Новодевичий монастырь: история и архитектура. Новодевичий монастырь Врачевание в Антониевом монастыре

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое - с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.
Чеботарная башня.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Вид на часовню Прохоровых и колокольню

Сама колокольня

Смоленский собор

Покровская надвратная церковь

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время - ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П.Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.



Успенская церковь с трапезной палатой



И по сей день в Новодевичьем монастыре соседствуют музейные экспозиции и действующая обитель. Кто-то приходит помолиться, а кто-то - полюбоваться памятниками старины. Есть же любители посетить "Софьинскую башню" - то есть, Напрудную, которая носит также название Софьиной, в память о царевне Софье, которую держали взаперти в караулке при башне. После некоего сюжета на телевидении, посвященного чудодейственной силе башни, народная молва Софью превратила в святую (чего церковь никогда не делала), и к башне началось паломничество. Одни просто притрагиваются к стене башни, другие пишут свои пожелания прямо на штукатурке. Пользы башне это не приносит, сотрудники музея собираются в скором времени ее уже реставрировать.
Та самая башенка...

Прогуляемся у прудика?)



Новодевичий монастырь основан в 1524 году Великим князем московским Василием III в память о возвращении города Смоленска в состав русских земель. Назывался монастырь «Пречистой Одигитрии Новым Девичьим».

В монастырь поступали представительницы царских и знатных боярских родов жены, дочери, вдовы и сестры. За стенами монастыря доживали свой век жена Василия Шуйского царица Мария Петровна, супруга царя Федора Ивановича Ирина Годунова. Ее брат Борис Годунов оставался с сестрой в монастыре до своего избрания на русский престол. Позднее обитель стала приютом для первой жены Петра I Евдокии Лопухиной и его сестер Екатерины, Евдокии и Софьи.

На протяжении веков Новодевичий монастырь считался самым богатым в Москве и во всей России. Поступавшие в него знатные особы жертвовали, драгоценностями, деньгами золотом и серебром.

В Отечественную войну 1812 года, после захвата французской армией Новодевичий монастырь едва не погиб. В нем была размещена на постой французская армия, перед уходом из Москвы они заложили под Смоленский собор, колокольню и другие здания монастыря бочки с порохом, но сожженным монастырь не был, когда французы подожгли его и ушли, монахини успели погасить не разгоревшийся огонь.

В 1922 году монастырь был закрыт, монахини были изгнаны из обители и здесь был открыт «Музей раскрепощения женщины», а в 1926 году преобразован в Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1934 году он был передан Историческому музею в качестве филиала. С 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.

Известен монастырь своим кладбищем и старым некрополем, где покоятся герой войны 1812 года Д.В. Давыдов, генерал А.А. Брусилов, историки С.М. Соловьев, М.П. Погодин, философ В.С. Соловьев. Также здесь погребены автор Вишневого сада русский писатель А.П. Чехов и классик русской литературы Н.В. Гоголь.

В наши дни Новодевичий монастырь является православной святыней, художественно-историческим музеем и объектом всемирного культурного наследия признанным ЮНЕСКО.

Архитектурный ансамбль

Главным архитектурным шедевром Новодевичьего монастыря является старейший Смоленский собор – пяти купольный храм на высоком подклете, окружённый крытой галереей, возведенный в 1524-1525 годах. Историки утверждают, что архитектором пятиглавого храма был итальянец Алевиз Фрязин построивший его по образу Успенского собора Московского Кремля.

В Смоленском соборе сохранилась уникальная роспись созданная живописцами, которые работали над обустройством построек, храмов Кремля. В старинном храме находится список Смоленской иконы Божией Матери, а в 1648 году в храм был помещен еще один список – Иверской иконы Божией Матери принесенный со святой горы Афон. В подклете собора сохранилась усыпальница XVI-XVIII вв.

