Дидактическая игра сложи портрет. Дошкольное воспитание

Транскрипт

1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЖАНРУ ПОРТРЕТА 1

2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЖАНРУ ПОРТРЕТА СОСТАВЬ ПОРТРЕТ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ ЦЕЛЬ. Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи слова: вверху, сверху, внизу, снизу, между, под. ПРИМЕЧАНИЕ. НОС находится между глазами. Брови находятся сверху глаз. МАТЕРИАЛ. Портрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей (лицо пополам и на 4 части лоб, глаза, нос, рот и подбородок). 2

3 Семейный портрет Цель. ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ПОЛОВЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛЮДЕЙ. НАЗВАТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ЛИЦА, МОЛОДОГО И ПОЖИЛОГО. ПОДОБРАТЬ И СОСТАВИТЬ ПОРТРЕТЫ: МАМЫ, ПАПЫ, БАБУШКИ, ДЕДУШКИ, СЕСТРЕНКИ И БРАТИШКИ. Материал. 6 ПОРТРЕТОВ, РАЗРЕЗАННЫХ НА 4 ЧАСТИ (ЛОБ, ГЛАЗА, НОС, ГУБЫ И ПОДБОРОДОК), И ОТДЕЛЬНО ПАРИКИ И НАКЛАДНЫЕ ДЕТАЛИ (УСЫ, БОРОДЫ, ОЧКИ). 3

4 Найди недостаток в портрете Цель. ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О СОСТАВНЫХ ЧАСТЯХ ЛИЦА: ЛОБ, ВОЛОСЫ, БРОВИ, ВЕКИ, РЕСНИЦЫ, ГЛАЗА, ЗРАЧКИ, НОС, НОЗДРИ, ЩЕКИ, СКУЛЫ, РОТ, ГУБЫ, ПОДБОРОДОК, УШИ. ОПРЕДЕЛИТЬ В РИСУНКЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ЧАСТИ ЛИЦА И РАССКАЗАТЬ, КАКУЮ ФУНКЦИЮ ОНИ ВЫПОЛНЯЮТ. Материал. 10 КАРТОЧЕК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ОДНОГО ЛИЦА С РАЗНЫМИ НЕДОСТАТКАМИ. 4

5 Мимика лица КАК ИЗВЕСТНО, У ЧЕЛОВЕКА БЫВАЕТ РАЗНОЕ НАСТРОЕНИЕ: РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, СМЕХ, ПЛАЧ, РАЗДРАЖЕНИЕ, ГНЕВ, СПОКОЙСТВИЕ. РАЗНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА НАЗЫВАЕТСЯ МИМИКОЙ. ИЗУЧИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО СХЕМЫ НАСТРОЕНИЯ И ПОПРОБУЙТЕ ИХ ЗАРИСОВАТЬ. 5

6 Придумай и собери портрет Цель. ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ЖАНРЕ ПОРТРЕТА, ДОСТАВИТЬ ПОРТРЕТ ИЗ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА ПО СОБСТВЕННОМУ ВЫБОРУ И ВООБРАЖЕНИЮ. УЧИТЬ ПРАВИЛЬНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МЕСТОНАХОЖДЕНИИ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА И ЕГО ПРОПОРЦИЯХ. Материал. РАЗНООБРАЗНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ЧАСТЕЙ ЛИЦА ПО ЦВЕТУ И ФОРМЕ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ: ПАРИКИ, УСЫ, БОРОДЫ, ШЛЯПЫ И Т. Д 6

7 ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ ГЕРОИ ЦЕЛЬ. УЧИТЬ классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые; глупые и умные; смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновывать свой выбор. МАТЕРИАЛ. Картинки с изображением различных сказочных персонажей с ярко выраженными чертами характера (Емеля, Баба Яга, Змей Горыныч, Лиса, Елена Прекрасная и др.) 7

8 УЗНАЙ ПОРТРЕТ ПО ОПИСАНИЮ И НАРИСУЙ ЕГО 1. Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще в крапинку от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее, видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один коричневый, а другой черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся. Астрид Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок 2. Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан;». кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах старые голубые ботфорты. А. Волков. Волшебник Изумрудного города (Страшила) 8

9 3. Девочка взяла веник да так и села на пол до того испугалась. Под веником кто-то был! Небольшой, мохнатый, в красной рубахе, блестит глазами и молчит. Девочка тоже молчит и думает: «Может, это ежик? А почему он одет и обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь заводские игрушки не умеют кашлять и так громко чихать ТУТ НАТАША ПОТИХОНЬКУ СТАЛА СМЕЯТЬСЯ. УЖ ОЧЕНЬ ПОТЕШНЫЙ ОКАЗАЛСЯ ЧЕЛОВЕК. В КРАСНОЙ РУБАХЕ С ПОЯСОМ, НА НОГАХ ЛАПТИ, НОС КУРНОСЫЙ, А РОТ ДО УШЕЙ, ОСОБЕННО КОГДА СМЕЕТСЯ. Татьяна Александрова. КУЗЬКА (ДОМОВЁНОК КУЗЬКА) ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПАЛОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» Цель. Учить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематичном изображении; упражнять в передаче поз людей в схематичном изображении. Материал. У воспитателя фломастер и палочки (полоски тонкого картона, подклеенные фланелью) для выкладывания человечков, схематичные изображения человечков в разных позах. У детей карточки, разделенные на две клетки, в одной схематичный человечек, другая свободная, простые карандаши. 9

