Деградация моральных и нравственных ценностей. Банк аргументов

Почему молодые мамы выбрасывают детей с балкона

Жительница Подмосковья в минувшее воскресенье выкинула двух своих сыновей с балкона 15-го этажа. На допросе мать объяснила свой поступок тем, что дети ей надоели. У психологов сейчас в ходу термин "испарение морали". О том, куда и как испаряется мораль, "РГ" рассказал заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич.

Андрей Владиславович, очевидцы прошедшего недавно шоу "Автоэкзотика" рассказали мне дикую историю. Водитель джипа, выполняя какие-то безбашенные трюки, наехал на палатку, где были две девушки. Организаторы не обратили на трагедию ни малейшего внимания, а участники с радостными воплями мчались мимо "Скорой" на халявную выпивку и дискотеку. Что с нами происходит?

Андрей Юревич: Нравственная деградация или, говоря словами известного социолога Энтони Гидденса, "испарение морали", что, кстати, подтверждает статистика. Например, насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется у нас в каждой четвертой семье. Вдумайтесь: в современной России несовершеннолетних заключенных в три раза больше, чем в СССР 1930-х годов!

...мы уже хотя бы понимаем, что давать взятки плохо. Правда, все равно даем. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Опросы, кстати, показывают, что не все понимают, что давать взятки - плохо. А исследования отношения к мошенничеству дают удивительные результаты. Но дело даже не в этом. В любом обществе есть немало людей, которые делают то, что плохо. Все зависит от способности общества выставить им барьеры. Показательно, например, то, что мы не выполняем ключевые пункты международных соглашений по борьбе с коррупцией, скажем, пункт о конфискации имущества коррупционеров и их родственников. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Какое из поколений вы считаете наиболее упущенным? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Мы провели совместное исследование с Академией МВД и выяснили, что люди, которые формировались как личности в 1990-х и 2000-х годах, имеют большие пробелы в нравственном плане.

То есть те, кому сейчас лет по 30-40?

Андрей Юревич: Да. Оказалось, что среди этих людей 80 процентов абсолютно нормально относятся к таким вещам, как мошенничество. Считают, что "деньги не пахнут", что "не важно, каким способом они заработаны, главное - чтобы они были". Это люди, воспитанные на псевдолиберальных идеологемах 1990-х.

"Бандитские сериалы", которые в то время не исчезали из телепрограмм тоже, вероятно, сыграли свою роль? ..

Андрей Юревич: Возникло такое новое явление, как "хороший бандит", то есть можно убивать, грабить и считаться хорошим человеком. Наше исследование показывает, что сегодня существует широкая прослойка молодежи, которая вообще не различает категорий добро - зло и не пользуется такими категориями при оценке поступков. Они используют другие категории: "круто - не круто", "выгодно - не выгодно". Когда выдающийся русский философ Владимир Соловьев совершил путешествие в Африку, он спросил у туземца, как он понимает добро и зло. Тот ответил, что "зло - это когда сосед нападает на меня, избивает меня до полусмерти, отбирает мою жену, уводит мой скот, а добро - когда я нападаю на соседа, отбираю его жену, увожу его скот". Вот такое чисто прагматическое понимание добра и зла, невидение грани между ними очень характерно для значительной части нашей нынешней молодежи. Однако когда мы говорим о поколениях, нужно учитывать, что это "средняя температура по больнице". В любом поколении есть немало высоконравственных людей, героев, и я уверен, что и в этом поколении тоже. К примеру, офицер, закрывший собой случайно оброненную рядовым гранату. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Как и в какой момент исчезает нравственность? Нравственная деградация связана с экономическими процессами? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Она исчезает не одномоментно. Нравственная деградация - достаточно длительный процесс. А с экономическим ростом состояние нравов связано очень неоднозначно. Выражение "бедные, но честные" не выражает необходимости. Богатые страны далеко не всегда более безнравственны, чем бедные.

А как обстоят дела с моральным обликом за границей? Общество потребления может разрушить нравственные законы?

