"Вишневый сад": анализ произведения Чехова, образы героев. Чеховский "вишневый сад" Что говорит о вишневом саде раневская

>Характеристики героев Вишнёвый сад

Характеристика героя Раневская

Эта героиня привыкла к роскоши, и не умеет себе ни в чем отказывать. Даже когда дело доходит до спасения дома детства, она не может пойти против своего жизненного уклада. Новоиспеченный купец Лопахин предлагает ей на месте сада разбить дачные участки и сдавать их в аренду, чтобы выплатить долги по имению. Таким образом, ей удастся сохранить отчий дом. Но она и ее брат Гаев выступают против этой идеи. Они считают сдачу дачных участков в аренду пошлым, да и вишневый сад не хотят срубать. Этот сад ей дорог не только детскими воспоминаниями, а как символ родины и дворянства.

До последнего она не верит, что ее могут лишить вишневого сада, все надеется на помощь родственников. Порой ей кажется, что все образуется само собой. Однако судьба распоряжается иначе. Во время торгов сам Лопахин выкупает их имение с садом. Теперь ее ничего не держит на родине, и убитая горем она возвращается в Париж. Персонаж Раневской вобрал в себя черты истинного русского дворянства, которому в первую очередь были присущи родовые традиции.

«Вишневый сад» - последнее произведение А. П. Чехова, которое завершило его творческую биографию, его идейные и художественные искания. В этой пьесе воплотились выработанные писателем новые стилевые принципы, новые приемы построения сюжета и композиции.

Приступив к работе над пьесой в марте 1903 года, Чехов уже в октябре посылает ее в Художественный театр, на сцене которого 17 января 1904 года и состоялось первое представление «Вишневого сада». Премьера спектакля совпала с пребыванием писателя в Москве, с днем его именин и рождения, и актеры театра устроили торжественное чествование своего любимого драматурга.

Рассмотрим один из главных образов пьесы – образ Раневской.

Действие пьесы, как сообщает автор в первой же ремарке, происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Это настоящее «дворянское гнездо», с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи».

Вишневый сад является в пьесе символическим образом. Он объединяет очень разных героев, у каждого из которых свое представление о нем. Но вишневый сади разъединит всех героев в конце пьесы.

Вишневый сад как прекрасный дом для Раневской существует лишь в ее прекрасном прошлом. С ним связана память о детстве, о молодости.

Раневская появляется в своем доме, где она не была пять лет. И это ее последнее, прощальное посещение Родины. Героиня приезжает из-за границы, от человека, который обворовал ее, но которого она все еще очень любит. Дома Раневская думала найти успокоение. Сама природа в пьесе как бы напоминает ей о необходимости духовного обновления, о красоте, о счастье человеческой жизни.

Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В вишневом саду – «белые массы цветов», поют скворцы, над садом блестит голубое небо. Природа готовится к обновлению – и в душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую, светлую жизнь: «Весь, весь белый! О сад мой! После темной несчастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя. Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»

Но прошлое не дает себя забыть, так как сама Раневская живет чувством прошлого. Она создание дворянской культуры, которая на глазах исчезает из настоящего, остается лишь в воспоминаниях. На место ей заступает новый класс, новые люди – нарождающиеся буржуа, дельцы, готовые на все ради денег. И Раневская, и сад беззащитны перед угрозой гибели и разорения. Когда Лопахин предлагает ей единственно реальное средство спасти дом, Раневская отвечает: «Дачи и дачники – это так пошло, прости».

Получается, что, с одной стороны, Раневская не хочет вырубать сад, так как это символ ее счастливой молодости, ее чаяний, надежд. Да, к тому же, сад весной просто великолепен в своем цвету – жалко рубить такую красоту из-за каких-то дач. Но, с другой стороны, автор показывает нам равнодушие Раневской и к судьбе вишневого сада, и к судьбе близких людей. Все ее душевные силы, энергию поглотила любовная страсть, которая поработила постепенно волю этой женщины, заглушила ее природную отзывчивость на радости и беды окружающих людей.

Подчеркивая чувство равнодушия Раневской, Чехов показывает нам отношение героини к телеграммам из Парижа. Это отношение находится в прямой зависимости от степени угрозы, нависшей над садом. В первом действии, пока говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав». Во втором действии уже известен покупатель – Раневская читает и рвет телеграмму. В третьем действии состоялись торги – она признается, что решила уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее. В Париже Раневская собирается жить на деньги, которые бабушка прислала на покупку имения.

Героиня совершенно забыла все обиды, причиненные ей бывшим возлюбленным. В России она бросает всех на произвол судьбы. Варя, приемная дочь Раневской, вынуждена пойти в экономки к Рагулиным. Любовь Андреевну совершенно не заботит ее судьба, хотя она и сделала попытку выдать Варю замуж за Лопахина. Но эта попытка оказалась неудачной.

