Собор на 15 линии во. Церковь успения пресвятой богородицы

Ставропигиальный православный собор располагается на Васильевском острове, что в Санкт-Петербурге. Церковь сооружалась в течение двух лет с 1885 по 1887 год., это пятиглавое религиозное здание рассчитано на 2000 прихожан. Сегодня Успенский храм является подворьем Козельской пустыни.

История постройки храма

В 1721 г. по указу государя Петра Первого на территории Васильевского острова началось возведение подворий для архиереев Синода. Троице-Сергиева пустынь приобрела землю у семьи Нарышкиных. Через 30 лет монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив на берегу Невы церковь Рождества.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург

  • Это здание вскоре собирались продать, но покупатель так и не нашелся. Поэтому Екатерина II распорядилась передать оставшуюся одинокой церковь во владение епархии Пскова. В подворье проводились церковные заседания и проживали архиереи.
  • Вскоре Священный синод перенял правление, так как Псковской епархии недоставало средств и географической близости для рационального контролирования дел. Смена владельцев не повлияла на благоустройство, поэтому вновь встал вопрос о продаже участка с одинокой церковью. Священный синод отдал его за 86 тысяч рублей.
  • Участок включал, главным образом, двухъярусную, постоянно ремонтирующуюся церковь . Во дворе храма располагались служебные строения и склад материалов. Рядом находился общественный туалет и яма с мусором. Митрополит Арсений предлагал осуществить полноценную перестройку, но скончался, не успев разработать и утвердить проект.
  • Бедное подворье сдавалось в аренду мирянам, с 1879 г. начались ремонтные работы, архитектор П. Шестов построил одноэтажный флигель. Старый Рождественский храм, к сожалению, уже не мог вмещать всех желающих, его состояние становилось критическим: не хватало освещения, штукатурка стен отваливалась, целостность пола и потолков была сильно нарушена. В архиерейских покоях установили чугунные колонны, чтобы избежать крушения кровли.

В конце XIX века прошел архитектурный конкурс, где рассматривались проекты нового здания. В 1884 г. на месте одного из снесенных строений воздвигли двухэтажный дом для настоятеля и митрополита. Отсюда архиереи могли выходить прямо в храм. Через несколько лет соорудили сад и 2 двора, конюшню, сарай и ограду. Подворье обрело статус закрытого комплекса с отдельными помещениями для монахов, архиереев и настоятеля. В 1915 г. здесь благоустроили богатую библиотеку, принадлежащую отцу Владимиру.

Возведение Успенского собора

Первый камень заложили в конце лета 1895 г., работами руководил архимандрит Феогност. Строители трудились с самого утра до позднего вечера, вместо кирпича для арок было решено использовать бетонную смесь. В начале осени 1896 г. внутри строящегося здания воздвигли временный собор, предназначенный для ежедневных богослужений. Через год на купола храма подняли православные кресты.


На заметку! В начале лета 1932 г. Успенский храм передали под управление Ленинградского митрополита, а спустя четыре года, его использовали в качестве спортивного зала. Во время блокады Ленинграда под кровлей установили пункт ПВО, а внутри самого собора - склад морского флота. Подвал оборудовали в бомбоубежище, а сад использовали как зенитный расчет.

Восстановление

В 1956 г. поступило распоряжение о том, чтобы внутри церкви соорудить крытый каток. В результате подготовительных работ уничтожили напольное покрытие, настенную живопись, а на месте алтаря организовали гардероб. Здесь поместили склад инструментов и мастерскую по заточке, стены украсили знаменами и портретами вождей.

Другие храмы в честь Успения Богородицы:

В 1967 г. каток использовали для обучения детей. Состояние здания ухудшалось, требовался полноценный ремонт. Чтобы исправить проблемы с финансированием, здесь открыли бани и цветочный магазин.

В 1991 г. Успенский храм передали Оптину монастырю, временный иконостас разместили там, где располагался каток. Началось постепенное восстановление Божьего дома: убирались не принадлежащие архитектуре церкви стены, вывозился мусор. Ежедневные богослужения начали проводить только с середины зимы 1996 г.

Иконы Богородицы в Успенском храме, Санкт-Петербург

В 1998 г. на храм поставили крест, а к 2003 г. полностью реконструировали иконостас. В 2013 г. Успенский храм сиял новой жизнью, патриарх Кирилл освятил его традиционным ритуалом.

На заметку! В 1994 г. при храме открыли воскресную школу и богословские курсы. В 1999 г. эти заведение переквалифицировались в институт религиоведения, где изучалась христианская культурология и практиковалось миссионерство, социальная деятельность. В 2010 г. здесь организовали православную гимназию в честь святителя Амвросия.