Андрей Юревич: Там регулярно сетуют на постепенное разрушение традиционной протестантской морали с такими ее атрибутами, как скромность, воздержанность в потреблении, отсроченная мотивация, способность к длительному ожиданию вознаграждения, и т. п. Этой морали и этике западная цивилизация обязана многими своими успехами. Сейчас на смену ей приходит общество потребления. Но упадок нравов в западных странах, в силу их цивилизованности и способности граждан к разумному ограничению своей свободы, выражен не так, как в современной России. Там невозможны многие вещи, которые стали привычными у нас. И наоборот. Можете ли вы себе представить, чтобы, скажем, наш новый кабинет министров начал свою деятельность с решения о снижении своих зарплат, как это сделали министры во Франции?

С трудом. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Я тоже, хотя наши министры - очень небедные люди. А на постах министров становятся еще богаче. Не отстают от них, точнее, заметно их опережают, и их жены. Эта ситуация характерна для нашей страны, выражая ее отличия от западных стран, где грань между "приличным" и "неприличным" для публичных людей очень выражена.

Кто и каким образом задает моду на нравственность?

Андрей Юревич: "Моды на нравственность" вообще нет, есть только мода на безнравственность, которую у нас задают так называемая тусовка и некоторые СМИ. Но есть люди, которые задают нормы нравственности и образцы нравственного поведения. Например - Иисус Христос.

А сейчас есть люди, способные задать эти нормы? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Что касается современного российского общества, то есть такое понятие, как нравственная элита, - люди, которые своим собственным примером задают некие нормы, например, доктор Рошаль.

Всеобщее осуждение и пикеты против представителей провокационного искусства имеют отношение к нравственному росту?

Андрей Юревич: Скорее, к неприятию значительной частью населения нравственной деградации. Особенно когда речь идет не о самом искусстве, пусть даже "провокационном", а, скажем, о половом члене, изображенном на разводящемся мосте.

Религиозное воспитание способно улучшить наш моральный облик? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Да, способно. Но и светское - тоже. Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Послушайте, но, может быть, все не так уж и плохо? В Интернете незнакомые люди помогают друг другу, волонтерство становится образом жизни...

Андрей Юревич: Действительно, не все так плохо, и точно небезнадежно, проявляются и положительные тенденции. Появление волонтерских организаций, скажем, по поиску пропавших детей, - одна из них. Есть и вещи, в возможность которых еще несколько лет назад трудно было поверить. Например, в то, что наши автомобилисты начнут пропускать пешеходов...

Во что еще вам было трудно поверить? Нравственная деградация испарение морали Нравственная деградация испарение морали

Андрей Юревич: Еще несколько лет назад любая детская песочница была набита стеклом от пивных бутылок, любой автобус напоминал пивной бар на колесах. Сейчас этого почти не наблюдается. То есть мы способны себя вести достаточно цивилизованно. То, что было принято считать личной культурой каждого (пить или не пить пиво в детской песочнице), вынесли на уровень закона, за это стали штрафовать, и это сработало. Показательный пример, кстати, Сингапур - страна, которая добилась удивительных успехов в нелегком деле борьбы с коррупцией. А началось все с малого: людям запретили плеваться, бросать окурки. Вроде бы ерунда, ввели штраф, добились порядка. Через какое-то время такие запреты перемещают на уровень внутренних нравственных норм и люди начиная вести себя по-другому - пересматривают свое отношение к таким явлениям, как коррупция. Все начинается с малого. У нас тоже есть сдвиги в мелочах, может быть, это начало возрождения.

Http://www.rg.ru/2012/06/26/arest-site.htm«Российская газета» № 5817 от 27 .06 .12

М. А. Антипов, А. А. Исполатова Пензенская государственная технологическая академия,

Г . Пенза , Россия

MORAL DEGRADATION AS A URGENT PROBLEM OF MODERN SOCIETY

M. A. Antipov, A. A. Ispolatova Penza State Technological Academy, Penza, Russia

Summary. Paper is devoted to very actual problem – problem of moral degradation of mod­ern society. The article reveals the essence and meaning of morality and the consequences for the mor­al decline for society.

Key words: Moral; anomy; the crisis of morality.

Современный мир, достигший невиданного ранее технического и ин­формационного прогресса, столкнулся с кризисом нравственности. Но матери­альный прогресс не сопровождается соответствующим духовным развитием. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Мно­гие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры.

Как писал французский социолог Э. Дюркгейм, «нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без кото­рого общества не могут жить» . Нравственность как интериоризиро-ванная мораль (свод важнейших общественных норм), по мнению Э. Дюркгей-ма, представляет собой базис общественной солидарности, то есть сплоченность разнородных членов общества в единый целостный социальный организм.

