Памяти Ф.М. Достоевского


Эйнштейн зачитывался Достоевским, Фрейд с ним спорил, Набоков - ненавидел. Режиссер Акира Куросава сделал японцем князя Мышкина – и японцы влюбились в книги великого писателя. Поговаривали, что портрет Достоевского висел в кабинете у Гитлера, а «главный пропагандист» Рейха Йозеф Геббельс
зачитывался романами этого русского писателя, как и у него на Родине. Сегодня Достоевский – один из самых цитируемых и один из самых переводимых русских писателей в мире.

Альберт Эйнштейн о Достоевском

Великий ученый отзывался о Достоевском едва ли не восторженнее, чем многие писатели. Казалось бы, знаменитый физик должен был в числе своих кумиров в первую очередь назвать предшествовавших ему ученых. Но Эйнштейн заявил: «Достоевский дал мне много, необычайно много, больше Гаусса». Работы Гаусса помогли Эйнштейну разработать математическую основу теории относительности. Возможно, философия Достоевского натолкнула физика на идеи, которые он использовал в своих работах.


Эйнштейн говорил, что ощущение высшего счастья ему дают произведения искусства. Для того, чтобы уловить это ощущение, понять величие произведения ему не нужно быть искусствоведом или литературоведом. Он признавался: «Ведь все равно все подобные исследования никогда не проникнут в ядро такого творения, как „Братья Карамазовы"». В переписке с физиком Паулем Эренфестом Эйнштейн называл «Братьев Карамазовых» «самой пронзительной книгой», которая попадала ему в руки.

Фридрих Ницше: философ, учившийся у Достоевского

Знаменитый философ говорил, что знакомство с творчеством Достоевского «принадлежит к самым счастливым открытиям» в его жизни. Он считал Достоевского гением, созвучным его мировоззрению, «единственным психологом», у которого ему было, чему научиться.
Особенно Ницше восхищался «Записками из подполья». Он писал, что при чтении этой книги в нем «сразу же заговорил инстинкт родства».


Однако, восхищаясь, Ницше свидетельствовал, что у Достоевского ему не близок «русский пессимизм» и даже называл писателя поборником «морали рабов», а многие выводы писателя – противоречащими его «потаенным инстинктам».

Франц Кафка – «кровный родственник» Достоевского

Еще один сумрачный автор, почувствовавший «родство» с Достоевским. Кафка писал любимой женщине Фелиции Бауэр, что русский писатель – один из четырех авторов в мире, с которым он чувствует «кровное родство». Правда, в письме он пытался убедить Фелицию, что не создан для семейной жизни. Ведь из четырех упомянутых им писателей (Достоевский, Клейст, Флобер, Грильпарцер) женился только Достоевский.


Отрывки из романа «Подросток» Кафка с восторгом читал другу Максу Броду. Тот в воспоминаниях отмечал, что именно пятая глава романа во многом предопределила своеобразный стиль Кафки.

«Отец психоанализа» не ограничился упоминаниями Достоевского. Он написал о нем целую работу – «Достоевский и отцеубийство». Фрейда интересовали не столько художественные достоинства романов русского классика, сколько его идеи. Как писателя Фрейд ставил Достоевского в один ряд с Шекспиром, называя «Братьев Карамазовых» величайшим романом из написанных в мире. И шедевр в шедевре – «Легенда о Великом Инквизиторе» из этого же романа, «одно из высочайших достижений мировой литературы».


Но как моралист, Достоевский-мыслитель, по оценке Фрейда, сильно уступает Достоевскому-писателю. Фрейд подчеркивал, что Достоевский мог стать «Учителем и Освободителем» людей, но предпочел присоединиться «к их тюремщикам».

Выдающийся японский режиссер сделал Достоевского культовым среди японцев. Его фильм «Идиот» переносит действие романа в Японию – и демонстрирует, что поднятые Достоевским проблемы актуальны для всех народов и культур.


Куросава признавался, что Достоевского он любил с детства за то, что тот честно писал о жизни. Писатель привлекал режиссера особым состраданием к людям, участием, добротой. Куросава даже заявлял, что Достоевский превзошел «границы человеческого», и что есть в нем «черта божеская». Сам режиссер разделял взгляды писателя и из всех его героев особенно выделял Мышкина. Поэтому фильм «Идиот» он называл в числе своих самых любимых творений. Как говорил Куросава, делать этот фильм было нелегко – Достоевский как будто стоял у него за спиной.


Режиссер, отдавший своей задумке много сил, даже заболел вскоре после окончания работы. Но он ценил фильм как попытку передать «дух» Достоевского и донести его до японских зрителей. Куросаве это удалось – ни на одну работу он не получал столько откликов.

Во многом благодаря Куросаве японцы полюбили русского классика. В 1975 г. известный японский критик Кэнъити Мацумото написал, что Достоевским японцы одержимы. Сейчас в Японии – очередной «бум» Достоевского: так, в 2007 г. вышел новый перевод «Братьев Карамазовых» и немедленно стал бестселлером.

Эрнест Хемингуэй: как уважать Достоевского и не любить его книги


Перу этого писателя принадлежат едва ли не самые противоречивые оценки Достоевского. В романе «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэй посвятил разговору о Достоевском целый эпизод.

Хемингуэй, как и большинство известных зарубежных деятелей, читал романы в переводе. Так, Америке «вкус к Достоевскому» привила переводчица Констанс Гарнетт. Ходила даже шутка, что американцы любят не русскую классику, а Констанс.


