Творческая биография фредерика шопена. «Рафаэль фортепьяно»

Frederic Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) – основатель польской школы игры на фортепиано и великий композитор, известный своей романтической музыкой. Его творчество оказало огромное влияние на мировую культуру: фортепианные сочинения Шопена остаются непревзойденными в пианистическом искусстве. Композитор предпочитал играть на фортепиано в небольших музыкальных салонах, за всю жизнь у него было не более 30 музыкальных концертов.

Фредерик Шопен родился в 1810 году в деревне Желязова-Воля рядом с Варшавой, его отец был из простой семьи и жил в графском имении, где воспитывал детей хозяина. Мать Шопена хорошо пела и играла на фортепиано, именно от нее будущий композитор получил первые музыкальные впечатления.

Фредерик уже в раннем детстве проявлял музыкальный талант, причем в семье это всячески поддерживалось. Как и Моцарт, юный Шопен был по-настоящему одержимым музыкой и показывал бесконечную фантазию в импровизациях. Чуткий и впечатлительный мальчик мог расплакаться при звуках чьей-то игры на пианино или вскочить ночью с постели для того, чтобы наиграть приснившуюся мелодию.

В 1818 году Шопена в местной газете назвали настоящим музыкальным гением, и посетовали на то, что в Варшаве он привлекает не так много внимания, как это было бы в Германии или Франции. С 7 лет Шопен начал всерьез заниматься музыкой с пианистом Войцехом Живным. К 12-ти годам Фредерик уже не уступал лучшим польским пианистам, и наставник отказался от занятий, потому что больше не мог его ничему научить. Следующим учителем Шопена стал композитор Юзеф Эльснер.

Юный Шопен за счет княжеского покровительства попал в высшее общество, в котором был благосклонно принят из-за своих изысканных манер и обаятельной внешности. После окончания варшавского училища будущий композитор побывал в Праге, Берлине и Дрездене, где без устали приобщался к искусству на концертах, в оперных театрах и картинных галереях.

В 1829 году Фредерик Шопен начал давать выступления в крупных городах. Он навсегда покинул родную Варшаву и очень тосковал по ней, а после начавшегося в Польше восстания за независимость даже хотел поехать на родину и вступить в ряды бойцов. Уже в дороге Шопен узнал, что восстание подавлено, а его руководитель пленен. С болью в сердце композитор оказался в Париже, где после первого же концерта его ждал большой успех. Через какое-то время Шопен начал преподавать игру на фортепиано, чем занимался с большим удовольствием.

В 1837 году у Фредерика Шопена случился первый приступ легочной болезни, современные исследователи считают, что это был туберкулез. В это же время композитор расстался с невестой и влюбился в Жорж Санд, с которой прожил 10 лет. Это были непростые отношения, осложненные болезнью, но многие известные произведения Шопена были написаны именно в тот период на испанском острове Майорка.

В 1947 году произошел болезненный разрыв с Жорж Санд, и Шопен вскоре уехал в Лондон, чтобы сменить обстановку. Это путешествие для него оказалось последним: личные переживания, напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали его силы.

В 1849 году Шопен вернулся в Париж, где вскоре скончался. На похороны композитора собрались тысячи поклонников. По желанию композитора, на церемонии прощания был сыгран «Реквием» Моцарта.

Обладая редким музыкальным даром, Шопен сосредоточил своё творчество в основном на фортепьянной музыке. Но то, что он создал в этом жанре, заслуживает только одной оценки – это создание гениального композитора.

Его произведения входят в репертуары пианистов всего мира.

Шопен создал только два фортепьянных концерта, всё же остальное написано им в рамках камерного жанра. Но и всё написанное – это рассказ о его любимой Польше, где он родился, развил своё дарование и которую так рано покинул: надеясь – ненадолго, оказалось – навсегда.

Биография Ф. Шопена

Детство

В семье Шопенов все дети были одаренными: сёстры Людвика , Изабелла и Эмилия имели разносторонние, в том числе и музыкальные, способности. Людвика даже была его первой учительницей музыки, а в дальнейшем между братом и сестрой были очень теплые и доверительные отношения. Мать (Юстына Кжижановская ) обладала замечательными музыкальными способностями, хорошо пела и играла на фортепьяно. Она сумела привить мальчику любовь к народным польским напевам. Отец (Николя Шопен , француз по происхождению) владел иностранными языками и содержал пансион для воспитанников лицея. В семье царила атмосфера любви и взаимопомощи, дети были окружены вниманием и заботой, особенно это относилось к Фредерику.

Он родился в деревне Желязова Воля , недалеко от Варшавы, 22 февраля 1810 г. и жил в этом доме.

Этот дом принадлежал графу Скарбеку, отец будущего композитора был здесь семейным учителем музыки. Уже осенью 1810 г. семья переехала в Варшаву, но мальчик часто приезжал в Желязову Волю на каникулы. Во время Первой мировой войны поместье было разрушено, а в 1926 г. здание было восстановлено. Теперь здесь музей, в котором летом проводятся концерты, на которые съезжаются пианисты со всего мира.

Юность

Проявив необыкновенные музыкальные способности уже в раннем детстве, Шопен был очень восприимчив к музыке: он мог плакать, слушая музыку, бесконечно импровизировать на фортепьяно, поражая слушателей своим прирождённым пианизмом. В возрасте 8 лет он сочинил свою первую музыкальную пьесу «Полонез», на которую был опубликован восторженный отзыв в одной варшавской газете: «Автор этого «Полонеза» – ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание ».

Молодого Шопена учил музыке пианист , чех по происхождению, он начал заниматься с 9-летним мальчиком, а уже к 12 годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам, и Живный отказался от занятий с ним, сказав, что ничему больше не может его научить. Затем Шопен продолжил теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера , польского композитора немецкого происхождения. К этому времени молодой Фредерик Шопен сформировался как обаятельный человек с изысканными манерами, что привлекало к нему особое внимание окружающих. Довольно полная характеристика Шопена того времени принадлежит композитору Ф. Листу: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».

Его музыкальному и общему развитию способствовали также поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов.

Артистическая деятельность Шопена

Артистическая деятельность Ф. Шопена началась в 1829 г., когда он отправился на гастроли в Вену и Краков, исполняя там свои произведения.

Польское восстание

29 ноября 1830 г . началось польское национально-освободительное восстание против власти Российской империи на территории Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины. Оно продолжалось до 21 октября 1831 г . под лозунгом восстановления независимой «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 г.