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руковод­ствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность это также – определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда – результат истории, политических, хозяйственных и прочих отношений в обществе, и поэтому говорить о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, достаточно сложно. Тем более что любой факт можно рассматри­вать двояко: все зависит от точки зрения.

Многие выдающиеся мыслители – Шпенглер, Хайдеггер, Тойнби, Ясперс, Гуссерль, Хаксли, Оруэлл, Фукуяма, Томас Манн – говорили о закате


Западной культуры. Незауряднейший из этого ряда философ Хайдеггер все же надеялся, что человеку грозит не техника, угроза таится в самом существе чело­века. «Но где опасность, – писал он, – там вырастает и спасительное» . Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является ре­лигия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытыва­ют жесточайший кризис от вторжения рационализма.

Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социаль­ного института, что отрицательно отражается на демографических показателях.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным яко­рем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности – признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.

Сейчас основной ценностью в нашем обществе, на наш взгляд, являются деньги, которые выполняют не просто чисто экономическую функцию посред­ника в обмене благ и ресурсов, но и функцию социальную. Деньги выступают в качестве социального знака, символа, определяющего социальный статус инди­вида и одновременно с этим главную цель его повседневной жизни. К сожале­нию, деньги – это тот «золотой телец», за которым «гонится» абсолютное боль­шинство. Причина подобной ситуации заключается в том, что само общество ставит индивидам подобные условия социального функционирования. Ныне благополучие, психологическое состояние и здоровье современного человека за­висят от уровня заработка.

Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ своих прихотей, потакание им, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.

Кризис нравственности в обществе проявляет себя так, как об этом писал уже упомянутый нами Э. Дюркгейм в теории социальной аномии. Нравствен­ный кризис, духовный вакуум общества означает разрушение его основ, нару­шение сплоченности членов социума, потерю жизненных ориентиров. Это, в свою очередь, ведет к кризису социальных институтов и всплеску девиантного поведения, насилия и преступлений.

Так, в статье Андрея Юревича и Дмитрия Ушакова «Нравственность в со­временной России» приводится ужасающая статистика:

– ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

– каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. – убегают из дома;

– ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесенных мужьями;

– насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье;

– 12 % подростков употребляют наркотики;

– более 20 % детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;

– около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посе­щают школу;


– детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек;

– темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличе­ния общей преступности;

– в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолет­них заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов .

Происходит дальнейшее уменьшение численности населения Российской Федерации. В 2010 году тенденция сокращения рождаемости и увеличения смертности в России продолжилась. Смертность по-прежнему перекрывает рож­даемость, и население России в 2010 году сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились на 5,6 %. Достаточно высоким остается уровень смертности от отравлений спирт­ным. В 1993–2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел. Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкоголем. В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года .

Первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка вли­яют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Иссле­дователи выявили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главные средства воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным «безнравственные» (в дан­ном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведе­ние). Преступная этика – наиболее социально негативное проявление безнрав­ственности.

Таким образом, потеря обществом нравственных и духовных ориентиров ведет к его разложению, которое проявляется в кризисных явлениях во всех сфе­рах общественной жизни: экономической, политической, социальной и тем более культурной.

Библиографический список

1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. – М. : Канон, 1995. – 392 с.

2. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 259 с.

3. Чуприй Л. Падение нравственности в российском обществе. URL: Http://www. apn. ru/public- Ations/article23740.htm

4. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с немецкого. – М. : Республика, 1993. – 447 с.

5. Юревич А., Ушаков Д. Нравственность в современной России. URL: Http://www. kapital- Rus. ru/articles/article/1041

© М. А. Антипов © А. А. Исполатова


15 октября 2016 Просмотров: 1185

С зарождением капитализма началась не только все усиливавшаяся переработка сырья в продукт, но и переработка человека в работоспособных роботов — постлюдей.

В Европе при зарождении капитализма на протяжении нескольких веков сгоняли крестьян с земли, заставляя тем самым «добровольно» продавать свой труд на фабриках и заводах. Перед людьми, насильственно согнанными со своих земель, было два пути: либо продавать свою рабочую силу, либо нищенствовать, бродяжничать и разбойничать. На протяжении длительного времени людей заставляли работать на капиталистов поркой, пытками, казнями. А тех, кто этого «добровольно» делать не хотел, ловили, сажали в клетки, как животных, а затем казнили за бродяжничество. Только за время правления Генриха VIII в Англии было повешено 75 тысяч человек. Так происходил переход от феодализма к капитализму. Капитализм был построен на костях людей. С помощью насилия людей приучали к определенной модели поведения, к определенным взглядам, выгодных капитализму, при которых главенствуют материальные потребности.

