Кристалинская фотографии. Майя Кристалинская: биография, личная жизнь, семья, фото

Советская эстрадная певица.
Заслуженная артистка РСФСР (15.08.1974).

Во время учёбы в школе занималась в детском хоре Центрального дворца детей железнодорожника, которым руководил Исаак Дунаевский. После окончания школы в 1950 году поступила в Московский авиационный институт. В институте она занималась в художественной самодеятельности. После окончания института она уехала по распределению в Новосибирск и работала в авиационном конструкторском бюро. После окончания срока распределения вернулась в Москву и стала работать в КБ А. Яковлева.

В 1957 году Майя Кристалинская стала лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Ю. Саульского. В том же году она вышла замуж за писателя Аркадия Арканова. Брак был недолгим и вскоре распался.

В 1960 году она записала песню Маши для кинофильма «Жажда» и с выходом фильма стала популярна в СССР. Она много гастролировала по стране, работала с джаз-оркестрами Эдди Рознера и Олега Лундстрема, тиражи пластинок с исполняемыми ею песнями быстро раскупались. В возрасте 29 лет врачи обнаружили у неё тяжёлую болезнь - лимфогранулематоз. Она прошла тяжёлый курс лечения, но с тех пор ей пришлось выходить на сцену с косынкой на шее, чтобы скрыть следы болезни от зрителей. В 1966 году Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года.

В 1970 году председателем Гостелерадио был назначен С. Лапин. Многие певцы оказались в опале, в том числе и Майя Кристалинская. С тех пор и до конца жизни ей пришлось гастролировать в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Другими словами, её убрали с радио за «пропаганду грусти».

В последние годы жизни она переводила с немецкого языка книгу Марлен Дитрих «Размышления». Книга вышла в СССР уже после смерти Майи Кристалинской. В 1984 году у Майи Кристалинской резко ухудшилось состояние здоровья и летом 1985 года она скончалась. Похоронена на Донском кладбище в Москве.

Певица не сразу устроила свою личную жизнь – первый муж Майи Кристалинской писатель Аркадий Арканов сделал ей предложение в 1958 году, они расписались втайне от родителей и только потом сообщили об уже свершившемся факте, но свадьбу сыграть все-таки решили.

Родственники Арканова, приехавшие на торжество с Украины, пришлись не ко двору московской родне Майи, и свадьба получилась не очень веселой. Позже Аркадий Арканов признался, что познакомился с Кристалинской, которая тогда набирала популярность, поспорив с другом, поэтому ни о каком серьезном чувстве речи быть не могло. Они прожили вместе всего год, а официально развелись только в 1962 году. На протяжении их недолгой семейной жизни Арканов постоянно напоминал Майе, что у нее нет специального музыкального образования, а только голоса и слуха, которыми одарила ее природа, для певицы недостаточно, а она очень болезненно относилась к этой критике.

На фото — певица с мужем

Потом у нее долго не складывалась личная жизнь – одно время она встречалась с журналистом из «Огонька», но он сильно пил, и певица разорвала с ним все отношения. Свою настоящую любовь и мужчину всей своей жизни Майя Владимировна встретила позже – на званом ужине, устроенном в доме известного врача Вишневского, Кристалинская познакомилась с архитектором Эдуардом Максимовичем Барклаем. Вместе они прожили почти двадцать лет – до самой смерти Барклая, и эти годы стали самыми счастливыми в жизни певицы. Он окружил Майю Владимировну заботой, готовил ей вкусные блюда, не уставал повторять, какая она красивая и талантливая. К сожалению, врачи обнаружили у Эдуарда Максимовича сахарный диабет, и с той поры ему самому тоже требовалось постоянно лечиться. Однажды они устроили небольшое застолье по поводу их отъезда в отпуск, после которого Барклаю стало плохо. Врачи, приехавшие по вызову, уже ничего не смогли сделать – муж певицы умер.

Смерть любимого супруга подкосила Майю Владимировну, страдавшую онкологическим заболеванием. Когда муж Майи Кристалинской был рядом с ней, он следил за ее самочувствием, заставлял принимать лекарства, а после его ухода певица потеряла интерес к жизни и совсем перестала следить за своим здоровьем. В 1985 году она проходила очередной сеанс облучения, который привел к тому, что у Кристалинской ухудшилась речь стали плохо двигаться нога и рука. Когда она снова легла в больницу, врачи уже ничем помочь не смогли – она впала в кому и вскоре умерла. Ей было пятьдесят три года.

