Социология социальные процессы и их основные виды. Понятие социального процесса

Социальный менеджмент — раздел менеджмента, предметом которого являются процессы, отражающие мотивации человеческого поведения, социальные отношения и их закономерности, анализ социальных последствий экономических и других решений, принимаемых на различных уровнях управления персоналом и другими областями, связанными с деятельностью организации.

Теоретической основной социального менеджмента являются , демография, . Для решения задач социального менеджмента необходимы знания социальной статистики, владение современными математико-статистическими методами и математическими методами моделирования и прогнозирования национальной экономики.

Социальный менеджмент тесно связан с управлением социальным развитием организации.

Управление социальным развитием организации — специфический вид менеджмента, имеющий свой объект, свои методы, формы выработки и реализации ; совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе знания закономерностей протекания социальных процессов.

По своему назначению управление социальным развитием организации ориентируется исключительно на людей, на создание для работников организации достойных условий труда и быта. Рекомендации социального менеджмента направлены на развитие у персонала положительных результатов поведения.

Предметом социального менеджмента являются отношения в обществе, социальные процессы и их закономерности.

Объектами социального менеджмента выступают социальные явления, отношения, поведение и деятельность людей в социальной сфере.

Структуры социального менеджмента призваны проводить в жизнь социальную политику, решать проблемы социальной справедливости. Механизм функционирования структур социального менеджмента основывается на четкой постановке цели, разработке обоснованной стратегии ее достижения.

Социальные процессы

Социальные процессы связаны с отношениями между индивидами и как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества.

Социальный процесс — последовательная смена состояний социальной организации в целом или ее отдельных структурных элементов.

В ходе социальных процессов изменяются существенные характеристики социальной структуры общества, соотношение социальных групп, взаимоотношения и характер взаимодействия между ними.

Социальная деятельность осуществляется посредством исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений человека с другими людьми. Она может осуществляться в различных сферах и на различных уровнях социальной организации.

Каждый вид общественных отношений играет определенную роль в общественной системе. Общество, являясь социентальной системой, обладает свойством самовоспроизводства, что осуществляется через ряд дифференцированных функций, являющихся следствием разделения общественного труда. Дополняя друг друга, и взаимодействуя, они придают обществу характер особого социентального организма .

Дифференциация общественных функций сопровождается возникновением экономических, социальных, политических и других институтов. Функции, связанные с обеспечением деятельности этих структур, выполняют люди, обладающие профессиональными знаниями.

Классификация социальных процессов

По выделению их сущности:

  • базовые (труд и связанные с ним ценностно-ориентационные процессы, оказывающие влияние на формирование и развитие ценностных ориентаций членов коллектива);
  • интегративно-обеспечивающие (управление, коммуникационные и нормативные процессы. Сюда же относятся групповые интегра- тивно-обеспечивающие процессы: руководство и лидерство в первичных коллективах, включение индивида в группу и выход из нее и др.);
  • процессы мобильности (изменение статуса индивидов и социальных групп в организации, обществе);
  • генетические (прогрессивные и регрессивные, выражающие изменение статуса самой организации в окружающей ее среде).

По критерию масштабности различают:

  • глобальные процессы (их результаты влияют на общество в целом);
  • локальные социальные процессы, которые протекают в отдельных подсистемах (отрасль, регион, предприятие, социальная группа) и не оказывают воздействие на все общество.

Управление социальными процессами — один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей общества и его подсистем. Его содержание заключается в формировании критериев показателей социального развития общества, выделении возникающих в нем социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов.

Управление должно обеспечить равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие необоснованных экономических решений, обострения политической ситуации, стихийных бедствий и других причин.

Можно выделить следующие социальные проблемы, требующие решения:

  • занятость и безработица;
  • вынужденная миграция;
  • прожиточный минимум;
  • детская безнадзорность;
  • формирование доходов населения;
  • формирование ;
  • образ жизни;
  • оценка деятельности органов управления (различных уровней), власти и общественных организаций;

Социальные процессы в России

Социальные процессы приводят к изменению существенных характеристик социальной структуры общества, соотношений социальных групп, взаимоотношений и характера взаимодействия между ними.