Герой Хемингуэя, имеющий автобиографическую основу, признавался, что даже «облагороженный» перевод не спасает стиль романов: «как может человек писать так плохо, так невероятно плохо». Но при этом идея, дух остаются – тексты невероятно сильно воздействуют на читателя.

Но перечитывать Достоевского, несмотря на сильное воздействие, Хемингуэй отказался. Он описывал некое путешествие, в котором у него с собой была книга «Преступление и наказание». Но он предпочел заниматься немецким языком, читать газеты, только бы не браться за великий роман. Однако «Братья Карамазовы» все равно вошли в список самых важных для Хемингуэя книг.

В жизни самого писателя была его болезненная история любви - .

Сегодня мир празднует день рождения одного из величайших писателей в истории человечества. 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский. Его "великое пятикнижие" - "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Подросток" и "Бесы" - хорошо известно каждому образованному человеку.

Интересно, что в этот же день, только столетием позже (1922) родился выдающийся американский классик Курт Воннегут , считавший, что в "Братьях Карамазовых" можно найти "все, что нужно знать о жизни". Однако литературное наследие Федора Михайловича, конечно, отнюдь не исчерпывается "пятикнижием". Менее известные произведения выдающегося исследователя человеческих причуд являются неотъемлемой частью его творчества, и в них читатель может узнать много нового и неожиданного не только об авторе и окружавшем его мире, но и - как это и должно быть при чтении такой литературы - о самом себе. Сайт "РГ" решил вспомнить несколько важных произведений из библиографии Достоевского, которые современный читатель нередко незаслуженно обходит стороной (монументальный сборник "Дневник писателя" предлагаем также оставить за скобками - он требует отдельного разговора).

1. "Бедные люди", роман, 1846

Достоевский написал всего восемь романов, пять из которых и составляют "великое пятикнижие". Но и оставшиеся три определенно входят в разряд необходимой для прочтения литературы. Первое в этом жанре произведение Достоевского, только становившегося тогда самостоятельным автором, было написано в эпистолярной форме. Достоевскому приписывают фразу "все мы вышли из "Шинели" Гоголя". Как бы то ни было, влияние Николая Васильевича на Федора Михайловича - особенно раннего - очевидно. И известная фигура "маленького человека" стала главной темой в первой крупной работе Достоевского. Эта вызывающая у читателя небывалую щемящую тоску книга спровоцировала в 1846 году настоящий ажиотаж и сразу привлекла внимание к молодому автору в среде писателей и публицистов. Критики уже тогда отметили "психологическую" направленность Достоевского (противопоставляя ее "социальности" Гоголя, что, впрочем, не всегда справедливо). А ведь это было только начало!

2. "Униженные и оскорбленные", роман, 1861

Следующий роман Достоевский написал только спустя 15 лет, уже вернувшись из ссылки. Здесь уже отчетливо видны ставшие впоследствии известными черты творчества писателя. Жуткий надрыв, который вызывает этот роман, созвучен с чувствами, возникающими при чтении "Идиота" - а это каждый раз очень тяжелый (и полезный) психологический и эмоциональный опыт. В "Униженных и оскорбленных" нет такого градуса перманентной истерики, который Достоевский мастерски поддерживает в "Идиоте", но страшная болезненность, характерная для отношений персонажей книг великого психолога, пронизывает все произведение.

3. "Игрок", роман, 1866

Третья крупная работа, не включенная критиками в "пятикнижие" - "Игрок". Впрочем, нельзя сказать, что этот роман испытывает недостаток внимания со стороны читателей. Все-таки тема азарта российской публике всегда была близка и интересна. История создания произведения анекдотична - "Игрок" был написан вдрызг проигравшимся Достоевским для того, чтобы покрыть долги. И хотя автору от читателя трудно было укрыть, что книга писалась в спешке и для выполнения срочного контракта, описание психологии азартного игрока самим же азартным игроком, обладающим литературным даром и проницательностью Достоевского - настоящее сокровище.

4. "Двойник", повесть, 1846

Ранняя повесть молодого Достоевского смогла вызвать одобрение у самих Тургенева и Белинского, а это, конечно, в то время было лучшим пропуском в литературную среду. Здесь особенно видна ориентация Федора Михайловича в ранние годы на творчество Гоголя. Легкий сюрреализм, к которому Достоевский прибегал не так уж часто, раскрывает мрачные глубины страхов и амбиций мелкого чиновничества. Гротескная атмосфера и соответствующий финал - неслучайно повесть произвела впечатление на современную ему литературную элиту.

5. "Неточка Незванова", повесть, 1848

Одно из самых странных и необычных произведений Достоевского планировалось как роман. В итоге получилась повесть, но впечатление, несмотря на незаконченность, она все равно производит колоссальное. С небывалой даже для Федора Михайловича откровенностью вскрываются механизмы и природа "аберраций сознания" персонажей, а интенсивность, с которой они наносят друг другу моральные увечья, не может не пугать.

6. "Белые ночи", повесть, 1848

Еще одна душераздирающая повесть мастера, отличающаяся в целом не характерной для Федора Михайловича сентиментальностью. Поэтический образ мечтателя, обнаруживающего к концу книги неожиданный для такого характера стоицизм, вызывает сочувствие, родственное бескорыстному состраданию, которое испытывает он сам. Атмосфера тихих белых ночей имперского Петербурга, во время которых разворачивается драма, оказывает настолько завораживающее действие, что экранизировать небольшую повесть в XX веке взялись несколько кинодеятелей. Прекрасный фильм выдающегося режиссера Лукино Висконти (который, однако, перенес декорации в родную Италию) - лучшее признание повести.

