Что такое индивидуальность? Что такое индивидуальность человека? Что значит индивидуальность.

У каждого человека есть определенное сочетание особенностей, принципов и установок, которые в комплексе представляют его индивидуальность. Психологи рассматривают понятие с нескольких позиций:

  1. Личные отличия психологических свойств индивида;
  2. Интегральная индивидуальность – единство свойств психики человека.

Индивидуальность в психологии – важная характеристика человека, которая отличает его своей уникальностью и неповторимостью от других людей. Она проявляется наряду с такими психологическими особенностями как:

  • Увлечения;
  • Мышление, память, восприятие;
  • Способности;
  • Особенности в общении.

В каждом человеке присутствует набор определенных черт и характеристик, которые определяют его поведение в обществе . Именно благодаря этим качествам человек проявляет свою индивидуальность. Окружающие люди способны узнавать друг друга именно по манере общения или по привычкам, сохраняя при этом, определенное отношение друг к другу. С годами, прожитым опытом или после общения со многими людьми индивидуальность может существенно поменяться.

Что влияет на формирование индивидуальности?

Формированию индивидуальности способствует следующая группа факторов:

  1. Наследственность и физиологические особенности. Наследственность позволяет передать человеку не только внешние черты, но и некоторые манеры поведения. Физиологические особенности человека позволяют найти схожую манеру поведения с другими людьми. К примеру, общий рефлекс адаптации, показывающий реакцию организма на внешние раздражители.
  2. Окружение. Индивидуальность человека также зависит от факторов, которые возникают из окружающей среды. Большое влияние на человека оказывает культура, в которой он вырастает, его социализация. Человек привыкает к нормам поведения в обществе, впитывает в себя определенные ценности и традиции. Кроме того очень важна семья, в которой человек родился. Она зарождает в нем семейные обязанности, жизненные установки и отношение к окружающим людям.
  3. Особенности характера. Несмотря на то, что общество оказывает сильное влияние на человека, он и сам играет немаловажную роль в своем развитии. Он стремится к чему-то, имеет собственные цели и развивается в обществе.

Индивидуально-психологические особенности личности

Анализируя индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в ее поведении в обществе, обычно выделяют следующие значительные составляющие:

  • Темперамент – включает в себя врожденные качества и особенности личности. В его состав входит общая активность человека, его двигательные функции и эмоциональное состояние.
  • Характер – определенная манера поведения индивида, его нрав и психологические особенности, которые проявляются в привычках, общении и эмоциональной сфере. Характер – основа поведения личности. Он формируется под воздействием окружающей среды и условий воспитания.
  • Способности – знания и навыки, необходимые для реализации человека в той или иной сфере деятельности. К ним относят: уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, работоспособность.

Существует классификация темпераментов, с помощью которой можно определить манеру поведения личности, ее активность и инициативность, а также определить способности к энергичной деятельности.

Она насчитывает четыре основных типа темперамента:

Структура сложившегося характера личности включает в себя две составляющих: форму и содержание . Они являются одним целым и органично друг друга дополняют. Содержание характера представляет собой жизненную ориентацию личности (материальные и духовные потребности, интересы, цели и идеалы). Структуру характера также дополняют воля, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

Как проявить свою индивидуальность?

  • Будьте уверены в себе и своих силах. Индивидуальность должна проявляться везде – во взгляде, походке, словах, действиях. Вы наверно заметили, что уверенных в себе людей не так уж и много, в отличие от людей находящихся в постоянном сомнении.
  • Правильная позиция в обществе. Главное правильно о себе заявить. Вы должны искриться позитивной энергией, улыбка и дружелюбный настрой – ваше основное оружие.
  • Собственный стиль. Очень важно выглядеть неповторимо, при этом не обязательно надевать на себя яркие одежды и пестрые украшения. Крайне необходимо выделяться не только своими мыслями, но и внешним видом.
  • Интеллект. Обладая высокой эрудицией, вы сможете расширить возможности общения с другими людьми. Чем больше вы узнаете людей, тем шире становится круг ваших интересов и знаний.

от лат. individuum – неделимое, особь) – вершина развития человека и как индивида, и как личности, и как субъекта деятельности. Человек как индивидуальность достигает действительных вершин своего развития, реализуя свой физический, психический и духовный потенциал, в результате чего он приближается к актуальному для себя уникальному, целостному, подлинному состоянию. Среди них: нравственная значимость и безусловная ценность для сообщества людей, способность к творческому решению проблем, сформированность внутренней картины здоровья, самодостаточность. Индивидуальность может быть определена также как самоактуализирующийся человек, одухотворенный индивид, конкретная личность. В российской психологии индивидуальности первыми стоят имена Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, Б. Ф. Ломова, Л. И. Анцыферовой, М. К. Тутушкиной и др.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.