10 Ход. Показать детям трех-четырех человечков, изображенных по-разному. Спросить, кто может повторить движения одного из человечков. Ребенок принимает позу одного из человечков, а дети находят на карточке человечка с такими же движениями рук и ног. Обозначают словами его позу. Например: «Руки в локтях согнуты и подняты вверх, одна нога сильно согнута в колене, другая выпрямлена. Показать на фланелеграфе, как можно выложить по-разному изображенных человечков (3 4 позы). Затем раздать детям по одной карточке, предложить найти человечка с такими же движениями рук и ног, как у палочного человечка, и положить его на свободную клетку. 10

11 ПОСОБИЕ «ДВИГАЮЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕЧЕК» (НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ) Цель: Учить составлять фигурку человека в статическом состоянии, а также в движении на фланелеграфе из составных частей, соответствующих частям тела человека. Предложить выложить из частей фигурку человека в определенном положении и перенести полученное изображение на бумагу. Материал и необходимое оборудование: На каждого ребенка - настольный фланелеграф и набор наклеенных на фланель частей фигурки человечка: 2 детали изображения головы в профиль и в анфас, 2 детали туловища в двух положениях: спереди и сбоку,разделенные на локтевом сгибе 2 руки(4 детали) и 4 детали разделенных в колене ног. 11

12 Список использованной литературы: 1.Трофимова М.В. и др. «И учеба, и игра, изобразительное искусство» Ярославль, Академия развития, 2001г. 2.Шалаева Г.П. Учимся рисовать человека. М., Издательство: АСТ, Слово, 2009 Примечание: фотографии с изображением изготовленных дидактических игр авторские. 12


Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад «Снежинка» Тарханова Н.Н. «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ» Цель: закрепить представления детей о тѐплой и холодной цветовой гамме. Материал:

Игра что может быть интереснее для ребёнка? В игре, больше чем в какой-либо другой деятельности, ребёнок может проявить самостоятельность и независимость, реализовать свои желания и интересы. В игре развивается

Конспект занятия в старшей группе «Как устроено тело человека» Цель: Ознакомить детей, с тем, как устроено тело человека. Закрепить названия частей лица, их назначения. Научить измерять рост, размер ноги.

Конспект занятия по рисованию «Веселый клоун» Конспект занятия по рисованию «Веселый клоун» Конспект занятия по рисованию Тип занятия: занятие на тему, предложенную воспитателем. Тема: «Веселый клоун».

ИСКУССТВО ПОРТРЕТА Открытое занятие по изо-деятельности в старшей группе (5-6 лет) МБДОУ 99 г. Ростова-на-Дону. Цели: Познакомить с терминами «Изобразительное искусство», «Портретист», с видами и средствами

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» КОНСПЕКТ занятия по изобразительной деятельности Тема: Рисование портрета. (Подготовительная группа) Воспитатель

Конспект НОД по изо в подготовительной к школе группе на тему: «Портрет мамы» Цель: Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями

«Радуга» По основам изобразительной деятельности. Цель: ознакомить детей со спектральными цветами. Материал: цветные полоски спектральных цветов. Ход работы.составить радугу из цветных полосок, располагая

Конспект НОД в младшей группе (экспериментирование)по теме: «Тело человека» Цели: - формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека; - познакомить с возможностями тела человека

ДОРОГИЕ МАМЫ, ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! Поздравляем вас! Вы получили самый прекрасный подарок из всех возможных маленького, совершенно нового человечка. Ваш малыш удивительный, похожий на вас и в то же

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Издательсто АСТ Москва Читаем, играем, растём, развиваемся! Ваш малыш растёт и каждый день радует вас новыми успехами. В полгодика крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми, он вовсю улыбается

Создание лэпбука «Эмоции». Использование его в работе. При изготовлении лэпбука дети являлись полноценными участниками творческого процесса. Вместе с ребятами продумывалось оформление и расположение материала.

Мастер-класс **Дидактическая игра «Моё лицо» Данная игра может использоваться для детей от 3 до 7 лет. Применяться может как при изучении валеологии, так и для изучения эмоций детей. Для её изготовления

Человеческая фигура и лицо Все мы очень неравнодушны к фигурам и лицам других. Исследования показывают, что даже новорожденные любят наблюдать именно за лицами. На протяжении всей истории искусств художники

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью Пейзаж Если видишь на картине, нарисована река, Живописные долины и дремучие леса, Белокурые берёзки или старый крепкий дуб, Или

Урок изобразительного искусства в 3 классе «Картина портрет» Тема урока «Картина портрет». Цели урока: образовательные: сформировать знания о жанре «портрет»; познакомить с известными картинами портретами;