7. "Записки из Мертвого дома", повесть, 1860

Повесть "Записки из Мертвого дома", имеющая черты автобиографии, представляет собой интереснейший документ, описывающий быт и нравы преступников, которых в Российской империи ссылали в Сибирь. Типажи, о которых читатель узнает из книги, Достоевский привез из ссылки. Рассказанные со свойственной писателю любовью к деталям при его проницательности зарисовки действительно переоценить невозможно.

8. "Записки из подполья", повесть, 1864

"Записки из подполья" входят в число произведений Достоевского, с которыми следует познакомиться сразу после прочтения "великого пятикнижия". Недаром эту повесть называют "прологом" к нему и считают предвестницей экзистенциализма. Проблема "подполья", в которое загоняет себя рефлексирующий петербургский чиновник, остается актуальной и понятной многим из наших современников. Рефлексия и бездействие как результат экзистенциального отчаяния провоцируют упадочничество, и здесь уже возникает опасность привычки к жестокости и полноценного морального уродства - и, что самое страшное, сам персонаж это все, разумеется, прекрасно понимает. Настоящая "достоевщина" начинается именно здесь. Уже спустя два года появилось "Преступление и наказание".

9. "Чужая жена и муж под кроватью", рассказ, 1860

Интересно, что во время написания такой тяжелой книги как "Записки из Мертвого дома" Федор Михайлович обратился к своим ранним юмористическим зарисовкам, результатом чего стал презабавный рассказ "Чужая жена и муж под кроватью". Само название является типичным для водевилей того времени. А водевиль в творчестве Достоевского можно встретить, прямо скажем, нечасто. И как такое пропустить? Не оставили рассказ без внимания и советские киноделы, которые в 1984 году сняли его экранизацию с Олегом Табаковым в главной роли.

10. "Крокодил", рассказ, 1865

И, наконец, нельзя не вспомнить о таком необычном для Достоевского рассказе как "Крокодил". Неизвестно, читал ли его сумрачный сюрреалист Франц Кафка, родившийся через два года после смерти русского писателя, но не вспомнить о нем при чтении этого рассказа просто невозможно. Как и гоголевский "Нос", в подражание которому, очевидно, "Крокодил" и написан. А действие произведения насколько причудливо, настолько и просто: чиновник, проглоченный крокодилом целиком и оставшийся необъяснимым образом в живых, нелепо рассуждает об открывающихся перед ним благодаря этому происшествию карьерных перспективах. Здесь Федор Михайлович с особенной едкостью набрасывается на своих политических оппонентов из либерального лагеря - ехидства и желчи здесь куда больше, чем даже в другом его рассказе этой же направленности "Скверный анекдот".

Кто-то называет его пророком, мрачным философом, кто-то - злым гением. Сам он называл себя «дитя века, дитя неверия, сомнения». Много сказано о Достоевском как о писателе, его личность же окружена ореолом загадочности. Многогранная натура классика позволила ему оставить след на страницах истории, вдохновить миллионы людей всего мира. Его способность обнажать пороки, не отворачиваясь от них, сделала героев такими живыми, а произведения - полными душевных страданий. Погружение в мир Достоевского может быть болезненным, сложным, но оно рождает в людях что-то новое, это именно та литература, которая воспитывает. Достоевский - это явление, изучать которое нужно долго и вдумчиво. Краткая биография Федора Михайловича Достоевского, некоторые интересные факты из его жизни, творчество будут представлены вашему вниманию в статье.

Краткая биография в датах

Главная задача жизни, как писал Федор Михайлович Достоевский, заключается в том, чтобы «не уныть, не пасть», несмотря на все испытания, посланные свыше. А их на его долю выпало множество.

11 ноября 1821 года - появление на свет. Где родился Федор Михайлович Достоевский? Появился он на свет в нашей славной столице - Москве. Отец - штаб-лекарь Михаил Андреевич, семья верующая, благочестивая. Назвали именем деда.

Учиться мальчик начал с малого возраста под руководством родителей, уже к 10 годам неплохо знал историю России, читать учила мать. Религиозному воспитанию также уделялось внимание: ежедневная молитва перед сном была семейной традицией.

В 1837 году умирает мать Федора Михайловича Мария, в 1839-м - отец Михаил.

1838 г. - Достоевский поступает в Главное инженерное училище Петербурга.

1841 г. - становится офицером.

1843 г. - зачислен в инженерный корпус. Учеба не радовала, была сильная тяга к литературе, первые творческие опыты писатель делал уже тогда.

1847 год - посещение пятниц Петрашевского.

23 апреля 1849-го - Достоевский Федор Михайлович арестован, заключен в Петропавловской крепости.

С января 1850 года по февраль 1854-го - Омская крепость, каторжные работы. Данный период оказал сильное влияние на творчество, мироощущение писателя.

1854-1859-й - период военной службы, город Семипалатинск.

1857-й - венчание с Марией Дмитриевной Исаевой.

7 июня 1862-го - первая поездка за границу, где Достоевский пребывает до октября. Надолго увлекся азартными играми.

1863-й - влюбленность, отношения с А. Сусловой.

1864-й - умирают жена писателя Мария, старший брат Михаил.

1867-й - женится на стенографистке А. Сниткиной.

До 1871-го много путешествуют вне России.

1877-й - проводит много времени с Некрасовым, затем произносит речь на его похоронах.

1881-й - Достоевский Федор Михайлович умирает, ему было 59 лет.