«Материальные потребности стали ведущими, соответственно, изменилась структура духовного опыта людей. Стало моральным все, что приносило материальный успех. Достоинство человека стало определяться количеством богатства» .

На начальном этапе становления капитализма происходил отбор населения с соответствующими качествами, неподходящих просто вешали или предоставляли право свободно умирать с голоду. Сегодня идет второй этап: с помощью средств массмедиа создана система массовой штамповки определенного типа сознания.

Особую роль в штамповке определенного типа сознания, а по сути оглупления и унификации людей, отведена телевидению. Американский журналист Мэтт Тэйби писал в 2000 году в статье «Человек-ящик. Если в Америке отключат телевизор»:

«В первую же ночь без телевидения в США президент Клинтон объявит зоной бедствия всю страну. Возможно, даже введет чрезвычайное положение. Потому что жизнь в Штатах, насколько мы о ней знаем, без телевидения просто прекратится. Отсутствие телевидения заставит американцев думать самостоятельно, и большинство лишиться рассудка за несколько часов. Так долго сдерживаемые гнев и ненависть вырвутся наружу, и столь хорошо вооруженное гражданское население превратится в агрессивную, одержимую манией убийства толпу, справиться с которой смогут только самые отборные войска... Ты работаешь — и ты одинок. Тебе не с кем выпить или уколоться, если ты даже вдруг захочешь... Все это превращает работу и телевизор в единственное пространство для жизни. Работа — единственный допустимый порок, людей приучают быть жадными. “Ящик” — единственная отдушина... Бесконечно разнообразный мир, который так отличается от твоей изматывающей и приземленной жизни. И это так отвлекает... Но многим телевизора уже мало. По крайней мере, раз в неделю какой-нибудь американец заходит в офис и с криками “С меня хватит!” расстреливает сорок или пятьдесят человек и стреляется сам. Этот человек дошел до точки. Телевизор не смог отвлечь его от того, что у него нет ни семьи, ни друзей, а его жизнь, растраченная на унизительной службе бездушной корпорации, пуста» .

Раньше человека заставляли продавать свое тело — трудиться на феодала, платить дань и тому подобное. Теперь, манипулируя нашим сознанием, нас принуждают продавать душу. Продавая тело, еще можно быть духовно свободным, но, продавая душу, удается сохранить лишь иллюзию свободы — неслучайно именно душу стремится купить дьявол. Сегодня наступает эра нового типа рабства, рабства духа.

Вообще, если бы дьявол существовал в реальности, то, без сомнения, можно было бы сказать, что капитализм — это программа дьявола. Д ьявол всегда предоставляет любые удовольствия, власть, деньги, проповедует разврат, извращения, эгоизм и обязательно стремится уничтожить нашу душу. Зло, которое есть на Земле, является социальным. Одним из главных его прародителей являются Деньги. Люди забыли предупреждение из «Фауста» Гуно: «Сатана там правит бал, люди гибнут за металл» .

Логичным продолжением обесчеловечивания является продажа души. Продажа души теперь не плод воображения писателей, а реальный факт действительности.

Уроженец пригорода Шанхая пополнил список людей, пытавшихся продать свою душу через Интернет. Торги по продаже столь экзотического товара состоялись на крупнейшем китайском онлайн-аукционе Taobao. Всего было подано 58 заявок на покупку души китайца. Но представители Taobao заявили, что в правилах ведения аукционов на сайте компании нет пункта, касающегося продажи такого товара, как душа, в связи с чем компанией было принято решение снять этот лот с торгов. Конечно, Taobao не против продажи души. Еще бы! Основной причиной снятия души с торгов стало отсутствие гарантии доставки товара покупателю.

Россия, естественно, не в стороне от передового человечества. В марте 2002 года житель Барнаула Василий Потапов разместил на одном из американских интернет-аукционов свою «пока еще безгрешную душу». Торги начались с пяти центов и вначале шли довольно вяло. Однако вскоре ситуация резко изменилась, и алчные пользователи кинулись на душу Василия. Ставки поднимались каждую минуту. В торгах участвовали жители многих стран мира, но в конце концов лот достался американке из штата Алабама. За удовольствие иметь душу жителя Барнаула женщина заплатила 400 долларов.

Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Антон Павлович Чехов писал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Герой рассказа “Ионыч” - молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.

Замечателен рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

Проблема нравственной деградации человека поднимается и в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Это роман, в котором рассказана история молодого человека Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и циник лорд Генри, в уста которого автор вложит собственные суждения об искусстве и жизни, становится духовным «учителем» Дориана. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и совершает убийство. Несмотря на все это, лицо его остается молодым и прекрасным. Но на обладающем особым свойством портрете Дориана, когда-то написанном его другом художником Холуордом, отразились и жестокость, и безнравственность оригинала. Желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож — и убивает самого себя. Портрет начинает сиять прежней красотой, лицо же мертвого Дориана отражает его духовную деградацию. Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.

Анализируя содержание и метод изложения произведений Достоевского, М.М. Бахтин в своих исследованиях отмечал, что писатель был способен передавать внутренний мир героев таким образом, что целостная структура романа представляла собой полифонию. В согласованной форме произведение вербальными средствами выражало не какую-то одну идею, творчески зарожденную в сознании автора, напротив, множественность внутренних образов, определяющих мировоззрение совершенно разных людей - героев романа, сочеталась тем целостным единством, которое именуется поиском смысла жизни. Особенность изложения Ф.М. Достоевского заключается в понимании того, что каждый человек - это целая Вселенная, поэтому путь поиска смысла жизни - уникальный, неповторимый процесс, который может осуществляться в рамках одного произведения, так же как и в исторических границах бытия, разными, иногда противоречивыми, способами

Роман писателя «Бесы» не является исключением. Однако проблема смысла личного бытия героев непосредственно связана с поиском пути общественного, государственного переустройства, которое бы помогло реализовать и личностный смысл. В таком случае центральными героями романа, именно центральными, а не главными, так как, по мнению М.М. Бахтина, в произведениях Достоевского нет второстепенных героев, являются Петр Верховенский и Николай Ставрогин. Характеристика П. Верховенского, которую дает автор, является неоднозначной и противоречивой, что выражает внутреннюю рассогласованность сознания героя: «Никто не скажет, что он дурен собой, но лицо его никому не нравится. Голова его удлинена к затылку и как бы сплюснута с боков, так что лицо его кажется вострым. Лоб его высок и узок, но черты лица мелки; глаз вострый, носик маленький и востренький, губы длинные и тонкие… Он ходит и движется торопливо, но никуда не торопится. Кажется, ничто не может привести его в смущение; при всех обстоятельствах и в каком угодно обществе он останется тот же. В нем большое самодовольство, но сам он его в себе не примечает нисколько… Выговор у него удивительно ясен; слова его сыплются, как ровные, крупные зернушки, всегда подобранные и всегда готовые к вашим услугам. Сначала это вам и нравится, но потом станет противно, и именно от этого слишком уже ясного выговора, от этого бисера вечно готовых слов. Вам как-то начинает представляться, что язык у него во рту, должно быть, какой-нибудь особенной формы, какой-нибудь особенно длинный и тонкий, ужасно красный и с чрезвычайно вострым, беспрерывно и невольно вертящимся кончиком» . Характеристика внешности, гармонично сочетающаяся с представлением манеры поведения и общения, однозначно указывает и на внутренний мир героя. Приятный, но никому не нравящийся, расположенный к диалогу, но в то же время отталкивающий, Петр Верховенский сам себя не оценивает как самодовольного и самовлюбленного человека, олицетворяющего морально-политический центр, относительно которого формируется революционное представление о новом строе и принципах его руководства. Раскрывая основные структуры управления, молодой человек откровенно выражает их ценностную оценку в диалоге, который состоялся между ним и Ставрогиным после посещения «наших» - собрания людей, которые, подавляемые волей Верховенского, образовали кружок «единомышленников». Выслушав предложение Шигалева о послереволюционном устройстве общества, в котором основная часть населения - это рабы, образующие бессловесное стадо, управлять которыми будут такие люди как Верховенский, этот последний заявляет: «У него (у Шигалева - С.К. ) хорошо в тетради, у него шпионство. У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны… Необходимо лишь необходимое - вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность…» . Свою роль в создании нового государственного устройства Петр Верховенский видит лишь в том, чтобы, заняв руководящий пост, обеспечить «судорогу» рабам, заставить их бояться и на основе страха воспитать полное послушание и покорность. Однако осуществлять такой принцип руководства Петр собирается не ради себя самого, выступая лишь деятельным исполнителем и преданным «апостолом» другого человека. Несмотря на то, что знаком дьявола в повествовании обозначен язык героя, который по описанию похож на змеиный, Верховенского нельзя назвать провозвестником дьявола - антихристом, хотя в романе есть еще несколько указаний на эту личину героя: во-первых, его блудное происхождение. Не стыдясь, молодой человек объявляет своему отцу Степану Трофимовичу о том, что видел письма матери, в которых она сама сомневается, кому приписать отцовство сына, намекая на интимную связь с проезжавшим и останавливавшимся когда-то в их доме поляком. Образ Петра Степановича напоминает скорее всего мага-чудотворца Аполлония из повести об Антихристе Вл. Соловьева. Этот человек, согласно описанию, обладал мистическим знанием Востока, а также знанием новейших технических средств, доступных цивилизованному миру Европы. «Так вот, - пишет Вл. Соловьев, - этот человек придет к великому императору (Антихристу - С.К. ), поклонится ему как великому сыну Божию,…, и предложит ему на службу себя и все свое искусство» . Невидимо манипулируя, маг, вызвав молнию с небес, направил ее на старца Иоанна, узнавшего во всеми любимом императоре антихриста. Смерть старца наступила мгновенно. Так же незаметно управляет ситуацией в городе и Петр Верховенский. Преднамеренно намекая на существующую сеть революционных ячеек, мошенник предлагает их сдать губернатору Лембке в течение шести дней, за которые происходит восстание рабочих шпигулинской фабрики, тонко спланированный дебош мещан на балу, протежированном женой губернатора, а также крупный пожар в одном из районов города, где были совершены два загадочных убийства. Когда же Петра Степановича открыто обвиняют в лжесвидетельстве, он даже не отказывается от своих слов, заявляя, что его не так поняли. Искажая смысл ранее высказанных речей, Верховенский доводит Лембке до потери здравого смысла. Ложь, слетавшая с уст молодого человека, является еще одним свидетельством, которое подтверждает дьявольскую направленность его воли, стремившейся воплотить идеал «антихристова» государства как результат его исполняющей, «апостольской» деятельности.