Архитектура

Собор имеет пять глав и создан в псевдорусской манере, вмещает до 2000 человек. При возведении использовали кирпичную кладь и бетонную смесь. Нижний ярус облицевали гранитом серого цвета, а верхний - песчаником. Гладкие поверхности куполов покрыли алюминиевыми листами.

Внутреннее пространство собора образовалось за счет перекрещивания арок, поэтому зданию не требуются поддерживающие колонны. Изначально стены храма расписывали московские мастера. В восстановительных работах участвовали выпускники Академии искусств города Санкт-Петербурга.

Внутренняя роспись купола демонстрирует Христа и сонм ангелов, под барабаном располагаются композиции, рассказывающие о деяниях Спасителя. Тема алтаря, находящегося в центре, - Успение Пречистой Девы. Рядом располагается мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

Роспись главного свода Успенской церкви в Санкт-Петербурге

Святыни храма, как добраться

Сегодня Успенский храм благополучно принимает паломников и проводит ежедневные богослужения.

При Успенском храме, расположенном на Васильевском острове, работает и институт религиоведения. Братия также обладает скотом и имеет возможность заниматься сельским хозяйством.

Успенский собор - Оптинское подворье в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге, на набережной имени лейтенанта Шмидта отражается в невских водах красивый и величественный храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина Васильевского острова и всей Северной Пальмиры. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт-Петербурга стоит на земле, которая с древних времен являлась монастырским подворьем, сразу , а позже .

Храм Успения Богородицы - великолепная церковь - украшение представительств сразу нескольких русских монастырей, с 90-х годов XX века стала гордостью и достоянием подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Счастливо пережив трудные времена, храм Успения Пресвятой Богородицы преобразился в подлинный духовный центр религиоведения и церковных искусств, православного образования, богословия и иконописи.

Сегодня в храме проходит ежедневное уставное богослужение, возрождаются давние традиции монашеской жизни, воссоздан прежний архитектурный ансамбль подворья ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.

Успенский храм подворья ныне - место активной просветительной, социальной и благотворительной работы, социального служения многих людей доброй воли.

Подлинная гордость храма и подворья - мужской хор «Оптина Пустынь», сопровождающий службы в традициях старинных монастырских распевов, в составе хора - профессионалы, выпускники Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Прошлое и современность тесно переплелись в судьбе этого удивительного островка духовной жизни на большом . История делается сегодня, и ее великий свидетель - храм Успения Пресвятой Богородицы.


Саша Митрахович 28.10.2018 10:07


Годом основания подворья официально считается 1721 год, предшественницей же будущего Успенского храма стала небольшая деревянная домовая церковь Рождества Христова, размещавшаяся на втором этаже здания подворья.

Однако с течением времени маленькая домовая церковь подворья становится все более тесной для богослужений и нуждается в глобальной перестройке. Особенно это было заметно в дни больших церковных праздников. Поэтому с 1891 года началась работа по обновлению подворья лавры.

Важнейшим ее этапом стал конкурс 1894 года, который был организован в кругу именитых российских архитекторов для строительства целого комплекса новых зданий будущего храма, посвященного Успению Пресвятой Богородицы и преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским. Было представлено немало заявок, победил в конкурсе проект гражданского инженера и известного зодчего .

Автор проектов церкви Милующей Божией Матери на Большом проспекте, Казанского храма Новодевичьего Воскресенского монастыря и грандиозного стремился развивать в отечественной архитектуре национальные черты, базирующиеся на опыте духовно близкой нам Византии, творчески и самобытно переработанном.

На сей раз перед зодчим была поставлена еще более серьезная задача: сделать порядком обветшавшее и морально устаревшее подворье достойным представительством и подлинным духовным центром на берегах Невы.


Храм Успения Пресвятой Богородицы - Киево-Печерская лавра в миниатюре

В 1894 году на подворье начался демонтаж старых построек для расчистки места под будущий большой храм. Публикации в прессе подогревали и без того большой интерес к стройке, и жители Петербурга предвкушали тот день, когда на можно будет посетить «лавру в миниатюре» и воочию услышать ее легендарные и традиционные хоровые распевы.

Наконец здания подворья были заново отстроены, а сам храм Успения Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских получился красивым и просторным. Выдержанный в канонах псевдорусского стиля, отныне он мог вместить до двух тысяч верующих. Облик нового храма имел схожие черты с известной мемориальной церковью в Борках, возведенной на месте .

18 декабря 1897 года, когда были подняты кресты на купола, провели освящение алтаря и хор. На следующий день освятили и боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских. А к 1900 году строительство храма Успения Пресвятой Богородицы и всех новых зданий подворья успешно завершилось.