Биография подробно

Детство писателя Федора Михайловича Достоевского можно назвать благополучным: рожденный в дворянской семье в 1821 году, он получил отличное домашнее образование, воспитание. Родителям удалось привить любовь к языкам (латыни, французскому, немецкому), истории. После достижения 16 лет Федор был отправлен в частный пансион. Затем обучение продолжалось в военно-инженерном училище Петербурга. Интерес к литературе Достоевский проявлял уже тогда, посещал с братом литературные салоны, пробовал писать сам.

Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. Внутренний протест ищет выхода, Достоевский начинает знакомиться с социалистами, посещает кружок Петрашевского. Роман «Бедные люди» написан под влиянием идей того периода. Это произведение позволило писателю, наконец, закончить ненавистную инженерную службу и заняться литературой. Из никому неизвестного студента Достоевский стал успешным писателем, пока не вмешалась цензура.

В 1849 году идеи петрашевцев признаны вредными, членов кружка арестовывают, отсылают на каторгу. Примечательно, что приговор изначально был смертным, но последние 10 минут изменили его. Уже стоявших на эшафоте петрашевцев помиловали, ограничив наказание четырехлетними каторжными работами. Михаил Петрашевский был приговорен к пожизненной каторге. Достоевского отправили в Омск.

Биография Федора Михайловича Достоевского рассказывает, что отбывание срока давалось литератору тяжело. Он сравнивает то время с погребением заживо. Тяжелая однообразная работа вроде обжигания кирпича, отвратительные условия, холод подорвали здоровье Федора Михайловича, но и дали ему пищу для размышлений, новые идеи, темы для творчества.

После отбывания срока Достоевский служит в Семипалатинске, где единственной отрадой стала первая влюбленность - Мария Дмитриевна Исаева. Отношения эти были нежными, чем-то напоминающими отношения матери с сыном. Останавливало писателя от того, чтобы сделать женщине предложение, лишь наличие у нее мужа. Чуть позднее он скончался. В 1857 году Достоевский, наконец, добивается Марии Исаевой, они венчаются. После заключения брака отношения несколько изменились, сам литератор отзывается о них как о «несчастных».

1859 год - возвращение в Петербург. Достоевский снова пишет, с братом открывает журнал «Время». Брат Михаил ведет бизнес неумело, влезает в долги, погибает. Разбираться с долгами приходится Федору Михайловичу. Ему приходится писать быстро, чтобы получить возможность оплатить все накопленные задолженности. Но даже в такой спешке были созданы сложнейшие произведения Федора Михайловича Достоевского.

В 1860 году Достоевский влюбляется в молодую Аполлинарию Суслову, совсем не похожую на жену Марию. Отношения сложились также иные - страстные, яркие, длились три года. Тогда же увлекается Федор Михайлович игрой в рулетку, много проигрывает. Этот период жизни нашел отражение в романе «Игрок».

1864 год унес жизни брата и жены. В писателе Федоре Михайловиче Достоевском будто что-то сломалось. Отношения с Сусловой сходят на нет, писатель чувствует себя потерянным, одиноким в мире. Он пытается бежать от самого себя за границу, отвлечься, но тоска не оставляет. Учащаются эпилептические припадки. Таким Достоевского узнала и полюбила Анна Сниткина, молодая стенографистка. Мужчина поделился с девушкой историей своей жизни, ему нужно было выговориться. Постепенно они сблизились, хотя разница в возрасте составляла 24 года. Анна приняла предложение Достоевского выйти за него искренне, ведь Федор Михайлович вызывал в ней самые светлые, восторженные чувства. Брак был воспринят негативно обществом, приемным сыном Достоевского Павлом. Молодожены уезжают в Германию.

Отношения со Сниткиной повлияли на писателя благотворно: он избавился от пристрастия к рулетке, стал спокойнее. В 1868 году рождается Софья, но умирает через три месяца. После сложного периода общих переживаний Анна и Федор Михайлович продолжают попытки зачать ребенка. Им это удается: рождаются Любовь (1869 год), Федор (1871 г.) и Алексей (1875 г.). Алексей унаследовал от отца болезнь, умер в возрасте трех лет. Жена стала для Федора Михайловича поддержкой и опорой, душевной отдушиной. Кроме того, она помогла улучшить финансовое положение. Семья переезжает в Старую Руссу, чтобы сбежать от нервной жизни в Петербурге. Благодаря Анне, мудрой не по годам девушке, Федор Михайлович становится счастлив, хотя бы ненадолго. Здесь они проводят время счастливо и безмятежно, пока здоровье Достоевского не вынуждает их вернуться в столицу.

В 1881 году писатель умирает.

Кнут или пряник: как Федор Михайлович воспитывал детей

Непререкаемость авторитета отца была основой воспитания Достоевского, которая перешла и в его собственную семью. Порядочность, ответственность - эти качества писателю удалось вложить в своих детей. Пусть они не выросли такими же гениями, как отец, некоторая тяга к литературе существовала в каждом из них.

Писатель считал главнейшими ошибками воспитания:

Преступлением против ребенка он называл подавление индивидуальности, жестокость, облегчение жизни. Главным инструментом воспитания Достоевский считал не телесные наказания, а родительскую любовь. Сам он невероятно любил своих детей, сильно переживал их болезни и потери.

Важное место в жизни ребенка, как считал Федор Михайлович, должно отводиться духовному свету, религии. Справедливо полагал писатель, что ребенок всегда берет пример с семьи, где рожден. Воспитательные меры Достоевского основывались на интуиции.

Литературные вечера были доброй традицией в семье Федора Михайловича Достоевского. Эти вечерние чтения шедевров литературы были традиционными и в детстве самого автора. Зачастую дети Достоевского Федора Михайловича засыпали, не понимали ничего из читаемого, но он продолжал воспитание литературного вкуса. Часто писатель читал с таким чувством, что в процессе начинал плакать. Любил послушать, какое впечатление произвел тот или иной роман на детей.