В начале 90-х гг. в связи с переходом к в социальной структуре российского общества произошли существенные изменения:

  • Возник слой крупных собственников (сосредоточен, в основном, в сфере обращения: банки, биржи, торговые фирмы, промыш- ленно-финансовые компании).
  • Слой мелких собственников (фермеры, мелкие торговцы, владельцы частных мастерских, частнопрактикующие врачи, юристы, педагоги и т.д.).
  • Изменилась структура работников наемного труда (различные формы собственности: государственные, акционерные, частные).
  • Активно идет процесс слияния двух основных групп элиты — необуржуазии и новой номенклатуры.

Социальный процесс (лат. прохождение, изменение)- изменение состояния социального объекта, последовательное изменение состояний или элементов социальной системы, и ее подсистем, выражающееся в изменении отношений между людьми и отношений между составными элементами системы. Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный. Сущность социальной эволюции - постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, от традиционного к рациональному, и т.д. Социальная революция - это коренной переворот во всей системе общественной жизни, скачок, результатом которого является переход общества из одного качественного состояния в другое. Идея общественного прогресса - возможность развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс может иметь место в развитии отдельных стран и регионов, но не носит, глобального характера.

виды социальных процессов

1. Однолинейные (однонаправленные) процессы следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все человеческие культуры - одни раньше, другие позже - должны пройти через определенный набор стадий. Те, кто начал раньше или, шел по этому пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое.

2. Мультилинейные процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

3. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации.

4. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или в детских играх.

5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

6. Цикличные процессы возникают в том случае, когда существует возможность повторения.

К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или - в более длительной временной перспективе - рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной труд.

7. Спиралевидные процессы возникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

Таково, например, последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад).

Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (прогрессивном) цикле; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный цикл.

8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, – поддержание границ и систематические связи.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" – "вместе" и "операри" – работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Кооперация у членов малых групп настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга и в группах на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в большое число личностных взаимосвязей.

Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и подгруппами, которые они составляют.

Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия, точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола. Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). В последнем случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников. Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилах, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она перемещается в малые группы, в организации, где люди стремятся быть "первыми среди равных". В то же время в обществах с достигаемыми в основном статусами конкуренция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое учение). Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному угадывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В них группах существуют ярко выраженные процессы конкуренции, отекающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться, воевать большее материальное вознаграждение), в других -личностное соперничество может отходить на второй план, личностные отношения носят в основном характер сотрудничества, а конкуренция переносится на взаимоотношения с иными группами.

Конкуренция – это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по скольким основаниям, например по первоочередной необходимости, возрасту или социальному статусу. Можно распределять недостаточные ценности через лотерею или делить их равными долями между всеми членами группы. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается индивидами или группами, так как при введении системы приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, но "работает" и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Другим следствием конкуренции можно считать создание определенных систем установок у конкурентов. Когда личности или группы конкурируют друг с другом, у них развиваются установки, связанные с дружелюбным и неприязненным отношением друг к другу. Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы. Известно, например, что как только национальные или религиозные группы вступают в конкурентные отношения друг другом, появляются национальные и религиозные предрассудки, которые по мере возрастания конкуренции постоянно усиливаются.

Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. Последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Так, встречается множество случаев, когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют всеобщей занятости, и т.д. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто оттого, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример – отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но как только задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продукция групп, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно, чем в тех случаях, когда члены группы конкурируют друге другом. Конкуренция между отдельными группами при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри каждой группы наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей главе), Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценное вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриг или нарушения существующих законов конкуренции. Его действ могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение – обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс – это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками. То же можно сказать об эмигранте, выезжающем в другую страну, который просто обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, ставить себя на место окружающих его людей и пытаться понять их. В противном случае процесс приспособления не будет успешным.

Ассимиляция. Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний – малой Италии, малой Польши и т.д. – они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но только процесс амальгамизации полностью заканчивается, гран между группами стираются и социальная структура больше не зависит от "чистоты крови".

Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, в появлении общей идентификации членов группы.