30 ноября собрался Административный совет: окружение Николая I было в растерянности. «Николай, король Польский, ведёт войну с Николаем, императором всероссийским», - так охарактеризовал обстановку министр финансов Любецкий. В тот же день генерал Хлопицкий был назначен главнокомандующим.

Г. Вундер «Николай I сообщает гвардии о восстании в Польше»

Сразу же обозначились два крыла движения: левое и правое. Левые рассматривали польское движение как часть общеевропейского освободительного движения. Правые были склонны искать компромисс с Николаем на основе конституции 1815 года. Переворот организовали левые, но по мере присоединения к нему элиты влияние переходило на сторону правых. Правым был и генерал Хлопицкий, назначенный главнокомандующим армии. Но он пользовался влиянием и среди левых, как соратник Костюшко.

В результате национально-освободительная война была подавлена, 26 февраля 1832 г . появился «Органический статут», согласно которому Польское Царство объявлялось частью России, упразднились сейм и польское войско. Административное деление на воеводства было заменено делением на губернии. Фактически это означало принятие курса на превращение Царства Польского в русскую провинцию - на территорию Королевства распространялись действовавшие во всей России монетная система, система мер и весов.

Советский и российский историк П.П. Черкасов так пишет о результатах подавления польского восстания: «В 1831 г. тысячи польских повстанцев и членов их семей, спасаясь от преследований властей Российской империи, бежали за пределы Царства Польского. Они осели в разных странах Европы, вызывая сочувствие в обществе, которое оказывало соответствующее давление на правительства и парламенты. Именно польские эмигранты постарались создать России крайне неприглядный образ душителя свобод и очага деспотизма, угрожающего «цивилизованной Европе». Полонофильство и русофобия с начала 1830-х годов стали важными составляющими европейского общественного мнения».

Подробный рассказ об этом историческом событии необходим, чтобы легче было понять причину вынужденного расставания Шопена с родиной, которую он очень любил и по которой так сильно тосковал.

Когда в 1830 г. пришла весть о вспыхнувшем в Польше восстании за независимость, Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях. Он даже начал сборы, но по дороге в Польшу узнал: восстание подавлено. Некоторым образом оказались причастны к восстанию и его родители, скрывавшие в своём доме повстанцев, поэтому возвращаться в Польшу ему было невозможно. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби – тоски по родине. Скорее всего, это же было и причиной его болезни и преждевременной смерти в возрасте всего 39 лет.

Жорж Санд в жизни Шопена

В 1831 г . Шопен гастролировал в Париже. Его знаменитый «Революционный этюд» был написан под впечатлением поражения польского восстания.

Через некоторое время он познакомился с Жорж Санд, отношения с которой были долгими (около 10 лет), нравственно тяжёлыми, что в соединении с тоской по родине сильно подточило его здоровье.

Жорж Санд – французская писательница. Её настоящее имя – Амандина Аврора Люсиль Дюпен (1804-1876).


О. Шарпантьё «Портрет Жорж Санд»

Отношения Шопена и Жорж Санд начались в 1836 г . К этому времени у этой женщины позади было бурное прошлое, ей было уже 32 года, она пережила неудачное замужество, была матерью двоих детей и писательницей. Кстати сказать, она является автором более 30 романов, самый известный из которых «Консуэло».

В их первую встречу она не понравилась ему: «Какая несимпатичная женщина эта Санд. Да и женщина ли она, я готов в этом усомниться!» - заметил он хозяйке салона, где произошла их встреча. В то время Жорж Санд, известная всему Парижу писательница, носила мужской костюм, который дополняли высокие сапоги и сигара во рту. В этот период Шопен переживал расставание со своей невестой Марией Водзиньской. Надеясь, что климат Майорки окажет благотворное действие на здоровье Шопена, Санд вместе с ним и детьми на зиму уезжает туда. Но начался сезон дождей, и у Шопена открылись приступы кашля. В феврале они вернулись во Францию. Отныне Жорж Санд хочет жить только для детей, Шопена и своего творчества. Но слишком велики были различия в их характерах, пристрастиях, к тому же Шопена мучила ревность: он достаточно понимал характер Жорж Санд. В результате их взаимная привязанность не могла быть долгой. Санд быстро поняла, что Шопен опасно болен и преданно заботилась о его здоровье. Но как бы ни улучшалось его положение, долго быть в спокойном состоянии Шопену не позволяли его характер, его болезнь и его творчество. Об этой ранимой натуре Генрих Гейне писал: «Это человек необыкновенной чувствительности: малейшее прикосновение к нему – это рана, малейший шум – удар грома; человек, признающий разговор только с глазу на глаз, ушедший в какую-то таинственную жизнь и только изредка проявляющий себя в каких-нибудь неудержимых выходках, прелестных и забавных ».

М. Водзиньская "Портрет Шопена"

В 1846 г. между сыном Жорж Санд Морисом и Шопеном произошёл конфликт, Морис решил уйти из дома. И когда она приняла сторону сына, Шопен обвинил её в том, что она его разлюбила. В ноябре 1846 г. Шопен покинул дом Жорж Санд. Возможно, через некоторое время состоялось бы их примирение, но в конфликт вмешалась дочь писательницы, Соланж: она поссорилась с матерью, приехала в Париж и настроила Шопена против своей матери. Жорж Санд пишет Шопену: «… она ненавидит свою мать, клевещет на неё, чернит её самые святые побуждения, оскверняет ужасными речами родной дом! Вам нравится слушать всё это и даже, может быть, верить этому. Я не буду вступать в подобную борьбу, меня это приводит в ужас. Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком».

Жорж Санд умерла в возрасте 72 лет. Она и после расставания с Шопеном осталась верна себе: когда ей было 60 лет, её любовником был 39-летний художник Шарль Маршаль, которого она называла «мой толстый ребенок». И только одно могло заставить заплакать эту женщину – звуки вальсов Шопена.

Последние годы Шопена

В апреле 1848 г. он отправился в Лондон – концертировать и преподавать, чтобы отвлечься от всех событий, связанных с Парижем. Это оказалось последним его путешествием. Здесь также был полный успех, но нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат и периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких окончательно подорвали его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 17 октября 1849 г.

О нём глубоко скорбел весь музыкальный мир. На похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно его желанию, на похоронах был исполнен «Реквием» Моцарта (его любимого композитора).