Еще один воспитательный элемент - посещение театра. Предпочтение отдавалось опере.

Любовь Достоевская

Попытки стать писателем не увенчались успехом у Любови Федоровны. Может быть, причина была в том, что ее творчество всегда неизбежно сравнивали с гениальными романами отца, может быть, она писала не о том. В итоге главный труд ее жизни был описанием биографии отца.

Потерявшая его в 11 лет девочка очень боялась, что на том свете грехи Федора Михайловича не будут прощены. Она верила, что после смерти жизнь продолжается, но и здесь, на земле, нужно искать счастья. Оно заключалось для дочери Достоевского прежде всего в чистой совести.

Дожила Любовь Федоровна до 56 лет, последние несколько лет провела в солнечной Италии. Наверное, там она была более счастлива, чем на родине.

Федор Достоевский

Федор Федорович стал коннозаводчиком. Проявлять интерес к лошадям мальчик начал еще в детстве. Пытался создавать литературные произведения, но не сложилось. Был тщеславен, стремился достичь успеха в жизни, эти качества достались ему от деда. Федор Федорович если не был уверен, что сможет быть в чем-то первым, предпочитал этим не заниматься, настолько выражено было его самолюбие. Был нервным и замкнутым, расточительным, склонным к азарту, как отец.

Потерял отца Федор в 9 лет, но тот успел вложить в него лучшие качества. Воспитание отца сильно помогло ему в жизни, он получил хорошее образование. В своем деле он добился большого успеха, возможно, потому что любил то, чем занимается.

Творческий путь в датах

Начало творческого пути Достоевского было ярким, он писал во многих жанрах.

Жанры раннего периода творчества Федора Михайловича Достоевского:

  • юмористический рассказ;
  • физиологический очерк;
  • трагикомический рассказ;
  • святочный рассказ;
  • повесть;
  • роман.

В 1840-1841 годах - создание исторических драм «Мария Стюарт», «Борис Годунов».

1844-й - перевод «Евгении Гранде» Бальзака напечатан.

1845-й - закончена повесть «Бедные люди», познакомился с Белинским, Некрасовым.

1846-й - вышел «Петербургский сборник», напечатаны «Бедные люди».

В феврале напечатан «Двойник», в октябре - «Господин Прохарчин».

В 1847 году Достоевский пишет «Хозяйку», печатается в «Санкт-Петербургских ведомостях».

В декабре 1848-го написаны «Белые ночи», в 1849-м - «Неточка Незванова».

1854-1859-й - служба в Семипалатинске, «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

В 1860 году в «Русском мире» напечатан фрагмент «Записок мертвого дома». Вышло первое собрание сочинений.

1861-й - начало издания журнала «Время», печать части романа «Униженные и оскорбленные», «Записок из мертвого дома».

В 1863-м созданы «Зимние заметки о летних впечатлениях».

Май этого же года - закрыт журнал «Время».

1864 год - начало издания журнала «Эпоха». «Записки из подполья».

1865-й — «Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже» печатают в «Крокодиле».

1866-й - написаны Федором Михайловичем Достоевским «Преступление и наказание», «Игрок». Отъезд за границу с семьей. «Идиот».

В 1870 году Достоевский пишет повесть «Вечный муж».

1871-1872 гг. - «Бесы».

1875-й - печать «Подростка» в «Отечественных записках».

1876-й - возобновление деятельности «Дневника писателя».

С 1879-го по 1880-й написаны «Братья Карамазовы».

Места в Петербурге

Город хранит дух писателя, многие книги Федора Михайловича Достоевского были написаны именно здесь.

  1. В Инженерном Михайловском замке Достоевский учился.
  2. Серапинская гостиница на Московском проспекте стала местом жительства писателя в 1837 году, здесь он жил, впервые в жизни увидев Петербург.
  3. «Бедные люди» были написаны в доме почт-директора Пряничникова.
  4. «Господин Прохарчин» был создан в доме Кохендерфера на Казанской улице.
  5. В доходном доме Солошича на Васильевском острове Федор Михайлович жил в 1840-е годы.
  6. Доходный дом Котомина познакомил Достоевского с Петрашевским.
  7. На Вознесенском проспекте писатель жил во время ареста, написал «Белые ночи», «Честный вор» и другие рассказы.
  8. «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные» были написаны на 3-й Красноармейской улице.
  9. В доме А. Астафьевой жил писатель в 1861-1863 году.
  10. В доме Струбинского на Греческом проспекте - с 1875-го по 1878 год.

Символизм Достоевского

Анализировать книги Федора Михайловича Достоевского можно бесконечно, находя новые и новые символы. Достоевский владел искусством проникнуть в суть вещей, их душу. Именно благодаря возможности разгадывать эти символы один за другим путешествие по страницам романов становится таким увлекательным.

  • Топор.

Этот символ несет в себе смертоносный смысл, являясь своеобразной эмблемой творчества Достоевского. Топор символизирует убийство, преступление, решительный отчаянный шаг, переломный момент. Если человек произносит слово «топор», скорее всего, первое, что ему придет на ум - «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

  • Чистое белье.

Появление его в романах происходит в определенные похожие моменты, что позволяет говорить о символичности. Например, Раскольникову совершить убийство мешала вывешивающая чистое белье служанка. Похожая ситуация была у Ивана Карамазова. Символично не столько само белье, сколько его цвет - белый, обозначающий чистоту, правильность, непорочность.