Для начала карандашом рисуем от руки овал, формой напоминающий яйцо, и с помощью линейки делим его вертикальной и горизонтальной линиями, которые скрещиваются ровно посередине. Вертикаль делим на 6 отрезков

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО Д/И «Угадай, что получится?» Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Лист бумаги, карандаши. Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

6 класс III четверть, 2 урок Тема УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ ПРОПОРЦИИ Цель урока Знакомство с конструкцией головы человека, пропорциями лица и их ролью в выражении

Баева Анастасия Петровна, воспитатель логопедической группы, МБОУ "Малошуйская средняя общеобразовательная школа" филиал Малошуйский детский сад, пгт. Малошуйка, Онежский р-он, Архангельская обл. Иллюстрация

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для развития ТВОРЧЕСКОГО воображения у дошкольников 5 7 лет» 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить

Игра "Волшебная шляпа" Старший дошкольный возраст. Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Перед началом этой подвижной музыкальной игры для детей нужно приготовить

Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бригантина» муниципальнго образования «Островский

Игры и упражнения направленные на развитие творческих способностей дошкольников 4 5 лет. Двойное изображение Цель: учить видеть образ в рисунке. Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности 1. На что похожи наши ладошки Цель: развитие воображения и внимания. Предложить детям опустить ладонь в краску или

Конспект занятия по охране здоровья и физическому развитию «Как устроено тело человека», 4 группа детей с ОВЗ 19.09.16 Тема: «Как устроено тело человека» Цель: Дать детям представление о строении и работе

МДОУ «Детский сад 32 комбинированного вида» Конспект совместной деятельности в старшей группе «Портрет Перы-богатыря» Воспитатель: Ермолина А.Н. пгт. Ярега, 2016 г. Цель Задачи Атрибуты Предварительная

Занятие с элементами тренинга для учеников 8-9х классов Тема: «Давайте жить дружно» Цель: Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сферы подростков, личностный рост, сплочение коллектива, развитие

Коррекционно-развивающие упражнения Упражнение 1 «Говори наоборот» Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой -маленький» (работает творческая

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми. Тема: «Ребята и зверята» Цель: Сравнение людей и зверей через создания игровой ситуации. Задачи: Обучающая. Дать детям представление об важнейших

Скетчбук, который научит вас рисовать Человеческая фигура и лицо Все мы очень неравнодушны к фигурам и лицам других. Исследования показывают, что даже новорожденные любят наблюдать именно за лицами. На

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 2 «Колосок» Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию» Подготовила: воспитатель А.В. Березина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 59 комбинированного вида Мастер-класс по изготовлению игрушек из спичечных коробков. ДЕВОЧКА И МАЛЬЧИК. Воспитатель: Дудкина Л.И.

«Рассказывание сказки «Теремок» по мнемотаблицам (средняя группа) Воспитатель: Найман Татьяна Людвиковна Задачи: Обучающие: o называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую

Картотека дидактических игр к технологии развития выразительного образа посредством малых фольклорных жанров в рисовании детей старшего дошкольного возраста Составила: Сабитова В.Т. Дидактическая игра

Добрый день, здравствуйте! На что мы обращаем внимание, когда говорим о внешности, когда говорим о том, как выглядит человек? Обычно мы обращаем внимание, во-первых, на рост: высокий человек или невысокий,

Анатомия головы. Для изучения мышц на лице встань перед зеркалом и задай им хорошую работу. Эти рисунки помогут понять, как образуются выражения лица. Удели немного внимания мышцам шеи ведь голову обычно

Выполнила Воспитатель МБДОУ «Детский сад 17 с. Озерское» Бочарова Любовь Александровна Методическая разработка образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием интерактивной доски для детей 6-7 лет «Портрет Бабы-Яги» Интеграция НОД «Музыка» и «Художественное творчество» Задачи НОД: Социально

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад 5 «Теремок» города Новоалтайска Алтайского края Конспект непосредственно - образовательной деятельности по теме: «Занимательная

Картотека дидактических игр по рисованию для средней группы Дидактическая игра «Волшебные цвета» Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости

Мастер-класс для педагогов «Игры для развития эмоциональной сферы у детей». Цель: знакомство педагогов с играми по развитию эмоциональной сферы детей. Оборудование: мультимедийная система, презентация

Занятие 3 Задание «Дорисуй ключик» Дорисуй ключик Задание «Ключики» Подбери для каждого ключа замочную скважину. Занятие 4 Задание «Коврик» Слушай внимательно и выполняй то, что я буду говорить: В центре

Игры с детьми по ориентации в пространстве К четырем годам ребенок должен уметь: различать правую и левую руку; определять направление от себя: вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз понимать и использовать

Игры для развития эмоционально-волевой сферы Попугай (для детей с 4 лет) Цель: учить передавать эмоциональное состояние с помощь речи и мимики Взрослый говорит любое короткое предложение, например «Я иду


Возраст: дети от 3 до 6 лет.
Фабрика "Радуга".
Год издания неизвестен. Игра старая может 1990г. или 1991г.
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия и мышления.

В комплект входят:

1. цветные карточки - 10 шт.
2. контурные карточки черно-белые - 10 шт.
Необходимо разрезать цветные карточки. По линиям.
игра будет интересна как девочкам, так и мальчикам.