Шопен похоронен на кладбище Пер-Лашез (между могилами композиторов Керубини и Беллини). Сердце Шопена, согласно его воле, было отправлено в Варшаву, где замуровано в колонну церкви Святого Креста .

Творчество Шопена

«Шапки долой, господа, перед вами гений!» (Р. Шуман)

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года с полным успехом. В дальнейшем с концертами Шопен выступал редко, но в салонах с польской аудиторией и французской аристократией слава его была очень высокой. Он также любил преподавательскую деятельность, что среди великих пианистов является чрезвычайно редким явлением, многие, наоборот, сторонятся преподавательской деятельности, считая её тягостной.

Всё творчество Шопена посвящено его родине – Польше.

– торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца ¾. В полонезах и балладах Шопен рассказывает о своей стране, её пейзажах и трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народного польского эпоса. Вместе с тем музыка Шопена исключительно самобытна, отличается смелой изобразительностью и простотой рисунка. К этому времени на смену классицизму пришёл романтизм , и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке.

– польский народный танец. Его название произошло от жителей Мазовии мазуров, у которых этот танец появился впервые. Музыкальный размер 3/4 или 3/8, темп быстрый. В XIX в. мазурка получила распространение как бальный танец во многих странах Европы. Шопен написал 58 мазурок, в которых также использовал польские народные напевы, придав им поэтическую форму. Вальс, полонез и мазурку он превратил в самостоятельную музыкальную форму, сочетая классичность с мелодическим богатством, изяществом и техническим совершенством. Кроме этого, им написаны множество скерцо , экспромтов , ноктюрнов , этюдов , прелюдий и других произведений для фортепьяно.

К лучшим произведениям Шопена можно отнести этюды . Обычно этюдами назывались произведения, способствующие техническому совершенству пианиста. Но Шопен сумел в них раскрыть свой удивительный поэтический мир. Его этюды отличаются юношеской порывистостью, драматизмом и даже трагизмом.

Музыковеды считают, что вальсы Шопена можно рассматривать как его своеобразный «лирический дневник», они носят явный автобиографический характер. Отличавшийся глубокой замкнутостью, Шопен раскрывается в своих лирических произведениях. Его произведения любят и исполняют во всём мире, а композитора называют "Поэтом фортепьяно".

Виктор Боков

СЕРДЦЕ ШОПЕНА

Сердце Шопена в костеле Святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Сердце Шопена в фашистские, черные дни

Черным погромщикам и палачам не досталось.

Около предков и около близкой родни

Сердце Шопена с корнями деревьев срасталось.

Как ты не лопнуло, сердце

Шопена? Ответь!

Как твой народ уцелел в этой схватке неравной?

Вместе с Варшавой родной ты могло бы сгореть,

Остановили б тебя огнестрельные раны!

Ты уцелело!

Ты бьешься в груди варшавян,

В траурном марше

И в трепетном пламени воска.

Сердце Шопена - ты воин, герой, ветеран.

Сердце Шопена - ты музыки польское войско.

Сердце Шопена, тебе я усердно молюсь

Возле свечей, отдающих пыланию тело.

Если позволишь, я всей своей кровью вольюсь,

Донором буду твоим,-

Только ты продолжай свое дело!


Памятник Шопену в Варшаве

Фридерик Шопен

(1810 - 1849)

В 30-40-е годы XIX века мировая музыка обогатилась тремя крупными художественными явлениями - появились национальные компо­зиторские школы на востоке Европы. Ведь до этого времени все наиболее значительные явле­ния в мировом музыкальном искусстве происхо­дили в трех культурных центрах - Италии, Франции и Австро-Германии. И вдруг на «окраине» Европы одна за другой стали возникать национальные композиторские. Эти новые национальные школы - русская, польская, чеш­ская, венгерская и другие - вливали свежую струю в давние традиции европейской музыки. Идеалы, надежды и страдания своего народа, его художественная жизнь и быт стали основой твор­ческого стиля представителей этих национальных школ. Вот таким воплощением духа польского народа стала музыка Фридерика Шопена.

Родина Шопена - Польша. Здесь прошли детство и юность музыканта. Вторая половина его жизни связана с Францией - роди­ной его отца.

Мать компози­тора - полька из обедневшей дворян­ской семьи. Отец - француз, сын лота­рингского крестья­нина, участник польского восста­ния.

Тело Шопена покоится в Пари­же. Сердце Шопена, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве.

Детство. Фридерик Шопен родился в граф­ском имении под Варшавой Желязова Воля. Его мама, дальняя родственница владельцев имения, служила здесь экономкой, а папа был воспитателем господских детей. Но уже на первом году жизни мальчика семья переехала в Варшаву.

Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл на скрипке и флейте, а мама немного иг­рала на фортепиано и пела. Сначала родители подумали, что мальчик не любит музыку, пото­му что, когда мама начинала играть, ребенок начинал волноваться и плакать. Но оказалось, что причина этого - влечение к музыке. К пяти годам он уже умел неплохо играть на фортепи­ано. Серьезно учить его стал известнейший польский музыкант той поры Войцех Живный. В семь лет состоялся первый концерт мальчи­ка, имевший большой успех. Тогда же было издано первое сочинение Шопена - фортепианный Полонез. По этому поводу варшавская газета писала, что сын про­фессора французского языка - «подлинный гений».

Успехи мальчика были так велики, что ког­да ему исполнилось 12 лет, Живный сам отка­зался с ним заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет дать своему выдающемуся уче­нику. Больше учителей фортепианной игры у Шопена не было. Все, чего он достиг, - резуль­тат самостоятельного труда, внутреннего разви­тия и роста.

Из-за слабого здоровья он был определен в лицей в тринадцать лет. Фридерик поступил сразу в четвертый класс, потому что и дома он легко усваивал изучаемые предметы, овладел немецким и французским языками. В эти годы ярко проявилась многогранная одаренность Шопена. Он писал стихи, сочинял пьески для домашнего театра, сохранились его рисунки красками, говорящие о незаурядных художе­ственных способностях. Его мимический талант не раз вызывал восхищение знатоков. Один польский актер сказал, что в лице Шопена пропадает великий актер. То же самое о нем гово­рили позже уже в Париже.