Пограничные линии между социальными группами являются главным аспектом социальной жизни, и мы посвящаем много времени и энергии их установлению, поддержанию и модификации. Национальные государства определяют свои территориальные границы и устанавливают знаки, ограждения, которые доказывают их права на ограниченную территорию. Социальные группы без территориальных ограничений устанавливают социальные границы, которые отделяют их членов от всего остального общества. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон: "Если он не говорит на нашем языке, то он не может быть одним из нас". Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами. Иногда разделяющим символом могут быть отличительные знаки (с их помощью отличаются, например, члены индийских каст). Однако чаще всего у членов группы нет явной символической идентификации, они имеют только трудноуловимое и труднофиксируемое чувство "принадлежности", связанное с групповыми стандартами, которые отделяют ингруппу от всех остальных.

Группы не только нуждаются в установлении определенных границ, но и должны убедить своих членов в том, что они эти границы признают как важные и необходимые. Этноцентризм обычно развивает у индивида убеждение в преимуществе его группы и в недостатках других. Значительную роль в воспитании такого убеждения играет патриотизм, который говорит нам, что ослабление национального суверенитета путем интернационального соглашения может быть фатальным.

Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями, применяемыми к тем, кто таких границ не соблюдает, и вознаграждением индивидов, стремящихся к их упрочению и сохранению. Вознаграждение может состоять в доступе к занятию определенных должностей путем членства в объединениях, близости по духу в дружеской компании и др. Наказания, или негативные санкции, чаще всего состоят в отмене или лишении вознаграждений. Например, кто-то не может получить хорошего места работы без поддержки определенной группы или объединения; кто-то может оказаться нежелательным в престижной группе, в политической партии; кто-то может потерять дружескую поддержку.

Люди, желающие преодолеть социальные барьеры в группах, часто стремятся к уменьшению социальных границ, в то время как те, которые их уже преодолели, желают такие границы создать и укрепить. Например, во время предвыборной кампании многие кандидаты в народные депутаты ратовали за расширение парламентского корпуса и за частые перевыборы, но как только они были избраны депутатами, их стремления стали полностью противоположными.

Иногда границы между группами могут быть проложены формально, например в случаях прямого указания или введения специальных ограничительных правил. Во всех других случаях создание границ является неформальным процессом, не закрепляемым соответствующими официальными документами и неписанными правилами. Очень часто существование границ между группами или их отсутствие не соответствует официальному их запрещению или, наоборот, введению.

Создание и модификация границ между группами – это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами.

Создание системы связей. Всякая нация, имеющая территориальные границы, нуждается в межнациональной торговле. Таким же образом все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, также нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. Если отсутствие значимых границ приводит к тому, что данная группа полностью сливается с обществом или какой-либо другой группой, то отсутствие у нее взаимосвязей с другими группами приводит к ее изоляции, потере возможностей для роста, исполнению не свойственных для нее функций. Даже относящиеся ко всем с ненавистью и крайне замкнутые кланы в примитивных обществах иногда обращались к системе "молчаливого бартера" со своими врагами. Не вступая с ними в личностный контакт, они оставляли в определенном месте товары для обмена, которые представители других кланов обменивали на свои товары.

Создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система . Группы в современном обществе имеют систему внешних связей, состоящих, как правило, из множества элементов. Современная деревня связана с городом посредством обмена продуктов растениеводства и животноводства на энергию, сельскохозяйственную технику и т.д. Деревня и город обмениваются человеческими ресурсами, информацией, участвуют в общественной жизни. Любая организация должна быть связана с другими подразделениями общества – профсоюзами, политическими партиями, организациями, создающими информацию.

Очевидно, что каждая группа вынуждена решать дилемму: стремиться поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность или сохранять и укреплять систему связей с другими группами.


Многообразные явления в природе и обществе не­посредственно или опосредованно связаны между собой. Относительно однородные серии явлений, которые свя­заны причинно-следственными или структурно-функ­циональными зависимостями, называются процессами , (например, смена времен года, рост организма и т.д.).

Социологическая наука занимается проблемами взаимо­действия людей, малых и больших человеческих групп и объединений и, следовательно, изучает социальные про­цессы.

Социологическая категория "социальный про­цесс " может быть определена (исходя из задач самой со­циологической науки и сущности предмета изучения) как совокупность статистически устойчивых актов взаимо­действия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий вос­производства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями).

Серия социальных явлений может рассматриваться как социальный процесс, если она имеет временную про­тяженность, логически прослеживаемую последователь­ность, где предыдущие ее этапы с необходимостью пре­допределяют последующие.

Социальные процессы харак­теризуются также непрерывностью и идентичностью .