Она начала петь еще в детстве — сначала в детском хоре при Народном ансамбле песни и танца Центрального дома детей железнодорожников под руководством Семена Дунаевского. Когда стала студенткой Московского авиационного института – была участницей художественной самодеятельности. В составе самодеятельного ансамбля «Первые шаги» Майя Кристалинская выступала на Московском международном фестивале молодежи и студентов.

Через год она, взяв отпуск в КБ Яковлева, где работала после института, поехала на гастроли по Закавказью, после которых приняла решение посвятить свою жизнь эстраде. Страшную болезнь обнаружили у Майи Кристалинской в начале шестидесятых, она прошла курс облучения, после которого на шее остались некрасивые следы – с той поры певица выходила на сцену только в повязанной шейной косынке, и все принимали это за ее сценический стиль. С того времени она постоянно лечилась – ложилась в больницу, а на гастроли возила с собой кучу всевозможных таблеток. Болезнь не сломила ее духа – Кристалинская продолжала выступать, ездить на гастроли и стала любимой певицей миллионов советских граждан.

Биография и эпизоды жизни Майи Кристалинской. Когда родилась и умерла Майя Кристалинская, памятные места и даты важных событий её жизни. Цитаты певицы, фото и видео.

Годы жизни Майи Кристалинской:

родилась 24 февраля 1932, умерла 19 июня 1985

Эпитафия

«Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь».
Надпись на могиле М. Кристалинской

«В жизни Майя
не была особенной,
не была кумиром.
Просто пела.
За столом
и на концертах собственных
пела, как могла.
И как умела.
Невосславленна и небалованна,
шла от песни к песне,
как по вехам…
Эхом
нашей юности была она.
Тихим эхом.
Добрым-добрым эхом».
Из стихотворения Роберта Рождественского на похороны М. Кристалинской

Биография

Майя Кристалинская, любимая певица 1960-х гг., исполнительница знаменитой «Нежности», пела с детства. В школе она занималась в хоре, да и просто пела - везде, всегда, с удовольствием. Мало кто знал о её трагедии, о той боли, с которой была для нее тесно связана песня.

Майе не было и 30 лет, когда ей поставили диагноз «лимфогранулематоз», злокачественная опухоль лимфатических желез. Врачи предупредили, что от пения состояние Майи может ухудшиться, но она уже не могла оставить эстраду. К тому времени девушку, успевшую поработать инженером по специальности, заметил знаменитый Олег Лундстрем, и она уже выступала с его оркестром.

Голос Майи был несильным, грудным, манера - сдержанной. И тем не менее она покорила сердца слушателей глубиной чувства, которая звучала в её песнях. «Старый клён», «Топ-топ», «Сегодня праздник у девчат», «Не повторяется такое никогда» - эти песни звучали не только в радиоприёмниках, но и в сердцах.

На «Новогоднем огоньке» Майя исполнила песню «В нашем городе дождь», и это стало официальной причиной запрета её выступлений на телевидении. Кристалинскую обвинили в «пропаганде грусти». В этот сложный период Майю поддерживала только любовь и забота второго мужа; детей у певицы не было, и она тяжело переживала это. Когда супруг Майи ушёл из жизни, обострилась и её болезнь.

За год до смерти Кристалинская, которая чувствовала себя всё хуже, согласилась попробовать новую методику лечения. Но она не принесла положительных результатов, даже наоборот: Майя окончательно потеряла голос и плохо двигалась. Рядом оставались несколько друзей, но, наверное, певице казалось, что держаться за жизнь больше незачем. Когда она ушла, ей было всего 56 лет.

Линия жизни

24 февраля 1932 г. Дата рождения Майи Владимировны Кристалинской.
1950 г. Поступление в Московский авиационный институт.
1957 г. Кристалинская становится лауреатом Московского международного фестиваля молодёжи и студентов. Брак с писателем Аркадием Аркановым.
1959-1960 гг. Работа солисткой в оркестре О. Лундстрема.
1960 г. Запись песни Маши из к/ф «Жажда».
1962 г. Знакомство со вторым мужем, Э. Барклаем.
1966 г. Запись песни «Нежность» из к/ф «Три тополя на Плющихе». Признание ее лучшей эстрадной певицей года.
1970 г. Запрет на появление на телевидении из-за новой антисемитской политики.
1974 г. Звание заслуженной артистки РСФСР.
1984 г. Обострение болезни.
19 июня 1985 г. Дата смерти Майи Кристалинской.

