Откуда выражение «бороться и искать, найти и не сдаваться»? «Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим») Невероятно, но факт.

», приключенческого романа об исследователях Севера, писатель Вениамин Каверин (1902 - 1989) стал известен на всю страну. Его книга, написанная в лучших традициях советского романтизма, выдержала более сотни переизданий и послужила основой для двух экранизаций, а придуманные им герои оказались кумирами детей и подростков.

Для Каверина, не самого известного участника группы «Серапионовы братья», ранее писавшего и фантастические, и реалистические произведения, такой успех, возможно, был неожиданным, однако голову писатель не потерял и за свое «высокое» положение не боялся. Именно он был первым, кто в печати упомянул о запрещенном романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита ». В 1958 году Каверин оказался едва ли не единственным обласканным властью романистом, который не поддержал травлю Бориса Пастернака, в 1965-м он подписал письмо в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского, а еще три года спустя объявил о разрыве с Константином Фединым , поскольку тот не опубликовал «Раковый корпус » Александра Солженицына.

Во многом Вениамин Каверин был похож на своего героя Саню Григорьева - человека честного, принципиального, влюбленного в жизнь и людей. Именно на этой любви и строится роман «Два капитана».

Мы отобрали 15 вдохновляющих цитат из знаменитой книги:

Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Бывают такие минуты, когда жизнь вдруг переходит на другую скорость - все начинает лететь, лететь и меняется быстрее, чем успеешь заметить.

Юность кончается не в один день - этот день не отметишь в календаре: «Сегодня кончилась моя юность». Она уходит незаметно - так незаметно, что с нею не успеваешь проститься.

За горем приходит радость, за разлукой - свидание. Все будет прекрасно, потому что сказки, в которые мы верили, еще живут на земле.

Небо меня не подведет. Вот за землю я не ручаюсь.

Если быть - так быть лучшим!

Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души.

Не так уж много на свете людей, без которых хотя и можно, но не очень хочется жить.

Страсть сама по себе счастье, и заглушать ее в себе, бороться с ней - что может быть глупее?

Любовь - это, в сущности, простейший способ познания мира и что подлинную сущность человека видит только тот, кто действительно любит. Кто писал о «музыке души»? Её-то и слышит тот, кто любит. А все другие слышат в лучшем случае гаммы, а то и уличный шум.

Устала я не от труда, а от борьбы с собственной душой. Не умею я применяться к жизни, все хочется приложить к ней свое, а это «свое», воспитанное в мечтах, слишком хрупко и разлетается на куски при первом же столкновении.

Когда работаешь целый день, разные невеселые мысли приходят и уходят: ничего не поделаешь - помещение занято.

Я легко забываю языки, а с языком теряешь душу народа.

«Дом» - это ведь не хозяйство, не «совместное квартирование», как ты говорил, даже не дети. «Дом» - это когда друг от друга ничего не скрывают.

Жизнь поворачивает туда и сюда и падает, пробиваясь, как подземная река в темноте, в тишине вечной ночи, и вдруг выходит на простор, к солнцу и свету, выходит, и оказывается, что ничто не пропадает даром!

А. Теннисон

Бороться и искать, найти и не сдаваться — последняя строчка опубликованного в 1842 году стихотворения «Уллис» английского поэта Альфреда Теннисона (1809-1892)

It may be that the gulfs will wash us down:
It may be we shall touch the Happy Isles,
And see the great Achilles, whom we knew.
Tho" much is taken, much abides; and tho"
We are not now that strength which in old days
Moved earth and heaven; that which we are, we are;
One equal temper of heroic hearts,
Made weak by time and fate, but strong in will
To strive, to seek, to find, and not to yield.

Увидим там великого Ахилла,
Которого мы знали. Многих нет,
Но многие доныне пребывают.
И нет в нас прежней силы давних дней,
Что колебала над землей и небо,
Но мы есть мы. Закал сердец бесстрашных,
Ослабленных и временем и роком,
Но сильных неослабленною волей
Искать, найти, дерзать, не уступать. (Перевод К. Д. Бальмонта)

До Островов Блаженных и увидим
Великого Ахилла (меж других
Знакомцев наших). Нет, не все ушло.
Пусть мы не те богатыри, что встарь
Притягивали землю к небесам,
Мы – это мы; пусть время и судьба
Нас подточили, но закал все тот же,
И тот же в сердце мужественный пыл –
Дерзать, искать, найти и не сдаваться! (Перевод Г. Кружкова)

В России фраза «бороться и искать, найти и не сдаваться» стала известна благодаря писателю В. Каверину, включившую её свой роман «Два капитана».

« Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца.
На высоте человеческого роста высечены следующие слова:
«Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.
Бороться и искать, найти и не сдаваться! »

Правда, в последней строке стихотворения To strive, to seek, to find, and not to yield глагола «бороться» нет, To strive — значит «стремиться», а «стремиться» и «бороться» не одно и тоже. Но борьба была символом жизни Советского Союза и его граждан, которые постоянно с чем-то, за что-то и против чего-то боролись: борьба за мир, за урожай, за качество, с врагами народа, с империализмом, с буржуями, космополитами, бездорожьем, разгильдяйством и бюрократизмом. Так что Каверина понять и простить можно.

«Уллис»

Стихотворению посвящено Одиссею, чьё имя в латинизированной форме звучит как Уллис. Одиссей — персонаж древнегреческой мифологии, участник Троянской войны, герой поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», отважный, хитроумный, непоседливый, удачливый путешественник.

Автор слов «бороться и искать, найти и не сдаваться»

Альфред Теннисон происходил из семьи священника. Получил домашнее образование, учился в Оксфорде, первый стихотворный сборник издал в 18 лет, в 21 год опубликовал второй… в Англии его стихотворения и поэмы были очень популярны. В 1884 году Теннисон из рук королевы Виктории принял рыцарский титул. Умер поэт 6 октября 1892 года, захоронен в Вестминстерском Аббатстве .

Ты иди, не сверни и не падай,
Упадешь — поднимись.
И будет тебе наградой
Цели заветной высь!
Евгений Карелов.


В этом году исполняется 115 лет со дня рождения советского писателя, драматурга и сценариста, лауреата Сталинской премии второй степени Вениамина Александровича Каверина (настоящая фамилияЗильбер ). Вениамин Каверин — автор около двух десятков романов и повестей, он писал рассказы, сказки, драматические произведения, эссе и литературоведческие статьи.

Книга писалась на протяжении шести лет, с 1938 по 1944 года. Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана » началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле».

Лобашёв рассказал Каверину о своём детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.

«Это была история мальчика, у которого было трудное детство и которого воспитало советское общество - люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце» (В. Каверин ).

Ещё одним прототипом главного героя стал военный лётчик-истребитель Самуил Клебано в, героически погибший в 1942 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства.

Образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока » под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна » под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес » с участием Владимира Русанова .

Экспедиция на шхуне «Св. Мария » в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны ». Внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым . Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова . Судьба персонажа романа штурмана «Св. Марии» Ивана Климова перекликается с подлинной судьбой штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова .

Кстати, девиз романа — слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться » — это заключительная строка из хрестоматийного стихотворения лорда Теннисона «Улисс» . Эта строка также выгравирована на кресте в память о погибшей экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервейшн.

Именно за роман «Два капитана» Вениамин Каверин был награждён Сталинской премией второй степени в 1946 году.

Роман выдержал более сотни переизданий, был переведен на многие иностранные языки, дважды экранизирован (1955 год - режиссер Владимир Венгеров ,1976 год - режиссер Евгений Карелов ). В 2001 году по мотивам романа был поставлен мюзикл «Норд-Ост ».

Героям романа «Два капитана » в 1995 году установлен памятник в родном городе автора, Пскове (выведен в книге под названием Энск).

18 апреля 2002 года в Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана ».

В 2003 году главная площадь города Полярный Мурманской области названа площадью Двух Капитанов. Именно отсюда отправились в плавание экспедиции Владимира Русанова и Георгия Брусилова .

«Мои капитаны»

Вениамин Каверин закончил писать книгу в 1944 году, а до меня она дошла спустя пятьдесят лет. Мне было одиннадцать, книга стояла на полке, абсолютно невзрачная, без ярких картинок, достаточно объемная... до сих пор не понимаю, что сподвигло меня взять ее в руки.

Скорее всего, все-таки не обошлось без подстрекательств со стороны мамы, которая всегда была моим главным «рулевым» в море книг. Как бы то ни было, книгу поначалу я взяла с неким сомнением, думала, полистаю немного и закрою. Начала читать... и утонула, провалилась, пропала. Не знаю, как еще объяснить то состояние, в которое меня погрузил этот роман.