Осуществление социологического изучения много­образных социальных процессов требует учета их специ­фических особенностей и отличительных черт.

В чем же заключаются эти особенности? К их числу исследователи относят:

- массовый характер социальных процессов, что оз­начает, что единичные действия людей или отдельные события социальной жизни не могут называться социаль­ными процессами;

- общественное содержание, источники и результа­ты социальных процессов. Социальные процессы не могут осуществляться вне общества, т.к. их содержание - это деятельность, поведение и действия людей по отноше­нию друг к другу или ко всему прочему, что их окружает. Социальные процессы порождаются социальными про­блемами и направлены на их снятие. Сами же социаль­ные проблемы есть продукт общества;

- устойчивость социальных процессов. Это неотъем­лемая сущностная характеристика анализируемого фено­мена. Если в серии явлений не наблюдается устойчивая, логически прослеживаемая причинно-следственная взаи­мосвязь, то такую серию явлений нельзя с уверенностью относить к классу социальных процессов;

- самодеятельность участников социальных процес­сов. Данная особенность позволяет относить к классу социальных процессов только те, которые возникают и осуществляются как общественная инициатива, а не как проявление формально-лозунгового характера, что зачас­тую было присуще командно-бюрократической системе управления.


В истории социологической науки предпринимались многие попытки классифицировать социальные процес­сы. Первую такую попытку предпринял немецкий социо­лог Л. фон Визе (1876-1969). По его мнению, социальные процессы можно делить на две категории - ассоциативные (объединение, приспособление, сближение) и диссоциативные (оппозиция, соперничество, конфликт). Однако такой подход не лишен своих недостатков. Так, диссоциативные процессы, по мнению фон Визе, должны характе­ризоваться как сугубо негативные. Но это далеко не так. Соперничество, например, может быть конструктивным, конфликт - стабилизирующим систему, а не разрушаю­щим ее.

Социальные процессы могут делиться на процессы воспроизводства и развития . Первая группа направлена на сохранение (поддержание) существующего статуса от­ношений, вторая - на качественное их изменение как в позитивном, так и в негативном направлениях. Таким образом, процессы воспроизводства могут быть функ­циональными и дисфункциональными.

В соответствии с уровнем системы различают про­цессы:

- внутриличностные (например, социализация, са­мообразование, самовоспитание);

- межличностные (внутрисемейные отношения, друж­ба, любовь);

Внутригрупповые (взаимоотношения в коллективе по вертикали и горизонтали в ходе трудового взаимодей­ствия и т.п.);

- межгрупповые и межобщностные (противостояние политических группировок в борьбе за государственную власть);

- социетальные - охватывающие общество в целом как таковое.

Классификация социальных процессов может осу­ществляться по критерию их направленности .

Первую группу в этой классификации будут состав­лять социальные процессы, которые связаны в первую очередь с совершенствованием общественных отношений.

Во вторую группу входят социальные процессы, порожденные функционированием конкретной общест­венной системы, не ведущие в то же время к ее непо­средственному изменению, это - социальная мобильность, инфляция, безработица, преступность. Социальные про­цессы, относимые к данной группе, могут рассматриваться как конструктивные и деструктивные . Одни служат меха­низмом развития общественных отношений, другие тор­мозят его.

Перечисленные наиболее общие социальные про­цессы возникают в силу объективных общественных ус­ловий жизни социума, но могут контролироваться на уровне общества его управленческими институтами от имени этого общества.

Социальные процессы могут становиться предметом исследования многих общественных наук (экономики, политологии, социальной психологии, истории, юриспруденции и т.д.). Занимается исследованием основных социальных процессов и социологическая наука.

Целью социологического изучения того или иного социального процесса является решение проблем, им вызванных и обусловленных. Для этого необходим глубокий анализ изучаемого процесса. Знание сущности и содержания ка­тегории "социальный процесс" во многом облегчает осуществление такого анализа, помогает точнее выявить конкретный исследовательский предмет, осуществить выделение основных понятий, провести их операционализацию. Знание конкретных носителей тех или иных социальных процессов помогает социологу точнее опи­сать объект исследования, обосновать и рассчитать вы­борку. Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь между конкретной прикладной социологической работой и социологической теорией.

Социологические исследования социальных процес­сов имеют определенную специфику. В чем она заключа­ется?