Раневская непрактична, эгоистична, безалаберна. Она забывает о Фирсе, слуге, который проработал у них всю жизнь. Она не устраивает жизнь дочерей – ни Ани, ни Вари, забывая о них в пылу своей страсти. Неизвестно, по какой прихоти, Раневская устраивает бал, в то время, как в городе идут торги, хотя она сама понимает всю неуместность происходящего: «И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати… Ну, ничего… (Садится и тихо плачет)».

Но, в то же время, героиня добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Она всем готова помочь, готова отдать последние деньги. Так, Раневская отдает пьянице последний золотой. Но в этом видна и ее непрактичность. Она знает, что дома Варя всех кормит молочным супом, а слуг – горохом. Но такая уж натура у этой героини.

Образ Раневской очень противоречив, нельзя сказать, хорошая она или плохая. В пьесе этот образ не расценивается однозначно, так как это живой, сложный и противоречивый характер.

«Вишневый сад» - одно из самых популярных и известных произведений, написанных Антоном Павловичем Чеховым. Оно отражает множество негативных социально-исторических явлений государственного строя того времени, таких, как моральное оскудение и деградация дворянства, зарождение капитализма, и вместе с этим появление нового класса - буржуазии. И как ни печально это звучит, но главной темой произведения стала судьба всей России, которая и ассоциируется с вишневым садом. Перед читателем встает со страниц история жизни людей царской Руси, которая неизменным путем шла к перерождению.

Характеристика: Любовь Раневская («Вишневый сад»)

В этой пьесе Раневская и ее брат Гаев являются представителями прошлого, Лопахин - настоящего, Аня и Трофим - будущего.

Все события произведения происходят в имении Любови Андреевны Раневской, где большие земельные угодья занимает вишневый сад. Все продается из-за многочисленных долгов хозяйки. Она вернулась из-за границы домой как раз к весне, когда весь сад стоит в белом цвету, поют игриво скворцы, небо сине-голубое. Природа обновляется, и вместе с ней Раневскую окутывают надежды на новую и счастливую жизнь. Она восхищенно любуется: «Весь, весь белый! О, сад мой!».

Для будущего владельца, купца Лопахина, этот вишневый сад - не только объект выгодной сделки, но и нечто большее. Он говорит, что прекраснее этого имения он ничего больше не встречал, ведь его дед был здесь крепостным.

Портретная характеристика Раневской из «Вишневого сада»

Если взяться за описание художественного портрета главной героини, то перед нами встает образ, который с первого взгляда покажется очень милым и привлекательным. Раневская действительно очень искренне и трогательно радуется, веселится, а иногда и всплакнет при воспоминаниях о детстве или о сыне, который погиб.

Какой же была на самом деле Раневская? «Вишневый сад» (характеристика героини в том числе) буквально сразу же, всего лишь в нескольких штрихах дает понять всю легкомысленность ее натуры. Она ведет себя уж слишком наиграно, поэтому сразу можно усомниться в искренности ее переживаний.

Она постоянно вскакивает и ходит, сильно взволнованная, говорит, что не может пережить этой радости, при этом целует шкаф и говорит: «Смейтесь надо мной, я глупая…».

Характеристика Раневской («Вишневый сад») говорит о том, что она самокритичная и достаточно умная, но привыкшая жить за чужой счет. Она уже не в силах ничего в себе изменить, поэтому стала рабой обстоятельств, капризов и негодного человека, обобравшего ее.

Сама Раневская понимает, что она транжирка, которая быстро и бессмысленно спускает деньги, в то время как ее приемная дочь Варя кормит домочадцев молочным супом, а старикам на кухне дают один горох.

Любовь

Разбирая далее затронутую нами тему, а именно «Раневская («Вишневый сад»): характеристика героини», отметим, что Любовь Андреевна сначала не обращает никакого внимания на телеграммы из Парижа от ее ухажера и даже рвет их, пока не узнает имя покупателя ее имения. А потом она бросает на произвол судьбы всех (и своих девочек, Аню и Варю тоже) и с последними деньгами уезжает в Париж. В этом городе она собралась жить за те средства, которые бабушка Ани прислала на покупку имения. Все понимают, что их ей хватит ненадолго.

Такое поведение якобы оправдывает то, что во всем виновата ее любовь к человеку бесчестному. Но вряд ли это высокое чувство, наоборот, в этом есть что-то низменное, отталкивающее, даже где-то смешное.

Лопахин

Далее характеристика Раневской («Вишневый сад») указывает на то, что она эгоистична и очень непрактична, да она и сама о себе говорит, что она ниже любви. Однако в ней есть что-то очень женственное, легкое и притягательное, она мила, добра и отзывчива. Но постепенно все это вместе с чувством прекрасного угасает.