Отныне в храме всегда было многолюдно. В помещении сформировалась великолепная акустика, позволявшая расслышать во время службы каждое слово священника. В холодное время года эффективная система обогрева притвора не давала мерзнуть молящимся, стоявшим в последних рядах. Службы совершали монахи Киево-Печерской лавры, и послушать их приходило немало богомольцев со всех окрестностей и из других приходов.


Саша Митрахович 28.10.2018 10:32


К началу XX века подворье имело храмовый комплекс построек с отдельными входами для прихожан, церковной братии и митрополита. Кроме того, с начала Первой мировой войны в подвалах Успенской церкви хранились фонды большой библиотеки митрополита Владимира (Богоявленского), утраченной в годы советской власти.


Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в .

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.


Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

Реставрация и возрождение


Только в 1991 году здание Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возвратили Русской православной церкви в качестве подворья .

Восстановление здания потребовало больших затрат, технических и людских ресурсов, огромного напряжения сил. За дело взялись все, кто мечтал вновь увидеть Успенский храм в первозданном виде и во всем его великолепии. Восстанавливались полы и росписи на стенах, вывозились горы строительного мусора. В 1998-м главный купол здания обрел крест, а в 2005-м купол был позолочен. К 2003 году по архивным фото восстановили иконостас. И лишь спустя 10 лет завершилась реставрация настенных росписей.

15 сентября 2013 года произошло великое событие - чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни на .

Сегодня весь комплекс подворья - объект культурного наследия федерального значения.


Саша Митрахович 28.10.2018 11:15


Храм Успения Пресвятой Богородицы - архитектурная жемчужина и всего Санкт-Петербурга. Его здание огромно и монументально, но при этом производит впечатление удивительной стройности и легкости.

Роспись интерьеров с 1902 по 1903 год выполняли московские художники Дьяконов, Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Федора Андреевича Соколова.

Существование внутри храма ледового катка нанесло большой ущерб интерьерам, в особенности настенной росписи. Замечательные росписи были попросту замазаны штукатуркой, белилами и масляной краской, причем местами наносилось до восьми слоев!

Холод и влага постепенно разрушали закрашенные ретивыми вандалами росписи на стенах Успенского храма. После возвращения его в 1991 году Русской православной церкви для спасения росписей пришлось создавать специальную группу художников-реставраторов, которые восстановили уникальные изображения. Для реставрационных работ в эту группу специально приглашались выпускники Российской академии художеств, хорошо понимающие академический характер настенной живописи православного храма.

Красивый храм на Васильевском острове привлекает внимание своей величественностью и красотой. Здесь издавна размещались монастырские подворья, и сегодня тут находится Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге. Сюда идут паломники, священнослужители, туристы, чтобы прикоснуться к святыням и ощутить мощную атмосферу соборности и веры.

Монастырь Оптина пустынь

Еще в 15 веке недалеко от Козельска образуется мужской монастырь - Оптина пустынь. Известно, что начало монастырю положила некая группа отшельников, но первые годы истории обители плохо изучены. Территория эта долгое время была спорной и переходила из рук в руки. Только с конца 18 века начинается настоящее становление монастыря. Обитель становится настоящим духовным центром, здесь появилось на свет немало книг и икон, сюда тянулись паломники, чтобы получить помощь в вере и импульс к добродетельной жизни. Монастырь всегда был известен своей заботой о неимущих и больных. В 19 веке к старцу Амвросию приезжали такие видные мыслители, как Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, трижды сюда наведывался Л. Н. Толстой. Здесь нашли свое призвание многие священнослужители, в том числе В 1987 году обитель пережила свое второе рождение после десятилетий забвения в Монастырь восстанавливает свое былое значение и расширяется, в связи с чем и возникла идея открыть новое место - подворье в Санкт-Петербурге.

Идея открытия Подворья

Подворье - это некий филиал монастыря, который находится вдалеке от основной обители. Обычно пустыни создавались для размещения паломников и священников, а также для решения различных административных и хозяйственных задач. (подворье в Санкт-Петербурге) была нужна для того, чтобы священники и старцы из монастыря могли остановиться в городе во время своих поездок по различным вопросам. Еще до революции монастырские власти рассматривали вопрос об открытии в столице, Санкт-Петербурге, пустыни, но переворот помешал этим планам реализоваться. В 1999 году архимандрит Евлогий, наместник обители, обратился к администрации Санкт-Петербурга с просьбой выделить какой-либо храм для размещения в нем монастырского подворья. Это было время активного возвращения соборов под управление церкви, и идея была встречена вполне благосклонно. Так было объявлено о том, что появится Оптина пустынь - подворье (СПб).

