Вечная проблема выбора жизненного пути. Нравственный выбор — аргументы ЕГЭ

О выборе жизненного пути

Некоторым людям может повезти в жизни, но это везение радует их не всегда. Тех, кого избирает удача, в окружающей жизни гораздо меньше, чем людей иного плана - тех, чей удел - повседневный труд, преодоление препятствий и отсут­ствие ярких событий.

Проблема, представленная в тексте, заключена в следующем. Допустим, человека могут возвысить два неожиданных случая. Один - следствие везения, счастливого поворота судьбы. Второй - признание окружающими заслуг и успехов, достигнутых прежде всего упорством и тяжёлым трудом.

По какому пути идти, какому курсу следовать, что предпо­честь, чего добиваться?

Комментарий к проблеме. Люди увлекающиеся, любящие эффекты, подверженные быстрой смене настроений, выберут первый путь. Они будут ждать своего счастливого часа, когда им просто повезёт. А другие, люди с более устойчивой нервной системой, трудолюбивые и целеустремлённые, способные при­нимать взвешенные решения, выберут путь второй.

Авторская позиция просматривается на примере судьбы ге­роя очерка. Даниил Гранин, учёный-физик, писатель, считает, что каждый человек должен определить для себя свою главную жизненную линию и стараться следовать ей на протяжении отмеренного судьбой пути. Только в этих обстоятельствах выя­вится цельность натуры человека, и как результат - значитель­ные дела, яркая биография, возможно, слава. И только упорный труд - залог успеха.

Я согласен с позицией автора и доказываю её правильность первым аргументом. А.П. Чехов, великий писатель-гуманист, в 1890 г. по собственной инициативе предпринял поездку на остров Сахалин с целью переписи ссыльных. На Сахалине он посетил все селения, бывал в тюрьмах, на рудниках. При нём надзиратели наказывали провинившихся плетьми. Чехов завёл на каждого поселенца карточку, где были указаны его возраст, причины и сроки наказания. Всего картотека насчитывала во­семь тысяч карточек - результат огромного труда писателя, журналиста, честного гражданина, сострадающего несчастным. За свой подвижнический труд Чехов был награждён бронзовой медалью, а в его последующих произведениях было «всё просахалинено». В. Лакшин, литературовед, так оценил этот факт био­графии Чехова: «У каждого большого русского писателя был свой подвиг, своя вершина в жизни и своё страдание. И он (Чехов) сам создал свой подвиг - поездку на остров-тюрьму».

Второй аргумент, подтверждающий правильность суждений автора, можно привести из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров страстно предан науке, он готов посвятить профессии врача всю свою жизнь. Его не утомляют ни бесконеч­ные опыты, ни тяжёлый труд уездного лекаря, исцеляющего му­жиков. Останься он жив, его имя было бы в одном ряду с именами выдающихся русских учёных-физиологов, исследователей в об­ласти медицины - Сеченова, Пирогова, Павлова и других.

В заключение можно привести высказывание Н.А. Некрасова:

Воля и труд человека/Дивные дивы творят.

Здесь искали:

  • проблема выбора жизненного пути
  • жизнь это путь сочинение по литературе
  • проблема выбора жизненного пути аргументы

В романе В.А. Каверина особенно жизненно важным представляется вопрос выбора будущей профессии для Сани Григорьева и его друга Вальки Жукова. Валентин – мальчик увлекающийся, его постоянно влекут всё новые и новые сферы знания. Но в итоге выбирает биологию и становится профессором. Саня очень долго идёт к своему выбору. Ещё будучи немым, он неоднократно слушал письмо, повествующее об экспедиции капитана Татаринова. В подростковом возрасте ему приходит мысль, что на самолёте достичь северного полюса гораздо проще, чем на собачьих повозках. И это решает его судьбу. Он посвящает всё своё время главной цели – стать лётчиком. Считая себя невысоким, он занимается спортом, неустанно тренируется, готовится отвечать на все вопросы по устройству самолёта. В итоге он становится лётчиком и достигает своей цели. Так мечта детства становится смыслом всей жизни.