Памятные места

1. Московский авиационный институт, который закончила Майя Кристалинская.
2. Новосибирск, где Кристалинская оказалась после распределения из вуза.
3. Конструкторское бюро А. Яковлева, где работала Майя Кристалинская.
4. Польша, где М. Кристалинская была на гастролях с Марком Бернесом в 1964 г.
5. Новое Донское кладбище в Москве , где похоронена Майя Кристалинская.

Эпизоды жизни

Майя Кристалинская исполнила песни, которые звучали в более чем 20 кинофильмах, в числе которых «Тишина», «Карьера Димы Горина», «Человек идёт за солнцем», «Девчата» и т. д.

На выступлениях на Майе Кристалинской всегда была шейная косынка. Певице приходилось скрывать ожоги от лучевой терапии.

Первый брак Кристалинской с А. Аркановым продлился меньше года. Со вторым своим гражданским мужем певица прожила душа в душу больше 20 лет. Они умерли в один день, только с разницей в год.

Любимой актрисой Кристалинской была Марлен Дитрих. Майя самостоятельно перевела её книгу «Размышления» и связалась с Дитрих, жившей в Париже. Книга вышла только после смерти Майи.


Майя Кристалинская исполняет песню «Нежность»

Завет

«Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем».

Соболезнования

«Ее голос не врывался в дома и квартиры, как врываются нынче песни-налетчики. Ее голос ласково вливался в ваш дом и вашу душу навсегда. Недаром вершиной ее творчества стала пахмутовская «Нежность». Честно прожитая жизнь - это не так уж мало. Жизнь, прожитая всем смертям назло, да еще с песней, кристальной майской песней, - это уже подвиг».
Олег Анофриев, певец.

«Она всегда пела, сколько я ее помню: и в школе, и в институте, и в конструкторском бюро. За обеденный перерыв успевала перепеть весь репертуар Лолиты Торрес… Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: „Неужели она так тяжело больна?! Да не может быть!“».
Валентина Котелкина, лучшая подруга певицы

Она пела о любви, но долгие годы была одинока. Пела о материнских чувствах, но сама так и не стала матерью. Пела о «Нежности», а ее обвиняли в «пропаганде грусти». В единственный в жизни момент народной славы и успеха врачи поставили ей смертельный диагноз, но даже с ним Майе Кристалинской было смириться легче, чем с потерей любимого.

Умница, красавица и певица

Майе с детства легко давалось все, за что бы она ни бралась: учеба в школе, изучение иностранных языков, пение и музыкальные инструменты. Когда родной дядя подарил ей губную гармошку, Майя освоила ее за пять минут, чем сильно удивила родственника. Неудивительно, что школу и институт она всегда совмещала с пением в хоре, где Кристалинскую очень ценили за умение спеть под любой аккомпанемент без репетиций.


Когда шестнадцатилетней Майе пришла пора получать паспорт, она совершила свою первую ошибку. Русская по матери, в графе «национальность» она записала себя еврейкой — как отец. Через много лет это фактически поставит крест на ее карьере певицы. Учиться Кристалинская пошла на инженера, но судьба все равно ее настигла. Устроившись работать в конструкторское бюро, после работы она бежала в Центральный дом работников искусств, где участвовала в самодеятельности. Здесь обладательницу уникального голоса заметил джазмен Олег Лундстрем и пригласил гастролировать с его оркестром. Инженером Майя пробыла всего три года.

Успех и одиночество

Москва полюбила Кристалинскую после Международного фестиваля молодежи и студентов, на котором она выступала с оркестром Юрия Саульского. Вся остальная страна узнала о певице после выхода фильма «Жажда»: пластинка с песней «Мы с тобой два берега» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров. По радио ее крутили каждый день, и Майя в буквальном смысле слышала свой голос из каждой форточки. Первый муж Кристалинской — выпускник мединститута и начинающий писатель Аркадий Арканов — к успехам супруги относился ревниво. Они познакомились после судьбоносного для нее фестиваля и поженились, даже ни разу не поцеловавшись. Арканов слыл ловеласом, его дерзость и настойчивость Майю покорили.