Уже отмечалось, что социальные процессы характе­ризуются устойчивостью и протяженностью. Кроме того, взаимосвязь явлений, входящих в качестве составляющих элементов в тот или иной социальный процесс, может быть представлена как некая гипотетическая ось, специ­альное изучение которой может помочь разобраться в су­ти самого процесса.

Так как социальные процессы обладают свойством устойчивости, их изучение не должно быть точечным. Суть исследовательского процесса состоит в том, что предмет изучения в социологии многогранен, а, следова­тельно, трудно вычленяем. Для достижения цели иссле­дования социологу необходимо понять не только сущ­ность социального процесса в целом, но и сущность со­циальных явлений, составляющих этот процесс, а также познать характеристики "оси" изучаемого процесса.

Социологический инструментарий по этим при­чинам может быть достаточно объемным. Однако в силу устойчивости социальных процессов, о чем говорилось ранее, изучение каждого социального явления, входя­щего в данный социальный процесс, может проводиться отдельно.

Если социальный процесс есть не что иное, как ди­намика развития определенного общественного феномена, то и исследование этого развития должно осуществляться в определенной динамике.

Изучение социального процесса предполагает:

Фиксацию первоначального (стартового) состояния социологическими средствами;

Сбор информации об истоках возникновения дан­ного социального процесса (по литературе, прессе, свиде­тельствам очевидцев и т.д.);

Создание на базе этой информации (пункты 1 и 2) базовой модели процесса;

Изучение отдельных явлений, составляющих про­цесс;

Изучение взаимосвязи между явлениями, состав­ляющими процесс;

Выделение связующей "оси" социального процес­са и изучение ее сущностных характеристик;

Выявление на базе анализа иерархии явлений, со­ставляющих процесс, их "рейтинга";

Определение круга явлений, входящих в процесс, которые в доминирующей степени характеризуют его сущность;

Фиксацию изменений в обществе или общностях и группах в ходе протекания процесса, поиск закономер­ностей становления этих изменений;

Прогнозирование на базе полученной информации хода развития изучаемого феномена, ее направленности и устойчивости.

Исследование социального процесса может осуще­ствляться с использованием лонгитюдного подхода, когда устанавливается наблюдение за конкретной социальной группой - носительницей данного процесса, и информа­ция снимается по ходу развития самого процесса.

Как правило, в ходе исследования того или иного социального процесса изучаются поведение, установки и характеристики различных социально-демографических категорий людей, вовлеченных в данный процесс. Это означает, что наиболее рациональной является квотная, пропорциональная выборка.

Изучение социальных процессов осуществляется различными социологическими методами. Однако, как правило, такое изучение бывает комплексным. Получение базовой информации (точечный замер состояния процесса в данный момент) осуществляется методом опроса (чаще всего, в силу объемности требующейся информации, ан­кетного). Информация о стартовом состоянии изучаемого процесса получается методами анализа информации (вер­бальных источников, документов) и опроса экспертов и очевидцев. Изменения по ходу процесса могут фиксиро­ваться опросными методами и в ходе социологического наблюдения. При необходимости организации управлен­ческого воздействия на изучаемый социальный процесс с целью оптимизации его функционирования или изменения направленности может использоваться метод социологи­ческого эксперимента. Прогнозирование возможностей хода изучаемого процесса осуществляется на базе всей полу­ченной информации при условии наличия динамичности в ходе ее сбора.

Особый методический подход требуется при иссле­довании дисфункциональных, регрессивных, диссоциативных процессов. Дело в том, что ситуация, создаваемая подобными процессами, взрывоопасна, и проблема долж­на быть снята в короткие сроки. Социологическое иссле­дование подобных проблем можно определить как конст­руктивно-восстановительное. Реализуя подобную функ­цию, социологическое исследование должно проводиться в сжатые сроки с повышенной точностью.

В условиях работы по изучению диссоциативных процессов наиболее сложным является этап контакта с респондентами. Дело в том, что последние, находясь в русле развивающегося процесса, подвержены его воздей­ствию и находятся, в этой связи, в состоянии возбуждения и нервного напряжения. Это особенно характерно для ис­следования конфликтных ситуаций.