Неповторимость его психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся только в деятельном общении с живыми, неповторимыми носителями этой культуры. Необходимыми посредниками (средствами) этого общения служат предметные формы, способы и средства культуры; орудия и продукты всех видов общественно-исторической деятельности (труда), язык, знания, навыки, умения и т. п. В общении определяется и человеческое содержание цели развития всей совокупности способностей и потребностей индивида.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания, затем – в процессе сознательного самовоспитания.

Все это следует иметь в виду, так как в эмпирическом естествознании (а вслед за ним в психологии и педагогике) термин «индивидуальность» часто используется как синоним термина «индивид», который, в свою очередь, есть лишь обозначение неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду (к той же популяции). Тем же способом эмпирическое естествознание определяло и сущность вида (человека в том числе), сводя ее к совокупности общих всем индивидам свойств, т. е. к совокупности абстрактных определений. Поэтому каждый обособившийся индивид Homo sapiens есть индивидуальность постольку, поскольку сама его человеческая сущность формировалась как целенаправленное осуществление его собственных отношений, т. е. как его собственная, им творимая, неповторимая биография, как история его жизни.

профессор Кубанского государственного университета
Вера Бедерханова

Осмысление

Что такое индивидуальность человека?

Радикальные трансформации в психологии, расширение и углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и создают фундамент для совершенно новой педагогической практики.

Гуманизация педагогической реальности школы предполагает утверждение субъектной позиции учащихся и учителей в образовательном процессе, развитие их индивидуальности. По-прежнему, как в девяностых, когда мы реализовали проект «Летний дом» (одной из задач которого было развитие индивидуальности ребенка), считаю, что мера развития человека, мера развития ребенка должна стать мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Помогать растущему человеку найти свой личный смысл в жизни, создавать благоприятные условия для того, чтобы с детских лет его быт и общение с другими людьми, взаимодействие с окружающим миром были достойны человека – это и значит выполнять главное предназначение педагога.
Мне представляется, что разработка проблемы требует осмысления понятия «индивидуальность человека» и понимания психологического образования этого феномена. В таком случае можно говорить о педагогическом обеспечении процессов индивидуализации в образовании.

Индивидуальность – это встреча с самим собой
«Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности» .
Если становление личности есть процесс социализации человека, заключающийся в освоении им своей родовой, общественной сущности, и это освоение всегда происходит в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека и связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими, то становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. «Индивидуализация – это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости». Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность – это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального».
На наш взгляд, В. Слободчиков и Е. Исаев справедливо подчеркивают, что «индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений». «Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как с Другим, не совпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя» .

Индивидуальность – это уникальность
А. Асмолов в ключе историко-эволюционного подхода к личности под индивидуальностью понимает «совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни». «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» .
Б.Г. Ананьев, чья точка зрения мне особенно близка, считал, что во множестве признаков, характеризующих человека, можно выделить четыре подмножества, соответствующих индивидным, личностным, субъектным и индивидуальным свойствам. На основе анализа большого массива данных, полученных в разнообразных по методикам и направленности исследованиях, и прослеживания корреляционных связей между ними, он сгруппировал соответствующие признаки в модели, что позволяет выделить гомогенные (одного подмножества) и гетерогенные (разных подмножеств) признаки.
Если первые три группы признаков (индивидные, личностные, субъектные) характеризуют человека с точки зрения принадлежности к определенному типу, то индивидуальность акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека.
Общее неотрывно от единичного, и индивидуальность можно описать, лишь опираясь на общие признаки, которые образуют уникальное сочетание в каждом отдельном случае. С точки зрения Б.Г. Ананьева, если «личность – это вершина человека, то индивидуальность – это его глубина». Уникальность индивидуальности конкретного человека не в том, что он представляет собой (может быть описан как) неповторимое сочетание некоего набора признаков, но в том, что он как индивидуальность есть продукт и мера реализации свободы, выбора своего жизненного пути в определенных природных и социокультурных условиях.

Индивидуальность – это свобода
Разграничение системы индивидных, личностных, субъектных, индивидуальных свойств дает возможность в несколько иной плоскости и более содержательно рассматривать традиционную проблему соотношения свободы и предопределенности в человеческой жизни. Природные и социальные условия определяют конкретные формы и уровни реализации человеческой свободы, но в то же время они очерчивают диапазон, в пределах которого свободная индивидуальность может быть сформирована на основе разнообразных средств и методов.
Выделенные Б.Г. Ананьевым признаки индивидуальности могут быть основой для определения содержания деятельности педагога, направленной на развитие индивидуальности человека, и педагогическая деятельность может быть описана как система задач, направленных на создание условий для развития самоосознания человека, его самоопределения, самоидентификации, формирования адекватной самооценки, саморегуляции, самореализации, самочувствия.
Подлинная перспектива и достойная человека цель образования – это развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от любых других, а, наоборот, как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми и социальными общностями и только таким путем формируется и получает адекватную форму своего существования.
Обеспечение права ребенка на развитие мне представляется как создание для ребенка, подростка, юноши, человека возможностей поиска своих вопросов к миру и своих вариантов ответа.
Ставя задачу (в качестве приоритетной) развития ребенка, нельзя обойти такую категорию, как свобода. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, связана с сокровенной сутью его природы. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы и в связи с возможностью самостоятельно осуществлять выбор жизненных целей и проектов.
Свобода ощущается индивидом прежде всего как личное чувство, как субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор и нести ответственность за него. Свобода выбора – свобода решения – свобода действий – свобода творчества и самовыражения. Может быть, тут и не вся цепочка, но последовательность, по-видимому, такова.
Внутренняя свобода – это специфически человеческая избирательная творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в результате внутреннего борения мотивов мобилизуются для самостоятельного осуществления выбора, принятия решения и его реализации.
Таким образом, индивидуализация есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.