Но родственники молодых брак восприняли в штыки: за свадебным столом царила гробовая тишина. Обстановку попробовал разрядить отец Майи: раздал всем гостям головоломки собственного сочинения «Минут тридцать наша с Майей родня молча, не выпивая, разгадывала головоломки. Сцена получилась смешной…» — вспоминал Арканов. Он ушел от нее меньше, чем через год. Кристалинская попробовала отвлечься на работу, но внезапно заболела.

Рак

Ее близкая подруга Валя Котелкина вспоминала, что все началось, как обычная ангина: воспалились гланды, поднялась температура. Но когда на шее появились небольшие шарики, Майя обратилась за более серьезной консультацией врачей. Диагноз ставил крест и на ее жизни, и на ее карьере: рак лимфатических узлов. Кристалинской было тогда всего 29 лет.


Напрягать связки врачи запрещали — это сильно ухудшало состояние артистки. Но Кристалинская отвечала на это: «Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем». Тяжелое лечение с химиотерапией позволило перевести болезнь в стадию ремиссии. Именно тогда Майя Кристалинская стала появляться на сцене с неизменным платочком на шее. Публика списывала это на моду, но причина была серьезнее: платок прикрывал следы ожогов от облучения.

Поздняя любовь

Больше всего на свете Кристалинская мечтала любить и дарить свою любовь мужу и детям. Об этом чувстве она пела пронзительно и нежно. Неслучайно ее главный хит — «Нежность» Пахмутовой — она записывала со слезами на глазах.


После неудачного первого брака певица попробовала строить отношения с неким журналистом, относившемся к ней как к трофею и не равнодушным к бутылке. Эта любовь только ухудшила ее и без того ненадежную репутацию среди начальства. Когда Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, времена хрущевской «оттепели» для артистов закончились. По слухам, он был ярым антисемитом — и та самая графа «национальность» в паспорте немедленно сыграла против Кристалинской. Официально ее убрали из эфира за «пропаганду грусти». Лапин считал, что она «не поет, а ноет».

Потом для нее стали недоступны просторные залы Москвы, Петербурга и других крупных городов страны. Знаменитая Майя Кристалинская ездила по районам и выступала в сельских клубах, чтобы совсем не остаться без работы. Именно в этот непростой период своей жизни она познакомилась со своим давним поклонником — архитектором Эдуардом Барклаем. После каждого концерта он присылал ей за кулисы букет из красных роз. Когда они, наконец, увиделись лично, Майя ответила на его чувство взаимностью.

Близкие певицы говорили, что только забота Эдика помогла продлить Майе жизнь. Он доставал для нее лекарства, следил за их приемом, запрещал заниматься домашним хозяйством и без устали говорил комплименты. А сам при этом медленно угасал от диабета.

В июне 1984 года они собирались в отпуск, когда Барклаю вдруг стало плохо. Приехавшая «скорая» ничего не смогла сделать — он умер на руках у Майи. С той самой минуты она потеряла интерес и волю к жизни. Все, чего хотела Кристалинская — это поскорее «воссоединиться с Эдиком». Она умерла ровно через год после его похорон — 19 июня 1985 года. Слова из песни «Нежность» стали для нее пророческими.

«Опустела без тебя Земля. Как мне несколько часов прожить? Так же падает в садах листва, И куда-то всё спешат такси… Только пусто на Земле одной Без тебя, а ты, Ты летишь, и тебе Дарят звёзды Свою нежность…»


Ма́йя Влади́мировна Кристали́нская (24 февраля , Москва - 19 июня , там же) - советская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР ().

Биография

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве , в русско-еврейской семье . Её отец, Владимир Григорьевич Кристалинский (1904-1972), происходил из Мглина Черниговской губернии , окончил реальное училище в Могилёве . Её мать, Валентина Яковлевна Кристалинская (урождённая Пыткина, 1911-1996), происходила из Павлодара . Родители поженились в Саратове и вскоре переехали в Москву, где отец окончил художественно-конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов (ВХУТЕМАС) и работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, которые печатались в газете «Пионерская правда », автором книги «Шутки-минутки» (М.: Детский мир, 1958).

Во время учёбы в школе занималась в детском хоровом коллективе Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского. После окончания школы в 1950 году поступила в . В институте она занималась художественной самодеятельностью. После окончания института уехала по распределению в Новосибирск на завод имени Чкалова. Но, по воспоминаниям подруги и одногруппницы Валентины Котёлкиной, они вскоре вернулись в Москву, и Майя стала работать в КБ А. Яковлева .