В западной стороне монастыря находится красивейшая Успенская церковь с примыкающей к ней трапезной, построенной во второй половине XVII века (1685-1687 гг.). Справой стороны от трапезной расположены палаты Ирины Годуновой с примыкающей к ней церкви Амвросия Медиоланского кон. XVI- нач. XVII вв.

В ансамбль Новодевичьего монастыря также входят: надвратная церковь Покрова Божией Матери (1683-1688 гг. южные ворота монастыря), надвратная церковь Преображения Господня с пятью золотыми куполами построенная в стиле «нарышкинского» барокко (1687-1689 гг. северные ворота монастыря).

В этом же стиле в 1689-1690 годах была возведена 72-метровая пятиярусная колокольня, возвышающаяся над монастырем. У основания в нижнем ярусе колокольни располагается церковь Варлаама и Иоасафа, в среднем ярусе церковь апостола Иоанна Богослова. Сохранились колокола XVII века работы Ф. Моторина и М. Ладыгина. Стены с зубцами и с 12-ю башнями, увенчанными ажурными коронами были возведены в период XVI-XVII вв.

Новодевичий монастырь был основан царем Василием III в 1524 году - в память о возвращении в состав русских земель города Смоленска. Отсюда и второе название монастыря - Богородице-смоленский.
Царь молился перед походом иконе Смоленской Божьей Матери и дал обет, что если Смоленск будет взят, он построит новый монастырь под Москвой. Правда уже после взятия Смоленска, у царя возникла и иная потребность в монастыре, он решил упрятать туда свою бездетную жену. В конечном итоге, жена царя окончила свои дни в другом монастыре, в Суздале; у царя Василия от новой жены родился сын Иван, известный нам, как Грозный; а новый монастырь на протяжении пары столетий видел множество царских дочерей и жен, насильно постриженных в монашки.
Но не будем стоять у ворот, а зайдем в них. :-)

Чтобы попасть в монастырь, нужно пройти под воротами, над которыми возвышается Преображенская надвратная церковь. 1687-1688 гг.

Новодевичий монастырь интересен еще и тем, что он изначально задумывался как крепость, прикрывающая Москву с опасного западного направления. И при этом это был женский монастырь.
Но как же могут женщины и солдаты находиться рядом? А никак.
Монашки жили внутри монастыря, а для солдат были под угловыми башнями устроены караульни.
Помещения эти не имели ни окон, ни дверей внутрь, поэтому солдаты и не видели монашек, и не могли к ним пройти. А вот когда враг приближался к монастырю, монашек эвакуировали в Вологду, а бравые солдатики занимали оборону внутри монастыря.
Вот как выглядит одна из таких караулен, расположенная при Никольской башне.
Как видите, окна в ней все же есть, но они появились уже существенно позже, когда монастырь потерял свое оборонное значение.

Как я уже сказала, в 16-17 веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Федора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царем Борисом. И именно сюда приходили честные люди просить Бориса на царство. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, и три ее сестры. Первая жена Петра Евдокия Лопухина также некоторое время была заточена в этот монастырь. И это еще не всех я перечислила.
Но, безусловно, самое главная веха в истории Новодевичьего монастыря связанна с именем царевны Софьи. Именно благодаря ей сложился ансамбль монастыря и принял современный вид.
Софья и до насильственного пострига жила здесь. Несмотря на то, что она была царицей, она была незамужней девушкой. А незамужняя девушка должна была жить либо у своих родственников, либо в монастыре. Из старших родственников у Софьи была лишь мачеха - мать Петра. Понятно, что жить с ней было чревато, и Софья принимает решение перебраться в Новодевичий монастырь. И начинает его отстраивать, превращая, по сути, в свою царскую резиденцию.
Посмотрите на украшения стены и Иринской башни. Ласточкины хвосты на стенах - прямая аналогия с Кремлем; короны на башне - символы царской власти.