Правила игры "Смешной портрет"

Для того чтобы начать игру, необходимо аккуратно разрезать цветные карты по прямым черным линиям и перемешать их на столе.
1. Попробуй собрать из отдельных частей портреты сказочных героев.В этом помогут контурные карты.
2.Не пользуясь картами и, проявив собственную фантазию, сможешь собрать собственные смешные портреты.
3. Раздав контурные карты играющим, ведущий берет по одной части из разрезанных цветных карточек. Показав ее играющим, он отдает ее тому игроку, который узнал часть изображения своей контурной карты.

Играющий, первым собравший портрет на своей контурной карте, выигрывает.

МБДОУ «Детский сад № 11 «Ручеёк»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно–эстетическому развитию детей»

Города Чебоксары Чувашской республики

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО ЖАНРУ ПОРТРЕТА

Подготовила

воспитатель

Надежда Константиновна

Казакова

г. Чебоксары, 2011

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО ЖАНРУ ПОРТРЕТА

Составь портрет сказочного героя

Цель . Закрепить знания детей о составных ча стях лица и их пространственном местонахожде нии, побудить использовать в речи слова: вверху, сверху, внизу, снизу, между, под.

Примечание . Нос находится между глазами. Бро ви находятся сверху глаз.

Материал . Портрет сказочного героя, разрезан ный на 8 частей (лицо пополам и на 4 части - лоб, глаза, нос, рот и подбородок).

Семейный портрет

Цель . Закрепить знания детей о половых и воз растных особенностях людей. Назвать отличитель ные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки и бра тишки.

Материал. 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок), и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).

Найди недостаток в портрете

Цель. Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрач ки, нос, ноздри, щеки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

Материал. 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.

Мимика лица

Как известно, у человека бывает разное настроение: радость, удивление, смех, плач, раздражение, гнев, спокойствие.

Разное выражение лица человека называется мимикой .

Изучите внимательно схемы настроения

и по пробуйте их зарисовать.

Придумай и собери портрет

Цель . Закрепить знания о жанре портрета, до ставить портрет из разных частей лица по соб ственному выбору и воображению. Учить правиль но ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Материал . Разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т. д

Добрые и злые герои

Цель. Учить классифицировать сказочных геро ев по принципам: добрые и злые; глупые и умные; смешные и страшные. Находить героев по задан ной теме, обосновывать свой выбор.

Материал . Картинки с изображением различных сказочных персонажей с ярко выраженными чер тами характера (Емеля, Баба Яга, Змей Горыныч, Лиса, Елена Прекрасная и др.)

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

«ПАЛОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Цель.

Учить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематичном изображении; упражнять в передаче поз людей в схематичном изображении.

Материал.

У воспитателя фломастер и палочки (полоски тонкого картона, подклеенные фланелью) для выкладывания человечков, схематичные изображения человечков в разных позах. У детей карточки, разделенные на две клетки, в одной схематичный человечек, другая свободная, простые карандаш

Ход.

Показать детям трех-четырех человечков, изображенных по-разному. Спросить, кто может повторить движения одного из человечков. Ребенок принимает позу одного из человечков, а дети находят на карточке человечка с такими же движениями рук и ног. Обозначают словами его позу. Например: « Руки в локтях согнуты и подняты вверх, одна нога сильно согнута в колене, другая выпрямлена. Показать на фланелеграфе, как можно выложить по-разному изображенных человечков (3- 4 позы).

Затем раздать детям по одной карточке, предложить найти человечка с такими же движениями рук и ног, как у палочного человечка, и положить его на свободную клетку.

Пособие «Двигающийся человечек»

(на фланелеграфе)

Цель: Учить составлять фигурку человека в статическом состоянии, а также в движении на фланелеграфе из составных частей, соответствующих частям тела человека.

Предложить выложить из частей фигурку человека в определенном положении и перенести полученное изображение на бумагу.

Материал и необходимое оборудование: На каждого ребенка - настольный фланелеграф и набор наклеенных на фланель частей фигурки человечка: 2 детали изображения головы в профиль и в анфас, 2 детали туловища в двух положениях: спереди и сбоку,разделенные на локтевом сгибе 2 руки(4 детали) и 4 детали разделенных в колене ног.

Список использованной литературы:

1.Трофимова М.В. и др. «И учеба, и игра, изобразительное искусство» Ярославль, Академия развития, 2001г.

2.Шалаева Г.П. Учимся рисовать человека. – М., Издательство: АСТ, Слово, 2009

Примечание: фотографии с изображением изготовленных дидактических игр авторские.


Дидактические игры
по жанру портрета

Составь портрет сказочного героя


Цель : Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи слова: вверху, сверху, внизу, снизу, между, под.

Примечание: нос находится между глазами. Брови находятся сверху глаз.

Материал: Портрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей (лицо пополам и на 4 части - лоб, глаза, нос, рот и подбородок).

Семейный портрет


Цель: Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки и братишки.

Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок) , и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).