  • Запахи.

Достаточно пробежаться глазами по любому из романов Достоевского, чтобы понять, как важны для него запахи. Один из них, встречающийся чаще других, - запах тлетворного духа.

  • Серебряный заклад.

Один из важнейших символов. Серебряный футляр для папирос был сделан вовсе не из серебра. Появляется мотив ложности, поддельности, подозрительности. Раскольников, сделав из дерева папиросочницу, похожую на серебряную, будто уже совершил обман, преступление.

  • Звон медного колокольчика.

Символ играет предупреждающую роль. Небольшая деталь заставляет читателя почувствовать настроение героя, представить события ярче. Мелкие предметы наделяются странными, необычными чертами, подчеркивая исключительность обстоятельств.

  • Дерево и железо.

В романах много вещей из этих материалов, каждый из них несет определенный смысл. Если дерево символизирует человека, жертву, телесные муки, то железо - преступление, убийство, зло.

Напоследок хотелось бы отметить некоторые интересные факты из жизни Федора Михайловича Достоевского.

  1. Больше всего написал Достоевский в последние 10 лет жизни.
  2. Достоевский любил секс, пользовался услугами проституток, даже будучи в браке.
  3. Лучшим психологом Достоевского называл Ницше.
  4. Много курил, любил крепкий чай.
  5. Ревновал своих женщин к каждому столбу, запрещал даже улыбаться прилюдно.
  6. Чаще работал ночью.
  7. Герой романа «Идиот» является автопортретом писателя.
  8. Есть много фильмов-экранизаций произведений Достоевского, а также посвященных ему.
  9. Первый ребенок появился у Федора Михайловича в 46 лет.
  10. Леонардо Ди Каприо тоже празднует день рождения 11 ноября.
  11. На похороны писателя пришло более 30000 человек.
  12. Зигмунд Фрейд считал роман «Братья Карамазовы» Достоевского величайшим из когда-либо написанных.

Представляем также вашему вниманию известные цитаты Федора Михайловича Достоевского:

  1. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
  2. Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.
  3. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
  4. Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
  5. Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
  6. Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
  7. Жизнь задыхается без цели.
  8. Перестать читать книги — значит перестать мыслить.
  9. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
  10. В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Заключение

Итогом жизни каждого человека становятся его деяния. Федор Михайлович Достоевский (годы жизни - 1821-1881 гг.) оставил после себя гениальные романы, прожив сравнительно недолгую жизнь. Кто знает, родились бы эти романы, если бы жизнь автора была легкой, без препятствий и невзгод? Достоевский, которого знают и любят, невозможен без страданий, душевных метаний, внутреннего преодоления. Именно они делают произведения такими настоящими.

Взаимоотношения между писателями непременно сложны и давно стали притчей во языцех. Это, по выражению Гребенщикова, «поэты торчат на чужих номерах, но сами давно звонят лишь друг другу, обсуждая, насколько прекрасен наш круг». Писатели более замкнуты и склонны к уединению вплоть до затворничества. Но от обсуждения друг друга – как правило, заочного и зачастую нелицеприятного – отнюдь не отказываются. В конце концов, имеет ведь Достоевский право высказать своё мнение о том или ином писателе? Разумеется, имеет, что он и делает не только в публицистических заметках, но и прямо в художественных произведениях. Правда, прямых указаний мы в них вряд ли найдём, однако критики и исследователи давно всё нашли до нас.

Тургенев

Острого обсуждения в романах Фёдора Михайловича удостоился Тургенев. Последний в произведениях Достоевского выступает едва ли не как сегодня Никас Сафронов в среде художников: мастерство, безусловно, есть, но пафос и самомнение зашкаливают до неприличия, равно как и ценники за заказы. Примечательно, что героиня романа «Дворянское гнездо» Варвара Павловна Лаврецкая, увлекавшаяся французскими романами, всем прочим писателям предпочитала Поль де Кока. А мы помним, как к нему относится Достоевский.

Но всё это только «наводки», а вот если и не прямые указания, то, по крайней мере, весьма прозрачные намёки. В «Бесах» Достоевский приводит пассаж о «великих писателях»:

«Как многие из наших великих писателей (а у нас очень много великих писателей), он не выдерживал похвал и тотчас же начинал слабеть, несмотря на своё остроумие. Но я думаю, что это простительно. Говорят, один из наших Шекспиров прямо так и брякнул в частном разговоре, что «дескать, нам, великим людям , иначе и нельзя» и т. д., да ещё и не заметил того» (8, 438).

В комментарии (8, 461) к данному фрагменту поясняется, что речь идёт о том, как Тургенев приснился Некрасову: «Намёк на Тургенева, который опубликовал в «Северной пчеле» (1862, 10 декабря) личное письмо к нему Некрасова, писавшего, что «в последнее время несколько ночей» Тургенев ему «снился во сне». На этот инцидент откликнулся Салтыков-Щедрин в анонимной заметке «Литературная подпись» («Современник», 1863, № 1 – 2), упомянув о случае, когда «один литератор печатно заявил, что он «так велик, что его даже во сне видит другой литератор»»» (8, 461).

Да, писательская тусовка во все времена является известным террариумом. Но тем и интересны возникающие «диспуты» и заочные выяснения отношений, что добавляют в них соли. Отчего спустя поколения эпоха ощущается «смачной» и живой. Недаром настоящий опус называется «Живой Достоевский», ведь он жив во всех своих проявлениях, в том числе во взаимоотношении с другими представителями писательского цеха.