В 1824 году в Варшаве была открыта кон­серватория, получившая название «Главная школа музыки». Ее директором стал замеча­тельный композитор, поборник польской на­циональной культуры Юзеф Эльснер. Вероят­но, Шопен брал у него уроки еще до поступле­ния в консерваторию в 1826 году. В лице Эльснера он нашел чуткого и умного учителя, сразу же почувствовавшего биение гения в творени­ях молодого музыканта. Он бережно развивал и охранял способности своего ученика. Когда некоторые музыканты начинали критиковать смелую творческую манеру Шопена, Эльснер отвечал: «Оставьте его в покое. Правда, он не идет обычной дорогой, но ведь и талант его также необычен».

Всего три года понадобилось молодому пи­анисту, чтобы закончить консерваторию. Со­хранились заметки учителя, в которых он дает характеристику юному музыканту: «Изуми­тельные способности. Музыкальный гений». Шопен был признан лучшим пианистом Польши. Большой известностью пользовались его сочинения. Самыми значительными среди них являются два Фортепианных концерта, концертные пьесы.

Друзья Шопена, его учитель советовали молодому музыканту совершить поездку за гра­ницу для дальнейшего совершенствования. Но денег на поездку не оказалось. Поэтому решено было сначала ненадолго поехать в Вену.

Первые гастроли . После окончания консер­ватории Шопен отправился в Вену. Он дал здесь два концерта, в которых выступил и как автор. Оба концерта прошли с огромным успехом. Вен­ские музыкальные критики писали о нем как о гении. Вырученных денег могло хватить на не­которое время проживания за границей. Мож­но было отправляться в путешествие, но Шо­пен откладывал поездку со дня на день. Поли­тическая обстановка в Польше обострялась все больше: польские патриоты готовили восстание против русского царизма. Но, наконец, день отъезда был назначен.

Поездка в Париж. 2 ноября 1830 года Шо­пен выехал в Париж. Накануне друзья устрои­ли прощальный вечер и вручили ему серебря­ный кубок с польской землей. Принимая его, Шопен сказал слова, оказавшиеся пророчески­ми: «Я убежден, что покидаю Варшаву и ни­когда в нее больше не вернусь, и что я говорю вечное «прощай» моей родине». Словам этим суждено было сбыться.

Спустя две недели после его отъезда в Вар­шаве началось восстание. Узнав об этом, Шо­пен хотел мчаться домой. Но друзья убедили его, что он должен служить родине своим ис­кусством, которое при сложившейся в Польше обстановке было бы обречено на гибель. Ему оставалось только тревожиться за участь своих родных, за исход восстания издали.

По дороге в Париж он решил вновь посе­тить Вену. Но на этот раз она не оправдала его надежд. Венские музыканты поняли, каким соперником для них является Шопен. Поэтому организовать концерт ему не удалось. Молодой музыкант выехал из Вены. Уже в дороге его настигла весть о разгроме восстания в Польше. Как истинный патриот он воспринял трагедию отечества. Страницы его дневника наполнены выражением отчаяния. Свои горе, гнев, возму­щение он излил в музыке.

Поражение восстания навсегда отрезало ему путь на родину. Осенью 1831 года он приехал в Париж, где оставался до конца своей жизни.

Шопен покорил Париж сначала как пиа­нист. Его исполнение было своеобразным и не­привычным. Так же, как и Лист, Шопен был признан одним из лучших пианистов мира.

Постепенно Париж покорила и музыка Шопена. В своих концертах он большей частью исполнял собственные сочинения. Прослушав одно из произведений Шопена - Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон-Жуан», - немец­кий композитор Р. Шуман писал: «Шапки до­лой, господа, перед вами гений!»

Но основным источником дохода Шопена в эти годы была педагогическая деятельность. Он вынужден был давать уроки по несколько ча­сов в день. Эта работа отнимала очень много сил и времени, но отказаться от нее Шопен не мог, даже завоевав мировую известность.

В годы жизни в Париже Шопен имел воз­можность общения с выдающимися людьми сво­его времени. В числе его друзей были француз­ский художник Делакруа, немецкий поэт Гей­не, композитор Берлиоз, пианист и композитор Лист. Здесь же он близко сдружился со своими земляками. Он мог, отложив все дела, слушать рассказы о родине, о своих друзьях.

Общение с поляками было ему особенно до­рого потому, что он чувствовал себя в Париже очень одиноким. У него не было своей семьи. Уезжая из Варшавы, Шопен простился со сво­ей возлюбленной, певицей, ученицей консерватории. Но через год он узнал, что подруга предпочла ему богатого шляхтича.

Спустя несколько лет он сделал предложе­ние другой соотечественнице - графине Марии Водзиньской. Но ее родители побоялись соеди­нить судьбу своей дочери с высокоталантливым, но не высоковельможным музыкантом.

Счастье и горесть любви познал Шопен с Авророй Дюдеван, известной в литературе под мужским псевдонимом Жорж Санд. Это была талантливая писательница, художественно ода­ренная натура, обладавшая и музыкальными способностями. Она сыграла большую роль в жизни Шопена. Их роман длился девять лет. Дом, где поселились Шопен и Жорж Санд, стал одним из интереснейших салонов. Здесь можно было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне, представителей польской аристократии.

Концертная деятельность с годами стала занимать в жизни Шопена все меньше места. Артист иногда появлялся на большой эстраде, играл в аристократических салонах, но тяго­тился публичными выступлениями, «Толпа меня пугает», - признавался он Листу. Он любил играть перед близкими людьми, понимающими его и ему сочувствующими. Перед ними он раскрывался и как пианист-поэт и как вдохновенный творец. Он изумлял их бо­гатством своих импровизаций. Один из друзей утверждал даже, что лучшие произведения Шопена - «лишь отблески и отголоски его импровизаций».

Отказавшись от концертной деятельности, Шопен вынужден был усиленно заняться педа­гогической работой. Этот труд не только утомлял композитора, но отвлекал его от самого главно­го дела его жизни - сочинения. И все же имен­но в этот период пришла полная духовная зре­лость композитора, его развитие достигло сво­ей высшей точки. В это время рождаются са­мые глубокие и значительные произведения: баллады, сонаты, скерцо, лучшие полонезы, мазурки, ноктюрны.