Лопахин искренне относится к Раневской, он сочувствует ей и разделяет ее увлеченность необыкновенной красотой вишневого сада, и все потому, что он очень чувствительный и мягкий человек.

Невосполнимая утрата

Однако Раневской не суждено спасти дорогой для ее сердца сад, так как в ней нет той коммерческой жилки и она не сможет его опять сделать доходным, каким он был почти полвека назад. Этот факт подчеркивает ее реплика «…Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!».

В итоге Раневская продает вишневый сад и ту красоту, которая не может защитить сама себя. И поэтому все должно исчезнуть, а вместе с этим безвозвратно уходит нечто очень важное и сокровенное.

Таким же беспомощным выглядит и ее брат Гаев, который только в собственных глазах остался в высшей степени аристократом. Лопахина он практически не замечает и считает его хамом, которого надо поставить на место.

Заключение

Однако какой бы ни была характеристика Раневской, «Вишневый сад» Чехов задумал именно как комедию, и, возможно, именно театральная и режиссерская постановка слишком сгустили краски. Кто знает?! А может к жизни нужно относиться так же беззаботно, легко и весело, как это делала главная героиня?

А. П. Чехов ненавидел ложь, лицемерие и глупость, а потому считал, что люди, которые обладают такими качествами, не способны на доброту и милосердие, их удел — жестокость. И, несмотря на трагическое положение героев пьесы «Вишневый сад», проблеск нравственности в книге все же есть. Однако жестокости все-таки больше.

  1. (Скрытая жестокость, жестокость – эгоизм и равнодушие) Порой внешняя любезность маскирует холодную и жестокую натуру. К примеру, Любовь Раневская пряталась за собственной ширмой «роскоши» тогда, когда средств едва хватало на существование. В последний день перед торгами она организовала пышный прием, лишь бы гости не сомневались в ее гостеприимстве и щедрости. Сохраняя прекрасные манеры, женщина хладнокровно и эгоистично бросила на самотек судьбу поместья, которое могло бы стать приданым для ее дочерей. Но героиня думала только о собственном благополучии, тогда как от её жестокости страдали бедные дети, которых она бросила на попечение «дяденьки». Любовь Андреевна не только позволила себе потерять родовое гнездо, но и бездумно растрачивала все семейные деньги на содержание любовника и веселую заграничную жизнь. Будущее дочерей мать не беспокоило, она жила здесь и сейчас только для себя. Но при этом героиня изображала нежность, заботу и даже ностальгию по детству, как будто семья для нее что-то значила. Подобное отношение к близким людям – верх жестокости, воплощенной в благопристойном эгоизме. Однако Раневская скрывала свое истинное лицо под аристократическими ужимками, поэтому ее жестокость никто не замечал.
  2. (Доброта не приносит счастья) Пока обитатели дома заняты никому ненужными проблемами, Ермолай Лопахин занят тем, что обдумывает план по их «спасению». Он предлагает единственный разумный вариант – разделить сад на дачные участки и сдавать их в аренду, погашая долги. Однако его предложение игнорируют. В основе его поведения, несомненно, лежит добродушие по отношению к «друзьям», которым он искренне готов помочь, пусть и преследуя личные цели. Несмотря на его захватнический инстинкт и грубость обхождения, герой является искренним, добрым и миролюбивым человеком, страдающим от психологического неравенства с бывшими господами. На протяжении всей пьесы он пытался сделать предложение приемной дочери Раневской, но так и не отважился на это, ведь, несмотря на богатство и успех, он не считал себя ровней барышне. Хотя его предложение было бы благодеянием для нее, ведь без роскошного приданого и хорошей родословной она не могла найти мужа. Однако все его добрые намерения разбиваются об непонимание со стороны окружающих. Они не приносят ему счастья, о чем он неоднократно говорит сам в беседах с другими героями.
  3. (Какими качествами обладает добрый человек?) Светлое «создание», которое обладает добрыми намерениями и помыслами — это Аня, героиня пьесы «Вишневый сад». Она искренне верит в то, что вместо прежнего участка можно посадить ещё более красивый и плодородный сад. Девушка никому не желает зла, в ее будущем саду есть место каждому человеку, независимо от его социального статуса и дохода. Там людей судят по иным критериям – по уму, благородству и способностям. Думая о прекрасном будущем, героиня учится добродетелям в настоящем времени. Она не судит мать за ее расточительство и порочность, а дядю – за его эгоизм и неумение жить в материальном мире. Аня рассчитывает на себя и не перекладывает ответственность за свою жизнь на других людей. Но самое главное ее достоинство – это желание заботиться об интересах всего общества. Именно поэтому Аня может считаться добрым человеком, так как она желает счастья не одной лишь себе, а всему имению. Таким образом, доброта предполагает развитие таких качеств, как чуткость, такт, справедливость и умение заботиться о других людях.
  4. (Почему человек становится жестоким?) Причины появления жестокости коренятся в происхождении человека. Например, герой пьесы «Вишневый сад» был потомком крепостного крестьянина, который выкупил себя и свою семью. Лопахин унаследовал упорство и хозяйственность своего предка, а также его практический ум. Все эти качества – отличное наследство, которое вывело мужчину в люди. Но вместе с ним он получил и комплекс плебея. Лопахин по-прежнему не был ровней господам, потому что в его душе клокотало бесправие праотцов. Вместе с ним ожили и старые обиды. Покупка дома и сада стала его личной местью дворянам, которые веками считали его предков ниже себя. Чехов не зря показал его пороки, которые он стал приобретать после покупки имения. Жесткость для Лопахина — зло приобретённое, оно сломило его чуткую душу, когда желание поквитаться с бывшими хозяевами жизни стало преобладать над любовью к барышне и стремлением помочь Раневской. Становясь владельцем вишневого сада, он меняется, становится жестким и бестактным. В нем просыпается жажда власти, поэтому он вырубает вишни, не дожидаясь отъезда бывших владельцев. В поведении Лопахина сквозит вековая обида крестьян, которые, наконец, смогут отыграться на тех, кто помыкал ими все эти годы. В нем заложена сословная ненависть, обусловленная обострением социального неравенства.