В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин . Обладая безграничной властью, Лапин проводил на ТВ политику антисемитизма. Попали в чёрный список и практически остались без работы (а многие и уехали из страны) известные певцы и певицы: Вадим Мулерман , Эмиль Горовец , Аида Ведищева , Нина Бродская , Лариса Мондрус . Путь на телеэкран и в радиоэфир был практически закрыт и для Майи Кристалинской .Однако для Кристалинской изредка всё же делались исключения и её приглашали участвовать в творческих вечерах известных поэтов и композиторов-песенников проводившихся в Колонном зале Дома Союзов под давлением авторитета этих мэтров таких как Колмановский, Пахмутова, Френкель, Ошанин и др. и бессменного дирижёра Ю. Силантьева.

Кристалинская стала персоной нон грата на Центральном телевидении, кроме описанных выше исключений. Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря уже о Москве, оказалось очень сложно .

Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, её интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как её знают только специалисты.

Любила она и кино. Её любимой актрисой была Марлен Дитрих . В последние годы жизни она взялась за перевод книги Дитрих «Размышления» с немецкого языка на русский. Книга вышла в СССР уже после смерти Майи Кристалинской.

В 1984 году её болезнь обострилась, и прожить ей удалось ещё только год. 19 июня 1985 года в возрасте 53 лет Майя Кристалинская скончалась, чуть больше, чем на год пережив своего спутника жизни, архитектора Эдуарда Барклая, который умер от сахарного диабета 15 июня 1984 года . Прощались с Майей в ЦДРИ, звучали её песни, выносили под песню "Русь".

Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве. Эпитафия на её могиле гласит: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься - и опять споёшь».

Известный поэт Роберт Рождественский называл Майю Кристалинскую «Эхом нашей юности».

Семья

Песни

Переводы

  • Марлен Дитрих . Размышления

Напишите отзыв о статье "Кристалинская, Майя Владимировна"

Примечания

Ссылки

  • (Производство: Медиасфера, 2006, Первый канал)