Последние годы жизни . Годы, проведенные с Жорж Санд, принесли композитору много радости. И все же резкое различие их натур привело к разрыву. Но прежде, чем разлад с Авророй сделался явным, ему пришлось пережить потерю двух самых близких людей. В 1842 году умер от чахотки Ян Матушинский, близ­кий друг Шопена. Спустя полтора года он поте­рял горячо любимого отца. Облегчить его горе приехала сестра Людовика. Она принесла с со­бой какую-то частичку родного дома, семьи. Но с её отъездом Шопен вновь замкнулся в себе. Мир его внутренней жизни и переживаний был скрыт от окружающих. Но чем больше он чувствовал свое одиночество, тем горячее и искрен­нее становилась его музыка. Только в ней му­зыкант до конца раскрывал все сокровенное, что бережно таил от людей.

Разрыв с Жорж Санд подорвал его здоро­вье. Болезнь легких, которой он страдал с юно­сти, обострилась. Последние годы стали самы­ми мрачными в его жизни. Средства его иссяк­ли. Не только потребность в деньгах, но и без­различие к своей судьбе побудили его совершить поездку в Лондон.

Весной 1848 года он прибыл в Лондон. И сразу начались обязательные визиты, званые обеды, приемы. И здесь ему приходилось да­вать уроки, выступать на приемах. Это забира­ло последние силы.

В августе по приглашению своих учениц Шопен отправился в Шотландию, где тоже вы­ступал с концертами. Вернувшись в Лондон, он играл в концерте, устроенном в пользу поля­ков. Это было последнее выступление великого пианиста.

В конце ноября по совету врачей смертель­но больным он вернулся в Париж. Вновь была вызвана сестра Людовика. Ей он завещал свою предсмертную просьбу: «Я знаю, вам не разре­шат перевезти мое тело в Варшаву, отвезите туда, по крайней мере, мое сердце».

В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало. В торжественных похоронах приняли участие лучшие артисты Парижа. В могилу Шопена высыпали горсть польской земли из кубка, который подарили ему друзья при прощании с родиной. Сердце Шопена было перевезено в Польшу и хранилось в костеле Святого Креста. Когда фа­шистские войска захватили Польшу, польские патриоты спрятали драгоценный сосуд. А после освобождения страны сосуд с сердцем Шопена был вновь возвращен в костел, где бережно хра­нится и сегодня.

Творчество Фридерика Шопена

Всю свою жизнь Шопен посвятил любимо­му инструменту. И творчество его ограничено рамками только фортепиано. За исключением нескольких произведений для других инстру­ментов и нескольких песен, все сочинения композитора связаны с фортепиано. Но, даже рабо­тая только для фортепиано, Шопен сумел до­биться такого разнообразия, какого другие ком­позиторы добивались, работая над разными жанрами музыкального искусства.

Мазурки Шопена

Перу Ф. Шопена принадлежат 52 мазурки. В них как бы раскрывается душа польского народа, его думы и чаяния, быт, нравы, чув­ства и стремления. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Шопена очень искренно и правдиво.

Мазурка - излюбленный польский танец. Он родился в одной из областей Польши - Мазовии. Поэтому его правильнее называть мазур. Народная мазурка - танец, который танцуют два партнера, причем в нем нет зара­нее придуманных фигур. Его импровизируют. А вот когда мазурка появилась в дворянской, шляхетской среде, она превратилась в блестя­щий танец, символизирующий военную удаль.

Среди мазурок Шопена мы встречаем и бле­стящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии - настоя­щие миниатюрные поэмы. Шопен часто назы­вал их «obrazki». По-польски это означает «кар­тинки». Действительно, это настоящие картин­ки польской жизни. Кажется, сама душа Поль­ши поет в этих прекрасных творениях.

Мазурка до мажор (ор. 56 № 2). Эго насто­ящая картинка деревенского праздника, «с жи­вым чувством родины, земли, народа и его лу­чистой энергией». Так сказал об этой мазурке замечательный русский музыковед, академик Б. Асафьев. Поляки называли ее «мазуркой мазурок».

Представьте, что мы попали на праздник в польскую деревню. Конечно же, танцы сопро­вождает деревенский оркестр. Из каких же ин­струментов он состоит? Обязательная его участ­ница скрипка, не менее важен был контрабас. И, конечно, волынка.

В начале мазурки Шопена несколько так­тов «гудит» квинта, подражающая деревенско­му оркестру. А на ее фоне звучит веселая, за­дорная мелодия с острым синкопированным ритмом. На народных праздниках мазурки не все время танцевалась всеми танцорами. В середи­не танца вперед выходил главный танцор, в сольном танце показывая свое мастерство. На смену ему приходит танец девушек, более ли­ричный. Такую картину рисует средний раздел до мажорной мазурки. Но завершается все общим танцем.

Мазурка ля минор (ор. 68№ 2) носит со­всем другой характер. Это очень поэтичная ли­рическая картина родины. Как и положено, мазурка написана в трехчастной форме, где средний раздел также воп­лощает задорный деревенский танец.

Примером блестящей бальной мазурки яв­ляется Мазурка си- бемоль мажор (ор. 7 № 1). В отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого является яркая, стре­мительная тема с четким ритмом. На смену этому разделу приходят две кон­трастные темы. Одна из них - так любимый Шопеном деревенский волыночный наигрыш.

Полонезы Шопена

Полонез - самый древний из польских танцев. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово «полонез» французское, и в переводе означает «польский». В давние вре­мена он представлял собой праздничное церемониальное шествие рыцарей, и его танцевали только мужчины. Со временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Им открывали придворные балы. Длинной верени­цей шествовали красиво одетые танцоры, изящ­но приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.

Кроме придворного существовал и кресть­янский полонез - более спокойный и плавный.

В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драма­тичные, и бравурные, похожие на рыцарские. Особой известностью пользуется Полонез ля мажор (ор. 40 № 1). Это торжественное сочине­ние ярко подтверждает, что свои полонезы, так же как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие концерт­ные пьесы.

Главная тема полонеза - величественная, ликующе-победная. Средний раздел построен на развитии при­зывной фанфарной темы.

Слушание музыки : Ф.Шопен, Полонез №3. Мазурки №5, 34, 49.

Вальсы Шопена

Вальс - столь популярный танец, что рас­сказывать о нем еще раз нет смысла. Надо толь­ко отметить, что в первой половине XIX века он был популярен по всей Европе.

Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы еще были очень похожи на бытовые танцы. С течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьезную музыку: вальс становится частью симфонии, появляют­ся концертные симфонические пьесы в вальсо­вом ритме.