Ни одна книга прежде не вызывала у меня таких эмоций и чувств: гнев, обида, сострадание, радость, воодушевление. Книга была прочитана стремительно. Я была буквально оглушена впечатлениями и в то же время ощущала какую-то тоску, пустоту, как будто меня лишили чего-то родного. И, недолго думая, я снова взялась за роман, на этот раз читая более вдумчиво, всматриваясь в характеры, анализируя поступки.

Не знаю, сколько раз я перечитывала «Двух капитанов », но некоторые фразы до сих пор отчетливо всплывают в памяти: «Палочки должны быть попиндикулярны» (уроки письма от Гаера Кулия ), «Третий лимон до дому донести не могу» (милейшую Нину Капитоновну я всегда мечтала видеть своей бабушкой), «больной Г., немота без глухоты» , «Монготимо Ястребиный коготь» , «Молю тебя об одном: не верь этому человеку!» (фраза из письма капитана Татаринова , сыгравшая роковую роль в жизни его семьи).

И, конечно же, я, как Саня Григорьев , пыталась выучить наизусть письма штурмана. Сейчас уже почти все забылось, но первые строки помню и сейчас: «Глубокоуважаемая Мария Васильевна! Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды...».

Герои книги учили меня терпению и выносливости, дружбе и верности. Но еще я поняла, что в жизни есть жестокость и предательство, ненависть и зависть. Меня настолько поразило противостояние Сани Григорьева и Михаила Ромашева («Ромашки»), что, когда нам в школе впервые дали задание написать реферат на любую тему, я посвятила его тому, что волновало меня на тот момент больше всего, назвав свою работу «История дружбы и предательства в романе Вениамина Каверина «Два капитана».

Меня пугал и отталкивал этот самый Ромашка, пугало то, что подлость и озлобленность могут скрываться за внешней порядочностью и вежливостью. Как хотелось закричать «Не верь ему!» , когда он рассказывал Кате о том, как пытался спасти Саню! И как ликовала я, читая сцену разоблачения Ромашова ! Да простит меня актер Юрий Богатырев , но я никак не могла избавиться от несколько предвзятого отношения к нему из-за, несомненно, блестящего исполнения им роли Ромашки .

Кстати, о фильме. В этом году отмечается сорок лет со дня премьеры шестисерийного фильма режиссера Евгения Карелова «Два капитана ». Лично для меня фильм стал вторым подарком после самой книги. Вообще, с экранизациями у многих читающих людей достаточно сложные отношения: очень редко экранное воплощение совпадает с тем, что они представляли и видели, читая то или иное произведение.

Но фильм Евгения Карелова стал для меня редким исключением, тем самым попаданием в самую точку. Это было то, что я хотела видеть. Благодаря тому, что фильм был снят в нескольких сериях, он достаточно полно воспроизводил сюжет книги. Были, конечно, некоторые отличия, но для меня они особого значения не имели, а в одном моменте я была бы даже рада оставить именно вариант экранизации: в отличие от книги, в фильме сестра Сани не умирает после родов, а благополучно рожает и уезжает с маленьким сыном в эвакуацию.

И, конечно, огромную роль в фильме играет музыка талантливейшего композитора Евгения Птичкина . Увертюра и финальная песня, написанная на слова режиссера Евгения Карелова , сами по себе вызывают целую гамму эмоций.

Не имея в то время возможности скачивать музыку из Интернета, я ставила вплотную к телевизору маленький магнитофон «Легенда » и, дождавшись нужного момента, включала запись. Качество, конечно, оставляло желать лучшего, но я была счастлива уже тем, что, нажав на кнопку, могла снова и снова слушать музыку, которая так меня пленяла, куда-то звала; слушать финальную песню, в которой звонкий голосок мальчишки как будто от лица Сани Григорьева поет такие важные слова. Очень часто при этом у меня к глазам подступали слезы — это были слезы гордости, восхищения людьми, которые способны на Поступки, которые умеют дружить и умеют любить, для которых долг и честь — не пустые слова.

Прошло много лет со времени моей первой встречи с двумя капитанами, но книга по-прежнему занимает достойное место на книжной полке. Сейчас у нее уже несколько затертый и потрепанный вид, но моей вины в этом нет, с книгой я обращалась очень бережно. Просто однажды одноклассница попросила дать почитать её (задали на лето). Совсем не хотелось отдавать книгу, но и прослыть жадиной тоже было нежелательно.