2. Л.Н. Толстой «Отрочество»

Герой автобиографической повести Николенька Иртеньев на пороге взросления стоит перед выбором будущего дела всей жизни. Одарённый богатым духовным миром, он мечтает стать полезным и общественно значимым человеком. Он воображает себя «великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства». Главный герой готовится к поступлению на математический факультет, только потому, «что слова: синусы, тангенсы, дифференциалы, интегралы и т. д., чрезвычайно нравятся мне». Впоследствии жизнь покажет, что выбор, сделанный таким образом, неправильный. Книга Л.Н. Толстого убеждает нас походить к выбору жизненного пути более ответственно.

3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Жизнь – долгий путь, который хочется пройти с ответственностью за каждый день. Иногда на жизненном пути происходят внезапные перемены, после которых человек понимает, что главное – впереди. Так случилось с Мастером. Он прожил большую часть жизни, работая в одном из московских музеев. Он был историком по образованию и занимался переводами, так как знал пять языков. Однажды, выиграв большие деньги, он решил посвятить себя любимому занятию: написанию романа о Понтии Пилате. Другой герой романа Иван Бездомный – писатель, даже поэт, подвязался в Грибоедове, продавая свои бесталанные произведения Берлиозу, пользуясь всеми благами МАССОЛИТа. Но встреча с Воландом, смерть Берлиоза, а потом знакомство с Мастером изменили жизнь Ивана, он стал историком, перестал писать свои бездарные стихи и посвятил свою жизнь науке: он стал сотрудником института истории и философии, профессором – Иваном Николаевичем Поныревым. Его ежемесячно беспокоит полнолуние, но он знает то, чего не знает никто. Булгаков даёт понять, что выбор профессии – дело сложное и не всегда однозначное.

1 аргумент: сегодня я и мои ровесники стоим на пороге выбора жизненного пути. От того, какую профессию мы предпочтём , в какой общественной сфере найдём своё применение, зависит не только наш материальный уровень, но и наше духовное развитие. (Пример личный).

2 аргумент: в основе выбора лежат нравственные ценности, которые формируются в детстве. Очень важно, чтобы это были доброта, справедливость, трудолюбие, а не эгоистические побуждения. (Пьер Безухов «Война и мир»).

3 аргумент: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Другим литературным героем, который также не смог сделать выбор по совести, является Евгений Онегин. Герой понимает, что его дуэль с Ленским абсолютно бессмысленна, но все-равно принимает вызов. Почему? А.С. Пушкин дает вполне однозначный ответ: «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» То есть для Онегина общественное мнение было важнее, чем жизнь друга. А ведь есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то все закончилось бы хорошо.

4 аргумент: «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова . Эта проблема не раз находила отражение и в русской классической литературе. Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором Воланд и его свита искушают москвичей, которые раз за разом делают неправильный выбор, за что и получают свое наказание. Никанор Иванович Босой берет взятку, буфетчик жульничает, Степа Лиходеев развратничает… И, конечно, говоря о нравственном выборе, нельзя не вспомнить о Понтии Пилате , который так и не смог сделать правильный выбор. Ведь он слишком поздно понимает, что «сегодня днем он что-то безвозвратно упустил.

Проблема благородства, бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека)

Каждому из нас в жизни приходилось стоять на “распутье”. Человек взрослеет и ему приходиться делать выбор: профессии, спутника жизни, средств достижения цели. Кто-то с этим определился быстро, а у кого-то на это ушла вся жизнь. Многие обстоятельства способствуют или мешают этому. Но в итоге выбор за нами. Примером того, как человек боится поменять привычный образ жизни, является герой рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре”. Учитель Беляков - личность вполне заурядная. Он живет по принципу “как бы чего не вышло”, закрывается ото всех. Его “футлярная” жизнь вызывает негативное отношение у горожан и коллег. У него появляется шанс стать счастливее. Но Беликов выбирает привычное для него направление жизни, и как результат этого выбора - новый “футляр”- гроб. Герой повести Старцев А. П. Чехова “Ионыч” имел возможность стать благородным доктором, любящим супругом. Но сделал другой выбор. Старцев выбирает сытую жизнь. Он радуется возможности пересчитывать деньги, играть в винт и пополнять банковский счет.