Найди недостаток в портрете


Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щеки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

Материал. 10 КАРТОЧЕК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ОДНОГО ЛИЦА С РАЗНЫМИ НЕДОСТАТКАМИ.



Мимика лица


Как известно, у человека бывает разное настроение: радость, удивление, смех, плач, раздражение, гнев, спокойствие.
Разное выражение лица человека называется мимикой.



Изучите внимательно схему настроения и попробуйте их зарисовать .

Придумай и собери портрет


Цель: Закрепить знания о жанре портрета, составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Материал: Разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.



Добрые и злые герои


Цель: Учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые; глупые и умные; смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновывать свой выбор.

Материал: Картинки с изображением различных сказочных персонажей с ярко выраженными чертами характера (Емеля, Баба Яга, Змей Горыныч, Лиса, Елена Прекрасная и др.)



Узнай портрет по описанию и нарисуй его


1. Вот как она выглядела: волосы цвета мор ковки были заплетены в две тугие косички, торчав шие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще в крапинку - от веснушек; в большом широком рту сверкали бе лые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее, видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один - коричневый, а другой - черный.
А огромные черные туфли, казалось, вот-вот сва лятся.


Астрид Линдгрен. Пеппи Длинный чулок

2. Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело - отгонять птиц. Го лова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах - старые голубые ботфорты.

А. Волков. Волшебник Изумрудного города (Страшила)

3. Девочка взяла веник да так и села на пол - до того испугалась. Под веником кто-то был! Не большой, мохнатый, в красной рубахе, блестит гла зами и молчит. Девочка тоже молчит и думает: «Может, это ежик? А почему он одет и обут, как мальчик? Может, ежик игрушечный? Завели его ключом и ушли. Но ведь заводские игрушки не умеют кашлять и так громко чихать
Тут Наташа потихоньку стала смеяться. Уж очень потешный оказался человек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеется.

Татьяна Александрова. Кузька (Домовёнок Кузька)

Игровые упражнения "Палочные человечки"


Цель:
Учить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематичном изображении; упражнять в передаче поз людей в схематичном изображении.

Материал:
У воспитателя фломастер и палочки (полоски тонкого картона, подклеенные фланелью) для выкладывания человечков, схематичные изображения человечков в разных позах. У детей карточки, разделенные на две клетки, в одной схематичный человечек, другая свободная, простые карандаши.

Ход:
Показать детям трех-четырех человечков, изображенных по-разному. Спросить, кто может повторить движения одного из человечков. Ребенок принимает позу одного из человечков, а дети находят на карточке человечка с такими же движениями рук и ног. Обозначают словами его позу. Например: « Руки в локтях согнуты и подняты вверх, одна нога сильно согнута в колене, другая выпрямлена. Показать на фланелеграфе, как можно выложить по-разному изображенных человечков (3-4 позы).
Затем раздать детям по одной карточке, предложить найти человечка с такими же движениями рук и ног, как у палочного человечка, и положить его на свободную клетку.



Пособие "Двигающийся человечек"
(на фланелеграфе)


Цель: Учить составлять фигурку человека в статическом состоянии, а также в движении на фланелеграфе из составных частей, соответствующих частям тела человека.
Предложить выложить из частей фигурку человека в определенном положении и перенести полученное изображение на бумагу.

Материал и необходимое оборудование: На каждого ребенка - настольный фланелеграф и набор наклеенных на фланель частей фигурки человечка: 2 детали изображения головы в профиль и в анфас, 2 детали туловища в двух положениях: спереди и сбоку,разделенные на локтевом сгибе 2 руки(4 детали) и 4 детали разделенных в колене ног.

НОУ «Гимназия им. М.И. Пинаевой» г. Пермь

Дидактические игры по ИЗО

Подготовила

воспитатель

Добрякова Наталья Николаевна

Добрякова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЖАНРУ ПОРТРЕТ

Составь портрет сказочного героя

Цель . Закрепить знания детей о составных ча­стях лица и их пространственном местонахожде­нии, побудить использовать в речи слова: вверху, сверху, внизу, снизу, между, под.

Примечание . Нос находится между глазами. Бро­ви находятся сверху глаз.

Материал . Портрет сказочного героя, разрезан­ный на 8 частей (лицо пополам и на 4 части - лоб, глаза, нос, рот и подбородок).

Семейный портрет

Цель . Закрепить знания детей о половых и воз­растных особенностях людей. Назвать отличитель­ные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки и бра­тишки.

Материал. 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок), и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).

Найди недостаток в портрете

Цель . Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрач­ки, нос, ноздри, щеки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

Материал. 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.


Мимика лица

Как известно, у человека бывает разное настроение: радость, удивление, смех, плач, раздражение, гнев, спокойствие.

Разное выражение лица человека называется мимикой.

Изучите внимательно схемы настроения

и по­пробуйте их зарисовать.


Придумай и собери портрет

Цель . Закрепить знания о жанре портрета, до­ставить портрет из разных частей лица по соб­ственному выбору и воображению. Учить правиль­но ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Материал . Разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т. д


Добрые и злые герои

Цель. Учить классифицировать сказочных геро­ев по принципам: добрые и злые; глупые и умные; смешные и страшные. Находить героев по задан­ной теме, обосновывать свой выбор.