В итоге, в конце лета книга вернулась в ужасном состоянии, с оторванным переплетом... и, что самое обидное, её так и не прочитали. Лучшее применение, которое ей нашли, - быть подставкой для сковородки. Сказать, что я была расстроена, - ничего не сказать. Я рыдала над испорченной книжкой от обиды и какого-то непонятного чувства вины перед ней, как будто не уберегла.

Мне предлагали заменить, купить новую, красивую. Но я отказалась. Пусть эта книга уже старая, потрепанная, с пожелтевшими страницами, но она — моя, родная, любимая. Желая перечитать какой-нибудь эпизод, я точно знаю, на какой странице он находится. И потом, мне казалось, что купив новую книгу, я предам старую, обижу её — тогда что-то разрушится, разорвутся какие-то тонкие связи между мной и книгой. Так я думала в детстве, да и сейчас мои мысли не изменились.

Вот и по сей день со мной рядом живут Саня и Петька , Катя и Саша , Иван Иванович и Иван Павлович , Нина Капитоновна и тетя Даша . Живут и помогают в трудную минуту, потому что они — верные, потому что они — настоящие!

«Куда шли мои капитаны?
Вглядитесь в следы их саней на ослепительно-белом снегу!
Это рельсовый путь науки, которая смотрит вперёд.
Помните же, что нет ничего прекраснее,
чем этот тяжёлый путь.
Помните, что самые могущественные силы души - это терпение,
мужество и любовь к своей стране, к своему делу»

Вениамин Каверин

таков был знаменитый девиз Саньки Григорьева, героя произведения Вениамина Каверина "Два капитана", он же стал девизом огромного поколения людей.

Академик Николай Каверин рассказал "Российской Газете" о своем отце и его легендарном романе.
Это роман Вениамина Каверина "Два капитана".

Российская газета: В прошлом году на Земле Франца-Иосифа были найдены следы пропавшей береговой партии группы Альбанова, в том числе дневники, в которых описывался дрейф шхуны "Св. Анна", этим замкнулась тема дневников штурмана Климова из "Двух капитанов". А на протяжении всего советского ХХ века пропавшую экспедицию даже не искали. Что побудило Вениамина Каверина взяться за этот сюжет?

Николай Каверин: В романе ведь описана не просто экспедиция Брусилова. У капитана Татаринова было сразу несколько прототипов. Сам он похож, пожалуй, больше на Седова, а приписанное ему открытие Северной Земли на самом деле было сделано экспедицией Вилькицкого, которая никаких бедствий не терпела. Вот из трех разных экспедиций и сложился замысел. "Два капитана" в одном томе вышли еще до войны, в 39-м году, и задуман роман был в тридцатые годы.

РГ: Какая книга отца вам больше нравится? Вы любили в детстве его сказки?

Каверин: Трудно ответить на этот вопрос. У него были разные периоды - настолько, что казалось, будто работают разные писатели. "Скандалист", "Два капитана" и "Перед зеркалом" - все хороши по-своему. Что касается сказок, то он только сказку "О Мите и Маше..." написал, когда я был в том возрасте, для которого она создавалась. Потом я уже был старшим школьником, студентом.

РГ: Вы узнаете в ком-нибудь из героев "Двух капитанов" себя, своих сверстников, друзей?

Каверин: В "Двух капитанах" - нет, это, все-таки, другая эпоха. В основу биографии Сани Григорьева положена биография генетика Лобашева. Это он был "слухонемой", как Саня: слышал, но не мог говорить. Кроме того, был летчик Самуил Клебанов - погиб во время войны, его биография тоже отчасти была заимствована. Но моих знакомых в "Двух капитанах" нет. Вот фамилия Татьяны Власенковой в "Открытой книге" - это фамилия мальчика, с которым я учился в одном классе. Прототип Дмитрия Львова оттуда же - это, конечно, Лев Александрович Зильбер, старший брат В.А. Каверина.

РГ: Роман "Два капитана" был громогласно популярен, я не знаю ни одного человека, которому он не нравился бы. Вениамин Александрович получал письма от читателей?

Каверин: Да, он получал письма и отвечал на них. Но в действительности, когда книга вышла, она подверглась серьезной критике.

РГ: Но книга ведь получила Сталинскую премию? Получение премии каким-то образом изменило жизнь вашей семьи?