История открытия

Власти Санкт-Петербурга предложили наместнику несколько вариантов на рассмотрение, и его взгляд остановился на старинном намоленном месте на Васильевском острове, где когда-то размещалось Киево-Печерское подворье. Когда представители обители обошли территорию бывшего подворья, они приуныли - состояние построек было ужасающим. Здесь в советские времена размещался общественный каток, на котором зарождалась и проходила этапы становления и взлета знаменитая ленинградская школа фигурного катания. От постоянной сырости здания быстро ветшали и требовали срочного ремонта. Монахам было не привыкать бороться с трудностями, и они активно принялись за восстановление подворья, привлекая прихожан и жертвователей. Сегодня уже вопрос: «Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге - как добраться?» перестал вызывать недоумение, и каждый житель города знает, что красивый храм над Невой - это и есть подворье знаменитой обители.

Подворье сегодня

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), фото которой можно увидеть во многих путеводителях из-за ее красоты и исторической значимости места, сегодня - слаженно функционирующее предприятие. На территории подворья восстановлен величественный храм Успения Пресвятой Богородицы, который пережил очень трудную и долгую реставрацию. Сегодня здесь ежедневно проходят богослужения. Нередко службы проводят ведущие священнослужители страны. Также здесь частично восстановлены, частично возведены заново многочисленные постройки. При подворье работает воскресная школа, гимназия, православный институт религиоведения и церковных искусств, златошвейная мастерская «Убрус». Есть свой мужской хор, работает паломнический центр с гостиницей и кафе. В подворье проводится очень много различных мероприятий: встреч, дискуссий, концертов. Это настоящий духовный и просветительский центр. Паломнический центр «Оптина» проводит экскурсии по территории обители, храму Успения Богородицы, Санкт-Петербургу и пригородам, организует поездки по святым местам. В 1999 году при пустыни была открыта и загородная резиденция в поселке Сосновый Бор Выборгского района.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) строилась вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы. Церковь возводилась силами Киево-Печерского подворья в конце 19 века. На этом месте ранее существовал другой храм, который был перенесен на набережную Фонтанки. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, ее стены снаружи облицованы камнем - гранитом и песчаником, а внутри расписаны московскими художниками Снегиревым, Яковлевым и Струнниковым. Снаружи храм также из мастерской В. А. Фролова. В церкви находится целый ряд ценных икон с частицами мощей и целителей. Красоту богослужений в соборе подчеркивает и усиливает пение мужского хора подворья.

Загородная усадьба подворья

В 1999 году Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), адрес которой - набережная Лейтенанта Шмидта, 27/2 - теперь уже хорошо известен всем, получила участок в 40 гектаров рядом с селом Сосновый Бор Ленинградской области. Эти земли предназначены были для создания скита и ведения подсобного хозяйства. Монахи расчистили территорию, создали большой животноводческий комплекс, в котором кроме коров, свиней и коз, живут даже еноты и страусы. На территории загородной усадьбы разбит пруд, в котором послушники разводят японских карпов. В 2006 году был заложен храм в честь он был освящен в 2016 году. Также монахи восстановили Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который находился неподалеку от поселка Сосновый Бор и с советских времен не использовался по назначению. Сейчас в нем ведутся регулярные богослужения.

История возникновения этого храма относится ко времени царствования императрицы Анны Иоанновны. На этом месте (до революции набережная Лейтенанта Шмидта называлась Николаевской) с 1766 года находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В здании подворья на втором этаже была устроена домовая церковь Рождества Христова.

В 1833 году архитектор А.И. Мельников повысил здание и изменил его фасад, внутри была выполнена новая роспись. В 1874 году подворье было куплено Киево-Печерской лаврой. В 1883-1884 годах храм расширили пристройкой и переделали по проекту Н.А. Мельникова. В 1893 году по проекту гражданского инженера А.М. Воробьева на углу здания выстроили часовню.

Замысел нового, трехпридельного храма принадлежал митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану, который пожертвовал на почин 20 тыс. руб. В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 - 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных.

Закладка церкви освящена 15 августа 1895 года архимандритом Феогностом. Освящение главного алтаря с хорами 18 декабря 1897 года осуществил митрополит Киевский Иоанникий. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле, напоминал мемориальную церковь в Борках, возведенную на месте крушения поезда Александра III. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.

Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова - наружные мозаики храма. Иконы писали сестры столичного Новодевичьего монастыря. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским (настоятель храма - архим. Феогност (Пашков)). С июля 1919 года, до июля 1923 года храм относился к обновленческой церкви; с 11 июля 1923 по 1927 год - к Патриаршей Церкви (настоятель в 1926 г. - архим. Гурий (Егоров В.М.)); в 1928 году стал иосифлянским, с 1929 по январь 1935 год церковь относилась к Патриаршей Церкви (настоятели: 1929 г. - архим. Феодосии (Михайловский Иван Петрович), до 22 авг. 1930 г. - архим. Трифилий (Смага Трофим Арсеньевич) (арестован), 1933 г. - Ладыгин Николай Гермогенович, 1934 - янв. 1935 гг. - архим. Владимир (Кобец Константин Демьянович)).

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом. В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону "Успение Божией Матери" передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители).

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В конце 1993 года в церкви возобновились регулярные богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день. "В итоге мы получаем некие осколочки старой живописи, которые сохранились. Потом эти осколочки старой живописи промываются, расчищаются аккуратненько. И лишь потом наносятся на бумагу-кальку", - рассказывает Ярослав Штыренберг, ответственный за проведение реставрационных работ. Следуя этой сложной технологии, с кальки рисунок дорисовывается на планшете. Только после этого восстанавливают фрески.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины. При подворье действует воскресная школа, мастерские, книжная лавка.

Это место на берегу Невы исторически всегда принадлежало монастырским подворьям. С 1721 по 1766 гг. здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря (ныне Лавра), Псковского Архиерейского Дома (с 1766 по 1875 гг.), Киево-Печерской Лавры (с 1875 по 1933 гг.).

Киево-Печерское подворье было построено по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова.
В.А.Косяков предложил уникальное архитектурное решение по строительству свода храма, что позволило не ставить внутри храма дополнительные колонны. Это решение также улучшило и акустику.

В 1885 г. совершилась торжественная закладка храма во имя Успения Божией Матери и Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Строили подворье без перерыва с раннего утра до наступления ночи.
При всей богатой и тщательно выполненной отделке (желтый кирпич, мозаика, изразцы), главным для архитектора была выразительность силуэта церковного комплекса.
Косяков успешно развивал, ставший популярным к концу XIX века неорусский, а точнее неовизантийский стиль, который отражал назревшее в российском обществе стремление к духовным и историческим корням.

Все строительные работы были завершены в 1900 г. На берегах Невы было выстроено единое сооружение из четырех сомкнутых квадратом зданий, над которыми доминировала Успенская церковь. Её окружали двухэтажные здания Митрополичьих покоев и флигелей, в которых находились кельи монахов, а также служебные и хозяйственные помещения.
В 1902-1903 годах храм был расписан иконами в честь успения божей матери

В конце августа 1930 года прошел первый арест братии. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежной обращение в СССР». Всех осудили по ст. 58-10 и 59-10 УК и отправили по этапу на Север на 3 года в концлагерь.

В марте 1932 г. были арестованы последние монахи Подворья, осуждёны за контрреволюционную деятельность и отправлены в ссылку на три года в Казахстан.

Киево-Печерское подворье перестало существовать, превратившись в приход Успенской церкви, состоявший из единодушно верных прихожан, что дало возможность продержаться Успенской церкви ещё четыре года.

В конце 1933 г. ОГПУ вычислили активистов из прихожан, составили сценарий и распределили роли «подрывников» Советской власти. Активисты были арестованы (всего 43 человека). Не погнушались даже арестами несовершеннолетних детей, обвинив их в подготовке убийства Сталина.

Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, будущий отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

После ареста своих верных чад, Успенская церковь действовала ещё год. В январе 1935 г. она была закрыта.

В 1961 г. в церкви состоялось торжественное открытие первого в Ленинграде катка с искусственным льдом. Каток арендовали все спортивные общества того времени.

Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания. На льду в Успенской церкви тренировались фигуристы Л.Белоусова и О.Протопопов, впоследствии олимпийские чемпионы и неоднократные призёры Европы и мира.

Каток действовал до 1991 г., хотя со временем стал приходить в упадок и требовать всё больших вложений в ремонт здания, которое постепенно ветшало. От постоянной сырости стены повреждались грибком и разрушались.

В июне 1991 года монастырю Оптина пустынь было передано подворье бывшей Киево-Печерской Лавры.
В октябре 1993 г. в южном приделе Храма в честь Преподобных Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских стали совершаться богослужения.

Восстанавливать Храм оказалось труднее, чем строить. Почти пять лет ушло на изучение технического состояния памятника, создание методик восстановления и реставрации, изготовления проектно-сметной документации, ликвидацию последствий катка, вывоз мусора, восстановление пола.

Текст позаимствован отсюда.