В чем причины общего неблагополучия, характе­ризующего состояние героев, общей атмосферы в пьесе «Вишневый сад»?

В центре произведения борьба за будущее вишнево­го сада, части имения Гаевых. Вишневый сад символи­чески воплощает красоту уходящей жизни, прошлого, всей меняющейся родины. Прежние его хозяева лише­ны каких-то броских недостатков, социальное обличе­ние не является стихией Чехова, любящего полутона, недосказанность. Раневскую все любят, в том числе и Лопахин. Гаев – бездельник и пустослов, но в общем совершенно безобидный, добродушный человек. Чехов сочувствует этим героям. Пронзительна сцена, когда брат и сестра, оставшись одни, плачут об ушедшей молодости, быстротечной жизни.

Удивляет равнодушие, глухота к голосу времени Ра­невской и Гаева. Они не то что не могут понять резонов предложений Лопахина для спасения имения, они как бы не хотят ничего об этом слышать. Аристократизм сделал героев привлекательными глубинной культурой, вызывающей уважение гордостью, увядающей красо той, но в современных условиях он оборачивается равнодушием и нечуткостью, отъединенностью от иных людей. Раневская представить не может, скорее всего, не догадывается даже, что Лопахин ее любит. Этот выходец из крепостных достоин лишь самых общих, хотя и до­брых, культурных чувств. Раневская относится к нему, как гуманный, хороший барин к «человеку» (слуге). Отчего бы, например, и не облагодетельствовать хорошего человека, женив его на собственной воспитаннице? Ни чувства Вари, ни желания Лопахина для нее недоступны, потому что всерьез думать о ком-то ином, переживать глубоко и искренне она не умеет, не привыкла.

Лопахин по своей социальной роли мог бы занять место типичного хозяина новой жизни, капиталистического дельца новой формации. Но у Чехова отсутствуют резкие психологические краски, лобовые конфликт­ные столкновения. Лопахин недолго радуется тому, что он, потомок крепостных, купил имение, в котором его предков на конюшне секли. Чувства уныния и грусти у этого рефлексирующего, типично русского купца пода­вляют иные. Имение остается, а красота уходит из его жизни навсегда. «Хозяин жизни» страстно желает ее скорейшего изменения: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Писатель придавал особое значе­ние этому герою пьесы, считал, что актеры должны по­казать его умным, тонким, глубоко чувствующим. Чув­ство недоумения, ощущение общего неблагополучия всей жизни, испытываемое этим персонажем, является важнейшим в «Вишневом саде».

Есть ли будущее у вишневого сада, возродится ли он? Этот вопрос традиционно связывают с фигурами молодых героев пьесы Пети Трофимова, Ани. Их аб­страктные мечты о светлом, радостном будущем роди­ны вызывают сочувствие. Но Аня слишком молода, не­опытна. А личность Пети не вызывает уважения у окру­жающих, он «вечный студент», «облезлый барин», нет в герое воли, потенциальной способности к делу.

Звук лопнувшей струны, который, по замыслу авто­ра, должен венчать действие, символизирует историче­скую паузу, ощущение безбытности и бездомности, неукорененности в жизни, безвременья, охватившие всех героев пьесы.