Каверин: Вениамин Александрович на эти деньги купил разборный щитовой финский домик. В то время мы жили в Ленинграде, и он не мог получить в Переделкино литфондовскую дачу, ее тогда давали только московским писателям. А он хотел жить в Переделкино летом, поэтому взял у сельсовета в аренду участок земли и, вот, купил этот домик. Потом уже надстроил второй этаж, пристроил веранду, гараж. И получилась наша дача. Там и сегодня сохраняется его кабинет.

РГ: Книги Вениамина Александровича довольно часто экранизировались. Какая экранизация по душе вам? Какое участие принимал В. А. в этих постановках?

Каверин: Он часто сам писал сценарий, с ним консультировались режиссеры. Не могу сказать, что какая-либо из экранизаций мне очень нравится. Хотя актерский состав и в первой, и во второй экранизации "Двух капитанов" хороший. Тут ведь нет обязательной корреляции. Среднее произведение может стать основой для великого фильма. И, наоборот, сплошь и рядом мы видим слабые экранизации замечательных книг.

РГ: В идели вы на сцене мюзикл "Норд-Ост"? Нравился ли он вам? Как бы вы отнеслись к возможности его восстановления?

Каверин: Конечно, видел. Я на премьере был. Мне, в общем, понравилось. Хотя Вениамин Александрович этого не любил. Если он мог пресечь попытку сделать из "Двух капитанов" оперу, он ее пресекал. Но мы с сестрой посмотрели, и нас ничего особенно не резануло. Против восстановления я бы, во всяком случае, не возражал.

РГ: Каким вы помните Юрия Николаевича Тынянова?

Каверин: Он умер в 1943 году, мне было десять. Я его помню очень хорошо, он был мягкий, добрый человек. Но он был человек очень больной, я никогда не видел его здоровым - всегда с палочкой, ходил с трудом. Во время войны мы вместе были в эвакуации, в Перми. Отец был военным корреспондентом "Известий", сначала на Ленинградском фронте, потом - на Северном флоте. Вернувшись в Москву, Юрий Николаевич очень быстро умер. Вениамин Александрович его очень любил и как писателя ставил намного выше, чем себя.

РГ: Как возник девиз Сани Григорьева: Бороться и искать, найти и не сдаваться?

Каверин: Это фраза из стихотворения Альфреда Теннисона, эпитафия на могиле исследователя Антарктики Роберта Скотта, который дошел до Южного полюса, но на обратном пути погиб.
Полная версия здесь:

Вениамин Александрович Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урожденной Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина - Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892-1944) - вышла замуж за его друга детства, писателя и филолога Ю. Н. Тынянова.

Старший брат Каверина - крупный советский вирусолог Л. А. Зильбер (1894-1966). Кроме того, в семье росли еще трое старших детей - Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890-й, после 1988-го - жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899-1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина - детская писательница Л. Н. Тынянова (1902-1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова.

Окончил Институт восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929-м защитил диссертацию "Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского".

Псевдоним "Каверин" взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в "Евгении Онегине"). "Уж тёмно: в санки он садится. / "Пади, пади!" - раздался крик; / Морозной пылью серебрится / Его бобровый воротник. / К Talon помчался: он уверен, / Что там уж ждет его Каверин. / Вошел: и пробка в потолок, / Вина кометы брызнул ток, / Пред ним roast-beef окровавленный, / И трюфли, роскошь юных лет, / Французской кухни лучший цвет, / И Стразбурга пирог нетленный / Меж сыром Лимбургским живым / И ананасом золотым".

Первый рассказ Вениамина Каверина "Хроника города Лейпцига за 18... год" был опубликован в 1922 г.
В начале 1920-х годов входил в литературную группу "Серапионовы братья". Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе "Девять десятых судьбы" (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе "Большие пожары", публиковавшемся в журнале "Огонек".

Роман "Исполнение желаний" (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия "Открытая книга" (1949-1956) посвящены изображению творческого труда, научным исканиям советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман "Два капитана" (2 кн., 1938-1944, Сталинская премия, 1946), в котором показана советская молодежь. Романы "Открытая книга" и "Два капитана" были неоднократно экранизированы.
Подписал обращение в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского.

Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь "Насущные вопросы литературы", которую ему запретили зачитывать. В 1968-м он в "Открытом письме" объявил о разрыве с Константином Фединым, когда тот не допустил до читателя "Раковый корпус" Солженицына.
Скончался 2 мая 1989 года в Москве.