Индивидуальность – это самоопределение
О.С. Газман считал, что индивидуализация предполагает: во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей – без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида. И, наконец, третья – стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивной активности», по В.П. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциональному выбору) .
По его мнению, индивидуализация личности, развитие ее «самости» и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы». Цель этой педагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира («субъективной реальности», по В.И. Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии – самоопределении и самореализации. Результат – «свободоспособность личности» . Проблема образования личности выступает в педагогике свободы как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Образование в гуманистической парадигме адекватно расширяющемуся представлению о человеке и вписывается в непрерывно изменяющееся общество, в котором человек, сохраняя свою «самость», живет и реализуется. Процесс развития индивидуальности требует специфических условий и педагогических средств. Именно поэтому появилась необходимость разработки теории и практики педагогической поддержки детей.

Педагогическая поддержка и индивидуальный подход
Под «педагогической поддержкой» О.С. Газман, который практически ввел это понятие в научный обиход в отечественную педагогику, понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» .
Принципиальным является различение понятий «педагогическая поддержка» и «индивидуальный подход». «Индивидуальный подход», «дифференцированный подход» предполагают учет индивидуальных различий учащихся. Педагогическая поддержка, в отличие от названных подходов, ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями.
Мой педагогический опыт убеждает меня в том, что, решая проблему индивидуализации в развитии ребенка и взрослого, необходимо иметь «пространство разных смыслов и деятельности». Особенность этого пространства заключается в том, что в нем постоянно должны быть ниши для заполнения в ситуации неопределенности («пустое пространство»). Кроме этого, рамка ограничения этого пространства должна быть подвижной. Ее задает общая цель развития каждого участника, однако это развитие не должно идти за счет других. Тогда жизнедеятельность обеспечивается исследовательским процессом осмысления и постановки проблемных вопросов, определяемых группой, способной «услышать каждого». Главным для педагога становится взаимодействие, базирующееся на открытости и искренности, сильной инициативе, тщательной работе с информацией, эффективном потоке индивидуальных и общих целей, открытом выражении взглядов, конструктивном подходе к разрешению конфликтов, рациональной работе над собой.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М, 1995. С. 353.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 354–355.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. С. 437, 439.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М, 1980. С. 124–178.
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1992.
Забота – Поддержка – Консультирование // Новые ценности образования (ред. Н.Б. Крылова), М., 1996. № 6. С. 14–15.
Там же. С.15.
Газман О.С. Потери и приобретения в воспитании после 10 лет перестройки // Первое сентября. 1995. 21 ноября.

от лат. неделимое, особь) - неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.

1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах {интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется "среднему" человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегруппо-вым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид - личность - И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является "вершиной" структуры психологических свойств, а И. - "глубиной" личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Олпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.

В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)

Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). - М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). - М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник оразвитииребенка.М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. - М., 1957; Мухина В. С. Близнецы.- М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.

термин, обозначающий неповторимость человеческого существа. Если определение индивид подчеркивает, что отдельный человек - это представитель рода, то понятие индивидуальность, напротив, выявляет специфику, своеобразие данного представителя всеобщности, в чем он не схож с другими.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность). 2) В отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. В широком смысле она равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. Осуществление этой этической ценности, т.е. самоосуществление личности, есть добродетель. Но эта добродетель как таковая недостижима, достигнуть ее можно только благодаря индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства, совершенства, чистоты). Ответственность индивида за свое самоосуществление как личности совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере его свободы и власти. В частности, индивидуальный "этос" (Ethos - нравственная ценность личности) состоит в основном направлении, избираемом в процессе самоосуществления основополагающих ценностей, т.е. он характеризуется формой, в которой совершается действие при наличии однопорядковых ценностей (см. Этика). В соответствии с этим личность аксиологически автономна (см. Императив, Man). Исторически "великая индивидуальность" отнюдь не должна быть особенно добродетельной, но всегда должна облекать свойственное ей главное направление осуществления ценностей в особенно яркую и эффектную форму. Величие индивидуальности заключается в специфике отношения к царству ценностей. Привлекательность истинной индивидуальности состоит в том, что перед живущим вместе с ней человеком она, с одной стороны, открывает новое царство ценностей, а с др. стороны, устойчивую и ясную структуру.

Отличное определение

Неполное определение ↓