Материал . Картинки с изображением различных сказочных персонажей с ярко выраженными чер­тами характера (Емеля, Баба Яга, Змей Горыныч, Лиса, Елена Прекрасная и др.)

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

«ПАЛОЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Цель.

Учить детей видеть сходство поз человека в реалистическом и схематичном изображении; упражнять в передаче поз людей в схематичном изображении.

Материал.

У воспитателя фломастер и палочки (полоски тонкого картона, подклеенные фланелью) для выкладывания человечков, схематичные изображения человечков в разных позах. У детей карточки, разделенные на две клетки, в одной схематичный человечек, другая свободная, простые карандаш

Ход.

Показать детям трех-четырех человечков, изображенных по-разному. Спросить, кто может повторить движения одного из человечков. Ребенок принимает позу одного из человечков, а дети находят на карточке человечка с такими же движениями рук и ног. Обозначают словами его позу. Например: « Руки в локтях согнуты и подняты вверх, одна нога сильно согнута в колене, другая выпрямлена. Показать на фланелеграфе, как можно выложить по-разному изображенных человечков (3- 4 позы).

Затем раздать детям по одной карточке, предложить найти человечка с такими же движениями рук и ног, как у палочного человечка, и положить его на свободную клетку.

Пособие «Двигающийся человечек»

(на фланелеграфе)

Цель: Учить составлять фигурку человека в статическом состоянии, а также в движении на фланелеграфе из составных частей, соответствующих частям тела человека.

Предложить выложить из частей фигурку человека в определенном положении и перенести полученное изображение на бумагу.

Материал и необходимое оборудование: На каждого ребенка - настольный фланелеграф и набор наклеенных на фланель частей фигурки человечка: 2 детали изображения головы в профиль и в анфас, 2 детали туловища в двух положениях: спереди и сбоку,разделенные на локтевом сгибе 2 руки( 4 детали) и 4 детали разделенных в колене ног.


Дидактические игры и упражнения по цветоведению

Дидактическая игра « Шарфики и шапочки»

Эти мишки собрались на прогулку. Шарфики они уже завязали, а шапочки перепутали. Помоги им разобраться, где чья шапочка. Как же это узнать? Посмотри на шарфики (это подсказки). Подбери шапочки по цвету шарфиков. Выбери шапочку для мишутки с желтым шарфиком (синим, зеленым…). Назови цвета шапочек по порядку - сверху вниз: зеленая, желтая… А теперь наоборот - снизу вверх - фиолетовая, оранжевая... Вспомни какого цвета твоя шапочка? Посмотри на мишек и скажи, по цвету они одинаковые или разные. (Это разные оттенки коричневого цвета.) Какой мишка тебе нравится больше всех?

Дидактическая игра « Цветное чаепитие у Маши и Даши»

Куклы приглашают подружек на чай. Помоги им сервировать стол. Посмотри: посуды много-много, а кукол - две. Значит, всю посуду нужно разделить поровну на два сервиза. Но не просто так: это Маше, а это Даше. Давай подумаем вместе, как лучше распределить посуду. Посуда одинаковая по цвету или разная? А какого цвета одежда у кукол? Какая посуда больше подходит кукле с красным бантиком? (Чайник и чашки с блюдцами в красный горошек, красная сахарница с белыми горошками и вазочка с красным цветком.) А какую посуду нужно отобрать для куклы в синем? Назови, что каждая из кукол поставит на стол для своих гостей .

Дидактическая игра « Что нам стоит дом достроить!»

Эти домики строили-строили, но не достроили. А задумали их так, чтобы в каждом чередовались два цвета. Дострой домики. Какие детали нужно поставить сверху? Найди домик, у которого внизу два зеленых кубика. Кубик какого цвета стоит сверху? (Красный.) А какие кубики поставили потом? (Зеленые.) Значит, какой кубик нужно поставить сверху? Найди его в ряду справа. Рассмотри каждую постройку (остальные можно закрыть) и

подбери недостающие детали. Покажи домик из оранжевых и зеленых кубиков. Из желтых и зеленых кирпичиков? Назови цветные детали, из которых построили остальные домики.


Дидактическая игра «Пестрый клоун»

Клоун готовится к выступлению. Помоги ему нарядиться. У клоуна в одежде всегда все наоборот. Один рукав зеленый, а перчатка на этой же руке красная. Другой рукав красный, а перчатка на этой руке зеленая. Давай посмотрим вместе. Что у клоуна на голове? Где зеленый колпак? Какой помпон нужно к нему пришить? (Красный.) А какой помпон подойдет для красного колпака? (Зеленый.) Найди такой же цвет на зонтике. Покажи такую же по цвету перчатку. На какую руку клоун ее наденет? Покажи и назови все красное. Где красный башмак? На какую ногу клоун его обует? Назови цвет пуговицы и найди этот цвет на зонтике.