В творчестве Шопена вальсы тоже представ­ляют собой сольные концертные пьесы, выра­зительные и изящные, в которых широко ис­пользуются богатые и разнообразные приемы пианизма.

Из семнадцати вальсов Шопена мы с вами вспомним один из самых известных - Вальс до-диез минор.

В основе вальса три разнохарактерные валь­совые темы. Мягкая, грациозная тема, плавная и легкая, открывает вальс. Ее сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая мелодия. Третья - напевная, медленная тема - рож­дает ощущение размышлений.

Двукратное повторение второй темы, в чере­довании с остальными напоминает типичную для многих танцевальных пьес форму рондо.

Ноктюрны Шопена

Ноктюрн - один из характерных жанров романтического искусства, французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот появился в музыке XVIII века. В то дале­кое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духо­выми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.

В XIX веке появился совсем другой нок­тюрн - мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тиши­ной, ночными думами. Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, долго живший в России, Джон Филд. Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтич­ные, строгие или скорбные, бурные или страст­ные, они составляют значительную часть твор­чества композитора.

Шопеном написано двадцать ноктюрнов, и они значительно отличаются от ноктюрнов Д. Филда. В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера из­ложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука ведет мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны гораз­до глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой твор­ческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шо­пена строится на контрасте двух образов.

Одно из лучших произведений Шопена в этом жанре - Ноктюрн фа-диез мажор. Как льющаяся в ночной тишине песня, звучит за­душевная напевная мелодия. Полнота лирического чувства выливается в страстный порыв. Словно налетевший вихрь (может быть, отчаяния, страсти) прерывает меч­тательность песни. Насколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован средний раздел. После него совсем по-другому звучит в репризе мелодия первой части. И только в коде исчезает напряжённость темы и всё успокаивается.

Прелюдии Шопена

Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе. С течением времени стали появляться самостоятельные прелюдии. А в творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свои назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлён один образ или настроение.

Шопен был первым композитором, создавшим своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания.

Прелюдия ми минор – одна из самых лиричных в творчестве композитора. Её музыка рождает воспоминания о чём-то прекрасном, что было в нашей жизни, но навсегда ушло. Удивительное мастерство композитора, в такой простой фактуре передающего тончайшие оттенки человеческих чувств.

Ещё более поразительно мастерство Шопена в прелюдии ля мажор. В ней всего 16 тактов. Особенно ярко в ней проявилось умение Шопена в Малой форме сказать что-то большое и важное. Поразительна её мелодия, похожая на выразительную человеческую речь.

Еще меньше по размеру (всего 13 тактов) прелюдия до минор, которую многие восприни­мают как траурный марш. Скорбный, и в то же время торжественный характер музыки напо­минает проводы в последний путь не простого человека, а лидера, вождя народа.

Этюды Шопена

Слово «этюд» нам хорошо знакомо. С пер­вых месяцев овладения инструментом ученик начи­нает играть этюды. Сначала совсем простые. Затем переходит к более сложным.

По-французски etude- изучение. Они раз­вивают технику музыканта. Каждый этюд по­священ освоению какого-то технического при­ема: игра октавами, трели, терции, например. Изучением технических приемов, кстати, занимаются не только музыканты. Этим зани­маются и художники, и шахматисты, и многие другие. Этюды великих художников часто ока­зываются не просто упражнениями для выра­ботки какого-либо приема, а подлинными про­изведениями искусства. Их выставляют в музе­ях, ими восхищаются. Вот и в творчестве Шо­пена этюд получил новое значение.

У Шопена этюд перестал быть упражнени­ем. Он стал полноценным художественным жан­ром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды стали включаться в концертные программы как серьезные и выра­зительные произведения, наравне с сонатами, балладами и другими жанрами.

Особой популярностью пользуется знамени­тый Этюд до минор № 12, получивший назва­ние «Революционный». История его создания широко известна: по дороге в Париж Шопен узнал о разгроме польского восстания. Он был в отчаянии. Его горе, гнев вылились в звуках. Так появился этюд, который звучит как призыв к борьбе за свободу родины.

Все новое, что было внесено Шопеном в фор­тепианную музыку, оказало огромное влияние на дальнейшее ее развитие. Многие композито­ры, посвятившие себя фортепиано, считали Шопена своим учителем...

Слушание музыки: Ф.Шопен, Прелюдии №4,6,7,20. Этюды №3 ор.10 Es-dur, №12 с-moll.

польский композитор и пианист-виртуоз, педагог

Краткая биография

Фридери́к Шопе́н , полное имя - Фридерик Францишек Шопен (польск. Fryderyk Franciszek Chopin, также польск. Szopen); полное имя во франц. транскрипции - Фредери́к Франсуа́ Шопе́н (фр. Frédéric François Chopin) (1 марта (по другим данным, 22 февраля) 1810, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы, Варшавское герцогство - 17 октября 1849, Париж, Франция) - польский композитор и пианист. В зрелые годы (с 1831) жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку.

Происхождение и семья

Отец композитора - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу. С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа.

В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782-1861). Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна. К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины Кшижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Желязова-Воля, где родился Шопен, и Варшава, где он жил с 1810 до 1830, во время Наполеоновских войн до 1813 были на территории Варшавского Герцогства, вассального Наполеоновской Империи, а после 3 мая 1815 года, по итогам Венского конгресса - на территории Царства Польского (Królestwo Polskie), вассального Российской Империи.

Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одарённых детей. Кроме Фридерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

Детство

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Юность

Окончив училище и завершив продолжавшиеся пять лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Юзефа Эльснера.

Дворец Острожских - местонахождение варшавского музея Шопена.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена. Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, усердно посещал оперные театры и картинные галереи, способствовали его дальнейшему развитию.

Зрелые годы. За границей

С 1829 года начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной стала причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтал вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, Штутгарт, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» - так он написал в своем дневнике. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро, Шопен приобрёл множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Высоко оценил пианизм Шопена Калькбреннер, предложивший тем не менее ему свои уроки. Впрочем, эти уроки быстро прекратились, но дружба между двумя великими пианистами продолжалась много лет. В Париже Шопен окружил себя молодыми талантливыми людьми, которые разделяли с ним преданную любовь к искусству. В его окружение входили пианист Фердинанд Гиллер, виолончелист Франкомм, гобоист Бродт, флейтист Тюлон, пианист Стамати, виолончелист Видаль, альтист Урбан. Также он поддерживал знакомство с крупнейшими европейскими композиторами своего времени, среди которых были Мендельсон, Беллини, Лист, Берлиоз, Шуман.