Отрывок, характеризующий Кристалинская, Майя Владимировна

В ночь с 6 го на 7 е октября началось движение выступавших французов: ломались кухни, балаганы, укладывались повозки и двигались войска и обозы.
В семь часов утра конвой французов, в походной форме, в киверах, с ружьями, ранцами и огромными мешками, стоял перед балаганами, и французский оживленный говор, пересыпаемый ругательствами, перекатывался по всей линии.
В балагане все были готовы, одеты, подпоясаны, обуты и ждали только приказания выходить. Больной солдат Соколов, бледный, худой, с синими кругами вокруг глаз, один, не обутый и не одетый, сидел на своем месте и выкатившимися от худобы глазами вопросительно смотрел на не обращавших на него внимания товарищей и негромко и равномерно стонал. Видимо, не столько страдания – он был болен кровавым поносом, – сколько страх и горе оставаться одному заставляли его стонать.
Пьер, обутый в башмаки, сшитые для него Каратаевым из цибика, который принес француз для подшивки себе подошв, подпоясанный веревкою, подошел к больному и присел перед ним на корточки.
– Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер.
– О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат.
– Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица.
Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных.
– Caporal, que fera t on du malade?.. [Капрал, что с больным делать?..] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного.
«Вот оно!.. Опять оно!» – сказал себе Пьер, и невольный холод пробежал по его спине. В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей воли умерщвлять себе подобных, ту силу, действие которой он видел во время казни. Бояться, стараться избегать этой силы, обращаться с просьбами или увещаниями к людям, которые служили орудиями ее, было бесполезно. Это знал теперь Пьер. Надо было ждать и терпеть. Пьер не подошел больше к больному и не оглянулся на него. Он, молча, нахмурившись, стоял у двери балагана.
Когда двери балагана отворились и пленные, как стадо баранов, давя друг друга, затеснились в выходе, Пьер пробился вперед их и подошел к тому самому капитану, который, по уверению капрала, готов был все сделать для Пьера. Капитан тоже был в походной форме, и из холодного лица его смотрело тоже «оно», которое Пьер узнал в словах капрала и в треске барабанов.
– Filez, filez, [Проходите, проходите.] – приговаривал капитан, строго хмурясь и глядя на толпившихся мимо него пленных. Пьер знал, что его попытка будет напрасна, но подошел к нему.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – холодно оглянувшись, как бы не узнав, сказал офицер. Пьер сказал про больного.
– Il pourra marcher, que diable! – сказал капитан. – Filez, filez, [Он пойдет, черт возьми! Проходите, проходите] – продолжал он приговаривать, не глядя на Пьера.
– Mais non, il est a l"agonie… [Да нет же, он умирает…] – начал было Пьер.
– Voulez vous bien?! [Пойди ты к…] – злобно нахмурившись, крикнул капитан.
Драм да да дам, дам, дам, трещали барабаны. И Пьер понял, что таинственная сила уже вполне овладела этими людьми и что теперь говорить еще что нибудь было бесполезно.
Пленных офицеров отделили от солдат и велели им идти впереди. Офицеров, в числе которых был Пьер, было человек тридцать, солдатов человек триста.
Пленные офицеры, выпущенные из других балаганов, были все чужие, были гораздо лучше одеты, чем Пьер, и смотрели на него, в его обуви, с недоверчивостью и отчужденностью. Недалеко от Пьера шел, видимо, пользующийся общим уважением своих товарищей пленных, толстый майор в казанском халате, подпоясанный полотенцем, с пухлым, желтым, сердитым лицом. Он одну руку с кисетом держал за пазухой, другою опирался на чубук. Майор, пыхтя и отдуваясь, ворчал и сердился на всех за то, что ему казалось, что его толкают и что все торопятся, когда торопиться некуда, все чему то удивляются, когда ни в чем ничего нет удивительного. Другой, маленький худой офицер, со всеми заговаривал, делая предположения о том, куда их ведут теперь и как далеко они успеют пройти нынешний день. Чиновник, в валеных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та или эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы.
– О чем спорите? – сердито говорил майор. – Николы ли, Власа ли, все одно; видите, все сгорело, ну и конец… Что толкаетесь то, разве дороги мало, – обратился он сердито к шедшему сзади и вовсе не толкавшему его.
– Ай, ай, ай, что наделали! – слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. – И Замоскворечье то, и Зубово, и в Кремле то, смотрите, половины нет… Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть.
– Ну, знаете, что сгорело, ну о чем же толковать! – говорил майор.
Проходя через Хамовники (один из немногих несгоревших кварталов Москвы) мимо церкви, вся толпа пленных вдруг пожалась к одной стороне, и послышались восклицания ужаса и омерзения.
– Ишь мерзавцы! То то нехристи! Да мертвый, мертвый и есть… Вымазали чем то.
Пьер тоже подвинулся к церкви, у которой было то, что вызывало восклицания, и смутно увидал что то, прислоненное к ограде церкви. Из слов товарищей, видевших лучше его, он узнал, что это что то был труп человека, поставленный стоймя у ограды и вымазанный в лице сажей…
– Marchez, sacre nom… Filez… trente mille diables… [Иди! иди! Черти! Дьяволы!] – послышались ругательства конвойных, и французские солдаты с новым озлоблением разогнали тесаками толпу пленных, смотревшую на мертвого человека.

По переулкам Хамовников пленные шли одни с своим конвоем и повозками и фурами, принадлежавшими конвойным и ехавшими сзади; но, выйдя к провиантским магазинам, они попали в середину огромного, тесно двигавшегося артиллерийского обоза, перемешанного с частными повозками.
У самого моста все остановились, дожидаясь того, чтобы продвинулись ехавшие впереди. С моста пленным открылись сзади и впереди бесконечные ряды других двигавшихся обозов. Направо, там, где загибалась Калужская дорога мимо Нескучного, пропадая вдали, тянулись бесконечные ряды войск и обозов. Это были вышедшие прежде всех войска корпуса Богарне; назади, по набережной и через Каменный мост, тянулись войска и обозы Нея.
Войска Даву, к которым принадлежали пленные, шли через Крымский брод и уже отчасти вступали в Калужскую улицу. Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки.
Пройдя Крымский брод, пленные двигались по нескольку шагов и останавливались, и опять двигались, и со всех сторон экипажи и люди все больше и больше стеснялись. Пройдя более часа те несколько сот шагов, которые отделяют мост от Калужской улицы, и дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке. Со всех сторон слышался неумолкаемый, как шум моря, грохот колес, и топот ног, и неумолкаемые сердитые крики и ругательства. Пьер стоял прижатый к стене обгорелого дома, слушая этот звук, сливавшийся в его воображении с звуками барабана.
Несколько пленных офицеров, чтобы лучше видеть, влезли на стену обгорелого дома, подле которого стоял Пьер.