Дидактическая игра «Вкусная» палитра»

Назови каждую картинку и найди на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон...(и т.д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый, или иначе - сливовый.) Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Лимонный - это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Дидактическая игра « Цветные нюансы»

Иногда художники пишут копии своих картин, которые полностью повторяют оригинал (первое, основное произведение) или же имеют какие-то отличия. Сравни эти натюрморты и найди 5 отличий. На первый взгляд, они кажутся одинаковыми. Всмотрись в колорит обеих картин, сравни все предметы попарно. А потом попробуй нарисовать с натуры свой натюрморт. Возьми вазу или кувшин. Поставь на стол. Положи рядышком крупные, яркие фрукты. Отойди и полюбуйся. Если нужно, подвигай предметы натюрморта в поисках наиболее

интересной композиции. И начинай рисовать, сверяясь с натурой. Будь внимательнее к цвету.

Дидактическая игра « Ягоды поспели»

Посмотри, как созревала ягодка-малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала - от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?

Дидактическая игра « Волшебные цвета»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

Дидактическая игра «Веселые краски»

Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.

Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.

Ход игры: путем смешения красок решать « примеры» типа «красный +желтый = оранжевый», «зеленый – желтый = синий».

Дидактическая игра «Основные и составные цвета» (по принципу игры «Веселые краски»)

Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»

Цель: знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.

Материалы: карточки с разными цветами, карточки с изображением предметов.

Ход игры. Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.

Дидактическая игра «Какие цвета есть на картинке»

Цель: упражнять детей в умении идентифицировать цвета в картинке.

Материал: Цветные аппликации, планшет с кармашками (8 шт.), карточки с разными цветами.

Ход игры: ребенку предлагается цветная аппликация и набор цветных карточек, ему необходимо выставить на планшете карточки с теми цветами, которые присутствуют в аппликации.

Дидактическая игра «Гусенички»

Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

Упражнения на развитие формообразующих движений с применением трафаретов, шаблонов, плоскостных фигур.

Дидактическая игра «Клубочки»

Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.

Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Дидактическая игра «Подбери к изображению игрушку»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.

Ход игры. Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы.

Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

Варианты игры могут быть разнообразны. Например, на картинке изображены реальные предметы, дети отбирают вырезанные из картона силуэтные изображения и накладывают на реальные изображения.

Формирование способов сличения, анализа предметов и их изображений является эффективным приемом обогащения предметных представлений. Этому способствуют игры типа

«Наложи предмет на его изображение», «Составь предмет из частей», «Найди такой же предмет», «Найди такую же половинку предмета, изображения».

При этом важно учитывать индивидуальные различительные возможности зрения. При низкой остроте зрения и отсутствии навыков восприятия изображения лучше начинать работу по сличению предмета с его реальным, цветным изображением, а затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением.

Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе»

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.

Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.

Ход занятия. Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка.

После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

Дидактическое упражнение «Украсим предметы»

Цель: упражнять детей в умении заполнять ограниченное пространство в соответствии с заданной формой предметов.

Ход занятия. Педагог предлагает детям трафареты с прорезями формы различных предметов: платья, шапки, полотенца, носового платка, чашки, косынки и др.Затем дети разрисовывают цветными изображения заданное пространство. В зависимости от уровня развития изобразительных навыков сложность контуров предметов определяется каждому ребенку

индивидуально: один разрисовывает полотенце, другой - платье.

Такие упражнения обогащают детские впечатления о форме реальных предметов, учат замечать общее между ними, в частности, что все предметы раскрашены цветными полосками, все они разные (посуда, одежда, белье и т. д.). Так формируются у детей умения обобщать предметы по одному сходному признаку, вне зависимости от их функционального назначения.

Дидактическая игра «Собери животное из фигур»

Цель: упражнять детей в составлении фигур различных животных (человека) из заготовленных шаблонов круглых и овальных форм.

Материалы: шаблоны частей разных животных.

Ход игры. Собрать из предложенных частей животное, назвать, какое получилось животное, назвать из каких фигур оно состоит, что изображают эти фигуры (голова, туловище, лапы, хвост, уши).

Дидактическая игра «Симметричные предметы (кувшины, вазы,горшки)»

Цель: закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.

Материалы: шаблоны кувшинов и ваз, разрезанные по оси симметрии. Ход игры. У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

Декоративно-прикладное творчество

Для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством России я изготовила и применяю в своей работе простые, но эффективные дидактические игры, которые очень нравятся детям. Они дают возможность качественней закрепить тот или иной промысел России. Уже несколько лет эти игры хорошо помогают в работе с детьми, т.к. очень эффективны. Дети на занятиях и в свободную деятельность с большим удовольствием играют в эти игры.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал и оборудование. Планшет с изображением народных промыслов России.

Игровое правило. Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

выложить на трафарете узор методом аппликации.

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.

Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого. Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный

ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Дидактические задачи: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал: предметы разных промыслов. Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим. Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается. Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

Дидактическая игра «Узнай элементы узора»

Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать

интерес к росписи. Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями. Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Дидактическая игра «Составь узор»

Дидактические задачи: учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Материал : плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства. Материал : два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части. Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом. Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Дидактические задачи: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи:

«осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу. Материал : трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции. Материал : трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты). Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Дидактическая игра «Художественные часы»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор. Материал : планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки. Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Дидактическая игра «Укрась поднос»

Дидактические задачи : закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству. Материал : трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона , различные цветы, литья по размеру, форме, цвету. Игровое правило: брать по одному элементу. Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.