Приступая к работе с такими респондентами, со­циолог должен знать и помнить:

Информация, получаемая в ходе сбора, может быть искажена, если не обеспечена анонимность при ее сборе;

Респонденты со значительно меньшим, чем в обыч­ных условиях, желанием идут на контакт с интервьюером;

Нетактично поставленные вопросы или неосто­рожные слова и действия интервьюера могут не только вызвать негативное отношение к нему самому, но и усу­губить конфликтную ситуацию, ускорить ход деструктив­ного социального процесса;

Полученная от конкретных респондентов ин­формация не должна попасть в руки любых людей, не имеющих прямого отношения к проведению данной на­учно-исследовательской работы.

Особые требования предъявляются к социологам и на этапе анализа социологической информации. Анали­тик должен отвлечься от собственной оценки событий, собственного отношения к происходящему. Он должен быть нейтральным и беспристрастным.

При анализе данных, полученных в ходе сбора ин­формации, применяются методы структурно-функцио­нального подхода. С одной стороны, рассматриваются особенности внутренней структуры и содержания про­цесса, взаимодействие явлений, его составляющих; с дру­гой - прослеживается влияние внешних факторов на раз­витие изучаемого процесса. При этом рассматриваются направления воздействия внешних факторов как на изу­чаемый социальный процесс в целом, так и на отдельные его элементы. Как правило, вычленяются те источники внешних воздействий, которые в состоянии кардинально повлиять на статус изучаемого социального процесса, изменить его структуру или направленность.

Это в определенной мере усугубляется непрогнозированностью течения множества сложных социальных процессов, вызываемых условиями жизни общества, труд­ностями реформ и т.д. Преодоление негативных тенден­ций в обществе, снятие деструктивных противоречий во многом определяются тем, насколько точно и в какой мере можно предсказать их последствия.

Понятие «социальный процесс»

Замечание 1

Для любого общества характерно взаимодействие внутренних и внешних сил, если этого не происходит, то общество обречено на гибель.

В жизни людей случаются те или иные изменения, идет развитие, на смену одним процессам, исчерпавшим свой потенциал, приходят другие. Все социальные процессы к жизни вызывают как субъективные, так и объективные обстоятельства и социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Так или иначе, люди обязательно участвуют в социальных процессах, когда, например, корректируют свое поведение, ищут выход из трудных ситуаций, меняют свое положение в экономической и политической сферах, поэтому социальные процессы в жизни общества играют очень большую роль.

Результаты социальных процессов могут быть как позитивные, так и негативные.

Являясь участниками социальных процессов, люди не всегда могут оказывать на них влияние по той причине, что утрачивается контроль в результате неспособности понять внутренний механизм происходящих изменений.

Для социального процесса характерна достаточно выраженная временная составляющая – фактор времени в исследовании социально-экономических процессов является одним из критериев формализации процессов.

Экономические, политические, культурные процессы постоянно наслаиваются друг на друга, а в их центре непрерывно находятся люди. Одни процессы создают фон для того, чтобы люди решали повседневные проблемы, а другие вполне могут являться предметом изучения.

Подобное различие делит процесс на практический и когнитивный. Человек, в ходе практической актуализации социального процесса, который предполагает низкую степень рефлексии, склонен для себя переживать его последствия либо полным игнорированием, адаптацией, открытым противодействием или целенаправленным уходом.

В зависимости от своего отношения к процессу, человек выбирает ту или иную стратегию, причем осознанно занижая значение одних и усиливая значимость других процессов. Безусловно, что в данном случае он будет основываться на собственных представлениях о процессе и простом жизненном опыте.

Подчинить процессы собственной линии поведения и своему варианту возможных действий, будет приоритетной его задачей.

Фактор рефлексии в условиях когнитивной актуализации выходит на первое место, суть которой заключается в том, чтобы определить все свойства процесса и возможные последствия.

Описание, объяснение, понимание и прогноз являются основными функциями когнитивной актуализации социального процесса, а выявление причин и факторов воздействия являются целью.

Замечание 2

Таким образом, социальный процесс представляет собой социально значимые изменения в обществе, которые вызываются стремлением различных групп оказать влияние на условия, сложившиеся в социуме для того, чтобы удовлетворить определенные интересы.

Когда интересы различных социальных групп сталкиваются, происходит доминирование одних над другими. Положение социальных субъектов, стремящихся во взаимоотношениях достичь равновесия, неоднородно, что определяет вектор социального процесса.