Чехов

В рамках исследования невозможно сколько бы то ни было полно осветить взаимовлияние Достоевского и других писателей. Да и я не специалист, чтобы рассуждать о подобных вещах. Однако некоторые моменты буквально бросаются в глаза. И тот факт, что они носят подчас фрагментарный характер, напротив, только подчёркивает, как хорошо писатели были знакомы с произведениями друг друга. В некотором роде это продолжение вышеназванной темы «я возьму своё там, где я увижу своё».

В случае с Чеховым просто невозможно не вспомнить историю с лошадиной фамилией. Да, «Овсов», многие её прекрасно помнят. Но речь в данном случае о том, что у Достоевского содержится практически заготовка для чеховского рассказа, которую Антону Павловичу осталось лишь наполнить и оживить конкретным содержанием.

В рассказе Фёдора Михайловича «Вечный муж» о главном герое Вельчанинове сообщается: «И что-то как будто начинало шевелиться в его воспоминаниях, или какое-нибудь известное, но вдруг почему-то забытое слово, которое из всех сил стараешься припомнить; знаешь его очень хорошо – и знаешь про то, что знаешь его; знаешь, что именно оно означает, около того ходишь; но вот никак не хочет слово припомниться, как ни бейся над ним!» (12, 325).

Лично мне как-то автоматически вспоминается чеховская лошадиная фамилия. И ведь учёные уже установили, в чём повинны синапсы и нейромедиаторы в подобных ситуациях, а живые примеры всегда, как своя рубашка, ближе к телу.

Пушкин

Логично и закономерно было бы поместить Александра Сергеевича в самое начало списка, но уж слишком прямолинейным оказался переход от Поль де Кока к Тургеневу. Они как в пазы мозаики вошли, настолько рядомположенными оказались в восприятии Достоевского.

Что касается Пушкина, который, как известно, «наше всё», то он уже во время Фёдора Михайловича выступал именно в этой роли. Достоевский никогда не скрывал своего восхищения Пушкиным, причём видел в нём не только гениального поэта, но и глубочайшего мыслителя. 8 июня (по старому стилю) 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности Достоевский даже выступил со специальной «Речью о Пушкине», которая была опубликована 1 августа в «Дневнике писателя».

В своей речи Фёдор Михайлович провёл тезис о том, что Пушкин не есть только русский гений – его талант есть явление универсальное, всемирное. В нём выразилось преодоление национальных литературных традиций и, как следствие, – разговор на всех языках культуры : стихи об английской жизни словно бы взяты из английских средневековых песен и зарисовок, в кавказских фрагментах звучит настоящий горец, в стихах о Балканах слышны песни родственных славянских народов.

В Пушкине Достоевский видел поэта целого мира. Да, он гордость России! Но при этом он столь глубоко проник в мироощущение и традиции других народов, что его стихи понятны всем без исключения. И в этом смысле Пушкин и есть всемирный поэт.

В «Речи о Пушкине» поражает глубина проникновения Достоевского в произведения Александра Сергеевича. Он прослеживает внутреннее развитие его героев, их мотивы, вскрывает их суть. Чего стоит потрясающее по глубине наблюдательности замечание о «Евгении Онегине»: «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным».

Так что были бы Пушкин и Достоевский чуть большими современниками, мы бы вполне могли изучать знаменитый роман в стихах «Татьяна Ларина».

Сологуб

В своё время на меня чрезвычайно сильное впечатление произвёл роман «Мелкий бес» Фёдора Сологуба. Параллель с «Бесами» напрашивается сама собой, только у последнего бесовщина мелкая, провинциальная. Однако и сумасшествие, и поджоги, и убийства – всё это есть у обоих Фёдоров. Впрочем, читая «Мелкого беса» впервые, на многие детали я не обращал внимания. Как вдруг они начали вспыхивать в памяти, когда я вновь принялся за «Бесов» в рамках своего марафона чтения Достоевского.

Помнится, я долго не мог осознать некоторые понятия в тексте Сологуба. Недотыкомки, фалалеи – в комментариях к роману всё это объяснялось некими диковинными диалектизмами, почти что провинциализмами. Достоевский, мне кажется, на такие пояснения отреагировал бы словами своего героя: «Провинциал уже по натуре своей, кажется, должен бы быть психологом и сердцеведом. Вот почему я иногда искренно удивлялся, весьма часто встречая в провинции вместо психологов и сердцеведов чрезвычайно много ослов» (2, 57). Впрочем, речь не о провинции, и тем более никого не хочется оскорблять – может быть, так, к слову пришлось.

По существу же я хотел сказать о том, что именно у Достоевского встречается самый настоящий Фалалей. И пишется он совершенно правильно с заглавной буквы, поскольку это его имя – это трагикомический персонаж из «Села Степанчикова и его обитателей». У Фёдора Михайловича он отрисован слабоумным дворовым, над которым многие потешаются по причине различных нелепых ситуаций, в которые он попадает. У Сологуба, в соответствии с «мелкостью» бесовщины, он опускается до прописной – фалалей. В значении: шут, паяц, добровольный юродивый.

Интересно в скобках заметить, что главного героя в экранизации «Мелкого беса» и брата Достоевского Михаила Михайловича в минисериале «Достоевский» сыграл один и тот же актёр – Сергей Тарамаев.

Венедикт Ерофеев

Удивительным образом Фалалей из «Села Степанчикова» пересекается также с ироничным персонажем из поэмы Венечки Ерофеева «Москва – Петушки». Помнится, в вагоне у него ехал дядя Митрич со слабоумным племянником, который прыскал слюной по диагонали от подбородка к лопатке с трещиной через весь подстаканник, ну или как-то так, в соответствии со сложившимися в русской литературе канонами абсурдизма.