Дидактическая игра «Из какой росписи птица»

Материал: изображения птиц городецкого, хохломского, дымковского, гжельского промыслов.

Игровое действие: назвать вид прикладного творчества, найти птиц неизвестных видов росписи и не относящихся к декоративно-прикладному творчеству.

Дидактическая игра «Помоги Незнайке»

Дидактические задачи: закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа.

Материал: изображения различных видов декоративно-прикладного творчества.

Игровое действие: определить к какому виду народного промысла относится изображение, доказать, называя особенности той или иной росписи.

Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

Материал и оборудование. Элементы гжельской розы.

Игровое правило. Дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Материал и оборудование: Карточки поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.

Игровое правило. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, каргопольская игрушка к каргопольской и т.д..

Дидактические игры «Собери матрёшку».

Материал и оборудование. Матрешки, поделенные на несколько частей.

Игровое правило. Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

«Найди домик матрёшки»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование. Карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровое правило. Правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Жанры живописи

Дидактическая игра «Художники-реставраторы».

Вариант 1.

Дети из отдельных кусочков под музыку («Песня о картинах», сл. А.Кушнера, муз. Г.Гладкова) восстанавливают картину. По окончании работы называют её жанр. Проводится подсчет цветных карточек, заработанных каждым ребенком, и на чистом листе с именем ребенка записывается количество набранных очков. (Заработанные ребенком очки помогут воспитателю в диагностике знаний и умений по изобразительной деятельности.)

Вариант 2.

Картины нужно бережно хранить, поэтому в музеях всегда поддерживается определенная температура и влажность воздуха, а окна закрываются от ярких солнечных лучей. Но со временем на картинах могут появиться трещины, от них даже могут отколоться кусочки. Помоги «отреставрировать» этот натюрморт. Найди подходящие фрагменты. Что такое натюрморт? Что ты видишь на этом натюрморте?

Дидактическая игра «Подбери слово»

Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине
Материал: репродукция какой-либо картины.
Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова. Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют свой выбор. Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы». Звучная – звонкая – тихая.

Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски. Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов.
Просторная – тесная
Тесная. Здесь изображено так много предметов. Конечно, им тесно.
Радостная – унылая
Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая,

нарядная, будто на празднике, будто хвастаются булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше.
Лёгкая – тяжёлая.
Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки, пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?


Дидактическая игра «Определи или найди жанр (портрет, пейзаж, натюрморт)»

Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется … (пейзаж)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,

Знай, что это … (натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто – нибудь на нас -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется … (портрет).

Дидактическая игра «Составь натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картины.
Описание игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает

право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А.А. Пластова:
« Перед вами репродукция картины А.А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов), вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины (ошибочное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».

Дидактическая игра «Угадай картину» (словесная игра)
Цель: учить детей находить по словесному описанию картину.
Материал: репродукция картины.
Описание игры:
1 вариант. Педагог описывает картину какого-либо художника, не называя её
и не рассказывая, какие цвета использовал художник. Например: «В комнате за столом сидит девочка. У неё мечтательное лицо. На столе фрукты. За окном летний день». Дети рассказывают, какими красками и оттенками изображено всё, о чём рассказал воспитатель. Затем воспитатель показывает репродукцию картины детям. Побеждает тот, ответ которого наиболее близок к истине.
2 вариант. Под музыку воспитатель подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем он показывает детям репродукции картин разных пейзажей, среди которых находится и тот, который он описывал. Дети должны узнать пейзаж по описанию и объяснить свой выбор.


Дидактическая игра «Из чего состоит пейзаж»
Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.
Материал: разнообразные картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные и т.д.
Описание игры: воспитатель предлагает детям разнообразные картинки. Дети должны отобрать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывая свой выбор.

Дидактическая игра «Найди недостаток в портрете»
Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.
Описание игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

Дидактическая игра «Собери пейзаж»
Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
Описание игры: детям нужно с помощью цветных изображений составить
пейзаж по собственному замыслу или по заданному воспитателем сюжету.

Дидактическая игра «Перспектива»

Цель: дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие)
Описание игры: детям предлагается разложить силуэты на

картинной плоскости с учётом перспективы.

Дидактическая игра «Из чего состоит натюрморт»
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т.д.
Описание игры: среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.

Дидактическая игра «Составь портрет»
Цель: закрепить знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица по цвету и форме.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме.
Описание игры: детям предлагается из разных частей лица составить портрет мальчика или девочки.

Можно использовать в игре загадки:

Между двух светил

Я в середине один. (Нос)

Не сеют, не сажают,

Сами вырастают. (Волосы)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы)

Один говорит, двое глядят,

Двое слушают. (Язык, глаза, уши)



Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)

Дидактическая игра «Времена года»
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»
Описание игры: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года.
Можно использовать в игре аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года», художественные тексты о временах года.