Какими же методами предлагает Верховенский приблизить будущее «справедливое» общественно-политическое устройство государства? Как он сам заявляет, надо, прежде всего, расшатать все нравственные и религиозные устои общества, компрометировать чиновников, людей, стоящих у власти, разрушить все связи, которые удерживают различные слои общества в единстве целого и боле менее гармоничного монархического строя. «Слушайте, мы сначала пустим смуту, - торопился ужасно Верховенский, поминутно схватывая Ставрогина за левый рукав. - Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются. Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха! Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся над их Богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш». И, предвкушая момент приближения полного нравственного развала страны, Петр Степанович далее пророчествует: «Народ пьян, матери, пьяны, дети пьяны, церкви пусты. О, дайте взрасти поколению! Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они еще попьянее стали…» . Верховенский выступал не только тайным, магическим организатором преступлений, но и сам был их непосредственным участником. У ворот ограды церкви, стоявшей в центре города, находилась икона Богородицы. Петр Степанович не только лично участвовал в ее похищении, но, и как оказалось в конце повествования, посадил на святое место иконы мышь, хотя по городу был пущен слух, что мышь посадил один из «наших» - Лямшин. В характеристике этого преступления нельзя не обратить внимания на диалог, который произошел между Верховенским и Федькой-каторжником, участвовавшим в краже. Обличая своего бывшего господина как идолопоклонника, отвергшего отеческую веру в Бога-Творца, Федька сознается и раскаивается в своем преступлении: «Я, видишь, Петр Степанович, говорю тебе это верно, что обдирал; но я только зеньчуг поснимал, и почем ты знаешь, может, и моя слеза пред горнилом Всевышнего в ту самую минуту преобразилась, за некую обиду мою, так как есть точь-в-точь самый сей сирота, не имея насущного даже пристанища… А ты пустил мышь, значит, надругался над самым Божиим перстом» . Как выясняется впоследствии, Федька-каторжник был загадочно убит. Загадочность объясняется тем, что никто в городе не знал о его местонахождении и передвижениях, поэтому найденный на дороге труп бывшего крепостного Верховенских для всех жителей города был связан с чем-то мистическим.

