно точное ее повторение. Затвердевая, гипс становится плотным и достаточно прочным, в хороших условиях он может сохраняться долго. Поэтому ху­дожники порой довольствуются гипсовыми отливками, иногда тонируя их, т. е. подцвечивая их поверхность.

Получив форму и гипсовую отливку, можно присту­пать к исполнению произведения в камне или в металле. И хотя в обоих случаях дело сводится к скрупулезно точному повторению оригинала, процессы эти настолько различны, что в Древней Греции скульптура из мрамора и скульптура из бронзы считались разными видами ис­кусств. Каменную скульптуру высекают по образцу гип­совой модели. Повторение это делается не на глаз, а при помощи пунктировальной машины: гипсовая отлив­ка обмеривается в мельчайших деталях, и все эти обме­ры («пункты») переносятся на каменный блок. Вруба­ясь в камень, строго следят за отметками - сперва оби­вают его до уровня наиболее выступающих точек, затем переходят к среднему рельефу и к углублениям. Работа эта может быть и творческой и механической, репродук­тивной. Все зависит от того, исполняет ее сам скульптор или мраморщики (так называются все копировщики, работающие в твердых материалах).

Чтобы сделать скульптуру из металла (чаще всего из бронзы), пользуются не отливом, а вогнутой гипсовой формой. Ее покрывают внутри восковым слоем и запол­няют твердеющей при нагревании массой. При прокали­вании формы воск вытапливается, и на его место вли­вают расплавленный металл. Когда он остынет и затвердеет; форму и огнестойкую сердцевину удаляют и полу­чают полую бронзовую отливку, воспроизводящую мо­дель в мельчайших деталях.

Металлическая скульптура может быть не только отлита, но и выкована или вычеканена. Чеканят ее, вы­бивая специальным молотком скульптурный рельеф по красной меди или латуни. Крупные произведения чека­нятся по частям внутри специальных форм-матриц, предcтавляющих собой слепки с модели. Именно таким образом делалась квадрига с Аполлоном, стоящая на здании Ленинградского театра драмы им. А. С. Пуш­кина.

«Мню я быть мастером, затосковав о трудной рабо­те, чтоб останавливать мрамора гиблый разбег и крушенье, лить жеребцов из бронзы гудящей с ноздрями, как розы, и быков, у которых вздыхают острые ребра»,- писал Павел Васильев. Действительно, работу скульпто­ра т назовешь иначе, как трудной. Она требует не только творческих, но и физических сил, большого терпения и времени, а подчас и помощи других людей.


| Страница 3 из 3
От: Бирюкова Ирина,  24934 просмотров

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Сделайте набросок своей будущей скульптуры. Всегда рисуйте эскиз скульптуры, которую собираетесь сделать. Этот рисунок не должен быть шедевром изобразительного искусства, но он без сомнения поможет вам четко представить, что куда пойдет и как формы и объемы частей вашей скульптуры сочетаются между собой. Лучше всего нарисовать вашу будущую скульптуру с нескольких ракурсов. Для тех участков, где предполагается много мелких элементов, стоит нарисовать отдельный, детально прорисованный эскиз.

Создайте основание. Если у вашей скульптуры будет основание, то лучше начать весь творческий процесс с него, а потом создавать саму скульптуру уже на нем. Если вы собираетесь добавить основание к уже готовой скульптуре, то ваше творение получится менее прочным. Основание можно сделать из дерева, металла, глины, камня или любого другого материала по вашему выбору.

Сделайте каркас. Каркасом скульпторы называют поддерживающую структуру. Это что-то типа скелета вашей скульптуры. Каркас не даст кусочкам вашей скульптуры отвалиться, хотя не всем частям скульптуры потребуется каркас. Он необходим для таких частей, как руки или ноги, которые отстоят на расстоянии от туловища и могут легко отломиться.

  • Каркас можно сделать из толстой или тонкой проволоки, водопроводных труб, поливинилхлоридных трубок, дерева, палок, штифтов или любого другого материала, который покажется вам подходящим.
  • Создание каркаса обычно начинают с «хребта» и потом делают ответвления для «конечностей». Воспользуйтесь эскизом совей скульптуры для создания каркаса, особенно если эскиз воспроизводит вашу скульптуру в натуральную величину.
  • Закрепите свой каркас на или в основании, прежде чем продолжать.
  • Заполните свой каркас материалом. В зависимости от того, какой материал вы используете для создания своей скульптуры, вы, возможно, захотите сделать сердцевину скульптуры из другого материала. Так, обычно поступают при создании скульптур из полимерной глины. Такая сердцевина поможет снизить стоимость материалов и конечный вес скульптуры, так что обязательно рассмотрите такую возможность.