Постепенно монастырь превращается из деревянного в каменный.
Если мы посмотрим на его планировку, то увидим крест.
В центре креста - Смоленский собор или собор иконы Смоленской Богоматери, построенный одновременно с основанием монастыря. Это монументальный пятиглавый храм с росписями 16 и 17 веков, с пятиярусным резным иконостасом и редкими иконами 17 века.
К сожалению, храм этот не отапливаемый, летний (и так было всегда), поэтому пока он закрыт и откроется только в конце мая, когда наступит по настоящему теплая погода.

С восточной стороны Смоленского собора Софья строит Успенскую церковь с трапезной палатой. 1685-1687 г.
Это храм, в котором служба идет круглый год, построен в стиле московского барокко.

Вот какое дивное дерево растет перед ним.

С северной стороны мы видим еще одно красное здание - это Покровская надвратная церковь. 1687-1688 гг. Если бы ворота под церковью были открыты, можно было бы попасть с территории монастыря на Новодевичье кладбище.

Южная оконечность креста - Преображенская надвратная церковь, которую мы уже видели снаружи. А теперь полюбуемся ей и изнутри:-)

И наконец, западная часть креста - Колокольня, также построена в стиле московского барокко. 1689-1690 гг. Раньше в первом ярусе колокольни располагалась церковь святых Варлаама и Иоасафа, а во втором церковь Иоанна Богослова. Но колокольне сохранились несколько колоколов XVI-XVII вв.
Давайте посмотрим на нее повнимательнее. Строители использовали при ее возведении два любопытных приема.
Во-первых, визуально кажется, что она сложена из красного кирпича, но если присмотреться, увидите, что кирпичи слишком мелкие - стены специально так разрисованы, что бы придать колокольне легкости и ажура.
Во-вторых, издалека кажется, что все ярусы колокольни одинаковой величины. Однако мы знаем, что чем больше от нас находится объект, тем меньше визуально он выглядит. Зодчие XVII в. учли этот эффект и для того, что бы создать иллюзию одинакового размера ярусов делали каждый следующих ярус существенно выше, чем предыдущий. Так последний ярус превышает первый в 1,5 раза. :-)

В монастыре еще много интересных зданий.
Вот, например, так называемые, палаты Лопухиной. 1687-1688. Софья строила эти палаты для одной из своих сестер, потом и сама какое-то время в них жила до пострига. А в последствии их занимала первая жена Петра I Евдокия. Сейчас это здание резиденция митрополите Крутицкого и Коломенского.
А мы можем полюбоваться на солнечные часы, которые по такой погоде все равно не работают.
Да, здание вообще-то трехэтажное, но нижний, служебный этаж уже давно погрузился в землю.

А вот в этой караульне при Напрудной башне Петр держал свою сестру Софью. Некогда эта караульня была предназначена для начальников гарнизона и поэтому была теплой и самой комфортабельной.
Говорят, что именно под ее окнами и повесили стрельцов, что не совсем так, но к этому мы еще вернемся в другом посте.

А теперь посмотрим на Амвросиевскую церковь и прилегающие к ней трапезную и палаты Ирины Годуновой (XVI-XVII вв.). Ну, как ясно из названия, именно в них и жила вдова царя Федора Ивановича и ее брат Борис, который некоторое время отсюда правил царством.
Ныне в палатах и трапезной находится музей, филиал ГИМа, куда мы с вами заглянем в специальном посте.

Что у нас еще осталось?
Казначейские палаты конца XVII в.

Мариинские палаты. 1687-1688 гг.

Покровская и Чеботарная башня

Здание больницы конца XVII в., на котором висит мемориальная доска о том, что в этом здании жил выдающийся ученый, архитектор и реставратор Барановский П.Д.

А перед Смоленским собором стоит часовня Прохоровых начала XX в.

Ну, и напоследок пара карт-схем, поясняющих что, где и кому принадлежит.

Продолжение следует.

Ансамбль Новодевичьего монастыря - один из шедевров русского зодчества (стиль «московское барокко»), а его интерьеры, где хранятся ценные коллекции живописи и произведений декоративно-прикладного искусства, отличаются богатым внутренним убранством.