Со временем Шопен сам начал вести преподавательскую деятельность; любовь к преподаванию фортепьянной игры была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулёз). Много скорби вдобавок к расставанию с невестой ему принесла в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке (Майорке) вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Успех, нервная, напряжённая жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Творчество

Как отмечал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона Н. Ф. Соловьёв,

«Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. Если после Бетховена явилась эпоха новизны стиля, то, разумеется, Шопен один из главных представителей этой новизны. Во всём, что писал Шопен, в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение. Если в чём чувствуется известная рефлективность, так это в сонатах и концертах, но тем не менее и в них появляются удивительные страницы, как, например, похоронный марш в сонате op. 35, adagio во втором концерте.

К лучшим произведениям Шопена, в которые он вложил столько души и музыкальной мысли, можно отнести этюды: в них он внес, помимо техники, составлявшей до Шопена главную и чуть ли не единственную цель, целый поэтический мир. Эти этюды дышат то юношеской порывистой свежестью, как, например, ges-dur, то драматическим выражением (f-moll, c-moll). В эти этюды он вложил мелодические и гармонические красоты перворазрядные. Всех этюдов не перечтешь, но венцом этой чудной группы является этюд cis-moll, достигавший, по своему глубокому содержанию, бетховенской высоты. Сколько мечтательности, грации, дивной музыки в его ноктюрнах! В фортепьянных балладах, форму которых можно отнести к изобретению Шопена, но в особенности в полонезах и мазурках Шопен является великим национальным художником, рисующим картины своей родины.»

Автор многочисленных произведений для фортепиано. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена: 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; а также песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Шопен в 1849 - единственная сохранившаяся фотография композитора.

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена.

Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие. Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного forte. (По свидетельствам современников Шопен совсем не мог играть форте, верхней границей его динамического диапазона было приблизительно меццо-форте.)

Произведения

Для фортепиано с ансамблем или с оркестром

  • Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Op. 8 g-moll (1829)
  • Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» Op. 2 B-dur (1827)
  • Rondo a la Krakowiak Op. 14 (1828)
  • «Большая фантазия на польские темы» Op. 13 (1829-1830)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 11 e-moll (1830)
  • Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 21 f-moll (1829)
  • «Andante spianato» и следующий «Большой блестящий полонез» Ор. 22 (1830-1834)
  • Соната для виолончели Op. 65 g-moll (1845-1846)
  • Полонез для виолончели Op. 3

Мазурки (58)

  • Op.6 - 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)
  • Op.7 - 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830-1831)
  • Op.17 - 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832-1833)
  • Op.24 - 4 мазурки: g-moll, C-dur, A-dur, b-moll
  • Op.30 - 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836-1837)
  • Op.33 - 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837-1838)
  • Op.41 - 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur
  • Op.50 - 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841-1842)
  • Op.56 - 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)
  • Op.59 - 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)
  • Op.63 - 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)
  • Op.67 - 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)
  • Op.68 - 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)

Полонезы (16)

  • Op. 22 Большой блестящий полонез Es-dur(1830-1832)
  • Op. 26 № 1 cis-moll; № 2 es-moll(1833-1835)
  • Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836-1839)
  • Op. 44 fis-moll (1840-1841)
  • Op. 53 As-dur (Героический) (1842)
  • Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия» (1845-1846)
  • WoO. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)

Ноктюрны (всего 21)

  • Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829-1830)
  • Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830-1831), g-moll (1833)
  • Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834-1835)
  • Op. 32 H-dur, As-dur (1836-1837)
  • Op. 37 g-moll, G-dur (1839)
  • Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)
  • Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)
  • Op. 62 № 1 H-dur,№ 2 E-dur (1846)
  • Op. 72 e-moll (1827)
  • Op. posth. cis-moll (1830), c-moll

Вальсы (19)

  • Op. 18 «Большой блестящий вальс» Es-dur (1831)
  • Op. 34 № 1 «Блестящий вальс» As-dur (1835)
  • Op. 34 № 2 a-moll (1831)
  • Op. 34 № 3 «Блестящий вальс» F-dur
  • Op. 42 «Большой вальс» As-dur
  • Op. 64 № 1 Des-dur (1847)
  • Op. 64 № 2 cis-moll (1846-1847)
  • Op. 64 № 3 As-dur
  • Op. 69 № 1 As-dur
  • Op. 69 № 10 Н-moll
  • Op. 70 № 1 Ges-dur
  • Op. 70 № 2 f-moll
  • Op. 70 № 2 Des-dur
  • Op. posth. e-moll, E-dur, a-moll

Сонаты для фортепиано (всего 3)

Нотная обложка Траурного (похоронного) марша Фредерика Шопена, выпущенного впервые как отдельное произведение под этим названием. Брейткопф и Гертель, Лейпциг, 1854 (печатная доска Breitkopf & Härtel № 8728)

  • Op. 4 № 1, c-moll (1828)
  • Op. 35 № 2 b-moll (1837-1839), включающая Траурный (похоронный) марш (3-я часть: Marche Funèbre)
  • Oр. 58 № 3 h-moll (1844)

Прелюдии (всего 25)

  • 24 прелюдии Op. 28 (1836-1839)
  • Прелюдия cis-moll op","45 (1841)

Экспромты (всего 4)

  • Op. 29 As-dur (около 1837)
  • Op, 36 Fis-dur (1839)
  • Op. 51 Ges-dur (1842)
  • Op. 66 «Фантазия-экспромт» cis-moll (1834)

Этюды (всего 27)

  • Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828-1832)
  • Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1831-1836)
  • WoO f-moll, Des-dur, As-dur(1839)

Скерцо (всего 4)

  • Op. 20 h-moll (1831-1832)
  • Op. 31 b-moll (1837)
  • Op. 39 cis-moll (1838-1839)
  • Op. 54 E-dur (1841-1842)

Баллады (всего 4)

  • Ор. 23 g-moll (1831-1835)
  • Op. 38 F-dur (1836-1839)
  • Op. 47 As-dur (1840-1841)
  • Op. 52 f-moll (1842-1843)