Проблема быстротечности человеческой жизни

Каждый из нас верит, что его жизненный путь будет продолжительным и успешным. Но иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда очевидно, как скоротечна и непредсказуема человеческая жизнь. Обстоятельства смерти Берлиоза - одного из героев , ярко демонстрируют нам это . Уверенный в своем будущем и уж тем более в том, как он проведет вечер, начитанный редактор готов поспорить с незнакомцем по поводу внезапности человеческой смерти. Но проходит совсем немного времени, и голова Берлиоза покатилась по мостовой. Господин из Сан-Франциско, герой одноименного рассказа И. А. Бунина, вряд ли мог предвидеть, чем закончится долгожданный круиз . Уверенность в том, что роскошное путешествие - заслуженная награда в его жизни, переполняет его. Но судьба распоряжается иначе. Шикарный ужин заканчивается внезапной смертью героя. Его тело помещают в ящик из-под содовой. Жизнь закончилась.

Проблема поиска смысла жизни

Смысл жизни каждого индивидуален. Кто-то живет для себя, кто-то - для других, кто-то разумно сочетает и то, и другое. Есть люди, которые не видят в этом проблемы. Они просто живут, плывут по течению своей судьбы. Но есть те, кто заняты постоянным поиском смысла жизни. Таков любимый герой Л. Н. Толстого из романа “Война и мир”. Он страдает от неудовлетворенности своей жизнью. Активный поиск жизненного смысла приводит его в сомнительные компании, масонство, в несчастливый брак. В плену у Безухова происходит переосмысление жизненных ценностей. Он начинает понимать истинность человеческого счастья. В постоянном познании самого себя находится и герой А. С. Пушкина Евгений Онегин из одноименного романа. Он устал от праздной жизни. Попытка сменить образ жизни в высшем свете на жизнь в деревне не привела к положительному результату. Дуэль с Ленским, чувства Татьяна Лариной - для него это лишь эпизоды постоянных исканий. Автор, прощаясь с героем, так и оставляет его в поиске. Это его удел.

Истинные и ложные ценности

По ходу своей жизни человек расставляет приоритеты, выбирает то, что он считает для себя важным и отвергает ненужное. Но всегда ли важное для него полезно для общества? Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников совершает преступление. Смерть двух женщин, которых он убил, не дает ему нравственных мучений, и он даже оправдывает себя. Так появляется на свет известная всем теория о праве особенных людей вершить судьбы других. Но знакомство с приводит его к приобретению ценностей, проверенных столетиями. Раскольников берет в руки Евангелие. В романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” создан собирательный образ людей, которых “испортил квартирный вопрос”. Их позиции созвучны многим. Денежный дождь, осыпавшийся на зрителей театра Варьете, - ценность основного большинства, но не всех. Умение любить, творить - это важно для Мастера и Маргариты, а образ Иешуа представлен нравственным идеалом. Таким образом, произведения классической литературы дают возможность проиллюстрировать проблематику творческих работ-сочинений по указанной теме. А поднимаемые автором проблемы могут дать повод для размышлений нравственного характера. Другие примеры и аргументы для ЕГЭ по теме проблемы смысла жизни смотрите в предложенном ниже видео.

Здесь собраны проблемы из текстов для подготовки к ЕГЭ, которые встречаются абитуриентам наиболее часто. К каждой из них подобраны литературные аргументы, доступные для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.
  2. Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский . В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость. Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной. Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.
  3. Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Выбор в любви