О противоречивости и парадоксальной гармонии русской души, носителем которой в романе является Федька, писал С.А. Аскольдов: «В составе же всякой души есть начало святое , специфически человеческое и звериное . Быть может, наибольшее своеобразие русской души заключается, на наш взгляд, в том, что среднее специфически человеческое начало является в ней несоразмерно слабым по сравнению с национальной психологией других народов. В русском человеке как типе, наиболее сильными являются начала святое и звериное » . Святое начало в человеке основывалось не на воле, а на религиозном чувстве, которое выражалось в терпении, смирении, в сораспятии Христу своими страданиями. Такой благодатный дар в сочетании со слабо развитой волей, по мнению С.А. Аскольдова, оправдывал «некоторое пренебрежение к моральному закону», объяснял «возможность быть «полнотою мерзости» и в то же время проясняться религиозным светом» . Верховенский же, напротив, олицетворяет собой начало специфически человеческое, фундаментальные принципы которого были заложены в этого молодого человека за границей в форме гуманистического идеала, направленного в своей волевой устремленности к созданию царства «благодати» на земле, в материально-природной действительности. Однако и его внутренний мир, будучи родовыми корнями связан со славянской культурной традицией, не смог до конца впитать образ гуманизма и раскололся на звериное и святое. Последнее, оторвавшись от всего божественно-просветляющего, постепенно угасло, а победившее звериное начало нашло свое выражение в действиях и поступках, никак не отвечавших тем гуманистическим принципам, относительно которых, казалось бы, и происходило формирование сознания героя.

Окончательное нравственное падение Верховенского, а также и членов пятерки «наших», происходит в момент принятия на собрании решения убить Шатова, человека, который, распознав сущностный смысл революционных идеалов, их гнилость, содержательную пустоту, отрекся от своего мировоззренческого заблуждения. Инициатором смертного приговора для Шатова был, естественно, Петр Степанович. В тексте прозвучал намек, высказанный Кирилловым, что Верховенский не смог простить личную обиду - плевок в лицо, когда своими лживыми доводами, а также и угрозами он пытался остановить Шатова от раскаяния. Петр Степанович, солгав, что их бывший товарищ донесет на них, решил кровью «окончательно скрепить пятерку» и «вместо того, чтобы представить факт в приличном свете,…, он только выставил грубый страх и угрозу собственной шкуре». Высвободившееся в людях звериное начало, выраженное в данном случае инстинктом самосохранения, требовало своего вожака, которому «приходилось дисциплину и порядок создавать насильственно путем устрашения и различных средств принуждения». Не случайно, принцип существования «пятерки» не подчиняется органическому единству, но, как отмечает С.А. Аскольдов, анализируя революционное движение, «получает противоречивый характер, поскольку эта форма стремится спаять в одно целое то, что неудержимо рассыпается в разные стороны» . После убийства Шатова и отъезда Верховенского «пятерка» распалась: Липутин бежал, бросив семью и не сказав никому ни слова, его нашли через две недели в Петербурге, где он «запил и стал развратничать безо всякой меры, как человек, совершенно потерявший здравый смысл». Лямшин, не выдержав угрызений совести, пошел доносить в полицию. Виргинский был взят после доноса Лямшина и, обрадовавшись, произнес «С сердца свалилось». Самый молодой участник «пятерки» корнет Эркель, влюбленный в Верховенского как идеал революционера, единственный либо молчал, либо извращал правду, покрывая, как он думал из гуманных побуждений, злые дела своего предводителя. Множество свидетельств Ф.М. Достоевского, которые он приводит в описании деятельной природы Петра Верховенского, недвусмысленно указывают на его дьявольскую сущность: это и образ «змеиного» по форме языка, и лживость речей, и намек на блудное происхождение, и собственноручное осквернение святого места, организация и непосредственное участие в убийствах. Однако антихристом в сущностном, содержательном понимании этого героя назвать нельзя. Это связано с тем, что Петр Степанович не любит самого себя, в нем отсутствует рефлексивное эгоистическое восприятие своей индивидуальности, более того, внутреннего мира как основы эгоистической индивидуальности у этого героя нет. Подтверждение нашей мысли находим в тексте романа. Себя Верховенский считает лишь организатором-предтечей, «апостолом», за которым придет «Иван-царевич» или подлинный антихрист в лице Ставрогина. «Ставрогин, вы красавец! - вскричал Петр Степанович почти в упоении. - …Я люблю красоту. Я нигилист, но люблю красоту. Разве нигилисты красоту не любят? Они только идолов не любят, ну а я люблю идола! Вы мой идол! Вы никого не оскорбляете, но вас все ненавидят; вы смотрите всем ровней, и вас все боятся, это хорошо…Вам ничего не значит пожертвовать жизнью, и своею и чужою… Мне, мне именно такого надо, как вы… Вы предводитель, вы солнце, а я ваш червяк» . В завершении своей пламенной речи Верховенский берет руку Ставрогина и целует ее. Так и Вл. Соловьев в своей литературной работе «Краткая повесть об Антихристе», раскрывая сущность сверхчеловека-антихриста, пишет следующее: «Сознавая в самом себе великую силу духа, он всегда был убежденным спиритуалистом, и ясный ум всегда указывал ему истину того, во что должно верить: добро, Бога, Мессию. В это он верил , но любил только одного себя» .