Другие

  • Фантазия Op. 49 f-moll (1840-1841)
  • Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845-1846)
  • Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)
  • Концертное Allegro Op. 46 A-dur (1840-1841)
  • Тарантелла Op. 43 As-dur (1843)
  • Болеро Op. 19 C-dur (1833)
  • Соната для виолончели и фортепиано Op. 65 g-moll
  • Песни Op. 74 (всего 19)(1829-1847)
  • Рондо (всего 4)

Обработки и переложения музыки Шопена

  • А. Глазунов. Шопениана, сюита (одноактный балет) из сочинений Ф. Шопена, соч. 46. (1907).
  • Жан Франсе. Оркестровка 24-х Прелюдий Ф. Шопена (1969).
  • С. Рахманинов. Вариации на тему Ф. Шопена, соч. 22 (1902-1903).
  • М. А. Балакирев. Экспромт на темы двух прелюдий Шопена (1907).
  • М. А. Балакирев. Переоркестровка Концерта для фортепиано с оркестром e-moll Ф. Шопена (1910).
  • М. А. Балакирев. Сюита для оркестра из сочинений Ф. Шопена (1908).

Память


Имя: Фредерик Шопен (Frederic Chopin)

Возраст: 39 лет

Место рождения: Желязова-Воля, Польша

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: Польский композитор, пианист, педагог

Семейное положение: не был женат

Фредерик Шопен - биография

Польский композитор, создавший произведения для фортепиано, которые легли в основу обучения игре на пианино. В арсенале сочинений Шопен не имеет сочинённой им музыки для оркестра, но это не умаляет его мастерства, как создателя польской музыкальной школы игры на пианино.

Детство, семья композитора

Отец Фредерика был учителем, которого часто нанимали для детей в качестве гувернёра. Мать была интеллигентного дворянского происхождения. Музыка и поэзия – это два основных вида искусства, которым в семье уделяли большое внимание. В семье помимо единственного сына было три девочки. Только мальчик унаследовал от матери умение играть на фортепиано: она умела прекрасно петь и играть на пианино. Вся биография Шопена, как композитора, складывалась благодаря воспитанию, заложенному в него родителями. Музыкальный инструмент часами не утомлял мальчика, он с удовольствием разучивал новые произведения, подбирая знакомые мелодии.


Ребёнок с пяти лет уже выступал с концертами, в семь лет его определили к известному в Польше пианисту Войцеху Живному, которому удалось за пять лет сделать из одарённого ребёнка виртуоза игры на фортепиано. Параллельно его учил композиции Юзеф Эльснер. Юноша любит путешествовать, бывать в театрах в Берлине, Праге и Дрездене. Шопен приезжал в Россию, покорил своей игрой Александра I, и был награждён императорским бриллиантовым перстнем. Судьба благоволила к одарённому молодому человеку и вписывала в страницы биографии много удачных моментов жизни музыканта.

Концертная деятельность Шопена

Концерты, сделавшие популярным Шопена, он начинает давать с девятнадцати лет. Варшава и Краков рукоплескали таланту. Музыкант уезжает на гастроли в Германию, там он узнаёт, что на родине подавили восстание, в пользу которого он всегда высказывался. В Польшу возвращаться было нельзя, и Фредерик скрывается в Париже. Музыканту аплодирует Вена и вся столица Франции. Многие знаменитые композиторы восхищались музыкальной гениальностью Шопена. Среди них были немец Роберт Шуман и венгерский композитор Ференц Лист.

Творчество Шопена

Судьба Родины волнует композитора, и он сочинил на стихи Адама Мицкевича 4 баллады о своей любимой стране. Этим он не ограничился и написал танцевальные мелодии, предложив почитателям своего таланта мазурки, вальсы, полонезы. Он автобиографичен в своей музыке, одновременно приближает её к народной.

В его сочинении и исполнении по-новому звучит привычный для всех ноктюрн. Теперь это не тихая ночная песня. Это описание природы с глубоким лирическим подтекстом с трагическими переживаниями композитора. В период увлечённости Шопена творчеством Баха им создаются двадцать четыре прелюдии, которые также расширяют возможности этого классического музыкального произведения.

Педагогическая деятельность композитора

Польский композитор проявил себя как гениальный создатель уникальной методике, которая стала использоваться в обучении молодых пианистов. У педагога было много учеников и учениц, но только одно имя вошло в историю польской музыки: пианист и музыкальный редактор Адольф Гутман. Шопен имел много друзей среди настоящих мастеров в области литературы, живописи и фотографии. Большинство из них создавали портреты композитора.

Фредерик Шопен - биография личной жизни

В личной жизни композитора не всё было так же безоблачно, как и в его творчестве. Она была полна трагичности. Фредерик от матери унаследовал чуткую, нежную и ранимую душу. Но не нашёл в своих женщинах счастья и спокойствия. Первой, кому он открыл своё сердце, была молодая Мария Водзиньская, рождённая так же, как и он, в Польше. Состоялась помолвка, после которой родители со стороны невесты решили убедиться в том, что жених их дочери состоятелен. Финансовое благополучие композитора им показалось недостаточным, и свадьба не состоялась. Шопен отразил всю свою скорбь в музыке.


Через год он увлёкся баронессой Авророй Дюдеван . Ходила она в мужском костюме, была ярой феминисткой, писала романы, подписывая их «Жорж Санд». На момент знакомства с композитором ей было 33 года, а Фредерику исполнилось 27 лет. Отношения долго скрывались от общественности. Встречи влюблённых проходили на острове Майорка, климат и напряжение в отношениях вызвали у Шопена ослабленность организма, он заболел туберкулёзом. В этой паре отмечалась сильная воля властной графини, и бесхарактерность и подчинение молодого композитора.

Смерть Шопена

Фредерику Шопену становилось хуже. Окончательный разрыв с любимой поверг музыканта в уныние, но он предпринимает поездку в Великобританию с концертами. В путешествии его сопровождала ученица Джейн Стирлинг. После возвращения в Париж он дал ещё несколько музыкальных представлений, слёг и уже не поднимался с постели до самой смерти.


Все эти тяжёлые дни рядом с умирающим композитором всегда находились рядом его младшая сестра Людвика, которую он очень любил с его друзьями-французами. Врачи констатировали, что умер Шопен от осложнённого туберкулёза лёгких. Композитор завещал похоронить своё сердце на Родине, а тело во Франции. Что и было исполнено в точности, сердце великого музыканта покоится в католическом храме Варшавы.


Автор биографии: Natsh