Монастырь расположен на юго-западе Москвы, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий монастырь на протяжении четырех столетий был свидетелем и участником важных исторических событий, связанных с именами Ивана IV Грозного, Бориса Годунова, царевны Софьи, Петра I. Архитектурный ансамбль монастыря сформировался к концу XVII в. и до сих пор остается одним из лучших в России. В главном, Смоленском соборе сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI столетия и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени. На территории монастыря похоронены представители боярских родов и царские родственницы, герой Отечественной войны 1812 года Д.В.Давыдов - писатель И.И.Лажечников, историк С.М. Соловьев и другие. Возникновение монастыря явилось следствием крупной военной и дипломатической победы России. Основатель монастыря великий князь Василий III, его сын Иван Грозный и другие цари, а также бояре проявляли большую заинтересованность в Новодевичьем монастыре, оказывая ему всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями его были, как правило, представительницы высшей феодальной знати. В их числе - члены семей Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I. Существующий ныне архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря начал складываться в XVI в., а дальнейшее развитие и завершение получил в 80-е годы XVII в. Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году во исполнение обета, данного князем по случаю покорения Смоленска и освобождения его от литовцев.

Первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина, отсюда полагают и наименование монастыря Девичий. Существует и другое предание, что на этом лугу татарские баскаки сбирали дань и отбирали из согнанных сюда прекрасных девушек тех прекраснейших, которых уводили в рабство в Орду. Отсюда прозвание поля Девичье, а по нему, будто бы, наименовался и монастырь. С первых же дней обитель предназначалась для монахинь из знатных боярских и княжеских родов. Все государи российские обогащали монастырь вотчинами и вкладами. Была традиция в день праздника иконы Одигитрии останавливаться государям шатрами под стенами монастыря, слушать службы, а после обедать в шатрах.

Монастырь был основан царем Василием III в 1524 году - в память о возвращении в состав русских земель города Смоленска. Отсюда и второе название монастыря - Богородице-смоленский.

В 16-17 веках Новодевичий монастырь стал местом пострижения женщин из царской семьи. В стенах монастыря жила вдова старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Сюда же после смерти царя Федора Ивановича удалилась его вдова Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, будущим царем Борисом. В Новодевичьем монастыре окончила свои дни сестра Петра I, царевна Софья, насильственно принявшая постриг. Первая жена императора Евдокия Лопухина также была заточена в монастырь.

Новодевичий монастырь неизменно пользовался покровительством русских самодержцев, владел обширными земельными угодьями. Монахини монастыря были, как правило, из высших слоев знати. В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии и приют для подкидышей-девочек.

С конца 18 века и до 1868 года Новодевичий монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных Земским судом за неверие.

Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале 20 века. В 1922 году монастырь закрыли, устроив здесь музей, который позже стал филиалом Государственного Исторического музея. Тем не менее с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. А в 1994 году здесь снова был учрежден женский монастырь. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

Еще в 16 веке на территории Новодевичьего монастыря было устроено кладбище, на котором хоронили представителей церковной и светской знати. В 19 веке на территории монастыря были похоронены герои Отечественной войны 1812 года, среди которых был гусар и поэт Денис Давыдов, декабристы С. Трубецкой и М. Муравьев-Апостол, а также известные деятели культуры, в том числе историк С. Соловьев и философ В. Соловьев.

May 6th, 2017 , 09:43 pm

В 1514 году после безуспешных попыток вернуть захваченный литовцами Смоленск, великий князь Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь». То ли мольба князя была услышана на небесах, то ли мощь осадной артиллерии напугала литовцев, но на следующий день гарнизон сдался на милость победителя. Князь не забыл свой обет и в 1524 году основал в излучине Москвы-реки Великую обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.




Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает - «Путеводительница», «Наставница». Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. На игуменство в Новый Девичий монастырь Великий князь призвал из Суздаля «благоговейную и благочинную схимонахиню» Покровского монастыря Елену (Девочкину), которую почитал за святость жития и верил в силу её молитв за княжеский род, вместе с которой прибыло 18 суздальских стариц.

В 1598 году на несколько месяцев монастырь стал царской резиденцией: сюда переселилась царица Ирина Фёдоровна Годунова, царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы. 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис Годунов принял избрание на царство. Во время царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь пользовался его особым расположением - был полностью обновлён Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи, «образы чудотворные обложены дорогим окладом с камением», для вдовствующей инокини-царевны были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Желая превратить монастырь в крепость-заставу Годунов возвёл каменные стены с зубцами, бойницами, галереями и множеством башен протяжённостью около 900 метров, высотой 13 метров и толщиной 3 метра. К каждой башне были пристроены караульные помещения для размещения до 350 стрельцов.

В XVII веке монастырь становится убежищем для царственных персон, ставших жертвами борьбы за русский престол и стратегическим объектом для различных военных и политических сил. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова началось восстановление монастыря, разорённого в Смутное время. В XVII - начале XVIII веков монастырю принадлежало 15 000 душ крепостных и более 150 000 десятин земли в 36 сёлах, разбросанных от Онеги до Нижней Волги.

С первых лет создания монастыря его насельницами становились знатные особы. При Петре I в монастырь была заточена царевна Софья Алексеевна, насильно постриженная в монахини после стрелецкого бунта. Позднее здесь жила опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина.

В 1812 году отступавшие из Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но, согласно легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведённые к пороховым погребам. В первые годы советской власти в монастыре запретили богослужения, в храмах расположился «Музей раскрепощения женщины», а с 1934 года Новодевичий монастырь стал филиалом Государственного Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны отношение властей к религии изменилось, в 1944-1945 годах открылись Преображенский надвратный и Успенский трапезный храм. В последующие десятилетия в этих старинных стенах уживались музейная и религиозная составляющие, а в 2010 году Новодевичий монастырь передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. В настоящее время ведутся реставрационные работы в палатах, на колокольне, башнях, крепостных стенах.

В центре Новодевичьего монастыря пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Он был построен по образцу Успенского собора в Кремле. В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» - колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов. В 1689-1690 годах возведена шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой 72 метра с чередованием ажурных и «глухих» ярусов, на момент постройки это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Крепостные стены и башни появились при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко ансамбль поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

Ансамбль состоит из десятков построек: Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери (1524-1525 или 1560-е годы), храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной (1685-1687 годы), трапезная при Успенском храме (1685-1687 годы), колокольня (1689-1690 годы), храм Спаса Преображения над северными воротами (1687-1689 годы), Лопухинские палаты (1687-1688 годы), храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (1683-1688 годы), Мариинские палаты, храм Святого Амвросия Медиоланского (конец XVI - начало XVII века), палаты царицы Ирины Годуновой (XVII век), Певческие палаты (1718-1726 годы), Казначейские палаты (конец XVII - начало XVIII века), Стрелецкая караульня при Напрудной башне (палаты царевны Софьи, XVII век), палаты царевны Евдокии (конец XVII - начало XVIII века), Филатьевское училище (1871-1878 годы), Больничные палаты (XVII век), Стрелецкая караульня при Никольской башне, Стрелецкая караульня при Чеботарной башне, Сетуньская стрелецкая караульня, Погребные палаты (конец XVII века), часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год), крепостные стены с двенадцатью башнями (конец XVII века).

Узнать больше: Н.Антушев. Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря. - Москва, 1885.
И.Г.Борисенко. Новодевичий монастырь. - Москва, 2003.
А.И.Власюк. Новодевичий монастырь. - Москва: Искусство, 1958.
А.А.Дельнов. Новодевичий некрополь и монастырь. Москва: Эксмо, 2006.