Остается нерешенным вопрос: а как же сам Ставрогин оценивал свое положение, зная, какую роль уготовал ему Верховенский в будущей судьбе России? На этот вопрос можно ответить словами А.С. Аскольдова, который образно называет людей, типа Ставрогина, «бесцветная бледная немочь». Такие люди, обладая недюжинными способностями, не могут творчески преобразовать свою жизнь, а также изменить судьбу своих близких. В своем последнем письме к Дарье Павловне Николай Ставрогин пишет: «Я пробовал везде мою силу… Но к чему приложить эту силу - вот чего никогда не видел, не вижу и теперь… Я все так же, как и всегда прежде, могу пожелать сделать доброе дело и ощущаю от того удовольствие, рядом желаю и злого и тоже чувствую удовольствие. Но и то и другое чувство по-прежнему всегда слишком мелко, а очень никогда не бывает. Мои желания слишком несильны; руководить не могу…» . Потенциальную, нереализованную сущность этого человека, одинаково склонную и к добру и к злу, интуитивно чувствовал Верховенский, стремясь обольстить его идеалами революционного гуманизма и направить тем самым по пути безнравственного, злого формирования. Несомненно, если бы это удалось Петру Степановичу, Николай стал бы сильным и непреклонным лидером, создателем нового политического мировоззрения, основных его идеологических принципов, творцом революционных методов, деятельное воплощение которых стало бы компетенцией Петра Верховенского. Лиза и Дарья Павловна, напротив, стремились увидеть в Ставрогине доброго, но несчастного человека, предлагая для его нравственного совершенствования не только собственное тело, как Лиза, но и свою жизнь, как Дарья Павловна. Образ Николая Всеволодовича как «бледной немочи», внутренний мир которого наполнен страданием, утратившим смысл, «порождает уныние, один из смертных грехов. Оно прямой путь к небытию. Существо, впавшее в уныние, обыкновенно стремится покончить с собой путем повешения» , - писал Н.О. Лосский. Так и случилось.

достоевский герой роман бесы

Литература

  • 1. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции// Цит. по: Антихрист. Антология. - М., 1995.
  • 2. Бахтин М.М. Идея в творчестве Ф.М. Достоевского. - М.,. 2003.
  • 3. Достоевский Ф.М. Бесы. - М., 2005.
  • 4. Лосский Н.О. О природе сатанинской (по Достоевскому)// Цит. по: Антихрист. Антология. - М., 1995.
  • 5. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории// Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. М.: МЫСЛЬ. 1988.
  • 6. Askoldov, S.A. Religious meaning of Russian revolution // Antichrist. Anthology. 1995.
  • 7. Bahtin, M.M. Idea in Dostoevsky F.M. work. Moscow. 2003.
  • 8. Dostoevsky, F.M. Demons. Moscow. 2005.
  • 9. Lossky, N.O. About demon nature (by Dostoevsky)// Antichrist. Anthology. 1995.
  • 10. Soloviev, V.S. Three conversations about war, progress and the world history end // Collected works in two volumes / Volume 2. Moscow: Idea. 1988.