Социальный процесс невозможен без структуры, включающей в себя всех входящих в него участников, факторов и условий, а также динамики, которая базируется на показателях силы и масштаба изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Характеристикой процесса являются масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции.

Под масштабом понимается измерение степени вовлеченности в него субъектов. Вектор, выражающий ориентацию процесса на тот или иной исход, характеризуют направленность процесса.

Осознанное значение результатов процесса для вовлечения участников, говорят о его интенсивности. Участники процесса, их социальное расслоение, политическая ориентация, место в общественном разделении труда, являются слагаемыми состава процесса.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, который направляет и контролирует этот процесс. Отсюда процесс может быть равномерным или форсированным, стремительным или вялым.

Виды социальных процессов

Целенаправленная деятельность людей является причиной социальных изменений в обществе.

Несмотря на огромное многообразие социальных процессов, социологи сумели их классифицировать и выделить основные социальные процессы, имеющие общие черты:

  • кооперация;
  • конкуренция;
  • приспособление;
  • конфликт;
  • ассимиляция;
  • амальгамизация.

Довольно часто к ним можно присоединить ещё два процесса, имеющих групповое проявление – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация представляет собой объединение большой группы лиц, работающих в одной крупной организации. В её основе лежат согласованные действия и общие цели, для достижения которых необходимо взаимопонимание и установление правил сотрудничества.

Социологи считают, что в основе желания людей сотрудничать лежит бескорыстие, но проведенные исследования показали, что как раз кооперации людей в большей степени способствуют корыстные цели. Это означает, что обоюдная польза является главным смыслом кооперации.

Ко второму виду социальных процессов относится конкуренция, представляющая собой борьбу между группами, общностями или индивидами за овладение какими-либо ценностями. К ним могут относиться деньги, статус, любовь, власть и др. Поскольку запасы ценностей ограничены и распределяются неравномерно, то конкуренция является своеобразной борьбой за вознаграждение, а для этого надо опередить или отстранить соперника, имеющего такие же цели.

Жизнь в обществе предполагает принятие индивидом утвердившихся норм ценностей и эталонов этой среды. Если эти нормы и ценности не удовлетворяют потребностей индивида, то необходимо принять нормы и ценности новой среды, т.е. приспособиться.

Так как условия внешней среды меняются постоянно, то и процессы приспособления или адаптации протекают непрерывно. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

В этом сложном процессе выделяется подчинение, компромисс, терпимость. Терпимость, или как сегодня говорят толерантность к новой ситуации, новым ценностям, новым образцам культуры необходимое и важное условие успешного приспособления.

Происходящие во внешней среде изменения требуют подчинения или открытого противодействия, чтобы отстоять свои интересы, т.е. вступления в конфликт.

Процесс приспособления имеет важное условие – подчинение, потому что любое сопротивление будет затруднять вхождение индивида в новую структуру. Подчинение при конфликте невозможно.

Приспособление имеет такую форму, как компромисс. Принятие компромисса означает, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и принять новые цели и способы их достижения могут частично или полностью.

Таким образом, компромисс представляет собой временное соглашение, и при изменении ситуации необходимо будет искать новый компромисс.

Такой социальный процесс, как ассимиляция является процессом взаимного культурного проникновения, в результате чего группы или личности приходят к общей культуре, которую разделяют все участники процесса.

Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Имея возможность смешивать группы в одну большую с однородной культурой, ассимиляция, таким образом, гасит конфликты и устраняет их причину.

При биологическом смешивании этнических групп или народов возникает одна группа или народ – в данном случае речь идет об амальгамизации или кровнородственном смешивании, например, в результате биологического смешивания многих племен и народов, произошло формирование русской нации.

Замечание 3

Препятствием на пути амальгамизации могут стать расовые и национальные предрассудки или глубокий конфликт между ними. Неполная амальгамизация может проявиться в том, что положение человека в обществе будет измеряться «чистотой крови», например, в отдельных частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение.

Все социальные процессы происходят одновременно и между собой тесно связаны. Они создают возможности для развития групп или постоянных изменений в обществе.

Социологические исследования социальных процессов

Главной целью исследования социальных процессов является объяснение и прогноз поведения субъектов в определенных условиях, диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей.