    • Для наполнения каркаса обычно используют такие материалы, как газеты, алюминиевая фольга, обычный или малярный скотч и картон.
    • Закрепите скотчем не притягивая этот материал внутри вашего каркаса, создавая с его помощью лишь общие очертания вашей будущей скульптуры. Но не увлекайтесь, вы ведь хотите оставить место для основного материала вашей скульптуры.
  • Переходите от создания крупных частей скульптуры к более мелким. Начинайте добавлять основной материал. Начинайте с создания самых больших частей (так называемых «больших групп мышц») и постепенно переходите к маленьким (так называемым «малым группам мышц»). Перемещайтесь от создания крупных деталей к более мелким. Добавляйте или убирайте материал, если это необходимо, но старайтесь не убирать его слишком много, потому что потом у вас могут возникнуть сложности с его добавлением.

    Добавьте мелкие детали. Как только вы закончите создание основной формы своей скульптуры, переходите к таким работам, как сглаживание, прорезание и вообще создание мелких деталей. Сюда относятся такие части вашей скульптуры, как волосы, глаза, очертания и изгибы мускулов, пальцев ног и рук и т.д. Работайте над деталями своей скульптуры до тех пор, пока она не покажется вам достаточно завершенной.

  • Добавьте текстуры. Последний шаг в создании скульптуры - это добавление различных текстур, если вы конечно этого хотите. Это важно для создания более реалистичного образа, но, в принципе, не обязательно, если вы собираетесь работать в другом стиле. Вы можете использовать специальные инструменты для создания текстуры или использовать для этого простые предметы из домашнего хозяйства.

    • С настоящими инструментами скульптора общее правило примерно таково: чем тоньше кончик инструмента, тем меньшую деталь им нужно делать. Закругленные инструменты обычно используются для соскребания лишней глины, а всякие режущие инструменты используются для удаления материала и отрезов.
    • Вы можете соорудить свои собственные инструменты из подручных материалов. Используйте для этого все, что попадется под руку: шарики фольги, черный перец горошком, зубные щетки, зубочистки,цепочки, подшипники, расчески, ножи, иглы для шитья и вышивания и т.д.
  • Гипсовые составы и каменные глыбы – наиболее востребованный материал среди скульпторов на протяжении многих веков. Гипс пластичен и податлив. Работая с ним, можно создавать тонкие и изящные творения. Именно поэтому гипсовые изваяния всегда предшествуют их воплощению в камне. Гипсовая скульптура в итоге лежит в основе любого скульптурного творения, вне зависимости от материала, размеров и назначения.

    Излюбленными каменными материалами великих скульпторов на протяжении всей истории были прочный обсидиан, черный и ярко-зеленый базальт, красный порфир, хрупкий алебастр, мягкий и податливый известняк, благородный мрамор. Благодаря предварительному созданию гипсовых прототипов, умелые руки скульпторов поистине оживляли каменные глыбы, превращая их в динамичные произведения искусства.

    Типы скульптуры

    В процессе решения проблемы движения в скульптурном искусстве важно учитывать два главных момента:

    • наиболее правдоподобно и убедительно выглядит бессюжетное движение, в котором нет драматизма, эпичности, пафоса;
    • выполнять пластическую функцию должен каждый скульптурный элемент. Мелкие детали и части концепции не должны быть слишком броскими, привлекать внимание зрителя на себя, оставляя пластическую моторику скульптуры без должной оценки.

    Для разных эпох развития искусства присущи индивидуальные виды пластического движения и способы его выражения. Например, скульптурная динамика ХІХ века заключалась в изображении импульсивного, незаконченного движения. Для имитации такого эффекта скульпторы применяли определенные техники:

    • Умалчивание – поверхность изваяния обрабатывается настолько мягко, что формируется визуальный эффект расплывчатости. Затуманенными кажутся не только скульптурные композиции, но и пространство, которое их окружает.
    • Дрема – скульптура остается заключенной в каменной глыбе, из которой ее высекали. Кажется, что статуя дремлет в ожидании свободы, исполнения мечты.
    • Пластический фрагмент – основная динамика заключена в одном скульптурном элементе. Яркий пример – «шагающие» статуи. Именно шаг концентрирует в себе всю экспрессию, динамизм, недвусмысленное восприятие процесса. Такая техника позволяет освободить пластическое движение от лишних фантазий и неуместных ассоциаций.