  1. Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Наверное, каждый человек когда-нибудь сталкивался с проблемой любовного выбора. «Анна Каренина» — самый знаменитый роман о любви, где главной героине тоже предстоит выбирать. И решение повлияло на всю дальнейшую судьбу Анны. Она попала на пересечение двух огней. С одной стороны была семья – горячо любимый сын, но нелюбимый муж, а с другой – невероятно глубокие, страстные чувства к графу Вронскому. Героиня предпочла пылкую любовь вместо тихого и мирного существования в кругу семьи. Она теряет власть, уважение в обществе, закрывает глаза на все, потому что понимает, что не сможет прожить жизнь с холодным и расчетливым человеком. Но Толстой показывает, что даже выбор искренней любви может стать роковым. Анна попадает под гнет высшего общества, теряет все, что было ей дорого, и решает уйти из жизни, чтобы боль, наконец, перестала ежедневно терзать её.
  2. Л.Н Толстой «Война и мир» — Наташа Ростова. Наталья Ростова — одна из тех героинь русской литературы, которые сталкивались с проблемой выбора на протяжении всей жизни. Но, наверное, самый главный выбор все-таки касался любви. Она, по своей детской наивности, решилась на отношения с Анатолием Курагиным, даже не подозревая о том, что он может обмануть её. Холодной любви Болконского оказалось недостаточно для того, чтобы растопить её сердце, и она совершает большую ошибку, когда готовиться сбежать с Курагиным. Возможно, если бы не это предательство, их любовь с князем Болконским продолжалась бы ещё очень долго. Но Толстой тем самым хотел показать, сколь ошибочными бывают мимолетные решения, и как сильно мы, порой, можем о них жалеть.
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна. Конечно, в «энциклопедии русской жизни» должна быть затронута любовная тема. Главная героиня Татьяна сталкивается с любовным выбором, который был связан с её будущим и прошлым. Горячо полюбив Евгения Онегина, будучи ещё совсем юной, она не могла подумать о том, что этот красивый и умный мужчина может отказать ей в этом чувстве. Но именно так и происходит, и это разбивает девушке сердце. Проходит много лет, и Татьяна расцветает, становится более зрелой и умной. Брак с генералом привнес много нового в её жизнь, изменения пошли на пользу. Когда Евгений встречает её и теперь уже сам предлагает свою любовь, она отказывается. Татьяна понимает, что променять свою нынешнюю спокойную жизнь на, может быть, секундное счастье с Онегиным, было бы глупостью. В данном выборе она руководствуется лишь холодным рассудком, потому как её чувства угасли к тому времени и не позволили поступать опрометчиво.
  4. Нравственный выбор

    1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
    2. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда ». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.
    3. Выбор жизненного пути

      1. А.П. Чехов «Человек в футляре». Главный герой рассказа «Человек в футляре» является наглядным примером того, какой образ жизни может избрать для себя человек. Кто-то открывается всему новому и интересному, каждый день общается с людьми и наслаждается всеми моментами жизни, а кто-то закрывается глубоко внутри себя, и не позволяет обстоятельствам изменить существующий порядок вещей. И при этом человек осознанно ограничивает себя от всего, что может приносить радость, буквально хоронит себя заживо. Беликов самостоятельно берет кисть и окрашивает свою жизнь в черно-белые цвета, закрепляет рамки условностей вокруг себя, потому что считает, что все должно происходить по заранее известному сценарию. Любые жизненные потрясения и сдвиги способны сильно покалечить психику таких людей, как Беликов, но Чехов показывает ещё более печальный итог в истории этого человека
      2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Это первый психологический роман, в котором рассказывается история человека с глубокой личной трагедией в душе. Печорин – неоднозначный персонаж, который хоть и не отказывается от всех жизненных удовольствий, но все же выбирает для себя холодную замкнутость и уединение. Здесь можно рассмотреть проблему и более глубокого масштаба: герой выбирает для себя одиночество, так как столкновения с внешним миром приносят ему одни лишь несчастья. За всю жизнь у него не было настоящих друзей, и в любви этот человек тоже остался глубоко несчастным. Его выбор пал на чувство ненависти и презрения ко всему, что его окружает, включая людей. Он принял его, исходя из жизненных обстоятельств, которые сделали его таким, каким он в итоге предстает перед читателями.
      3. И.С. Тургенев «Рудин». Тургенев в своём романе «Рудин» хотел показать читателям образ человека, которого принято называть «лишним». Ведь именно таким чувствует себя главный герой на протяжении всех событий романа и до самого конца, когда отчаяние приводит его на баррикады. Дмитрий Рудин привык надменно и нагло обращаться с людьми, которые находятся в его обществе. Тем самым, он будто воздвигает внутри себя барьер, который не дает чувствительности выйти на свет. Он придает слишком большое значение своей персоне, из-за чего многие невольно проникались к нему и влюблялись. Но, проблема в том, что за всем этим ханжеством и лживыми тирадами пряталась обыкновенная неуверенность в себе. Он тоже выбрал путь постоянного ограничения себя от жизни, потому как думал, что это сделает его счастливым. Рудин играет с собственной жизнью, ежедневно надевая различные маски, и в итоге не может принять важных решений, которые могут полностью изменить его судьбу. Единственный действительно смелый поступок его жизни – участие во французской революции и желание погибнуть героем.