Выделяется три основных типа социологических исследований:

  1. Разведывательное исследование, основой которого является упрощенная программа и инструментарий, сжатый по объему. Это зондирование общественного мнения и к нему часто прибегают для того, чтобы оценить ход и результаты различных социально-экономических и политических мероприятий;
  2. Описательный характер исследования дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Программа для данного исследования глубоко разработана, а базой является методически отработанный инструментарий. Объектом исследования могут быть районы, регионы, города, крупные предприятия;
  3. Цель аналитического исследования не только углубленное изучение явления, но и всесторонний анализ его структуры и характеристик. Характер аналитического исследования комплексный с различными формами сбора и анализа информации. Его разновидностью является социальный эксперимент.

. Социальный процесс - последовательная смена состояний общества или его отдельных систем

Социальный процесс проявляется как движение во времени ряда социальных событий или явлений определенной направленности. В нем диалектически сочетаются изменение и постоянство, прерывность и непрерывность. Социальная система не может е существовать без процесса, что приводит к определенным изменениям. Процессы происходят на разных уровнях социальной системы: отдельного индивида, социальной группы, организации, общества. Важнейшими признаками соц иально процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Функционирование и развитие общества происходят в разных формах социальных процессецесів.

Можно осуществить классификацию социальных процессов по определенным критериям частности, по формам развития социальные процессы разделяют на следующие виды:

Направленные (предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении). Они являются предполагаемыми или явными. Например, процесс глобализации, процесс реформирования экономики, создания единого европейского общ сообществева.

Не направленные (носят случайный, хаотический характер). Например, эмоциональные семейные конфликты, мобилизации в социальных движениях

Обратные (процессы, которые вызывают в системе определенные изменения). Эти изменения могут быть и радикальными, что может привести к возвращению в прежнее состояние. Например, усиление девиантного поведения людей в пере иод экономического кризиса время следует помнить о том, что возвращение к прежнему состоянию не означает полную идентичность системы: восстанавливаются лишь основные структурные элементы, а второстепенные могут изменений юватись навсегдажди.

Необратимые (отражают изменения, которые нельзя вернуть). Например, старение человека, урбанизация населения

Восходящие (предусматривают развитие системы, если это развитие существенное, то его отождествляют с прогрессом)

Нисходящие (вызывают негативные дисфункциональные изменения в системе, состояние регресса)

Линейные (постепенные непрерывные восходящие или нисходящие изменения в системе)

Циклические (периодическое повторение определенных фаз развития системы). Например, выборы и перевыборы президента или парламента. Такие процессы можно рассматривать также как круговые

Спиральные (представляют собой восходящий или нисходящий циклическое движение)

По степени общности различают:

Социетальных процессы (глубокие процессы экономических, демографических, экологических и других изменений);

Общие (функционирование таких социальных институтов, как системы управления, здравоохранения, образования);

Особые (адаптация, урбанизация)

По характеру изменений: эволюционные и революционные процессы. По направленности: прогрессивные и реакционные процессы. По содержанию:

Сотрудничество;

Соперничество;

Конкуренция;

Конфликт;

Приспособления

В реальной жизни все перечисленные формы социальных процессов могут чередоваться, сменяя друг друга, или протекать параллельно. Могут налагаться или противостоять друг другу. При этом, как правило, от дни процессы являются основой социальных изменений, а другие - остаются нейтральными к этим изменениям. Они могут способствовать восстановлению, сохранению, а не трансформации системеми.

Конкретные взаимодействия людей в сфере материального или духовного производства общества определяют особенности структуры социального процесса. Структурно-организационная упорядоченность процесса является его меха низма, с помощью которого обеспечивается переход от одной стадии к другой стадии процесса и осуществления его как определенной целостности. Сам же переход от одной стадии к другой характеризуется скоростью, темпами и вектором, указывающим на восходящую или нисходящую линию развитияку.

Реформирование общественных отношений требует особого внимания к факторам социальных процессов, условий их течения и направления, своевременного выявления застойных явлений, которые тормозят процессы развития. Прове едення широкомасштабных социологических исследований всех сфер общественной жизни является эффективным средством выяснения состояния тех социальных структур в обществе, которые определяют характер, особенности и оптимал ьни условия социальных процессев.