Предположу, что и Ерофеев, наравне с Сологубом, черпал вдохновение в произведениях Достоевского, а ведь между ними не менее полувека времени. И если моя гипотеза верна, то к Достоевскому, как к источнику, припадает не одно поколение как читателей, так и писателей. Некоторые из них «берут своё там, где находят своё» настолько активно, что кажется, будто они первые изобретатели того или иного афоризма.

Горький

«Человек создан для счастья, как птица для полёта» – это аксиома известна со школьной скамьи. По крайней мере, советской, не уверен, проходят ли Горького в современной школе. Сегодня больше в ходу схожие высказывания далай-ламы: цель человеческой жизни – в счастье. (На практике данная идея нашла отражение в Саудовской Аравии, где в нынешнем году создали – ни больше ни меньше – министерство счастья). Но подобная формулировка, даже с пояснениями, встречается в «Братьях Карамазовых».

В уста старца Зосимы Достоевский вложил следующие проникновенные слова: «Ибо для счастия созданы люди, и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: «Я выполнил завет Божий на сей земле». Все праведные, все святые мученики были все счастливы» (11, 64). Так что именно Фёдору Михайловичу принадлежит формулировка этого, можно сказать, универсального закона человеческого бытия. А ещё отлично заметно влияние Достоевского… на Акунина!

Акунин

Казалось бы, Акунин, современный мастер слова, чужд пространных предложений Достоевского. Чхартишвили под японским прикрытием выражается на отточенном, более свойственном сегодняшней публицистике языке. Его фразы хлёстки и лаконичны. С годами Григорий Шалвович едва ли не в совершенстве освоил принципы построения сюжета. Каждая его книга – образец драматического произведения, в котором остановиться в конце главы очень сложно – хочется сразу же начать новую. Основанные на богатом фактическом материале, все его романы содержательны, увлекательны и поучительны ровно в той мере, чтобы не пересекать границу морализаторства.

Лично я, читая двенадцатитомник Достоевского, набросал список книг, которые хотел бы прочесть после окончания своеобразной «миссии». Среди «вставших» в очередь Гёте, Приста, Хеллера, Перека, конечно же, числился и Акунин. Приключения Фандорина я дочитал до «Чёрного города» и в ожидании новой книги принялся за «Смерть на брудершафт». Но в процессе чтения Достоевского я бы ни за что не поверил, что Фёдор Михайлович повлиял на Акунина, пока не дошёл до «Братьев Карамазовых». Чтобы не быть пустословным, приведу отрывок из «мальчишеской» линии романа, в котором обсуждается возможность подмены потерявшейся собаки на другую, очень похожую:

«– Ах, нельзя ли бы так, – приостановился вдруг Смуров, – ведь Илюша говорит, что Жучка тоже была лохматая и тоже такая же седая, дымчатая, как и Перезвон, – нельзя ли сказать, что это та самая Жучка и есть, он может быть и поверит?

– Школьник, гнушайся лжи, это раз; даже для доброго дела, два» (12, 18).

Слышите? Да ведь это же чистый Эраст Петрович: гнушайся лжи, это р-раз; даже для д-доброго дела, два. Только без заиканий. Прочтя приведённый отрывок, я даже заметку сформулировал как «акунинский стиль “Братьев Карамазовых”», хотя, конечно, такое возможно лишь в обратной перспективе.

Да, Борис Акунин перенял многие стилистические решения от Достоевского, это чувствуется особенно ярко после прочтения «Братьев Карамазовых». И дело здесь не в одной только стилизации, а в живом последовании от зерна к зерну, в котором ростком выступает литературный плод. Здоровая преемственность – это то, что так радует, поскольку подтверждает здоровое национальное единство в веках.

Конечно, слабая начитанность и скудость познаний не позволяют мне проследить влияние классика на других авторов. Но важнее то, что раз уж Достоевский, как источник, питает многих писателей после себя вплоть до настоящего времени, то как же иначе можно сказать о Фёдоре Михайловиче, кроме как что он действительно живой! Достоевский и сам отдавал себе ясный отчёт, что истинная жизнь кроется в чём-то неуловимом, но что обязательно преодолевает и превосходит все идеи и концепции, которые мы можем выстроить о живой жизни.

Фёдор Михайлович Достоевский - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, творчество которого знают и изучают на уроках литературы во всем мире. Фёдор Михайлович оказал огромное влияние на развитие литературы всего мира и духовного развития человечества в целом.

В его произведениях персонажи нередко живут как бы сами по себе, не подчиняясь закону причины-следствия или движению повествования в целом. А автор не описывает, а лишь сопереживает трагедии героев. За это его прозвали самым глубоко нравственным писателем, настоящим «психологом пера» и исследователем человеческой души.

Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
- Протестую! - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!
© Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Мы выбрали 25 выдающихся цитат великого мыслителя о счастье, любви и жизни:

  1. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни .
  2. Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
  3. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
  4. Счастье не в счастье, а лишь в его достижении .
  5. Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
  6. Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
  7. Жизнь задыхается без цели.
  8. Перестать читать книги - значит перестать мыслить .
  9. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
  10. В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.
  11. Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
  12. Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
  13. Человек он умный, но чтоб умно поступать - одного ума мало .
  14. Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
  15. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
  16. Тут нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.
  17. Душа исцеляется рядом с детьми.
  18. Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
  19. Мир спасёт красота.
  20. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
  21. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.
  22. Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
  23. Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой .
  24. Человек, умеющий обнимать – хороший человек.
  25. Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.