Новодевичий монастырь. 1997 год: https://pastvu.com/p/70698

Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери построен в 1524-1525 годах - это старейший храм Новодевичьего монастыря, проект приписывается работе либо Алевиза Нового, либо зодчего Нестора, который погиб при строительстве собора. До наших дней сохранились фрески 1526-1530 годов и иконостас 1683-1686 годов.

Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой (1685-1687 годы)


Колокольня высотой 72 метра построена в 1689-1690 годах предположительно Яковом Бухвостовым. Палаты царевны Евдокии при колокольне (конец XVII - начало XVIII века)


Храм Спаса Преображения над северными воротами (Преображенская надвратная церковь) возведён в 1687-1689 годах, опоясан балконом-гульбищем, это домовый храм митрополита Крутицкого и Коломенского


Лопухинские палаты примыкают к Преображенской церкви, они построены в 1687-1688 годах для царевны Екатерины Алексеевны, а называются по имени первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, которая недолго время здесь проживала. На фасаде сохранились старейшие в Москве солнечные часы.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы над южными воротами (Покровская надвратная церковь) возведён в 1683-1688 годах. Через ворота можно было пройти на Новодевичье кладбище, но они уже давно на замке.


Мариинские палаты примыкают к Покровской церкви, построены в 1683-1688 годах


Храм святого Амвросия Медиоланского (Амвросиевская церковь) изначально посвящался Иоанну Предтече, построен в конце XVI - начале XVII веков


Палаты царицы Ирины Годуновой вместе с трапезной находятся при Амвросиевской церкви, эти здания - из числа самых старых в монастыре


Певческие палаты построены в 1718-1726 годах как братские кельи, позднее здесь проживала наместница и монахини-певчие


Казначейские палаты возведены на рубеже XVII и XVIII веков в качестве игуменской кельи


Стрелецкая караульня (Палаты царевны Софьи) XVII века объединена с нижним ярусом Напрудной башни


Филатьевское училище (1871-1878 годы) построено на средства Н.Филатьевой для девочек-сирот разных сословий. Сейчас здесь Московское епархиальное управление.


Больничные палаты XVII века с мемориальной доской в память о реставраторе Петре Барановском


Сетуньская стрелецкая караульня


часовня-усыпальница Прохоровых (1911 год)


Мавзолей Волконских (первая половина XIX века)


Надгробный памятник герою Бородино, генералу Василию Тимофееву

После реконструкции территории 1930-х годов в монастырском некрополе осталось не более сотни надгробий. Здесь обрели последний приют царица Евдокия Лопухина, царевны, монахини, игуменьи. На надгробных памятниках высечены имена многих выдающихся граждан своего времени - героев Отечественной войны Дениса Давыдова и Дмитрия Волконского, генералов Дмитрия Милютина и Алексея Брусилова, литераторов Михаила Загоскина и Алексея Плещеева, философа Владимира Соловьёва. С южной стороны за крепостной стеной находится большое Новодевичье кладбище, но это уже другая история.



За пределами крепостных стен в 2016 году воссоздан храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Новодевичьего монастыря ко времени основания обители, то есть к 1525 году. Во время наполеоновского нашествия Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, а храм Усекновения взорван.


Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма Усекновения главы Иоанна Предтечи: «Храм всегда строится с молитвой, всегда строится во благо людей, с надеждой на то, что через молитву в храме люди будут жить более полной и счастливой жизнью. Храм - это всегда святыня, это место духовного успокоения людей, место их встречи с Господом. Дай Бог, чтобы в нашем Первопрестольном граде успешно продолжалось строительство новых храмов и чтобы по всей Руси продолжалось созидание храмов - везде, где в них есть потребность. И верим, что этот обновленный лик исторической Руси долгие-долгие годы - дай Бог, чтобы столетия - продолжал вдохновлять людей и помогал обращать им взор к небу».


У стен храма когда-то было кладбище, сейчас на этом месте сооружён кенотаф - надгробные памятники, под которыми нет останков.