    Техника создания скульптуры: от гипса к камню

    Успешные мастера и скульпторы начинают свою работу всегда с создания гипсового прототипа. Такой способ пластической работы предполагает создание орнаментов и узоров на плоскости. Только после долгой и кропотливой работы с гипсовой смесью автор переходит к камню. Для начала скульптору необходимо почувствовать форму камня, его твердость, сопротивляемость обработке, научиться правильно использовать инструменты.

    Для обработки камня в технике простых скульптурных форм необходимы шпунт, троянка и киянка. Шпунт используется для скалывания каменных частиц. Троянка применяется для срезывания каменных пластов. Киянка – молоток, удар которого приводит в действие шпунт и троянку. Размеры и технические характеристики инструментов определяются породой камня, его свойствами.


    Фото:

    Техника пунктира

    До начала работы с каменной глыбой мастера создают гипсовый аналог будущего творения. Фигуру из гипса покрывают пунктирными линиями, которые впоследствии переносятся на каменный материал. Для переноса пунктира используют самые простые инструменты: линейку, циркуль, отвес. Пунктирные линии также могут пересекаться, создавая так называемую пунктирную рамку.

    Когда пунктирный чертеж перенесен на объект обработки, творец может приступать к отсеканию от глыбы лишних частей. Ненужный материал отсекается при помощи резца, долота, молотов различного размера. Использование такой техники создания скульптуры позволяет немного разгрузить мастера, поскольку отсекание лишнего материала по пунктирной линии можно доверить помощникам или ученикам.

    Техника «Три циркуля»

    Технология перенесения габаритов тремя циркулями применяется для создания круглого вида скульптуры. Основными рабочими инструментами становятся 3 кронциркуля. Причем один из них должен иметь прямую ножку. При помощи кронциркулей на гипсовой модели для копирования расставляют маяки. Маяк – визуально заметная точка на наиболее выступающей поверхности. Как правило, две из них располагаются по бокам модели, а последняя – на темени.

    Эта техника позволяет максимально приблизить размеры заготовки к планируемым габаритам изваяния. Когда размерные параметры модели соответствуют установленным габаритам, на каменной глыбе отмечают центр-маяк. Путем проведения линий через наиболее выступающие поверхности устанавливают остальные точки-маяки.

    Следующий этап – оценка правильности проведения опиловки каменного материала. При помощи кронциркулей измеряют расстояния между точками-маяками на модели и каменном материале. Если перенесение габаритов выполнено правильно, то ножки циркулей сойдутся в одной точке. В противном случае материал требует дополнительной обработки и проведения более точных измерений.

    Техника «Резьба по камню»

    Работа в данной технике начинается с создания эскиза будущей скульптуры. На этом этапе очень важно проработать детали будущего образа, чтобы придать изваянию нужные черты характера, эмоции, максимально точно реализовать задумку автора. Далее прорисованный эскиз получает материальное воплощение. Зачастую для этого используется обычный пластичный гипс. Создание объемной модели позволяет оценить, насколько точно перенесен замысел автора, скорректировать огрехи, внести сюжетные изменения.

    На следующем этапе творец должен выбрать породу камня для будущей скульптуры. Вид камня зависит от многих факторов: цветовой гаммы, пластичности, твердости, фактурности, творческих предпочтений автора. Все это важно при выборе каменного материала, поскольку определяет художественную ценность и эффект от визуального восприятия скульптуры. Если мастер планирует использовать несколько видов камней, то выбрать конкретные материалы необходимо именно на этом этапе.

    Следующий шаг – придание первичной формы каменному материалу. Для этого используют автоматическую пилу с крупными зубьями. Итогом работы является создание всех ключевых деталей скульптурного изваяния. Например, черты лица, контуры конкретного животного, четкая форма заданного объекта.

    Самый сложный и кропотливый этап выполнения скульптуры в технике резьбы – проработка мельчайших деталей для придания правдоподобности. Например, прорисовка шерсти животного, морщин на лице, складочек на одежде и других трудоемких элементов. Этот этап требует максимальной сосредоточенности, терпеливости и усидчивости для достижения великолепного результата. Проработка мельчайших элементов выполняется с помощью специальной техники – бормашины с набором алмазных буров различной формы и размера.

    Финальным шагом становится шлифовка скульптуры. Для придания зеркального блеска поверхности изваяния профессионалы используют шлифовальные станки и абразивную пасту. Этот процесс обеспечивает великолепный визуальный эффект, заставляя лучи света создавать поразительные миражи и очертания.

    Гипсовая скульптура и лепка – фундамент для создания любого скульптурного шедевра. Все работы великих мастеров, дошедшие до наших дней в мраморе и граните, первоначально были созданы авторами в гипсовом воплощении.