Урок литературы в 8 классе по роману Вениамина Каверина «Два капитана» (после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть ­ то быть лучшим») Береги честь смолоду. I Вступительное слово учителя. (Записать тему, эпиграф к уроку. Вести запись черт характера) II Основное содержание урока. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В каком произведении, изученном нами, встречались эти слова (такие, как эпиграф)? О чем же мы сегодня будем говорить? (О чести и бесчестии). Эпоха, показанная в «Капитанской дочке» Пушкиным, очень далека, но значит ли это, что современные люди не должны задумываться о проблемах нравственности! Перед нами книга Вениамина Каверина «Два капитана» ­ Что представляет собой по жанру это произведение? (Роман – большое эпическое произведение, которое отражает обширный круг жизненных явлений, охватывает судьбы ряда действующих лиц) Итак, давайте проследим за судьбой наших героев, начиная с их детства и до дней, когда они стали взрослыми людьми. Понаблюдаем за их поступками и ответим на главный вопрос урока – ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ЧЕСТИ? Роман В. Каверина в двух книгах. От чьего лица ведется повествование в первой книге? Почему? Расскажите о детстве Сани Григорьева. Как характеризуют Саню, одиннадцатилетнего мальчика, такие слова (после ареста отца): «Чем больше я думал, тем все тяжелее становилось у меня на душе. Значит, по моей вине арестовали отца, по моей вине мы теперь голодаем. ­ 2 ­

По моей вине было продано новое драповое пальто, на которое мать целый год копила. По моей вине она должна ходить в присутствие и говорить таким незнакомым голосом и униженно кланяться…» С какой целью повторяется так часто выражение «по моей вине»? Чувство вины, критическое отношение к себе Расскажите, как Саня научился говорить? Почему он сумел победить свою немоту? «Я был настойчив» Почему Саня решил убежать из Энска вместе с Петькой? В какой момент его жизни это произошло? «Тетя Даша и Сковородников решили отдать меня и Саню в приют… И вот я теперь стану арестантом!» Гордость. Тетя Даша, искренно любившая детей и желавшая им добра, «взяла» с Сани «торжественное обещание». Оно заключалось в нескольких отрицательных глаголах. Подумаем, вспомним – в каких? Не воровать Не курить Не грубить Не лениться Не пьянствовать Не ругаться Не драться Легко ли было мальчику, оставшемуся без дома,без родителей выполнить свое обещание? Зато Петька Сковородников придумал клятву, слова которой Саня запомнил на всю жизнь и верность ей хранил с детства. Вспомните самые главные слова этой клятвы. (Бороться и искать, найти и не сдаваться). «Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты». А вот клятва много раз помогала ребятам. Как? Несмотря ни на какие трудности, мальчики добрались до Москвы. «Мы ночевали в подъездах, на кладбищах, на чердаках». Но все же ни Саня, ни Петя не стали беспризорниками. Что же с ними произошло? (Саня попал в школу – коммуну) ­ 3 ­

«До первого теплого дня, ­ иначе я и не думал. Спадут морозы – и до свиданья, только меня и видели в детском доме! Но вышло иначе. Я никуда не удрал…» Что же задержало Саню в детском доме? Чтение. Тяга к знаниям. Конечно, в детском доме у Сани появились новые друзья. Вот один из них: « Он был тощий, с большой головой, на которой росли в беспорядке кошачьи желтые космы. Нос у него был приплюснутый, глаза неестественно круглые, подбородок квадратный – довольно страшная и несимпатичная морда. Мы с ним подружились за ребусами. Я хорошо решал ребусы, это его подкупало». (Ромашов) И второй: «…ленивый мальчик со множеством планов. То он собирался поступать в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу. В пекарне ему хотелось быть пекарем; из театра он выходил с твердым намерением стать актером…» (Валька Жуков) Назовите Саниных друзей. К кому из них Саня относится с большей симпатией? Почему? С какой целью вводит в роман этих героев автор? (Ромашов – отрицательный герой, бесчестный, подлый. В. Жуков – настоящий друг, порядочный, честный человек). Расскажите о поступках мальчиков, которые бы их характеризовали. Судьба Сани Григорьева очень тесно переплелась с судьбами членов семьи Татариновых. Как произошло знакомство? (Саня помог Нине Капитоновне нести сумки) Стремление помочь. Почему старушка, боявшаяся беспризорников, пригласила Саню в дом? Как случилось, что Саня стал частым гостем в доме Татариновых? «Катерине Ивановне было лет 12 – не больше, чем мне. Но куда там! Хотел бы я так выступать, как она, так гордо закидывать голову, так прямо смотреть в лицо темными живыми глазами. У нее были косички кольцами и такие же кольца на лбу. Она была румяная, но строгая… Вообще она была хорошенькая, но страшно задавалась…» И все таки Саня и Катя подружились. Почему? ­ 4 ­

Любовь к чтению Вспомним историю с лактометром. Какая черта Саниного характера проявилась в этой истории? Честность,решительность. «… Катька догнала меня у ворот. _ Эй ты, Николай Антоныч! – крикнула она. – Куда пошел? Жаловаться?» Как Саня поступит? А как поступит Катя? Как ребят характеризуют их поступки? Послушайте отрывок из романа(кн.1,ч.2,гл.4 со слов «Впервые я почувствовал к себе уважение…») За что стали уважать Саню? За умение драться? Смелость, справедливость. Однажды в доме Николая Антоновича Саня стал невольным свидетелем «странного педсовета». Учителя школы вместе с директором решали судьбу Ивана Павловича Кораблева. «Они хотели прогнать Кораблева из школы». Как поступит Саня? Порядочность. Как отнесся к этому поступку Сани Николай Антонович? «Неблагодарный доносчик, мерзавец, шпион! Чтобы твоей ноги здесь не было! Слышишь? Одной рукой Николай Антоныч открыл двери, а другой выбросил меня на лестницу, как котенка.» Кто же выдал Саню? Зачем? Проходило время. Саня неустанно работал над собой. Давайте же вспомним его «правила для развития воли»: 1.Не выражать наружно свои чувства. 2.Не заботиться о мнении людей, которых презираешь. 3.Спать как можно меньше. 4.С утра определять порядок дня. 5.Помнить цель своего существования. 6.Что решено – исполни. Как характеризуют Саню эти правила? Какие из них особенно вас привлекают? Саня мечтал стать летчиком. Почему он был уверен, что его примут? Сила воли,упорство. Стать летчиком Саня решил еще в Энске. Но чем больше он узнавал Катю, ее семью, тем сильнее было это желание. – Почему? ­ 5 ­

Прослушайте отрывок из романа(кн.1, ч.2,гл.14 «Свидание в соборном саду» Оцените Санин поступок. Какие события последовали после этого? (Марья Васильевна покончила жизнь самоубийством. Николай Антонович во всем обвинил Саню, Катя отвернулась от него). Саня вновь идет в дом к Николаю Антоновичу. Зачем? Легко ли было ему это сделать? «Николай Антонович бросил эти письма мне в лицо, потом плюнул мне в лицо… Старухи Бубенчиковы набросились на меня и чем – то больно ударили в спину. Я махнул рукой и ушел». Смирился ли Саня? Что решил предпринять? Ради чего? (Найти экспедицию) он узнал о судьбе экспедиции капитана Татаринова? Увенчались ли успехом поиски Сани? Что Верность,патриотизм. Как же сложились взаимоотношения Сани и Кати? Почему,отвернувшись от него на похоронах матери, Катя продолжала любить Саню? Через какие испытания прошла их любовь? Ромашов? Исчез ли он из жизни Сани и Кати? Ромашов и Николай Антонович сблизились? Что руководит поступками этих людей? Не раз ещё Сане и Кате случится встретиться с Ромашовым. Расскажите, какой случай из его жизни говорит о полном нравственном разложении этого человека? А что же Почему И все таки роман заканчивается светлыми страницами, торжеством добра, порядочности таких людей как доктор Иван Иванович, тетя Даша, Судья Сковородников, их сын Петя, учитель Кораблев, как Катя Татаринова и Саня Григорьев. Научившись быть настоящим человеком чести в юные годы, герой романа не запятнал свою совесть даже в самые трудные минуты своей жизни. Какие же черты характера должен воспитывать в себе каждый ребенок, чтобы стать настоящим ЧЕЛОВЕКОМ? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем записи, сделанные во время нашей беседы. Почему В. Каверин назвал свой роман «Два капитана»? В чем смысл названия? Какова связь повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и романа В.Каверина «Два капитана»? Почему к уроку по роману взятка»? ­ 6 ­